Индивидуальная работа с ребенком в средней группе по развитию речи
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 73»
на пед.совете 2015г.
средней группы №4 на 2015-2016 уч.год.
Перспективный план по речевому развитию.
Сентябрь.
Неделя
Тема
Программное содержание
Литература
1
Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»
Помочь детям понять , что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.
В.В.Гербова
С.27
2
Звуковая культура речи: звуки с и сь.
Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).
В.В.Гербова
С.28
3
Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка идет трудиться»
Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога
В.В.Гербова
С.29
4
Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»
Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Предварительная работа. Во время прогулки «поискать» приметы осени: описать её цвета, послушать шуршание листьев и , если удастся, отметить , что «воздушные паутины ткани блестят, как сеть из серебра»
В.В.Гербова
С.30
Октябрь.
5
Чтение сказки К.Чуковского «Телефон»
Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.
В.В.Гербова
С.31
6
Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ.
Упражнять детей в произношении изолированного звука З (в словах и слогах), учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова со звуками З, ЗЬ.
В.В.Гербова
С.32
7
Заучивание русской народной песенки
«Тень- тень-потетень».
Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.
В.В.Гербова
С.33
8
Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов- описаний игрушек.
Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).
В.В.Гербова
С.34
Ноябрь.
9
Чтение сказки «Три поросенка»
Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (перевод С. Михалкова), помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.
В.В.Гербова
С.35
10
Звуковая культура речи: звук Ц.
Упражнять детей в произнесении звука Ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова , а на его звучание.
В.В.Гербова
С.36
11
Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени.
Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.
В.В.Гербова
С.38
12
Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»
Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.
В.В.Гербова
С.39
Декабрь.
13
Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
В.В.Гербова
С.43
14
Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.
В.В.Гербова
С.44
15
Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»
Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации; закреплять умение придумывать название картины.
В.В.Гербова
С.45
16
Звуковая культура речи : звук Ш.
Показать детям артикуляцию звука Ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком Ш.
В.В.Гербова
С.46
Январь.
17
Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».
Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).
В.В.Гербова
С.48
18
Звуковая культура речи : звук Ж.
Упражнять детей в правильном и четком произнесении звуках Ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком Ж.
В.В.Гербова
С.49
19
Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза».
Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.
В.В.Гербова
С.50
20
Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»
Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.
В.В.Гербова
С.52
Февраль.
21
Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе».
Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».
В.В.Гербова
С.53
22
Звуковая культура речи : звук Ч.
Объяснить детям , как правильно произносить звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах). Развивать фонематический слух детей
В.В.Гербова
С.53
23
Составление рассказов по картине «На полянке».
Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать формировать умение придумывать название картины.
В.В.Гербова
С.55
24
«Урок вежливости»
Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.
В.В.Гербова
С.56
Март.
25
Готовимся встречать весну и Международный женский день.
Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.
В.В.Гербова
С.59
26
Звуковая культура речи : звук Щ-Ч.
Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ и дифференциации звуков Щ-Ч.
В.В.Гербова
С.60
27
Русские сказки (мини- викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».
В.В.Гербова
С.61
28
Составление рассказов по картине.
Проверить умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.
В.В.Гербова
С.62
Апрель.
29
Чтение сказки
Д. Мамина -Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича- Длинный нос и про Мохнатого Мишу- Короткий Хвост».
Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять , почему автор так уважительно называет комара.
В.В.Гербова
С.63
30
Звуковая культура речи : звук Л-ЛЬ.
Упражнять детей в четком произнесении звука Л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками Л, ЛЬ.
В.В.Гербова
С.63
31
Обучение рассказыванию: работа с картиной- матрицей и раздаточными картинками .
Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышление.
В.В.Гербова
С.65
32
Заучивание стихотворений.
Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок». Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить».
В.В.Гербова
С.65
Май.
33
День Победы.
Выяснить , что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник победы».
В.В.Гербова
С.68
34
Звуковая культура речи : звук Р-РЬ.
Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах).
В.В.Гербова
С.69
35
«Прощаемся
с подготовишками»
Оказать внимание детям, которые покидают детский сад ,пожелать им доброго пути.
В.В.Гербова
С.70
36
Литературный калейдоскоп.
Выяснить есть ли у детей любимые сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.
В.В.Гербова
С.71
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №57 «Ладушка»
города Димитровграда Ульяновской области»
Картотека игр по речевому развитию в средней группе.
