Индивидуальное развитие ребенка 3 лет

Индивидуальное развитие ребенка 3 лет thumbnail

Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-х – 4-х лет

Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребёнок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети 3—4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате

     В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).

     На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр очень простые и неразвернутые. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

     Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

     Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.

     В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

  1. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).
  2. Социально-коммуникативное развитие
  • Ребенок  предпочитает общение с взрослым, делится своими впечатлениями, испытывает потребность в сотрудничестве с ним, обращается за помощью.
  • Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь.
  • Старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил.
  • Объединяется со сверстниками в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий; участвует в коллективных играх, поддерживая положительные взаимоотношения.
  • Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами.
  • Умеет занять себя игрой (любой: режиссерской, образно-ролевой, игрой-экспериментированием и т.п.).
  • Пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за своим внешним видом, владеет простейшими навыками поведения во время еды.

 Познавательное развитие

  • Ребенок имеет представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, назначение).
  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
  • Знает свое имя, фамилию, пол, возраст.
  • Замечает происходящие в природе сезонные изменения.
  • Может  исследовать  и конструировать под руководством взрослого,

     использует разные способы обследования предметов.

  • Различает, правильно называет, использует по назначению основные строительные детали; целенаправленно создает, рассматривает и обыгрывает простейшие постройки.
  • Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества.
  • Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб (кубик), находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
  • Умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения.
  • Различает пространственные отношения от себя: впереди – сзади, вверху – внизу, справа – слева.

Речевое развитие

  • Ребенок имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (знает названия и назначение предметов ближайшего окружения,  их качества, действия с ними; называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы).
  • В речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительным в роде, числе, падеже, употребляет простые пространственныe предлоги; названия животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа.
  • Может (самостоятельно или с помощью воспитателя) поддерживать разговор по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов, картин, игрушек или в ходе наблюдений в природе.
  • Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения.
  • Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст.

Художественно-эстетическое развитие  

  •  Ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.
  • Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда.
  • Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным).
  • Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах, а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любит манипулировать с музыкальными инструментами, может сыграть простейшие звукоизобразительные импровизации.
  • Поет естественным голосом, с удовольствием подпевает с  взрослым.
  •  Любит двигаться под музыку и двигается ритмично в умеренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения.
  • Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее.

 Физическое развитие

  • Ребенок имеет достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам.
  • Проявляет положительные эмоции при физической активности, в  

     самостоятельной   двигательной деятельности.

  • Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление

     движения по  желанию или по команде.

  • Умеет прыгать в длину с места, энергично отталкиваясь    на двух ногах в  прыжках.    
  • Умеет катать мяч с расстояния по заданному направлению,    

     бросать  мяч двумя  руками от груди, ударять мяч об пол, подбрасывает  

     мяч вверх 2-3 раза подряд и ловит его.

  • Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа,

     полотенце, носовой   платок), умывается и моет руки при    

     незначительной помощи взрослого.

  • Имеет элементарные представления о ценности здоровья,
Читайте также:  Развитие ребенка в год и 8 месяцев педагогика

     необходимости  соблюдения   правил гигиены в повседневной жизни и    

     старается  следовать им в своей деятельности.

Источник

Ирина Кобелева
Возрастные особенности детей 3–4 лет

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

В раннем возрастеребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я – сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

Доверие и привязанность к воспитателю – необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Читайте также:  Нормы развития ребенка в год три месяца

Источник

Возраст 3–4 лет для ребенка – непростой период. Во первых, в разгаре кризис 3 лет – осознание себя как личности, стремление утвердить свою самостоятельность в глазах близких. Во вторых – это время, когда большинство малышей получают первый опыт социализации – приходят в детский коллектив. Если родители будут знать о возрастных особенностях развития психики, мышления, физических возможностях детей в возрасте 3 – 4 лет, они смогут помочь малышу пройти этот этап наиболее безболезненно, а себя оградят от множества конфликтов со своим чадом, которые чреваты неверным психологическим дистанцированием.

Откуда взялся капризуля?

Возрастные особенности этого периода характеризуются противоречивостью. По достижении 3 лет у малыша начинается неизбежный (при этом абсолютно нормальный) кризис развития: он начинает понимать, что он тоже личность, имеющая свои интересы и потребности, с которыми все должны считаться. Поэтому процесс самоутверждения (часто даже в попытках подчинить себе взрослых) – неизбежен.

