Индивидуальная траектория развития ребенка в начальной школе

Индивидуальная траектория развития ребенка в начальной школе thumbnail

Серия

«Работа с одарёнными детьми»

Траектория индивидуального развития

младшего школьника 

«Ступеньки роста»

Составители:

Малафеева Е.К., Голубева К.А.

учителя начальных классов

ВВЕДЕНИЕ

Успех – это не просто хороший результат какой-либо работы. Успех – это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя. Ощущение успеха возникает у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.

В чём состоит секрет успеха младшего школьника?

Во-первых, успех кроется в  особой образовательной среде. Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать комфортные условия для получения образования.

Во-вторых,  в здоровьесберегающих технологиях и личностно-ориентированных подходах, которые реализует учитель, школьник получает дополнительные возможности развития способностей.

В-третьих,  эффективная реализация  технологии индивидуального сопровождения учащегося – решающее условие обучения, обеспечивающее благоприятное развитие личности младшего школьника,  находится в зависимости от личности учителя, его позиция по отношению к ребенку.

 В-четвертых, определяющим успех младшего школьника является уровень развития его мотивации. Представление младших школьников о своих высоких способностях — вот то, что обеспечивает мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и отметки, но он не мотивирует к успехам в учебе. Уровень интеллекта может быть невысоким, но если при этом уровень «Я могу» высок, ученик будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики хорошо чувствуют себя в школе, так как они чувствуют себя успешными.

Траектория индивидуального развития школьника

«Ступеньки роста»

пример индивидуальной траектории развития одного учащегося с признаками одарённости по математике рассчитанной на 4 года

Индивидуальная траектория развития младшего школьника или индивидуальный образовательный маршрут это персональный путь реализации личностного потенциала одарённого ученика в образовательном процессе. Индивидуальная образовательная траектория – это эффективное средство формирования эмоционально-волевой сферы ребёнка через развитие его рефлексивных умений.

Этот маршрут может быть оформлен в тетради, альбоме, на отдельных листах. Его может вести сам ученик или совместно с учителем, или родителями. Этой траекторией может пользоваться каждый ученик для саморазвития и самосовершенствования.

1 ступенька  – «Кто я» – представляет собой стартовые возможности ребёнка, его личностные особенности и диагностику, с помощью которой  их  можно определить и выявить. Здесь представлены рисунки ребёнка, опросники и анкеты.

2 ступенька – « Проба сил» – отражает участие ребенка в различных олимпиадах, конкурсах и представляет собой таблицу, в которую  все записывается. В течение 4 лет обучения учащийся совместно с педагогом заполняет таблицу, цветом показывая участие в олимпиадах и результат.

3 ступенька – «К чему я стремлюсь» – фиксирует цели деятельности  ребенка, его  выбор на определенных этапах обучения. Цветом он показывает наиболее значимые для него в данный период и добавляет свои.

4 ступенька – «Мой путь» – отражает содержание образовательного маршрута ученика и разрабатывается  совместно с учителем. Итогом работы является выход на создание  проекта.

5 ступенька  – « Мой проект» – отражает  план работы над проектом и его осуществление. Учитель консультирует и помогает составить план работы над проектом, поддерживает при его реализации.

6 ступенька – «Мои достижения» – отражает уровень достигнутого и представляет собой таблицу, в которой учащийся отмечает знаком (+,-,v..) свои достижения. Таблицу достижений можно составлять на год, полугодие, вносить изменения, дополнять.

7 ступенька  – «Как я изменился» – осознание пройденного и достигнутого, своих усилий, затраченных на образовательном маршруте. Представляет собой диаграммы, на которых учащийся отмечает значком (+,-,v…)  результаты. На свободных диаграммах он может вписать свои успехи.

Кто «Я»

  1. рисунок « Моя семья»;
  2. рисунок «Мой класс»;
  3. рисунок «Мой экипаж»;
  4. рисунок «Мои друзья»;
  5. рисунок «Моё любимое занятие»;
  6. опросник для детей младшего школьного возраста;
  7. анкета «Познавательные и творческие интересы родителей»;
  8. анкета «Свободно ли «свободное время»?»;
  9. анкета «Выбор любимых занятий на уроке».

Проба сил

Отмечаю разным цветом в таблице участие, успех и победу .

