Индивидуальная психокоррекция и ее возможности в развитии ребенка
Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.
Цель коррекции
Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.
Показания для назначения
Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:
- гиперактивность, импульсивность;
- неконтролируемая агрессия;
- тревожность, мнительность;
- чрезмерная стеснительность, боязливость;
- неоправданные страхи;
- трудности запоминания;
- неусидчивость;
- нарушения мышления;
- трудности в процессе обучения.
Этапы психологической коррекции
Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:
- сбор информации;
- создание программы проведения психокоррекции;
- установочный этап;
- процесс психологической коррекции;
- завершающий этап.
Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.
Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.
Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.
Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.
Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.
Основные методы
Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.
Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.
Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.
Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.
Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.
Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).
По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.
Источник
На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с неадекватным поведением младших школьников. Естественно, что такое неблагополучие в развитии детской личности вызывает в голове у родителей и педагогов панику, а также множество вопросов: «Что происходит?», «Кто виноват?» и «Как все исправить?» В такой неприятной ситуации на помощь приходит психокоррекция детей, представляющая собой сочетание психологических приемов, которыми пользуется психолог для того, чтобы исправить недостатки в психологическом развитии человека или изменить поведение человека, считающегося психически здоровым. Из определения следует, что психокоррекция предназначена не только для людей с нарушениями психики, но также и для вполне здоровых людей разного возраста.
Методы психокоррекции
Безусловно, каждая ситуация требуют к себе индивидуального подхода. Специалист в каждом конкретном случае применяет разные методы психокоррекции, наиболее точно отвечающие потребностям человека. Для взрослых они свои, а для детей и подростков — свои. Среди существующих на сегодняшний день методов психокоррекции для детей особо выделяются следующие:
- игротерапия — это самый распространенный метод, применяемый по отношению к детям, поскольку игра как форма взаимодействия и развития ближе и понятнее ребенку, нежели любая другая деятельность,
- арттерапия в форме рисуночной терапии, библиотерапии, драматерапии, сказкотерапии и музыкотерапии, основной целью которых является гармонизация личности через развитие способностей к самовыражению и самопознанию,
- поведенческий тренинг или психокоррекция поведения, обучающая ребенка адекватному поведению в проблемных ситуациях,
- тренинг личностного роста, направленный на сферу развития ребенка как личности путем постановки нормативно-возрастных проблем и задач,
- психогимнастика — невербальный метод групповой психотерапии, на основе выражения эмоций через движения,
- метод социальной терапии, построенный на признании и принятии, а также положительной оценке ребенка значимым для него окружением — взрослыми и сверстниками,
- психоанализ,
- метод десенсибилизации.
Это были методы психокоррекции, теперь поговорим о ее видах. Все виды психокоррекции можно разделить по следующим параметрам и исходным условиям:
- по характеру направленности:
— коррекция, имеющая целью снятие отельных симптомов,
— коррекция основного источника отклонений;
- по содержанию:
— коррекция сферы познания,
— коррекция личности и ее поведения,
— работа с внутригрупповыми взаимоотношениями, а также детско-родительскими взаимоотношениями,
- по наличию программы коррекции:
— программированная,
— импровизированная коррекция,
- по масштабу решаемых задач:
— общая психокоррекция,
— частная,
— специальная коррекция,
- по форме работы:
— индивидуальная коррекция,
— групповая психокоррекция.
Групповая психокоррекция
Групповая психокоррекция отличается от индивидуальной тем, что работа направлена на взаимодействие всех членов группы, включая психолога. Программа психокоррекции пишется таким образом, что группа рассматривается как основной инструмент воздействия. Человек имеет возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть то или иное поведение, узнать самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, сделать выводы и в результате расширить границы коррекционного процесса. Понятно, что метод групповой коррекции хорош для работы с проблемами в общении и взаимодействии с окружающим миром. Если у ребенка проблемы внутреннего характера, тогда уместнее индивидуальные сеансы и индивидуальная коррекция.
Психокоррекция подростков
Отклоняющееся поведение большей части детей — это вызов современности. Количество детей, у которых наблюдаются отклонения в поведении и восприятии себя растет, и перед взрослыми встают вопросы, как быть с такими детьми, как им помочь и адаптировать их для жизни в обществе.
Психокоррекция подростков — это огромный раздел психологии, имеющий своей целью разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов подростка, а также формирование у подростка социально значимых черт и качеств личности.
Чаще всего психотерапия и психокоррекция, являющиеся составляющими частями психологии, используют следующие методы в работе с подростками:
- метод разрушения отрицательного характера путем его «взрыва» или реконструкции,
- метод перестройки мотивации и самосознания,
- метод перестройки жизненного опыта,
- метод предупреждения негативного и стимулирования позитивного поведения.