Возникает парадокс. С одной стороны, ребенку этого возраста важно принять себя как отдельное «я», с которым считаются, которое уважают, вырасти в собственных глазах и глазах окружающих. Поэтому он настаивает на том, что все сделает сам и по-своему, даже если совершено не умеет и у него ничего не выходит. Такое проявление «противоволи» вполне естественно для этого этапа. С другой – такая самостоятельность и борьба за свою «личностную территорию» приводят к неизбежному отделению ребенка от родителей. А малышу этого возраста родительская любовь, их одобрение, поддержка, их гордость чрезвычайно важны как показатели того, что он – правильный, нужный, хороший. Поэтому действия, которые у него пока не получаются, вызывают бурю слез и капризов, ведь при этом он выглядит в глазах любимых взрослых недостойно.

Усугубляется внутренний конфликт малыша тем, что он сейчас чувствует себя собственником мамы («моя мама» – это теперь не просто понимание родственной связи). Поэтому могут случаться приступы ревности ее к папе или другим детям в семье.

Совет

Проявите в этот период всю свою мудрость, чтобы «отделение» маленького «я» прошло при постоянной помощи и поддержке. Чтобы кроха не лишался чувства вашей любви, одобрения. Чтобы в итоге он и самоутвердился как личность, и освоил необходимые навыки, и не утратил такой нужной связи и близости с вами, вашего доверия. Самое действенное средство при этом – как можно чаще поощрять его за хорошие, пусть и незначительные поступки и достижения, а в случае ошибок показывать ему, что плох его поступок, а не он сам. А его вы любите за то, что он есть. Всегда.

Психология: меряем на свой аршин

Детская психика от 1 года до школы проходит сложный и насыщенный этап развития: речь, память, мышление, восприятие, становление характера сопряжены с неизбежными кризисными периодами, к которым взрослым нужно быть готовыми.

В период кризиса 3 лет психология ребенка претерпевает радикальные изменения. Эмоциональное состояние детей этого возраста крайне неустойчиво. Дети легковозбудимы, суетливы, у них часты перепады настроения, приступы агрессии или апатии.

В этом возрасте малышей характеризуют:

  • эмоциональность;
  • отзывчивость;
  • сопереживание другим;
  • стремление прийти на помощь;
  • дружелюбие;
  • чувство стыда за плохой поступок;
  • высокая потребность в общении со сверстниками.

По психическому развитию дети 3-4 лет разительно отличаются от  тех, кто младше всего на год.

  • Сейчас они уже в состоянии понимать, что «сфера моего я» существует не только у них, но и у других детей. Поэтому в играх малыши способны ценить не только свою «территорию», но и личное пространство тех, с кем играют, способны считаться с интересами окружающего коллектива. Но конфликтов избежать не удается, ведь свое «я» считается более важным.
  • Сами игры постепенно становятся сюжетно-ролевыми, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми (пока это, как правило, один сверстник), основываясь на подражании родителям. В играх появляются первые правила.
  • Происходит понимание себя как личности конкретного пола (я – девочка, я – мальчик). Дети начинают узнавать внешне своих сверстников по их гендерной принадлежности (одежда, прическа, украшения), проявляют живой интерес к малышам противоположного пола.
  • Ребенок осознает социальные роли окружающих людей (эта женщина – воспитатель, мама тоже женщина, она – библиотекарь, папа – мужчина, он – инженер) и понимает разницу между социальной и семейной ролью.

Незрелость психики и огромное количество новой информации, новых правил и норм, которые ребенку приходится осваивать с 3 до 4 лет, приводят к неизбежным трудностям. Ребенку порой сложно справиться с ситуацией. Не имея навыка управления эмоциями на должном уровне, он пытается победить обстоятельства доступными средствами:

  • привлекает внимание взрослых криками и плачем;
  • пытается мстить обидчикам;
  • стремится все сделать наперекор – не просто сам, а по-своему, даже если слышит разумные доводы взрослых;
  • пытается добиваться своего хитростью (которую взрослые зачастую раскусывают, чем еще больше злят кроху);
  • демонстративно нарушает рамки дозволенного, даже если четко их знает;
  • начинает манипулировать старшими, из «мастера на все руки» вдруг превращаясь в полного «неумеху».

Особенно велико стремление нарушить запрет. В этом ребенок видит проявление взрослости, а не просто самостоятельности.

