Индивидуального развития ребенка с отклонениями в развитии

Индивидуального развития ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

@ Никитская Е.А., Сиворонов Д.И. 2018

INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Catherine Aleksandrovna Nikitskaya,

associate Professor of the Department of pedagogy of educational-scientific complex psychology of office activity of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya E-mail: katamax@yandex.ru

Екатерина Александровна Никитская,

доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: katamax@yandex.ru

Dmitry Ivanovich Sivoronov,

cadet of the Institute of psychology of performance

ATS of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

of Russia named after V.Ya. Kikotya

E-mail: sivoron2016@mail.ru

Дмитрий Иванович Сиворонов,

курсант института психологии служебной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: sivoron2016@mail.ru

Для цитирования: Никитская Е.А., Сиворонов Д.И. Индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии. 2/2018. С. 32-34.

Annotation. the article analyzes the issues of increasing the percentage of children with developmental disabilities and their psychological and pedagogical characteristics. In this connection, the authors emphasize the relevance of the issue of socialization of children and adolescents with developmental disabilities through social and labor adaptation. The article proposes the basic conditions for the implementation of the tasks of social and labor adaptation of minors through the introduction of pedagogical technologies.

Key words: developmental deviation, minor, educational process, social and labor adaptation.

Аннотация. В статье анализируются вопросы увеличения процента детей с отклонениями в развитии и их психолого-педагогическая характеристика. В связи с чем, авторами подчеркивается актуальность вопроса о социализации детей и подростков с отклонениями в развитии через социально-трудовую адаптацию. В статье предложены основные условия реализации задач по социально-трудовой адаптации несовершеннолетних через внедрение педагогических технологий.

Ключевые слова: отклонение в развитии, несовершеннолетний, учебно-воспитательный процесс, социально-трудовая адаптация.

Динамика распространения заболеваний среди несовершеннолетних во многих странах характеризуется тенденцией к росту, особенно легких форм умственной отсталости. Выделяют целый ряд оснований увеличения количества детей с отклонениями в развитии: снижение качества жизни; распространение катаклизмов, как социальных так и техногенных; неблагоприятная экологическая обстановка; снижение смертности младенцев за счет улучшения качества реанимационных действий (например, детей, родившихся на 22-й неделе и позже с весом от 500 граммов или длиной от 25 сантиметров, врачи будут выхаживать)1;

злоупотребление беременными психоактивными веществами и медицинскими препаратами без назначения врача и др.

Как заметил известный русский философ, культуролог, педагог и психолог В.В. Зеньковский: личность ребенка «не только дана, но и задана»2. Мы знаем, что в процессе социализации происходит интеграция ребенка в социальную среду. Перед ним возникают разнообразные перспективы развития. И от того, какой путь выберет ребенок, зависит его дальнейшее развитие.

Но не только социум является фактором, оказывающим влияние на развитие. Личность каждо-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

го ребенка индивидуальна, особенна, неповторима. Поэтому процесс становления детской личности очень сложен и противоречив.

Психологические трудности, расстройства эмоциональной сферы, нарушения поведения, довольно часто встречаются у детей. Ведь они -неотъемлемая часть развития ребенка, но сами по себе они не вызывают беспокойства, но все же у некоторых детей могут искажать процесс их нормального развития. Эти дети требуют помощи со стороны родителей, педагогов, психологов, врачей. Основная задача специалистов, работающих с несовершеннолетними, которые имеют отклонения в развитии – это социально-трудовая адаптация, то есть подготовка ребенка к самостоятельной жизни в социуме. Решение данной задачи требует соблюдения ряда условий: заинтересованность государства, общества, различные общественных организаций в разработке эффективных педагогических технологий для подготовки детей к самостоятельной жизни в социуме; создание новых учебных планов и программ, направленных на социально-трудовую подготовку несовершеннолетних; внедрение учебный процесс новых видов профессионально-трудового обучения исходя из запроса специальностей на рынке труда; систематическая подготовка, повышения квалификации и переподготовка педагогов, психологов, социальных педагогов, работающих с несовершеннолетними; максимальное включение семьи ребенка в учебно-воспитательный процесс; привлечение широкого круга специалистов на основе договоров о межведомственном взаимодействии (МВД, МЧС, РПЦ и ряд других); привлечение волонтерских организаций, в том числе студентов вузов для проведения занятий с детьми.

