Индивидуальность ребенка и развитие чувств у детей

Индивидуальность ребенка

Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность – это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано – уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта…

Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению – и есть проявление индивидуальности!

Правда, осознается это самим ребенком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах “Я сам”. И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное “Я сам!” – ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее.

У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. С момента рождения этим правом на индивидуальность владеют родители ребенка, которые уже прошли этот известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека – быть самим собой. Как они его пережили? Посмотрите, как они относятся к внутреннему миру своего ребенка, как воздействуют на него.

Степень такого воздействия может быть разной. При очень сильном воздействии можно говорить о поглощении взрослым внутреннего мира ребенка, часто это называется симбиозом. Предельным выражением его является не только психическая, но и физическая зависимость человека от человека. Есть факты, свидетельствующие о том, что у ребенка, которого из-за физических недостатков постоянно носят на руках, не развивается даже автономная терморегуляция, казалось бы, естественная функция организма. Исследования показывают, что родители даже при выздоровлении своего чада продолжают относиться к нему как к ослабленному, жалеют его и… не дают ничего делать самому, дабы он лишний раз не напрягался. Результат – полная зависимость от родителей, неумение принимать собственных решений.

Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили?

Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.

Что же это за способности? Самая важная из них – способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.

Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника.

В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь – например, надел ребенок специально носок на руку и смеется, доволен своей шуткой.

Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать “я – врач” или “я – мама” и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.

В более позднем – младшем школьном – возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействием на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т. к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.

Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т. к. рост самосознания способствует формированию у человека особенного представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого.

Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.

К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим – зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.

Поэтому говоря своему чаду в очередной раз “нельзя”, задумайтесь, может быть Вы встали на его пути к поиску себя.

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА — КЛЮЧИК К УСПЕХУ В ВОСПИТАНИИ!

Каждый ребенок — особенный!

Каждый ребенок приходит в наш мир со своей неповторимой индивидуальной природой, непохожей ни на одного другого человека этого мира!

Каждый ребенок несет в себе от природы определенный потенциал!

Часто, когда речь заходит о потенциале, родители сразу думают о том, какое высшее образование стоит получить их ребенку, какую профессию выбрать, в какие кружки водить.

Однако потенциал — намного более широкая и многогранная совокупность характеристик, данных вашего ребенка!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив! Однако, понимание счастья весьма разнится и может сильно отличаться в представлении одного и другого человека. Отсюда так много проблем! Мы хотим для наших детей счастья, часто сами не очень понимая — что же это такое? Какое оно — счастье?

Не имея опыта реализации этого самого счастья в своей жизни, мы бываем как-то удивительно уверены в том, что знаем каким должно быть счастье наших детей!  Не закрадывается ли тут некая ошибка?

Человек бывает счастлив, когда он действует, живет, реализовывается в соответствии со своей природой. И мы как воспитатели наших детей должны исходить в первую очередь из природы ребенка.

Однако, как правило, во всех учебниках, умных книгах, хороших курсах и тренингах для родителя всегда оперируется понятием «ребенок» . Ребенка надо воспитывать вот так. Вы должны наказывать вашего ребенка вот так. Вы должны учить вашего ребенка вот так! Вы должны водить вашего ребенка на занятия. Вы должны учить его тому-то.

И, как правило, каждая из этих рекомендаций отнюдь не плоха сама по себе. Я надеюсь, что, все же, большинство этих представлений о том, как ребенок должен и что родителю надо делать взяты все не просто из умозаключений тех или иных авторов, но из их практики. И у них очевидно это сработало! С тем или иным ребенком!

Однако часто бывает так, что с вашим ребенком все прекрасные советы не работают! Почему? Что мешает? Что не так? И стоит ли «добиваться», давя на тот или иной метод, пытаясь впихнуть в него своего ребенка?

Из моего опыта, я могу сказать, что все дети очень сильно различаются! Мы можем вывести некоторые группы, типажи, закономерности. Однако, ваш ребенок всегда будет оставаться собой. Или… вы будете пытаться идти против его природы, ломая, разрушая его потенциал! Как же не заблудиться? Как понять, где нужно применять воспитательные меры? А где — идти вслед за индивидуальностью ребенка? Как не ошибиться при принятии решения?

