Индивидуальные программы развития ребенка с проблемами в обучении

Индивидуальные программы развития ребенка с проблемами в обучении thumbnail

Преподаватель: О.А. Антоньева МДК 1.1.

Тема: «Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении».

Цель: Формирование умений и практического опыта проектирования индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении.

Задачи:

1) Закрепить и проверить знания студентов по теме: «Особенности детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии».

2) Проанализировать со студентами методические требования к составлению программ индивидуальной работы с детьми, имеющих трудности в обучении.

3) Создать учебные условия, обеспечивающие формирование умений разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

4) Воспитывать информационную культуру студентов, направленность на будущую профессиональную деятельность.

Оборудование: образец индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

План.

1. Актуализация знаний студентов по теме: «Особенности детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии».

2. Изучение нового материала: «Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении».

2.1. Цели и задачи реализации программ индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении.

2.2. Содержание программы коррекционной работы.

2.3. Требования к условиям реализации программы.

2.4. Содержание программы.

3. Практическая работа: «Анализ программы» (по выбору)

4. Проверка усвоения нового материала.

5. Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока

2.1. Цели и задачи реализации программ индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Реализация личностно-ориентированного подхода через психолого-педагогическое сопровождение ребенка является актуальной задачей, решение которой способствует достижению учащимся планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Стандарта образования.

Программа направлена на создание комплекса условий для повышения эффективности обучения и воспитания детей с трудностями в обучении. К числу основных условий относятся:

– введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;

– совершенствование образовательных технологий и технологий в охране здоровья обучающихся;

– интеграция полученных в ходе психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы.

– разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, развивающих, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);

– объединение усилий педагогов, психолога и социального педагога в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с трудностями в обучении;

– расширение перечня педагогических, психологических, социальных и правовых услуг детям и родителям;

– развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-психолог и другие специалисты.

Цель программы коррекционной работы:

создание условий для успешного освоения образовательной программы всеми обучающимися.

Задачи:

  1. Диагностировать трудности обучения, межличностных взаимодействий, отдельных индивидуальных психофизиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в образовательном учреждении;

  2. Оказать помощь в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости.

  3. Определить особенности организации образовательного процесса для детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

  4. Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учётом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей.

  5. Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей по педагогическим, социальным, правовым вопросам.

  6. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов в сфере работы с одарёнными детьми и детьми с трудностями в обучении.

2.2. Содержание программы коррекционной работы.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Программа осуществляется педагогом-психологом во внеурочное время, учителем начальных классов во время учебного процесса.

Структура программы представлена следующими направлениями:

– диагностическое – обеспечивает своевременное выявление одарённости и трудностей у детей;

– коррекционно-развивающее – содержит перечень и план коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся;

– информационно-просветительское – осуществляет разъяснительную деятельность по вопросам реализации и осуществления образовательного процесса.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  1. освоение основной образовательной программы;

  2. повышение учебной мотивации младших школьников;

  3. успешная адаптация к школьному обучению;

  4. повышение активности учащихся при взаимодействии с участниками образовательного процесса;

  5. развитие когнитивной и эмоционально-личностной сфер обучающихся

  6. снижение уровня общей тревожности учащихся.

2.3. Требования к условиям реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения одарённых детей и детей с трудностями в обучении.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения одарённых детей и детей с трудностями в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок;

— обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на образовательные потребности обучающихся; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя др.

Кадровое обеспечение

Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной с использованием современных информационно коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам.

2.4. Содержание программы

Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является школьный психолого-педагогический консилиум (ШППК). Основной целью ШППК является определение и организация в рамках школы адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии с потенциалом развития, специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребёнка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.

Его главные задачи: защита прав и интересов ребёнка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Каждый специалист консилиума даёт оценку состояния детей с трудностями в обучении. Сформированности определённых образовательных навыков и умений и соответствие их условно нормативным показателям, а также особенности не сформированности этих умений и навыков диагностируются педагогом. Педагог-психолог устанавливает уровень и особенности актуального психического развития ребёнка, в том числе и интеллектуального, выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми, выявляет возможности овладения ребёнком школьной программы обучения. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребёнок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оценивается социальным педагогом школы.

