Индивидуальная учебная программа развития ребенка с глубокой умственной отсталостью

Утверждаю
Директор
МКОУ «____________________»
______________________
«____»___________20____ г.
Рассмотрен на ППк
Протокол №_____
Согласован
Родитель (законный представитель)
обучающегося
_____________________________
(ФИО родителя, законного представителя)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обучающегося
_________________________________
(ФИО обучающегося)
1 ___ класса
муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«___________» города _________
на 20___– 20___ учебный год
Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану
для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития
Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная школа № 53» на 2017-2018 учебный год разработан в соответствии с:
– Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
– Постановлением от 10 июля 2015 года N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
– Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11 марта 2016 г., № ВК-452/07.
I. Учебный план МКОУ «___________» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует их особым образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные возможности.
В учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. С целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:
-Язык и речевая практика,
-Математика,
– Окружающий мир,
– Искусство,
– Физическая культура,
– Технология.
1. Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебный предмет: «Речь и альтернативная коммуникация».
Основные задачи реализации содержания:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
2. Предметная область «Математика».
Учебный предмет: «Математические представления».
Основные задачи реализации содержания:
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине; количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться е математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
3. Предметная область «Окружающий мир».
Учебный предмет: «Окружающий природный мир».
Основные задачи реализации содержания:
Формирование представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Учебный предмет «Человек»
Основные задачи реализации содержания
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир»
Основные задачи реализации содержания:
Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).
4. Предметная область «Искусство».
Учебный предмет: «Музыка и движение».
Основные задачи реализации содержания:
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Учебный предмет: «Изобразительная деятельность»
Основные задачи реализации содержания:
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво- не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.
5. Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: «Адаптивная физкультура».
Основные задачи реализации содержания:
Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры.
Коррекционно-развивающая область представлена коррекционным курсами: «Сенсорное развитие»,«Предметно-практические действия»,«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация»
и коррекционно-развивающими занятиями.
Коррекционный курс «Сенсорное развитие».
Основные задачи реализации содержания:
Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятия запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия»
Основные задачи реализации содержания:
Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение навыкам предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Коррекционный курс «Двигательное развитие»
Основные задачи реализации содержания:
Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Обучению переходу из одной позыв другую; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»
Основные задачи реализации содержания:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств.
«Коррекционно-развивающие занятия»
Основные задачи реализации содержания:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии другое.
Формы промежуточной аттестации: контроль достижения учениками возможных образовательных результатов происходит в форме экспертизы индивидуальных достижений.
Индивидуальный учебный план образования обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2019-2020 учебный год
1 класс
Предметные области | Учебные предметы | Класс/ Количество часов в неделю | ||
1 | ||||
I. Обязательная часть | ||||
1. Язык и речевая практика | 1.1 Речь и альтернативная коммуникация | 2 | ||
2. Математика | 2.1.Математические представления | 2 | ||
3. Окружающий мир | 3.1 Окружающий природный мир | 0,5 | ||
| 0,5 | |||
| – | |||
| 0,5 | |||
4. Искусство | 4.1 Музыка и движение | 0,5 | ||
4.2 Изобразительная деятельность | 0,5 | |||
5. Физическая культура | 5.1 Адаптивная физкультура | 0,5 | ||
6.Технологии | 6.1 Профильный труд | – | ||
Итого | ||||
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений. | ||||
Коррекционные курсы |
| |||
| ||||
3. Двигательное развитие | ||||
4.Альтернативная коммуникация | ||||
Итого коррекционные курсы | ||||
Коррекционно-развивающие занятия | ||||
Всего к финансированию | 8 |
Источник
МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Индивидуальная программа
социального развития
детей с глубокой умственной отсталостью
класс 1-й год надомного обучения
на 2016-2017 учебный год
Автор-составитель:
педагог – психолог:
Костоусова Екатерина Валерьевна
г. Петухово 2016 г.
Рекомендации ПМПК Обучение по индивидуальному учебному плану и индивидуальной учебной программе для детей со сложной структурой дефекта.
Год обучения_(класс) 1-й год надомного обучения.
Пояснительная записка
1. Используемые программы обучения:
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Владос, 2007 г.
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. – М., 1993
Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
2. Приоритетными направлениями работы с данной категорией детей являются: укрепление и охрана здоровья, физическое развития, формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи, формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения.
Цель и задачи обучения:
– адекватное включение ребенка в окружающую социальную среду
– формирование социального поведения, коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью
– формирование и развитие коммуникативной функции речи
– отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости
– включение ребенка в домашний, хозяйственный труд
– развитие чувства уверенности, положительного отношения к себе и окружающим
– развитие умения занять себя в свободное время
– развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности
– укрепление и охрана здоровья ребенка
– формирование представлений об окружающем мире
– формирование элементарных навыков счета, чтения и письма
3. Формы организации обучения детей определяются локальным актом образовательного учреждения, включенного в интегрированное обучение. ( Обучение в условиях гибкого класса, частичная интеграция, обучение по индивидуальному расписанию)
4. Итоговая аттестация
Оценивание знаний, умений, навыков происходит только на качественном уровне, так как в программе отсутствуют требования, предъявляемые к ЗУН(ам) учащихся. В конце учебного года аттестация ученика осуществляется посредством составления характеристики и отчета учителя на педагогическом совете.(ПМПк) С учетом вышеизложенного ребенок не может быть оставлен на второй (повторный) год обучения.
