Индивидуальное занятие с ребенком на развитие коммуникативных навыков

Индивидуальное занятие с ребенком на развитие коммуникативных навыков thumbnail

Составитель: педагог-психолог

Потапова Т.Г

Южно-Сахалинск

2014 г

1. Пояснительная записка

Актуальность.

Овладение навыками общения, постижение коммуникативной культуры в начальной школе – залог оптимизации процесса адаптации в среднем звене. Существенным аспектом, определяющим качество обучения младших школьников, является формирование коммуникативных компетенций, что предполагает использовать ресурс коммуникации для решения многих задач.

В настоящее время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от их возраста, пола, социального положения. Особенно повышенная агрессивность проявляется в начальном звене: в силу возрастных особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом, характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. В начальном звене агрессия проявляется как в вербальной, так и в физической форме. Учащиеся 2 – 4 классов не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать возникающие конфликты неагрессивным способом. Школьники данной категории не используют во взаимодействии с окружающими элементарные вежливые слова, часто прибегают к физическим формам воздействия на обидчика – могут толкнуть, ударить, укусить и т.п.

Зачастую основной причиной подобного поведения, является отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально приемлемых – способов общения и взаимодействия с окружающими.

Работа по коррекции агрессивного поведения, прежде всего, должна быть направлена на развитие элементарных навыков общения, умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы должно быть включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева. Важным в коррекционной работе с данными детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии.

Цель настоящей программы: расширение социального опыта младших школьников на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций. Так же – помочь лучше узнать себя, развивать навык коммуникации, коррекция агрессивного поведения.

Задачи:

Развитие навыков эффективного общения, положительного эмоционального отношения к окружающим, осознание и отреагирование негативных эмоций, обучение приемам овладения тревожностью и агрессии, способствование эмоциональному раскрепощению.

Количество учеников в группе 20-25 человек.

Тренинг рассчитан на 3 занятия по 1 ч.

Возраст: 8-10лет

Методы и формы работы: имитационные игры, практические упражнения, работа в парах и мини-группах.

Формы и методы работы:основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения, продуктивно-творческая деятельность.

Структура каждого занятия включает в себя:

1. Вступление. Ритуал приветствия (закрепление эмоционально-позитивного настроения)

2. Разминка  (снятие напряженности и способствующее физическому раскрепощению участников группы);

3. Основная часть (включение игровых упражнений)

4. Заключительная часть. Ритуал прощания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

«Кто такой агрессивный человек?»

Создание положительной мотивации у учащихся на изменение своего стиля взаимодействия с окружающими.

Знакомство учащихся с понятиями «Агрессивность», «Агрессивный человек».

Формирование отрицательного отношения к агрессивным формам взаимодействия с окружающими.

Развитие умения анализировать собственное поведение, качества личности.

1час

2

«Учимся правильно выражать обиду и гнев»

Обучение учащихся приемлемым способам выражения обиды и гнева, навыком конструктивного общения.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

Знакомство с техникой «Я – высказывание», ее отработка.

Развитие умения анализировать собственное поведение.

1час

3

«Учимся сотрудничать»

Создание условий для сплочения классного коллектива, дружеского взаимодействия.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в ситуации повседневного и учебного общения.

Формирование положительной мотивации на соблюдение правил комфортного общения.

1час

Содержание

Занятие № 1. Кто такой агрессивный человек?»

Ход занятия:

Знакомство с понятием «Агрессивность» (Вопросы для дискуссии: «Что это такое?» «На что похожа агрессивность, если сравнивать с животными, растениями, явлениями природы?» «Какого человека можно назвать агрессивным: как он выглядит, как ходит и разговаривает, как ведет себя?». Делается вывод: агрессивный человек – тот человек, который проявляет агрессию – ругается, орет, дерется, дразнится и т.д.)

Упражнение «Портрет агрессивного человека»(Учащиеся, представив агрессивного человека, рисуют его цветными карандашами). Обсуждение рисунков (Вопросы для обсуждения: «Как понять по рисунку, что человек агрессивный?» «За что можно уважать агрессивного человека?» «За что нельзя уважать агрессивного человека?» «Как к такому человеку относятся окружающие?» «Как ты сам относишься к нему?»).

