Индивидуальная работа с ребенком 7 лет по развитию мелкой моторики

Индивидуальная работа с ребенком 7 лет по развитию мелкой моторики thumbnail

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №112 с углубленным изучением информатики»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 «Послушные пальчики»

                                               Составитель:        Смирнова Елена Михайловна,

                                         учитель  начальных классов

2011 год

Пояснительная записка

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

 Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:

Преемственность дошкольного и школьного образования.

Цели:

  • Необходимо выровнять возможности первоклассников.

Задачи:

• выявление и развитие у учеников творческих способностей;

• развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

• развитие у учеников коммуникативных способностей и социальных навыков;

• сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

Читайте также:  Индивидуальная карта психолога развития ребенка в детском саду образец

• обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи;

Способ реализации:

  • Создание атмосферы комфортности, в которой заинтересованность ребенка будет достигаться за счет динамики и смены различных видов деятельности.
  • Приоритетным в содержании обучения младших школьников будет являться индивидуальный подход, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком.
  • Занятия будут построены таким образом, чтобы оптимально сочетать занятия в игровой форме и отдых.

План работы

программы развития мелкой моторики ведущей руки детей 6-7 лет

«Послушные пальчики»

Сроки проведения –66 часов

Время занятий – 2 урока по 30 минут.

Программа интегрирована с технологией и ИЗО.

Организация образовательного процесса базируется на следующих принципах:

1. Личностно ориентированные принципы:

· Принцип адаптивности;

· Принцип развития;

· Принцип психологической комфортности

2. Культурно ориентировочные принципы:

· Принцип целостности содержания образования;

· Принцип смыслового отношения к миру;

· Принцип систематичности;

3. Деятельностно-ориентированные принципы

· Принцип обучения деятельности;

· Принцип опоры на предшествующее развитие;

Особенностью программы является:

1. развитие основных психологических функций детей (память, мышление, внимание, речь);

2. развитие познавательных навыков, необходимых первокласснику;

3. развитие мелкой моторики ведущей руки;

     4. развитие координации движения и чувства ритма;

     5. эстетическое развитие;

6. развитие коммуникативных навыков;

Ожидаемые результаты ориентированы на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Содержание программы «Послушные пальчики»

п.п.

Дата

Тема занятия

Вводное занятие

    Вводное занятие по обследованию состояния осязания и мелкой моторики рук.

    Обучение самомассажу рук

      Самомассаж кистей рук.

        Работа с природным материалом. «Осенний букет» из крылаток и семян тыквы.

          Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию напряжения.

            Обучение самомассажу кистей рук, способствующему укреплению мышц рук.

              Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию моторной напряжённости.

                Упражнения для развития силы пальцев рук. Работа с эспандером.

                  Изготовление куклы из пластмассовой бутыли.

                  Игры-шнуровки

                    Готовим руку к письму. Игры-шнуровки.

                      Готовим руку к письму. Игры-шнуровки.

                      Пальчиковый игротренинг

                        Пальчиковый  игротренинг. «Письмо на ладони», «Встречные колечки»

                          Пальчиковый  игротренинг. «Ладонь-кулак», «Перекаты»

                            Мозаичная аппликация «Листопад».

                            Рисование разными способами

                              Рисование красками различными способами (кисть).

                                Рисование красками различными способами (пальцы).

                                  Рисование разных фигур по манной крупе.

                                  Работа с пластилином

                                    Работа с пластилином. Фрукты.

                                      Работа с пластилином. Овощи.

                                        Работа с пластилином. Ягоды.

                                        Рисование по точкам

                                          Рисование по точкам. «Кенгуру».

                                            Рисование по точкам. «Жираф».

                                              Рисование по точкам. «Собака».

                                                Рисование по фигурным линейкам.

                                                Штриховка в заданном направлении

                                                  Штриховка в заданном направлении. Вверх-вниз.

                                                    Штриховка в заданном направлении. Вправо-влево.

                                                      Штриховка в заданном направлении. Петли.

                                                      Дорисовка предметов

                                                        Дорисовка предметов с использованием опорной аппликации.

                                                          Дорисовка предметов с использованием опорной аппликации.

                                                          Работ с электронной мозаикой

                                                            Работа с мозаикой «Учимся с Логошей».

                                                              Работа с мозаикой «Учимся с Логошей».

                                                                Работа с мозаикой «Учимся с Логошей».

                                                                Аппликации

                                                                  Наклеивание заготовок в свободном порядке «Снегопад».

                                                                    Вырезание снежинок из бумаги.

                                                                      Аппликация “Снеговик” из шариков ваты        .

                                                                      Оригами

                                                                        Линии.  Оригами. «Кораблик».

                                                                          Линии.  Оригами. «Корзинка».

                                                                            Линии.  Оригами. «Кукла».

                                                                              Линии.  Оригами. «Лягушка».

                                                                              Конструирование из геометрических фигур

                                                                                Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Домашние животные.

                                                                                  Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Дикие животные.

                                                                                    Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Птицы.

                                                                                      Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Насекомые.

                                                                                      Работа с иглой и ниткой

                                                                                        Работа с иглой и ниткой. Шитье и вышивание по проколу.

                                                                                          Изонить. «Грибок».

                                                                                            Изонить. «Мячик».

                                                                                              Работа с пуговицами. Нанизывание пуговиц на шнурок.

                                                                                              Аппликация

                                                                                                Аппликация из цветной бумаги  «Весенний цветок».

                                                                                                Логические задачи

                                                                                                  Задачи со спичками.

                                                                                                    Задачи со спичками.

                                                                                                    Работа с кубиками

                                                                                                      Работа с кубиками.

