Индивидуальные особенности развития ребенка с отклонениями от норм

Индивидуальные особенности развития ребенка с отклонениями от норм thumbnail

Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребенка «не только дана, но и задана», – подчеркивал известный отечественный психолог и педагог В.В. Зеньковский. Перед ребенком раскрыты бесконечные перспективы духовного развития. Личность ребенка индивидуальна и неповторима. Нельзя воспитать человека вообще. У каждого человека свой путь, своя «идеальная форма». С психологической точки зрения, личность есть комплекс «данного и скрытого, действующего и дремлющего в глубине, эмпирического и внеэмпирического».

Изменчивость – одна из важнейших черт детской личности, которая сказывается как в отдельных чертах, так и во всей личности. Ребенок постоянно изменяется, и через несколько месяцев или через и несколько лет он может быть совершенно другим. Вот почему,считает В.В. Зеньковский, «мы никогда не можем, не смеем ставить крест на ребенке, который в данный момент кажется совсем испорченным; детская душа может неожиданно и незаметно перемениться и совсем отойти от всего, что угнетало нас в нем».

Психологические трудности, временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения, которые довольно часто встречаются у большинства детей, составляют неотъемлемую часть развития ребенка. Сами по себе эти расстройства не вызывают особого беспокойства, но у некоторых детей возникающие психические расстройства искажают процесс их нормального развития. Эти дети требуют особого внимания и помощи со стороны родителей, педагогов, психологов, врачей.

Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире.

Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные, с точки зрения потребностей, изменения внешней среды. Положительные эмоции повышают психическую активность, настраивают на решение той или иной задачи. Отрицательные эмоции снижают психический тонус и обусловливают пассивные способы защиты. Правда, такие отрицательные эмоции, как гнев, ярость, усиливают защитные возможности организма, в том числе и на физиологическом уровне.

Значительная часть нарушений детского поведения не имеет качественного отличия от нормы, хотя по симптоматике, т.е. совокупности проявлений, может напоминать заболевание. Такие как

Упрямство – одно из ранних проявлений нарушения поведения. В клинической психологии упрямство связывается с внушаемостью.

Внушаемость – важнейшее человеческое качество, «ворота души»: открытость другому, способность верить. Детская внушаемость сохраняется и у взрослого, хотя претерпевает серьезные изменения, переходит на новые уровни. Благодаря внушаемости ребенок трансформируется в социуме, делается человеком своего времени и своего места.

Внушаемость и упрямство – явления, находящиеся рядом. Ребенок часто сопротивляется внушениям, но природа этого сопротивления может быть различной. В дошкольном возрасте следует отличать сопротивление от невосприятия.

Нарушения эмоционального развития связаны с нарушениями нейродинамики человека, поскольку морфологическим субстратом эмоциональной регуляции являются подкорковые и лобные образования головного мозга. Выделяются два основных типа эмоциональных нарушений, возникающих вследствие ослабления или усиления функционирования отдельных уровней: гиподинамические и гипердинамические.

Все отклонения, которые мы видим в поведении подростков имеют свое начало еще в детском возрасте.

Г.Ф. Бреслав выделяет ряд нарушений эмоционального развития в детском возрасте.

В частности, в дошкольном возрасте нарушениями, по его мнению, являются:

  • – отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при слушании сказки.
  • – фиксированность эмоционального состояния, эмоциональное «застревание», привязанность к ситуации, что обусловливается низкой подвижностью процессов возбуждения и торможения;
  • – отсутствие эмоционального предвосхищения. Без возвращения в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести, формирования произвольной регуляции поведения;
  • – отсутствие синтонии(Синтония – способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего, близкого)
  • – отсутствие чувства вины как специфического явления эмоциональной саморегуляции в дошкольном возрасте;
  • – негативные эмоции и страхи, замкнутость, агрессивность. Детские страхи, тревожность достаточно подробно описаны в специальной литературе (Захаров, Раттер, Буянов и др.);
  • – гиперактивность, «гипердинамический синдром» как проявление нарушений системы эмоциональной регуляции.

В связи со сменой игровой деятельности на учебную деятельность, проявляется кризис. Ведущим синдромом кризиса 7 лет является гипердинамический синдром.

Основными признаками гипердинамического синдрома психологи и врачи называют отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность; гипердинамический ребенок импульсивен, непредсказуем. Он и сам не знает, что сделает в следующий миг. Действует, не задумываясь о последствиях, но без злого умысла. Искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Читайте также:  Причины развития ребенка 4 лет

Большая проблема для гипердинамического ребенка – отвлекаемость внимания и неспособность к умственному сосредоточению. Гиперактивность есть проявление целого комплекса нарушений. Отечественные исследователи подобные нарушения квалифицируют как синдромы дефицита внимания.

