Индивидуальные особенности развития памяти ребенка

Память ребенка имеет определяющее значение для развития его когнитивных функций. Физиологическая сущность процесса заключается в образовании связей между нейронами головного мозга, которые являются непосредственными хранителями информации. Подавляющее большинство детей способны освоить необходимый информационный поток, но существуют индивидуальные отличия и особенности.

Ситуации, когда у ребенка наблюдается плохая память и внимание, требуют тщательной работы и занятий с малышом. Ситуацию нельзя пускать на самотек, так как в дальнейшем проблема будет усугубляться, это отразится на школьной успеваемости и эмоциональном состоянии.

Особенности памяти в детском возрасте

Память у детей бывает произвольная и непроизвольная. До трехлетнего возраста работает в основном непроизвольная память, информация сохраняется неосознанно, запоминаются в основном эмоционально значимые события. С 3 лет  можно начинать целенаправленные занятия по формированию произвольного запоминания. Важно учитывать следующие особенности памяти детей младшего дошкольного возраста: эффекта от уроков можно добиться только тогда, когда они проводятся в игровой форме.

Во время тренировок необходим учет индивидуальных особенностей памяти. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста непосредственно связано с подготовкой к занятиям в школе. Важно сформировать у малыша долговременную память, так как основная информация будет сохраняться в течение всей жизни. В случае если у ребенка преобладает кратковременная память и информация быстро забывается, необходима заинтересованность и регулярное повторение.

У леворуких детей преобладает ассоциативный тип запоминания, эту особенность необходимо использовать в мнемотехнике. Целенаправленного развития требует зрительная и слуховая память.

Как формируется память у ребенка

Детская память начинает функционировать с 9 месячного возраста, тогда, когда головной мозг достигает определенных размеров.

Память у ребенка раннего возраста тесно связана с обилием новых ярких впечатлений. Малыши воспринимают окружающий мир целостно, для них каждый день – это открытие. Именно по этой причине во взрослом периоде детские воспоминания не теряют своей яркости, особенно это заметно у пожилых людей.

У детей младшего дошкольного возраста память отличается пластичностью, они могут осваивать и запоминать большие объемы информации. Этот процесс можно направить в целенаправленное русло, при условии, если память, восприятие и мышление ребенка раннего возраста будут стимулироваться искренней заинтересованностью и положительным настроем.

Родителям необходимо запомнить, что если наставник оказывает на малыша психологическое давление, раздражается из-за недостаточной смекалки подопечного, любое обучение обречено на полную неудачу. То же самое будет происходить, если ребенку скучно и неинтересно, память раннего возраста характеризуется тесной взаимосвязью с интересом и положительными эмоциями.

Родителям следует знать, что одни дети без труда могут запомнить большой объем информации, а другим необходимо затратить значительно больше усилий. Индивидуальные особенности зависят от особенностей функционирования головного мозга, типа нервной системы и темперамента.

Виды памяти

В зависимости от того, какой из каналов восприятия в детской памяти наиболее активен в сохранении информации, выделяют индивидуальные особенности типов памяти:                                                                              

  1. зрительная;
  2. слуховая;
  3. двигательная;
  4. эмоциональная;
  5. вкусовая;
  6. обонятельная.

В некоторых ситуациях один из вариантов значительно преобладает, но немало детей владеют смешанными типами, так чаще бывает, если родители с раннего детства активно развивают когнитивные способности малыша.

Виды памяти у детей формируются с возрастом, разные виды памяти присущи определенным этапам развития, которые связаны с особенностями каждого возрастного периода.

По способу задействования психических функций выделяют механический и логически-смысловой тип запоминания информации.

По длительности хранения информационных данных различают оперативную, кратковременную и долгосрочную память.

По мере роста ребенка у него более активно функционирует логическая память, информация, сохраненная таким способом, дольше сохраняется и легче воспроизводится. Игра в детские шахматы является эффективной техникой мнемоники для тренировки памяти и содействует  формированию смысловых и логических связей.

Развитие индивидуальных особенностей способствует творческому выражению личности каждого малыша, раскрытию его талантов и способностей.

Зрительная память

Зрительная память хорошо развита у большинства детей. Картинки с изображениями, рисунками помогают формированию образной памяти. Детей способны заинтересовать упражнения, в которых предлагается найти отличия между рисунками или воспроизвести изображение на бумаге по памяти. Обучение с помощью наглядных пособий эффективно и интересно для малышей.

Слуховая память

Развитию слуховой памяти способствует чтение. Родителям необходимо ежедневно читать детям вслух, подобные занятия не нужно прекращать даже тогда, когда малыш уже научился читать. Необходимо предлагать ребенку пересказывать прочитанные фрагменты, подобное упражнение способствует также развитию моторики речи.

