Индивидуальность ребенка и развитие чувств

Индивидуальность ребенка

Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность – это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано – уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта…

Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению – и есть проявление индивидуальности!

Правда, осознается это самим ребенком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах “Я сам”. И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное “Я сам!” – ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее.

У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. С момента рождения этим правом на индивидуальность владеют родители ребенка, которые уже прошли этот известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека – быть самим собой. Как они его пережили? Посмотрите, как они относятся к внутреннему миру своего ребенка, как воздействуют на него.

Степень такого воздействия может быть разной. При очень сильном воздействии можно говорить о поглощении взрослым внутреннего мира ребенка, часто это называется симбиозом. Предельным выражением его является не только психическая, но и физическая зависимость человека от человека. Есть факты, свидетельствующие о том, что у ребенка, которого из-за физических недостатков постоянно носят на руках, не развивается даже автономная терморегуляция, казалось бы, естественная функция организма. Исследования показывают, что родители даже при выздоровлении своего чада продолжают относиться к нему как к ослабленному, жалеют его и… не дают ничего делать самому, дабы он лишний раз не напрягался. Результат – полная зависимость от родителей, неумение принимать собственных решений.

Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили?

Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.

Что же это за способности? Самая важная из них – способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.

Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника.

В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь – например, надел ребенок специально носок на руку и смеется, доволен своей шуткой.

Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать “я – врач” или “я – мама” и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.

В более позднем – младшем школьном – возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействием на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т. к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.

Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т. к. рост самосознания способствует формированию у человека особенного представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого.

Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.

К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим – зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.

Читайте также:  Факторами развития ребенка выступают тест

Поэтому говоря своему чаду в очередной раз “нельзя”, задумайтесь, может быть Вы встали на его пути к поиску себя.

Источник

Каждый ребенок — особенный!

Каждый ребенок приходит в наш мир со своей неповторимой индивидуальной природой, непохожей ни на одного другого человека этого мира!

Каждый ребенок несет в себе от природы определенный потенциал!

Часто, когда речь заходит о потенциале, родители сразу думают о том, какое высшее образование стоит получить их ребенку, какую профессию выбрать, в какие кружки водить.

Однако потенциал — намного более широкая и многогранная совокупность характеристик, данных вашего ребенка!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив! Однако, понимание счастья весьма разнится и может сильно отличаться в представлении одного и другого человека. Отсюда так много проблем! Мы хотим для наших детей счастья, часто сами не очень понимая — что же это такое? Какое оно — счастье?

Не имея опыта реализации этого самого счастья в своей жизни, мы бываем как-то удивительно уверены в том, что знаем каким должно быть счастье наших детей!  Не закрадывается ли тут некая ошибка?

Человек бывает счастлив, когда он действует, живет, реализовывается в соответствии со своей природой. И мы как воспитатели наших детей должны исходить в первую очередь из природы ребенка.

Однако, как правило, во всех учебниках, умных книгах, хороших курсах и тренингах для родителя всегда оперируется понятием «ребенок» . Ребенка надо воспитывать вот так. Вы должны наказывать вашего ребенка вот так. Вы должны учить вашего ребенка вот так! Вы должны водить вашего ребенка на занятия. Вы должны учить его тому-то.

И, как правило, каждая из этих рекомендаций отнюдь не плоха сама по себе. Я надеюсь, что, все же, большинство этих представлений о том, как ребенок должен и что родителю надо делать взяты все не просто из умозаключений тех или иных авторов, но из их практики. И у них очевидно это сработало! С тем или иным ребенком!

Однако часто бывает так, что с вашим ребенком все прекрасные советы не работают! Почему? Что мешает? Что не так? И стоит ли «добиваться», давя на тот или иной метод, пытаясь впихнуть в него своего ребенка?

Из моего опыта, я могу сказать, что все дети очень сильно различаются! Мы можем вывести некоторые группы, типажи, закономерности. Однако, ваш ребенок всегда будет оставаться собой. Или… вы будете пытаться идти против его природы, ломая, разрушая его потенциал! Как же не заблудиться? Как понять, где нужно применять воспитательные меры? А где — идти вслед за индивидуальностью ребенка? Как не ошибиться при принятии решения?

Я уверена, что только конкретная мама конкретного ребенка в полной мере может почувствовать и понять, что необходимо именно ему, именно сейчас, именно с учетом этой ситуации. Но сделать она это может лишь соединяясь со своей материнской интуицией, учась слышать ее голос! А еще зная закономерности природной программы развития ребенка в соответствии с его возрастом. Понимая, как он устроен, зная о его особенностях, их причинах, устройстве его нервной системы и владея необходимыми навыками, чтобы помогать ему на пути становления его личности, характера, раскрытия его потенциала.

