Индивидуальные консультации родителей по вопросам физического развития ребенка
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения.В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируется основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества,вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.Родителям необходимо для сохранения здоровья детей поддерживать, развивать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях. Данная методическая разработка предназначена для проведения индивидуальной работы с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников в совместной работе дошкольного учреждения и семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальная консультация для родителей воспитанников
по вопросам психического и физического развития дошкольника.
Тема «Здоровье ребёнка в наших руках »
Цель консультации:
Ознакомление родителя воспитанника с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.
Предварительная работа: беседа с детьми по вопросам: «Зачем надо закаляться?», «Закаляетесь ли вы дома?», «Нравиться ли это тебе?»;
проведение анализа здоровья и общих сведений заболеваемости воспитанника с медицинской сестрой на период проведения консультации.
План консультации | Ход консультации | Регламент (время проведения) |
1.Вступительное слово воспитателя: – сообщение темы, -постановка проблемы | -Сегодня я хотела бы с Вами поговорить, о факторах, влияющих на состояние здоровья ребёнка. Очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, таки своих детей. – Так что же мы взрослые, можем сделать для приобщения детей к здоровому образу жизни? (высказывания родителя) | 2 мин. |
2.Основная часть (информативная) | 1).Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, чистый воздух, ультрафиолетовые лучи солнечного света, так как естественные силы природы необходимы для жизнедеятельности организма. 2).Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Семейные ссоры в присутствии ребёнка способствует возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма. 3). Правильно организованный режим дня, который способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму. Составляющей частью режима является дневной сон, который необходим ослабленным детям и прогулка (не менее двух раз в день по два часа, летом – неограниченно). Таким образом, домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни. 4). Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами, минеральными солями, а также белком. Чаще включать в рацион творог, каши. Нужно не забывать о соблюдении определенных интервалов межу приёмами пищи. 5).Для укрепления здоровья эффективно закаливание, которое предохраняет организм человека от возникновения болезней. -Что такое закаливание? (высказывание родителя) Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов. -Какие закаливающие мероприятия вы можете проводить дома? (высказывания родителя) Наряду с традиционными методами широко используются нетрадиционные: 1.Контрасное воздушное закаливание (из тёплого помещения дети попадают в «холодное»). 2. Хождение босиком (укрепляются своды и связки стопы и профилактика плоскостопия). При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность. 3.Контрасный душ – в домашних условиях (обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура снижается на 2-3 градуса, продолжительность обливания 20-25 секунд). В течение 2-3 месяцев температура доводиться до 19-20 градусов. 4. Полоскание горла прохладной водой со снижением её температуры. Начинается при температуре воды 36-37 градусов, снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводиться до комнатной. Перерыв в закаливании на 2-3 недели снижает сопротивляемость организма к простудным факторам и поэтому не желателен. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, чувствительность к закаливающим процедурам. -Какой можно сделать вывод по поводу закаливания? (высказывания родителя) Если мы хотим видеть своего ребёнка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда. 6). Тяжёлые последствия для здоровья ребёнка имеют травмы и несчастные случаи. -Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребёнка? (высказывания родителя) Да, дети очень любознательны и во всём стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (булавки, пуговицы, таблетки). Поэтому родителям следует постоянно контролировать действия ребёнка и рассказывать что и где опасно. 7). У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. | 15 мин. |
3.Интерактивная часть (практическая часть, взаимодействие с родителями) | -Сейчас, я хотела бы предложить вам рассмотреть несколько релаксационных упражнений для детей, помогающие одним снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Эти упражнения вы легко можете делать вместе с ребёнком дома в любой момент в течение дня. «Сорви яблоко». Представьте себе, что перед вами растёт большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками. «Мороженое». Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твёрдое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела. «Пчёлка». Представьте себе тёплый летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчёлка, собирается сесть на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчёлку можно энергично двигать губами. Пчёлка улетела. Слегка открыть рот облегчённо вздохнуть. «Качели» Представьте себе тёплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садиться на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица). Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. В результате выполнения предложенных упражнений у детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными. | 15 мин. |
4 Резюмирование. Определение чётких рекомендаций. | Дома, вы можете подробно познакомиться с упражнениями, которые мы – педагоги применяем на занятиях для снятия мышечного напряжения, для профилактики снижения остроты зрения и плоскостопия (предлагаю распечатанные листы с материалом (приложение 1)). Всё это можно легко использовать в домашних условиях. Помните, здоровье ребёнка в ваших руках! | 2 мин. |
Приложение 1.
