Индивидуальная учебная программа развития ребенка с глубокой умственной отсталостью

Индивидуальная учебная программа развития ребенка с глубокой умственной отсталостью thumbnail

Утверждаю

Директор

МКОУ «____________________»

______________________

«____»___________20____ г.

Рассмотрен на ППк

Протокол №_____        

Согласован

Родитель (законный представитель)

обучающегося

_____________________________

(ФИО родителя, законного представителя)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

обучающегося

_________________________________

(ФИО обучающегося)

1 ___ класса

муниципального казённого общеобразовательного учреждения

 «___________»  города _________

на 20___– 20___ учебный год

Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану

 для обучающегося с  тяжелой и глубокой умственной отсталостью  

(интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития

Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная школа № 53» на 2017-2018 учебный год разработан в соответствии с:

– Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;

– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

– Постановлением от 10 июля 2015 года N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15).

– Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11 марта 2016 г., № ВК-452/07.

I. Учебный план МКОУ «___________» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

Организация временного режима обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  соответствует их особым образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные возможности.

В учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. С целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.

Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:

-Язык и речевая практика,

-Математика,

– Окружающий мир,

– Искусство,

– Физическая культура,

– Технология.

1. Предметная область «Язык и речевая практика».

Учебный предмет: «Речь и альтернативная коммуникация».

Основные задачи реализации содержания:

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

2. Предметная область «Математика».

Учебный предмет: «Математические представления».

Основные задачи реализации содержания:

Формирование элементарных математических представлений о форме, величине; количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представления о количестве,        числе, знакомство с цифрами, составом

числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться е математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

3. Предметная область «Окружающий мир».

Учебный предмет:  «Окружающий природный мир».

Основные задачи реализации содержания:

Формирование представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Учебный предмет «Человек»

Основные задачи реализации содержания

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением  первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Учебный предмет «Окружающий социальный мир»

Основные задачи реализации содержания:

Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о  социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

Читайте также:  Интеграции ребенка с отклонениями в развитии в среду

Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).

4. Предметная область «Искусство».

Учебный предмет:  «Музыка и движение».

Основные задачи реализации содержания:

Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

Учебный предмет:  «Изобразительная деятельность»

Основные задачи реализации содержания:

Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво- не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.

 5. Предметная область «Физическая культура».

Учебный предмет: «Адаптивная физкультура».

Основные задачи реализации содержания:

Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств.  Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности:   ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры.

Коррекционно-развивающая область представлена коррекционным курсами: «Сенсорное развитие»,«Предметно-практические действия»,«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация»

 и коррекционно-развивающими занятиями.

Коррекционный курс «Сенсорное развитие».

Основные задачи реализации содержания:

Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового,  тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятия запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

 Коррекционный курс «Предметно-практические действия»

Основные задачи реализации содержания:

Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение навыкам предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Коррекционный курс «Двигательное развитие»

Основные задачи реализации содержания:

Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Обучению переходу из одной позыв другую; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»  

Основные задачи реализации содержания:

Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств.

  «Коррекционно-развивающие занятия»

Основные задачи реализации содержания:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;

Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии другое.

Формы промежуточной аттестации: контроль достижения учениками  возможных образовательных результатов происходит в форме  экспертизы индивидуальных достижений.

Индивидуальный учебный план  образования обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

на 2019-2020 учебный год

1  класс

Предметные

области

Учебные

предметы

Класс/

Количество часов в неделю

1

I. Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

2

2. Математика

2.1.Математические

представления

2

3. Окружающий мир

3.1 Окружающий природный мир

0,5

  1. Человек

0,5

  1. Домоводство

  1. Окружающий социальный мир

0,5

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

0,5

4.2 Изобразительная деятельность

0,5

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

0,5

6.Технологии

6.1 Профильный труд

Итого

II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Коррекционные курсы

  1. Сенсорное развитие
  1. Предметно-практические действия

3. Двигательное развитие

4.Альтернативная коммуникация

Итого коррекционные курсы  

Коррекционно-развивающие занятия

Всего к финансированию

8

Источник

МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»

Индивидуальная программа

социального развития

детей с глубокой умственной отсталостью

      класс 1-й год надомного обучения

на 2016-2017 учебный год

Автор-составитель:

педагог – психолог:

Костоусова Екатерина Валерьевна

г. Петухово 2016 г.