Основное содержание и контроль результатов обучения
Перечень изучаемых предметов и распределение часов предусмотрен учебным планом для обучения глубоко умственно отсталых детей
Контроль уровня обученности
( показатели самостоятельности обучающегося)
Отметка об усвоении
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен)
пп
Действие выполняется ребенком:
-со значительной помощью взрослого
п
-с частичной помощью взрослого
чп
-по последовательной инструкции (по изображению или вербально)
и
-по подражанию или по образцу
о
-самостоятельно
с
Индивидуальный учебный план по организации работы с обучающимся со сложным дефектом (МОРФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6)
На 2016-2017 учебный год (1-й год надомного обучения)
Учебно-тематический план
Лепка
1
Труд
Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания
2
Предметно-практическая деятельность
Конструирование
Ручной труд
3
Коррекционные технологии
Развитие речи
1
Итого:
7
Расписание предметов на неделю
1.Лепка
1. .Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания
1.Конструирование
2. Развитие речи
2.Ручной труд
2. .Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания
3.Конструирование
Складывание разрезных картинок из 2-х, 3-х частей, разрезанных по вертикали и горизонтали
Постройки: башня, гараж, мост, забор
1.4.
Работа с мозаикой
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета
Выкладывание чередующегося ряда через один элемент
Выкладывание узоров: «Башня и флаг», «Елочка и грибок»
1.5.
Лепка
Разминание глины, раскатывание палочки в руках и на подкладной доске
Раскатывание кругообразными движениями ладоней (мяч)
Деление глины на части
Сплющивание между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба)
Лепка букв: а, о, у
1.6.
Работа с бумагой
Сминание и разглаживание бумаги ладонью
Отрывание бумаги небольшими кусочками
Сгибание бумаги по прямым линиям произвольно
Изготовление «книжечки»
Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник)
1.7.
Работа с нитками
Сортировка ниток по цвету
Намотка на катушку
2.
Развитие речи
2.1.
Пропедевтический период
Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата
Уточнение и развитие слухового восприятия
Правильное произнесение слов за учителем, состоящих из одного гласного звука (у-у-у); двух звуков (ау, ах, му); 3-4 звуков
Изображение действий по предложенной картинке и вопросам учителя
Уточнение и развитие зрительного восприятия
Развитие движений кисти и пальцев рук
2.2.
Букварный период (1 этап)
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х
Образование и чтение прямых и обратных слогов
Усвоение печатного начертания изучаемых букв
Письмо по обводке и образцу, данному учителем
3.
Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживание
3.1.
Гигиена тела
3.2.
Одевание и раздевание
3.3.
Прием пищи
3.4.
Навыки культурного поведения
Тематическое планирование по учебному предмету
«Изобразительная деятельность»
(1 час в неделю: лепка)
Количество
часов
Дата
план
факт
Название предмета: лепка
1-2
Разминание пластилина, раскатывание палочки на руках и на подкладной доске
2
3-4
Раскатывание кругообразными движениями ладоней (мяч)
2
5
Изготовление поделки: цветок из шариков
1
6
Деление пластилина на части
1
7-8
Сплющивание между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба)
2
9-10
Изготовление поделки: грибы на полянке
2
11
Раскатывание из пластилина палочки
1
12-13
Изготовление завитка из жгутика
2
14-15
Лепим посуду из пластилинового жгута
2
16
Изготовление поделки: цепочка из палочек
1
17
Изготовление поделки: гусеница
1
18-19
Лепим овощи
2
20-22
Лепим: деревья, кустарники, цветы
3
23
Учимся лепить посуду: тарелка, кружка
1
24
Лепим геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник
1
25
Вырезаем из пластилина геометрические фигуры
1
26-27
Изготовление поделки: человечек из геометрических фигур
2
28-29
Размазывание пластилина по шаблону, не выходя за контуры. Аппликация «Осеннее дерево»
2
30
Изготовление поделки: парусник
1
31-32
Изготовление поделки: тропический цветок
2
33
Изготовление поделки: рисунок на пластилине
1
Итого :
33
Тематическое планирование по учебному предмету
«Предметно-практическая деятельность»
(1час в неделю: ручной труд)
Количество
часов
Дата
план
факт
Работа с бумагой
1
Смятие и разглаживание бумаги ладонью
1
2
Отрывание бумаги небольшими кусочками
1
3-4
Сгибание бумаги, трафаретное вырезание
2
5-6
Отрывание бумаги небольшими кусочками, составление цветного коврика.