Двигательные игры – разминки
«Напряглись – расслабились». В положении стоя или сидя, ребёнку предлагается напрячь всё тело как можно сильнее, а через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться.
Проделать то же самое с каждой частью тела (взрослый называет поочерёдно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности – правая рука, шея, спина, живот, правая нога и т.д.)
«Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперёд, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично – ладони на лоб.
«Черепаха». Ребёнок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то, выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперёд и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок – к груди), то крутит головой по сторонам.
«Волшебная мельница». Ребёнок представляет, что его руки – это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Всё внимание – на ощущениях и разминаемых суставах: вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперёд, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).
«Рисуем круги». Сесть на стул. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево, представляя, что мы рисуем большие и маленькие круги. Опустить на пол. Аналогично – с левой ногой; двумя ногами.
«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребёнка. Если он с ней не знаком – научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя – ногами.
Затем усложните задачу:
«Кулак – ладонь»: руки ребёнка всё время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную). Играя в паре, ребёнок после хлопка «Кулак – ладонь» делает с вами.
Источник
Физическое развитие дошкольника»
Полноценное физическое развитие дошкольника – это прежде всего современное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных нравственно- волевых черт личности.
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия – самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребёнка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно – оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач школьного образования.
Физкультурные занятия выполняют ряд задач по физкультурному воспитанию:
– обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребёнка;
– удовлетворять естественную потребность в движении;
– формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
– давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;
– создать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни, способность активизации мышления, развивать творчество.
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию основных физиологических систем организма (нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физических способностей детей, воспитанию положительных морально – волевых качеств, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма.
Иными словами, на занятиях по физкультуре решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Условия для проведения занятий по физическому развитию:
– удобная одежда (спортивная форма) .
– удобная обувь (чешки по размеру) .
– без признаков простуды.
Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам
нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в
коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного
движения или превращать занятия в скучный урок. Постепенно вовлекайте
ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы
ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите
ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный,
сколько он уже умеет.
Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его
умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так
постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление
учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого
негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более
благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей
может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия
физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы
его не перегнали другие дети и т. д.).
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей
разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи,
круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки,
качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно,
меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее
подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить
возможность что-нибудь катать, бросать, безопасно лазать, качаться и т. п.
К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного
двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все
необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые
бы непосредственно побуждали детей двигаться. В связи с этим помните: чем
лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе,
тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.
Оптимистом, это уже немало! Очень важен эмоциональный фон занятий.
Учтите, что у ребенка свои критерии в оценке любого дела: понравилось или
не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна
и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», –
значит, так оно и есть!
• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому
больше улыбайтесь и шутите.
• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.
• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без
лишнего напряжения.
• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.
«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
средствами физического воспитания»
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из главных
проблем, так как здоровье – основное условие, определяющее своевременное физическое и
нервно- психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия.
Плоскостопие — довольно неприятный недуг, который, формируясь в раннем детстве,
способен негативно сказаться на всей последующей жизни ребенка. При плоскостопии
нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего
появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной,
синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к
нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают
руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их
напряженная, неуклюжая.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование
еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить
к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом
возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно
приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок
стопы.
Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног
и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно
рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при
этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает
пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Успешная профилактика и коррекция
плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического
воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный её подбор в
соответствии с назначением) и физических упражнений(специальные комплексы
упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов
стопы).
Работа по профилактике плоскостопия у детей в условиях доу должна осуществляться
систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей,
создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение
рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также
правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.
Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды
предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц
стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы
(ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка,
веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки,
гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик,
предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует
предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в
теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования
природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках
естественные грунтовые дорожки.
Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе
совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и
родителей.
Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и
коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей:
родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых
дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-
передвижки и т.п.
В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится
валеологическому образованию человека. Одна из его задач – формирование необходимых
знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в
частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в
целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений . В связи с
этим целесообразно в процессе занятий по валеологии уделить внимание изучению темы
«Строение и функции стопы. Профилактика плоскостопия».
Представленная методика организации работы по профилактике плоскостопия,
предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания,
достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей,
имеющих деформацию стоп.
Ниже приводятся комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление
мышц стопы и голени и формирование сводов стоп (см. Приложение). Они могут
применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах
работы по физическому воспитанию – в процессе утренней зарядки, гимнастики после
дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается, когда
упражнения выполняются босиком.
Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может
составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и
совершенствования комплекса. С целью создания положительного эмоционального фона
следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса «утята» в качестве
музыкального сопровождения можно использовать «танец маленьких лебедей» из балета
п.и. Чайковского «лебединое озеро» в современной обработке). Кроме того, необходимо
использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни,
стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать
повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному
выполнению упражнений.
Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата
детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный
тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.
Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить, поэтому с раннего возраста необходимо
укреплять мышцы и связки ног.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 КОМПЛЕКС «УТЯТА»:
1. «Утята шагают к реке»
И.п. – сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.
Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку»
И.п. – то же
1-2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп
3-4 – и.п.
3. «Утята встретили на тропинке гусеницу»
И.п. – то же.
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
4. «Утка крякает»
И.п. – то же
1-2 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны
(«клюв открылся»), произнести «кря-кря»
3-4 – и.п.
5. «Утята учатся плавать»
И.п. – сидя руки в упоре сзади, носки натянуть
1 – согнутую правую стопу – вперед
2 – разгибая правую стопу, согнутую левую стопу – вперед.
2 КОМПЛЕКС С
ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ:
1. И.п. – сидя, согнув ноги врозь, стопы
параллельно, руки в упоре сзади, палка
на полу под серединой стоп.
Катать палку вперед-назад двумя
стопами вместе и поочередно.
2. И.п. – то же
1-2 – сгибая пальцы ног, обхватить ими
палку
3-6 – держать
7-8 – и.п.
3. И.п. – то же
1-2 – поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол
3-4 – и.п.
4. И.п. – сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками
придерживать ее за верхний конец.
Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.
5. И.п. – то же.
Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.
6. И.п. – стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс.
Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но
пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.
Примечание. Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см,
диаметром 2 см.
3 КОМПЛЕКС С ПРЕДМЕТАМИ:
I. Разминка.
1. Хождение на высоких носочках.
2. Хождение на пяточках.
II. Основной комплекс упражнений.
1. «Окно» – ребенок, стоя на полу,
разводит и сводит выпрямленные ноги не
отрывая подошв от пола.
2. «Каток» – ребенок катет вперед-назад
мяч, скалку или бутылку. Упражнения
выполняются сначала одной, затем
другой ногой.
3. «Разбойник» – ребенок сидит на полу с
согнутыми ногами. Пятки плотно
прижаты к полу и не отрываются от него
в течение всего времени выполнения
упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце
(или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.
4. «Сборщик» – И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы,
разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не
допускать падания предметов при переноске.
5. «Художник» – И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги
различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала
одной, затем другой ногой.
6. «Гусеница» – И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем
пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется двумя ногами
одновременно.
7. «Серп» – И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые
пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки
остаются на одном месте.
8. «Мельница» – И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных
направлениях.
9. «Барабанщик» – И.П. – тоже. Стучим носками ног по полу не касаясь его пятками.
10. «Веселые прыжки» – И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги,
перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в
И.П.
11. «Носильщик» – поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо,
положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в
И.П.
Источник