Индивидуальность ребенка и развитие чувства
Индивидуальность ребенка
Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность – это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано – уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта…
Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению – и есть проявление индивидуальности!
Правда, осознается это самим ребенком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах “Я сам”. И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное “Я сам!” – ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее.
У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. С момента рождения этим правом на индивидуальность владеют родители ребенка, которые уже прошли этот известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека – быть самим собой. Как они его пережили? Посмотрите, как они относятся к внутреннему миру своего ребенка, как воздействуют на него.
Степень такого воздействия может быть разной. При очень сильном воздействии можно говорить о поглощении взрослым внутреннего мира ребенка, часто это называется симбиозом. Предельным выражением его является не только психическая, но и физическая зависимость человека от человека. Есть факты, свидетельствующие о том, что у ребенка, которого из-за физических недостатков постоянно носят на руках, не развивается даже автономная терморегуляция, казалось бы, естественная функция организма. Исследования показывают, что родители даже при выздоровлении своего чада продолжают относиться к нему как к ослабленному, жалеют его и… не дают ничего делать самому, дабы он лишний раз не напрягался. Результат – полная зависимость от родителей, неумение принимать собственных решений.
Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили?
Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.
Что же это за способности? Самая важная из них – способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.
Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника.
В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь – например, надел ребенок специально носок на руку и смеется, доволен своей шуткой.
Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать “я – врач” или “я – мама” и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.
В более позднем – младшем школьном – возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействием на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т. к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.
Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т. к. рост самосознания способствует формированию у человека особенного представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого.
Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.
К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим – зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.
Поэтому говоря своему чаду в очередной раз “нельзя”, задумайтесь, может быть Вы встали на его пути к поиску себя.
Источник
1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.
В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:
Он рано узнаёт себя в зеркале
Откликается на своё имя
Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.
Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.
3. Факторы,влияющие на формирование личности.
Источник
Каждый ребенок — особенный!
Каждый ребенок приходит в наш мир со своей неповторимой индивидуальной природой, непохожей ни на одного другого человека этого мира!
Каждый ребенок несет в себе от природы определенный потенциал!
Часто, когда речь заходит о потенциале, родители сразу думают о том, какое высшее образование стоит получить их ребенку, какую профессию выбрать, в какие кружки водить.
Однако потенциал — намного более широкая и многогранная совокупность характеристик, данных вашего ребенка!
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив! Однако, понимание счастья весьма разнится и может сильно отличаться в представлении одного и другого человека. Отсюда так много проблем! Мы хотим для наших детей счастья, часто сами не очень понимая — что же это такое? Какое оно — счастье?
Не имея опыта реализации этого самого счастья в своей жизни, мы бываем как-то удивительно уверены в том, что знаем каким должно быть счастье наших детей! Не закрадывается ли тут некая ошибка?
Человек бывает счастлив, когда он действует, живет, реализовывается в соответствии со своей природой. И мы как воспитатели наших детей должны исходить в первую очередь из природы ребенка.
Однако, как правило, во всех учебниках, умных книгах, хороших курсах и тренингах для родителя всегда оперируется понятием «ребенок» . Ребенка надо воспитывать вот так. Вы должны наказывать вашего ребенка вот так. Вы должны учить вашего ребенка вот так! Вы должны водить вашего ребенка на занятия. Вы должны учить его тому-то.
И, как правило, каждая из этих рекомендаций отнюдь не плоха сама по себе. Я надеюсь, что, все же, большинство этих представлений о том, как ребенок должен и что родителю надо делать взяты все не просто из умозаключений тех или иных авторов, но из их практики. И у них очевидно это сработало! С тем или иным ребенком!
Однако часто бывает так, что с вашим ребенком все прекрасные советы не работают! Почему? Что мешает? Что не так? И стоит ли «добиваться», давя на тот или иной метод, пытаясь впихнуть в него своего ребенка?
Из моего опыта, я могу сказать, что все дети очень сильно различаются! Мы можем вывести некоторые группы, типажи, закономерности. Однако, ваш ребенок всегда будет оставаться собой. Или… вы будете пытаться идти против его природы, ломая, разрушая его потенциал! Как же не заблудиться? Как понять, где нужно применять воспитательные меры? А где — идти вслед за индивидуальностью ребенка? Как не ошибиться при принятии решения?
Я уверена, что только конкретная мама конкретного ребенка в полной мере может почувствовать и понять, что необходимо именно ему, именно сейчас, именно с учетом этой ситуации. Но сделать она это может лишь соединяясь со своей материнской интуицией, учась слышать ее голос! А еще зная закономерности природной программы развития ребенка в соответствии с его возрастом. Понимая, как он устроен, зная о его особенностях, их причинах, устройстве его нервной системы и владея необходимыми навыками, чтобы помогать ему на пути становления его личности, характера, раскрытия его потенциала.
Каждая характеристика, каждое качество имеют разные степени градации. Одна и та же черта может принести ребенку много блага, а может мешать ему устанавливать контакты с другими людьми и достигать в жизни успеха. Вот та же настойчивость, которую так хотели бы видеть в ребенке все мамы, вполне рискует стать упрямством, своеволием, которые заведут развитие ребенка не туда!
