Индивидуальное занятие психолога с ребенком на развитие памяти

Индивидуальное занятие психолога с ребенком на развитие памяти thumbnail

Коррекционное занятие включает задания и упражнения :

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности;

Задачи:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и   устойчивость;
  • развивать слуховую и зрительную память;
  • развивать целостность восприятия
  • – развитие концентрации внимания;
  • – развитие мелкой моторики;
  • – развитие мышления

Личностные и метапредметные результаты освоения занятия.

Данное  занятие позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные – обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста.

Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

  1. Упражнение «Составь слова». 5 мин

Составить слова, соединив  слоги ( использование картинок и словаря, для объяснения слов)
 


     ЗА
 


    СОВ    


     РЯД


    МОК


     НОС


     БЕГ
 


     КАТ


    ЛИВ


    ВОД


    ГОН

  1. Упражнение «Рисуем по памяти узоры». 5 мин

       На листе бумаги нарисован узор  ( прил 2). Дети две минуты смотрят на этот узор. После этого рисунок убирается, и дети воспроизводят его по памяти в тетрадях. Взаимопроверка.

3. «Будь внимательным» 2 мин

Цель: развитие внимания и навыков ориентировки в пространстве (схема тела).

Описание. Ребенок выполняет движения в соответствии с командами взрослого:  покажи на доске правый верхний угол , попрыгай на левой ноге, дотронься до левого уха,  дотронься до правого уха ,покажи левый нижний угол,  дотронься до носа, покажи правый нижний угол, потопай двумя ногами.

4. Упражнение «Разноцветный коврик». 5 мин

     У каждого ребенка белый альбомный лист бумаги и набор цветных карандашей, где обязательно есть красный, синий, зеленый и желтый.

Педагог диктует задание:

  • Нарисуйте в центре листа большой оранжевый круг и закрасьте его.
  • В правом верхнем углу – красный квадрат.
  • В левом нижнем углу – оранжевый квадрат.
  • В правом нижнем углу – большой зеленый треугольник и закрасьте его
  • В верхнем левом углу – красный овал.
  • Слева от красного квадрата – маленький зеленый треугольник.

5. «Танграм»

      Дети составляют фигуры по образцу.

 

6.  «Не пропусти животное» 5 мин

Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее животное.

Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.

стол, книга, лошадь, стул,  ви­ноград, собака, ножницы, книга, окно, кошка, сапоги, коза, стекло,  дерево, ко­вер, лев,  тигр, кровать, тет­радь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь,  масло, пальто, белка.

 Дополнительные задания

1. «Что нарисовано?»

Цель: развитие умения использовать при восприятии свой про­шлый опыт и знания.

Дидактический материал: набор карточек (4—10 шт.) с незавершенными изображениями знакомых ребенку предметов, живот­ных и т.д. (прил.1)

Описание задания. Психолог поочередно показывает карточки и задает вопрос: «Что здесь нарисовано?» Если ребенок затрудня­ется с ответом, можно предложить ему помощь.

2. Упражнение «Бывает – не бывает».

     Дети  сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

     Ситуации:          

                        Поезд летит по небу.

                        Человек вьет гнездо.

                        Собака хочет есть.

                        Почтальон принес письмо

                        Бегемот залез на дерево.

                        Дом пошел гулять.

                        На березе выросли шишки.

                        Волк бродит по лесу

                        В кастрюле варится чашка.

                        Кошка гуляет по крыше.

                        Лодка плывет по небу.

                        Девочка рисует домик.

                        Домик рисует девочку.

Материалы к заданию «Что нарисовано ?» Приложение 1

что нарисовано

Приложение 2 Упражнение «Рисуем по памяти узоры»

C:UsersbaleskovaeaDesktop99367_html_m21ed4238.png

 Приложение к заданию 1 « Составь слова»

C:UsersbaleskovaeaDesktopоткрытое занятие развитие познавательной сферы500_F_58635351_qKvxAv7FT7Sv1WldCxjk0CnWWWL7gnqN.jpg

C:UsersbaleskovaeaDesktopоткрытое занятие развитие познавательной сферы10346991-Иллюстрация-малышей-Проведение-alarm-clock.jpg

C:UsersbaleskovaeaDesktopоткрытое занятие развитие познавательной сферыKids Running.png.jpgC:UsersbaleskovaeaDesktopоткрытое занятие развитие познавательной сферыmedieval-cartoon-castle-fairy-tale-child-book-design-37250219.jpgC:UsersbaleskovaeaDesktopоткрытое занятие развитие познавательной сферыpiotr_halas_padlock.png

Источник

Ирина Баринова
Конспект занятия педагога-психолога на развитие памяти для детей 3–4 лет

Конспект занятия на развитие памяти.