Физическое развитие: на год старше

Не случайно в детский сад детей отдают чаще всего с 3 лет. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть отработаны основные навыки самообслуживания, поведения соответственно правилам коллектива, а уровень физического развития открывает большие возможности для отработки все более сложных навыков.

В 3-4 года ребенок уже может:

  • бросать мячик через голову;
  • хватать катящийся мячик;
  • бить по движущемуся мячу ногой;
  • спускаться по ступенькам, переступая обеими ногами по очереди (а не «приставным» шагом с одной ноги);
  • бегать, огибая препятствия;
  • стоять и прыгать на одной ноге;
  • удерживать равновесие на качелях;
  • ездить на трех- или четырехколесном велосипеде;
  • пританцовывать в такт музыке.

Малыш значительно приумножил навыки самообслуживания:

  • он ест вилкой и ложкой;
  • во время еды не пачкает одежду;
  • может сам аккуратно ходить в туалет;
  • моет руки с мылом;
  • чистит зубки;
  • умывается;
  • может сам одеться (если вещи без застежек), не путая последовательность;
  • обувает обувь с липучками.

Совет

В возрасте до 4 лет обращайте внимание на физические навыки, моторику, координацию малыша. Уделяйте внимание их наработке. Ему весьма полезно будет научиться:

  • ходить по бревну, дощечке;
  • переступать через препятствие;
  • лазать по веревочной лестнице;
  • качаться на качелях;
  • работать кистью, карандашом;
  • обводить фигуры по контурам, в том числе — шестигранники;
  • вырезать простые детали из бумаги;
  • застегивать пуговицы;
  • шнуровать.

Все это не только поможет более успешной социализации, но и разовьет общую и мелкую моторику – а это, в свою очередь, способствует развитию речи.

Читайте также:  Центр развития ребенка подснежник 173

Говорим, думаем, понимаем, мыслим

Память дошкольника в возрасте 3 – 4 лет носит непроизвольных характер. Он легко запоминает вещи или события, имеющие яркую эмоциональную или чувственную окраску, и помнит их долго. То же касается внимания: привлечь и удержать его можно чем-то интересным, вызывающим яркие эмоции. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное: ребенок гораздо лучше понимает и выполняет то, что ему показали наглядно, а не объяснили в виде словесной инструкции.

Восприятие у ребенка этого возраста еще предметное. Свойства предмета (цвет, размер, запах, вкус) у него не разделяются с самим предметом. Зачастую малыш идентифицирует предмет по одному-двум самым значительным признакам: небо – голубое, апельсин – оранжевый и сладкий. Ребенок сейчас очень наблюдателен. Он может обращать внимание даже на такие мелочи, которых взрослый не заметил.

Речь ребенка на четвертом году жизни шагнула в своем развитии далеко вперед:

  • словарный запас может превышать 2000 слов;
  • в активном словаре малыша преобладают теперь не существительные, а глаголы и прилагательные;
  • предложения становятся распространенными;
  • появляются сложные речевые конструкции;
  • игры и занятия ребенка сопровождаются «разговорами с собой», что позволяет ему удерживать в голове конечную цель своего занятия, а также «делегировать» своей речи некоторые действия, чтобы не производить их в реальности.

Развитию речи способствует рост познавательной и мыслительной активности, в частности направленных на изучение окружающего мира. Окружающий мир представляется малышу крайне интересным, он проявляет внимание, анализирует услышанное, уточняет детали.

Ребенок на четвертом году жизни уже знает:

  • обобщающие термины (животные, птицы, растения, игрушки, посуда);
  • временное разделение суток (утро, день, вечер, ночь);
  • времена года и явления природы, которые им соответствуют;
  • названия домашних и диких животных, разницу между ними;
  • названия птиц, рыб, насекомых;
  • деление растений на деревья и (пока) цветы, знает их названия;
  • разницу между овощами, фруктами, ягодами, грибами, знает их названия;
  • многие материалы, из которых сделаны окружающие его предметы;
  • разницу между живым и неживым;
  • разницу между тем, что сделано человеком и существует в природе.

Такой скачок общего развития неизбежно тянет за собой рост умственных и логических способностей. К четырем годам малыш в состоянии осмысливать цепочку действий, понимать, что одно действие приводит к другому (хотя порой еще путает причину и следствие), может продумывать простую последовательность действий для достижения конкретной цели.

