Индивидуальная работа с ребенком с нарушением в развитии

Ирина Гурова
Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии

ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности).

Важнейшей задачей является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Стандарт является основой для оказания помощи родителям в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку индивидуальных образовательных программ:

– ФЗ -№ 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.);

– Приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г.

Эти документы определяют необходимость и специфику разработки индивидуальных образ. программ для детей с ОВЗ. В них говорится о том, что на детей, у которых есть особые образовательные потребности, ограниченные возможности здоровья, разрабатывается ИОП.

Наше учреждение функционирует с 1988 года. В настоящее время в детском саду 13 групп компенсирующей направленности, которые посещает 166 детей. Из них 65 имеют инвалидность. В этом году 18 воспитанников посещают детский сад с сопровождением.

В течение многих лет в нашем учреждении применяется система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка.

Общей ведущей целью всех участников медико-психолого-педагогического сопровождения является максимальное разностороннее развитие ребёнка с учётом его возможностей.

Наша профессиональная установка заключается в отношении к ребёнку как к человеку с особыми потребностями, жизнь которого наполнена большим количеством трудностей и ограничений. Но наряду с различными нарушениями, существуют и возможности. Мы считаем, что необходимо открыть в ребёнке источник внутренних ресурсов и научить его пользоваться полученным опытом в повседневной жизни.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие отклонений в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые знания и умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя в повседневной жизни. Для этого учителю-логопеду, психологу, воспитателю и другим специалистам необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.

В настоящее время педагогический коллектив нашей образовательной организации практикует совместное составление индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

На каких воспитанников составляется индивидуальная программа?

Индивидуальная программа должна быть практико-ориентированной, т. е. содержать то, что отличает ребёнка от остальных детей, посещающих группу. Т. е. индивидуальная программа не должна совпадать с АООП на данную возрастную группу, не должна дублировать рабочие программы педагогов.

Прежде всего, нужно ознакомиться с заключением психолого-медико-педагогической комиссии на ребёнка и обратить особое внимание на рекомендации по организации обучения и воспитания. Специалисты ПМПК отмечают, по каким программам нужно вести обучение и воспитание ребёнка.

Далее педагоги группы проводят психолого-педагогическое, логопедическое обследование (в начале учебного года).

Решение о необходимости разработки и реализации индивидуальной программы принимается на психолого-педагогическом консилиуме организации (после проведённого обследования).

Составление индивидуальной образовательной программы на ребенка – процесс творческий и довольно сложный. Можно утверждать, что начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. Мы считаем, что реализация тщательно продуманной и грамотно составленной индивидуальной программы поможет ребёнку со сложными нарушениями продвинуться в своём развитии гораздо дальше, чем это было бы возможно без специально организованной коррекционной помощи.

Как уже было отмечено выше, индивидуальная программа может быть составлена только после проведения психолого-педагогического и логопедического обследования ребёнка, сбора анамнеза и материалов о семьях воспитанников в начале учебного года. Для этого мы имеем необходимый диагностический инструментарий для воспитанников, имеющих разные нарушения в развитии. Каждый специалист может выбрать или при необходимости, разработать подходящую для ребёнка схему обследования. Следовательно, индивидуальная программа – это конкретизация работы специалистов на ребёнка. Она учитывает специфику его развития и составляется на один учебный год.

Остановимся более подробно на примерной структуре программы.

На титульном листе указываются полное наименование образовательной организации, название программы, на какой период составлена, авторский коллектив, грифы рассмотрения (принята на педсовете, утверждена руководителем, название города. Также необходимо отметить согласие родителей на разработку и реализацию программы.

Далее идёт пояснительная записка, которая включает в себя «Общие сведения о ребёнке» (дату рождения, поступления в группу, дату последнего обследования на ПМПК, рекомендации ПМПК, заключения врачей); «Психолого-педагогическую характеристику», которая составляется после проведенного психолого-педагогического и логопедического обследования, а также наблюдений за ребенком, позволивших выявить актуальный уровень основных линий развития и его потенциальные возможности. Здесь же указывается «Организация условий воспитания и обучения ребенка в детском саду» (отмечаются требования к организации режима дня, медицинские рекомендации, расписание занятий, возможные формы работы с ребенком, подбор специального оборудования, дидактического материала, возможность участия ребенка в общих мероприятиях).