Цель занятия: развитие мелкой маторики, развитие воображения, формирование слухового сосредоточения, расширение объёма внимания и слуховой памяти.

Материалы и оборудование.

Тетради, карандаши цветные, фигуры из пластика или дерева разной формы и цвета (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты, спички.

Ход занятия:

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята сегодня мы с вами будем играть, изучать и запоминать разные фигуры. Хотите?

Дети дружно и радостно отвечают.

Педагог-психолог рассаживает детей за столы, затем педагог-психолог начинает показывать сначала одну форму предметов (например: квадраты).

Педагог-психолог:Посмотрите, ребята-это фигура квадрат. Вот большой, а вот маленький. Чем же они отличаются? Правильно-размером по величине.

Затем показывает педагог-психолог круги, треугольники и прямоугольники и так же сравнивает их по размеру. Сейчас мы с вами их попробуем изобразить, необычным способом. Теперь, ребята, вытянете правую руку и нарисуйте пальцем круг (они старательно выполняют поручение, вот молодцы! Теперь попробуем в воздухе начертить маленький круг, а после большой. Вот у вас всё получилось.

Очень важно подбадривать и хвалить детей во время занятия. Затем тоже упражнение дети проделывают левой рукой.

-Сейчас попробуем нарисовать квадрат, вытягивайте ручку правую,также сначала чертим пальчиком большой квадрат и потом маленький.

Затем дети по такому же принципу рисуют в воздухе пальцем треугольники и прямоугольники.

Педагог-психолог: А теперь, ребятки, встанем из-за столов и пойдём в центр группы. Сейчас мы будем строить фигуры сами. Попробуем превратиться в волшебников и сами друг с другом сделаем круг. Давайте возьмёмся за руки и образуем сначала большой круг. Шире-шире круг, ребята!Молодцы, а сейчас сделаем маленький кружочек. Вот у нас получился маленький кружочек!

Дети всё весело и радостно выполняют. После изображения кругов дети выполняют все вместе фигуры квадратов, прямоугольников, и треугольников, также выполняют их по размеру, делая их и большими и маленькими.

Теперь ребята сядем за столы и будем делать фигуры из спичек.

Педагог-психолог раздаёт детям по несколько спичек.

-Смотрите на доску я вам буду рисовать фигурки, а вы за мной повторяйте и их складывайте из спичек.

Дети с удовольствием повторяют, они выкладывают из спичек прямоугольники, квадраты и треугольники.

-Ребятки, а круги получаются., нет! А почему? Да ребята, углы из спичек не получаются, и педагог-психолог объясняет детям почему так. но мы ребята можем с вами круги можем изобразить по другому и сейчас мы будем их нарисовать. Педагог-психолог собирает у детей спички и раздаёт им тетради и карандаши.

-Вот теперь, ребята мы будем с вами рисовать фигуры. Начнём с кругов, каждый может рисовать их любым цветом на свой выбор.

И дети начинают рисовать круги большие и маленькие, а затем прямоугольники, квадраты, треугольники. После того как все закончат педагог объявляет, что занятие закончено и спрашивает, что им больше всего понравилось и запомнилось. Дети по желанию могу выйти и пказать свои нарисованные фигуры. Педагог-психолог прощается с детьми и говорит, что ждёт их на следующее занятие.

Источник

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

на развитие внимания, памяти, мышления

Занятие 1. Формирование мыслительных операций «анализа» и «синтеза»

Упражнение 1.Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.

Упражнение 2. Игра «Что нарисовал художник». 

Детям раздаются предметные картинки, подобранные либо по лексическим темам (фрукты, игрушки) либо в произвольном порядке. Каждый ребёнок рассказывает об изображённом предмете, выделяя его свойства и признаки. Первоначально предмет называется, затем просто перечисляются его признаки, а дети отгадывают предмет.

Упражнение 3. «Картинки».

Детям предлагается составить сложные изображения из разрезных картинок. Например: собрать картину «пароход причаливает к пристани». Один ребёнок собирает из разрезных картинок пароход, другой – пристань. Затем изображения объединяются. Эту игру мы можем использовать для развития речи: выполнив задание, дети составляют предложение: «Пароход причаливает к пристани». Можно предложение распространить: «Красивый белый пароход причаливает к пристани».