Организуя учебно-воспитательный процесс с несовершеннолетними, имеющими отклонения в развитии, следует обращать внимание на воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду, формирование таких личностных качеств и умений, как умение работать в коллективе, самостоятельность, ответственность, критичность, коммуникативность.

Базовыми компонентами педагогической технологии обучения и воспитания несовершеннолетних с отклонениями в развитии являются: знание онтогенеза несовершеннолетнего и особенностей его психофизиологии, а также дизонтогенеза; ти-пологизация несовершеннолетних для дифференцированного (индивидуального) подхода к каждому; создание и внедрение актуального набора коррекционных средств обучения и воспитания;

эффективное применение технических средств обучения (проектор, компьютер, интерактивные доски и др.)

Для детей с отклонениями в развитии характерны низкие показатели в развитии интеллектуальных процессов, таких как: речь, воображение, память, мыслительные операции, внутренний план действий. К тому же эти трудности сопровождаются поведенческими и личностными нарушениями.

Характерными для них являются повышенная активность, и, как следствие, высокая отвлекае-мость, низкая работоспособность, расторможен-ность, как моторная, так и эмоциональная. Такой ребенок импульсивен, непредсказуем. Он сам не знает, как будет действовать в следующий миг. Действует спонтанно, не задумываясь о последствиях. Но при этом его поведение не несет в себе злого умысла.

У таких детей не сформированы произвольные функции. Поэтому длительно сосредоточиваться на каких-либо конкретных действиях и задачах они не могут. Деятельность, требующая длительной концентрации внимания, вызывает негативные эмоции и двигательное беспокойство.

Также для детей с отклонениями в развитии свойственна психическая незрелость, выражающаяся в определенном отношении к школе, учителям, ученической деятельности. Преобладающим видом деятельности для них является не учебная, а игровая, которая нередко маскируется под «псевдоучебный» тип отношений. Позиция и роль ученика чаще отвергается, либо же принимается с трудом. В процессе проведения занятия такие дети ведут себя вызывающе: смеются без действительной причины, ложатся на парту, крутятся на стуле и др. В силу отсутствия произвольности в управлении своими действиями и поведением, а также низкого уровня самоорганизованности и самостоятельности возникают некоторые сложности в учебной деятельности. Детям свойственна повышенная тревожность и неадекватно завышенная самооценка, не совпадающая с ожидаемой оценкой окружающих взрослых: учителей, воспитателей, психолога.

В процессе общения и взаимодействия со сверстниками возникают сложности: наблюдается конфронтация, дети не способны к сотрудничеству, как следствие этого – частые ссоры, а иногда и драки по незначительным поводам.

Бреслав Г.М. выделяет следующие нарушения эмоционального развития таких детей3:

– отсутствие эмоциональной децентрации, то

№ 2 / 2018

33

есть у детей отсутствует способность сопереживать людям;

– эмоциональное «застревание»;

– отсутствие эмоционального предвосхищения;

– отсутствие чувства вины как регулятора поведения;

– негативные эмоции и страхи, замкнутость, агрессивность;

– гиперактивность, «гипердинамический синдром».

Говоря об индивидуальных особенностях детей с отклонениями в развитии, стоит отметить то, что природа отклонения в каждом конкретном

случае индивидуальна, но проявления нарушений имеют много общих черт.

1 Приказ Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. №№ 1687н (ред. от 02.09.2013) «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи» (Зарегистрировано в Минюсте России 15 марта 2012 г. № 23490).

2 Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 346 с.

3 Бреслав Г. Подростковый период. В кн. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. 3-е стереотипное изд. / под ред. И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, В.В. Зацепина. М.: Академия. 2005.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

СТРОЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ МОДЕЛИ

Актуальные проблемы организационной культуры правоохранительных органов. Строение. Управление. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (2018) авт:Бастрыкин А.И. и др.

Цель учебника – показать основные элементы организационной культуры правоохранительных органов в их взаимодействии с внешней и внутренней средой.

Комплексный подход к изучению явления организационной культуры правоохранительных органов позволяет рассматривать его как один из инструментов деятельности, направленной не только на достижение целей организационной системы правоохранительных органов, но и на поддержание ее стабильности, целостности. Это особенно актуально в современной практике управления правоохранительными органами.

