Индивидуальная работа с детьми по математическому развитию ребенка

Наталья Козлова
Перспективный план индивидуальной работы по математике

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

индивидуальной работы по ФЭМП

Цель: развивать интерес к математическому развитию, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

месяц содержание

Сентябрь Обследование детей. Выявить уровень знаний детей по математическому развитию.

Закрепить умение считать и отсчитывать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечая на вопрос «сколько», «который».

Формировать умение сравнивать числа в пределах 10 получать равенства и неравенства, понимать отношения рядом стоящих чисел.

Сравнивать до 10 предметов разной величины, размещать их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, ширины, высоты; понимать соотношения между ними.

Закрепить знания о последовательности дней недели.

Совершенствовать умение работать с трафаретной линейкой, умение выполнять штриховки разного вида

Октябрь Различать форму предметов: круглую, прямоугольную, квадратную, треугольную, четырехугольную.

Д/и «Чудесный мешочек».

Упражнять в умении выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе и другим предметам.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Знать последовательность времен года, называть текущий месяц.

Совершенствовать прямой и обратный счет.

Совершенствовать умение в обведение предметов по контуру и их штриховке.

Расширить знания о круге, не сравнивая его с овалом.

Совершенствовать умения называть геометрические фигуры развивать память, активизировать речь.

Ноябрь Упражнять в умении называть предыдущее и последующее число к названному, определять пропущенное число

Закрепить понимание отношений между смежными числами. Д/и «Назови соседей»

Формировать умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на один в пределах 10.

Совершенствовать умение детей в штриховке.

Знать последовательность осенних месяцев, называть текущий месяц.

Совершенствовать умение работать по точкам.

Разгадывание кроссворда «Осень»

Декабрь Закрепить представление детей о том, что число предметов не зависит от их размера и формы расположения.

Закрепить представление детей о том, что число предметов не зависит от расположения между ними.

Закрепить основное правило счета, считать предметы можно в любом направлении, но нельзя пропустить ни один предмет и ни один предмет не считать дважды.

Совершенствовать работу с счетными палочками, умение отсчитывать нужное количество палочек и умение выкладывать рисунок.

Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев.

Разгадывание кроссворда «Дни недели»

Январь Закрепить представление детей о количественном составе из единиц чисел 5.6,7,8,9,10.

Д/и «Какой цифры не стало?» – закрепить знание образования числа шесть; познакомить с цифрой шесть, учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами

Ориентировка на листе бумаги.

Упражнять в сравнении предметов по высоте, толщине.

Закрепить знания о названиях зимних месяцев, временах года.

Работа в тетрадях в клетку.

Лабиринты

Решение задач-шуток

Февраль Закрепление знаний о цифрах от 0 до 10. Д/и «Кто в домике живет?», «Не ошибись», «Числа, числа, бегите!»

Расширять знания детей о геометрических фигурах. Д/и «дорисуй картинку»

Ориентировка в пространстве

Работа в тетрадях в клетку.

Разгадывание кроссворда «Зима».

Отгадывание математических загадок.

Закрепить навыки нахождения чисел больше (меньше) любого названного числа (без указания, на сколько больше или меньше задуманного числа, ориентировки в числовом ряду в пределах 10.

Формировать умение группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины

Март Упражнять детей в умении делить предметы на части.

Закрепление понятия – четырёхугольник.

Знакомство с понятиями 1 копейка, 10 копеек, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Совершенствовать знания об условной мерки.

Закрепление знаний названиях весенних месяцев.

Совершенствовать навыки сюжетной штриховки

Д/и «Найди пару»

Апрель Закрепить знания о математических знаках «+»; «-»; «=».

Решение задач на сложение и вычитание

Формирование временных представлений и понятий: вчера, сегодня, завтра.

Знать названия текущего месяца, времени года.

Д/и «Собери из частей целое»; д/и «найди, что перепутал художник»

Май Ориентировка на листе бумаги в клетку, упражнять в счёте и отсчёте клеток.