Основные задачи ШППК:

1. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей.

2. Выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка.

3. Разработка рекомендаций учителю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения.

4. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ.

5. Определение готовности к школьному обучению первоклассников с целью вычленения «группы риска».

6. Решение вопроса о создании в рамках школы условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребёнка (перевод на другую программу обучения, выбор соответствующей формы обучения).

7. Прослеживание динамики развития (наблюдения, диагностические «срезы» для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив).

8. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

9. Консультативная работа с родителями, педагогами.

10. Подготовка и ведение документации, отражающей реальное актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями.

11. Организация взаимодействия между педагогическим коллективом школы и специалистами, участвующими в работе ШППК.

12. Организация психологического сопровождения помощи.

3. Практическая работа: «Анализ программы» (по выбору)

Студенты получают одну из программ для анализа. Далее осуществляется анализ программ по предоставленной схеме с последующим групповым обсуждением.

4. Проверка усвоения нового материала.

Реализуется в процессе обсуждения проанализированных программ и написания эссе по теме занятия. В качестве домашнего задания предлагается разработать собственный проект коррекционно-развивающей программы по проблеме наиболее интересующей студентов.

Источник

БОУ «Русскополянская гимназия №1»

Тема: « Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в обучении»

Выполнила:Моляренко Марина Владимировна

Учитель начальных классов

2015г.

Оглавление.

1.Актуальность проблемы.

2. Современные исследования специальной психологии и коррекционной педагогики.

3. Цели и задачи коррекционной работы (из опыта работы).

4. Таблицы педагогического обследования.

5. Список литературы.

Введение.

Актуальность проблемы грамотной организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на сегодняшний момент ни у кого не вызывает сомнений. На основании Федеративного Закона «Об образовании РФ» №273-ФЗ от 29. 12. 12.ст.11 гл. 79. не только обозначены права лиц с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование, но и подчеркивается необходимость учитывать их возможности и особые образовательные потребности.

Основой моделирования любой образовательной программы является её адресность. То есть первым шагом, задающим вектор построения программы коррекционной работы, является определение контингента воспитанников, на развитие которых будет направлена работа педагогов.

Коррекционная работа предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе.

Таким образом, заявленная мною тема: «« Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в обучении» актуальна.

Целью

коррекционной работы в соответствии с требованиями Стандарта является направление на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, их социальную адаптацию.

Задачи:

-сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе обучения в учреждении;

-создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребёнка;

-создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;

-формирование психологической культуры учеников, учителей, родителей.

Понятие «ограниченные возможности здоровья» является весьма объемным и включает в себя широкий спектр отклонений в состоянии здоровья человека – от временных недомоганий до дефектов определяемых понятием «инвалидность».

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ. Поэтому, для выявления образовательных потребностей и до постановки целей образовательной программы необходимо определиться с тем, кого из воспитанников мы будем подразумевать, говоря об ограниченных возможностях здоровья и на какие группы можно распределить детей, имеющих сходные отклонения в развитии.

В соответствии с современными исследованиями специальной психологии и коррекционной педагогики, весь контингент школьников с ОВЗ можно разделить на три большие группы (внутри которых, в свою очередь, могут быть выделены частные подгруппы). Эти группы кратко представлены в таблице (Приложение 1) и требуют лишь небольшого комментария.

В БОУ»Русскополянская гимназия №1» открыт класс коррекции (8вид).В классе 8 человек. Это дети ,по заключению ПМПК,с ЗПР психогенного и конституционального происхождения, то есть:-с недоразвитием познавательных психических процессов;

– отсутствием предпосылок учебной деятельности, учебных умений;

-узким общим кругозором;

– несформированными коммуникативными умениями;

– с личностной неготовностью к школьному обучению (задержкой нравственно-волевого развития, отсутствием школьной мотивации).

Каковы особые образовательные потребности этих детей?