Рекомендации ПМПК Обучение по индивидуальному учебному плану и индивидуальной учебной программе для детей со сложной структурой дефекта.

Год обучения_(класс) 1-й год надомного обучения.

Пояснительная записка

1. Используемые программы обучения:

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Владос, 2007 г.

Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. – М., 1993

Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

2. Приоритетными направлениями работы с данной категорией детей являются: укрепление и охрана здоровья, физическое развития, формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи, формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения.

Читайте также:  I фильм о развитии ребенка

Цель и задачи обучения:

– адекватное включение ребенка в окружающую социальную среду

– формирование социального поведения, коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью

– формирование и развитие коммуникативной функции речи

– отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости

– включение ребенка в домашний, хозяйственный труд

– развитие чувства уверенности, положительного отношения к себе и окружающим

– развитие умения занять себя в свободное время

– развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности

– укрепление и охрана здоровья ребенка

– формирование представлений об окружающем мире

– формирование элементарных навыков счета, чтения и письма

3. Формы организации обучения детей определяются локальным актом образовательного учреждения, включенного в интегрированное обучение. ( Обучение в условиях гибкого класса, частичная интеграция, обучение по индивидуальному расписанию)

4. Итоговая аттестация

Оценивание знаний, умений, навыков происходит только на качественном уровне, так как в программе отсутствуют требования, предъявляемые к ЗУН(ам) учащихся. В конце учебного года аттестация ученика осуществляется посредством составления характеристики и отчета учителя на педагогическом совете.(ПМПк) С учетом вышеизложенного ребенок не может быть оставлен на второй (повторный) год обучения.

Основное содержание и контроль результатов обучения

Перечень изучаемых предметов и распределение часов предусмотрен учебным планом для обучения глубоко умственно отсталых детей

Контроль уровня обученности

( показатели самостоятельности обучающегося)

Отметка об усвоении

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен)

пп

Действие выполняется ребенком:

-со значительной помощью взрослого

п

-с частичной помощью взрослого

чп

-по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

и

-по подражанию или по образцу

о

-самостоятельно

с

Индивидуальный учебный план по организации работы с обучающимся со сложным дефектом (МОРФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6)

На 2016-2017 учебный год (1-й год надомного обучения)

Учебно-тематический план

Лепка

1

Труд

Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания

2

Предметно-практическая деятельность

Конструирование

Ручной труд

3

Коррекционные технологии

Развитие речи

1

Итого:

7

Расписание предметов на неделю

1.Лепка

1. .Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания

1.Конструирование

2. Развитие речи

2.Ручной труд

2. .Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания

3.Конструирование

Складывание разрезных картинок из 2-х, 3-х частей, разрезанных по вертикали и горизонтали

Постройки: башня, гараж, мост, забор

1.4.

Работа с мозаикой

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета

Выкладывание чередующегося ряда через один элемент

Выкладывание узоров: «Башня и флаг», «Елочка и грибок»

1.5.

Лепка

Разминание глины, раскатывание палочки в руках и на подкладной доске

Раскатывание кругообразными движениями ладоней (мяч)

Деление глины на части

Сплющивание между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба)

Лепка букв: а, о, у

1.6.

Работа с бумагой

Сминание и разглаживание бумаги ладонью

Отрывание бумаги небольшими кусочками

Сгибание бумаги по прямым линиям произвольно

Изготовление «книжечки»

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник)

1.7.

Работа с нитками

Сортировка ниток по цвету

Намотка на катушку

2.