Занятие 2. Формирование мыслительной операции «сравнение».

Упражнение 1. «Найди игрушку».

Ведущий расставляет игрушки в ряд, участнику необходимо найти одинаковые игрушки в группе. 2 вариант – В полотняный мешочек кладут несколько предметов, например, 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Ребёнку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые.

Упражнение 2. «Различия».

Первоначально, подбираются предметы, отличающиеся одним признаком (например, мячи разного цвета). Дети отвечают на вопросы: чем похожи игрушки? Чем они не похожи? Постепенно дети научатся сравнивать предметы, отличающиеся двумя или более признаками. Например, сравнивать два грузовика, отличающихся по размеру, цвету кабины и кузова; сравнивать двух кукол, отличающихся размером, цветом платья.

Например, детям предлагается сравнить:

         Кошку и собаку;

         Ромашку и василёк;

         Ромашку и одуванчик;

         Ёлку и берёзу;

         Жука и божью коровку и т.д.;

Упражнение 3. «Похож – не похож».

Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия и сходства, узнавать предметы по описанию.Ход игры: Дети садятся в круг. Каждому ребёнку предлагается задумать два предмета, и вспомнить, чем они похожи и чем отличаются, рассказать об этом другим детям, а они отгадают эти предметы. Например, ребёнок говорит: «Ползли два жука. Один маленький,  красный, с чёрными точечками, а другой большой, коричневый. Один не жужжит, другой жужжит сильно (божья коровка и майский жук) и т.д.

Занятие 3. Формирование мыслительных операций  «обобщение» и «классификация».

Упражнение 1. «Чудесный мешочек».

В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги).

Упражнение 2.  «Подарки детям».

Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?»

Упражнение 3.  «Поможем Незнайке».

К детям приходит Незнайка и приносит их дома свои игрушки. Он говорит, что ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям,  и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Логопед говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это всё… (игрушки). Что же принёс нам Незнайка? (игрушки).

Упражнение 4. Игра «Назови предметы одним словом». 

Задание для ребёнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:

         Лошадь, корова, овца, свинья;

         Волк, лиса, медведь, заяц;

         Капуста, картофель, свёкла, помидор;

         Пальто, шарф, куртка, свитер;

         Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;

         Суп, гуляш, каша, кисель;

         Липа, берёза, ель, сосна;

         Автомобиль, трактор, трамвай, метро;

Занятие 4. Формирование мыслительной операции «конкретизация».                                  

Упражнение 1. «Назови три предмета».

Правила игры: детям предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель –диван, стол, кровать и т.д.

Упражнение 2. «Птицы (звери, рыбы)».

Игра проводится с мячом. Ведущий бросает мяч и говорит: «Вот птица. Что за птица?» Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Воробей». Затем бросает другому ребёнку: «Вот птица, что за птица?» – «Синица». Повторяться нельзя. Аналогично играют с названием зверей, рыб, насекомых.

Упражнение 3. «Кому что нужно?».

Педагог называет детям профессию. А дети  перечисляют предметы, необходимые для работы. Например: «Сапожник: гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки…»

Упражнение 4. «Кто назовёт больше предметов».

Игра проводится аналогично (с мячом), дети называют то, что изготовлено на заводе (фабрике), что пекут на хлебозаводе, что выращивают колхозники.

Занятие 5. Развитие логического мышления.

Упражнение 1.  «Составь предложение».   

Цель упражнения – развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание – составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Упражнение 2. «Исключение лишнего».

Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меч кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Упражнение 3. «Способы применения предметов».

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка — назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Занятие 6. Развитие словесно-логического мышления

Упражнение 1. «Расставь события по порядку».          

Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.

Упражнение 2. «Время и антивремя». 

Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала – правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.

Упражнение 3. «Назвать одним словом серию картинок».

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.

«Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных»:

         лиса, волк, собака, заяц;

         лошадь, теленок, лось, медведь;

         белка, кошка, петух;

         сарай, корова, коза, овца.

«Послушайте  слова.   Какие  из  них  обозначают транспорт?»:

         грузовик, метро, самолет, скамейки;

         автобус, дорога, вертолет, машина;

         поезд, дом, пароход, магазин;

Занятие 7. Формирование пространственных представлений.

Упражнение 1. «Расположение». 

Работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам:

         выше всего:…;

         ниже всего:…;

         выше, чем…;

         ниже, чем… .

В соответствии с этими представлениями в работу вводятся предлоги: «над», «под», «между»:

         что находится над?…

         что находится под?…

         что находится между?…

Упражнение 2. «Угадай часть тела и запомни ее название».

Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб…; потрогай стопу, колено; посмотри на…; потрогай пальцы, локоть, плечо…».Затем выполнение этих действий переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, локоть…». Затем ребенок закрывает глаза,  и все эти задания повторяются. При выполнении задания  ребенок называет ту часть тела, которую трогает он или взрослый, или показывает, затем все эти задания повторяются на кукле, потом на картинке. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.

Упражнение 3. «Путаница». 

Взрослый намеренно показывает не те движения илиместо на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки  взрослого. Затем упражнения выполняет сам ребенок: он показывает  упражнение другим детям и контролирует их выполнение.

Занятие 8. Упражнения на расслабление мышц тела.

Упражнение 1. «Разминка пальцев рук».

Сжимание и разжимание большого мяча между ладонями и в пальцах рук, а так же при вращении мяча (повторит 4 раза).Сжимание массажного мяча между ладонями (пальцы обеих рук сцеплены в замок) и  разжимание мяча ладонями, не расцепляя пальцев рук (повторить 5 раз). Затем пальцы разжимаются, и мяч вращается между ладонями круговыми и прямыми движениями (повторить 5 раз).  Сжимание резиновых колец сначала одной рукой, потом другой и разжимание под счет” раз, два” (повторить 5 раз).  

Сжимание и разжимание гимнастических мячей двумя руками, локти которых стоят на столе при следующем положении пальцев: мячи лежат на больших пальцах правой и левой руки и прижимаются сверху остальными пальцами (повторить 4 раза). Прокатывание игольчатого мяча по ладоням и тыльной стороне руки по очереди. Прокатывание пружинного кольца по пальцам правой (левой) руки по счет.

Упражнение 2. «Погладим котенка».

Плавные движения рук, имитирующие соответствующие действия; выполняются сначала одной, потом другой рукой (от 3 до 5 раз). “Веселые маляры” – синхронные движения кистей рук вверх  – вниз (влево – вправо)  с одновременным подключением кистевого замка. “Курочка пьет воду” – локти опираются  на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замка. “Качаем лодку” – пальцы сложены вместе, плавные движения рук в горизонтальном направлении. “Стряхни воду” – потрясти кистями рук, как бы стряхивая капельки воды.

Упражнение 3. «Расслабляемся».

“Человечек” – указательный и средний палец “бегают” по столу. “Слоненок” – средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный “идут” по столу, большой палец лежит на мизинце. “Елка” – ладони развернуть от себя, пальчики пропустить между собой (пальцы расположены под углом друг к другу), пальчики выставить вперед, локти к телу не прижимать.

Занятие 9. Упражнения на развитие памяти.

Упражнение 1. «Магазин».  

Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все  предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой  (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

Упражнение 2. «Восстанови слово».

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим ( из одного семантического поля, например корова – теленок; близким по звучанию, например стол- стон); ребенок должен найти ошибку.

Упражнение 3. «Повтори и продолжи». 

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы,например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.; из определений к существительному, например: «Арбуз, какой?» Ответы: «Зеленый,  полосатый, сочный, сладкий, большой, тяжелый, вкусный и т.д.». Более  сложным является задание  на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

Занятие 10. Формирование внимания. 

Упражнение 1. «Стоп-упражнения».

Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока психолог не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри – отомри» и др.

Упражнение 2. «Зеваки». 

Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.Крайне важны упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Детям даются два-три условных сигнала, на которые они, быстро переключаясь, должны ответить соответствующим действием.

Упражнение 3. «Условный сигнал». 

Выполняя какое-либо действие (двигаясь, рисуя, участвуя в беседе и т.д.) и услышав условный сигнал, дети должны (на каждом занятии выбирается что-то одно): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате (классе), встать и пробежать по кругу, проговорить скороговорку и т.д.

Упражнение 4. «Четыре стихии». 

Дети сидят (стоят) в кругу. Психолог договаривается с ними, что, если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например трава; изобразить змею). Если сказано слово вода, надо вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать водопад и т. п.); при слове воздух — поднять руки вверх (встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать солнце); при слове огонь — произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер; сказать саламандра и т.п.).

Источник