Индивидуально типологические особенности развития ребенка
Ольга Айткулова
Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста
Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при
определённых условиях, факторах, деятельности.
Для развития ребёнка – необходим индивидуальный подход, зная анатомо-физиологических и психических особенностей ребёнка можно рассчитывать на положительный результат общения.
Особенность поведения ребёнка зависит от его физического состояния и индивидуальности. Зная темперамент ребёнка – педагогу легче подобрать путь к сердцу ребёнка.
При выявление индивидуально-типологических особенностей, было выделено четыре типа темперамента. Первые проявления темперамента заметны с рождения – это врожденные черты. Судя по внешнему поведению, можно определит, к какому типу из четырёх известных принадлежит ребёнок.
ХАЛЕРИК – хорошо подвижна мимика лица, громкая речь, частые жестикуляция конечностями, этот тип детей держат голову всегда прямо, как бы втягивая шею, взор всегда направлен в перед. В игре этот ребёнок через, чур, активен и назойлив, причем с огромным упорством и уверенностью верит в то, что именно он прав, именно с ним детям интересно-счетает себя лидером. Ребёнок холерик- трудно засыпает, а проснувшись быстро активизируется.
МЕЛАНХОЛИКИ-дети очень чувствительные и ранимые, дети в раннем возрасте обсалютно не создают родителям проблем, его как будто не слышно и невидно. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, быстро устаёт от шума, от замечаний, пассивность, утомляемость, медлительность, ребёнок часто выбирает вместо собеседника- одиночество и пакой, такие детки часто жалуются на головную боль, среди группы детей их часто можно увидеть сидящими на диване в одиночестве – им не скучно это одна из особенностей меланхолика, но у него есть такое качества как отзывчивость, привязанность.
САНГВИНИК – общительный, жизнерадостный, активный – этим сангвиник похож на холерика активная мимика, часто жестикулирует, говорят громко и быстро. Быстро засыпает и легко просыпается, легко переключается с активного вида работы на более спакойную, легко выполняет порученное ему дело. У ребёнка сангвиника нет устойчивой позиции – поведения и интересов, про такого ребёнка можно сказать-он быстро загорается, и быстро теряет интерес. Такому типу нехватает-настойчивости.
ФЛЕГМАТИК – малоподвижный. Ребёнок спокоен, мало эмоционален, но трудно засыпают и трудно просыпаются, такое впечатление, что он может спать сутками, мимика слабо выражена, нет лишних жестов и движений. Положительная сторона таких деток– сидчивость, добросовестность, а отрицательная медлительность.
Знания черт темперамента помогает найти индивидуальный подход в воспитания и получение желаемого результата, теперь становиться, понятна важность разных игр в течения дня-дидактические, сюжетно ролевые, подвижные игры. Я в начала своей педагогической деятельности не могла понять, почему одни дети идут на контакт быстрее, чем другие, почему одним интересно заниматься лепкой, а другим математикой, почему с утра одни рыдают, а вечером родители не могут уговорить идти домой. Теперь понимаю четко – что такое индивидуально, по-другому ничего не получиться.
Источник
Типологические особенности Высшей нервной деятельности ребенка. Н.И.Красногорский, изучая ВНД ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.
- 1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием прочных условных рефлексов. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
- 2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее и прочность их меньше. Дети этого типа быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
- 3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь быстрая с отдельными выкрикиваниями.
- 4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.
Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания, но пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа ВНД. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте.
Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека.
ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рожденияу ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.
Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, ак концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.
Со 2-го месяца жизниобразуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.
К концу 1-го года развитияребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.
На 2-м году развитияребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.
2-й и 3-й год жизниотличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка.
Период до 3-х летхарактеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время – прием пищи, время сна и др.).
Возраст от 3-х до 5-тилет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.
К 5-7 годамеще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы – кора больших полушариев.
ВНД детей от 7 до 18 лет. Младший школьный возраст(с 7 до 12 лет) – период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка.
Но только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все, более отдаляясь от связанных с ним образов, предметов и действий. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.
Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.
Старший школьный возраст(15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы.
Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.
Источник
Подготовила: Дрожжина Т.А.
старший воспитатель I кв. категории
р.п. Сосновка
Одна из распространенных причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природных темпераментов. Зачастую родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнить которые он просто не может именно в силу своих врожденных психологических особенностей.
Темперамент –это динамика особенностей нервной и психической деятельности человека, проявляющаяся в скорости речи и мышления, движениях, мимике, жестах, манере общения, реакции на те или иные события. Одни дети от природы энергичны и непоседливы, другие – спокойны и медлительны. Одни реагируют на наказания и замечания криком и плачем, другие замыкаются в себе, третьи просто не обращают на них внимания. Темперамент – это врожденное качество, и изменить его невозможно.
Тип
темперамента
Характеристика
Акцент в воспитании
1
2
3
Сангвиник
Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности.
при неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными.
- Формировать устойчивые интересы;
- Учить доводить начатое до конца;
- Формировать критичное отношение к результатам своего труда;
- Обращать внимание на качество выполнения задания;
- Предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности
Холерик
Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками. Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности.
- Развивать способность считаться с чувствами окружающих;
- Направлять энергию на полезные дела;
- Укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;
- Развивать сдержанность;
- Предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности
Флегматик
Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей. Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Флегматик легко засыпает, а вот разбудить его порой бывает непросто: малыш капризничает, ноет, а потом полдня жалуется на вялость и сонливость.
- Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью;
- Учитывать низкий темп выполнения задания
Меланхолик
Застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу. Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки.
- Чаще давать положительную оценку, подбадривать;
- Создавать ситуации успеха;
- Организовывать совместную деятельность с успешными детьми
Источник
Одна из распространённых причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природного темперамента. Темперамент – это динамика особенностей нервной и психической деятельности человека, проявляющей в скорости речи и мышления , движениях, манере общения реакции на события, мимики, жестах. Одни дети по природе энергичны и непоседливы, другие- спокойны и медлительны Одни реагируют на наказания криком и плачем, другие замыкаются в себе, третьи просто не обращают внимания. Темперамент – это врождённое качество , и изменить его не возможно.
Психологические особенности типов темперамента
Тип темперамента | Характеристика | Акцент в воспитании |
Сангвиник | Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен , легко идёт на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен ,незлопамятен, не достаёт терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточится на каком то одном виде деятельности при неправильном воспитании дети вырастают легкомысленными и ветреными | -формировать устойчивые интересы; -учить доводить начатое до конца; -обращать внимания на качество выполнения задания; -предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности |
Холерик | Неугомонный озорник и задира, приступы раздражения и гнева для него обычное дело, легко адаптируется к новой обстановке, но из- за вспыльчивого характера редко находит общий язык со сверстниками, склонен к игре на публику , от которой ждёт ответной реакции , информацию усваивает быстро , но и быстро её забывает ,любит активные шумные игры ,охотно идёт на риск, дети такие невнимательные им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности | -развивать способности считаться с чувством с чувствами окружающих; -направлять энергию на полезные дела; -укреплять процесс торможения через включения в спокойную деятельность; -развивать сдержанность; -предлагать игры и упражнения ,требующие сосредоточения и точности |
Флегматик | Очень спокоен, сдержан, спокоен; на первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным, не совсем любознателен, предпочитает спокойные игры, тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены , боится рисковать и не проявляет инициативу; медлителен долго запоминает информацию ,легко засыпает, а разбудить очень сложно: капризничает ребёнок, а потом пол дня жалуется на вялость и сонливость | -постепенно развивать активность и подвижность, включая игры с малой, потом средней и потом с высокой подвижностью; -учитывать низкий темп выполнения задания |
Меланхолик | Застенчив, робок, нерешителен; во всех его движениях проявляется неуверенность такие дети часто замыкаются в себе , долго привыкают к коллективу ;знания даются с трудом, ребёнок отвлекается на посторонние предметы не может сосредоточиться на главном; мнителен, волнуется по пустякам болезненно реагирует на наказания | -чаще учитывать положительную оценку, подбадривать; -создавать ситуации успеха; -организовывать совместную деятельность с успешными детьми |
Темперамент вашего ребёнка
(Тест)
1. Как ваш ребёнок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?
а) Его мгновенно охватывает азарт.
б) Действует быстро и энергично.
в) Ведёт себя спокойно и сосредоточено
г) Действует нерешительно с робостью
2 . Какова типичная реакция малыша на замечания родителей или воспитателя?
а) Клянётся, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок;
б) Злится, возмущается, но всё равно поступает по- своему;
в) Спокойно признаёт свою вину
г) Обижается, плачет.
3. Какой линии поведения ребёнок придерживается в споре со сверстниками?
а) Активно отстаивает свою позицию , но при этом учитывает и свои позиции
б) Горячится , раздражается никого не желает слушать
в) Говорит уверенно, но без всяких лишних эмоций
г) Ведёт себя крайне нерешительно.
4. Как ваш ребёнок ведёт себя, оказавшись в незнакомой обстановке (например у врача)
а) Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам , ведёт себя оживлённо ,проявляет интерес
б) Легко возбуждается, иногда нервничает
в) Спокойно присматривается к непривычной обстановке
г) Робеет, стесняется.
Результат: Преобладание вариантов «А» говорит о том, что темперамент вашего ребёнка близок сангвиническому типу. Если в ответах больше «Б» ,скорее всего это холерик. Если вы выбрали как минимум два варианта «В» или «Г» ,значит ,в темпераменте малыша преобладают соответственно флегматические или меланхолические качества
Источник