– развитие познавательных психических процессов и свойств личности до уровня возрастной;

– формирование общеучебных умений;

– расщирение общего кругозора;

– дополнительные индивидуальные занятия для освоения основной образовательной программы.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работаю по следующим направлениям:

– диагностическое;

– коррекционно-развивающее;

– консультативное;

– просветительское;

– методическое.

Диагностическое направление.

Отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющееиндивидуальных консультаций. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей данной категории были выбраны следующие методики:

  • «Тест тревожности» Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен.

Цель: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

  • Методика «Паровозик» С.В. Велиевой

Цель: определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

  • Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей изображенных на картинках. Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

ЦельИзучить то, насколько дети понимают и осознают эмоциональные состояния других людей и свое собственное, каким образом они выражают свои эмоции.

  • «Тест Лесенка» В.Г.Щур.

Цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

  • Сказка «Новость»

Цель: выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.

  • Сказка «Страх»

Цель: диагностика страхов ребенка

Количественные результаты диагностического исследования:

«Тревожность»

Уровни

Кол – во

%

Низкий

1

11%

средний

3

33%

высокий

4

56%

«Самооценка»

Уровни

кол-во

%

позитивная

1

11%

заниженная

1

11%

не сформирована

6

78%

«Паровозик»

Психическое состояние

кол-во

%

ППС

4

50%

НПС

4

50%

«Понимание эмоциональных состояний детей»

Пониманти эмоций

кол-во

%

Понимают эмоциональные состояния  и могут изобразить с помощью мимики

2

22%

Не понимают, затрудняютсяизобразить

6

78%

Ведётся»Дневник наблюдений», где отслеживается не только учебная деятельность, но и другие характеристики ученика. (Приложение2).

 Анализируя результаты исследования, основные проблемы нарушения развития эмоциональной сферы детей проявляются, как правило, как в высоком так и низком (неадекватном) уровне личностной тревожности, агрессивных реакциях, неадекватной самооценке с тенденцией к её значительному завышению или занижению, в наличии страхов, неблагоприятном общем психоэмоциональном состоянии, а так же  в закреплении данных негативных эмоций, оценивая имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учеников.

Коррекционно-развивающее направление

Работа, направленная на помощь в школьной адаптации, на познавательно-личностное развитие школьников, стремящейся последовательно и планомерно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического и умственного, развития. Помощь психолога, логопеда , социального педагога

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

Консультативная работа

Проводятся беседы и консультаций со всеми субъектами образовательной среды: учениками, учащимися, педагогами,родителями. В целом все запросы можно разделить по следующей тематике:

-трудности в общении со сверстниками;

-эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);

-проблемы в детско-родительских отношениях;

-трудности в профессиональном самоопределении;

-трудности обучения;

-консультации по результатам групповой диагностики;

-эмоциональная поддержка в сложных ситуациях.

В процессе консультирования решались следующие вопросы

-диагностика нарушений;

-рекомендации учащимся, и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений.

В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволила решить большинство необходимых задач консультативной деятельности.

Методическая работа

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

-Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ:

а) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

б) разработка классных часов для учащихся;

в) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях;

г) создание базы диагностических методик.

– Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей.

. Просветительская деятельность

Данное направление деятельности реализуется в следующих формах:

-Проведение тематических классных часов для учащихся 1-4классов. Цель данных мероприятий : познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.

Основные темы классных часов:

-Стратегии поведения в конфликте.

-Портрет нашего класса.

В связи с тем, что были получены положительные отзывы о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях и участии в развивающих мероприятиях, данное направление деятельности можно считать очень эффективным.

– Выступления на родительских собраниях

-«Семья и школа вместе: помощь родителей в школьной адаптации».

В целом  выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от , родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как умственно отсталые школьники в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих  оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.  Таким образом, реализация индивидуального подхода в  процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в  разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия   потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.

.

Приложение№1

Параметры моделиро-вания

Субъекты и объекты моделирования

Категории обучаю-щихся

с ОВЗ

I группа

II группа

III группа

Часто болеющие и имеющие хронические соматические заболевания,

не имеющие грубых дефектов психического и физического развития

(в том числе дети с ЗПР соматического происхождения).