Самым важным разделом является «Содержание коррекционно-развивающей работы по направлениям». В настоящее время мы составляем этот раздел Программы согласно ФГОС ДО. Он охватывает образовательные области:

Читайте также:  Социальное развитие ребенка до 1 года по месяцам

-социально-коммуникативное развитие,

– познавательное развитие,

– речевое развитие,

– художественно-эстетическое развитие,

– физическое развитие.

При этом важно отметить, что содержание областей зависит от индивидуальных образовательных потребностей ребёнка. Оно является разноуровневым и разнотемповым, с учётом его реальной, а не соответствующей возрастным периодам динамики развития.

В содержательном разделе индивидуальной коррекционно-развивающей программы педагоги ставят такие задачи, которые возможно решать в работе с ребёнком в ближайшее время, а также указывают методы и приемы, которые максимально эффективно позволят их реализовать.

Педагоги могут самостоятельно выбрать форму составления содержательного раздела индивидуальной программы. Например, это может быть как текстовой, так и табличный вариант.

Следующий важнейший структурный элемент Программы – «Взаимодействие с семьей». Он включает в себя примерный план мероприятий (формы, методы и приемы взаимодействия с родителями, а также основные рекомендации для родителей.

Планируемые результаты освоения программы представлены в виде «Целевых ориентиров», которые включают в себя не социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения реализации программы, а те результаты, которых он реально может достичь. По каждой области отмечается, чему научится, чем овладеет ребёнок к концу года.

В разделе «Заключение и корректировка программы» отмечается динамика развития ребенка в течение периода реализации программы; и при необходимости вносятся дополнения или другие изменения.

В разделе «Программно – методическое обеспечение» отмечаются парциальные программы, методические пособия, электронные источники, сайты, использованные при составлении программы и необходимые для работы с ребёнком.

«Приложение» может включать в себя необходимые материалы для коррекционно-развивающей работы: описание методик, игр и упражнений, схем для выполнения массажа и пр.

Составление индивидуальной образовательной программы позволяет выстроить необходимую систему работы с ребёнком и добиться полной согласованности деятельности педагогов группы компенсирующей направленности. Это во многом определяет результативность коррекционно-развивающей работы.

Источник

Трубина Татьяна Сергеевна
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Проводится, как правило, по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка. Наблюдение за ребенком в группе – за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима – помогает психологу создать первоначальное общее представление о ребенке.

Перед началом обследований психолог должен создать благоприятные условия для общения с ребенком. Так, нецелесообразно отрывать ребенка от интересного для него занятия, приводить его на обследование против воли, так или иначе принуждать к выполнению заданий – это затруднит ход исследования, диагностические данные не будут получены, а результатом окажутся не показательными. Установление доверительного и доброжелательного контакта, хорошего взаимопонимания между психологом и ребенком является необходимым условием получения достоверных результатов.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работаведется по следующим направлениям:

работа с агрессивными детьми (сказкотерапия,

– с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А. Л., программа Арцишевской И. Л.,

– тревожными, застенчивыми детьми (Монина Г. Б., Лютова Е. К.,

работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М. М.).)

В диагностическо-коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах,к ним относятся:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т. д., коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Уровень развития детей младшей группы определяется в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводится коррекционно-развивающая работа.

В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах.В случае необходимости планируется ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах.

В старшей и подготовительной к школе группе обследует детей на предмет психологической готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер и динамика развития представляется на ПМПк.

В подготовительной к школе группе проводятся родительские собрания, где родители знакомится с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настраиваются на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя. Диагностика проводится три раза в год (первичная – октябрь, промежуточная – январь, февраль, заключительная – апрель) в присутствии родителей (по желанию, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи.

Читайте также:  Массаж для быстрого развития ребенка

Источник

Алла Терехова
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми 3 г. о. и 1 г. о. с нарушениями интеллекта

Индивидуальный план коррекционной работы учителя- дефектолога

с ребенком 3 г. о. с У. О.

