Индивидуальное психологическое сопровождение развития ребенка

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования.

Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны. Похожая статья: Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

  •  удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
  • обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;
  •  удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);
  • превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях:

  • формирование готовности быть субъектом собственной деятельности;
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;
  • организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:

  • обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
  • развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;    
  • коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
  • обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
  • расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
  • повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
  • информационно-аналитическое обеспечение;
  • оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:

  • профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
  • диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);
  • консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);
  • развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);
  • коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики);
  • просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).
Читайте также:  Можно ли применять тесты чтобы выявить уровень умственного развития ребенка

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:

  • организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);
  • систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;
  • осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

  • Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).
  • Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).
  • Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).
  • Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).
  • Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:

  • сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;
  • разработка карт индивидуального развития дошкольников;
  • разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;
  • разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;
  • организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением. Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

  • установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.

Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;
  • увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
  • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;
  • сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;
  • постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;
  • оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;
  • снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;
  • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
  • сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Источник

        Козинова А.П.

Целью психологического сопровождения  является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья всех участников образовательных отношений.
Задачи

   Основными направлениями деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, являются: профилактика, диагностика, консультирование (индивидуальное и групповое), коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение.

– специально организованная деятельность детей по развитию познавательной, социальной и  эмоционально-личностной сферы;

– индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми (коррекция речи, развитие социальной и познавательной сферы);

– совместная развивающая образовательная деятельность детей с родителями.

 Психологическая диагностика.

   Диагностическое направление  включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, слуховая, зрительная память, внимание, беседа и др.), а также изучение адаптационных механизмов детей II группы раннего возраста, первые младшие группы.

I этап – Изучение степени адаптации (наблюдение) детей II группы раннего возраста (1-2 лет) первые младшие группы (2-3 лет). С вновь пришедшими детьми проводится игры с предметами, и их родителями: встречи, экскурсии, беседы с целью создания благоприятного эмоционального состояния, выявления индивидуальных особенностей поведения.

II этап – Первичная диагностика детей всех возрастных групп. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в регистрационном листе (таблице динамики развития). Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по  направлениям:

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения совместной деятельности педагогом-психологом, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.

Читайте также:  Афонькина комплексная оценка развития ребенка по программе успех

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное и групповое психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка. В подготовительной группе оценивается уровень  психологической готовности детей к школе.

    Все обследования проводятся с согласия родителей. Информацию о результатах и рекомендации можно получить у педагога-психолога на индивидуальной консультации.

Коррекционно-развивающее направление.

    С сентября по апрель с детьми проводится совместная деятельность в игровой форме, которая помогает ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Совместная деятельность на каждом возрастном этапе имеет определённую направленность:

    Взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе совместной деятельности  построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе совместной деятельности предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: игровые этюды, коммуникативные игры, упражнения и беседы сменяются подвижными играми, психогимнастикой и т.д..

Содержание

совместной деятельности

Цели и задачи

Контингент

Формы и методы

(приёмы)

совместной деятельности

Работа с педагогами

Взаимодействие с семьей

  1. Адаптация к МБДОУ «Детский сад №61»- развитие речевое, физическое, познавательное  

1.Диагностическая деятельность

Наблюдение –

2. Развивающая деятельность

Адаптационные игры,

Игры с предметами,

Потешки,

Пальчиковая гимнастика

-определение степени адаптации

-ведение адаптационного листа

-содействовать развитию потребности в физической активности

-развивать точные движения «тонкую моторику»

– создание условий для эмоционально-комфортного пребывания в группах детского сада

-предупреждение нарушений психофизического здоровья в период адаптации к д/с.  

-развивать у детей способность реагировать на дискомфорт, заявлять о своих нуждах

с 1 до 3 лет

Изучение степени адаптации

Наблюдение – систематическое и несистематическое

Посещение групп.

Формы и методы: игры направленные на снятие психоэмоционального напряжения и создание благоприятного эмоционального состояния.

-игры на развитие умения действовать по речевой инструкции

-стимулирование к подражанию взрослого,

-игры на установление доверительного контакта.

Приёмы:

-отвлечение, утешение

– переключение

-контакт через игрушку,

 -визуальный контакт,

-показ, эмоциональное заражение

 -тактильный  контакт

-создание коммуникативных пауз

-забавы, би-ба-бо.

-похвала, поддержка.

Семинар -практикум «Условия успешной адаптации».

 Консультации: «Игры в адаптационный период»

«Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ»

«Тяжелая степень адаптации» «Эффективное общение с родителями как залог успешной адаптации ребенка к ДОУ».

«Анализ адаптации за год»

Выступление на родительском собрании «Условия успешной адаптации»

Анкетирование родителей

Консультации: «Режим дома», «Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ», «Тактильный контакт, массаж – как средство расслабления в период адаптации» «Игры с водой дома» 

Презентации:

«Адаптация»

«Ясли-это серьёзно»

Просмотр фильма «Экскурсии по саду».

Программное обеспечение

1.Лапина И.В. «Адаптация детей поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения».2009

2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком период раннего детства»2008.

3.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал».2010 .

4.Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие речи детей в процессе их адаптации».

5.Севостьянова Е.О. «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ»

6.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов»2008.

 7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

8.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

9.Макарычева Н.В.«Проблемы раннего возраста: диагностика, поддержка, профилактика»2005.

10.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2 Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007.

  1. Нервно-психическое  развитие – познавательное, речевое, физическое

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

Двигательные навыки

2. Развивающая деятельность

Развивающие игры,

Массаж рук,

Пальчиковая гимнастика,

Телесно-ориентированные игры.