Упражнение «Темные и светлые мешочки»

В кабинете на стене крепятся два мешочка – черный и белый. Ребятам объявляется, что все качества человека можно разделить на две группы – темные (плохие, которые мешают ему общаться с другими, приносят неприятности) и светлые (хорошие, которые помогают человеку жить, трудиться, общаться). На отдельном листочке печатается название определенного качества, например – агрессивность. Учащимся предлагается определить, к какой группе человеческих качеств относится агрессивность – светлым (положительным) или темным (отрицательным), и расположить это качество в соответствующий мешочек. Также им предлагается обосновать свой выбор, доказав примерами из жизни.

Упражнение «Волшебные очки» (Учащимся предлагается примерить волшебные очки, которые помогают человеку увидеть в себе темные (отрицательные качества). Ребятам, одев очки, необходимо всмотреться в свой внутренний мир и понять, есть ли в нем такое качество как агрессивность. Предлагаются вопросы для обсуждения: «Когда проявляется агрессивность?», «Мешает или помогает агрессивность дружить, общаться с окружающими?», «Хочет ли ребенок избавиться от агрессивности?»

Д/ЗПронаблюдать за своим поведением и запомнить ситуации, в которых учащиеся злятся, проявляют агрессию и гнев (Пронаблюдать за своим поведением детям помогает классный руководитель/воспитатель – можно предложить ребятам вести дневник наблюдения за своим поведением).

Прощание – Упражнение «Скажи доброе пожелание» (Учащиеся по кругу друг другу говорят добрые пожелания, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).

Занятие № 2. «Учимся правильно выражать обиду и гнев»

Ход занятия:

М/ф «Месть кота Леопольда» (режиссер: Резников А., 1981г.). Краткое содержание мультфильма: Кот Леопольд не умел злиться на мышей, которые делали ему всякие пакости, и всегда прощал их. Для изменения ситуации он выпил лекарство «Озверин» – стал злым, страшным, грубым, мстительным. Но долго злиться на мышей не смог.

Вопросы для обсуждения:

– Как кот Леопольд вел себя в ситуации, когда его обижали в начале мультфильма?

– Как кот Леопольд вел себя в обидной ситуации в конце мультфильма, когда выпил «Озверин»?

– Какой из увиденных способов поведения правильный?

В беседе с детьми необходимо подвести их к выводу о том, что ни первый способ (терпеть и прощать все обидные действия в свой адрес), ни второй способ (драться, ругаться в ответ на обидные действия) не приемлемы. Они являются крайними и нежелательными формами поведения. В первом случае страдает сам человек. Во втором случае – страдают окружающие. Выражать свое недовольство и обиду нужно, но надо уметь это делать правильно.

Упражнение «Опасно – безопасно» (модификация упражнения Т. Кунигель)

Учащимся необходимо распределить предложенные в списке способы выражения гнева, обиды, обиды на две группы: «Опасные способы выражения гнева» и «Безопасные способы выражения гнева, обиды», объяснить свой выбор, дополнить списки двух групп своими примерами.

Перечень возможных форм проявления гнева, раздражения, обиды:

– Ударить сильно обидчика

– Сломать игрушку или другую вещь одноклассника

– Наорать на товарища

– Отойти в сторону и постараться подумать о хорошем

– Выйти из класса

– Скорчить лицо, показать язык

– Нагрубить

– Заворчать

– Спокойно сказать, что тебя не устраивает

– Заплакать

– Обидеться и надуться, потом еще долго не разговаривать с одноклассником

– Сдержаться в этот момент

– Стерпеть, но потом обидеть более слабого одноклассника

Таблица для заполнения:

Опасные способы

выражения гнева, обиды

Безопасные способы

выражения гнева, обиды

Упражнение «Волшебная фраза»

Учащиеся информируются о том, что есть некая волшебная фраза, которая поможет выразить свое недовольство (и другие негативные чувства), при этом, не обидев другого человека.

Психолог знакомит учащихся с формулой «Я – высказывания», например: «Коля, мне очень неприятно, когда ты меня называешь таким обидным словом. Пожалуйста, называй меня по имени».

Вариант для учащихся 2 и 3 классов (упрощенный)

hello_html_60cd955d.png

Вариант для учащихся 4 классов (усложненный)

hello_html_m3ce76787.png

Упражнение «Психологический театр»

Ученикам предлагается представить, что они актеры театра и им необходимо обыграть несколько ситуаций.