Круг вопросов, изложенных в учебнике, охватывает различные аспекты системы исследования организационной культуры правоохранительных органов, позволяющих читателю получить наиболее полную картину данного явления.Для студентов юридических факультетов и институтов, будущих работников правоохранительных органов, судов, прокуратуры и т.д., а также юристов-практиков.

Источник

Появление в семье ребенка – это всегда радость. Для каждого родителя свой малыш кажется особенным. Но некоторые особенности развития могут насторожить. В таких случаях необходимо не медлить и спешить к врачу. К сожалению, в настоящее время количество детей с отклонениями в развитии значительно увеличилось. Такие малыши требуют к себе особого внимания и ухода. Очень важно определить патологию на начальном этапе, чтобы не упустить шанс исправить или облегчить сложившуюся ситуацию. Как правильно определить патологию? Что означает “ребенок с отклонениями в развитии”?

Необходимые нормы для развития

Прежде чем говорить об отклонениях ребенка, выделим условия, необходимые для полноценного развития:

  1. Развитие и функциональность головного мозга должны быть в норме.
  2. Работа нервной системы и физические параметры соответствуют возрасту и обеспечивают все процессы для жизнедеятельности.
  3. Органы чувств могут обеспечивать естественную связь с внешним миром.
  4. Ребенок надлежащим образом, систематически и последовательно проходит все этапы обучения, начиная с семьи и заканчивая учебным заведением.

Нормальное развитие ребенка

Что принято считать нормой в развитии ребенка:

  • Развитие соответствует ровесникам, его окружающим.
  • Поведение отвечает принятым общественным нормам.
  • Развитие организма совпадает с установленными нормами, при этом он способен бороться с негативными факторами окружающей среды и сопротивляется болезням.

Детей с отклонениями все больше, так как какое-то из условий развития не выполняется в силу тех или иных причин.

Причины отклонений

Основные причины развития отклонений у детей делят на:

  • наследственные;
  • внешние (влияние окружающей среды).

К наследственным относят:

  • Генетический фактор.
  • Соматический.
  • Повреждение головного мозга.

В зависимости от того, когда могли оказать влияние патогенные факторы, выделяют следующие промежутки времени:

  • До наступления родов.
  • В период родовой деятельности.
  • Послеродовой период до 3 лет.

Самое большое влияние на развитие психических функций оказывает вредное воздействие в момент интенсивного клеточного развития головного мозга, в период развития эмбриона.

Биологическое влияние

Можно выделить биологические факторы, которые влияют на развитие детей:

  • Генетические мутации.
  • Мать перенесла в период беременности инфекционное или вирусное заболевание: краснуху, грипп.
  • Родители не совместимы по резус-фактору.
  • Мать болеет диабетом.
  • Имеются у родителей венерические заболевания.
  • Прием наркотических препаратов, особенно матерью.

Влияние негативных факторов на развитие

  • Биохимическое воздействие. Заводы, химические удобрения, бесконтрольный прием медицинских препаратов. Эти факторы оказывают влияние и в период беременности, и на ранних этапах развития ребенка.
  • Недостаток кислорода для плода.
  • Сильные токсикозы во второй половине беременности.
  • Слабое здоровье матери. Плохое питание, опухолевые процессы, недостаток витаминов.
  • Хронические заболевания у ребенка, начавшиеся в раннем возрасте: астма, диабет, патологии крови.
  • Травмы мозга в раннем возрасте и тяжелые инфекционные заболевания.
  • Травмы во время патологических родов.

Все эти негативные факторы могут стать причиной того, что будет ребенок с отклонениями в развитии.

Социальное влияние

Выделим социальные факторы, влияющие на развитие ребенка:

  • Сильные переживания будущей матери, сопровождающиеся значительным выбросом гормонов в околоплодные воды.

Стресс во время беременности

  • Негативные события и настроения против будущего малыша.
  • Стрессовые ситуации, часто повторяющиеся.
  • Состояние психики матери в период родовой деятельности.
  • Плохое отношение к ребенку, отрыв от матери, грубое обращение, отсутствие теплых отношений.

Все эти факторы больше требуют профессиональной консультации у психологов и педагогов, так как могут вызвать отклонения в психическом развитии ребенка, в то время как биологические требуют внимания врачей.

Какие возможны отклонения

Можно выделить несколько групп отклонений:

  • Дети с физическими отклонениями. Сюда относят нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
  • Отклонения в психическом развитии ребенка. Это нарушение речи, умственная отсталость, также задержка психического развития и отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы.
  • Педагогические отклонения. Дети, не получившие среднего образования.
  • Дети с социальными отклонениями, не имеющие воспитания для вхождения в социальную среду. В этом случае важна профилактическая работа.