Внимательность у ребенка обязательно тренируем с помощью пересказа, особенно полезны упражнения для гиперактивных детей с дефицитом этой психической функции.

Двигательная память

Улучшению памяти детей дошкольного возраста способствуют формирование следующих  двигательных навыков:

  • шитье;
  • вышивание;
  • выпиливание по дереву;
  • танцы;
  • техники программирования.

Чтобы запомнить и точно воспроизвести последовательность действий, необходимо выполнить навык несколько раз.

Особенность механической памяти доводит такие движения до автоматического уровня. При этом активно стимулируются мотонейроны головного мозга и образуются межнейронные связи, сохраняющие информацию.

Почему у ребенка плохая память

Некоторым ребятам с трудом дается процесс обучения, на это могут повлиять различные факторы. При диагностике памяти детей 5-6 лет необходимо принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности.

Проблемы с памятью могут возникнуть на фоне постоянных стрессов или перенесенных заболеваний. Влияет на память перенесенная операция с местной анестезией и общим наркозом, так как анестетики могут повлиять на образование межнейронных связей и тормозить активность нервных клеток.

Родовые травмы и врожденные заболевания также ухудшают психические функции, в таких ситуациях потребуется консультация детского психоневролога. Медикаментозное лечение наряду с использованием мнемотехники облегчит обучение.

    Недостаток полезных веществ

Плохое питание с недостатком важных питательных веществ, в том числе витаминов и микроэлементов может привести к выраженному ослаблению психических функций, в таких случаях понятно, почему у ребенка плохая память. Родителям необходимо позаботиться о качестве продуктов, включенных в меню малыша.

Если что-то из предложенного вызывает протест у малыша, можно замаскировать продукт в смешанных блюдах (салаты, коктейли, смузи).

Значительно улучшают память:                                                                   

  • бананы;
  • авокадо;
  • шоколад и какао;
  • вареные или свежие морковь и брокколи;
  • мед и цветочная пыльца;
  • жирная морская рыба (скумбрия, семга, лосось);
  • печень трески;
  • грецкие орехи, миндаль, фундук, кешью;
  • пророщенные злаки.

Чтобы получить ощутимый эффект, не обязательно заставлять малыша есть много подобной пищи, достаточно ежедневно включать ее в рацион в небольших количествах.

Неправильный режим дня

Погрешности в организации режима дня могут привести к серьезным проблемам с памятью. Если малыш не высыпается, то у него ухудшается способность к запоминанию новой информации. Детской памяти вредит как недостаток сна (норма в дошкольном возрасте составляет 10 часов), так и позднее засыпание. Для полноценного восстановления малыш должен отправляться в постель около 9 часов вечера.

Важны ежедневные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Без достаточного поступление кислорода снижается интенсивность психических процессов, значительно    ухудшается запоминание.

   Плохая тренировка памяти или ее отсутствие

При воспитании детей необходимо учитывать индивидуальные и типологические особенности их памяти. О действительных проблемах можно судить только в случаях, если родители ежедневно занимаются с ребенком по правилам мнемотехники, но усилия не дают ощутимого результата.

Для тренировки памяти потребуются настойчивые занятия, при серьезных проблемах с детьми с плохой памятью работает психолог. Лечение может потребоваться, если малыш перенес заболевания или травмы, которые могли повлиять на его развитие.

Следует отметить, что даже здоровые ребята без отклонений в когнитивной сфере могут испытывать трудности с запоминанием, если родители не уделяют достаточного внимания психическому развитию малыша.

Источник

Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро и если родители не упустят этот момент, то в последующие годы будут бесконечно радоваться успехом своего малыша

Важнейшей особенностью любого человека является его память. Учеными доказано, что без памяти невозможно функционирование человека как индивидуума и личности, отсутствие способности к запоминанию это серьезная патология, приводящая к нарушению всей мыслительной деятельности. На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности, у детей до года свой процесс запоминания, у взрослого человека уже совершенно другой. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ

Память человека принято классифицировать по видам. В современной психологии наибольшее распространение и применение получило классифицирование по нескольким основаниям.

Особенности психической активности подразделяет память на:

Двигательную. Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Именно эта память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить, а в последующем писать, заниматься определенными видами спорта, водить велосипед и автомобиль.

Эмоциональную. При задействовании этого вида запоминания человек сохраняет переживания и все, что с ними связано.

Образную память называют еще зрительной. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов, то есть при формировании образной памяти участвуют органы чувств. Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма. При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.

Словесно-логическую. При этом виде запоминания продукты человеческой культуры усваиваются благодаря общению и словам.