Закрепить такие математические понятия как: точка, линия, отрезок, кривая.

Упражнять в умении определять время по часам.

Разгадывание кроссворда «Части суток»

Работа с перфокартами

Д/и «Найди недостающую фигуру»

Д/и «Расскажи про картинку»

Июнь Д/и Волшебная проволочка»

Закрепить умение различать время по часам.

Д/и «Чудесный мешочек» (закрепить геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, призма)

Д/и «Танграм»

Работа в тетраде в клетку-нарисуй точно такую же собачку.

Д/и «Прочитай письмо и найди дорожку к нужному домику»

Июль Д/упр. «Нарисуй по клетке гусенка, но чтобы он смотрел в другую сторону»

Работа с счётными палочками.

Д/упр. «Кто больше выложит предметов за 1 минуту»

Д/и «Оживи фигуру»работа с геометрическими фигурами.

Математическая викторина «Семь бед – один ответ»

Август Д/и «Как Незнайка играл в прятки»

Конкурс математических загадок.

Кроссворд «Лето»

Дорисуй фигуру, используя существующую закономерность

Д/и «Занимательный квадрат»

Источник

 План индивидуальной работы по формированию математических представлений с детьми младшего дошкольного возраста

День недели

Режимные процессы

Содержание работы

Цели:

Понедельник

Утро

Д/У: «Что катится»

Упражнять в умении обследовать форму предметов, используя зрение и осязание.

Дневная прогулка

П/И: «Мыши и кот»

Д/И: «Угости зайчат»

Упражнять различать понятия «Много», «один»; развивать активность в двигательной деятельности.

Формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?

II половина дня

Индивидуальная работа по разделу форма: «Что лежит в мешочке?»

Д/И: « Вверх – вниз»

Обследовать форму фигур, используя осязание и зрение; развивать моторику рук.

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственное направление от себя

Вечерняя прогулка

Д/У: «Угостим белочку грибами»

П/И: «Брось мяч куда скажу»

Формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов; активизировать в речи детей слова: «столько – сколько, поровну».

Упражнять различать пространственное направление от себя: вверх – вниз, вперед –назад, вправо – влево; согласовывать движения при метании.

Вторник

Утро

Д/И: «Где звенит колокольчик?»

Развивать умение ориентироваться в пространственном направлении от себя: вверху – внизу, впереди – сзади; развивать связную речь.

Дневная прогулка

П/И: «Воробушки и автомобиль»

С/Р игра: «Шоферы»

Закреплять знания по разделу количество и счет: различать понятие «один», «много»; закреплять умение действовать по сигналу.

Развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров: «большой – маленький»; воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

II половина дня

Д/У: «Когда это бывает?»

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: утро – вечер, день – ночь; активизировать речь детей.

Вечерняя прогулка

Д/И: «Малина для медвежат»

Д/У: «Оденем куклу на прогулку»

Сравнивать две группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов; овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими.

Упражнять соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины.

Среда

Утро

Д/И: «Собери бусы»

Умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; развивать моторику.

Дневная прогулка

П/И: «Птички в гнёздышках»

Закреплять понятие «Много, один, ни одного»; приучать действовать совместно.

II половина дня

Д/И: «Расставь машины в гаражи»

Развивать умение видеть общие признаки предметов группы; формировать доброжела-тельное отношение друг к другу.

Вечерняя прогулка

Д/У: «Найди пару»

Индивидуальная работа по разделу количество

Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); активизировать словарный запас.

Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все кубики – маленькие, эти – все зеленые, а эти – желтые)

Четверг

Утро

Д/И: «Поиск клада»

Упражнять различать пространственные направления от себя: впереди – сзади, справа – слева; развивать эмоционального интелекта.

Дневная прогулка

П/И: «Самолеты»

Д/У: «Подбери дорожки к домикам»»

Совершенствовать понятия «один», «много», понимать вопрос «Сколько?»; упражнять в беге в разных направлениях.

