Индивидуальное развитие ребенка в условиях дополнительного образования

Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, создает равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. 

Задачами дополнительного дошкольного образования детей являются:

– индивидуализация личности;

– развитие творческих способностей;

 – приобщение детей к человеческим ценностям;

 – развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств;

– воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим;

 – формирование культурного поведения.

Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Мы согласны с компетентным мнением таких видных ученых как Е.Б. Владова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, которые  обосновывают следующие идеи: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование дошкольников способствует: – развитию индивидуальных способностей детей дошкольного возраста; – развитию эстетического, культурного, художественного, музыкального, спортивного воспитания детей дошкольного возраста; – оздоровлению детей; – развитию психологического воспитания; – оказание коррекционной помощи детям дошкольного возраста.

Зачастую дополнительное образование рассматривают только как некий придаток к основному образованию, выполняющему функцию расширения возможностей образовательных  стандартов. Однако это узкое понимание дополнительного образования, т.к. не учитывается его основное предназначение: удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование можно отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка, так как оно ориентировано на: раскрытие ценностно-смысловых компонентов мира и развитие самодеятельности детей; на раскрытие личностных интересов и склонностей; на построение пространства саморазвития, на индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности; на поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития. В дополнительном образовании ребенок получает возможность развивать себя как индивидуальность и вместе с тем осваивать богатства культурного опыта. Предмет или сфера деятельности в дополнительном образовании «приближается» к ребенку. Ему дают возможность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Таким образом,  можно подчеркнуть, что дополнительное образование является эффективным средством реализации индивидуальных способностей дошкольников. Чтобы это стало более понятно рассмотрим, что же входит в понятие «индивидуальность».

Понятие «индивидуальность» выражает особую форму бытия индивида, в рамках которой он  обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает ему возможность активно проявлять себя в окружающем мире в соответствии со своими потребностями, задатками и способностями. В психологии под «индивидуальностью» понимают психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.  В философии наиболее полно понятие «индивидуальность» трактуется как особая форма бытия в обществе, в рамках которого человек живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Индивидуальности невозможно обучить, и ее невозможно воспитать – она рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он сталкивался бы не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников), но и со своими собственными , преодолеть притягательность которых намного сложнее.

Таким образом, стоит отметить,  что каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых не возможна по-настоящему полноценно развитая личность. Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишний (на вырост), а актуальной – здесь и сейчас информацией. Это вызывает необходимость поддержки развития и реализации потенциала конкретного ребенка безотносительно какого бы то ни было заранее установленного (программой, условиями, запросами и требованиями взрослых, общественными стереотипами) идеала.

Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие, тогда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Князева О.Л., Маханёва М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984.

3. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательского поведения у детей: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2002.

4. А.В. Запорожец, Я.З.Неверович,  А.Д. Кошелева. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.

5. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (любое издание).

9.Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. – М., “Просвещение” 2015

Источник

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка в младшем школьном возрасте

Предоставление дополнительных платных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в кружках, организуемых в дошкольном учреждении.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетической, познавательной, интеллектуально-развивающей, коммуникативно-речевой, экологической, физкультурно-оздоровительной, различной коррекционной направленности и др.

Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН, в соответствии с допустимым объемом недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. В учреждении накоплен определенный положительный опыт его организации. Дополнительные платные образовательные услуги по праву рассматриваются как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, творческий подход к реализации воспитателями и специалистами.

Образовательный процесс на занятиях по дополнительному образованию, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребёнка; получать обучающимися социально значимый опыт деятельности и взаимодействия; обогащает их духовный мир; формирует эстетические отношения к окружающему миру, коммуникативные навыки; развивает природные данные детей.

Содержание и методика работы в кружках, оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, воспитывает социальную ответственность, коллективизм и патриотизм.

Спектр дополнительных услуг в нашем дошкольном учреждении разнообразен и ведется по нескольким направлениям:

– физкультурно-оздоровительное,

– познавательно-речевое,  

– художественно-эстетическое,

– социально-личностное;

– экологическое;

– здоровьесбережение.

