Индивидуальное развитие эмоциональной сферы ребенка
В индивидуальном развитии человека, в онтогенезе эмоций можно выделить четыре этапа.
1. Новорожденный — на данном этапе главное место занимают инстинкты: пищевой и самосохранения.
2. На этапе младенчества появляются органические чувствования приятного-неприятного, удовольствия-неудовольствия. Они основаны на переработке экстеро и интерорецептивной информации. Эти чувствования лежат в основе формирования отношений ребенка с близкими взрослыми.
3. С 3-4 до 12-14 лет происходит постепенное развитие корковых (эпикритических) эмоций. Вначале этого периода преобладает связь эмоций с органическими потребностями, и лишь к концу этого периода эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение с преобладанием уже корковой коррекции органических потребностей и влечений.
4. Формирование высших эмоций, полное развитие достигается к 20-22 годам. Появляется возможность контролировать чувства с помощью интеллекта. В этот период человек в достаточной степени может подавлять и внешние проявления эмоций. (38)
Давайте рассмотрим каждый этап более подробно.
При рождении ребенок обладает тремя эмоциями, как считает Я. Дембовский: гнев, который проявляется как реакция на ограничение в движении, страх, как реакция на сильный и резкий звук и удовольствие, возникающее при укачивании малыша. (13)
Выражением эмоций служит плач, но иногда можно различить что-то похожее на улыбку, но скорее всего она носит рефлекторный характер и не связана с окружающими событиями.
Постепенно улыбка приобретает более осознанный характер на различные стимулы. Так М.Ю. Кистяковская отмечает, что дети в возрасте 3-4 месяцев проявляют улыбку на обращение к ним со стороны любого взрослого, в то время как 5-6 месячные дети прежде, чем улыбнуться, сосредотачиваются и долго смотрят на взрослого и лишь затем выдают ту или иную эмоциональную реакцию. Примерно в 2,5-3месяцауребенкапоявляетсясоциальнаяулыбка, обращенная к другому человеку. На приближение человека малыши реагируют улыбкой и движением в его сторону. Именно сейчас, в этот момент, для ребенка важно установление социальных контактов. Появляется новый вид эмоционального реагирования – формирование аффективно-личностных связей. (23)
В возрасте трех месяцев младенцы уже готовы воспринимать эмоции родителе. Они ждут выражения их на лице матери или отца. В эксперименте, когда родитель по инструкции должен вдруг сделать «каменное лицо» во время аффективного общения, младенец удивлялся, пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Если родитель продолжал делать безучастное лицо, поведение ребенка менялось. Он отворачивался в сторону, начинал сосать палец и выглядел страдающим.
Мать также готова воспринимать эмоции младенца и может ответить на них заранее. Возникает взаимная связь между матерью и ребенком, которая необходима для его выживания. Именно эмоции являются цементирующим фактором взаимной привязанности. (20)
Ребенок стремится разделить положительные переживания со взрослыми.
Так проявляются его аффективно-личностные связи.
Во второй половине первого года жизни социальные контакты ребенка проявляются не только в положительной, но и в отрицательной ситуации. У детей появляется страх незнакомых людей, новых помещений. Он становится робким и настороженным.
Если ситуативно-личностного общения между младенцем и взрослыми недостаточно, то аффективно-личностные связи не устанавливаются. Это ведет к нарушению эмоционального, а также общего психического развития ребенка.
Изначально первые эмоции младенца обусловлены биологическими потребностями (в свободе, защите, удовольствии), а вот дальнейшие эмоциональные реакции связаны с интеллектуальным развитием.
Основываясь на данных некоторых исследований можно говорить о том, что ребенок в конце первого года жизни способен понимать соответствие эмоций конкретным ситуациям.
Как отмечал А.В. Запорожец дети раннего младшего возраста с запозданием выдают эмоциональную реакцию на ситуацию, неспособны понимать эмоциональные состоянии других людей. (18)
Если дети видят, что другим плохо, они не знают, как им реагировать. Способность понимания чужого горя формируется между 18-ю и 24-я месяцами. В таком же диапазоне рождается социальная эмоция смущения, стад, гордость и вина.