Подготовила воспитатель
Мичурина Марина Владимировна
Дай определение словам
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой?) – веселый, долгожданный
Дай действия словам
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания
Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:
Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…
Наоборот
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Светлое небо – …
Чистое платье – …
Хорошее настроение – …
Теплая погода – …
Где Петрушка?
Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка
Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван.
Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.
Четвертый лишний
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную
Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
– тарелка, стакан, корова, чашка
– чашка, стакан, тарелка, кружка
Драматизация сказки «Человек и животные»
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.
Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
– Дай нам работу
– А что вы умеете делать?
Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»
Овца сказала: «Я буду давать шерсть»
Собака – охранять дом
Курицы – нести яйца
Петушок – рано утром всех будить.
Отгадай предмет по названиям его частей
Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.
Ход игры:
– дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
– голова, туловище, лапы, крылья (птица)
Кто у кого?
Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом (А)
Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами
Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»
Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»
Узнай по описанию
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию
Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде
Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.
Усложнение:
дети объясняют свой выбор
роль водящего выполняет ребенок
Угадай звук
поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:
слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…
хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].
Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.
Цапля важная носатая,
Целый день стоит, как статуя
Пес тоскует на цепи
А попробуй, отцепи;
В небе коршун кружится
Третий час подряд
Но ему, разбойнику
Не украсть цыплят.
Отгадай-ка
Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов
развивать умение внимательно слушать товарища
Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.
В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:
Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит. Каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?
Используй каждое мгновение
Дети, наверно, не раз рассматривали в книгах иллюстрации и рассказывали, что на них изображено. Сейчас на рассматривание незнакомой картинки дается не больше полминуты, причем, за это время картинка два раза прикрывается, ненадолго тушится свет и т.д. И все же нужно подробно рассказать, что на ней изображено, запомнив, даже незначительные детали. Для этого необходимо полностью мобилизовать свое внимание и действительно суметь использовать каждое мгновение. Победителем считается тот, кто успел заметить больше других.
Что изменилось?
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.
Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.
В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
Описать предмет, которого не стало
рассказать о месте, где он стоял
на какой звук начиналось название этого предмет
в названии, каких еще предметов есть этот звук?
Измени предложение
Цель: учить согласовывать существительные, прилагательные и глаголы
Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе
Лена поливает цветы, Лена и Коля …
Что у вас?
Материал: на каждом столе 1 картинка
Ход игры: воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?»
Дети отвечают:
– У нас флаг
– У нас флаги
– У нас дом
– У нас дома
Один и много
Материал: картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов
Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:
– У меня окно
– У меня окна
Затем составляют пары картинок по принципу: один – много.
Ласковые слова
Цель: активизация ласкательных существительных
Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:
Санки – саночки
Гора – горочка
Зима – зимушка
Шуба – шубка
Шапка – шапочка
Снег – снежок
Что из чего сделано?
Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе
Ход игры:
Стакан из стекла – стеклянный
Нож из железа – железный
Чашка из фарфора – фарфоровая
Ваза из хрусталя – хрустальная
Ложка из дерева – …
Сковорода из чугуна – …
Магазин
Практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом (А)
Ход игры: на игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:
– У меня мяч, а в магазине мячи
Я начну, а ты закончи
Цель: активизировать в речи предлога (У)
Ход игры:
Красивое платье у кого?
У Зины
Синий флажок у кого?
У Саши
Кто как кричит
Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.
Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.
Ход игры:
Вспомните, как подает голос поросенок
Хрю – хрю
Что он делает?
Хрюкает
Как подает голос котенок?
Мяукает?
Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»
Угадай дерево по листу
Материал: карточки с листьями знакомых деревьев
Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:
– Этот лист березы
– Этот лист клена
Кто с кем?
Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши
Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком)
Где мишка искала свой мяч?
Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.
Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают
Что делает мишка? (спит)
Где спит мишка? (на кровати)
Что сейчас делает мишка? (встал)
Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)
Где он сидит? (на кровати)
Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)
Источник
План индивидуально-коррекционной работы по развитию речи, с детьми, набравшие низкие баллы по результатам диагностики усвоения программы воспитательно-образовательного процесса за I полугодие 2011-2012 учебного года.
№ занятия
Тема занятия
Календарные сроки
Примечание
1.
Тема: «Игрушки». Рассказывание об игрушках.
Цель: Учить детей рассматривать предметы, рассказывать о них, называя цвет форму, материал и его качество, свойства; пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о предметах; развивать внимание, наблюдательность, память, умение употреблять в речи простейшие предложения, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
20.01.2012г.
