Индивидуальное развитие ребенка в стандарте второго поколения
В настоящее время продолжается модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.
В связи с этим вышел приказ № 373 от 06 декабря 2009 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», как теперь принято говорить ФГОС или просто стандарты второго поколения.
В настоящее время продолжается модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.
В связи с этим вышел приказ № 373 от 06 декабря 2009 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», как теперь принято говорить ФГОС или просто стандарты второго поколения.
Основной смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов.
Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования подготовлен в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением широкого круга практических работников. Новая концепция структурирования образовательных стандартов получила уже в педагогическом сообществе бытовое название “Три Т”. Суть состоит в том, что структура стандартов включает три основных требования:
· к содержанию основных образовательных программ;
· условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);
· результатам освоения основных образовательных программ.
Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:
· сохранение единства образовательного пространства России;
· равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;
· преемственность ступеней общего образования.
Основным образовательным результатом является формирование мотивированной компетентной личности. А главным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения качества российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.
Остановимся на некоторых содержательных аспектах ФГОС, в частности на “Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования”. Это тот образовательный ресурс, с которым дети придут в 5-й класс основной школы.
Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены в рамках общего ресурса учебного времени требованиями конкретно нашей области, образовательных учреждений, учителей, родителей и других участников образовательного процесса в целях более полного отражения потребностей субъектов образовательной деятельности.
Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе, т. е. представлено, например, какую возможность достижения планируемых результатов дает конкретная предметная область “Русский язык” и т. п. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу.
Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.
Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.
Учителя нашей прошли курсовую подготовку и готовы к работе по новым стандартам. Однако положительный результат от любых организованных форм освоения стандартов через курсы и семинары возможен при предварительном личном ознакомлении педагогов с материалами разработок. Концепцию стандартов с приложениями каждый из работников начальной школы изучает лично.
Важна также работа с Вами, уважаемые родители, ведь в начальной школе вы всегда стараетесь помочь детям в выполнении домашних заданий, участвуете в их образовательной деятельности.
Наша с вами задача научить детей учиться. Теперь мы ребенка должны научить не только читать, считать и писать чему и сейчас учат успешно. Ему должны привить две группы новых умений, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыкам решения творческих задач, навыкам поиска анализа и интерпретации информации.
Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка, способного выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться. Образовательные программы будут обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий.
Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. Обучая ребенка в начальной школе методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усвоить программы средней и старшей ступеней школы. Отрадно, что стандарты второго поколения направлены на обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребенка, и особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нельзя не отметить, что стандарты второго поколения предлагают механизм интеграции начального и дополнительного образования, в соответствии с запросами детей и их родителей. Впервые использована теория общественного договора. Это договор с семьёй и государством относительно требований к результатам образования, на первый план выступает семья. Во-вторых, новое в стандартах второго поколения выражается в системно – деятельностном ( самому делать, участвовать) подходе к обучению, который реализован в программе универсальных учебных действий. Поэтому появился для нас новый термин – планируемые результаты обучения. Это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании своей деятельности: не только предметной, отражающей учебную деятельность, но и чётко обозначить вторую половину школьного дня. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современному УМК, включающему учебники, учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта. Как вы знаете, Учебно -методический комплект (УМК) состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы. Все компоненты (учебники и рабочие тетради) УМК создают условия для эмоционального, духовно-нравственного, социально личностного и интеллектуального развития ребенка, проявления им в различных видах деятельности. Содержание, методы и организация учебного процесса ориентированы на ребенка, на развитие и формирование общеучебных умений и навыков, которые подготовят младшего школьника к дальнейшему образованию и самообразованию. Содержание УМК предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию обучения, а инвариантная и вариативная части обеспечивают реализацию права каждого ребенка на получение равного с другими начального образования (в соответствии с Новыми государственными стандартами школьного образования) и индивидуальный темп развития каждого ученика.
При выборе УМК, соответствующего новому стандарту, следует учитывать:
- содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;
- содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;
- учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся;
- учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.
Для реализации целей и задач ФГОС второго поколения мы планируем работать по УМК:
- «Школа России»
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Основная задача государственного стандарта нового поколения – определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования. Уже сейчас можно сказать об актуальности, своевременности государственного стандарта. Каким станет процесс реализации, покажет практика. Многое зависит как от педагогов так и от родителей.
Источник
Развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями в свете ФГОС
ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
В основе Стандарта заложены основные принципы, где главенствующую роль отводят «…Созданию благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», т.е главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. И это одно из главных нововведений в российской образовательной системе.
Индивидуальное развитие ребенка — вещь довольно сложная и обусловленная многими факторами. Существуют некие ориентиры развития ребенка. Так, например, в возрасте года он должен пойти, в 3 года – на первый план должна выйти позиция «Я – сам», в 5 лет – это возраст активного общения, а в 7 лет у ребенка складываются предпосылки грамотности … Это все примерные ориентиры.