Каждая характеристика, каждое качество имеют разные степени градации. Одна и та же черта может принести ребенку много блага, а может мешать ему устанавливать контакты с другими людьми и достигать в жизни успеха. Вот та же настойчивость, которую так хотели бы видеть в ребенке все мамы, вполне рискует стать упрямством, своеволием, которые заведут развитие ребенка не туда!

Высокая чувствительность вашего ребенка — это потенциал стать чутким, внимательным, эмпатичным взрослым, полным новаторских идей и творческих реализаций. Но те же характеристики могут отравить ему и вам жизнь, сделав его импульсивным, эмоционально неуравновешенным, склонным к истерикам, опасливым ко всему новому, замкнутым и необщительным с другими людьми.

Как будут развиваться природные дары вашего ребенка? Не превратятся ли они в его проклятие? Сможете ли вы понять его, если он сильно отличается от вас по своему восприятию и реагированию? Будете ли вы пытаться изменить его природу, если вы похожи, но ваш опыт сложился болезненно и вы не хотите чтобы он повторил ваш путь?

Все эти вопросы требуют ответов, осознания, исследования!

Возможно, вам придется сильно изменить свой взгляд на ребенка, чтобы понять его лучше и дать ему именно то, что необходимо ему, а не то, чего вам самой не хватило в детстве или чего вы считаете нужным для него.

Возможно, вам придется много наблюдать за ним, чтобы понять — какой он, а не каким вам хотелось бы его видеть, каким вы мечтали, что он станет?

Возможно, вам придется исследовать особенности своего ребенка почти как ученому, чтобы начать отличать его истинные потребности от хочух.

Возможно, вам придется прожить свою фрустрацию и разочарование, что ваш ребенок никогда не реализует какие-то ваши мечты.

Но право же, это стоит того! Потому что в этом случае, вы увидите нечто удивительное в вашем ребенке! Вы увидите неповторимое существо, которому вы дали огромный дар — помогли стать самим собой! И, вполне возможно, проходя этот путь вместе с ребенком, вы рискнете начать удивительное путешествие к самой себе!

Ведь и вы — уникальная неповторимая личность, спрятанная за чужими ожиданиями, представлениями, стереотипами, программами и установками! Но возвращение к себе всегда дает нам огромный ресурс энергии, и делает наконец возможным наше счастье. Потому что, как бы нам ни хотелось, дети не сделают нас счастливыми! Но они всегда оказываются для нас огромным уроком и возможностью!

Читайте также:  Помощь в развитии вашего ребенка

Автор: Катерина Сорокина.

Источник

Ïîíÿòèå èíäèâèäóàëüíîñòè ðàâíîçíà÷íî ïî çíà÷åíèþ ïîíÿòèÿì åäèíè÷íîñòè, íåïîâòîðèìîñòè, íåïîõîæåñòè îäíîãî ÷åëîâåêà íà äðóãîãî. Èíäèâèäóàëüíîñòü – ýòî âîçìîæíîñòü äåéñòâîâàòü ïî ñîáñòâåííîé ïðîãðàììå, ïðèíèìàòü ñîáñòâåííûå ðåøåíèÿ.  ýòîì ñìûñëå èíäèâèäóàëüíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ î÷åíü ðàíî – óæå â ïåðâûé ìåñÿö æèçíè. Ðåáåíîê ñàì ïðîòÿíóë ðó÷êè ê ìàòåðè, ñàì âûíóë ïóñòûøêó èçî ðòà…

Íî, êàê èçâåñòíî, ÷åëîâåê âî ìíîãèõ ñèòóàöèÿõ äîëæåí ñîáëþäàòü îïðåäåëåííûå îáùåñòâåííûå òðåáîâàíèÿ èëè äåéñòâîâàòü ïî ïðèíóæäåíèþ äðóãîãî ÷åëîâåêà. Ñîïðîòèâëåíèå òàêîìó ïðèíóæäåíèþ – è åñòü ïðîÿâëåíèå èíäèâèäóàëüíîñòè!