Несмотря на то, что к двум годам дети начинают пользоваться словами, которые имеют отношения к эмоциональной сфере, по мнении Саарни осознанное понимание возможно лишь к трем годам.
В возрасте 2-3 лет дети могут показывать такие эмоции, как радость, гнев, отвращение, огорчение, удивление, стыд. Это свидетельствует о том, что они уже отличают свои эмоции от чужих.
На 3-м году жизни могут пояснить свои отрицательные эмоции, находят связь между желаниями и эмоциями.
С вступлением детей в дошкольный возраст у них развивается способность определять эмоциональные состояния других людей. Изучением данного вопроса подробно занималась А.М. Щетинина. Основываясь на общих возрастных закономерностях восприятия и особенности эталона экспрессии, она выделяет шесть типов восприятия детьми эмоций. (43)
Дети 5-6 лет научаются определять эмоцию другого человека по его речи. При стабильных отрицательных эмоциональных переживаниях происходит задержка развития данного умения, следствием чего служит снижение контактов в общении и сложность в восприятии эмоций других.
С переходом ребенка в школу у него изменяется эмоциональная сфера в связи с тем, что у него происходит расширение содержания деятельности и увеличивается количество объектов, к которым он проявляет эмоции. Раздражители, которые могли вызвать эмоциональную реакцию у дошкольника, теперь не будут иметь для него такое значение. Младшие дошкольники могут бурно реагировать на ситуации, которые его задевают, но они способны сдерживать эмоциональные реакции усилием воли.
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний – радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;
5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции. (23)
Младшие школьники лучше ориентируются в положительных эмоциях, нежели в отрицательных, легче могут понимать эмоции в уже известных ситуациях, но имеют трудность перевода в слова эмоциональных переживаний.
В младшем школьном возрасте ярко проявляется социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам. (23)
Характерные особенности эмоциональной сферы подростков:
1) эмоциональные переживания становятся более устойчивыми;
2) обладают сильной эмоциональной возбудимостью. В связи с этим бурно проявляют свои эмоции и чувства, вспыльчивость, эмоционально включаются в значимые для них ситуации;
3) высокий уровень тревожности, которые порождает эмоцию страха; тревожность в старшем подростковом возрасте связана с новым видом общения – интимно-личностный, который влечет за собой проявление различных эмоций, в том числе и страха быть нелепым, не таким как все.
4) страх отвержения группой из-за принадлежности к ней. Именно принадлежность к группе сверстников в подростковом возрасте оказывается сильным и важным фактором в развитии подростков. Осуждение взрослыми воспринимается не так остро, как со стороны товарищей.
5) противоречивость чувств
Т.А. Немчин описывает следующие особенности у лиц пожилого возраста: выражается динамика эмоциональных состояний, проявляющаяся в лабильности эмоций или наоборот в их инертности; высокая устойчивость высших эмоций.
У пожилых людей устойчиво преобладает определенная модальность: раздражение, грусть, тревога. Они часто подвержены тревожному и депрессивному состоянию. У другой группы лиц позднего возраста практически отсутствуют изменения высших эмоций, что позволяет проявлять оптимистический взгляд и бодрость.
В связи изменением социального статуса – выход на пенсию, приспособление к новым условиям, отмечаются такие особенности эмоциональной сферы, как проявление негативных переживаний, снижение самооценки, или же позитивных, связанных с обретением свободы от трудовой деятельности, сохраняется высокая работоспособность. С течением времени у всех пожилых людей формируются положительное отношение к новой социальной роли.
Эмоциональная сфера претерпевает изменения, связанные как с физическим, так и с психическим состоянием человека. Неспособность сохранять адекватное поведение в общении, заставляет пожилых отказываться от него, что приводит к возникновению чувства одиночества. Переживая одиночество, они все глубже уходят в себя – это вызывает чувство вины, за неспособность изменить ситуацию.
Имеются сведения о гендерных различиях в переживаниях эмоций в пожилом возрасте. Так, в частности, отмечается, что с возрастом ощущение счастья у мужчин повышается, а у женщин снижается. Последние чувствуют себя наиболее счастливыми в молодом возрасте, во всяком случае, до рождения детей. (35)
Психологическая характеристика детей с трудностями в поведении.