Ситуации для обыгрывания, в которых необходимо выразить свое недовольство, обиду, гнев с помощью «волшебной» фразы – «Я – высказывания»:

  • Одноклассник взял без спроса твою ручку.

  • Девочки класса смеются над тем, что у тебя не получается прыгать на скакалке. Тебе обидно.

  • Ученик в классе придумал тебе прозвище и начал обзываться. Тебе очень неприятно.

  • Твой друг повысил на тебя голос, и тебе стало обидно.

  • На уроке твой сосед по парте отвлекает тебя от выполнения заданий, а ты не хочешь получить замечание от учителя.

  • Ваш класс строится на полдник. Сзади стоящий ученик дергает тебя за кофту. Тебе это не нравится.

  • Ученик твоего класса нечаянно уронил все твои вещи со стола. Тебе стало неприятно.

  • Ты нечаянно столкнулся с пробегающим навстречу одноклассником. Тебе больно и неприятно.

Ситуации обыгрываются дважды:

  1. Сначала ребята демонстрируют своё обычное поведение в подобной ситуации.

  1. После заданная ситуация обыгрывается с применением «волшебной» фразы.

После каждого обыгрывания обсуждаются чувства участников. Во время обсуждения учащихся необходимо подвести к выводу о том, что намного приятнее общаться без грубости, злости, обиды, в чем человеку помогает «волшебная» фраза.

Д/З – Попробовать использовать один из безопасных способов выражения гнева и обиды – волшебную фразу («Я – высказывание») (В выполнении д/з учащимся оказывает помощь классный руководитель контролируя поведение детей в конфликтной ситуации, напоминая о «волшебной» фразе).

Прощание – упражнение «Комплимент»(Учащиеся по кругу друг другу говорят комплименты, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).

Занятие № 3«Учимся сотрудничать»

Ход занятия:

Разминка «Мы» (игра на групповое взаимодействие).

Игра «Да, нет, не знаю»(Учащимся предлагается в игровой форме оценить, приемлемыми ли способами являются перечисленные способы привлечения к себе внимания. Оценка производится не словами, а действиями: ответ «Да» – один хлопок в ладоши, ответ «Нет» – один удар ногой по полу, ответ «Не знаю» – полное молчание.

Подобным образом оцениваются и в последующем обсуждаются следующие формы привлечения к себе внимания: ударить (щипнуть, толкнуть и т.п.) человека, обозвать человека (сказать матом, назвать посредством клички и т.п.), говорить громким и раздраженным голосом, сломать что-то принадлежащее человеку, обратиться по имени к человеку, сделать доброе дело, предложить помощь человеку, сказать комплимент человеку и т.д. Учащиеся могут предлагать свои варианты – все они оцениваются и обсуждаются.

Сказкотерапия «О Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание»

(В сказке главный герой Ежик любил, чтобы на него обращали внимание, но привлекал к себе внимание часто неправильными способами, чем вызывал у окружающих одни неприятные чувства. Ежику приснился сон, в котором он побывал в двух разных мирах. После чего понял, что только положительное внимание со стороны окружающих – истинное удовольствие, а его нужно добиваться правильными способами)

Упражнение «Памятка»

Для учащихся 2-го класса можно использовать памятку «Как правильно вести себя в ответ на грубое, агрессивное поведение человека?» уже в готовом виде. hello_html_733ee979.png

«Как правильно вести себя в ответ на грубое, агрессивное поведение человека?» 3-4 класс

Учащиеся информируются о том, что существуют правила, как необходимо вести себя в ответ на грубое поведение другого человека в ваш адрес.hello_html_67a4f99f.png

Пять правил поведения:

  1. Произнести «волшебную» фразу (Комментарий для учащихся: Иногда человеку достаточно сделать корректное замечание в вежливой форме для того, чтобы он изменил свое неприемлемое (грубое, несдержанное, обидное) поведение. Для этого достаточно произнести «волшебную» фразу («Я – высказывание»))

  1. Не обращать внимания и просто отойти (Комментарий для учащихся: Некоторые люди не понимают вежливой просьбы, и все равно продолжают свои неприемлемые действия. Но это не значит, что нужно грубить им в ответ, кричать, что-то доказывать. Просто нужно отойти в сторону и перестать обращать на них внимание)

