Индивидуальная работа с ребенком по развитию речи во второй младшей группе
Галина Благинина
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений (вторая младшая группа)
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений 2 младшая группа
«Улавливай шепот».
Цель: развитие слухового внимания и восприятия.
Играющие делятся на две команды и выполняют задание:
1) Ведущий предлагает изобразить на лице определённое состояние (радость, грусть, усталость, испуг, внимание и т. д) или отгадать, какое состояние он сам изобразит.
2) Ведущий называет профессию, а дети показывают её с помощью движений.
Продолжительность игры 10-15 минут.
«Чего не стало».
Цель: активизировать в речи существительные в родительном падеже множественного числа с нулевым окончанием.
Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного или нескольких предметов
– Чего не стало?
(яблок, носков, гольфов, сапог).
«Волшебный мешочек или Волшебная корзинка».
Цель: учить описывать предмет, упражнять в согласовании существительных, прилагательных; активизировать использование прилагательных.
Воспитатель достаёт из мешка предметы, не показывая их, а дети должны догадаться, что это.
1 Она длинная, оранжевая. Что это? (морковь)
2 Он зелёный, длинный. (огурец)
3 Оно круглое, красное. (яблоко)
4 Он круглый, оранжевый. (апельсин)
5 Он круглый, красный. (помидор)
6 Он желтый, овальный, кислый. (лимон)
«Кто внимательный?»
Цель: развитие фразовой речи, слуха.
Оборудование: куклы, кубики, машины, др.
Дети сидят на стульях. Вызванный ребёнок выполняет задание, произнесённое ведущим шепотом (действия с игрушками).
Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой.
Расстояние от водящего от 3 до 5-6 метров.
Игра 10-15 мин.
Кто где?
Цель: упражнятьдетей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.
Наглядный материал: 3 пары кукол (две куклы рядом, две куклы напротив друг друга, куклы друг за другом).
– Где стоят куклы?
-А эти куклы?
– Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их на другом столе друг за другом.
-Найдите кукол которые стоят друг за другом, и поставьте на полки, одну на верхнюю, другую на нижнюю.
«Ласковые имена».
Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)
Аня-Анечка, Соня-Сонечка, и т. д
Мама-мамочка, папа-папочка
(дочь, сестра, сын, брат, т. д)
«Что это?»
Цель: активизация употребления в речи детей несклоняемых существительных типа пальто.
Наглядность: картинки
Воспитатель задаёт вопросы:
– Что это? (пальто). Я уберу картинки, чего не стало? (пальто).
– Слово пальто произносится одинаково, много их или одно.
Предложения по картинкам:
– На вешалке висит много пальто;
– Девочка надевает (снимает) пальто;
Составьте рассказ о пальто.
Скажи одним словом.
Словарный материал:
Длинное ухо – длинноухий,
Короткий хвост – короткохвостый,
Длинные рога – длиннорогий,
Рыжий хвост – рыжехвостая,
Любит труд – трудолюбивый,
Ходит быстро – быстроходный и т. д.
«Красный-белый».
Цель: нахождение в словах, произнесённых голосом или шепотом, шипящих и свистящих звуков.
Оборудование: на каждого ребёнка по два кружка – красный и белый.
Воспитатель называет слова. Если в них есть шипящий или свистящий звук, дети поднимают красный кружок, если нет белый. Игра 10-20 мин.
«Эхо».
Цель: продолжать работу над дикцией, совершенствовать произношение слов и словосочетаний, развивать фонематический слух, вызвать интерес к слову.
Ход игры:
Выбирается ребёнок, использующий роль «эха». Остальные дети называют любое слово и чётко и внятно (не громко) произносят его. Ребёнок – «эхо» должен тот час громко повторить его, как бы вернуть обратно. Слово произносятся детьми полушепотом, они должны быть разнообразными.
«Найди исправь ошибку».
Цель: развивать слуховое внимание, учить слышать речь окружающих, учить соотносить звучащее слово с картинкой, упражнять в построении предложений с использованием глаголов.
Например – Кошка лает? (нет)
-А что может делать кошка? (мяукать, мурлыкать, царапать)
– Где живёт? (дома, с человеком и т. д).
«Поймай рыбку».
Цель: активизация свистящих и шипящих звуков.
Оборудование: небольшие картинки, к ним прикреплены скрепки, удочка с магнитом.
Дети по очереди вылавливают удочкой картинку с изображением рыбки (щуки, карпа, пескаря, и т. д, называют их, определяют наличие свистящего или шипящего звука.
Игра 20-30 мин.
«Угадай на что похоже?»
Цель: активизировать речь детей, развивать словарный запас, развивать воображение, мышление память.
