Индивидуальная траектория развития ребенка индивидуальный маршрут
Индивидуальный образовательный
маршрут развития ребенка
2015-2016 учебный год
Воспитатель: Ерлыченко Г.Ю.
старшая группа
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
ОБЩИЕ ДАННЫЕ:
Ф.И.О. ребенка | Кирилл К. |
Возраст | 5 лет |
Сведения о семье | Семья полная, 1 ребенок. |
Мать (ФИО, образование) | Екатерина Ивановна К., образование: высшее, возраст: 33 года |
Отец (ФИО, образование) | папы: ВикторРоманович К., образование: высшее, возраст: 35 лет |
Воспитатели (ФИО): | Ерлыченко Г.Ю. |
Анализ развития ребенка:
Раздел «Соматическое здоровье»: 2 группа здоровья; часто болеет; слабый аппетит, дневной сон в норме.
Раздел «Особенности моторной сферы»:
Общая моторика: норма, темп средний. Ведущая рука: левша.
Раздел «Характеристика познавательной сферы ребенка»:
Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; не способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий.
Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; слабо подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам)
Сформированность навыков рисования: в норме.
Сформированность элементарных математических представлений:
Количество и счет: слабо дифференцирует понятия «один-много», не владеет количественным счетом в пределах программного материала, не знает элементы знаковой символики (, +, – ,=), не владеет составом числа первого десятка, не решает примеры в пределах программного материала.
Восприятие цвета: различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы: группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.
Временные представления: слабо ориентируется во времени суток и последовательности названия дней недели.
Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.
Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, работает медленно и слабо принимает направляющую помощь; преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: переживает и нервничает, обращается к воспитателю.
Характеристика речи ребенка:
Звуковая сторона речи: в пределах возрастной нормы.
Словарь: норма.
Грамматический строй речи: сформирован.
Связная речь: требует дальнейшего развития; характер предложений (сложные), умеет отвечать на вопросы взрослых полной фразой, умеет строить предложения по демонстрации, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможен диалога.
Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: есть интерес к игрушкам, любимые игры, понимает правила игры, выполняет их, редко вносит изменения в содержание игры
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков
Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; умеет поддерживать игру, но предпочитает быть в одиночестве.
Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, есть в наличие инициатива, уступчив, наблюдается пассивность в процессе общения с детьми; поведение: спокойное, адекватное ситуации; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям; склонность прийти на помощь, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.
Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение: доброжелательный, спокоен, уравновешен.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута Кирилла К.:
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития.
Задачи по социально – личностному развитию ребенка:
- Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка.
- Организовать единую систему работы педагогов, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию их ребенка.
- Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
- Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Методы, используемые в работе:
- Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
- Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
- Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
- Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).
При разработке индивидуального маршрута использую на следующие принципы:
– принцип опоры на обучаемость ребенка,
– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития,
– принцип соблюдения интересов ребенка,
– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации),
– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы,
– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Организация индивидуального сопровождения ребенка Кирилла К.
Месяц | Направление | содержание |
сентябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня. |
«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр. | ||
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация. | |
Коллективные работы по изобразительной деятельности. | ||
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п. | |
Развитие игровой деятельности | Побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов | |
октябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Чтение художественной литературы; |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах) | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни. | |
Развитие игровой деятельности | В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности – жесты, мимику, интонацию | |
Ноябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | «Сочинение творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками. | |
Развитие игровой деятельности | Сюжетно-ролевые – игры | |
Декабрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Дидактические игры («Правда или нет»). |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», | |
Развитие игровой деятельности | Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; | |
Февраль | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.) |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Подготовить методические рекомендации для родителей: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие. | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков. | |
Развитие игровой деятельности | Дидактические и подвижные коллективные игры | |
Март | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок») |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Трудовая деятельность (различные виды труда). | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Игры драматизации. | |
Развитие игровой деятельности | Коллективные мероприятия (праздники, посадка лука в группе) | |
Апрель | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова» |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью. | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения» | |
Развитие игровой деятельности | Устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации | |
Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Сочинение творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением рисунками. | |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Коллективные мероприятия (изготовление поделок из природного и бросового материала). | |
Развитие игровой деятельности | Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии. | |
Май | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.) | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры на общение «Секрет» | |
Развитие игровой деятельности | Совместные игры |
Источник
ирина гаврилова
Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования
2 слайд
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования. Один из них – принцип индивидуализации, сформулированный как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
3 слайд
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.
Всем известно о широком разбросе индивидуальных особенностей дошкольников.
Дети различаются:
разным уровнем гибкости мыслительной деятельности – одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению;
разным темпом усвоения знаний – одни быстро схватывают и запоминают, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал;
в разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.
Возникает сложная проблема перед воспитателем – учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого ребенка. Как построить работу, чтобы максимально учесть индивидуальные особенности воспитанников? Один из выходов этой проблемы – разноуровневое обучение
Разноуровневое обучение – это личностно – ориентированная технология, при которой воспитанник имеет возможность овладеть программным материалом в зависимости от своих способностей и возможностей, но не ниже базового
Слайд 4
Понятие “индивидуальная образовательная траектория
обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:
содержательный – вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут.
деятельностный – специальные педагогические технологии.
процессуальный – организационный аспект
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.
слайд 5
Слайд 6
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются:
для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
– для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Индивидуальный образовательный маршрут
можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
1. Этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников,испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»
2. Диагностический этап.
На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом
Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».
3. Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
5 этап завершающая диагностика
На этом этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.
С учётом данных этапов мы составили и реализовали индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развития ребёнка и причин, способствующих их возникновению.
7 слайд
Принципы построения образовательного маршрута:
Принцип психологической комфортности
Принцип демократизации
Принцип индивидуализации
Принцип гуманизма
Принцип дифференциации и интеграции
Принцип развивающего обучения
Принцип творчества
Принцип естественной двигательной активности
8 слайд
Компоненты образовательного маршрута:
целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
9 слайд
Этапы создания образовательного маршрута :
Цель:
1. Выявление дошкольников,испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные.
2. Определение причин трудностей ребенка.
Этап конструирования образовательного маршрута.
Цель: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
Этап реализации.
через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия,
организацию совместная деятельность педагога с детьми,
создание условий для самостоятельной деятельности,
Этап итоговой диагностики.
Проводится завершающая диагностика.
Цель: выявить результаты действия маршрута.
10 слайд
Типы индивидуального образовательного маршрута
Я – центрированный образовательный маршрут. В основе его – сам ребенок. Всё сосредоточено на нём, всё ориентировано на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность.
ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний.
ИОМ, ориентированный на формирование себя как образованного человека.
ИОМ, ориентированный на формирование себя как будущего специалиста
11 слайд
Комплекс факторов выбора индивидуального образовательногомаршрута определяется: особенностями, интересами и потребностями самого дошкольника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
– профессионализмом педагогического коллектива;
– возможностями детского сада удовлетворить образовательные потребности воспитанников;
– возможностями материально-технической базы детского сада.
12 слайд
Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются:
– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; -для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
13 слайд
Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов
Воспитателями совместно с узкими специалистами (медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед) разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент, затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).
Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого дошкольными специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
14 слайд
Оформление индивидуального образовательного маршрута
Источник