Развивать умение детей сравнивать два предмета по длине; активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

II половина дня

Д/И: «Угадай, кого загадала

Закреплять умение различать пространственное направление от себя: справа – слева.

Вечерняя прогулка

П/И: «Сверни ленту»

Развивать умение сравнивать предметы одинаковых размеров по длине; развивать координацию движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Пятница

Утро

Д/У: «Угадай, что загадали»

Учить различать предметы по форме и называть их; активизировать речь детей.

Дневная прогулка

С/Р игра «День рождение Миши»

Д/И: «Почини коврик»

Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путём добавления одного предмета; воспитывать моральные качества.

Развивать умение детей сравнивать предметы по длине; обозначать результаты сравнения словами «длинный – короткий, одинаковые».

II половина  дня

Индивидуальная работа по разделу ориентировка во времени «Когда это бывает?»

Упражнять в контрастных частях суток: день, ночь; помогать вводить в предложения определения, обстоятельства, дополнения.

Вечерняя прогулка

Д/И: «Маркеры”

П/И «Найди своё место»

Упражнять различать правую и левую руки; реагировать на сигналы.

Упражнять обследовать форму фигур, используя зрение; выполнять правила игры.

Источник

Картотека индивидуальной работы по формированию элементарных математических  представлений подготовительной группы 

Подготовила: Кавитова В.И.

Индивидуальная работа по математике

Карточка 1

«Сколько?»

Задача: упражнять детей в счете и отсчете предметов в пределах десяти.

Карточка 2

«Три обруча».

Задача: закреплять знание названий геометрических фигур и их особенностей.

Карточка 3

«Найди пару».

Задача: упражнять детей в умении сравнивать предметы по длине и ширине.

Карточка 4

«Слушай — считай!»

Задача: упражнять детей в счете на слух.

Карточка 5

«Волшебный мешочек».

Задача: учить детей описывать предмет на основе осязательно-двигательного обследования.

Карточка 6

«Что где находится?»

Задача: закреплять представление о взаимном расположении предметов в пространстве (слева, справа, до, после, между, перед, за).

Карточка 7

«Блоки Дьенеша».

Задача: развивать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине.

Карточка 8

«Геометрический диктант».

Задача: формировать представление детей о взаимном расположении геометрических фигур на плоскости (слева, справа, вверху (над), внизу (под)).

Карточка 9

«Назови соседей».

Задача: учить детей называть предыдущее и последующее числа для каждого числа натурального ряда в пределах десяти.

Карточка10

«Топай, хлопай!»

Задача: упражнять детей в воспроизведении указанного количества движений и счете предметов.

Карточка 11

«Слушай — считай».

Задача: упражнять детей в счете звуков.

Карточка12

12«Лабиринты».

Задача: развивать ориентировку на плоскости

Карточка13

«Солдаты в строю».

Задача: упражнять в установлении пространственных отношений между предметами (перед, за, между).

Карточка14

«Роботы».

Задача: развивать умение двигаться в заданном направлении.

Карточка15

«Найди столько же».

Задача: учить детей видеть равное количество разных предметов, расположенных по-разному

Карточка16

        «Числовой ручеек».

Задача: закреплять навыки порядкового счета.

Карточка17

        «Потерялось число».

Задача: совершенствовать умение детей называть числа в прямом и обратном порядке.

Карточка18

         «Математический диктант».

Задача: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определяя стороны и углы листа.

Карточка19

        «Разложи по порядку».

Задача: упражнять детей в сравнении предметов по длине и толщине.

Карточка20

        «Что сначала, что потом?»

Задача: формировать у детей понимание временных отношений (сначала, потом, до, после, раньше, позже).

Карточка21

        «Сравни числа».

Задача: учить детей сравнивать числа.

Карточка22

«Найди столько же».

Задача: закреплять умение видеть равное количество предметов в группах.

Карточка23

        «Назови соседа».

Задача: учить детей определять предыдущее и последующее числа.