Наглядный материал: картинки, требующих воображаемых дорисовок, которые могут изображать разные предметы.
Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает «На что похоже?»
Например: – очки, штанга, самокат, велосипед.
«Новое слово».
Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.
Наглядный материал: картинки, с изображением мальчика в действии.
Дети рассматривают картинку, отвечают на)
Одним словом:
-Мальчик по тротуару (что делал) шёл
-Мальчик к дому (что сделал) подошёл
-Мальчик вокруг дома (что сделал) обошёл
Затем дети сами составляют:
– Коля пришёл …; – Коля вошёл, т. д.
«Весёлые предлоги».
Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Дети отвечают на вопросы, рассматривая сюжетные картинки.
1. Игрушки стоят в шкафу.
-Где стоят игрушки?
-Игрушки стоят в шкафу.
2. Стул стоит у стола.
-Где стоит стул?
-Стул стоит у (возле, около) стола.
«Добавь слог».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры:
Воспитатель называет один слог и бросает мяч.Поймавший его должен дополнить слово:
«Ма» – «ма», «Кни» – «га».
Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.
«Составь предложение».
Цель: учить детей составлять предложения с однородными членами.
Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда).
По картинкам дети составляют предложения типа «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши» или «В магазине не продают одежду: пальто, платья, костюмы».
«Слово можно прошагать».
Цель: закрепить знание о том, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности показать, что в разных словах разное количество звуков.
Содержание:
– Дети, узнать длинное слово или короткое можно по шагам.
Например произносит «суп» и делает шаг, «шар»– шагают один шаг с детьми.
Далее педагог предлагает называть разные слова и одновременно шагать.
-Кто назовёт самое длинное слово, тот и победитель!
«Звуковое лото».
Цель: учить опознавать звук в речевом потоке, учить составлять характеристики предметов (для описания).
Воспитатель выкладывает звук лото с предметными картинками, и просит отобрать те из них, закрыв их фишками, в названии которых есть звук (с, и т. д.
Далее ребёнок описывает картинку по выбору.
«Страна Гномия».
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, упражнять в употреблении существительных во мн. числе.
Наглядный материал: карточки с парными картинками – высокий предмет, низкий предмет.
«Мальчик Саша попал в страну Гномия. Там всё было такое же, как у нас, но очень маленькое. Он увидел не дорогу, а дорожку, не куст, а кустик. Давайте поиграем в эту игру! Что ещё увидел мальчик в стране Гномии.
«Что для чего?»
Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределённой формы, конструкций сложноподчинённых предложений.
Игра: не обозначая словом сам предмет, назвать его применение.
Например: утюг- «Чтобы гладить», кисточка- «Чтобы рисовать».
«Закончи предложение».
Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с союзом а.
Воспитатель начинает,а дети продолжают:
Морковь сладкая, а редька (горькая).
Помидор красный, а огурец (зелёный).
Усложнение:детям дают задание:
-сравнить по вкусу лимон и мёд;
-по цвету уголь и мел;
-на ощупь вату и дерево; т. д.
«Кому это?»
Цель: закреплять названия фруктов, овощей, их описание.
Упражнять в построении распространённых предложений с использованием прилагательных.
Перед детьми сидят заяц, белка и кукла.
Вынимая из конверта картинки с изображением овощей и фруктов,воспитатель спрашивает детей: -что это? –кому это?
«Какой? Какая? Какое?»
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными, правильно строить фразу.
Наглядный материл: предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, кастрюлька, коробка сока, банка из под варенья.
Игра: назвать сок – вишнёвый (какой) – яблочный, какое варенье? – малиновое, какой суп? – грибной, гороховый.
«Подбери слово».
Цель: развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Ход игры :
Воспитатель предлагает вопросы:
-Вспомните, что можно шить?
Дети – (пальто, платье, шубу и т. д)
-Что можно штопать? (носки, варежки, чулки и т. д)
-Завязывать? (верёвку, шнурки, шарф).
«Узнай по голосу».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры:
На площадке круг. Все дети бегают по площадке.После слов воспитателя: «Раз, два, три, в круг беги!». Все дети собираются в круг. Один завязывает глаза. «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай».
Ребёнок в кругу называет имя водящего.
«Испорченный телефон».
Цель: развивать слуховое внимание
Ход игры:
Выбирается ведущий. Все садятся на стулья в ряд. Ведущий тихо говорит слово рядом сидящему, тот передаёт его следующему.
Ведущий спрашивает у последнего игрока: «Какое ты услышал слово?» если не правильно, остальные говорят что слышали они – узнают кто испортил.
«Ромашка».
Цель: активизировать речь, обогащать словарный запас, учить классификации предметов.