4 класс

3 класс

1. участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в математической игре «Кенгуру»

3. участие в олимпиаде «Познание и творчество»

4. участие в ЭМУ

2 класс

1. участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в математической игре «Кенгуру»

3. участие в олимпиаде «Познание и творчество»

4. участие в Эрудит Марафоне Учащихся

5. подготовка устного счёта к уроку математике

5. участие в школьной научно-практической конференции «За страницами учебника»

6. ведение рубрики «Сосчитай-ка» в классной газете

7.работа консультантом в классе

8. выпуск газеты к неделе математики в школе.

1 класс

1. участие в школьной олимпиаде по математике

. 2. участие в школьной научно – практической конференции учащихся начальной школы «За страницами школьных книг»

.3. участие в математической игре «Кенгуру»

4. подготовка классного часа «Птичья арифметика»

6. ведение рубрики «Весёлая математика» на классный час

7. работа консультантом в микрогруппе

1.участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в работе школьной научно-практической конференции учащихся начальных классов «за страницами школьных книг»

Читайте также:  Арт терапия в развитии личности ребенка

победа

выполнил успешно

надо постараться

очень хочу

интересно

попробую

Мой путь

У меня всегда есть выбор,  что делать, и я нахожусь в поиске.

    1. Поиск книг, журналов с нестандартными задачами по математике совместно с родителями, учителем и библиотекарем.

  1. Создание каталога изданий с задачами нестандартного вида.
  2. Решение логических задач.
  3. Знакомство с биографией выдающихся математиков.
  4. Обмен заданиями с одноклассниками, учащимися других школ и городов через Интернет.
  5. Создание проекта «Математический калейдоскоп».

Мой проект

Мне интересны проблемы окружающего мира, и я пытаюсь решить какие-то из них, которые мне под силу. Вместе с учителем я осваиваю проектирование – разрабатываю проект, защищаю его и, при возможности,  реализую.

Содержание деятельности

Форма демонстрации материалов

Сроки

1.Постановка цели.

2. Освоение приёмов работы с литературой и в том числе с научно-популярными изданиями.

3. Изучение приёмов оформления газеты.

4. Изучение возможностей и интересов одноклассников ( интервью, мониторинг, анкетирование)

5.Предъявление учащимся класса наработанного материала.

6.Обучение способам решения логических задач одноклассников.

7.Анализ, классификация и отбор материала для газеты.

8. Защита проекта.

Оформление выставки книг и журналов

Рубрика «Сосчитай-ка» в классной газете

Разноуровневые задания для микрогрупп

Использование материала для организации устного счёта и классных часов

Консультации, устные журналы. Математические пятиминутки

Консультация с активом класса

Представление газеты

Сентябрь

В течение года

Еженедельно

Сентябрь-декабрь

Сентябрь-декабрь

Сентябрь-декабрь

Январь

Февраль

Мои достижения

Как ты считаешь, какого уровня ты достиг. Отметь в таблице знаком + ,- ,v…

Я умею

На общем уровне

На повышенном уровне

Считать устно

Производить письменные вычисления

Решать типовые задачи

Решать задачи повышенной трудности

Самостоятельно работать в классе

Самостоятельно готовить устный ответ на вопрос учителя

Находить информацию в справочниках или других источниках

Делать устные или письменные сообщения по теме

Работать в группе учеников, выполнять коллективные задания

Заинтересовать одноклассников математикой

Как я изменился

Прочитай записи в диаграммах. Отметь любым значком квадратик того цвета, который наиболее подходит тебе.

                                                               ничего не изменилось

изменилось незначительно

                                                                изменилось значительно

успех

Индивидуальная траектория развития – хороший помощник в воспитании и обучении детей. Составляя индивидуальную траекторию с детьми, работая по ней, мы заметили, как помогает она в выявлении творческих способностей детей, их склонностей, интересов, стремлений. Постоянно возвращаясь к намеченным целям, анализируя свои достижения, учащийся невольно занимается самовоспитанием, самосовершенствованием, становится более самостоятельным. Работая над проектом, готовя материал для одноклассников, чувствуя их поддержку, ребенок ощущает значимость своего труда, желание выполнить работу еще лучше. Дети, составлявшие собственные траектории развития, добились более значительных результатов в учебе, стали организованнее, любознательнее, они с удовольствием участвовали в олимпиадах и добились успехов в них.

Думаем, что работа по индивидуальным траекториям развития в начальных классах поможет детям в дальнейшем планировать и организовывать свою работу, реально оценивать свои возможности и перспективы, ставить цели и задачи и находить пути их решения и достижения.

Источник

Индивидуальные траектории развития учащихся в начальной школе

Вербицкая Валентина Николаевна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

Высшее искусство, которым обладает учитель,

это умение пробудить радость от творческого

выражения и получения знаний.