  1. Обратиться за помощью к взрослому (классному руководителю, воспитателю) (Комментарий для учащихся: Отдельные учащиеся, несмотря на то, что вы выполнили предыдущие пункты правил, могут и дальше совершать обидные для вас действия. Поэтому вам необходимо обратиться за помощью к взрослому – пусть он вмешается в конфликт и повоздействует на нарушителя спокойствия)

  1. Не ругаться в ответ! (Комментарий для учащихся: Ни в коем случае нельзя начинать ругаться в ответ грубияну. Это только подогреет конфликт и приведет к еще большему его разрастанию)

  1. Не драться в ответ! (Комментарий для учащихся: Тем более не следует прибегать к физической силе для успокоения грубияна)

Упражнение «Правила дружбы»(Учащимся предлагается, работая в группах, составить основные правила дружеского взаимодействия, дружбы При необходимости педагог корректирует разработанные правила, предлагает свои варианты)

Упражнение «Подписание договора»

После того, как разработаны правила, школьникам предлагается подписать Договор о соблюдении этих правил. Обсуждаются варианты санкций и поощрений при нарушении/соблюдении перечисленных в Договоре правил взаимодействия.

Педагог-психолог настраивает учащихся на то, что дружеское взаимодействие – это сложный процесс, он требует множества усилий со стороны каждого ученика, иногда помощи отдельным учащимся со стороны одноклассников

Список использованной литературы:

  1. Кунигель Т. Рассерженные шарики // Школьный психолог, 2006г., № 5

  2. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.

  3. Силина О. Путешествие в страну понимания // Школьный психолог, 2007, №16.

  4. Хухлаева О. Хочу быть успешным. М., Чистые пруды, 2005. – Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5.

Источник

Развитие социально-коммуникативных навыков

 детей младшего школьного возраста

Тема занятия:  «Секреты общения»

Вид занятия: коррекционно-развивающее

Цель: способствовать осознанию детьми ценности и сложности человеческого общения.

Задачи:

  • Формирование представлений о вербальном и невербальном общении
  • Совершенствование коммуникативных навыков
  • Развитие мыслительных способностей
  • Развитие личностной и групповой активности
  • Воспитание позитивного отношения в общении

Оборудование и материалы: презентация, макет карты страны «Общение», «проездной билет» – памятка-алгоритм нашего путешествия,  заготовка детских изображений, ватман, мяч, клей, маркер, скотч.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно. Сегодня у нас с вами необычное занятие, а занятие, посвященное общению. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать загадки, много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.

Начнем мы наше занятие с игры «Приветствия». Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой.

Итак, «здравствуйте, девочки», «здравствуйте, мальчики», «здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы», «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать», «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».

– Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу.

– Как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Мы вместе, мы дружные, мы все здесь!

 А теперь закройте глаза и представьте, что вы хотите передать другу.

 Упражнение «Подарок»

Детям предлагается подарить любой воображаемый предмет. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук.  Тот, кому подарили подарок, должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить свой подарок следующему.

  1. Основная часть

Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить виртуальное путешествие.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по необыкновенной  стране «ОБЩЕНИЕ», которой нет ни на одной карте мира, но у каждого из вас эта страна своя индивидуальная и неповторимая.

Обратите внимание. Перед вами карта страны нашего путешествия. Как на любой карте есть острова, горы, озера, так и на  нашей карте они появятся. И все это мы сделаем с вами, по мере того, как мы посетим острова «Вежливости», «Дружбы» и «Понимания».

В целях экономии времени каждому из вас даётся «проездной билет» – алгоритм нашего путешествия. Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным испытаниям. Команда есть.

Давайте выберем капитана. Кто первый отгадает загадку, тот и капитан.

Загадки:

1. Кто носит шляпу на ноге?

 У него одна нога, да и та без башмака. (Гриб)

2. Не король, а в короне,

 Не гусар, а при шпорах.

 На часы не глядит,

 А время знает. (Петух)

Молодец, наш капитан! Твое место на командном мостике, ты будешь помогать мне в оформлении карты.

Мы подплываем к волшебному острову «Вежливости», на нем очень много озер.

Я предлагаю вам вспомнить вежливые слова, которые вы используете в своей речи и нанести их на карту  нашего острова, это и будут наши озера.