К счастью, детская психика гораздо более гибкая, нежели психика взрослого человека. Отрицательные установки или выводы не так сильны, как у взрослых. Ребенок обладает большими адаптивными способностями, в нем легче спровоцировать отклик и желание что-то изменить. Поэтому, если вовремя обнаружить какие-либо психологические проблемы и начать их решать сообща, тогда за небольшой промежуток времени ребенок станет жизнерадостным, общительным, у него появятся друзья, с ним будут считаться, а мир вокруг начнет улыбаться вместе с ним. Будьте внимательны к своим детям! Успехов Вам!
Источник
Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками
Содержание и выбор методов
психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а
также предметом коррекции, формулируемым в психологической практике на языке
трудностей клиентов (детей, педагогов и родителей).
Объект психокоррекции – это отдельные сферы личности, подвергающиеся
изменению, ее предмет – та психическая реальность, на которую направлено
психокоррекционное воздействие.
Виды коррекции 1. Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции
ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго.
Она предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности
личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других
негативных личностных проявлений.
2. Коррекция познавательной сферы
направлена на формирование
познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов,
тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности,
преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.
3. Коррекция эмоциональной сферы связана со снижением психоэмоционального напряжения,
дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных
образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она
предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального
реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.
4. Коррекция волевой сферы – это развитие произвольности психических процессов,
формирование целеполагания, мотивации, осмысленности и рефлексивности
поведения, преодоление незавершенности действий ребенка.
5. Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внутренней позиции ребенка,
овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей
поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных
стереотипов.
6. Коррекция игровой или учебной
деятельности направлена на развитие
личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами
деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.
7. Коррекция отношений ребенка предполагает изменение социальной ситуации развития,
ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта,
интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение
внутренних и внешних психологических конфликтов.
8. Коррекция умственного развития:
развитие восприятия, сенсорных
способностей;
развитие наглядно-образного
(наглядно-действенного) мышления;
развитие начальных функций
произвольного внимания и памяти;
развитие речи (в рамках
логопедической помощи);
развитие познавательной
мотивации.
9. Коррекция готовности ребенка к
обучению
коррекция внутренней позиции
ребенка;
формирование общей
успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль,
самооценка);
коррекция мелкой моторики и
пространственной ориентации (письмо);
речевая коррекция (чтение);
коррекция исходных
представлений о количестве, величине и т.п. (математика).
10. Коррекция неорганизованности
поведения.
а) Мотивационный блок (целеполагание) – неумение
выделить, осознать, принять и выдержать цель действия:
четкое выделение цели,
принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;
удержание образца «на виду
»;
выделение поэтапных подцелей;
обеспечение достижения цели и
одобрения успеха;
перенос успеха на
самостоятельное поведение;
перенос произвольной регуляции
на фрустрирующую ситуацию;
б) Операционно-регулятивный
блок (планирование и контроль) – неумение планировать пути достижения цели как
по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить
коррекции по ходу их выполнения:
совместное со взрослым
планирование содержания и последовательности операций по достижению цели;
предметное и знаковое
моделирование пути действия;
овладение различными способами
планирования (готовая схема, моделирование, план-схема);
распределение функций в
кооперативных формах деятельности;
формирование мотивационной
готовности к деятельности;
формирование действий
самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий;
введение режима с небольшим количеством требований;
последовательная передача
функций планирования, контроля и оценки ребенку.
11. Коррекция личностного развития
а) Коммуникативные проблемы в семье – с
родителями, родственниками:
разъяснительная коррекционная
работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных
установок и стереотипов воспитания;
родительский тренинг
(повышение родительской компетентности);
тренинг педагогического
общения (повышение педагогической компетентности);
коррекционные игры психолога с
ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
организация игр ребенка с
родителями (проба на совместную деятельность).
б) Трудности общения вне семьи – со сверстниками,
воспитателями, учителями:
коллективные игры
(справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
игровая коррекция поведения
(отреагирование и выход агрессивного заряда);
статусная психотерапия
(возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
социальная терапия (изменения
отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка
значимым взрослым).
в) Проблемы самооценки, тревожность, повышенная
эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм:
психогимнастика;
холдинг-терапия;
арттерапия;
психодрама и другие формы
десенсибилизации.
В подростково-юношеском
возрасте содержательная проблематика, требующая коррекционных усилий психолога,
представлена следующим образом:
акцентуации характера;
нарушения поведения;
трудности
подростково-юношеского возраста;
эмоционально-личностные
проблемы;
психофизический инфантилизм;
социально-педагогическая
запущенность (несформированность субъекта самосознания, общения и деятельности);
нарушения
социально-психологической адаптации.