Дополнительное образование

1.

Познавательный (экологический ) «Капелька»

2.

Социально-коммуникативный  «Азбука безопасности»

3.

Познавательно – речевой  «От слова к звуку»

4.

Художественно – эстетический «Наши руки не знают скуки»

5.

Художественно – эстетический «Чудесный завиток»

6.

Физическое развитие «Мой весёлый звонкий мяч»

7.

Познавательный  «Юные друзья природы»

8.

Познавательно – речевой   «Обучение грамоте»

9.

Познавательный «Экологическая тропинка»

Платные дополнительные образовательные услуги

В 2014-2015 учебном году, для детей, посещающих детский сад, с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, по заявлению их родителей (законных представителей), на договорной основе были организованы платные дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

ул. Спортивная, д. 32

1.

Кружок «Волшебный мир красок» (нетрадиционные техники рисования) (с детьми от 4 до 5 лет)

2.

Театральный кружок «Золотой ключик» (с детьми от 5 до 6 лет)

3.

Кружок «Занимательная математика» (с детьми от 5 до 6 лет)

4.

Кружок «Музыкальная мозаика» (с детьми от 5 до 6 лет)

5.

Кружок «Тестопластика» (с детьми от 5 до 6 лет)

6.

Кружок «АБВГДейка» (с детьми от 5 до 6 лет)

7.

Кружок «Речевичок» (с детьми от 4 до 5 лет)

8.

Кружок «Волшебные пальчики» (с детьми от 4 до 5 лет)

9.

Кружок «Волшебные пальчики» (пластилинография) (с детьми от 3 до 4 лет)

ул. Лермонтовская, д. 36

10.

Кружок «Занимательная математика» (с детьми 5 – 6 лет)

11.

Кружок «Волшебные пальчики» (с детьми 5 – 6 лет)

12.

Кружок «Речевичок» (с детьми от 3 до 4 лет)

Для создания необходимых максимально комфортных для развития личности и непрерывного обновления содержания дополнительного образования, достижения современного его качества предусматривается:

  • обеспечение комплексного подхода к программам дополнительного образования с учетом его специфики – многообразия направлений, видов деятельности;
  •  отбор методических пособий, отвечающих современным требованиям, ожидаемым результатам и специфике дошкольного образования;
  • создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования, формирования таких ключевых для сегодняшнего общества качеств, как креативность, способность к поиску знаний;

Учитывая приоритетное направление дошкольного учреждения, а именно социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, и положения Образовательной программы, педагогический коллектив поставил перед собой:

цель: раскрытие и развитие индивидуальных способностей дошкольников в различных видах детской деятельности, мотивация детей к познанию себя и своих возможностей, творчеству через кружковые занятия;

задачи:

  • развивать творческие способности и познавательную активность детей дошкольного возраста;
  • обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности;
  • создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители;
  • способствовать развитию конструктивного взаимодействия с семьей для обеспечения всестороннего развития ребёнка-дошкольника.

Кружковая работа с дошкольниками построена на основе следующих принципов:

  • интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
  • целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
  • постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий, решение проблемных ситуаций);
  • эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;
  • взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Направление кружковой работы определяется увлечённостью педагога каким-либо разделом образовательного процесса, спецификой детского коллектива, желанием родителей.

Основными формами обучения и развития детей на занятиях кружка являются:

  • занятия-инсценировки;
  • занятия-путешествия;
  • занятия-игры;
  • познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;
  • соревновательные: соревнования, упражнения, игры-эстафеты;
  • контрольно-диагностические: беседы, викторины;
  • продуктивная деятельность;
  • исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты.

При введении кружковой работы в образовательный процесс учреждения была тщательно продумана учебная нагрузка на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для включения занятий кружков в существующий распорядок дня детского сада составлено единое по всему учреждению расписание.

СанПиН предусмотрено, что занятия по дополнительному образованию (кружки, студии, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.

Программы кружковой работы в ДОУ составлены для детей старшего дошкольного возраста.