Высокая чувствительность вашего ребенка — это потенциал стать чутким, внимательным, эмпатичным взрослым, полным новаторских идей и творческих реализаций. Но те же характеристики могут отравить ему и вам жизнь, сделав его импульсивным, эмоционально неуравновешенным, склонным к истерикам, опасливым ко всему новому, замкнутым и необщительным с другими людьми.
Как будут развиваться природные дары вашего ребенка? Не превратятся ли они в его проклятие? Сможете ли вы понять его, если он сильно отличается от вас по своему восприятию и реагированию? Будете ли вы пытаться изменить его природу, если вы похожи, но ваш опыт сложился болезненно и вы не хотите чтобы он повторил ваш путь?
Все эти вопросы требуют ответов, осознания, исследования!
Возможно, вам придется сильно изменить свой взгляд на ребенка, чтобы понять его лучше и дать ему именно то, что необходимо ему, а не то, чего вам самой не хватило в детстве или чего вы считаете нужным для него.
Возможно, вам придется много наблюдать за ним, чтобы понять — какой он, а не каким вам хотелось бы его видеть, каким вы мечтали, что он станет?
Возможно, вам придется исследовать особенности своего ребенка почти как ученому, чтобы начать отличать его истинные потребности от хочух.
Возможно, вам придется прожить свою фрустрацию и разочарование, что ваш ребенок никогда не реализует какие-то ваши мечты.
Но право же, это стоит того! Потому что в этом случае, вы увидите нечто удивительное в вашем ребенке! Вы увидите неповторимое существо, которому вы дали огромный дар — помогли стать самим собой! И, вполне возможно, проходя этот путь вместе с ребенком, вы рискнете начать удивительное путешествие к самой себе!
Ведь и вы — уникальная неповторимая личность, спрятанная за чужими ожиданиями, представлениями, стереотипами, программами и установками! Но возвращение к себе всегда дает нам огромный ресурс энергии, и делает наконец возможным наше счастье. Потому что, как бы нам ни хотелось, дети не сделают нас счастливыми! Но они всегда оказываются для нас огромным уроком и возможностью!
Автор: Катерина Сорокина.
Источник
Формирование личности у детей — это длительный и сложный процесс, направленный на саморазвитие, социализацию в обществе, становление и укрепление характера, воспитание волевых качеств и морально-этических норм поведения. Ведущую роль в развитии маленького человека играет его семья, которая является образцом поведения и служит индикатором оценки собственных действий.
Формирование аспектов личности не является процессом врожденным и самопроизвольным, а происходит вследствие социального воздействия. При этом малыш начинает постепенно осознавать свое место в окружающем мире, развивать мышление, обдумывать мотивацию своих поступков.
Основные критерии того, что ребенок воспринимает себя личностью:
– Малыш приобретает навыки самоконтроля.
– Полноценно и осознанно употребляет личные местоимения.
– Может охарактеризовать вещи с позиции «плохой — хороший», способен сделать осмысленный выбор в пользу «хорошего».
– Способен рассказать о своих ощущениях, переживаниях, страхах, оценить свое физическое состояние и внешний вид.
Первое представление о собственном «Я» появляется у ребенка по достижении им двухлетнего возраста, когда возникает потребность в самостоятельности, стремлении отстаивать свои интересы. Уже к пяти годам дети полностью воспринимают себя как личность — с индивидуальными особенностями и спецификой взаимоотношений с окружающим миром.
Семья является основополагающим фактором формирования полноценной личности. Так как ребенок не имеет собственного понятия о нормах поведения и социального взаимодействия, то эталоном для него служат родители и ближайшие родственники. Чем взрослее становится ребенок, тем более явно проявляются у него поведенческие мотивы и черты характера, схожие с родительскими. Семья выступает в роли посредника между малышом и окружающим социумом, передавая ему жизненный опыт, понятие о нравственных и духовных ценностях. Дети формируют собственное мировосприятие через призму наблюдаемых у родителей стереотипов мышления и поступков, проявлений их темперамента.
На втором месте после семьи выступает влияние детских дошкольных учреждений и товарищеской среды малыша. Посредством общения ребенок перенимает уникальный индивидуальный опыт от воспитателей, педагогов, тренеров, сверстников, обогащая и развивая тем самым свои личные знания, умения, интеллектуальные способности. По мере взросления малыш развивает навыки взаимопонимания, то есть, он не только выражает свои желания, но и учитывает потребности окружающих. На данном этапе у ребенка формируются образы социального поведения (дружба, уважение, взаимовыручка).
Активность детей, любознательность, стремление к общению, реализуемые в различных видах деятельности (совместные творческие, спортивные и культурные мероприятия), являются базисом для наработки и развития социально-психологических качеств. При взаимодействии и сравнении себя с другими, малыши приобретают индивидуальные личностные особенности. В более старшем возрасте школьники уже формируют и прорабатывают ситуации, схожие со «взрослым» миром либо противопоставляют себя этим условиям.
Итак, важнейшими факторами, обеспечивающими гармоничное воспитание полноценной личности являются: искренняя любовь к ребенку, уважение и внимание к его интересам и проблемам, последовательность в воспитательном процессе, адекватные требования, положительный пример родителей и близкого окружения.
Гармоничное общение со сверстниками и педагогами дает отличный потенциал для становления нравственности ребенка, чему способствует авторитет воспитателя и стремление к подражанию.
Источник