К категории «трудных» относятся и дети с аутичным поведением, замкнутые дети.

Таким образом, подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый, в связи с этим возникают трудности, различные нарушения в эмоциональном развитии. Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения ребенка, приводят к нарушению социальных контактов. В его поведении проявляются чувства взрослости , то есть он еще не ребенок но еще и не взрослый .

Источник

×åëîâåê êàê ñóáúåêò äåÿòåëüíîñòè è îáùåíèÿ ðàçâèâàåòñÿ íà îñíîâå óíàñëåäîâàííûõ è âðîæäåííûõ ñâîéñòâ. Ñëåäîâàòåëüíî, ïðåäïîñûëêè ñóáúåêòà ñëåäóåò èñêàòü òàêæå â òåõ èñõîäíûõ èíäèâèäóàëüíî-òèïè÷åñêèõ ñâîéñòâàõ ÷åëîâåêà, ê êîòîðûì Á. Ã. Àíàíüåâ îòíîñèò êîíñòèòóöèþ, íåéðîäèíàìèêó è ôóíêöèîíàëüíóþ àñèììåòðèþ ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà. Ó ÷åëîâåêà ñïåöèôèêà ýòèõ è ðÿäà äðóãèõ ïðåäïîñûëîê «ñîñòîèò â òîì, ÷òî ó ðåáåíêà ñðàçó ïîñëå ðîæäåíèÿ ýòè ôîðìû èìåþò íåçàâåðøåííûé õàðàêòåð è èõ äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ïðîèñõîäèò â ñîöèàëüíîé ñðåäå» (Ðûáàëêî Å. Ô., ñ. 42).

Çäåñü ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî â ñâîåì ïîâåäåíèè äåòè óæå ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà. Ýòî ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ íå òîëüêî â õàðàêòåðå ðåàêöèé íà ðàçäðàæèòåëè, íà íåóäîáñòâî, íà ãîëîä, íî è â òåõ ïðåäïî÷òåíèÿõ, êîòîðûå ìîãóò îáíàðóæèâàòüñÿ óæå ó íîâîðîæäåííîãî, íàïðèìåð â òîì, êàêèì ñïîñîáîì åãî ìîæíî áûñòðåå óñïîêîèòü. Èìåííî â ýòîì âîçðàñòå îêàçûâàåòñÿ êðàéíå âàæíûì çíàíèå è ïîíèìàíèå ðîäèòåëÿìè èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ñâîåãî ðåáåíêà, åãî ïðèâû÷åê, ïîòðåáíîñòåé è æåëàíèé.  ïåðâóþ î÷åðåäü, êîíå÷íî, ýòî êàñàåòñÿ ìàòåðè.

Íàáëþäåíèÿ

Àìåðèêàíñêèå èññëåäîâàòåëè çàìåòèëè, ÷òî, åñëè ðîäèòåëè ðåàãèðóþò íà çàïðîñû ðåáåíêà íåàäåêâàòíî, ïûòàþòñÿ óñïîêîèòü åãî ñïîñîáîì, âñòóïàþùèì â ïðîòèâîðå÷èå ñ åãî ñîáñòâåííûìè æåëàíèÿìè, «ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ôîðìèðîâàíèþ ó íèõ è ó ìàëûøà íåæåëàòåëüíûõ ñòåðåîòèïîâ ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå âïîñëåäñòâèè áóäåò òðóäíî èçìåíèòü» (Êðàéã Ã., ñ. 210). Îòìå÷àåòñÿ, íàïðèìåð, ÷òî åñëè íà êðèê ðåáåíêà, êîòîðûé ìîæåò áûòü âûçâàí ðàçëè÷íûìè ïðè÷èíàìè äèñêîìôîðòà, âñåãäà ñëåäóåò îäíà è òà æå ðåàêöèÿ ðîäèòåëåé – íàêîðìèòü, òî ó ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ìîæåò ñôîðìèðîâàòüñÿ è çàêðåïèòüñÿ ñòåðåîòèï, êîòîðûé ìîæíî âûðàçèòü ôîðìóëîé «Åäà – ñïàñåíèå îò âñåõ áåä» (Ðàíøáóðã É., Ïîïïåð Ï.).

Íåñìîòðÿ íà èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ, ðàçâèòèå ÷åëîâåêà êàê àêòèâíîãî äåÿòåëÿ ïðè áëàãîïðèÿòíûõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèÿõ ïîä÷èíåíî íàñòîëüêî îïðåäåëåííûì çàêîíîìåðíîñòÿì, ÷òî îíè ïîçâîëÿþò äàæå ñóäèòü î íîðìàëüíîñòè èëè àíîìàëüíîñòè èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ (Ò. Áàóýð).