Развитие речи

2.1.

Пропедевтический период

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата

Уточнение и развитие слухового восприятия

Правильное произнесение слов за учителем, состоящих из одного гласного звука (у-у-у); двух звуков (ау, ах, му); 3-4 звуков

Изображение действий по предложенной картинке и вопросам учителя

Уточнение и развитие зрительного восприятия

Развитие движений кисти и пальцев рук

2.2.

Букварный период (1 этап)

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х

Образование и чтение прямых и обратных слогов

Усвоение печатного начертания изучаемых букв

Письмо по обводке и образцу, данному учителем

3.

Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживание

3.1.

Гигиена тела

3.2.

Одевание и раздевание

3.3.

Прием пищи

3.4.

Навыки культурного поведения

Тематическое планирование по учебному предмету

«Изобразительная деятельность»

(1 час в неделю: лепка)

Количество

часов

Дата

план

факт

Название предмета: лепка

1-2

Разминание пластилина, раскатывание палочки на руках и на подкладной доске

2

3-4

Раскатывание кругообразными движениями ладоней (мяч)

2

5

Изготовление поделки: цветок из шариков

1

6

Деление пластилина на части

1

7-8

Сплющивание между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба)

2

9-10

Изготовление поделки: грибы на полянке

2

11

Раскатывание из пластилина палочки

1

12-13

Изготовление завитка из жгутика

2

14-15

Лепим посуду из пластилинового жгута

2

16

Изготовление поделки: цепочка из палочек

1

17

Изготовление поделки: гусеница

1

18-19

Лепим овощи

2

20-22

Лепим: деревья, кустарники, цветы

3

23

Учимся лепить посуду: тарелка, кружка

1

24

Лепим геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник

1

25

Вырезаем из пластилина геометрические фигуры

1

26-27

Изготовление поделки: человечек из геометрических фигур

2

28-29

Размазывание пластилина по шаблону, не выходя за контуры. Аппликация «Осеннее дерево»

2

30

Изготовление поделки: парусник

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка в период дошкольного возраста

1

31-32

Изготовление поделки: тропический цветок

2

33

Изготовление поделки: рисунок на пластилине

1

Итого :

33

Тематическое планирование по учебному предмету

«Предметно-практическая деятельность»

(1час в неделю: ручной труд)

Количество

часов

Дата

план

факт

Работа с бумагой

1

Смятие и разглаживание бумаги ладонью

1

2

Отрывание бумаги небольшими кусочками

1

3-4

Сгибание бумаги, трафаретное вырезание

2

5-6

Отрывание бумаги небольшими кусочками, составление цветного коврика.

2

7

Изготовление поделки: аппликация из геометрических фигур

1

8-9

Изготовление поделки: портрет из геометрических фигур

2

10

Изготовление поделки: обрывная аппликация «цветок»

1

11

Изготовление поделки: рыбка из разноцветных кусочков

1

12

Изготовление поделки: мозаика из обрывных кусочков «ваза»

1

13

Изготовление поделки: свободная тема

1

14

Сгибание бумаги по прямым линиям произвольно

1

15-16

Изготовление поделки: «я парикмахер»

2

17-18

Изготовление книжки-малышки

2

19

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги

1

20-21

Изготовление поделки: аппликация из птичьих перьев

2

Работа с нитками

22-24

Сортировка ниток по цвету

3

25

Скручивание нитки в клубок

1

26-28

Плетение трех ниток в косичку

3

29-30

Связывание ниток в узелки

2

31

Намотка ниток на катушку

1

32-33

Учимся вязать декоративные узлы

2

Итого:

33

Тематическое планирование по учебному предмету

«Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания»

(2 часа в неделю)

Количество

часов

Дата

план

факт

Навыки одевания и раздевания

1-4

Расстегивание и застегивание пуговиц

4

4-7

Завязывание и развязывание шнурков на обуви

3

7-10

Надевание и снимание одежды (спортивного костюма, брюк и т.д.)