Классификация методов психологической коррекции
1. По физиологическому статусу мозга:
Бодрствование- Тормоз-
разъяснение;
самогипноз;
убеждение;
внушение в предсонном
состоянии
рассудочная регуляция; (трансе);
авторитетное внушение
внушение в просоночном
состоянии;
(директивная коррекция);
пиетативная коррекция
внушение во сне (парадоксальная фаза);
(эмпатическое слушание,
сочувствие);
внушение в гипнотическом и
наркотическом
состоянии
2. По биологическому гомеостазу: для
нормального состояния; для стрессового состояния;
3. По характеру и направленности воздействия:
развивающие; седативные; активизирующие; дезактуализирующие; активизирующие; мобилизирующие;
4. По преимущественному воздействию на
психические процессы:
иматотренинг (воображение);
ментальный тренинг (мышление); эмоционально-волевая
тренировка (эмоции, воля);
5. По количеству участников:
групповые (для макро-, микро-,
медиагрупп); индивидуальные;
6. По принципу воздействия: гетерогенные
(на других); аутогенные (на себя);
7. По использованию средств искусства: изотерапия;
Источник
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями стала наиболее острой. В 90-х годах инвалидность при рождении определялась у 3-4-го ребенка, сейчас – у каждого второго. Если 10-15 лет назад, по нашим наблюдениям, рождалось много детей с ДЦП, то сейчас мы наблюдаем рост рождаемости детей с эмоциональными расстройствами, в том числе с РДА, с нарушением поведения и деятельности, а также с сочетанными нарушениями развития.
Дети «с особыми нуждами» составляют неоднородную группу. Специальная психология выделяет следующие категории детей с нарушениями развития:
- Дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость различной степени). Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности и поведения, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
- Дети с отклонениями в познавательном развитии (задержка психического развития). ЗПР выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
- Дети с нарушениями слуха (НСТ разной степени).
- Дети с нарушениями зрения (слепота, слабовидение, косоглазие, недоразвитие сетчатки или других органов глаза).
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.1. Заболевания нервной системы: ДЦП, нейроинфекции.2. Врожденная патология ОДА: врожденная дисплозия тазобедренного сустава, кривошея, косолапость, недоразвитие и аномалии развития конечностей, позвоночника и пр.3. Приобретенные заболевания и повреждения ОДА.
- Дети с нарушениями речи (алалия, дизартрия, дисграфия, заикание, мутизм).
- Дети с эмоциональными расстройствами, в т.ч. с РДА, аутоподобное нарушение поведения, страхи, фобии.
- Дети с нарушениями поведения и деятельности.
- Дети с тяжелыми множественными нарушениями (умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм, эпилепсия и пр.).
Структура дефекта развития у данных категорий детей различна, но обусловлена следующими нарушениями:
- двигательными;
- речевыми;
- сенсорными;
- эмоциональными;
- поведенческими.
Клиническая картина нарушений в каждом отдельном случае разная, однако, можно выделить ряд проявлений, характерных для всех перечисленных категорий:
- социальная дезадаптированность ребенка;
- низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия и представлений, памяти, мышления);
- нарушения сенсорно-перцептивных функций (трудности пространственного анализа и синтеза, понимания схемы тела, пространственно-временных отношений, зрительного, слухового, тактильного восприятия);
- нарушение речевых функций (дизартрия, нарушение фонематического восприятия, анализа слов, трудности усвоения лексической и понятийной стороны языка, полное отсутствие речи);
- задержка или нарушение развития мышления (снижение, уплощение интеллекта, недоразвитие мыслительных операций, таких как классификация, сравнение, анализ-синтез и пр.);
- заторможенность, ригидность, стереотипность и однообразие мыслительной деятельности, повышенная истощаемость, неустойчивая динамика ее продуктивности;
- недостаточность или грубые нарушения психомоторных функций (крупная и мелкая моторика, зрительно-моторная координация, моторная неловкость):
- несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы;
- нестабильность эмоционального состояния, возбудимость, страхи, фобии, повышенная тревожность, невротизация;
- снижение произвольности психических процессов, деятельности, поведения;
- стереотипия поведенческих реакций, «застревание» на определенных поведенческих реакциях и фразах, склонность к аутоподобному поведению;
- несформированность предметно- практических умений и навыков;
- нарушения в становлении личностных качеств и Я-концепции.