Основные ограничения:

– пробелы в знаниях, связанные с систематическими пропусками по болезни,

– высокая утомляемость,

– низкая работоспособность.

1) Социально-педагогически запущенные и

2) С ЗПР психогенного и конституционального происхождения.

Основные ограничения:

  • недоразвитие познавательных психических процессов,

  • отсутствие предпосылок учебной деятельности, учебных умений,

  • узкий общий кругозор,

  • не сформированные коммуникативные умения,

  • личностная неготовность к школьному обучению (задержка нравственно-волевого развития, отсутствие школьной мотивации).

С установленным диагнозом:

1) слабослышащие и глухие,

2) слабовидящие и слепые,

3) с нарушениями речи,

4) с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

5) с ЗПР церебрально-органического происхождения,

6) с умственной отсталостью,

7) с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью),

8) с нарушениями эмоционально-волевой сферы, в том числе, с РДА (ранний детский аутизм),

9) с комплексными нарушениями в развитии (сочетание двух или более нарушений в развитии).

Особыеобразова-тельные потребнос-ти детей с ОВЗ

– здоровье сберегающие технологии образования,

– индивидуально подобранный режим обучения и воспитания,

– развитие познавательных психических процессов и свойств личности до уровня возрастной нормы,

– формирование общеучебных умений,

– расширение общего кругозора,

– дополнительные индивидуальные занятия для освоения основной образовательной программы

Образовательные потребности соответствуют характеру нарушений развития:

  • развитие познавательных психических процессов и свойств личности,

  • расширение общего кругозора,

  • индивидуальные дополнительные занятия,

  • здоровьесберегающие технологии образования

Цели

коррекци-онной

работы

– укрепление здоровья,

– помощь в освоении ООП

– коррекция недостатков развития,

– помощь в освоении ООП,

– укрепление здоровья

  • коррекция недостатков развития,

  • помощь в освоении специальных образовательных программ,

  • укрепление здоровья

Направле-ниякоррекци-онно-педагоги-ческой работы

– создание здоровьесберегаю-щей образовательной среды,

– преодоление трудностей в освоении ООП

  • создание развивающего пространства,

  • развитие учебной деятельности,

  • психологическое развитие,

  • логопедическая помощь,

  • педагогическая коррекция нарушений развития,

  • создание здоровьесберегающей образовательной среды

В соответствии со структурой дефекта или уровнем нарушения развития:

  • создание развивающего пространства,

  • психологическое развитие,

  • коррекция нарушений развития (в том числе логопедическая помощь),

  • создание здоровье-сберегающей среды

Формы и методы работы

  • дистантное образование,

  • рабочие тетради,

  • индивидуальные задания,

  • психолого-педагогическое сопровождение,

  • закаливающие процедуры, физкультура и т.п.

  • коррекционная направленность образовательного процесса,

  • коррекционная направленность воспитательной деятельности и дополнительного образования,

  • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия,

  • психолого-педагогическое сопровождение,

  • логопедические занятия,

  • закаливающие процедуры, физкультура и т.п.

  • обучение по программам специального образования,

  • вовлечение в общение и взаимодействие с нормально развивающимися сверстниками,

  • коррекционно-развивающие занятия,

  • логопедические занятия,

  • психолого-педагогическое сопровождение,

  • закаливающие процедуры, физкультура и т.д.

Ответственные исполнители

– педагоги,

– медицинские работники

– учителя,

– педагоги дополнительного образования,

– педагог-психолог, логопед, дефектолог,

– медицинский работник

– педагоги, имеющие профессиональную переподготовку («Олигофренопедагогика»)

– педагог-психолог, логопед, дефектолог, медицинский работник

Литература:

  1. Основы специальной психологии: Учеб.пособие / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2005. – 480 с.

  2. Петрова В.Г.Психология умственно отсталых школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. -160с.

  3. Петрова В. Г., Белякова И. В.Кто они, дети с отклонениями в развитии. — 2-е изд. — М., 2000.

  4. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.

Источник