3

10-13

Надевание и снимание обуви (сапог, кроссовок и т.д.)

3

13-16

Выбирание школьной одежды и одежды для дома

3

16-19

Застегивание молний на одежде

3

19-22

Складывание одежды в шкаф

3

Навыки, связанные с гигиеной тела

22-26

Знакомство с предметами санитарии и гигиены (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце, носовой платок).

4

26-30

Процесс умывания и вытирания своего лица и рук

4

30-33

Чистка зубов

3

33-36

Причесывание

3

36-39

Пользование носовым платком

3

Навыки приема пищи

39-43

Предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, салфетка и т.д.). Умение обращения с этими предметами

4

43-46

Умение сидеть на стуле за столом; знать свой стол, свое место за столом

3

46-49

Умение обслуживать себя за столом (налить молоко, сок, взять хлеб, булочку и.т.д.)

3

49-52

Убирание со стола, мытье и вытирание тарелки; убирание чистой посуды в шкаф под присмотром взрослого

3

Навыки культурного поведения.

52-55

Использование в своей речи слов «пожалуйста», «спасибо», «извините», «здравствуйте», «до свидания»

3

55-59

Вежливое обращение за помощью к взрослым

4

59-62

Правила поведения за столом

3

62-64

Правила пользования носовым платком

2

65-66

Правила поведения в общественных местах

2

Итого:

66

Тематическое планирование по учебному предмету

«Предметно-практическая деятельность» (2часа в неделю)

НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА: КОНСТРУИРОВАНИЕ

Количество

часов

Дата

план

факт

Выполнение отдельных заданий с предметами

1-3

Вынимание и складывание предметов в коробку

3

3-6

Разбор пирамидки

3

6-9

Сборка пирамидки

3

9-12

Нанизывание шаров на шнур

3

12-16

Группировка предметов двух контрастных цветов

4

16-20

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы

4

2о-24

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин

4

Дидактические игры

24-27

«Подбор к фону», «Разложи в ряд»

3

27-31

«Предметное цветовое лото»

4

31-35

«Что лишнее»

4

Элементарное конструирование

35-39

Складывание фигур: молоток, ворота, домик, окно

4

39-43

Складывание разрезных картинок из 2-х, 3-х частей, разрезанных по вертикали и горизонтали

4

43-47

Постройки: башня, гараж, мост, забор

4

Работа с мозаикой

47-50

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета

3

50-53

Выкладывание чередующегося ряда через один элемент

3

53-57

Выкладывание узоров: «Башня и флаг», «Елочка и грибок»

4

57-60

Изготовление поделок из молочных коробочек от зубной пасты.

3

60-64

Изготовление игрушек из бумажных полосок

4

64-66

Мозаики из геометрических фигур

2

Итого:

66

Тематическое планирование по учебному предмету

«Развитие речи»

( 1 час — в неделю)

Количество

часов

Дата

план

факт

Название предмета: развитие речи

1.

Школа и класс

1

2-3

Я и моя семья

2

4

Мой дом

1

5

Книги

1

6-7

Одежда

2

8

Посуда

1

9

Мебель

1

10-11

Транспорт

2

12

Игры и забавы детей

1

13

Кто такие насекомые

1

14-15

Дни недели

2

16-17

Сутки (утро,день,вечер,ночь)

2

18-19

Что где растет и кто где живет

2

20

Что такое зоопарк

1

21

Дикорастущие растения

1

22

Комнатные растения

1

23-24

Птицы

2

25

Домашние животные

1

26-27

Дикие животные

2

28

Фрукты

1

29

Овощи

1

30

Ягоды

1

31

Изучаем времена года:осень

1

32

Изучаем времена года:зима

1

33

Изучаем времена года: весна

1

Итого:

33 часа

Литература

  1. Екжанова Е. А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми нарушениями развития. Программно-методические материалы / под. ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 181

Источник