Кроме того, у детей с нарушениями в развитии часто наблюдаются психологические особенности, которые могут препятствовать их успешной интеграции в общество:
- некритичность, неадекватная самооценка и уровень притязаний;
- недостаточное развитие коммуникативных навыков;
- избирательное принятие социальных норм и правил поведения, неосознанность и отрицание многих из них;
- узость круга интересов, отсутствие мотивов к продуктивной деятельности;
- социальный и личностный инфантилизм.
Поэтому детям «с особыми нуждами» требуется коррекционно-развивающая и восстановительная работа не только на познавательном уровне, но и на эмоционально-личностном и поведенческом уровне, т.к. без этого ре6бенок неспособен усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений.
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы
Наиболее распространенная категория детей, нуждающихся в коррекции, – дети с тяжелыми множественными нарушениями. Сложная структура дефекта предполагает дифференцированный подход к психологической коррекции, т.е. учет в каждом конкретном случае формы, степени тяжести, специфики и сочетанности нарушения психических функций.
Чаще всего приходится работать с детьми, у которых основной дефект, например ДЦП, осложнен интеллектуальным недоразвитием тяжелой степени, нарушением зрения, слуха, отсутствием речи, чертами аутичного поведения, иногда с эписиндромом, т.е., с так называемым сложным нарушением. Это требует специфических, нестандартных методов коррекционной работы.
Для детей с сохранным интеллектом, с легкой степенью ЗПР или олигофрении используется метод арт-терапии, который включает в себя различные приемы,такие как:
- конструирование;
- лепка;
- аппликация из различных видов материалов;
- бумагопластика;
- рисование на различных поверхностях;
- куклотерапия, а также изготовление кукол для занятия из различных материалов;
- сказкотерапия по изготовленным аппликациям, рисункам, коллажам;
- коллаж;
- двигательная терапия;
- музыкотерапия.
Для данного метода применяются различные материалы: бумага, ткани, нитки, пластилин, краски, мелки, наклейки, бисер, пайетки, старые журналы, бросовые, разрозненные пуговицы, бусы и пр. Использование данного метода позволяет решать следующие задачи: а) развить сенсорные эталоны и обогатить сенсорно-перцептивный опыт, б) расширять знания об окружающем мире, в) сформировать целостную картину мира, г) стабилизировать эмоциональное состояние, помочь ребенку в символической форме отреагировать переживания, д) формировать произвольность деятельности и поведения.
Игровая терапия – универсальный метод, который включает в себя:
- игровую терапию реальной жизни (проигрывание проблемных ситуаций семейных отношений, взаимодействия со сверстниками, соперничество, кризисные и подростковые конфликты и др.). В данном случае чаще всего используется техники ролевых игр, драматизации, театрализованной игры, сказкотерапии, элементы тренинговых упражнений;
- игровую терапию отреагирования (проигрывание стрессогенных ситуаций, прошлого травмирующего опыта). Наиболее эффективной в этом случае показала себя сказкотерапия, символдрамма, рисование и проигрывание «виртуальной действительности»;
- игровую терапию построения отношений (проигрывание возникающих эмоций и ситуаций «здесь и сейчас», эмоциональная поддержка друг друга в сложных ситуациях). Наибольший эффект в данном случае проявился при использовании символдраммы, визуализации (упр. «Волшебный магазин», «Айсберг» и пр.) в сочетании с арт-терапией.
- игровую терапию творческого самовыражения (игры «творческого беспорядка»).
В ходе игровой терапии создается такой психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом а) взаимодействуют друг с другом, моделируют систему социальных отношений и социального опыта, б) приобретают новые знания о себе и о мире, в) формируют реальные отношения партнерства и сотрудничества, интериоризируют и усваивают адекватные способы ориентировки в проблемных ситуациях, социально-бытовые навыки и умения адаптироваться в мире, г) формируют способность к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе норм и правил игры, д) тренируют память, внимание, мышление, е) развивают воображение, речь, моторные навыки.
Сенсотерапия – уникальный метод, соединяющий в себе приемы других методов:
- арт-терапию (музыка, рисование);
- сказкотерапию (сочинение сказок, историй, например, «Сказка по кругу», «Сказки у костра», «Сказочные истории с предметами», «Семья животных»);
- игровую терапию (подвижные игры: «Поимки сокровищ», «Путешествие по морю», «Полет в космос»);
- цветотерапию;
- двигательную терапию (танцы, свободные движения под музыку);
- тренинговые упражнения («Свеча», «Слепой и поводырь»);
- релаксацию.
На занятиях в сенсорной комнате решается комплекс задач по развитию познавательных процессов, крупной и мелкой моторики, стабилизации эмоционального состояния и поведения.