Курс занятий рассчитан от 6 до 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 1 раз в неделю во 2 половине дня, время проведения  в соответствии с возрастом. Количество детей в кружке –9-12 человек. Дети, посещающие кружки, имеют время для игр и прогулок. Такая организация кружковой работы в детском саду не приводит к нарушению режима и подмене обязательных занятий кружками.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Похвала в присутствии других детей приносит каждому ребёнку уверенность в своих силах и действиях, раскрепощённость.  Индивидуальный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала.

Каждый из руководителей кружков проводит консультации, презентации, открытые занятия. В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки, вызывающие огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми. Родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка.

Читайте также:  Третьим этапом развития самосознания ребенка является

Литература

  1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007.
  2. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под. ред. Е.Б.Евладовой, А.В.Зоютаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006.
  4. Шинкарева Л.В. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации [Текст] / Л. В. Шинкарева, А. А. Воробьева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011.

Источник

Индивидуализация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.

 Современное российское общество ориентировано на образованную, творчески активную, инициативную личность, которая может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны. Создать условия для формирования такой личности можно только при условии глубокой индивидуализации процесса образования в целом и, соответственно, его образовательного пространства. Однако проблема индивидуализации имеет определённые особенности, связанные как с терминологическим употреблением, так и со сферой рассмотрения самого явления “индивидуализация”.

“Индивидуальность” понимается как “во-первых, высокий уровень продуктивности взаимоотношений личности с окружающим миром и самой собой и, во- вторых, её самобытность, ярко выраженное индивидуальное своеобразие”.

Значение индивидуальности как уникальности, неповторимости и особенности в человеке трудно переоценить. Индивидуальность как качество, характеристика, признак человека относится к разряду системообразующих свойств личности. При этом именно индивидуализация позволяет обеспечить развитие разных детей в системе образования: и одаренных, и детей-инвалидов, и детей с социальными проблемами, и детей со средними способностями.

Государственный интерес к проблеме индивидуализации находит подтверждение в правительственных документах. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» индивидуализация образовательного процесса, обеспеченная многообразием образовательных программ, видов и форм обучения учащихся названа ожидаемым результатом реализации данного документа.

В реальной школьной практике противоречия между образовательным стандартом и свободным развитием личности влияют на неоднозначность процесса индивидуализации.

Что же касается образовательных организаций дополнительного образования, то указанные особенности “школьной индивидуализации” здесь преодолеваются, так как образовательное пространство этих организаций потенциально индивидуализировано благодаря механизму набора детей в объединения, кружки, студии, творческие коллективы. Ничто не является препятствием для желания ребёнка, его родителей погрузиться в атмосферу определённого вида деятельности, и любое объединение начинает свою работу по принципу “разно-равных” возможностей.

О принципе индивидуализации в образовательной деятельности образовательных организаций дополнительного образования пишет И.С. Якиманская. Она полагает, что решающим фактором личностно – ориентированного образования является субъектный опыт ученика, для которого следует создавать разнообразную среду, где каждый может реализовать себя в соответствии с присущими ему познавательными потребностями, используя все условия для индивидуализации обучения.

Большими возможностями для индивидуализации образовательного процесса, развития индивидуальности обладает система дополнительного образования детей, которая предназначена для свободного выбора и освоения ребенком дополнительных образовательных программ, независимо от осваиваемой ими основной образовательной программы. Кроме того, дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Оно признано быть средством развития мотивации ребенка к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, разновозрастных группах. Есть основания полагать, что для ряда детей дополнительное образование на отдельных этапах общего образования является не только необходимым, но и ведущим в развитии индивидуальности ребенка, удовлетворения его потребностей.

В учреждении дополнительного образования детей у обучающихся нет прежней ученической репутации, оценка личности делается по деятельности без стереотипов оценки школьных учебных успехов. Поэтому каждый ребёнок в УДОД имеет возможность начать новый этап в своей жизни. Отсутствие боязни оказаться в числе отстающих создаёт психологически комфортные условия, раскрепощает обучающихся. Успехи детей сравниваются только с их предыдущими достижениями. Одобрение всех целесообразных способов деятельности ребёнка способствует его личностному росту, установлению отношений взаимоответственности в формате «педагог – обучающийся».