Важно следить за общим состоянием малыша, его здоровьем, чтобы какие-то варианты развития, отличающиеся от прописных норм, были действительно особенностями индивидуального развития, а не следствием патологии в развитии. Сложный момент наступает тогда, когда педагоги сравнивают одного ребенка с другими детьми, забывая о том, что каждый ребенок развивается индивидуально, по программе, которая заложена природой, наследственностью. Видя, что у других по-другому, педагоги начинают предполагать, что развитие идет не так, как нужно и начинают сомневаться в правильности своих действий.
Индивидуальное развитие ребенка – это только его развитие и никто не обязан повторять или копировать этот путь. Поэтому сравнивать то, как дети развиваются даже в одной семье категорически нельзя! Это может иметь очень серьезные последствия.
Постоянно сомневаясь и сравнивая уровень развития ребенка с уровнем развития других детей, ребенка заведомо ставят в ситуацию неуспеха. Каждый ребенок – личность, он изначально не может быть таким же и делать что-то абсолютно так же как другие дети. Значит, он никогда не достигнет требуемого и желаемого уровня. Следовательно, закрепляется модель – чтобы ни делал ребенок, он всегда оказывается в проигрыше. Это может спровоцировать появление огромного количества комплексов неполноценности в будущем, на борьбу с которыми уходит не один год. Избежать этого можно, только если всегда сравнивать успехи, достижения и неудачи ребенка только с его собственными успехами и неудачами. При этом успех ребенка – это шаг вперед по сравнению с ним вчерашним. Если сегодня он научился считать до 10, а завтра попытался сосчитать до 20, это его успех, в рамках его индивидуального развития. Цель педагогов должна заключаться в том, чтобы не развивать ребенка, а помочь ему самому развиться в нужное время до нужного уровня, не стараясь ускорить или замедлить события. Нужно ориентироваться, что ребенку интересно, что для него важно, а что можно оставить и до лучших времен, когда он дорастет в своем индивидуальном развитии сам и проявит интерес.
Поэтому в Стандартах в разделе «Требования к психолого – педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» четко прописано:
«…Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности должны обеспечить:
● уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других».
Здесь же в Стандартах отмечается, что в детских садах может проводиться оценка динамики развития детей, в том числе измерение личностных образовательных результатов. Оценка проводится воспитателями вместе с педагогами-психологами только с согласия родителей. Результаты этого мониторинга могут использоваться лишь для оптимизации работы с детьми либо для индивидуализации образования. И это еще одно отличие от раннее существующих Программ и принципов дошкольного образования
Авторы ФГОС отмечают, что одна из важнейших задач стандарта, как указано выше, — поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала. По их словам, должно обеспечиваться многообразие содержания образовательных программ. Теперь программы будут формироваться с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных потребностей. Если ребенок любит, например, петь, сочинять стихи, создавать сложные постройки, воспитатели должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности.
«Самое важное, что проходит через весь стандарт, поощрение инициативы ребенка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативу».
Разработчики ФГОС делают акцент не на том, чтобы ребенок перед поступлением в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию, пению. Большое внимание уделяется развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребенка — это то, как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью. И социализация в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Таким образом, ФГОС выполняет социальный заказ общества. В результате внедрения ФГОС будет повышено качество дошкольного образования.
Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и для результатов освоения основной общеобразовательной программы. Обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования. Граждане России получат право не только на общедоступное и бесплатное (ст. 43 Конституции Российской Федерации), но и по-настоящему качественное дошкольное образование.
Литература.
- Федеральный государственный образовательный стандарт /утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»
Подготовила:
Старший воспитатель
Лизунова Людмила Николаевна
Источник
Федеральный образовательный стандарт второго поколения.
Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований:
– требований к результату образования,
– требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
– требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:
– личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),
– метапредметные (умение учиться),
– предметные умения.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
– любящий свой народ, свой край и свою Родину;
– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
«Здоровье это еще не все, но все без здоровья — ничто», — гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник.
Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
Основная образовательная программа начального общего образования школы определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и др. Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.
Напоминаем, что
Каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).
Продолжительность уроков в начальной школе:
в 1 классе — 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
во 2–4 классах — 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
в 1 классе — 33 учебные недели;
во 2–4 классах — 34 учебные недели.
Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования». С официальном приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России:https://www.edu.ru/
Какие требования выдвигает новый ФГОС?
Стандарт выдвигает три группы требований:
· Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
· Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
· Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).
Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ — компетентности.
Реализация программы формирования УУД в начальной школе — ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. ЧР считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ — компетентности в образовательные программы образовательных учреждений Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Личностным, включающим готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметным, включающим освоенный обучающими в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствие для перевода его на следующую степень образования.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предлагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и предлагаются в цифровом виде.
Изучение искусства предлагает изучение современных видов искусств наравне с традиционными. В частности, цифровые фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это изготовление бэджита, проекты «Я и мое имя», «Моя семья», современное издание Азбука и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применимый при создании нового стандарта, предлагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами- описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Традиционные учебники или цифровые ресурсы?
Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и Интернете.
Что такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
В чем же новизна стандарта второго поколения и современного урока?
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Как проходит обычный урок, например, по природоведению или «окружающему миру»? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия… А если нет?
Групповая форма работы имеет мн?