Во время занятий создается комплексное психотерапевтическое воздействие на все анализаторы ребенка, включая эмоциональную и двигательную память. Мозг активизируется через стимуляцию базовых анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярных рецепторов. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный опыт и обрести уверенность в себе. Занятия в условиях сенсорной комнаты помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению знаниями схемы тела, развитию зрительно-моторной координации.
Сенсотерапия проводится по показаниям в двух видах:
- релаксация, снятие эмоциональной возбудимости
- стимуляция познавательной и двигательной активности.
Релаксация достигается через воздействие специальной музыки, звуков, терапевтических сказок, цвета, световых ламп, интерактивного пола, сухого бассейна.
Стимуляция познавательной и двигательной активности производится через световые панели, панно «Звездное небо», игры с интерактивным полом, интерактивную панель «Геометрические фигуры», подвижные игры «Прятки», «Жмурки», «День-ночь», «Найди, что спрятано» и пр. Данные приспособления и развивающие игры активно привлекают внимание ребенка, возбуждают его познавательный интерес, стимулируют деятельность и ориентировочно-поисковые действия. Для стимуляции мелкой и крупной моторики, развития речи и воображения проводится « Гимнастика Гномиков», соединяющая в себе массаж и пальчиковую гимнастику:
- Гномики спят;
- Гномики просыпаются, потягиваются;
- Гномики умываются;
- Гномики готовят завтрак (пекут пирожки), завтракают;
- Гномики моют посуду;
- Гномики идут играть.
В этот сказочный сюжет можно включать не только различные игры, но и предметную деятельность, рисование, лепку, аппликации, элементы игрового тренинга, танцевальную терапию и др. терапевтические приемы.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение миропознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Детей привлекают в сказках отсутствие прямых нравоучений, безобидность, занимательность сюжета, возможность взять инициативу в свои руки, повествование «от 3-его лица», «обезличенность» главного героя, расширение позитивного опыта, решение трудных ситуаций и проблем безопасным способом.
Основные приемы работы со сказкой:
- Рассказывание сказок;
- Сочинение авторских сказок;
- Сочинение сказок по рисункам, аппликациям, коллажам;
- Переделывание существующих народных или авторских сказок (изменение деталей, конца, элементов сюжета, введение новых героев);
- Постановка сказок с помощью изготовленных самостоятельно персонажей, пальчиковых и перчаточных кукол;
- Сочинение сказочных историй «от 1-го лица» с использованием подручных предметов.
Водно-песочная терапия, песочная анимация – наиболее эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими грубое нарушение интеллектуального, психомоторного и психоречевого развития. Водная терапия способствует расслаблению спастики рук, улучшению хватательных движений, моторной ловкости и развитию зрительно-моторной координации. Песочная терапия коррегирует память, внимание, логическое мышление, стимулирует развитие воображения, речи, способствует снижению страхов, тревожности через выполнение специфических заданий: песочной анимации (рисование на песке картин, сказок, «мультиков»), поисков «клада», создания «песочных картин» из мелких игрушек. Занятия с водой и песком создают релаксационный эффект, что способствует снижению спастики рук, коррекции страхов, тревожных состояний, снятию гиперактивных и гипервозбудимых реакций.
Одним из инновационных методов, применяемых в коррекционно-развивающей работе, является аудио-визуальный компьютерный комплекс «Возьми и сделай» (Тимокко).
Комплекс предназначен для работы с детьми младшего и среднего возраста для обучения детей с ДЦП двигательным навыкам, при гипотонии, нарушении тонуса мышц плечевого пояса, нарушениях координации движений, на начальных этапах работы при посттравматических моторных расстройствах, при генетических синдромах, при чертах аутичного и аутоподобного поведения. В комплекс входят пять игр:
- «Воздушные шары»;
- «Что под зонтиком»;
- «Звездный путь»;
- «Рисование»;
- «Волейбол»;
С помощью перечисленных интерактивных игр решаются следующие задачи:
- Повышение концентрации внимания и способности понимать правила игры.
- Улучшение координации рук и глаз, освоение новых движений.
- Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно.
- Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.
- Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.
- Обучение целенаправленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие произвольности деятельности и поведения.
- Повышение мотивации детей к двигательной и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры носят безопасный, бесконкурентный характер.
Невозможно охватить все многообразие методов и приемов, которые используются для коррекционно-развивающей работы с «особыми» детьми. Но именно индивидуальный подход к каждому ребенку, упорный систематический труд, сотрудничество специалистов, родителей и ребенка помогут преодолеть трудности и дадут ребенку шанс успешно адаптироваться в обществе.
Источник