Наглядный материал: Лепестки ромашки с предметными картинками.
Игра: собери – предметы посуды
-растения
-мебель
-инструменты
-транспорт
-обувь
-одежда
-головной убор
Источник
Дарья Кравченко
Индивидуальная работа с детьми во второй младшей группе
Индивидуальная работа с детьми во второй младшей группе.
Д. и. «Назови цвет»
Цель: учить различать основные цвета
Д. и. «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного внимания
Физ. упр. «Прокати мяч друг другу»
Цель: закреплять умение энергично отталкивать предметы при катании.
Физ. упр.: передача мяча друг другу (от груди)
Цель: учить пользоваться физкультурным оборудование вне занятия, закреплять умения энергично отталкивать предметы во время передачи (Броска)
Физ.упр:Прыжки на двух ногах на месте с продвижением вперед (2-3метра)
Цель: развитие равновесия.
Физ.упр: Ползание на четвереньках по прямой,не отрывая ног от пола (расстояние 6м)
Цель:развитие координации движения.
Физ. упр.: Катание шарика к друг другу.
Цель:развитие координации движения.
Д. и. «Чудесный мешочек»
Цель: учить определять вес предметов (легкий,тяжёлый)
Р. И. «Угадай, кто кричит»
Цель: воспитывать умение сосредоточивать слуховое внимание, учить детей определять игрушку по звукоподражанию
Р. И. «Как тебя зовут»Цель: учить детей называть своё имя, называть своих близких по имени
Д. И. «Что это?».
Цель: учить ориентироваться в пространстве, совершенствовать понимание речи взрослого
Физ.упр: «Катание мяча ногами»
Цель: учить бегать в определённом направлении и толкать мяч в том же направлении.
Д. и. «Что бывает круглым»
Цель: развитие мышления, умение называть ве круглые предметы
Физ упр.: построение друг за другом в колонну.
Цель: учить строиться друг за другом в колонну
Физ. упр. «Прокати мяч друг другу»
Цель: закреплять умение энергично отталкивать предметы при катании.
Физ. упр.: передача мяча друг другу (от груди)
Цель: учить пользоваться физкультурным оборудование вне занятия, закреплять умения энергично отталкивать предметы во время передачи (Броска)
Физ.упр:Прыжки на двух ногах на месте с продвижением вперед (2-3метра)
Цель: развитие равновесия.
Физ.упр: Ползание на четвереньках по прямой,не отрывая ног от пола (расстояние 6м)
Цель:развитие координации движения.
Физ. упр.: Катание шарика к друг другу.
Цель:развитие координации движения.
Д. и. «Чудесный мешочек»
Цель: учить определять вес предметов (легкий,тяжёлый)
Р. И. «Угадай, кто кричит»
Цель: воспитывать умение сосредоточивать слуховое внимание, учить детей определять игрушку по звукоподражанию
Р. И. «Как тебя зовут»Цель: учить детей называть своё имя, называть своих близких по имени
Д. И. «Что это?».
Цель: учить ориентироваться в пространстве, совершенствовать понимание речи взрослого
Физ.упр: «Катание мяча ногами»
Цель: учить бегать в определённом направлении и толкать мяч в том же направлении.
Отношение к труду.
Д/ игра «Помоги накормить куклу» – учить называть посуду, продукты питания.
Д/ игра «Помощники» – учить определять предметы для разных профессий.
Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.
Д/ игра «оденем куклу» – самообслуживание и помощь другим.
Д/ игра «Инструмент для работы» – учить узнавать предметы для работы.
Д/ упражнение «Поручение» – учить помогать взрослым, друзьям.
Д/ упражнение «Где живет мусор?» – учить соблюдать порядок, чистоту.
Д/ игра «Чудесный мешочек» – учить определять геометрические фигуры.
Д/ игра «Гости» – учить определять много и один»
Д/ игра «Помоги мишке» – определить высоко – низко, широко – узко.
Д/ игра «Дорожки» – один, много, счет до трех.
Д/ игра «Собери пирамидку» – закрепление цвета и размера.
Д/ игра «Нанизывание больших и маленьких колец» – величина и счет.
Д/ игра «Постройка башенки из кубиков» – размер, цвет.
Пальчиковые игры.
Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, любой предмет – елочку и т. д.
Д/ игра «Урожай» – счет до трех.
Д/ игра «Лети шарик» – вверх, вниз, на, под.
Д/ игра «Цветные палочки» – цвета, расположение на листе.
Д/ игра «Воздушные шарики» – цвета, формы.
Д/ игра «Собери картинку» – цвета, формы, расположение.
Мозаики, шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие мелкой моторики
Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей», «подбери» – навык правильно держать кисточку, карандаш.