 ÷àñòíîñòè, Äåííèñ íàáëþäàë çà ðàçâèòèåì õîäüáû ó äåòåé – èíäåéöåâ ïëåìåíè õîïè, æèâóùèõ â óñëîâèÿõ íàöèîíàëüíûõ è åâðîïåéñêèõ òðàäèöèé. Îêàçàëîñü, ÷òî íåçàâèñèìî îò íàöèîíàëüíîãî èëè åâðîïåéñêîãî ñòèëÿ âîñïèòàíèÿ äåòè õîïè è â òîì è äðóãîì ñëó÷àå íà÷èíàþò õîäèòü â 15 ìåñÿöåâ.

Индивидуальные особенности развития ребенка с отклонениями от норм
Äåòè èíäåéöåâ õîïè áîëüøóþ ÷àñòü âðåìåíè ñïåëåíóòû

Ñïåöèôèêà îáðàùåíèÿ èíäåéöåâ õîïè ñî ñâîèìè äåòüìè â èõ ðàííåì âîçðàñòå çàêëþ÷àëàñü â ñëåäóþùåì.  âîçðàñòå äî 1,5 ëåò äåòè áûëè ïîñòîÿííî òóãî ñïåëåíóòûìè. Ïðè âûïîëíåíèè âçðîñëûì êàêîé-íèáóäü ðàáîòû ñïåëåíóòîãî ðåáåíêà ïðèâÿçûâàëè ê îáðåçêó äîñêè, êîòîðûé ñòàâèëè âåðòèêàëüíî â çàùèùåííîì ìåñòå òàê, ÷òîáû ðåáåíîê ìîã âèäåòü âçðîñëîãî. Íà âåðõíåì êîíöå äîñêè óñòðàèâàëñÿ íåáîëüøîé íàâåñ, çàùèùàâøèé ðåáåíêà îò äîæäÿ è ñîëíöà. Ïîñëå äîñòèæåíèÿ ðåáåíêîì 1,5 ëåò åãî ðàñïåëåíûâàëè è íà÷èíàëè ó÷èòü õîäèòü.

 ñâîåì ïðåäèñëîâèè ê êíèãå Ò. Áàóýðà (1985) À. Â. Çàïîðîæåö è Á. Ì. Âåëè÷êîâñêèé ïèøóò: «Â ïîñëåäíèå ãîäû â ìèðîâîé, â òîì ÷èñëå è àíãëèéñêîé, ïñèõîëîãèè (Äæ. Áðóíåð, Ê. Òðèâàðçåí, Ð. Õàððå) áûëî ïîëó÷åíî ìíîæåñòâî ýìïèðè÷åñêèõ äàííûõ, ïîäòâåðæäàþùèõ âûâîä î òîì, ÷òî îáùåíèå ñ îêðóæàþùèìè è âûïîëíåíèå ñîâìåñòíûõ ñ íèìè äåéñòâèé ñîñòàâëÿþò íåîáõîäèìîå óñëîâèå ðàçâèòèÿ ìëàäåíöà».

Источник

Иванова Ирина Анатольевна
Памятка для родителей «Норма и отклонения в развитии ребенка»

Памятка для родителей на тему:

«Норма и отклонения в развитии ребенка»

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Читайте также:  Система комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

• наследственность;

• факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации.По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

• пренатальные (внутриутробные);

• натальные (в период родов);

• постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

• эмоциональная депривация;

• педагогическая запущенность;

• социальная запущенность.

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

• Физические.

• Психические.

• Педагогические.

• Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия выделяют 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка:

1) «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

2) «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов»;

3) «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром»;

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, общеобразовательной школе.

Нарушение данных условий может привести к возникновению дизонтогений различной степени выраженности.

Так что такое норма для ребенка? Это,прежде всего:

1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.

2.Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.

3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак,вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Читайте также:  Проблема целостного развития ребенка в процессе воспитания и обучения

Ребенок развивается соответственно норме при:

• правильной работе головного мозга и его коры;

нормальном психическом развитии;

• сохранности органов чувств;

• последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь, медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ЕГО РАЗВИТИИ?

В дошкольном возрасте:

1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.

2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.

3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.

4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).

5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.

6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.

2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.

3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.

4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.

5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.

6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.

2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.

3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.

4. Полное отрицательное отношение к учебе.

5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НАБЛЮДАЮТСЯ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Источник