Карточка24

        «Найди пару».

Задача: упражнять детей в счете и отсчете предметов.

Карточка 25

        «Покупки».

Задача: учить детей составлять заданное число из единиц на наглядной основе.

Карточка26

        «Найди цифру».

Задача: закреплять знание цифр «1» и «2».

Карточка 27

        «Хлопай, топай».

Задача: учить детей определять положение геометрических фигур по таблице.

Карточка28

 «Составь число».

Задача: упражнять детей в составлении числа из единиц.

  Карточка29

        «Три медведя».

Задачи: закреплять представление детей о многоугольниках; упражнять в классификации многоугольников по видам и размерам.

Карточка 30

        «Мы делили апельсин».

Задача: упражнять детей в делении предметов на равные части с учетом их формы.

Карточка31

        «Вперед — назад».

Задача: закреплять навыки прямого и обратного счета.

Карточка 32

        «Назови предыдущее число».

Задача: закреплять понимание детьми отношения чисел натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) каждое число на один в пределах десяти.

Карточка33

        «Кто знает — тот дальше считает».

Задача: закреплять навыки счета в пределах пятнадцати.

Карточка34

        «Составь число».

Задача: учить детей составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа.

Карточка36

        «Волшебные палочки».

Задача: развивать у детей умение моделировать геометрические фигуры по словесному описанию.

Карточка36

        «Неделька».

Задача: закреплять знание детьми названий дней недели и их последовательности.

Карточка37

        «Нарисуй квадрат».

Задача: упражнять детей в отсчете клеток, дорисовке квадратов и изменении их размеров.

Карточка38

 «Где что находится?»

Задача: формировать у детей навыки ориентировки на листе бумаги.

Карточка39

        «Потерялась цифра».

Задача: закреплять умение определят предыдущее, последующее или пропущенное числа.

Карточка40

        «Составь число».

Задача: учить детей составлять заданное число из двух меньших.

Карточка41

        «Волшебные палочки».

Задача: развивать умение моделировать и преобразовывать геометрические фигуры.

Карточка42

        «На что похоже?»

Задача: закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Карточка43

        «Посчитай-ка».

Задача: упражнять детей в прямом и обратном счете.

Карточка44

        «Который час?»

Задача: упражнять детей в устанавливании времени на макете часов.

Карточка45

        «Составь задачу».

Задача: учить детей составлять задачи на сложение.

Карточка46

        «Волшебный мешочек».

Задача: упражнять детей в умении анализировать форму предметов и их частей.

Карточка47

        «Решаем задачу».

Задачи: закреплять представление детей о структуре задачи; упражнять в составлении и решении задачи.

Карточка48

        «Который час?»

Задача: учить детей определять время по часам.

Карточка49

        «Больше, меньше, равно».

Задача: закреплять знание математических знаков.

Карточка50

 «Посчитай, сколько».

Задача: упражнять детей в проведении прямых линий и измерении их длины по клеткам.

Карточка51

«Считай!»

Задача: совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах двадцати.

Карточка52

«Решаем задачи».

Задача: учить решать задачи на сложение.

Карточка53

«Найди знак».

Задача: закреплять знание математических знаков «+», «-», «=»,

Карточка54

«Сидели две вороны».

Задача: учить детей составлять задачи на вычитание.

Карточка55

«Устный диктант».

Задача: совершенствовать умения детей ориентироваться на листе в клетку, выполнять задания по словесному указанию.

Карточка56

«Часы пробили…»

Задача: учить детей определять время с точностью до одного часа.

Карточка57

«Легкая задачка».

Задача: учить детей составлять задачи на сложение и вычитание.

Карточка58

«Волшебные палочки».

Задача: упражнять детей в моделировании фигур из частей и палочек.

Карточка59

«Задачка».

Задача: учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Карточка60

«Кто знает, тот дальше считает».

Задача: совершенствовать навыки счета со сменой основания счета.

Карточка61

«Отгадай число».