Я уверена, что только конкретная мама конкретного ребенка в полной мере может почувствовать и понять, что необходимо именно ему, именно сейчас, именно с учетом этой ситуации. Но сделать она это может лишь соединяясь со своей материнской интуицией, учась слышать ее голос! А еще зная закономерности природной программы развития ребенка в соответствии с его возрастом. Понимая, как он устроен, зная о его особенностях, их причинах, устройстве его нервной системы и владея необходимыми навыками, чтобы помогать ему на пути становления его личности, характера, раскрытия его потенциала.

Каждая характеристика, каждое качество имеют разные степени градации. Одна и та же черта может принести ребенку много блага, а может мешать ему устанавливать контакты с другими людьми и достигать в жизни успеха. Вот та же настойчивость, которую так хотели бы видеть в ребенке все мамы, вполне рискует стать упрямством, своеволием, которые заведут развитие ребенка не туда!

Высокая чувствительность вашего ребенка — это потенциал стать чутким, внимательным, эмпатичным взрослым, полным новаторских идей и творческих реализаций. Но те же характеристики могут отравить ему и вам жизнь, сделав его импульсивным, эмоционально неуравновешенным, склонным к истерикам, опасливым ко всему новому, замкнутым и необщительным с другими людьми.

Как будут развиваться природные дары вашего ребенка? Не превратятся ли они в его проклятие? Сможете ли вы понять его, если он сильно отличается от вас по своему восприятию и реагированию? Будете ли вы пытаться изменить его природу, если вы похожи, но ваш опыт сложился болезненно и вы не хотите чтобы он повторил ваш путь?

Все эти вопросы требуют ответов, осознания, исследования!

Возможно, вам придется сильно изменить свой взгляд на ребенка, чтобы понять его лучше и дать ему именно то, что необходимо ему, а не то, чего вам самой не хватило в детстве или чего вы считаете нужным для него.

Возможно, вам придется много наблюдать за ним, чтобы понять — какой он, а не каким вам хотелось бы его видеть, каким вы мечтали, что он станет?

Возможно, вам придется исследовать особенности своего ребенка почти как ученому, чтобы начать отличать его истинные потребности от хочух.

Возможно, вам придется прожить свою фрустрацию и разочарование, что ваш ребенок никогда не реализует какие-то ваши мечты.

Но право же, это стоит того! Потому что в этом случае, вы увидите нечто удивительное в вашем ребенке! Вы увидите неповторимое существо, которому вы дали огромный дар — помогли стать самим собой! И, вполне возможно, проходя этот путь вместе с ребенком, вы рискнете начать удивительное путешествие к самой себе!

Ведь и вы — уникальная неповторимая личность, спрятанная за чужими ожиданиями, представлениями, стереотипами, программами и установками! Но возвращение к себе всегда дает нам огромный ресурс энергии, и делает наконец возможным наше счастье. Потому что, как бы нам ни хотелось, дети не сделают нас счастливыми! Но они всегда оказываются для нас огромным уроком и возможностью!

Автор: Катерина Сорокина.

Источник

Индивидуальность ребенка в образовательном процессе дошкольных организаций.

Становление и развитие индивидуальности ребенка как совокупность неповторимых анатомо‐физиологических, психических особенностей, свойств и качеств (мотивация, темперамент, характер, способности и др.), как форма жизнедеятельности с позиции уни кальности и самобытности относится к числу важных и актуальных направлений психологических и педагогических исследований. Достаточно сказать, что одним из ведущих методологических подходов к изучению явлений и процессов в области педагогики дошкольного детства сегодня является личностно ориентированный.

Cовременные требования к образованию детей в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), ориентируют на необходимость проектирования общего психического развития каждого ребенка, поддержку саморазвития, оптимальную самореализацию в разных видах деятельности. Отмечается важность создания в дошкольной образовательной организации (ДОО) условий для:

• поддержки индивидуальности и инициативы для свободного выбора деятельности участниками совместной деятельности;

• принятия детьми решений для выражения своих чувств и мыслей;

• оказания недирективной помощи, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) [4].

Субъектность ребенка есть процесс и результат проявления активности, своего неповторимого опыта самореализации и самоутверждения в деятельности, общении, познании, иными словами, всего того, что составляет основу его уникального Я.

Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать не только усвоение социального опыта, но и преобразование собственного (жизненного) опыта детей, разноплановое его использование. А.П. Усова отводила важную роль знаниям и умениям, которые приобретаются в непосредственно жизненном опыте, и не раз подчеркивала необходимость их использования при организации целенаправленного обучения дошкольников. Жизненный опыт детей складывается из:

• представлений, возникших в ходе восприятия явлений окружающей действительности, общения, ранее пережитых событий и др.;

• освоенных видов деятельности, способов поведения;

• сложившихся отношений с социальным и природным миром, носящих для ребенка ценностный смысл.

Жизненный опыт детей всегда эмоционально окрашен, характеризуется пристрастным отношением к пережитым явлениям, событиям, запомнившимся фактам и др. Здесь уместно вспомнить известную мысль К.Д. Ушинского: «…все проникающее в человеческий разум идет туда через чувства». И далее педагог подчеркивает, что «разумение чувственное…служит основанием для разумения умственного» [3].

При организации образовательного процесса важно согласовывать содержание образования с жизненным опытом детей. Если такого согласования не происходит, то жизненный опыт становится формальным, невостребованным, а образовательный процесс лишается субъект‐субъектного взаимодействия, ориентации на поддержку неповторимого Я ребенка.

Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций ребенка, своеобразные оттенки его переживаний, сопровождающие общение, способы действий, педагоги создают тем самым благоприятные возможности для выражения индивидуальности и одновременно субъектной позиции.

Становление и развитие такой позиции в образовательном процессе в аспекте активного обращения к жизненному опыту детей могут осуществляться посредством актуализации и рефлексии этого опыта.

В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно использовать следующие методы и приемы.

• Создание игровых ситуаций, побуждающих к образному самовыражению, самостоятельному оформлению игровых действий. Например, предложить показать, как летают бабочки, как прыгает кузнечик, как ползает маленький жучок, как шагает огромный медведь и т.д.

• Педагогическая оценка, поддерживающая личностную самореализацию в деятельности (создание рисунка, поделки, выполнение танцевальных движений и т.д.): «Хорошо, что сам(а) выбрал(а) тему рисунка! Молодец, что изобразил (а) матрешку по‐своему, сам(а) выбрал(а) цвет».

• Вопросы, побуждающие к раскрытию ранее воспринятых явлений, ситуаций, событий. Рассказать, каких птиц видели в лесу (в парке, сквере и т.д.). Что особенно запомнилось в кукольном театре? И т.п.

• Выбор картинок, связанных с переживанием аналогичных состояний. Попросить детей выбрать изображения, которые передают их настроение на празднике; рассказать, что они чувствовали, когда пошел первый снег.

• Создание положительного эмоционального фона для личностных проявлений с помощью новых атрибутов, использование художественных средств: поэтического слова, фрагментов музыкальных произведений, видеофильмов и т.д.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать следующие методы и приемы, побуждающие не только к актуализации личного опыта детей, но и к его рефлексии.

• Создание игровых ситуаций, направленных на демонстрирование индивидуально неповторимого двигательного, игрового, изобразительного и иного опыта, экспрессивных проявлений: передать движениями приход весны, настроение пробуждающейся природы; нарисовать то, что особенно запомнилось этим летом, и др.

• Создание ситуаций, побуждающих к выражению своего отношения к разным сторонам миропознания.

1. Ситуации, требующие выбора варианта ответа среди предложенных. Дети рассматривают картинки и иллюстрации, прослушивают фрагменты литературных текстов и т.д. Нужно выбрать произведение, которое позволяет выразить отношение к теме «Труд человека» или к теме «Родина в жизни человека».

2. Ситуации, требующие выбора своего варианта ответа без использования конкретных образцов и наглядности. Детям предлагается выразить свое отношение к теме общения (например, «Вежливые слова», «Человек и природа»), самостоятельно выбрав средства (художественное слово, музыкальные звуки, танцевальные движения, краски и карандаши и т.п.).

3. Ситуации, направленные на образную передачу своих чувств к содержанию общения, поступкам, способам действий и др. Например, передать в рисунке, какие чувства вызвало общение на тему «Добрые по‐ ступки», что взволновало при обсуждении темы «Природа в жизни человека».

• Побуждение к оценочным высказываниям с привлечением в качестве аргументации примеров из собственного жизненного опыта. Предложить ответить на вопросы: «А как поступили бы вы, находясь в такой ситуации? Приведите примеры из своего опыта. Приходилось ли вам совершать такой поступок? Что вы чувствовали в этот момент?» и т.д.