Ïðàâäà, îñîçíàåòñÿ ýòî ñàìèì ðåáåíêîì êàê âîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíîãî è íåçàâèñèìîãî äåéñòâèÿ ãîðàçäî ïîçäíåå. Ñíà÷àëà èíäèâèäóàëüíîñòü âûðàæàåòñÿ â äåéñòâèè, â ïåðâîì íåïîñëóøàíèè, ïåðâîì óïðÿìñòâå, à çàòåì è â ñëîâàõ “ß ñàì”. È ïðîÿâëÿåòñÿ îíà òåì ÿð÷å, ÷åì áîëüøå ó ÷åëîâåêà ðàçâèòà ñïîñîáíîñòü âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè, ïîíèìàòü íåîäíîçíà÷íîñòü äåéñòâèÿ, ïðîòèâîñòîÿòü øàáëîíó, ñòåðåîòèïó ïîâåäåíèÿ. Ýòî âñåì èçâåñòíîå “ß ñàì!” – íè ÷òî èíîå, êàê ïðîÿâëåíèå îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ê ëþäÿì, ê ìèðó, ê âîçìîæíîñòè âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ íèìè. Îíî ñîñòîèò â óìåíèè îöåíèâàòü ñâîè âîçìîæíîñòè, àíàëèçèðîâàòü êîíêðåòíóþ ñèòóàöèþ ñ ó÷åòîì ñâîèõ âîçìîæíîñòåé, â óìåíèè ñòàâèòü öåëü è äîñòèãàòü åå.

Ó êàæäîãî ÷åëîâåêà åñòü ïðàâî ïðîÿâëÿòü ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü, íî åñòü è âîçìîæíîñòü ïîòåðÿòü åå. Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ ýòèì ïðàâîì íà èíäèâèäóàëüíîñòü âëàäåþò ðîäèòåëè ðåáåíêà, êîòîðûå óæå ïðîøëè ýòîò èçâåñòíûé æèçíåííûé ïóòü. Íà ýòîì ïóòè è ó íèõ áûëà âîçìîæíîñòü ïåðåæèòü íàëè÷èå ýòîãî ïðàâà ÷åëîâåêà – áûòü ñàìèì ñîáîé. Êàê îíè åãî ïåðåæèëè? Ïîñìîòðèòå, êàê îíè îòíîñÿòñÿ ê âíóòðåííåìó ìèðó ñâîåãî ðåáåíêà, êàê âîçäåéñòâóþò íà íåãî.

Ñòåïåíü òàêîãî âîçäåéñòâèÿ ìîæåò áûòü ðàçíîé. Ïðè î÷åíü ñèëüíîì âîçäåéñòâèè ìîæíî ãîâîðèòü î ïîãëîùåíèè âçðîñëûì âíóòðåííåãî ìèðà ðåáåíêà, ÷àñòî ýòî íàçûâàåòñÿ ñèìáèîçîì. Ïðåäåëüíûì âûðàæåíèåì åãî ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî ïñèõè÷åñêàÿ, íî è ôèçè÷åñêàÿ çàâèñèìîñòü ÷åëîâåêà îò ÷åëîâåêà. Åñòü ôàêòû, ñâèäåòåëüñòâóþùèå î òîì, ÷òî ó ðåáåíêà, êîòîðîãî èç-çà ôèçè÷åñêèõ íåäîñòàòêîâ ïîñòîÿííî íîñÿò íà ðóêàõ, íå ðàçâèâàåòñÿ äàæå àâòîíîìíàÿ òåðìîðåãóëÿöèÿ, êàçàëîñü áû, åñòåñòâåííàÿ ôóíêöèÿ îðãàíèçìà. Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî ðîäèòåëè äàæå ïðè âûçäîðîâëåíèè ñâîåãî ÷àäà ïðîäîëæàþò îòíîñèòüñÿ ê íåìó êàê ê îñëàáëåííîìó, æàëåþò åãî è… íå äàþò íè÷åãî äåëàòü ñàìîìó, äàáû îí ëèøíèé ðàç íå íàïðÿãàëñÿ. Ðåçóëüòàò – ïîëíàÿ çàâèñèìîñòü îò ðîäèòåëåé, íåóìåíèå ïðèíèìàòü ñîáñòâåííûõ ðåøåíèé.