Направления Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание – учить различать величину предметов

(большой-средний-маленький);

– учить называть основные цвета;

– учить показывать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник;

– учить группировать предметы по цвету и форме;

– учить показывать (называть) некоторые оттенки цвета (оранжевый, коричневый)

– учить дифференцировать объемные формы (куб, шар, кирпичик, призма);

– учить воспринимать цвет предмета при выборе по названию;

– учить чередовать два цвета при конструировании,

Упражнения,игры и пособия:

«Спрячь мышку»,

«Геометрическое лото»,

«Разноцветные комнаты»,

«Лото (цвет и форма)»,

«Отбери по цвету и форме»,

«Подбери крыши к домикам»,

«Тарелочки»,

«Клоуны»,

«Разложи по тарелочкам»,

«Разноцветные гномы»,

«Доска Сегена»,

«Три медведя»,

Вкладыши с геометрическими фигурами,

«Большой- средний- маленький» (овощи, фрукты,

математические наборы.

«Конструктор»,

«Цветовое и геометрическое лото»,

«Большой-средний-маленький»,

объемные формы (куб, шар, кирпичик, призма,

разноцветные палочки,

«В стране фигурок- человечков»,

«Елочка»,

«Закрой двери в домиках»

Формирование элементарных количественных представлений

– учить считать до 5 (показывать нужное количество на пальцах);

– учить сравнивать множества на полосе (больше-меньше);

– продолжать учить находить и называть части суток: утро, день, вечер, ночь (на картинках); познакомить с их последовательностью,

– упражнять в пересчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5,

-учить сравнивать предметы по длине

(длинный-короткий, длиннее-короче,

-учить сравнивать предметы по ширине:

(широкий- узкий, шире- уже,

– учить сравнивать предметы по высоте

(высокий- низкий, выше- ниже,

– учить сравнивать предметы по толщине: толстый- тонкий, толще-тоньше

Дидактические пособия: раздаточный материал по лексическим темам,

полоски,

математические наборы,

картинки частей суток,

мешочек с объемными фигурами (кубики, кирпичики, призмы,

длинные и короткие полоски,

широкие и узкие полоски,

высокие и низкие елки,

разные по толщине фломастеры

Ознакомление с окружающим

– продолжать учить классифицировать предметы по лексическим темам: игрушки, овощи, фрукты, ягоды, цветы; одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, мебель, посуда, транспорт, зимние забавы,

– закреплять обобщающие понятия;

– продолжать учить показывать и называть времена года, их основные приметы (лето, осень, зима, весна, по картинкам.

Дидактические упражнения, игры,пособия:

Картинки по лексическим темам, лото «Времена года»,

картинки времен года,

«Во саду ли, в огороде»,

«Соберем урожай»,

«Сад-огород».

«Кто где живет?

«Разложи картинки»

Речевое развитие:

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие внимания и воображения

– продолжать учить понимать и выполнять инструкции;

– учить описывать действия по их демонстрации и по картинкам;

– учить отвечать полными предложениями на вопросы по схеме описания овощей и фруктов, животных и птиц, мебели и посуды,

– учить дифференцировать предлоги: на, под, использовать их в речи

– формировать грамматический строй речи,

– учить высказывать свои желания в речи,

– учить заучивать потешки, маленькие стихи

– развивать способность к переключению внимания,

– развивать концентрацию внимания,

– развивать произвольное внимание,

– развивать объем внимания,

– развивать воображение. Дидактические упражнения, игры,пособия:

«Зеленый друг»(ботаническое лото,

«Кто что делает?»,

«Готовим сами»,

«Овощное лото»,

«Помоги Чебурашке» (предлоги,

«Один-пять»,

схема описания фруктов, овощей, животныж и птиц, мебели и посуды

«Составь предложение»,

«Чей хвост?»,

Стих-ния А. Барто, потешки

Дидактические упражнения,пособия:

«Чего не стало?»,

«Что изменилось?»,

«Собери фигурку»

(копирование образца,

«Найди пару»,

«Найди такой же предмет».

