Индивидуальное занятия с ребенком по развитию игровой деятельности
Ирина Щепетинникова
Индивидуальный подход к детям в игровой деятельности
Игра – основной вид деятельности ребенка, потребность растущего организма. А. С.Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».
Игра доставляет детям радость.В игре дети приобретают навыки поведения: умения взаимодействовать с другими детьми, вступать с ними в различные отношения, считаться с интересами своих партнеров по игре. Именно в игре воспитываются такие качества как коллективизм, честность, скромность, гуманность.
Настольные, спортивные игры (шашки, шахматы) помогают воспитывать внимание, усидчивость, что очень важно для сильно возбудимых детей.
В подвижных играх выявляются выдержка, внимание, умение подчиняться правилам игры.
Дидактические игры позволяют выяснить степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалку, наблюдательность, решительность.
Наблюдения за игровой деятельностью детей позволили мне выделить три типа детей, которые по-разному ведут себя в игре и требуют разного подхода.
Одни активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, включаются в неё и стремятся взять на себя активную роль. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других.Для таких детей наиболее трудными оказываются игры с правилами: дождаться своей очереди, не двигаться до сигнала. Выполнение этих правил полезно для них.
Другие более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры, держатся напряжённо, без интереса наблюдают за действиями других детей. Наблюдая за игрой и принимая в ней пассивное участие, они постепенно заражаются интересом к игре, а затем и сами проявляют инициативу.
Третьи вялы, пассивны, отстают в развитии. Такие дети не понимают суть игры, даже при многократном повторении. Они нуждаются в личном контакте с взрослым. Индивидуальные занятия необходимы для их нормального психического и личностного развития.
Разные дети требуют разного подхода. В игровой деятельности заложены большие возможности для индивидуального воздействия на детей. Наблюдая за детьми, выявляю отношение их к игре, характер участия в различных играх. Коллективные игры помогают детям действовать сообща, по принципу «Все – за одного, один – за всех». Некоторые дети не проявляют интереса к игре. Они наблюдают со стороны за играющими, но сами в игру не включаются. Отдельные дети равнодушны к коллективной игре, но увлекаются бессмысленной беготней, кто-то предпочитает спокойные игры в одиночестве, что должно тревожить воспитателя, т. к. это впоследствии скажется на всестороннем развитии ребенка.
Многие дети любят играть с конструкторами, любят строить сооружения. Наблюдения за детьми, умелое руководство их игрой позволяет вовлечь всех детей в игру творческую, созидательную.
Игры, которые включают в себя элементы соревнования на скорость, помогают заметить медлительных детей, а так же тех, которые всегда хотят быть ведущими. Таких детей приучать строго следовать правилам игры, соблюдать очередность в ведущих ролях. Большого внимания к себе требуют дети с плохой координацией движений, а так же – чрезмерно подвижные.
Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть дети, умеющие хорошо строить, украшать постройки. В общей игре можно найти каждому дело.
В сюжетно-ролевых играх обязательно выделяется группа организаторов. Это активные, развитые дети. Очень важен индивидуальный подход к старшим детям при распределении ролей в игре. Необходимо предоставлять возможность всем детям попробовать свои силы в различных ролях, убеждая детей, что все у них получится, и они справятся со своими обязанностями в игре.
В разновозрастной группе особого внимания требуют игры маленьких детей, ведь от этого зависит развитие игры в более старшем возрасте. На начальном этапе используют совместное с ребенком выполнение игрового действия («Давай покормим вместе»). Вместе с малышами важно наблюдать, как играют старшие дети, рассказывать, в какую игру они играют, какие выполняют роли, что делают. Малыши наблюдают за игрой, и у них появляется желание принять участие в игре.
Осуществляя руководство играми детей в разновозрастной группе, необходимо учитывать, что у детей разного возраста разные умения в налаживании игровых действий и упражнений. Кроме того, на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, что необходимо учитывать при проведении игр.
В разновозрастной группе игры могут быть и интересными, и содержательными. Ведь общение детей разного возраста несет в себе много положительного. Особенно выигрывают младшие дети. Совместные игры детей разного возраста проходят организованнее. Дети постарше, хорошо зная игру, стараются помочь малышам, научить их тому, что сами умеют. В разновозрастной группе младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста,она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется своя роль. Например, старшие дети устраивают для маленьких кукольный театр, или строят поезд и везут всех желающих к морю, а малыши с радостью становятся пассажирами. В таких играх «большие» дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших братьев и сестер.
При осуществлении задач воспитания в игре важно знать взаимоотношения детей разного возраста и положение, которое занимает ребенок в коллективных играх. Если этому не уделять внимание, старшие дети начинают недоброжелательно относиться к младшим, не считаются с их интересами. Дети не хотят принимать в свои игры малыше, потому что те мало знают, не умеют интересно играть или плохо строят. Всегда следует поощрять желание старших детей играть с младшими, но никогда не вменять им это в повседневную обязанность, помня, что старшие дети выступают в роли взрослого,играют с малышом для малыша: свои же игровые интересы они могут проявить в полном объеме только в игре со сверстниками.