Задача: закреплять понимание количественного и порядкового значений чисел.

Карточка62

«Прятки».

Задачи: формировать у детей умение разделять предмет сложной формы на элементы; закреплять знание геометрических фигур.

Карточка63

«Посмотри и составь задачу».

Задача: учить детей составлять арифметические задачи по картинкам.

Карточка64

«Где что находится?»

Задача: закреплять умение ориентироваться в соответствии с условными обозначениями, отражать в речи пространственное расположение (вверху, внизу, справа, слева).

Карточка65

«Блоки Дьенеша».

Задача: закреплять умение сопоставлять плоские геометрические фигуры с объемными.

Карточка66

«Составь задачу».

Задача: учить детей составлять, решать и записывать арифметические задачи.

Карточка67

«Найди знак».

Задача: закреплять знание арифметических знаков.

Карточка68

«Найди число».

Задача: закреплять умение находить число больше на один, меньше на один

Карточка69

«Составь задачу».

Задача: учить детей составлять задачу по заданным числовым данным, придумывая самостоятельно ее тему и содержание.

Карточка70

«Потерялась цифра».

Задача: закреплять знание цифр от «О» до «10».

Источник

       «Организация и содержание индивидуальной работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников»

     Работая в дошкольном образовательном учреждении, все мы очень хотим и всячески стремимся к тому, чтобы наши воспитанники были как можно больше похожи на «идеальных детей»

        ИДЕАЛ – это дети:

  –  имеющие высокую познавательную мотивацию;

  –  свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и общении;

  –  имеющие чувство собственного достоинства и способные уважать других;

  –  эмоционально отзывчивые на состояния других людей и живых существ, а также на красоту окружающего мира и произведений искусства;

  –  открытые для общения друг с другом и со взрослыми;

  –  подготовленные к жизни и учебе в следующей социальной ситуации развития – школе.

    Важными показателями умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются:

  –  сформированность образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества;

  –  овладение умениями классифицировать, обобщать, моделировать, отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.

    Вот это тот ИКР – идеальный конечный результат, к которому мы все стремимся. И все мы понимаем, что достичь его только с помощью организованных обучающих занятий невозможно. Необходима индивидуальная работа, которая способствует организации наиболее оптимальных для  ребенка условий обучения  с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений, навыков.

    Индивидуальная работа проводится с учетом личностных, социально-психических свойств детей данного возраста, а также особенностей интеллектуального развития.

    Индивидуальная работа создает условия для:

  –  успешного усвоения программных задач (ознакомление с множеством, числом, формой, величиной…)

  –  овладения математической терминологией (цифра, знак, геометрическая фигура, величина)

  –  получения знаний, умений, навыков обучения способом их самостоятельного постижения;

  –  развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи;

  –  повышения самооценки (положительная самооценка позволяет ребенку достичь успеха.

    Индивидуальные занятия должны проходить в индивидуальном темпе, учитывая особенности каждого ребенка.

    Важны приемы, позволяющие обеспечивать мотивацию индивидуальных занятий:

  – сенсорная привлекательность наглядных пособий и индивидуальных дидактических материалов. Используемый дидактический материал должен быть понятен и доступен ребенку, должен побуждать положительные эмоции, вызывать желание выполнить задание (счетный материал ребенок выбирает сам; карточки с цифрами раскрашивает как хочет, сам выбирает цвет);

  –  создание «ситуации успеха» у отстающих детей на занятии, для этого с новым материалом их следует знакомить раньше, чем остальных детей, тем самым – повышаем их активность на занятии, способствуем развитию чувства уверенности в себе, самооценка – повышается, появляется осознание собственной ценности;

  –  индивидуальные занятия предполагают совместный поиск решения, интеллектуальное сотрудничество со взрослым, а не соревнование и поиск ошибок у ребенка;

  –  нетравмирующая оценка, положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать, узнать. Допустимо только сравнение результатов деятельности ребенка с его собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей. В старшем возрасте возможно сравнение работы ребенка с эталонной.