Также следует выделить периоды, в которые можно заметить яркие отклонения от развития:

  • Дошкольный.
  • Школьный младший.
  • Подростковый.

Для каждого периода ребенок должен обладать определенными навыками, умениями, знаниями. Взрослые в это время должны быть особенно внимательны и уделять ребенку время для занятий и общения.

Особенности отклонений в развитии детей

Рассмотрим особенности отклонений у детей с временной задержкой развития. Характерны следующие признаки:

  • Заметны отклонения становятся в школе.
  • Ребенок ведет себя так, как будто он в детском саду.
  • Не выполняет домашнее задание.
  • Трудно поддается обучению, чтению и письму.

Трудности в обучении

  • Быстро устает.
  • Жалуется на головные боли.
  • Недостаточное физическое развитие.
  • Возможна задержка в мышлении.

У ребенка с психофизическим инфантилизмом есть такая особенность:

  • Понимает сюжет изображения.
  • Может понять смысл.

Дети, имеющие отклонения в развитии с признаками астении, имеют следующие проявления:

  • Нервное истощение.
  • Быстрая утомляемость.
  • Частые головные боли.
  • Плохая память.
  • Невнимательность.
  • Чрезмерная возбудимость.
  • Излишняя подвижность, импульсивность.
  • Плаксивость.
  • Робость и вялость.
  • Заторможенность.
  • Медлительность.
  • Расстройство сна.
  • Грубость.
  • Нестабильность поведения.

У каждого ребенка отклонения проявляются по-разному.

Нарушение умственного развития

К категории умственно отсталых детей относятся:

  • Дебилы. При правильном развитии и обучении могут быть высокого уровня психического развития. Имеют профессию, несут гражданскую ответственность.
  • Имбецилы. Глубоко отсталые дети. Не усваивают общих правил, понятий. Могут с большим трудом научиться писать, читать. Требуют постоянного ухода.
  • Идиоты. У таких детей нарушена координация, не развита речь, не могут себя обслуживать. Нуждаются в специальном уходе.

Дети, которые выделяются из толпы своих сверстников высоким развитием, также считаются детьми с отклонением в развитии. Особенности таких деток рассмотрим дальше.

Малыши с высоким уровнем развития

Они отличаются от своих сверстников тем, что:

  • Могут делать несколько дел одновременно.
  • Очень любопытны.
  • Легко прослеживают причинно-следственные связи.
  • Развито абстрактное мышление.
  • Концентрация внимания на высоком уровне.
  • Стремятся в том, чем занимаются, достигнуть совершенства.
  • Хорошо развиты учебные навыки.

Можно выделить психологические особенности таких детей:

  • Хорошо развито воображение.
  • Есть чувство справедливости с раннего возраста.
  • Ставят себе высокие планки в деле, которым занимаются.
  • Имеют хорошее чувство юмора.
  • Плохо справляются со своими неудачами.
  • Детские страхи сильно преувеличены.
  • Могут обладать экстрасенсорными способностями.
  • Появляются проблемы с ровесниками из-за развитого эгоцентризма.
  • Мало спят.

Следует внимательно относиться к ребенку, чтобы своевременно заметить особенности изменения психики по мере его взросления.

Особенности отклонений в психическом развитии

Отклонения в психическом развитии ребенка оцениваются по следующим критериям:

  • Как развита память.
  • Мышление.
  • Развитие речи.
  • Восприятие окружающего мира.

Какие существуют виды задержки психического развития:

  • Психогенный. Является результатом отсутствия воспитания в семье. Как правило, это дети из неблагополучных семей.
  • Соматогенный. Задержка в результате перенесенного заболевания. Ребенок сильно устает, ослаблен. Либо слишком возбудим.
  • Церебрально-астенический. Органическое поражение мозга. Ребенок чрезмерно возбужден, агрессивен. Настроение часто резко меняется.

Психические отклонения в развитии ребенка

  • Конституционный. На фоне недоразвитости лобных долей головного мозга. Уровень развития отстает на несколько лет. Так 6-летний ведет себя и испытывает потребности, как 2-летний.

При диагностике требуется осторожность, так как некоторые из перечисленных признаков могут быть проявлениями характера ребенка.