2
7
Изготовление поделки: аппликация из геометрических фигур
1
8-9
Изготовление поделки: портрет из геометрических фигур
2
10
Изготовление поделки: обрывная аппликация «цветок»
1
11
Изготовление поделки: рыбка из разноцветных кусочков
1
12
Изготовление поделки: мозаика из обрывных кусочков «ваза»
1
13
Изготовление поделки: свободная тема
1
14
Сгибание бумаги по прямым линиям произвольно
1
15-16
Изготовление поделки: «я парикмахер»
2
17-18
Изготовление книжки-малышки
2
19
Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги
1
20-21
Изготовление поделки: аппликация из птичьих перьев
2
Работа с нитками
22-24
Сортировка ниток по цвету
3
25
Скручивание нитки в клубок
1
26-28
Плетение трех ниток в косичку
3
29-30
Связывание ниток в узелки
2
31
Намотка ниток на катушку
1
32-33
Учимся вязать декоративные узлы
2
Итого:
33
Тематическое планирование по учебному предмету
«Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания»
(2 часа в неделю)
Количество
часов
Дата
план
факт
Навыки одевания и раздевания
1-4
Расстегивание и застегивание пуговиц
4
4-7
Завязывание и развязывание шнурков на обуви
3
7-10
Надевание и снимание одежды (спортивного костюма, брюк и т.д.)
3
10-13
Надевание и снимание обуви (сапог, кроссовок и т.д.)
3
13-16
Выбирание школьной одежды и одежды для дома
3
16-19
Застегивание молний на одежде
3
19-22
Складывание одежды в шкаф
3
Навыки, связанные с гигиеной тела
22-26
Знакомство с предметами санитарии и гигиены (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце, носовой платок).
4
26-30
Процесс умывания и вытирания своего лица и рук
4
30-33
Чистка зубов
3
33-36
Причесывание
3
36-39
Пользование носовым платком
3
Навыки приема пищи
39-43
Предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, салфетка и т.д.). Умение обращения с этими предметами
4
43-46
Умение сидеть на стуле за столом; знать свой стол, свое место за столом
3
46-49
Умение обслуживать себя за столом (налить молоко, сок, взять хлеб, булочку и.т.д.)
3
49-52
Убирание со стола, мытье и вытирание тарелки; убирание чистой посуды в шкаф под присмотром взрослого
3
Навыки культурного поведения.
52-55
Использование в своей речи слов «пожалуйста», «спасибо», «извините», «здравствуйте», «до свидания»
3
55-59
Вежливое обращение за помощью к взрослым
4
59-62
Правила поведения за столом
3
62-64
Правила пользования носовым платком
2
65-66
Правила поведения в общественных местах
2
Итого:
66
Тематическое планирование по учебному предмету
«Предметно-практическая деятельность» (2часа в неделю)
НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА: КОНСТРУИРОВАНИЕ
Количество
часов
Дата
план
факт
Выполнение отдельных заданий с предметами
1-3
Вынимание и складывание предметов в коробку
3
3-6
Разбор пирамидки
3
6-9
Сборка пирамидки
3
9-12
Нанизывание шаров на шнур
3
12-16
Группировка предметов двух контрастных цветов
4
16-20
Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы
4
2о-24
Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин
4
Дидактические игры
24-27
«Подбор к фону», «Разложи в ряд»
3
27-31
«Предметное цветовое лото»
4
31-35
«Что лишнее»
4
Элементарное конструирование
35-39
Складывание фигур: молоток, ворота, домик, окно
4
39-43
Складывание разрезных картинок из 2-х, 3-х частей, разрезанных по вертикали и горизонтали
4
43-47
Постройки: башня, гараж, мост, забор
4
Работа с мозаикой
47-50
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета
3
50-53
Выкладывание чередующегося ряда через один элемент
3
53-57
Выкладывание узоров: «Башня и флаг», «Елочка и грибок»
4
57-60
Изготовление поделок из молочных коробочек от зубной пасты.
3
60-64
Изготовление игрушек из бумажных полосок
4
64-66
Мозаики из геометрических фигур
2
Итого:
66
Тематическое планирование по учебному предмету
«Развитие речи»
( 1 час — в неделю)
Количество
часов
Дата
план
факт
Название предмета: развитие речи
1.
Школа и класс
1
2-3
Я и моя семья
2
4
Мой дом
1
5
Книги
1
6-7
Одежда
2
8
Посуда
1
9
Мебель
1
10-11
Транспорт
2
12
Игры и забавы детей
1
13
Кто такие насекомые
1
14-15
Дни недели
2
16-17
Сутки (утро,день,вечер,ночь)
2
18-19
Что где растет и кто где живет
2
20
Что такое зоопарк
1
21
Дикорастущие растения
1
22
Комнатные растения
1
23-24
Птицы
2
25
Домашние животные
1
26-27
Дикие животные
2
28
Фрукты
1
29
Овощи
1
30
Ягоды
1
31
Изучаем времена года:осень
1
32
Изучаем времена года:зима
1
33
Изучаем времена года: весна
1
Итого:
33 часа
Литература
Екжанова Е. А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми нарушениями развития. Программно-методические материалы / под. ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 181
Источник