Öåííîñòü èíäèâèäóàëüíîñòè ñêëàäûâàåòñÿ èç áûòîâûõ îòíîøåíèé, â êîòîðûõ âîïëîùàþòñÿ öåííîñòè äðóãîãî, öåííîñòè ñàìîãî ÷åëîâåêà. Ýòî ïðîèñõîäèò â ëþáîì äåéñòâèè. Âîò ðåáåíîê ñëîìàë èãðóøêó, è íà÷àëèñü óïðåêè, âïëîòü äî óïðåêà â íåáëàãîäàðíîñòè. À îí ïðîñòî õîòåë ïîñìîòðåòü, êàê óñòðîåíî… È âîò íåëüçÿ èãðàòü â ìÿ÷, íåëüçÿ ñòó÷àòü ìîëîòêîì, íåëüçÿ äðóæèòü ñ ýòèì ìàëü÷èêîì è ñ ýòîé äåâî÷êîé, íåëüçÿ âûñêàçûâàòü ñâîå ìíåíèå.  êîíöå êîíöîâ, ýòî çàêàí÷èâàåòñÿ ðàçî÷àðîâàíèåì âî âçðîñëîé æèçíè. À ðîäèòåëè òîëüêî óäèâëÿþòñÿ – ìû æå ãîâîðèëè, êàê íàäî ïîñòóïàòü, ïî÷åìó æå îí òàêèì âûðîñ – íè÷åãî íå õî÷åò è íå óìååò äåëàòü, íå óìååò âåñòè ñåáÿ ñ ëþäüìè – çàñòåí÷èâûé, ó âñåõ íà ïîâîäó èäåò? Ðàçâå ìû ýòîìó åãî ó÷èëè?

Ïðîñòî îí íå íàó÷èëñÿ ïîñòóïàòü ïî-ñâîåìó, íå ðàçâèëèñü ñïîñîáíîñòè, òå ñàìûå, êîòîðûå äàþò ÷åëîâåêó ñèëû áûòü ñàìèì ñîáîé, è èíäèâèäóàëüíîñòü ñòàëà áåçëèêîñòüþ.

×òî æå ýòî çà ñïîñîáíîñòè? Ñàìàÿ âàæíàÿ èç íèõ – ñïîñîáíîñòü âñòàâàòü íà òî÷êó çðåíèÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà. ×åðåç åå ðàçâèòèå ïîÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü âèäåòü ìèð áîëåå ìíîãîãðàííûì, ÿðêèì, áåñêîíå÷íî ìåíÿþùèìñÿ, âûõîäÿùèì çà ðàìêè øàáëîíîâ è ñòåðåîòèïîâ. Áëàãîäàðÿ ýòîé ñïîñîáíîñòè ÷åëîâåê ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü ïåðåâîïëîùåíèÿ, ó íåãî ïîÿâëÿåòñÿ ðåàëüíûé øàíñ íàéòè ñåáÿ, ñòàòü ñàìèì ñîáîé.

Óæå â äåòñòâå ÷åðåç ÷óâñòâà âçðîñëûõ ðåáåíîê íà÷èíàåò âîñïðèíèìàòü íåîäíîçíà÷íîñòü ñâîèõ äåéñòâèé: çàìàõèâàòüñÿ íà ìàìó íåëüçÿ, à îòìàõíóòüñÿ îò ìóõè ìîæíî. Óñâàèâàåò ðåáåíîê è íåîäíîçíà÷íîñòü ñâîéñòâ âåùåé – ïàëî÷êîé ìîæíî êàê ëîæêîé åñòü ïîíàðîøêó, à ìîæíî èñïîëüçîâàòü åå â êà÷åñòâå ãðàäóñíèêà.

 âîçðàñòå îò 1 äî 3 ëåò ó äåòåé ðàçâèâàåòñÿ ÷óâñòâî þìîðà êàê ïðîÿâëåíèå îòíîøåíèÿ ê ìíîãîçíà÷íîìó èñïîëüçîâàíèþ âåùè, ê âîçìîæíîìó ñóùåñòâîâàíèþ äðóãîé òî÷êè çðåíèÿ íà ýòó âåùü – íàïðèìåð, íàäåë ðåáåíîê ñïåöèàëüíî íîñîê íà ðóêó è ñìååòñÿ, äîâîëåí ñâîåé øóòêîé.

Äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòè âñòàâàòü íà òî÷êó çðåíèÿ äðóãîãî ïðîèñõîäèò â ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå, ãäå âñå ñîäåðæàíèå ïîä÷èíåíî ðàçâèòèþ ýòîé ñïîñîáíîñòè è âîîáðàæåíèÿ. Îí óæå ìîæåò ñêàçàòü “ÿ – âðà÷” èëè “ÿ – ìàìà” è âåñòè ñåáÿ îïðåäåëåííûì îáðàçîì ñ îêðóæàþùèìè, â çàâèñèìîñòè îò âûáðàííîãî.