-определить параметры  психомоторного развития

-развитие навыка двигательного подражания

-развивать умение дифференцировать движения правой и левой рукой

-развитие психомоторной координации

-способствование совершенствованию

Высшей нервной деятельности (силы уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения),

способностей своего тела к разнообразным движениям и ощущениям

с 1 до 3     лет

Посещение групп

Индивидуальная диагностика Диагностируемые параметры:

Двигательные навыки

Формы и методы:

-игры на развитие речи мелкой, крупной моторики, общих движений

-Игры на поиски форм, похожей на предмет, игры опознания

-игры с мелкими предметами, шнуровка.

-пальчиковая гимнастика

-игры на дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам и т.д.)

Приёмы:

-контакт через игрушку, -визуальный контакт,

-показ, эмоциональное заражение

 -тактильное контакт

-забавы, би-ба-бо.

-похвала, поддержка.

Семинар-практикум:

«Динамика нервно-психического развития» «Особенности нервно-психического развития у детей 1-3 лет».

Консультации: «Профилактика детских нервозов»,

«Влияние игр на психическое развитие детей».

Выступление на родительском собрании «Особенности нервно-психического развития детей 1-3 лет».

Консультации: «Правильная игрушка», «Профилактика детских нервозов».

Программное обеспечение

1.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современного технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал»2010 .

2.Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1-3 года»2007.

Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников»2003.

3. Методика: возрастная шкала нервно-психического развития с года до трех лет/сост. Печера К.Л., Пантюхиной Г.В и т.д.

4. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012.

Читайте также:  Предметно развивающая среда в речевом развитии ребенка

5. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008.

6.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

7.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

8.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2

9.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009

10. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

2007

III.Эмоциональное благополучие –речевое , физическое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие.

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы.

2. Развивающая деятельность

Формы:

Психогимнастика

 -игровые упражнения

-психогимнастика

-контактные и подвижные игры

-игровые этюды

-элементы арттерапии

Релаксация

– определить количественное и качественное проявление тревоги

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы

агрессивного поведения

– раскрепощение и объединение детей

– развитие адекватных форм проявление эмоций «здоровье»

-разрядка агрессивных импульсов «физическое развитие»

-развитие творческой деятельности

-разрядка агрессии, страха, упрямства «физическое развитие»

-формирование навыков общения

3-7 лет

Индивидуальная и групповая диагностика

Диагностируемые параметры:

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы

Формы и методы:

 -игры на снятие тревожности, неуверенности, скованности, зажатости, СДВГ.

Приёмы:

-визуальный контакт, улыбка,

-показ приемлемых форм поведения, эмоциональное заражение

-имитация (сказочных ролей, повадки животных),

-ролевое проигрывание,

 -тактильное контакт

-похвала, поддержка.

Семинар –практикум  «Особенности эмоций» «Особенности мотивов поведения ребенка» «СДВГ-норма и выше нормы»

Консультации: «Оздоровительные игры»

 «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком «Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми» «Взаимодействие с ребенком ОВЗ»  

Выступление на родительском собрании: «Что такое психогимнастика», «Эмоциональный мир ребенка. Темперамент»,

Консультации: «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком»

«Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми»

«Активное слушание ребенка»

Программное обеспечение:

1. Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005.

2. Погудкина И.С. «Работа с проблемными дошкольниками»2007.

3.Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и т.д. «Азбука общения» 2007.

4.Алябьев Е.А «Психогимнастика в детском саду»2003.

5.Арцишевская И.Л. «Работа с гиперактивными детьми в детском саду» 2013.

6.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему я»2011.

7. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012

8.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008.

9.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

10. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

11. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007

12. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№

13.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009.

V. Психологическая готовность – физическое, речевое, позновательное, социально-личностное развитие

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

-особенности развития психических процессов

-особенности развития мелкой моторики  -особенности саморегуляции деятельности -особенности развития навыков общения

2. Развивающая деятельность

Развивающие игры,

Игровые упражнения,

Игровые ситуации,

Беседы,

Психогимнастика,

Пальчиковая гимнастика,

Физкультминука, Релаксация.

-изучение психических процессов, включая внимание ориентация в окружающем мире, мелкая моторика, мотивация к школе, изучение коммуникативных способностей.

Развивать психические процессы, совершенствовать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, развитие способности к согласованному взаимодействию,

Развитие слухового и зрительного восприятия, целенаправленного внимания и наблюдательности.

5-7 лет

Индивидуальная и групповая диагностика

Диагностируемые параметры:

-особенности развития психических процессов

-особенности развития мелкой моторики  

-особенности саморегуляции деятельности

-особенности развития навыков общения

Формы и методы:

– игровые упражнения на развитие психических познавательных процессов (классификация, анализ, синтез, сравнение и т.д.)

 -игры на развитие коммуникативных способностей

-игровые упражнения на психологическую готовность к школьному обучению.

-игровые ситуации на эмоционально-личностное развитие, релаксация

игровые упражнения на саморегуляцию деятельности

Приёмы:

-визуальный контакт, улыбка,

-показ приемлемых форм поведения и общения, эмоциональное заражение

-ролевое проигрывание,

-индивидуальный подход,

-похвала, поддержка.

Семинар –практикум  «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Консультации:

«Что такое психологическая готовность»

 «Саморегуляции деятельности» «Умение общаться и выражать свои мысли»

«Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия»

Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Консультации:

«Что такое психологическая готовность»

«Рекомендации будущим первоклассникам», «Рекомендации по развитию психических  процессов» «Особенности кризиса  7 лет» «Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия»

Программное обеспечение:

1. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы»2010г. 2012 нов.изд.

2. Ананьева Т.В. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению»2011.

3. Севостьянова Е.О. «Хочу всё знать»2005.

4. Веракса А.Н., Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. 2012.

5.Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005.

6. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов». 2008.

7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

8. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

9. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2

10.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009

11.Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007.

Источник