Руководя жизнью детей и их самостоятельной игровой деятельностью, от воспитателя требуется педагогический такт, уважение к личности ребенка, тогда будет возможность увидеть, понять и учесть индивидуальные особенности детей, а значит, и помочь им.
Внимания к себе требуют не только застенчивые дети, но и дети активные, с организаторскими способностями. Нужно постараться косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, в которых они могли бы проявить свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские способности, стремиться к достижению цели.
В течение дня есть такие переходные моменты, когда нужно собраться вместе, успокоиться – к примеру, после свободной игры и уборки, перед сказкой, после прогулки и т. п.В таких случаях можно использовать небольшие игры: пальчиковые, жестовые, звуковые, на развитие координации речи и движения и т. п. по изучаемым лексическим темам. И здесь старшие дети могут взять на себя роль ведущего. Эти игры интересны всем детям, независимо от возраста.В такой игре для каждого ребенка есть что-то привлекательное: для старших – ритм и содержание, для малышей – разнообразные движения, они воспринимают их как сказки.
Источник
Алена Голубенко
Консультация «Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях освоения ФГОС»
Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях освоения ФГОС
Составлено совместно с воспитателем Голубенко А. В. и Мидатовой А. А.
Интерес к игровой деятельности, вхождение в игру, активное участие в ней во многом зависят от особенностей, своеобразия личности ребенка, от его темперамента.
Неумение же детей развернуть сюжет игры и наполнить его интересным содержанием, однообразие тематики игр являются следствием недостаточного педагогического руководства игрой, а также отсутствия в жизни детей ярких впечатлений, которые могли бы оказать положительное влияние на их активную игровую деятельность.
В современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей.
Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:
1.Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее.Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно)воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т. е. создание предметно-игровой среды.
5. При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”, отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным.
Необходимо учитывать особенности реализации игровой технологии в ДОУ:
Творческая активность педагога.
Выбор игры, в ходе которой будут решены задачи – дидактические, воспитательные, развивающие, социализирующие.
Учет особенностей участников игры.
Учет времени проведения игры.
Игра предполагает необходимость сотрудничества педагога и воспитанника, не только во время подготовки к игре, но и в ходе проверки исполнения задания. Индивидуальный подход к ребенку в условиях реализации ФГОС ДО предполагает использование словесных и практических методов работы. Систематический и целенаправленный индивидуальный подход к детям, помогает разрешить проблемы, возникающие в ходе игры.
Помощь воспитателя делает игру интереснее и полезнее, можно что-то подсказать ребенку, помочь сложить, построить. Иногда даже приходится включаться в игру, для того чтобы доставить детям удовольствие, объединить их или просто направить. Осуществляя индивидуальный подход, нельзя выполнять задание вместо ребенка, детей нужно приучать к самостоятельности. В подвижной игре нужно помнить о демократично-личностном подходе к детям. Ваши объяснения должны быть убедительными, а показ правильным и точным. Многие подвижные игры включают в себя элементы соревнования на скорость, где сразу можно увидеть самых медлительных детей и кто стремиться быть постоянно ведущим. Тех и других необходимо приучать строго подчиняться правилам игры, соблюдать очередность в ведущих ролях.
Совместные игры очень полезны, общаясь, дети учатся договариваться, оказывать помощь друг другу, потому что игра это не только средство обучения, но эффективное средство воспитания.
Так же индивидуальный подход к детям в дидактической игре помогает сформировать у ребенка умения анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма. Старшие дети могут в полнее самостоятельно выполнять задание, даже при усложнённом варианте, задавая друг другу задачки по очереди.
Очень важно не только научить ребенка чему- либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.
Организация сюжетно-ролевой игры и драматизации предполагает развитие памяти, мышления, воображения. Чтобы игра была увлекательной, интересной приходиться объяснять детям, проводить индивидуальный подход. Распределяя роли, делать упор на актив группы, на тех ребят, которые смело проявляют свои лидерские качества. Такие воспитанники могут самостоятельно выбрать интересный сюжет и развить его. Это своего рода режиссеры игры.
В процессе индивидуального подхода дети учатся координировать свои действия с действиями других детей, приучаю их считаться с общественным мнением.
Умелое руководство строительными играми позволяет вовлечь воспитанников в игру как в творческую, созидательную деятельность. Однако не все дети могут играть рядом, вместе, некоторые любят уединяться, если их кто- то беспокоит, могут проявлять агрессивность. В таких случаях необходимо вмешаться, только индивидуальный подход к детям может исключить такую возможность. Главная задача, научить детей видеть в сверстнике не противника, а партнёра по игре, по общению, по совместной деятельности.