Отгадывание загадок об игрушках, рассматривание в повседневной жизни предметов, игрушек.
(см. конспект занятия №1 в папке «Развитие речи.»)
Работа с родителями: дома с детьми закреплять свойства, цвет, форму, материал любой игрушки.
2.
Тема: «Петушок с семьей». Рассматривание картины.
Цель: Учить детей рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы; пополнять и активизировать природоведческий словарь, развивать целенаправленное внимание, мышление, память, воспитывать интерес к домашним животным, желание ухаживать за ними.
27.01.2012г.
Наблюдение за животными, птицами или рассматривание картинок, отгадывание загадок. (см. конспект занятия №3 в папке «Развитие речи.»)
Работа в индивидуальных тетрадях по прописям: занятие № 3, задание №1
Работа с родителями: дома с детьми закреплять название домашних и диких животных и их детенышей.
3.
Тема: «Репка». Пересказ сказки.
Цель: Учить детей пересказывать знакомую короткую сказку, используя слова и фразы из текста; развивать память, интонационную выразительность речи; воспитывать любовь к русским народным сказкам.
08.02.2012г.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка» и беседы по ним, драматизация сказки «Репка», пальчиковая гимнастика «Семья»
(см. конспект занятия №4 в папке «Развитие речи.»)
4.
Тема: «Овощи». Рассматривание предметов.
Цель: Продолжать учить различать и называть овощи, отмечая их характерные признаки группировать по одному признаку; пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о предметах; развивать внимание, мышление, память, умение описывать предмет в коротком рассказе; воспитывать бережное отношение к окружающему миру предметов, бережное отношение к нему.
17.02.2012г.
Рассматривание предметов из повседневной жизни, узнавание их на картинках, загадывание загадок, дидактические игры: «Овощи», «Фрукты». (см. конспект занятия №7 в папке «Развитие речи.»)
Работа в индивидуальных тетрадях по прописям: занятие № 7, задание №2
Работа с родителями: дома с детьми закреплять название овощей и фруктов.
5.
Тема: «Козлятки и волк» в обр. К.Д. Ушинского. Пересказ сказки.
Цель: Развивать умение пересказывать знакомую сказку, учить детей согласовывать слова в предложении; развивать память воображение, интонационную выразительность речи; воспитывать любовь к русским народным сказкам.
28.02.2012г.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Козлятки и волк» и беседы по ним, драматизация сказки «Козлятки и волк», пальчиковая гимнастика;
(см. конспект занятия №8 в папке «Развитие речи.»)
Работа с родителями: дома с детьми закрепить содержание сказки «Козлятки и волк».
6.
Тема: «Научу обуваться и братца». Рассматривание обуви.
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода; учить выделять признаки: цвет, материал, из которого изготовлена вещь; формирование словаря – обогатить словарь детей словами словосочетаниями: валенная, кожаная, резиновая, пара обуви, летняя обувь, зимняя обувь; учить детей отвечать на вопросы, составлять небольшой рассказ о предмете по образцу; воспитывать бережное отношение к обуви.
06.03.2012г.
В повседневной работе обращать внимание детей на обувь, рассматривать ее, ухаживать за ней; дидактические игры: «Опиши предмет», «Оденем куклу на прогулку». (см. конспект занятия №11 в папке «Развитие речи.»)
Работа в индивидуальных тетрадях по прописям: занятие № 11, задание №1.
Работа с родителями: дома с детьми закреплять цвет и материал любой обуви.
7.
Тема: «Зайцы». Рассматривание картины.
Цель: Учить рассматривать картину, рассказывать по ее фрагментам; продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию картины, активизировать природоведческий словарь; развивать внимание, мышление, память, совершенствовать отчетливое произношение слов; воспитывать интерес к жизни зверей, воспитывать эстетические чувства.
14.03.2012г.
Наблюдение за животными, рассматривание картинок, отгадывание загадок. (см. конспект занятия №15 в папке «Развитие речи»)
Самостоятельная деятельность: работа с карточками.
Работа в индивидуальных тетрадях по прописям: занятие № 12, задание №2.
Работа с родителями: дома с детьми закреплять название диких животных и их детенышей.
8.
Тема: Итоговое занятие. Диагностика усвоения программы воспитательно-образовательного процесса.
Цель: Определить уровень усвоения программы по развитию речи, по результатам индивидуально-коррекционной работы.
16.03.2012г.
Диагностика усвоения программы.
Работа в индивидуальных тетрадях по прописям: занятие № 14, задание №1
Источник