«Что не дорисовано?»,

«Мир вокруг нас» (силуэты овощей, фруктов, игрушек, одежды, обуви,

«Чей силуэт?»,

«Осенние листья»,

«Подбери силуэт»,

«Построй дорожку»,

«Узнай, что это?»(по контуру)

Развитие восприятия – развивать зрительное восприятие (объемные формы, величина, цвета, пространственные отношения,

– развивать слуховое восприятие,

– развивать тактильно-двигательное восприятие,

– развивать вкусовую чувствительность

Дидактические упражнения,пособия:

«Звуковая коробка»,

Объемные формы (шар, куб, брусок, треугольная призма,

Пирамидки, матрешка,

Упражнения по сенсорному воспитанию (см. выше,

Музыкальные инструменты,

Большие и маленькие кубики,

Пластилин и дерево,

Теплые и холодные предметы

(вода-лед,

«Закрой фигуру, которую назову»

Развитие мышления – развивать мыслительные процессы

(классификация, обобщение,

– развивать наглядно-действенное и наглядно- образное мышление Дидактические упражнения и пособия:

Разрезные картинки, пазлы по лексическим темам,

«Разложи картинки» (части суток,

«Угадай по описанию»

(геометрические фигуры,

«Когда это бывает?» (времена года,

«Расставь по порядку»,

«Во саду ли, в огороде»,

«Четвертый лишний»,

«Мастерская одежды»,

«Вершки- корешки»

Развитие памяти – увеличивать объем памяти,

– развивать процессы памяти (запоминание, воспроизведение….,

-развивать различные виды памяти

(зрительную, слуховую,

Дидактические упражнения и пособия:

«Запомни и назови»( 4-5картинки из одной лексической темы,

«Оденем кукол на прогулку»,

Пересказывание сказки «Репка»,и др.

«Звуковая коробка»,

«Расскажи, что делал в выходные»,

заучивание потешек, небольших стих-ний

Развитие мелкой моторики рук – развивать тонкую моторику рук,

– продолжать учить нанизывать предметы из дерева на шнурок,

Читайте также:  Развитие ребенка от зародыша до родов

– продолжать учить катать пальцами ребристые карандаши двумя руками,

– учить захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания,

– продолжать учить бросать мелкие предметы (фасоль), используя захват щепотью,

– учить проводить карандашом непрерывную линию, прямые линии по пунтирам Оборудование,упражнения:

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

(см. картотеку,

Наборы из дерева «Форма-цвет-размер», «Разноцветные бусы»,

Ребристые карандаши,

«Сухой бассейн»,

«Помоги Золушке»

(пуговицы,

Баночки с фасолью,

Мозаика, массажный шарик «су-джок»

Результаты коррекционной работы:

Индивидуальный план коррекционной работы учителя-дефектолога

с ребенком 1 г. о. с У. О.

Направления Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы

Социальное развитие: -учить реагировать на свое имя,

– знакомить с составом семьи, узнавать близких на фотографии,

-учить идентифицировать себя по полу,

– формировать интерес к предметно-игровым действиям с игрушками,

– учить выполнять действия с игрушками по речевой инструкции.

-расширять круг предметно-игровых действий Оборудование:

Фотографии членов семьи,

Игрушки (кукла, грузовик, мячик, кубики,

Картинки девочки и мальчика

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание – учить различать величину предметов

(большой-маленький);

– учить соотносить и показывать основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий,

– учить соотносить и показывать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал

Упражнения,игры и пособия:

«Спрячь мышку»,

«Подбери крыши к домикам»,

«Тарелочки»,

«Клоуны»,

«Разложи по тарелочкам»,

«Разноцветные гномы»,

Вкладыши с геометрическими фигурами,

«Большой- маленький» (овощи, фрукты,

математические наборы,

Тетрадь по сенсорному развитию

«Цвет»(Т. В. Лисовская,

«Разложи снежинки»,

«Воздушные шары»,

«Подбери дорожки к домику»,

«Собери цветочек»,

«Подбери ручки к чашкам»,

«Кто правильно закроет кастрюльки»

Формирование элементарных количественных представлений

-учить различать понятия «1- много»,

-учить считать до 2-х (показывать нужное количество на пальцах); понимать вопрос «сколько?»