Альберт Эйнштейн

Сегодня учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике индивидуальность, гармонично развитую личность, оказывается перед сложной педагогической задачей: обучить всех, учитывая при этом индивидуальные способности и особенности каждого ученика.

В современном образовании имеется такой персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика – индивидуальная образовательная траектория. Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Применительно к учебному процессу проектирование можно определить как способ гибкого построения процесса, ориентированного на самореализацию личности обучающегося путём развития его интеллектуальных возможностей и творческих способностей, на создание инновационной педагогической модели, обладающей субъективной или объективной новизной и имеющей практическую значимость.

В основе данного подхода лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения, индивидуализации и дифференциации, учёта возрастных возможностей. Индивидуальная образовательная траектория ученика на уроке реализуется посредством ситуации выбора – это спроектированный учителем этап (элемент) урока, когда ученики отдают своё предпочтение одному из вариантов решения учебной задачи, проявляя свою активность, самостоятельность, индивидуальный стиль познания.

Предметом выбора ученика на уроке могут выступать:

  • цели обучения (собственная цель в изучении конкретной темы, раздела, курса);

  • содержание учебного материала (обогащение учебного материала как в сторону углубления (переход на более высокий уровень сложности), так и в сторону расширения – (за пределы федерального государственного образовательного стандарта);

  • уровень задания, его вид, способ (в соответствии с его индивидуальными особенностями);

  • форма выполнения;

  • темп изучения материала и выполнения задания;

  • право на собственную оценку результатов своей деятельности.

Читайте также:  Значение мелкой моторики в развитии ребенка

При проектировании индивидуальной образовательной траектории можно выделить следующие этапы: диагностический, разъяснительный, этап моделирования, реализация индивидуальной образовательной траектории, рефлексия.

Результатом движения ученика по индивидуальной образовательной траектории является образовательный продукт. К способам фиксации образовательных продуктов индивидуальной траектории младших школьников можно отнести следующие: сочинение сказок, стихов, составление шарад, ребусов, кроссвордов, составление памятки, алгоритма, схемы, таблицы, выдвижение гипотез, их доказательство, разработка рекомендаций, защита проектов, составление теста, задания, изготовление книжки, брошюры, составление мини – словаря, составление рецензии, реклама объекта учебной деятельности, презентация.

В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Новый федеральный образовательный стандарт общего образования основывается на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения четко прописаны требования к личностным результатам, которые формируются в образовательном процессе. Формирование личностных результатов происходит на уроках по всем предметам, во внеурочной деятельности, которую организует школа и семья, в процессе самообразования. Значительную роль в формировании личностных результатов образования играет и метод в обучении – индивидуальная образовательная траектория ученика. Диапазон возможностей, предоставляемых ученику в его достижении по индивидуальной образовательной траектории, достаточно широк: от  индивидуального познания фундаментальных объектов и личностной трактовки изучаемых понятий до построения индивидуальной картины мира и личного образа жизни.

В качестве примера применения индивидуальных образовательных траекторий приведу пример проекта, который был реализован моими учениками : «Красная книга. Сохраним природу родного края вместе!», который был  реализован моими учениками в форме групповой работы во 2 классе. Цель данного проекта – познакомиться с содержанием Красной книгой, расширить и углубить знания об исчезающих видах растений и животных, была достигнута путем решения поставленных задач: изучить историю создания и структуру Красной книги; выяснить, почему же книгу назвали красной? Узнать, какие Красные книги существуют; воспитывать бережное отношение к растениям и животным; предложение мер, необходимых для их охраны. Построить свою деятельность, согласно составленному плану, ребятам помогли, выбранные ими вопросы, направляющие проект . Основополагающий вопрос: что такое Красная книга России? Проблемные вопросы: что стало причиной возникновения Красной книги? О чем расскажет Красная книга? Что произойдет, если не беречь природу? Как мы можем спасти природу. Учебные вопросы: почему книга красная? Что обозначают цвета ее страниц? Какие растения и животные занесены в Красную книгу? Как предотвратить вымирание редких животных и растений? Для чего нам нужно беречь природу? Ученики создали образовательную продукцию, выстраивая свой образовательный путь, опираясь на индивидуальные качества и способности, делая это в соответствующей среде, которая была организована учителем. Способами фиксации образовательных продуктов индивидуальной траектории моих учеников стали:  презентации, стенгазеты, литературно-музыкальная композиция «Сбережем родную природу вместе!», с которыми ребята познакомили всех второклассников. Самыми активными участниками проекта были Максим Д., Саша Т., Костя Т., Василина Ф., Ксюша С., Карина Б., Вадим К., Вика Х.. В результате индивидуального образовательного движения каждый ученик предлагал свои идеи, находил дополнительный материал по теме, рисовал рисунки, сочинял стихи, принимал участие в составлении литературно-музыкальной композиции, и т.п. Этого и требует принцип продуктивности обучения – ведущий принцип личностно-ориентированного обучения.