 áîëåå ïîçäíåì – ìëàäøåì øêîëüíîì – âîçðàñòå ïîÿâëÿåòñÿ ðåôëåêñèÿ, êîòîðàÿ îáîãàùàåò ýòó ñïîñîáíîñòü íîâûìè âîçìîæíîñòÿìè, ñâÿçàííûìè ñ âûäåëåíèåì ñâîåãî âíóòðåííåãî ìèðà è âîçäåéñòâèåì íà íåãî. Ïîÿâëÿåòñÿ ïëàíèðîâàíèå, îñíîâàííîå íà ïðåäâèäåíèè ñâîåãî áóäóùåãî è áóäóùåãî äðóãîãî. Ýòî î÷åíü âàæíîå ïðèîáðåòåíèå, ò. ê. ïîÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî ïîíèìàíèå äðóãîãî â êîíêðåòíîé ñèòóàöèè, íî è â ïåðñïåêòèâå áóäóùåãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ íèì.

Ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, ñïîñîáñòâóåò îñâîåíèþ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå íîðì ìîðàëè è íðàâñòâåííîñòè, ò. ê. ðîñò ñàìîñîçíàíèÿ ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ ó ÷åëîâåêà îñîáåííîãî ïðåäñòàâëåíèÿ î ñâîéñòâàõ ïñèõè÷åñêîé ðåàëüíîñòè, îáîáùåíèåì ýòèõ ñâîéñòâ â îáðàçå äðóãîãî.

Òàêèì îáðàçîì, ìû âèäèì, ÷òî èíäèâèäóàëüíîñòü ÷åëîâåêà ïðîÿâëÿåòñÿ òåì â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì âûøå ñòåïåíü ðàçâèòèÿ åãî ñïîñîáíîñòè ïîíèìàòü íåîäíîçíà÷íîñòü äåéñòâèÿ, ýòî ïîìîãàåò ïðîòèâîñòîÿòü øàáëîíó, ñòåðåîòèïó ïîâåäåíèÿ, äàåò íà÷àëî òâîð÷åñòâó.

Ê ñîæàëåíèþ, ìíîãèå ëþäè îòêàçûâàþòñÿ ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì îò ñîáñòâåííîé èíäèâèäóàëüíîñòè, ïðîæèâàÿ, ïî ñóòè, ÷óæóþ æèçíü. Îñíîâíîå ïåðåæèâàíèå, âûçûâàåìîå òàêîé æèçíüþ, ñîñòîèò â òîì, ÷òî ÷åëîâåê èñïûòûâàåò â îñíîâíîì íåãàòèâíûå ÷óâñòâà ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì – çàâèñòü, çëîñòü, ðàçäðàæåíèå, âñåãäà êàæåòñÿ, ÷òî êòî-òî çàíèìàåò åãî ìåñòî â æèçíåííîì ïðîñòðàíñòâå. Ðàçâèòîé æå èíäèâèäóàëüíîñòè äðóãèå ëþäè íå ìåøàþò áûòü ñîáîé.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в возрасте 4 лет

Ïîýòîìó ãîâîðÿ ñâîåìó ÷àäó â î÷åðåäíîé ðàç “íåëüçÿ”, çàäóìàéòåñü, ìîæåò áûòü Âû âñòàëè íà åãî ïóòè ê ïîèñêó ñåáÿ.

Источник

Анна Остроухова
Индивидуальность ребенка и ее проявление в детском саду

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация. В статье рассматривается индивидуальность ребенка с точки зрения поддержки и разнохарактерного обогащения субъектной позиции, своего «Я», в аспекте становления и развития его субъектной позиции в образовательном процессе дошкольных организаций. Раскрываются методические стороны актуализации и рефлексии жизненного опыта детей, условия развития их субъектной позиции.

Ключевые слова. Индивидуальность ребенка, субъектная позиция детей, жизненный опыт.

Индивидуальность ребенка – это результат в процессе проявления активности, собственного неповторимого умения самореализации и самоутверждения в деятельности, общении, познании, всего того, что составляет основу его собственного «Я».

Развитие и формирование индивидуальности ребенка как комплекса неповторимых психических; анатомофизиологических особенностей, свойств и качеств, как форма жизнедеятельности с позиции неповторимости и самобытности относится к числу важных и своевременных направлений психологических и педагогических исследований. Достаточно сказать, что одним из основных методологических подходов к исследованию явлений и процессов в области педагогики дошкольного детства сегодня считается личностно ориентированная направленность.