Методы и приемы, побуждающие старших дошкольников к рефлексии, предполагают осознание и соотнесение предложенных способов разрешения этических, эмоциогенных ситуаций с социально принятыми в обществе формами поведения. Эти методы используются в моменты, требующие акцентирования внимания ребенка на адекватных способах действий, нравственной стороне поступков, поведения. К ним относятся:

• побуждение к размышлению по поводу ранее пережитых событий, эмоциональных со‐ стояний, адекватности личностных проявлений сложившейся ситуации;

• создание проблемных ситуаций с использованием иллюстраций, видеофильмов, требующих морального выбора (между нравственным и безнравственным поведением и др.), и, в свою очередь, согласование или рассогласование предложенного материала с имеющимся у ребенка опытом разрешения таких ситуаций.

Важное место отводится позиции педагога. Она может носить оценочный и эмпатийный (сочувствующий) характер. Оценивая опыт ребенка, педагог либо принимает, поддерживает его, либо отвергает, обосновывая свое несогласие, неприятие таких форм поведения, действий. Если педагог понимает и принимает эмоциональное состояние ребенка, то он может достичь эффекта субъект‐ субъектных взаимоотношений.

В процессе выражения отношения к жизненному опыту дошкольников, общения в разных видах деятельности педагогу необходимо постоянно поддерживать в них уверенность в своих силах, ориентацию на успех, создавать благоприятную обстановку для творческих проявлений, самостоятельного выбора действий, способов решения образовательных задач и т.д. Особо стоит подчеркнуть роль эмоциональной составляющей взаимоотношений педагога и детей. Воздействие на эмоции способствует становлению и утверждению индивидуальности ребенка. А.В. Запорожец называл эмоции «ядром индивидуальности».

Во‐первых, у каждого ребенка эмоциональные проявления имеют свою динамику развития, способы экспрессивного выражения, степень интенсивности эмоциональных реакций, свои наиболее «желанные переживания», к которым он стремится, – так называемые «предпочитаемые переживания».

Во‐вторых, ребенок по‐своему выражает свое видение окружающего, отношение к нему. Одно и то же явление или событие может вызвать у детей весьма разные эмоциональные реакции.

В‐третьих, у каждого складывается свой, неповторимый мир эмоциональных образов, служащий основой формирования социально мотивированной деятельности, общей направленности и динамики поведения. В связи с этим можно сказать, что эмоциональные проявления детей, как экспрессивные (внешние), так и импрессивные (внутренние), в отличие от стандартизированных программных знаний, способов действий всегда индивидуальны. Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций, своеобразные оттенки переживаний, сопровождающие процесс познания, осуществления разных видов деятельности, педагоги создают благоприятные возможности для выражения ребенком своей индивидуальности.

Становление и развитие субъектной позиции детей и, в свою очередь, проявление их индивидуальности могут успешно реализовываться при создании следующих условий:

• своевременная диагностика развития, что предполагает содержательное описание психологических особенностей, получение информации об индивидуальном своеобразии личности ребенка, его жизненном опыте;

• педагогическая поддержка увлеченности детей, их потребности в самоутверждении, проявлении своего Я;

• обеспечение возможности свободной самореализации каждого ребенка в разных видах деятельности, особенно познавательно‐исследовательской и художественно‐творческой;

• развитие самооценки детей на основе оценки педагогом результатов деятельности, способов их поведения;

• организация общения, которое закрепляет за каждым ребенком возможность проявить себя, поддерживает инициативность, волевые усилия, ориентацию на успех. К приоритетным относятся диалоговые формы общения, доверительный характер взаимодействия, партнерские отношения, позволяющие обогащать жизненный опыт детей;

• взаимосвязь внешних условий развития (создание благоприятной атмосферы, среды для общения, способствующих актуализации, рефлексии жизненного опыта, развертыванию субъектности в деятельности, общении, сознании детей) и внутренне обусловленного саморазвития, связанного с реализацией потребностей, интересов, желаний, самобытного Я ребенка.

Источники

1. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2016.

2. Ежкова Н.С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико‐методические основы взаимовлияния. Тула: Изд‐во ТГПУ им. Л.Н. Тол‐ стого, 2014.

3. Ушинский К.Д. О наглядности обучения // Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Просвещение, 1954.

4. Федеральный государственный образова‐ тельный стандарт дошкольного образования. Утв. Минобрнауки РФ 17 октября 2013 г. № 1155 // Рос‐ сийская газета. 2013. 25 ноября.

Источник