Индивидуальные особенности художественного развития личности ребенка

Татьяна Чекркасова
Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества

Методическая разработка «Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества»

Автор: Черкасова Татьяна Викторовна, воспитатель

Формирование личности дошкольника – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Обоснование актуальности и практической значимости выбранной темы

Современные дети в век интерактивных технологий очень мало проявляют интерес к художественному творчеству, у них не развивается творческое восприятие окружающего мира, самостоятельность и активность в познании, которые в будущем будут необходимы для достижения серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. У большинства детей не сформированы умения по владению инструментами, материалами, недостаточно развита моторика, что влечёт за собой ряд проблем в школьном обучении. Недостаточность развивающих кружков, художественных выставок в районе для детей дошкольного возраста, отсутствие интереса и желания родителей – также тормозит приобщению детей к художественному творчеству. Потребность общества в сформированных членах общества с такими развитыми качествами,как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. То есть, это качества, которые закладываются на базе детского творчества.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является «развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка…»

Раскрытие ведущих проблем, идей

Ведущей педагогической идеей в моей деятельности является создание эффективной системы работы, способствующей развитию творческой личности. Воспитание любви к прекрасному… Это значит, познакомить детей с различными видами творчества, художественными материалами, помочь раскрыть и увидеть детям мир необычного, вызвать интерес к происходящему вокруг, привить любовь к окружающему, побудить из простого создать шедевр; создать условия для развития индивидуальности, творчества, увлечённости детей занимательным делом – выдвинуть эстетическое воспитание на новые позиции.

Обоснование, аргументированность авторского подхода к решению проблемы

Для реализации задачи развития детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности необходимо создать условия для работы с воспитанниками в данном направлении.

В нашей группе имеется уголок по изодеятельности, в котором находятся необходимые материала для развития творчества. В дополнение к уголку мы оформили «центр увлекательных дел», в котором имеются сенсорные материалы (мозаика, конструкторы «Липучки», магнитный конструктор, металлический, музыкальные инструменты, различные виды театра, природный материал, элементы костюмов и декорации, оборудование для экспериментирования, чтобы дети могли самостоятельно заниматься на выбор любым делом индивидуально или вместе со сверстниками, поскольку желание заниматься каким-то видом художественной деятельности может возникать у детей в любое свободное от занятий время. Специфика этого вида деятельности заключается в том, что именно во время упражнения в художественных умениях дети реализуют индивидуальные творческие замыслы.

В обогащении детей художественными впечатлениями помогают картины, печатные пособия, произведения прикладного, декоративного искусства, фотоальбомы. Эта группа материалов требует обязательного участия взрослого на том этапе, когда детей знакомят с ними. Обязательно знакомлю детей с произведениями искусства, рассказываю об их истории. Например, знакомя детей с предметами народно-прикладного творчества, обращаю внимание детей на богатое воображение мастеров, что вызывает у них желание самим создать что-то красивое для себя и других.

Восприятие художественной информации требует определённой подготовки воспитанников под руководством педагога. Я стараюсь организовывать интересную и содержательную работу во всём педагогическом процессе (в совместной и самостоятельной деятельности, ищу поводы для накопления опыта восприятия и общения,которые разнообразны: наблюдения, рассматривание предметов и явлений с разных позиций, их обследование, используя творческие задания: «Оживи предмет», «Сходства и различия», «Найди разное», «Что необычного», раскрывая эстетические качества предметов и явлений, обсуждение, размышление – высказывание детьми личного мнения, обмен впечатлениями и т. д. Стараюсь накапливать художественно-познавательный опыт ребёнка через проживание им самим различных ситуаций: «что было бы.», «представь…». В своей работе использую творческие задания на развитие художественного восприятия, внимания, наблюдательности, воображения,образного мышления: «Кто больше увидит», «Найди ошибку», «Придумай сказку», в которой героями могут быть средства выразительности – пятна, линии, изобразительные материалы, «На что похоже», «Дорисуй детали», «Найди лишнее» и др.

Для формирования умелости рук использую в работе игровое обучение: различные игры, систему развивающих упражнений на постановку и движения руки – проведение линий, штрихов, формообразующие движения, разные виды мазков, рисуночные игры, пальчиковые игры. И только на следующем этапе становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств.