Диагностика отклонений у ребенка

Чтобы подтвердить или опровергнуть, что ребенок с отклонениями в развитии, необходимо провести медицинское и психологическое обследование.

При медицинском осмотре проводится:

  • Визуальный осмотр ребенка. Строение черепа, особенности скелета, конечностей, развитие сенсорных функций.
  • Сбор информации, имеющиеся жалобы со слов матери.
  • Состояние неврологического и психического характера.

Необходимо обратить внимание:

  • На эмоциональность.
  • Развитие интеллекта.
  • Развитие речи.
  • Моторику.
  • Состояние психики, нервной системы.

Возможны также такие обследования:

  • Рентгенография черепа.
  • Компьютерная томография.
  • Энцефалограмма.

Диагностика отклонений в развитии

Некоторые заболевания можно установить по внешним признакам. Особенно это касается врожденных патологий.

Психическое обследование требует анализа:

  • Внимания ребенка.
  • Памяти.
  • Интеллекта.
  • Восприятия внешнего мира.
  • Как ребенок мыслит.
  • Как выражает эмоции.

Как правило, это легко определяется в игровой форме. Для этого используется наглядный материал, а также методы и приемы работы, подстроенные под дефект ребенка. Для глухих необходимы жесты, для отсталых в умственном развитии – простые задания. Сложность и главная задача для диагноста – это заинтересовать ребенка в игре, он не должен отказываться. Это необходимое условие правильной диагностики. После этого можно назначать коррекцию отклонений в развитии детей.

Обучение и воспитание детей с отклонениями

Коррекция включает работу педагогов, врачей и родителей.

Можно выделить несколько принципов обучения детей с отклонениями в развитии:

  • Стимулирование сознательной деятельности.
  • Развитие активности.
  • Использование наглядного материала.
  • Систематичность занятий.
  • Доступность материала.
  • Соответствие между материалом и возможностями ребенка.
  • Прочное закрепление материала.
  • Дифференциальный подход.

Особое внимание уделяется развитию памяти и логического мышления. Обучение ставит цель не приспособиться к дефекту ребенка, а его корректировать и преодолеть. Образование детей с отклонениями в развитии имеет два направления:

  • Дифференциальное образование.
  • Инклюзивное образование.

Коррекционное обучение должно формировать психические функции ребенка и развивать опыт в преодолении имеющихся нарушений, будь то нарушение речи, слуха, моторики или поведения. Обучение и воспитание также должны быть методом профилактики возникновения вторичных отклонений. Это возможно из-за неготовности ребенка с отклонениями в развитии к существованию в социуме.

Для таких детей необходимо воздействие:

  • Лечебно-оздоровительное.
  • Психологическое.
  • Педагогическое.
  • Психотерапевтическое лечение должно проводиться напрямую и косвенно.
  • Занятия групповые и индивидуальные.

Ребенок с отклонениями развития в семье не всегда правильно оценивается родителями. Слишком много заботы или невнимательное отношение к ребенку могут усугубить психическое состояние. Изоляция также оказывает отрицательное влияние. Поэтому очень важна совместная работа педагогов и родителей. Необходимо оказывать квалифицированную помощь родителям для того, чтобы они могли оказать поддержку детям в получении знаний, навыков при определенных нарушениях.

Условия для интеграции детей

В настоящее время оказывается помощь детям с отклонениями в развитии, а также их родителям.

А именно:

  • Проводится ранняя диагностика выявления нарушений в развитии.
  • Организуется раннее коррекционно-воспитательное воздействие с первых месяцев жизни.
  • Проводится отбор детей с учетом дефекта отклонений, уровня развития и способности ребенка к обучению.
  • Дети, которые нуждаются в специальных условиях, определяются в специализированные учреждения.

Обучение детей с отклонениями

  • Составляются варианты учебных программ, пособий по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
  • Необходимо постоянно контролировать и смотреть динамику развития таких малышей.

Воспитание детей с отклонениями в развитии имеет множество проблем:

  • Родители не умеют совместно работать с ребенком.
  • Не могут эмоционально поддерживать малыша.
  • Некоторые испытывают неадекватные реакции к нему.
  • Неадекватные методы воспитания.
  • Недостаточно общения с ребенком.

Только совместная работа специалиста, педагога и родителя может дать ощутимые положительные результаты в обучении ребенка с отклонениями.

Источник