Часто ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре- влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей.
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по индивидуальному подходу к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОСДО имеет огромное воспитательно-образовательное значение: вызывает детский интерес; развивает умственные способности; формирует жизненную активность; способствует воспитанию доброжелательных взаимоотношений.
Источник
Наталья Гладышева
Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях освоения ФГОС
Составила
Воспитатель 2 категории
Гладышева Н. В.
Не для кого не секрет, что в игре проявляются и через неё формируются все стороны психической деятельности жизни ребёнка. И через те роли, которые ребёнок выполняет в игре, обогащается его личность. Конечно, трудно переоценить значение игры для нравственного развития ребёнка его уникальности и самоценности. Так как в игре воспитываются такие качества, как коллективизм, честность, скромность, гуманность.
Но при этом очень важно помнить о правильном педагогическом руководстве игрой, так как одну и ту же игру дети воспринимают по – разному. Индивидуальность ребёнка проявляется в самостоятельном развитии им замысла игры, умения организовать игру, подобрать нужные материалы для игры, выразительно выполнять ту или иную роль. Для индивидуального подхода к детям в процессе игры надо выяснить их отношение, интерес.
Хочу поделиться, как мне совместно с воспитанниками удаётся организовать игровую деятельность в воспитательно-образовательном процессе с учётом индивидуальных особенностей.
При проведении подвижных игр с правилами обычно принимают участие все дети, но каждый проявляет себя по-своему. Поэтому считаю, что большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве данных игр.
Например, когда мы совместно играем в подвижную игру «Мы – весёлые ребята», некоторые дети стараются убежать от ловишки раньше сигнала, другие прячутся за спины товарищей, проявляя излишнюю осторожность. Но большая группа детей не боится расположиться ближе к ловишке, выполняет точно действия после сигнала. Во всех случаях дети не хотят попасться в руки ловишки, но одни предпочитают более лёгкие пути, другие же находят удовольствие в том, что бы одержать победу в трудном соревновании.
Мне кажется, что от внимания педагога такие проявления детей не должны ускользнуть и пройти не заметно, так как воспитатель должен поддерживать нерешительных и поощрять смелых ребят.
Но не стоит забывать и о том, что в подвижной игре с правилами проявляются такие стороны психики детей, как устойчивость внимания, степень выдержки, умения подчиняться определённым правилам.
А ещё эти игры включают в себя элементы соревнования на скорость, тем самым помогая заметить медлительность детей, а так же тех, кто всегда стремится быть ведущим. И тех и других непременно надо приучать строго подчиняться правилам игры и соблюдать очерёдность в ведущих ролях.
Индивидуальная особенность детей проявляется и в процессе проведения дидактических игр. Входе проведения таких игр, выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, наблюдательность.
Очень важен индивидуальный подход и при организации сюжетно – ролевых игр, так как они помогают мне выделять в коллективе детей – организаторов. Это развитые и активные дети, они могут выбрать интересный сюжет и развить его в процессе игры. Это своего рода режиссёры игры. При правильном индивидуальном подходе такие воспитанники становятся активом группы, на которых я опираюсь в совместной работе. Ещё сюжетные игры помогают мне вырабатывать у детей умение координировать свои действия с действиями других, приучать считаться с общественным мнением.
Так же считаю, что осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, педагог должен развивать у них скромность, доброжелательность, стремление принести пользу всем.
Очень важен индивидуальный подход к детям и при распределении ролей в игре. Если ребёнку постоянно предоставлять главные роли, то у него могут создаться предпосылки для развития зазнайства, пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а тех, кто ему подчиняется.
Как в этой ситуации поступать педагогу? Безусловно, время от времени желание ребёнка надо удовлетворять, но необходимо давать возможность и другим детям пробовать себя в главной роли. Участие ребёнка в игре надо использовать не только как момент развития, но и как средство воспитания.
Совместные игры с разными видами конструкторов, так же интересны моим воспитанникам. Многие дети любят в них играть, строить различные сооружения, а я с помощью метода наблюдения могу выявить, кто и в какой степени активно и не активно участвует в такой игре. Наблюдение за детьми – это умелое руководство их игрой и она позволяет мне вовлечь всех детей в игру как в творческую созидательную деятельность.
При организации игр в детском коллективе, мы педагоги можем столкнуться с такой категорией детей, как агрессивные дети, которые требуют особого индивидуального подхода при их проведении.
В игре агрессивный ребёнок проявляет меньший интерес к успехам сверстника, а если и проявляет, то отрицательный (вырвать листок, попытаться ударить, не уступить предмет). Поэтому, главное – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.
И основная задача, которую нужно решить мне, как педагогу, в работе с агрессивными детьми – сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников.
Таким образом, целенаправленный, систематический и индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности создаёт условия:
– для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,
– для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,
– для развития умения детей работать в группе сверстников,
– для организации видов детской деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
Источник