Память также подразделяется по длительности ее сохранения, то есть она может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека. То есть через несколько минут после посещения магазина человек может, например, описать стоящего впереди в очереди покупателя. Как правило, эта информация постепенно в течение дня стирается.

Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная. Именно благодаря этому виду запоминания каждый человек накапливает свой жизненный опыт. Информация при таком виде памяти запоминается надолго совершенно по разным причинам. Помогает в этом как специальное запоминание, так и яркие эмоции, испытываемые человеком в определенный момент жизни. Оперативная память нужна человеку для обеспечения своей деятельности. Нужная информация может, как забываться в связи с ее ненадобностью, так и переходить в долговременную память.

Особенности нашей памяти разделяются и по характеру ее целей. Она может непроизвольной или произвольной. Непроизвольное запоминание наступает, даже если человек не приложит к этому никаких усилий. Произвольная возникает, когда человек специально затрачивает некоторые усилия для запоминания нужной ему информации.

В зависимости от способа запоминания память подразделяется на смысловую и механическую. Многократное повторение без установления смысла между противоположными объектами является механической памятью. Смысловое запоминание основано на установлении некоторой связи между объектами.

ЧЕМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЗАПОМИНАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольным возрастом принято считать возрастной период от 4 до 6 лет. В это время большинство детей уже четко говорят, спокойно строят предложения, учатся выражать свои мысли. Все особенности психического развития ребенка в этом возрасте связаны с восприятием и мышлением. То есть ребенок учится воспринимать информацию, и подвергает ее разному анализу. В это время главным видом памяти можно назвать образную. Восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые яркие и выразительные признаки предмета, а при этом другие, подчас более важные, остаются без внимания. То есть дошкольник часто удерживает несущественное, второстепенное, а главное быстро забывает.

У дошкольников имеются и определенные особенности двигательной памяти. Ребенок уже владеет достаточно сложными движениями, требующими выполнения последовательного действия. Как пример можно привести танец, где малыш может совершать движения ногами, кружиться и при этом размахивать платочком. Постепенно ребенок учится не только правильно совершать движения, но и контролировать процесс их выполнения другими именно в это же время. То есть в подвижных играх ребенок старается не только сам правильно выполнить нужный набор действий, но и следит, чтобы другие участники игры также действовали по правилам. Это особенность развития памяти позволяет, начиная с дошкольного возраста заниматься играми с элементами эстафеты или аттракциона.

В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий. Опираясь на образец в своей памяти, малыш может вспомнить и совершить различные действия, основанные на задействовании мелкой моторики. То есть в этот возрастной период ребенок может уже по-своему шить, работать ножницами.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста основывается и на активном освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению стихов, сказок. В этот период важно и общение не только с родителями, но и с детьми-сверстниками. Ребенок уже может воспроизводить когда-то прослушанный текст, также он способен рассказать и то, что происходило с ним. То есть дошкольник учится делиться собственным опытом и знаниями.

У детей-дошкольников преобладает и непроизвольная память. Для того чтобы запомнить какую либо информацию ребенку в это время достаточно ощутить определенные эмоции в этот момент. То есть малыша может привлечь эмоциональная окраска сказки, стиха. Ребенок часто обращает внимание на необычность вещи, на определенную контрастность. Начиная примерно от четырехлетнего возраста память ребенка начинает приобретать и некоторые особенности произвольного запоминания. В этот период ребенка можно уже целенаправленно учить запоминать. Вначале цель запомнить должна формироваться взрослыми. В дальнейшем дошкольник уже сам может запоминать информацию, рассчитывая на то, что она ему пригодится в будущем. Впервые самоконтроль возникает у детей в четырехлетнем возрасте. Дети от пяти и до шести лет уже могут полностью контролировать себя, специально запоминая, а затем и воспроизводя нужный им для осуществления каких-либо целей материал.

Особенности запоминания в дошкольном периоде заключаются и в формировании личных воспоминаний. То есть ребенок запоминает то, что каким либо образом отразилось на его жизни. Это могут быть успехи в разных видах деятельности, яркие эмоции, возникающие при общении со сверстниками или родителями. Малыш уже может долго вспоминать обиду, несправедливость, чувство боли, запоминающееся путешествие или развлечение. 

Особую роль при развитии непроизвольной памяти у дошкольника играют постоянные наблюдения. Если внимание малыша целенаправленно заострять на явлении природы, объекте, то можно сформировать и долговременную память.