                                                                                                      Работа со шнуровкой

                                                                                                        Выкладывание и наклеивание шнура по контурному изображению предмета.

                                                                                                          Наклеивание шнура по контурному изображению предмета.

                                                                                                          Аппликация

                                                                                                            Узнавание изображений, выполненных способом аппликации.

                                                                                                              Выполнение аппликации из геометрических фигур.

                                                                                                              Лепка

                                                                                                                Лепка с использованием природного материала.

                                                                                                                  Лепка с использованием природного материала.

                                                                                                                  Работа с пластилином

                                                                                                                    Лепка фигурки зайца из нескольких частей.

                                                                                                                      Заполнение пластилином изображения, используя заготовки.

                                                                                                                      Работа с бумагой

                                                                                                                        Изготовление лодочки путем складывания.

                                                                                                                          Изготовление трехмачтового кораблика.

                                                                                                                          Объёмное моделирование из спичечных коробков

                                                                                                                            Изготовление автомобиля.  

                                                                                                                              Изготовление макета дома.

                                                                                                                              Нанизывание бус

                                                                                                                                Нанизывание бус из бисера.

                                                                                                                                  Нанизывание бус из семян.

                                                                                                                                  Плетение

                                                                                                                                    Плетение косичек из ниток.

                                                                                                                                    Аппликация

                                                                                                                                      Итоговое занятие.  Творческая работа. Панно «Лето».

                                                                                                                                      Читайте также:  Умственное развитие ребенка от года до двух

                                                                                                                                      Литература

                                                                                                                                      1. Богатеева З.А. Чудесные поделки бумаги: Кн. для воспитателя детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1992.
                                                                                                                                      2. Гуляева В., Геронимус Т., Волшебная паутинка. Самоделки. СПб.: Интербук, 1991.
                                                                                                                                      3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991.
                                                                                                                                      4. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. – С.-П.: , Детство-Пресс, 2004.
                                                                                                                                      5. Игнатьева С.А. Играем и пишем. Серия «Дошколенок». Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 32 с.
                                                                                                                                      6. Игры-шнуровки Марии Монессори.

                                                                                                                                      https://www.karapuziki.kz/shnurovki/shnurovki_01.html

                                                                                                                                      1. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера,2002.
                                                                                                                                      2. Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007.
                                                                                                                                      3. Пальчиковый игротренинг https://igra.line.ru https://homes.line.ru/igra
                                                                                                                                      4. Развитие навыков мелкой моторики https://sunchildren.narod.ru/finemotorskills1.html
                                                                                                                                      5. Система работы по развитию мелкой моторики. https://rassvet.edu.yar.ru/work1/system.html
                                                                                                                                      6. Соколова Е.И. Готовимся к школе: Развиваем моторику руки.
                                                                                                                                      7. Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики. https://www.7ya.ru/article/Sbornik-igr-i-zadanij-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-Chast-I
                                                                                                                                      8. Умные игра для умных детей https://www.logozavr.ru/8/
                                                                                                                                      9. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
                                                                                                                                      10. Щеблыкин И.К.и др. Аппликационные работы в начальных классах: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1990.
                                                                                                                                      11. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей», 2009.

                                                                                                                                      Источник

                                                                                                                                      Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

                                                                                                                                      • Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту дошкольников. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать развития мелкой моторики детям в 2-3 года , но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):

                                                                                                                                      – раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

                                                                                                                                      – складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

                                                                                                                                      – обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

                                                                                                                                      • Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
                                                                                                                                      • Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.
                                                                                                                                      • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов. Дошкольный период — подготовительный, не стоит торопиться, начиная осваивать программу 1 класса раньше времени.
                                                                                                                                      • Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.
                                                                                                                                      • Важно, чтобы малыш выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

                                                                                                                                      Задания

                                                                                                                                      Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

                                                                                                                                      Контуры

                                                                                                                                      Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

                                                                                                                                      Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 1

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 2

                                                                                                                                      Задания по точкам

                                                                                                                                      Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

                                                                                                                                      Задания по точкам

                                                                                                                                      Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

                                                                                                                                      Читайте также:  Развитие ребенка 1 год 1месяц

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 3

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 4

                                                                                                                                      Дорожки-проводилки

                                                                                                                                      Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

                                                                                                                                      Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

                                                                                                                                      Дорожки-проводилки

                                                                                                                                      Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

                                                                                                                                      Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 5

                                                                                                                                      Штриховка

                                                                                                                                      Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

                                                                                                                                      Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 6

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 7

                                                                                                                                      Обведи и раскрась (с прописями)

                                                                                                                                      Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

                                                                                                                                      Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 8

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 9

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 10

                                                                                                                                      Задания по клеточкам

                                                                                                                                      Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 11

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 12

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 13

                                                                                                                                      Графический диктант

                                                                                                                                      Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

                                                                                                                                      • стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
                                                                                                                                      • цветную иллюстрацию к тексту;
                                                                                                                                      • словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
                                                                                                                                      • графическое изображение, которое получится в итоге.

                                                                                                                                      Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для малышей.

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 14

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 15

                                                                                                                                      Игры

                                                                                                                                      Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

                                                                                                                                      Шнуровка

                                                                                                                                      Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 16

                                                                                                                                      Игры с пуговицами

                                                                                                                                      Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики» .

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 17

                                                                                                                                      Разрезные картинки

                                                                                                                                      Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 18

                                                                                                                                      Используйте разнообразные игры на развитие внимания и памяти ребенка.

                                                                                                                                      Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

                                                                                                                                      Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

                                                                                                                                      Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 19

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 20

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 21

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 22

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 23

                                                                                                                                      Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 24

                                                                                                                                      Источник