Система игр и дидактических упражнений для индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Индивидуальная, совместная деятельность

Прогулка

«Точечки» (Никитин)

«Стосчет» (Зайцев)

«Сотня» (Никитин)

«Волшебный математический зонт»

«Почтальон-вычислитель» (Зак А.)

(развитие навыков устного счета)

«Раскрась соответственно цифрам»

«Палочки Кюизенера»

«Засели домик» (состав числа)

«Найди пару» (состав числа)

«Заполни пропуски»

Рисование и лепка цифр

Игры с кубиком (делать ходы в соответствии с количеством выпавших очков)

«Ритмические диктанты» (простучи ритм, вырази его как цепочку длинных и коротких палочек (больших и маленьких фигур).

Сколько лепестков у цветочка?

(сирень – 4, незабудка – 5, лилия – 6)

 Сколько этажей в доме?

Сколько машин на парковке?

Которая по счету красная машина?  

Кто идет первым (четвертым)?

Кто идет за Лерой?

Которым по счету идет Максим?

Сколько детей было на прогулке? (счет предметов по парам – варежки на батарее, сапоги под батареей)

Сравнение по количеству группы предметов (шишки, камешки…) пересчетом, установлением взаимооднозначного соответствия.

Игры с мячом

– назови по порядку,

-«больше пяти», «меньше восьми».                

ФОРМА

Индивидуальная, совместная деятельность

Прогулка

«Геометрическая мозаика» (овал, кружок)

 – выкладывание по образцу (на образце, на столе)

 – выкладывание по замыслу

 – выкладывание орнаментов из геометрических фигур.

Рисунки из геометрических фигур.

Из каких геометрических фигур состоит изображение?

 – квадраты раскрась синим цветом, круги – желтым.

«Сложи квадрат» (Никитин)

«Танграм», «Головоломка Пифагора», «Пентамино» (плоскостное моделирование).

«Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» (Никитин).

Найдите предметы, похожие по форме на треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Выложи из веточек, камешков  треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Чем похожи фигуры? Чем они отличаются?

Нарисуй на асфальте, песке геометрические фигуры.

ВЕЛИЧИНА

Индивидуальная, совместная деятельность

Прогулка

Конструирование из различных видов конструкторов (высокие – низкие башни).

Составление гусениц из геометрической мозаики (длинная – короткая), снеговиков (из больших и маленьких кругов).

Какая палочка длиннее – короче?

                        Толще – тоньше?

Разложи палочки по порядку.

Найди место палочке.

Какое дерево самое высокое (низкое)?

Какой снеговик выше – ниже? (из больших (маленьких) комков)

Сравнение опавших листьев.

При одевании на прогулку: чей шарф длиннее – короче, шире – уже?

Сравнение ведерок с песком

 – одинаковые по форме, но по-разному наполненные;

 – разные емкости и мерный сосуд.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Индивидуальная, совместная деятельность

Прогулка

Графические диктанты

Рисование по клеточкам

Игра «Муха»

Игра «Паучок»

«Где находится предмет? (мяч – коробка (в, на, за, под)

«Просвет» (Зак А.)  (развитие пространственного мышления),

«Волшебный квадрат» (Воскобович),

«Прозрачный квадрат» (Воскобович).

Что где находится?

   Впереди – сзади

   Слева – справа

   Вверху – внизу

«Добавь слово»

  Стол стоит …(позади)

  Песочница…(справа)

«Сколько шагов до…»(развитие глазомера)

«Разложи игрушки»

(Мячик положи справа от машины, слева от лопатки)

Игры с планами (движение в указанном направлении).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Индивидуальная, совместная деятельность

Прогулка

«Разложи по порядку» ( что было сначала, что произошло потом).

«Когда это бывает?» (сопоставление картинок с частями суток).

«Режим дня».

Определи время суток по явлениям природы (светит ярко солнце – день, стемнело – вечер).

Источник