Не вызывает сомнения, что в обеспечении процессов индивидуализации важная роль принадлежит педагогу. Какую позицию должен занять педагог, участвуя в этих процессах? Какие методы педагогической деятельности выбрать? Отвечая на эти вопросы, нужно помнить, что построение жизненной траектории будет эффективным, если ребенок сам будет принимать решения, выступать ведущим субъектом реализации своих жизненных целей. В этих условиях особую актуальность приобретает психолого-педагогическое сопровождение ребенка, обеспечивающее становление его самостоятельности, индивидуальности, помощь и поддержку в выборе и достижении целей.

В системе дополнительного образования детей каждый может продвигаться своим темпом: освоить дополнительную образовательную программу, рассчитанную на год, за более длительный или, наоборот, сокращённый срок, получая по своему желанию консультации педагога, литературу. В отличие от школьного образования здесь нет жёстких требований к результатам деятельности в конце занятий и др.

Персональное взаимодействие педагога с каждым ребёнком является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребёнок приходит на занятия в дополнительное образование в том числе и для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребёнок посещает занятия, насколько он активен в учебном процессе и внеучебных мероприятиях, каковы его отношения с другими детьми.

Дополнительное образование даёт возможность ребёнку самому строить собственные границы; это самостоятельная сфера развития индивидуальных качеств ребёнка, соотносимых с творчеством и способностями личности. Но самое главное – в процессе индивидуализации педагог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение ребенка. В дополнительном образовании реально можно ставить две взаимосвязанные цели: педагогу – создать условия для проявления и развития индивидуальности ребёнка, ребёнку – эффективно используя свои возможности, стать и быть самим собой. В основе индивидуализации – признание не только уникальности и неповторимости каждой личности, но и однозначное признание свободы человека в качестве высшей ценности, его права свободного выбора в дополнительном образовании вида деятельности, объединения, педагога. Без различения себя среди других, вне понимания собственного смысла жизни нет полноценного образования. Помогать растущему человеку в этом – главное предназначение педагога дополнительного образования.

Современному педагогу, обеспечивающему индивидуализацию как важнейшую концептуальную основу дополнительного образования, необходимо понять сущность процесса индивидуализации, а также использовать средства, способы, технологии ее осуществления.

Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому, технологии, которые   необходимо использовать  в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать  обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

Читайте также:  Периодизация интеллектуального развития ребенка ж пиаже

Технология индивидуализации обучения – представляет динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы, средства. Несмотря на общие принципы технологий индивидуализации, можно выделить особенности их содержания и методики.

   Слово «технология» происходит от греческих слов «techne» – искусство, мастерство и «logos» – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят о том, что это качественно новая ступень в развитии педагогики.

           В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин:

  1. выбор способа решения дидактической задачи в дополнительном образовании предоставляется самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому. Происходит это по ряду причин, связанных с уровнем профессиональной компетенции, так как, зачастую, работают высококвалифицированные специалисты по профилю, но не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми; следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией;
  1. в условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не “чему учить?”, а “как учить?” т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития;
  2. учреждение дополнительного образования особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

  Следовательно, объектом технологии дополнительного образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса.

           Современная школа перегружает головы учеников знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как цель, а не как средство развития способностей ребенка. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.

           Учреждение дополнительного образования детей, в отличие от массовой школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам и учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не “выпадает” из учебного процесса.

           Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:

  • учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
  • обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;
  • детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;
  • допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).

            Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. К педагогическим технологиям на основе личностно-ориентированного подхода относятся: личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); коллективный способ обучения; технологии адаптивной системы обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технология КТД; технология ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; игровые технологии; технологии развивающего обучения.

           Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

            В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

            В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

  1. Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
  2. Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.
  3. Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.
  4. Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

    Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет обучающемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.

            Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

             Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

             Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

            Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.

  Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

             Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.

В основе ?