Правильно спланировать виды художественной деятельности детей, подготовить необходимые материалы мне помогают индивидуальные беседы с детьми. Накануне её проведения интересуюсь, чем бы хотел заняться завтра каждый ребёнок. Использую методический приём напоминание («Какой замечательный праздник был недавно! Какие замечательные открытки вы смастерили для малышей!»). Такой подход восстанавливает в памяти детей художественные впечатления, вызывает стремление творить прекрасное. Основной принцип – атмосфера должна способствовать художественной деятельности и обеспечивать свободный выбор, без этого творческий процесс невозможен.

Настраиваю детей на качество конечного результата и сообщаю о том, где и как он будет использован. После того, как дети выбрали вид художественной деятельности по своим интересам, побуждаю к творческому подходу её осуществления. Например,обращаюсь к воспитанникам: «Постарайтесь придумать и сделать из природного материала такую поделку, какую мы ещё не делали. Этими поделками оформим выставку «Дары осени». Или, «Пофантазируйте! Придумайте узор и раскрасьте салфетки так, как мы ещё этого не делали». Это активизирует творческое воображение детей, вызывает положительное стремление доставить радость людям. Обязательно в своей работе применяю такой прием индивидуального подхода к ребёнку, как поощрение. Для формирования у детей самоуважения, уверенности в своих возможностях проявляю внимание и доброжелательность. Для решения основной задачи – развития художественно-творческих способностей мне помогает правильная оценка результатов детской деятельности. В отличие от оценки, которая даётся на занятии, основной акцент здесь делаю на наличие в работе элементов нового, творческого начала. Поэтому, при оценке детских работ я выделяю такие работы, которые отличаются оригинальностью, пусть даже незначительной. Однако не забываю и о других детях – всех хвалю, в каждой работе пытаюсь найти что-то положительное.

Работая с группой детей, наблюдая за ними в процессе деятельности, отметила, что некоторые дети больше времени проводят с изобразительными материалами, самостоятельно выбирают тему для своего творчества. Работы у этих воспитанников отличало своеобразие в изображении, умение дополнять работу деталями, использование необычной цветовой гаммы, комбин6ирование в работе различных изобразительных материалов, природных материалов. Соответственно, такие работы вызывали интерес, восторг как воспитанников, так и взрослых (педагогов, родителей). Положительные эмоции усиливаются при организации практического применения работ. Лучшие работы мы используем для украшения группы, фойе, музыкального зала детского сада, делаем подарки к праздникам и на день рождения товарищей, оформляем тематические выставки для детей и родителей.

Своеобразие и новизна представленных идей

Хорошим стимулом для развития интереса у детей к художественному творчеству являются индивидуальные персональные выставки воспитанников, что способствует желанию других детей проявить себя в творчестве. Вместе с детьми мы рассматриваем работы,делимся впечатлениями от увиденного: какая работа понравилась? Почему? Предлагаем автору работы поделиться опытом, как выполнялась работа, какие художественные материалы для этого понадобились? Дети в процессе такого обсуждения учатся анализировать работу, у них возникает желание творить!

Большую радость и богатство впечатлений приносят дошкольникам творческие выставки работ, выполненных совместными усилиями родителей и детей. В моей группе есть творческие семьи, которые представляют на наши выставки свои работы. Недавно такую выставку представила семья Копьевых, где мама, две сестры и Дима, наш воспитанник, показали свои творческие работы. Это стимулирует детей проявлять инициативу, усердие, вызывает желание найти что-то новое, необычное, принести пользу людям. Дети приобретают устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности.

Результативность представленных идей, ориентированность работы на конкретные практические результаты

Чтобы у детей не пропадал стимул работать дальше, необходимо найти этим работам применение. Мне захотелось расширить рамки нашего детского сада, поделиться умениями моих воспитанников с коллегами из разных регионов России. И тогда мы попробовали принять участие во Всероссийских творческих конкурсах, в которых мои воспитанники занимали и занимают призовые места.

Моими союзниками в этой работе являются родители. Родителям рекомендую в семье осуществлять индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его интересы и желания, вместе с ребёнком наблюдать, обсуждать происходящее вокруг, поддерживать его в своих начинаниях. Всё это способствует стремлению ребёнка воплощать свои художественные наклонности и интересы в творческие работы.

Следуя такой работе, мои воспитанники приобрели устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Свободно действуют с различными материалами и инструментами. Дети стали наблюдательнее, развился художественный вкус, сформировалось чувство цвета, координация глаза, владение инструментами для творчества. Дети добиваются результатов в продуктивной деятельности, используя их в игре. С большим удовольствием экспериментируют. И что для меня очень важно – они готовы к обучению в школе.