Развитие памяти произвольной у дошкольников быстрее происходит, если взрослые будут специально побуждать ребенка воспроизводить накопленный опыт. То есть нужно учить малыша определенным играм, пересказам сказок и стихов, сочинению различных историй.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАНИЮ

Ребенка-дошкольника необходимо специально обучать искусству запоминания. Если малышу в дошкольный период уделять достаточно времени, то будет меньше проблем в начальной школе с усвоением новых знаний. Ребенок уже сам будет контролировать свой мыслительный процесс и будет обучен приемам скорейшего запоминания предложенной информации.

Овладение основными приемами запоминания в дошкольном возрасте зависит от таких условий:

Содержания и характера предназначенного для ребенка материала. Дошкольник легче запоминает то, что ему интересно, вызывает какие-либо запоминающиеся эмоции и чувства.

Характера процесса обучения. Необходимо правильно организовывать занятия с ребенком, нужно добиваться, чтобы запоминание становилось логической цепочкой.

Ребенок должен знать для чего необходимо точное запоминание и последующее припоминание.

Чтобы побудить ребенка к мыслительной деятельности и развитию долговременной памяти необходимо проверять результаты усвоения материала.

Нужному развитию произвольной памяти у дошкольников способствуют дидактические игры, во время которых дети должны следовать определенным правилам и соблюдать некоторые особенности порядка действий.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В дошкольном возрасте выделяют некоторые особенности формирования и развития запоминания. К ним относят:

Преобладание у дошкольников образной непроизвольной памяти.

Приобретение ребенком интеллектуального характера запоминания. Память неуклонно объединяется с мышлением и речью.

Развитие словесно-смысловой памяти расширяет область познания ребенка.

Начинает закладываться произвольная память.

В дошкольном возрасте формируются особые предпосылки, которые процесс запоминания превращают в определенную умственную деятельность.

Память начинает влиять на развитие ребенка как личности.

Достаточный уровень памяти у дошкольника повышает и уверенность ребенка в своих силах.

КАК РАЗВИВАТЬ УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

С ребенком-дошкольником обязательно необходимо заниматься. Правильно составленная программа его обучения позволит подготовить малыша к школе и станет началом его развития как личности. Упускать дошкольный возраст нельзя, малыш в это время как губка способен впитывать информацию и от взрослых требуется только направить активность мозговой деятельности в нужное русло. Разработаны и успешно применяются на практике определенные методики, помогающие развитию запоминания у ребенка и использованию памяти в любых жизненных ситуациях. Естественно, что в детсадах с детьми обязательно занимаются воспитатели по специальным программам. Но не будет лишним направлять активность ребенка и дома в нужное русло. Существуют определенные упражнения, постоянное воплощение которых в жизнь, помогает тренировать разные виды памяти у дошкольников.

УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Для выполнения этого упражнения необходимо несколько человек. Ведущим может быть взрослый или один ребенок. Этот человек должен выполнять роль «кукловода», заключается упражнение в выполнении следующих действий:

Одному из детей нужно завязать глаза.

«Кукловод», придерживая сзади ребенка за плечи, должен провести его по некоторому маршруту.

Ведущему необходимо молчать. Сам ребенок должен выбирать свои действия, то есть он может сделать три шага вперед, затем на несколько шагов уйти назад. Также на этом маршруте малыш может подпрыгнуть, постоять на одной ноге, присесть.

После завершения маршрута с малыша снимают повязку и предлагают ему повторить всю последовательность совершаемых им во время упражнения действий.

Упражнение нужно начинать с выполнения несложных для ребенка движений. Постепенное расширение задач позволяет усилить и двигательную память дошкольника.

УПРАЖНЕНИЕ, ТРЕНИРУЮЩЕЕ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Выполнять это упражнение несложно и очень интересно. Для этого необходимо предварительно подготовить две карточки с одинаковыми изображениями. На одной картинки у отображенного предмета один из элементов должен отсутствовать. Сначала малышу показывают первоначальный вариант, предлагают его запомнить, а затем показывают другую картинку. Вначале ребенок может долго искать отличия, затем постепенно он учится выявлять даже незначительные изменения в идентичных изображениях.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ АССОЦИАТИВНОГО ВИДА ПАМЯТИ

Взрослый человек должен назвать известный ребенку предмет, а он в свою очередь должен перечислять все те ассоциации, который возникают в момент образного представления этого предмета. Так мяч у ребенка ассоциируется с тем, что он круглый, прыгучий, твердый или мягкий, разноцветный.

Как видите некоторые упражнения на развитие памяти дошкольника совсем несложные, а их периодическое выполнение положительно отражается на умственной и психической деятельности дошкольника. Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро и если родители не упустят этот момент, то в последующие годы будут бесконечно радоваться успехом своего малыша.

Источник