-учить различать непрерывные множества по количеству (крупа): много-мало,

– познакомить с объемными формами

(шарик-кубик,

– учить находить и показывать части суток: день- ночь (на картинках);

Дидактические пособия: раздаточный материал по лексическим темам,

полоски,

контейнеры с крупой,

математические наборы,

картинки частей суток,

шарики, кубики

Ознакомление с окружающим

-учить узнавать и называть по имени сверстников группы,

-продолжать знакомить с игрушками,

– учить классифицировать предметы по лексическим темам: игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы,

– учить понимать обобщающие понятия;

– учить показывать времена года

(лето, зима, по картинкам.

Дидактические упражнения, игры,пособия:

Картинки по лексическим темам, игрушки,

лото «Времена года»,

картинки времен года,

«Во саду ли, в огороде»,

«Соберем урожай»,

«Сад-огород».

«Кто где живет?»,

«Разложи картинки»

Речевое развитие:

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие внимания и воображения

– продолжать учить понимать и выполнять инструкции;

– формировать невербальные формы общения (фиксировать взгляд,

– учить воспроизводить звукоподражания

(би-би, ав-ав и др. ,

-учить понимать действия, изображенные на картинке

– развивать способность к переключению внимания,

– развивать концентрацию внимания,

– развивать произвольное внимание,

– развивать объем внимания,

– развивать воображение. Дидактические упражнения, игры,пособия:

«Овощное лото», игрушки, предметы и картинки по лексическим темам,

«Лото для маленьких»,

Картинки с действиям

(умывается и др. ,

Альбомы по развитию речи для самых маленьких

(Новиковская, Батяева)

Дидактические упражнения,пособия:

«Собери фигурку»

(копирование образца,

«Найди пару»,

«Найди такой же предмет».

«Мир вокруг нас» (силуэты овощей, фруктов, игрушек, одежды, обуви,

«Осенние листья»

Развитие восприятия – развивать зрительное восприятие (объемные формы, величина, цвета, пространственные отношения,

– развивать слуховое восприятие,

– развивать тактильно-двигательное восприятие,

– развивать вкусовую чувствительность

Дидактические упражнения,пособия:

«Звуковая коробка»,

Объемные формы (шар, куб,

Пирамидки, матрешка,

Упражнения по сенсорному воспитанию (см. выше,

Музыкальные инструменты,

Большие и маленькие кубики,

Развитие мышления – развивать мыслительные процессы

(классификация, обобщение) ,

– развивать наглядно-действенное и наглядно- образное мышление,

– учить пользоваться предметами-орудиями (совочки,

– учить выполнять действиями с предметами Дидактические упражнения и пособия:

Разрезные картинки, пазлы по лексическим темам,

«Во саду ли, в огороде»,

«Мастерская одежды»,

Вкладыши (фрукты и геометрические фигуры,

«Поймай рыбку»,

«Свари кашу»,

«Достань камешки»,

«Угостим куклу чаем»,

«Нарисуем ленточку»

Развитие памяти – увеличивать объем памяти,

– развивать процессы памяти (запоминание, воспроизведение….,

-развивать различные виды памяти

(зрительную, слуховую)Дидактические упражнения и пособия:

«Запомни и найди»( 2 предмета из одной лексической темы,

«Оденем кукол на прогулку»,

Предметы, картинки,

«Звуковая коробка»

Развитие мелкой моторики рук – развивать тонкую моторику рук,

– учить катать пальцами ребристые карандаши одной рукой, затем двумя руками,

– учить захватывать щепотью сыпучие материалы,

– учить бросать мелкие предметы

(фасоль), используя захват щепотью,

-учить действовать отдельно каждым пальцем своей руки Оборудование,упражнения:

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

(см. картотеку)

Ребристые карандаши,

«Сухой бассейн»,

Баночки с фасолью,

«Детское пианино»,

Корзина с природным материалом (каштаны)

Массажный шарик «су-джок»

Формирование деятельности (обучение игре) -знакомить с игрушками и действиями с ними,

-учить наблюдать за обыгрыванием сюжетных игрушек

Игры и упражнения:

«Покатай грузовик»,

«Грибочки», «Покорми куклу», «Уложи куклу спать»

Игрушки

Результаты коррекционной работы:___

Источник