Источник

Особенности развития творческих способностей  у детей

дошкольного возраста.

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

        Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого обучения других.

Что же такое способности?

Существует несколько подходов к определению способностей. В отечественной психологии способности чаще всего характеризуются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности или ее освоения, не сводимые к умениям, знаниям или навыкам.

        Наибольший вклад в  развитие этого подхода внес Б. М. Теплов. Теплов подчеркивал, что способность по своему существу –  понятие динамическое и существует только в развитии, которое должно осуществляется  в процессе той или иной деятельности.

        Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, развитие которых — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

        Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства.

В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

        Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности.

        Очень показателен, например, период овладения детьми речью, когда каждого нормального ребенка отличают особая чуткость к языку, активность в отношении языковых форм, элементы языкового творчества.

        Вместе с тем отмечается и другое: особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем идет на убыль. Известно, что если в силу каких-либо исключительных обстоятельств знакомство с языком именно в эти ранние годы задерживается, то развитие речи затем крайне затрудняется.

        Так обстоит дело не только с речевыми способностями. К возрастным периодам детства приурочиваются проявления и весьма общих умственных качеств: особая любознательность, свежесть, острота восприятия, яркость воображения, проявляющаяся, в частности, в творческих играх, черты ясности, конкретности мышления и т. д. Очень значимые для развития умственных способностей черты детской психики приходят и уходят, обусловленные определенным возрастным этапом.

        Гармоническое развитие ребенка теснейшим образом связано с его способностями — особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.

        Многие из них уже заметно проявляются к шести годам. К числу таковых относятся познавательные способности, включающие в себя сенсорные (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности.

        Познавательные способности ребенка проявляются, например, в точности, чувствительности его восприятия к различиям предметов, умении вычленить наиболее характерные их свойства, отличия друг от друга, умении разбираться в сложных ситуациях, задавании вопросов, уверенном использовании в речи логико-грамматических конструкций (причина — следствие, противопоставление и т. д.), наблюдательности, смекалке.         Важным условием развития этих способностей является тяга к умственным усилиям, отсутствие равнодушия или нежелания умственного напряжения.

        К концу дошкольного детства развиваются и специальные способности, например музыкальные. Они включают в себя ладовое чувство (способность эмоционально откликнуться на музыку) и тонкое, дифференцированное восприятие (слуховой компонент музыкальности).

        Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является, как отмечал Б. М. Теплов, показателем музыкальной способности.

        Немало старших дошкольников проявляют способности к изобразительной деятельности. Они проявляются в ярком воображении, зрительной памяти мира и фантазии, согласованных движениях рук. Но нужно иметь в виду, что при развитии изобразительных способностей нужно формировать не только верный глаз и умелые руки, но и эмоциональную отзывчивость ребенка.

        Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду школьной жизни. Однако и в шесть лет, а у некоторых и раньше, они уже проявляются в словесном творчестве детей. В шестилетнем возрасте дети начинают сочинять сказки, стихи, рассказы. Эти плоды словесного творчества, как по форме, так и по содержанию в большей части примитивны, подражательны, но они имеют огромное значение для развития психики ребенка в целом.

        В первые годы жизни особенно важно развитие способности к подлинному восприятию и пониманию поэзии, умения наслаждаться художественной литературой.

        К шести годам зарождается и такой вид способностей, как способность к художественно-театральной деятельности, Для ее развития организуются кукольный театр, настольный театр игрушки, театр на плоскости, инсценировка сказок, басен, стихов.

        Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать проявление организаторских способностей. Зачатки организаторских способностей легче всего заметить, наблюдая за играми, в которых они и формируются. Дети с организаторскими способностями выступают инициаторами игр, распределяют роли, оценивают игру других, меняют сюжет игры.

        Способности к конструктивной деятельности проявляются, например, в умении легко устанавливать пространственные отношения между элементами предмета, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкции, в умении внести изменения в решение конструкторско-технической задачи. Наиболее активно проявляются эти способности в сооружении построек, необходимых для игры, при конструировании по контуру, схемам, по условиям, по замыслам, в экспериментировании с конструктором.

        Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

        Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

        Так, в дошкольном возрасте уровень и особенности воображения ребенка, прежде всего, определяются его игровой деятельностью. «Игра ребенка, — пишет Л.С. Выготский, — не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

        Современные исследования показывают, что игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий. Творческое начало и потребность в созидании возникают у дошкольников благодаря их игровой деятельности.

        Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей.

        Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у  детей, во многом зависит от воспитателя, учителя, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать.

        При этом важно вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребенка самим процессом творчества.

        Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

        При формировании способностей самых маленьких учеников важно не упустить из виду и другую сторону. Нередки случаи, когда ребенок, подававший немалые надежды при поступлении в школу, в скором времени утрачивает былое преимущество, его способности «гаснут». Одной из наиболее часто встречающихся причин этого является отсутствие у детей трудолюбия, усидчивости, настойчивости, чему способствовали недостатки в воспитании.

        У некоторых детей способности проявляются рано. Каково должно быть отношение к таким детям? Следует развивать дальше способности ребенка. Правильно поступают учителя, воспитатели, когда способному к рисованию ребенку дают более сложные, чем остальным детям в классе (группе), задания, предъявляют к их результатам более высокие требования, развивают стремление помогать другим. Следует поддерживать сложившиеся интересы ребенка, но и не допускать однобокости в его развитии, использовать эти интересы как рычаг, подтягивающий другие стороны его личности. Ведущий интерес должен быть мотором всестороннего развития личности.

        Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка может привести к появлению у него целого ряда негативных качеств (зазнайство, высокомерие, тщеславие, эгоизм и др.), что опасно как для самого ребенка, так и для окружающих.

        Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности. Нередко приходится «раскапывать», отыскивать их.  Необходимо изучить внутренний мир маленького человека, его склонности, интересы, познать возможности, силы ребенка в разных видах деятельности. Это поможет обнаружить ту область знаний, вид деятельности, к которому наиболее способен ребенок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого.

        В практической психологии и дошкольной педагогике определены условия успешного развития креативности у детей.

        Важным условием развития креативных способностей у детей является использование в обучении опережающего метода через создание предметно-развивающей среды. Необходимо как можно раньше окружать ребенка такой средой и системой отношений, которые способствуют активизации его творческой деятельности.  Например, родители могут начать раннюю подготовку ребенка к обучению чтению, используя развивающие стимулы, которые обыгрываются в повседневном общении с ребенком: кубики с буквами, азбука.

        Еще одним условием эффективного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является условие максимального напряжения сил. Существует утверждение, что интенсивность развития той или иной способности зависит от частоты ее максимального использования, достижения личностью все более высоких результатов.

        Сущность следующего условия успешного развития творческих способностей у детей заключается в реализации идей теории свободного воспитания. Предоставление ребенку полной свободы в выборе деятельности, определении последовательности ее выполнения, продолжительности занятий способствует наиболее полной реализации желаний и интересов ребенка. Естественное проявление интереса и эмоциональный подъем защитят от переутомления, а ситуации, требующие напряжения умственных способностей, создадут оптимальные условия для развития творческого воображения.  Однако,  предоставление ребенку полной свободы для реализации творческого потенциала предполагает обязательную целесообразную доброжелательную помощь взрослого. Взрослый должен направлять самостоятельную деятельность ребенка. При этом важно помощь не превратить в подсказку. Взрослый должен постоянно побуждать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться к необычным идеям, несвойственным для реальной жизни.

        Многие психологи и педагоги считают, что способности к творчеству изначально заложены в природе ребенка, и взрослому достаточно лишь не мешать, не препятствовать его свободному самовыражению. Однако, практика психолого-педагогической работы доказывает необходимость вмешательства в процесс интеллектуально-творческого развития ребенка-дошкольника, так как не каждый ребенок способен самостоятельно проявить творческую активность. Эффективность и действенность воспитания творческих способностей у детей зависит от целенаправленности данного процесса.

        В работе по изучению интересов, способностей детей должны объединить свои усилия все: и учитель, и воспитатель, и родители. Каждый из них имеет возможность наблюдать ребенка в разных ситуациях, разных видах деятельности. Результатами своих наблюдений следует обязательно обмениваться, обсуждать их совместно. Тогда и границы видения каждого из взрослых, причастных к воспитанию, расширятся, и личность ребенка представится в более полном виде.

Литература.

1.

Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. -Москва, 1960.

2.

Венгер Л., Дьяченко О. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей // Дошкольное воспитание.- № 9-10. –1992.

3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.  – Москва, 1981.

4.

Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. – Ростов н/Д , 2009.

5.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – Москва, 1988.

6.

Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2001.

7.

Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий/С.Г. Королева. – Волгоград, 2009.

Источник