Д/ упражнения «Что лишнее» – развитие внимания.
Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» – цвет, части деталей, тела.
Д/ игра «Какой» – различать и называть цвета
Д/ упражнения «Рисование в воздухе» – развитие кисти рук.
.
Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить запас понимаемых слов.
Д/ игра «Покажи картинку» – различать детали, закреплять правильное произношение.
Д/ игра «Повтори потешку, стихотворение» – договаривать слова, фразы, запоминать.
Д/ игра «Водичка» – опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.
Д/ игра «Повтори» – учить производить звуки животных.
Д/ упражнение «Угадай, что звучит» – упражнение звукопроизношение.
Д/ упражнение «Выставка игрушек» – формировать активный словарь, повторять за взрослым.
Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» – упражнение звукопроизношением.
Д/ игра «Отгадай и назови» – назначение предметов, активизировать слова.
Д/ игра «Узнай по голосу» – звукопроизношение, подражание.
Д/ упражнение сложи пирамидку» – умение сооружать постройку.
Д/ игра «Кубики» – собери картинку.
Д/ игра «Катание кукол» – что можно делать с игрушками.
Д/ игра накроем стол» – закрепить предметы, продукты, действия.
Д/ упражнение «Занятие с куклой Ниной» – расширить знания о предметах, действиях.
Д/ игра «Кукла заболела» – расширить знание о больнице.
Д/ игра «отгадай и назови» назначение предметов и их качеств.
Д/ игра «Сделай то – то» – дослушать до конца задание, осмыслить и выполнить.
Д/ упражнение «День рождение зайчика» – учить правильно поздравлять, делать подарки своими руками.
Источник
Картотека игр по ЗКР для второй младшей группы
Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Дидактическая игра «Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) .
— Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .
Дидактическая игра «Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его (обязательный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
Дидактическая игра «Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Дидактическая игра «Покормим птенчиков».
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.
Дидактическое упражнение «На приеме у врача».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот).
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»
Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.
Дидактическая игра «Узнай по голосу».
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.
Дидактическая игра «Кто в домике живет?».
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
Дидактическая игра «Кто как кричит? »
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
Дидактическая игра «Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
Дидактическая игра «Отзовись».
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.
Игра «Угадай, что делать».
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте вниматель¬но, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Методические указания. Воспитатель проводит иг¬ру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.
Игра «Где позвонили?».
Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.
Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего. Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал гла¬за. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Игра «Бабочка, лети!».
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
Игра «Пускание корабликов».
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» — дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
Игра «Громко — тихо».
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
Дидактическая игра «Магазин».
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)
Дидактическая игра «Будь внимательным».
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.
Дидактическая игра «Колокольчики».
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Дидактическая игра «Идут животные».
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи.
Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза.
— Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).
—Идут поросята, они топают еще тише…
—Идут ежики, они топают очень тихо…
—Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.
Дидактическая игра «Кукушка и дудочка».
Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.
Ход: В: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).
Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Дидактическая игра «Забей гвоздик молоточком».
Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.
Ход: В: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком…Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком…Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
Дидактическое упражнение «Подуем на шарик».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.
Дидактическое упражнение «Ветерок».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.
Дидактическое упражнение «Оближем губы».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель: Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).
Дидактическая игра «Гуси».
Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.
Материал: картина «Гуси»
Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.
В: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв.
Дети: Га-га-га.
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
Захлопали гуси крыльями, улетели.
(Игра повторяется 3-4 раза)
Дидактическая игра «Угадай по голосу»
Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материал: корзина с игрушками.
Ход:
В: Кто это к нам пришел? (Это (достает петушка, лягушка, утка)…
Д: Петух
В: А это, дети (показывает картину), кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает?: кря-кря7
Дети: Утка.
В: Кто квакает ква-ква?….
В: Кто кукарекает: кукареку?…
В: А как кукушка кукует?
В: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает)
В: А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку)
Д: Когда кукушка говорит ку-ку, она что делает? кукует)
В: Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (дети кукуют.) Покажите как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как петушок? (кукарекали.)
Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягушка. В этих словах слышится звук у. потяните его: ууу. Назовите слова со звуком у: кукууушка, петууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми)
Игрушки остаются для свободной игры детей.
Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»
Цель: Развивать интонационную выразительность.
В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.
Ишка – дети поправляют «мишка»
Елочка – белочка
Оник – слоник
(После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.
Дидактическая игра «Загадки».
В: Наша лягушка любит отгадывать загадки. В-ль с помощью жестов, мимики, звуков изображает животное, дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает прочитать стихотворение об угаданном животном. (Зайку бросила хозяйка…Мишка косолапый… ) Далее загадки загадывают дети.
Источник