Из психологических исследований можно заключить, что одно из главных мест среди проблем и трудностей у детей занимает нарушение поведения.
Вместе с тем в психологической литературе не удалось обнаружить определения понятия и типологию нарушений поведения у детей. В справочной психиатрической литературе, поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В психологических словарях поведение трактуется как целенаправленная система последовательно выполняемых действий; движения человека, в основе которых лежат или которыми управляют психологические факторы. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной и асоциальной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. (38)
Аффективные дети.
Аффект (от лат. affectus — сильные эмоции) — сильное кратковременно эмоциональное состояние, которое сопровождается резкими двигательными проявлениями
Незначительные дополнительные обстоятельства требуются ребенку, чтобы его имеющееся возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. В состоянии сильных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или истероидными.
Аффективное поведение вызывается различными причинами и бывает различных степеней тяжести.
Дети с аффективным поведением демонстрируют негативизм, повышенную конфликтность, раздражительность. Возникает разрыв, противоречие между потребностями и стремлениями ребенка к их удовлетворению. Это сопровождается тяжелыми эмоциональными состояниями неудовлетворенности, чувством эмоционального неблагополучия.
Характеристика аффективных детей зависит от того, насколько неудовлетворенные потребности соотносятся с другими потребностями ребенка. Так, одна группа детей отвергает свои неудачи, чтобы сохранить привычную самооценку, обвиняют в этом окружающих. Демонстрируют заносчивость, агрессивное поведение, негативизм, стремление к самоутверждению. Другие дети наоборот ставят более легкие цели и стремятся достичь успеха. Для них характерно неуверенность, страх разочарования; имеют ранимость, повышенную обидчивость. При длительных аффективных переживаниях и форм поведения приводит к закреплению и становятся устойчивыми чертами характера. (25,19,17) Дети с гипердинамическим синдромом.
Синдром двигательной расторможенности (гипердинамический синдром)- распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению.
Гиперактивные дети часто бывают неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности. Обычным явлением считаются сниженные познавательные способности, что, прежде всего, отражается на познавательной деятельности. Часто наблюдаются специфическая заторможенность в развитии двигательных навыков и речи, трудности в овладении чтением, правописанием. Кроме того, наблюдаются довольно характерные проявления повышенной агрессивности, склонность к демонстративному поведению, и в конечном счете – асоциальное поведение, следствием которого становится общее неприятие со стороны окружения. Возникают проблемы эмоционального плана: дети испытывают чувства страха, подавленности, у них снижается самооценка. Их беспокоят проявления антипатии со стороны окружения, причины которой им непонятны. У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений, которую не представляется возможным удовлетворить. Такие дети не способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы.
Источник
Оксана Юсупова, детский и подростковый психолог
Надо ли развивать у детей эмоциональную сферу? Зачем учить чувствовать себя, распознавать свои эмоции, зачем уметь чувствовать других? Самый главный ответ — это для их здоровья.
Как дети начинают подавлять чувства?
Дети до 3 лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим — нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить в обратном их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.
А с появлением садиков, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а наоборот, притупляется. Т.е. дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.
Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.
Да, дети уже в 4-5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.
Представьте, вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.
Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять, в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.
Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.
Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть его эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.
Как учить детей чувствовать себя и других?
Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.
Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.
«Это собачка. Она лает. Гав-гав», «Это стол — он твердый», «Это снег — он холодный» и т.д.
Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущается, что его вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.
«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься / грустишь / злишься …»
Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности — можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.
Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не хорошо или плохо. А называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.
Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.
Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.
Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие / плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»
И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и ненужными родителям.
Какие эмоции отрицают дети?
У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это: ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.
Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…
Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально – это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения:
1. «Называть эмоции»
Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.
«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».
«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим.»
«Папа радуется», «Бабушка уставшая», «Пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.
Задавайте ему вопросы:
«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»
Уже через несколько дней, вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.
2. «Угадай эмоцию»
Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.
Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это.Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.
Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей — кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.
Еще больше полезных советов для родителей на портале «Психология эффективной жизни».
А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!
Источник