Дошкольник этого возраста уже может:

  • складывать картинку, состоящую из 4 частей;
  • находить несоответствие действительности на картинке и объяснять его;
  • находить лишний предмет из нескольких и объяснять, почему он так решил;
  • находить сходства и различия между предметами;
  • выполнять задание около 10 минут, не отвлекаясь;
  • находить пары предметов;
  • находить предмет по описанию;
  • собирать матрешку из 6 единиц;
  • опускать фигурки в прорези в соответствии с их формой;
  • выполнять действия, которые показал взрослый;
  • считать до трех (и даже до пяти), загибая пальчики на счет;
  • назвать, показать основные геометрические формы и цвета радуги;
  • сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  • находить пару предмету с указанной характеристикой;
  • запоминать буквы алфавита (но складывать их в слоги пока не может).

Главное – игра

Главный вид деятельности дошкольников этого возраста – игра. С помощью игры ребенок оттачивает навыки общения, учится уважать компаньонов по игре, принимать и соблюдать установленные в ней правила (а это уже способствует принятию правил человеческого общежития в целом); осваивает новые социальные роли, развивает логическое мышление, мелкую моторику, постигает взаимосвязь предметов, действий и их результатов, раскрывает свой творческий потенциал. В игровой форме родители могут донести до малыша основные правила поведения, этикета, объяснить, что такое хорошо или плохо.

Играя в сюжетно-ролевые игры с ребенком этого возраста, родители могут понять, что происходит в душе их чада, поскольку всеми своими переживаниями и проблемами кроха непременно наделяет своего персонажа в игре.

Совет

Если в кризисный период ваш «великий нехочуха» не внимает просьбам чем-то вам помочь, переведите ситуацию в игровое русло. Пусть любимый зайка попросит ребенка вместе помочь маме: убрать игрушки, отнести посуду на кухню, собрать карандаши и т. д. Зайка может объяснить ребенку, что маме нужна помощь, потому что она устает, ухаживая за всеми, а если что-то сделать за нее – она станет веселой и будет благодарна. Или, к примеру, кукла попросит убраться в комнате, чтобы добраться до комода, в котором добрая фея оставила угощение.

В игровой форме можно просить ребенка помочь вам:

  • полить цветок;
  • протереть пыль на полочке;
  • поставить ботинки на место;
  • накрыть на стол;
  • поставить коту миску с едой;
  • что-то принести или подать.

Кстати, «трудотерапия» — лучший способ сделать противоборствующие стороны союзниками.

Советы родителям

Такова характеристика общих возрастных особенностей малышей 3 – 4 лет. Главное в этот период для родителей – не утратить доверия ребенка, не стать его врагом, не сломать его как личность.

Чтобы избежать серьезных проблем на этом этапе, воспользуйтесь следующими советами.

  • Поощряйте самостоятельность малыша. Хвалите за умения, помогайте обрести новые навыки. Подсказывайте альтернативное решение, если ребенок не может справиться с задачей намеченным путем.
  • Установите равноправие в общении с крохой. Он не должен чувствовать, что вы – командир и начальник, а он – неумелый и беспомощный подчиненный.
  • Поддерживайте положительную инициативу ребенка, хвалите за нее.
  • Формируйте у малыша чувство, что он – хороший, независимо от того, совершает он проступки или нет.
  • Введите рамки дозволенного. Малыш должен четко понимать, что у него есть право принять собственное решение, на что оно распространяется, а где будет действовать общеустановленное правило. Например: можешь выбрать, с какой игрушкой купаться, но купаться – обязательно. В какой шапке пойдем гулять – выбираешь ты, но гулять – необходимо.
  • Установите систему разумных запретов. Они должны быть направлены на обеспечение здоровья и безопасности ребенка. И малыш должен понимать, что запрет – обоснован. Аргументируйте, почему нельзя гулять без шапки, есть на морозе мороженое, переходить дорогу на красный свет или хватать горячий чайник. Все остальное должно обсуждаться.
  • Не пытайтесь наказывать криком или шлепками, устанавливать запреты назло или из мести. Это только сломает психику ребенка «под вас», сделает его в дальнейшем безвольным, неуверенным и закомплексованным.

С детьми непросто в любом возрасте. Трудности, кризисы, разногласия – неизбежны. Важно выходить из них на новом уровне, давая ребенку, а не отнимая. Не потерять доверие и уважение своего чада – трудная, но постижимая наука.

Источник