А для этого мы поиграем. Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне, а капитан нанесет это слово на нашу карту. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.

Ребята, посмотрите в свой проездной билет. Под цифрой 1 стихотворение. Давайте прочитаем его все вместе.

СЛОВА «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО»,

 «ПРОСТИТЕ», «ПОЖАЛУЙСТА»,

 «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – ЩЕДРО ДАРИТЕ,

 БЕЗ НИХ НЕВОЗМОЖНО ПРОЖИТЬ.

 СЛОВА ЭТИ НУЖНО С УЛЫБКОЙ ДАРИТЬ.

Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении? Все ли они есть на нашем острове? Вы справились с заданием, и теперь этот остров преобразился. Нравится он вам? Есть что-то, что вы хотели добавить? А теперь в путь, к следующим победам!

Педагог: Ребята, с нами  кто-то желает пообщаться. Нам пришло письмо. Давайте посмотрим, кто же – это может быть.

Педагог: Ребята, так кто это? (Старуха Шапокляк)

Давайте посмотрим, что она нам пишет. Слушайте внимательно (читаю письмо).

Ребята, приведем свои аргументы в защиту дружбы. Почему дружба нужна?

Давайте поможем Шапокляк понять, что такое дружба и вспомним правила общения и дружбы.

Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте, если вы согласны, то одновременно хлопайте в ладоши и говорите «да-да-да», а если вы со мной не согласны, топайте ногами и говорите «нет-нет-нет». Попробуем? 

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?

(Да-да-да)

Мы научимся играть?

(Да-да-да)

Другу будем помогать?

(Да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(Нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(Да-да-да)

Друга стоит обижать?

(Нет-нет-нет)

Ну а споры разрешать?

(Да-да-да)

Чай с друзьями будем пить?

(Да-да-да)

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Ребята, нам нужно назвать качества, важные для нашего с вами общения. Давайте сейчас мы вместе будем называть их, а капитан наносить на  карту причалы «ДРУЖБЫ». (Уважение, готовность оказать помощь, искренность, честность, забота, верность, равенство, доброжелательность, тактичность, открытость, умение слушать).

Мы с вами открыли еще один  секрет успешного общения. Вот и остров «Дружбы» стал другим. Нравится он вам?

Психогимнастика:

Ребята, посмотрите, какие роскошные вокруг деревья.

 Все встали, потянулись. Мы с вами деревья.

 Выросли высоко-высоко.

 Подул ветер, пошел дождь (дети качаются),

 Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли.

 Спокойно сели.

Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к острову «Понимания».

Составление слова из букв.

Чтобы познакомиться с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать загадку.  На столе лежат буквы. Здесь зашифрована одна известная пословица. Если  буквы расположить в определённом порядке, то получится слово. Попытайтесь его составить!  

Ответ: Язык до Киева доведёт.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Еще одно задание выполнили. Молодцы! 

– Подумайте о том, как, с помощью каких средств происходит общение между людьми. Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным.

Обратите внимание на свой проездной билет, под цифрой 2.

К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным средствам – жесты, мимика, позы и дистанция.

Упражнение «Язык жестов»

Команда делиться на две группы. По правому борту группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию повара, зубного врача и учителя.

 А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.

У вас все получилось. Скажите, как вы выполняли это задание: при помощи слов, жестов и мимики. Наш капитан уже наносит горы на карту острова «Понимания». Ребята, посмотрите, какая замечательная  получилась у нас страна Общения! Весь путь наш был направлен на понимание общения. Давайте прочитаем в проездном билете (под цифрой 3), что такое общение. А капитан закончит оформлять нашу карту путешествия.

Общение — это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией.

Карта готова, я надеюсь, что знания, полученные, на сегодняшнем занятии вы будете применять в своей жизни. Проездной билет остается у вас, и вы можете им пользоваться.

  1. Заключительная часть

Упражнение «Цена улыбки»

Наше путешествие подошло к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:

Она ничего не стоит, но много дает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат на столько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей.

Она – вдохновение для уставших, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится,  пока ее не подарили!

Видеоклип «Улыбка творит чудеса».

  1. Рефлексия.

«Коллаж настроения»

Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете.

 Я рада, что у вас отличное настроение. Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми. Давайте подарим свою улыбку и хорошее настроение друг другу и нашим гостям (вручаем памятку).

Источник