Современные требования к образованию детей в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, направляют на необходимость проектирования общего психического развития каждого ребенка, помощь саморазвития, оптимальную самореализацию в разных видах деятельности.

В ФГОС ДО в п. 3.2.5. отмечено, что необходимые для создания социального развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальностии инициативы детей через:

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

поддержка инициативы детей и их индивидуальности;

установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.

Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать не только усвоение социального навыка, но и преобразование собственного опыта детей, разноплановое его использование. К. Д. Ушинский отводил важную роль знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются в непосредственно жизненном опыте, и не раз подчеркивал его необходимость использования при организации целенаправленного обучения дошкольников.

Жизненный опыт детей дошкольного возраста складывается из:

1. Реальных причин возникновения в процессе развития восприятий явлений окружающей действительности;

2. Собственных наблюдений и выводов;

3. Освоенных видов детской деятельности и норм поведения;

4. Сложившихся отношений с социальным и природным миром, носящих для ребенка ценностный смысл.

При организации образовательного процесса важно координировать содержание жизненных умений детей дошкольного возраста. Если такого согласования не происходит, то жизненные умения становится формальными, а образовательный процесс лишается взаимодействия субъектсубъект, и ориентации на поддержку своего «Я» ребенка.

Признавая и поддерживая ребенка, педагог создают тем самым наиболее подходящие благоприятные возможности для выражения индивидуальности и одновременно субъектной позиции ребенка.

Развитие этой позиции в образовательном процессе в аспекте активного обращения к жизненному опыту детей может осуществляться посредством актуализации и рефлексии этого опыта.

В младшем и среднем дошкольном возрасте желательно использовать следующие методы и приемы:

1. Создание положительного эмоционального фона;

2. Создание игровых ситуаций, побуждающих к образному самовыражению игровых действий детей;

3. Педагогическая поддержка личностной самореализации детей в деятельности (создание рисунка, поделки и т. д);

4. Вопросы, побуждающие к раскрытию ранее воспринятых явлений.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать следующие методы и приемы, мотивировать и актуализировать личные умения детей,к их рефлексии:

1. Создание игровых ситуаций, направленных на демонстрирование индивидуального игрового, двигательного, изобразительного и иного опыта, образных проявлений.

2. Создание жизненных ситуаций, побуждающих к выражению своего отношения к разным сторонам миропознания.

3. Мотивировать к оценочным высказываниям с привлечением в качестве аргументации примеры из собственного жизненного опыта.

Эти методы применяются в моменты, требующие акцентирования внимания ребенка на равнозначных способах действий, нравственной стороне поступков, поведения.

Важное место отводится позиции педагога. Педагог может носить оценочный и эмпатичный характер. Оценивая опыт детей, педагог либо принимает, поддерживает его, либо отвергает, обосновывая свое несогласие, неприятие таких форм поведения, действий. Если педагог понимает и принимает эмоциональное состояние ребенка, то он может достичь взаимоотношений эффекта субъект – субъектных.

В процессе высказывания отношений к жизненным умениям дошкольников, общения в разных видах деятельности, педагогу необходимо постоянно поддерживать в них уверенность в своих силах, ориентацию на успех, создавать благоприятную обстановку для творческих проявлений, самостоятельного выбора действий, способов решения образовательных задач и т. д. Особо стоит подчеркнуть роль эмоциональной составляющей взаимоотношений педагога и детей. Влияние на эмоции способствует становлению и утверждению индивидуальности ребенка.

Формирование и развитие субъектной позиции детей и, в свою очередь, проявление их индивидуальностиможет успешно реализовываться при создании следующих условий:

– Благовременная диагностика развития предполагает получение информации об индивидуальных особенностях личности ребенка, его жизненном опыте;

– Педагогическая поддержка целеустремленности детей, их потребности в самоутверждении, проявлении своего «Я»;

– Обеспечение возможностей свободной самореализации каждого ребенка в разных видах деятельности, особенно познавательноисследовательской и художественноэстетической;

– Развитие самооценки детей на основе оценки педагогом результатов деятельности, способов их поведения;

– Сформирование общения, которое закрепляет за каждым ребенком возможность проявлять себя, поддерживает инициативность, волевые усилия;

– Взаимосвязь внешних и внутренних условий развития собственного «Я» ребенка.

Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности ребенка строится соответственно индивидуальному и социальному развитию.

Воспитатель МБДОУ №50 «Светофорик»:

Остроухова А. А.

Источник