На всех этапах составления и реализации индивидуальной образовательной траектории самое важное для ученика – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала, чтобы добиться запланированного результата. При этом учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием.

Мы приходим к выводу, что индивидуальная траектория развития – хороший помощник в воспитании и обучении детей. Составляя индивидуальную траекторию с детьми, работая по ней, мы убеждаемся, что этот метод помогает в выявлении творческих способностей детей, их склонностей, интересов, стремлений. Постоянно возвращаясь к намеченным целям, анализируя свои достижения, учащийся невольно занимается самовоспитанием, самосовершенствованием, становится более самостоятельным. Работая над проектом, готовя материал для одноклассников, чувствуя их поддержку, ребенок ощущает значимость своего труда, желание выполнить работу еще лучше. Дети, составлявшие собственные траектории развития, добиваются более значительных результатов в учебе, они более организованны, любознательны, они с удовольствием участвуют в олимпиадах и достигают в них успехов, они учатся работать в аудитории, они с удовольствием и легко делятся своими достижениями с одноклассниками, родителями, не боятся выступать перед слушателями. Работа по индивидуальным траекториям развития в начальных классах поможет детям в дальнейшем планировать и организовывать свою работу, реально оценивать свои возможности и перспективы, ставить цели и задачи и находить пути их решения и достижения, ведь это тот вид деятельности, в котором ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.

Читайте также:  Общее развитие ребенка до двух лет

Источник

Автор: Марина Александровна Агапова

МАОУ СОШ №9 г. Тюмени

Каким должен быть урок, в котором каждый бы обучался индивидуально, раскрывал свой потенциал во взаимодействии с другими учениками, учителем, а не был бы ведомым за логикой учителя?

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося как одно из условий повышения качества знаний

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.

Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: (слайд2)

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

  • профессионализмом педагогического коллектива;

  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

  • возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы: (слайд 3)

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

– самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

  • конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),

  • оформление маршрутного листа.

  • (слайд 4)

hello_html_6427667f.jpg

Школами были апробированы различные варианты оформления индивидуального образовательного маршрута. Рассмотрим некоторые варианты.

Таким образом, предложенная схема построения ИОМ может быть разработана для любой программы.

В ходе работы с индивидуально-образовательными маршрутами реализуется право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, дает шанс ребенку открыть себя как индивидуальность, как личность.

(индивидуально-образовательный маршрут)

 ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________

Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка. (слайд 5)

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

ФИО __________________________________________

гимназиста (ки) ______ класса гимназии №1 г.

на _______/_______ учебный год

Название элективного курса (9 кл.)

ФИО учителя

Количество

часов

Сроки прохождения курса

Подпись преподавателей

Итого

102

Зам. директора по УВР ______________/___________ /

Гимназист(ка) ________________/____________/

В данный лист ученик заносит информацию о курсах по выбору, а также информацию о сроках освоения того или иного курса. Наличие последней графы «Подпись преподавателя» позволяет проконтролировать факт посещения занятий классному руководителю, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки учащегося (практика показывает, что учащиеся стремятся выбрать за один раз не два-три курса, как им рекомендуют, а большее количество).

ФИО _________________________________________________,

ученика (цы)_____ класса школы № ____ г. __________

на ______/_____ учебный год

Планы на будущее_______________________________________

_______________________________________________________

Сроки

прохождения

Дополнительное образование (предметы, курсы)

Самостоятельная работа ученика

Выводы и рекомендации: _____________________________________________

В данный маршрут заносятся сведения о курсах по выбору и занятиях вне стен школы, например, в учреждениях дополнительного образования. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.

При проектировании индивидуального маршрута по программе кружка можно предложить следующую модель для обучающегося:

Проект маршрута представляет собой таблицу:

Рекомендуемое количество часов

Тема

Ключевые понятия

Практическая работа

Уровень сложности

Рекомендуемая литература

Сроки выполнения

Форма отчётности

Таким образом, предложенная схема построения ИОМ может быть разработана для любой программы.

Источник