Индивидуальная программа воспитания обучения и развития ребенка с уо

Индивидуальная программа воспитания обучения и развития ребенка с уо thumbnail

Московский институт образования.

Кафедра интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.

Иванова Елена, 4,5 года.

Составила

Учитель-логопед Токарева Ольга Вадимовна.

Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.

Иванова Елена, 4,5 года

Девочка родилась от 4 беременности, 2 срочные роды. Ребенок желанный, воспитывается в полной семье. Воспитанием занимается мама. Папа не хочет замечать особенного развития дочки; умиляется, улыбается. Контакт со взрослым формальный, незнакомого человека не боится.

Характерны невербальные средства общения. Хотя, само общение затруднено. Лена отвлечена, внимание не удерживает. Простые предложения и просьбы не воспринимает. Выражая протест – мычит. Выразить пожелание не может.

Девочка двигательно расторможена, двигается по комнате быстро, хаотично, почти бегом, иногда натыкаясь на мебель. Общение экспрессивно-мимическое. Трудно поймать взгляд. Иногда по просьбе может протянуть взрослому игрушку. Негативно выражает протест.

Игровая деятельность не сформирована. Игрушки хватает и бросает. Любит телефон – громко говорит: «Алло!». Действует совместно со взрослым – может недолго постучать молоточком, прыгать, звонить погремушкой. Действие по образцу и речевой инструкции затруднены.

Лена опрятная девочка. Навыки одевания, раздевания не сформированы. Пытается кушать сама. Кушает не аккуратно. Прожевывает пищу плохо. Навык умывания – не сформирован. Самостоятельно в туалет просится иногда. Родителям приходится все время напоминать и помогать.

Свое имя не называет, маму и папу глазами находит, но имена не называет.

Линии развития

Основные линии развития

ЗАР

ЗБР

Ниже ЗБР

Социальное

Представление о себе

+

Представление о других

+

Представление об окружающем мире

+

Физическое

Общая моторика

+

Мелкая моторика

+

Согласованность действий обеих рук

+

Познавательное

Внимание

+

Память

+

Восприятие

+

Мышление

+

Количественные представления

+

Ознакомление с окружающим миром

+

Развитие речи

+

Деятельность

Игровая

+

Продуктивные виды д-ти

+

Трудовое воспитание, самостоятельность в быту.

+

Индивидуальная программа:

1. Условия воспитания:

  1. Здоровье: – Рекомендуется выполнять четко режим дня. У Лены должно быть два разных набора игрушек и пособий. Первый – для свободных игр (3-4 игрушки), второй набор- для занятий, а затем убирается.

  2. В процессе режимных моментов взрослые выполняют массаж рук ребенка. Массаж проводится не сколько раз в день. Можно играть в пальчиковые игры.

  1. Навыки самообслуживания

и культурно-гигиенические навыки.

Учить Лену действовать самостоятельно в быту:

  1. Умываться; чистить зубы; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы.

  2. Учить пользоваться аккуратно ложкой, вилкой; вытирать рот, полоскать зубки после еды.

  3. Следить за чистотой своих рук, одежды, убирать за собой посуду, мыть ее и т.д.;

  4. Одеваться и раздеваться; надевать и снимать одежду и обувь; продолжать учить пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

  5. Приучать класть вещи на место, учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик;

  6. учить пользоваться пылесосом, телевизором, музыкальным центром.

  7. Учить соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль, поливать цветы, выбрасывать мусор, убирать игрушки на место.

  8. Приучать расправлять одеяло после сна, убирать пижаму в определенное место;

3. Социальное развитие.

Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях.

Закреплять невербальные и вербальные способы общения: показывать приветствие, прощание рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть– «привет, пока, на, дай, это, то».

Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, …..». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку.

Закрепить представление о том, что она девочка. Учить узнавать пол другого человека.

Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий.

Учить задавать простые вопросы: «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?”, Почему?” и т.п.

Сделать альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, где Лена играет, пишет, читает, рисует; и членов ее семьи.

Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, учить узнавать и называть предметы и их изображение на картинке: Мебель, транспорт, животные и т.д.

Учить использовать по назначению предметы: кровать – чтобы спать, стул, чтобы сидеть, телевизор – чтобы смотреть и т.д.

Продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу, по речевой инструкции.

    1. Физическое развитие и физическое воспитание

  • развивать движения рук;

  • совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью, шишки; собирать в ладошки пальчиками мелкие предметы, фасоль и др.);

– учить перешагивать через камешки, кочки, веревку, обруч и т.д.

– учить ходить на пятках, носочках.

  • учить ударять по мячу ногой из положения стоя, попадая в “ворота”;

  • учить прокатывать мяч по полу в «ворота».

  • учить подниматься и спускаться с лестницы, чередуя ноги;

  • чередовать хождение на пятках и носках

  • учить выполнять различные движения под музыку, ориентируясь на темп и ритм;

  • бросать мячи в цель двумя руками;

  • ловить мячи разного размера;

  • учить прыгать на одной, двух ногах;

5. Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим миром.

– Учить соотносить предметы по форме, по цвету; Например, аквариум – круг, книга – квадрат и т..д.

– учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т.д.);

– учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине.

учить ориентироваться в пространстве, закрепить понятия право-лево. Н

-Находить предметы, ориентируясь на инструкцию. Например, найди мишку под стулом.

учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);

– учить находить место предмета в ряду других , раскладывать по порядку несколько предметов.

– учить находить все предметы на «зашумленной» картинке.

Счетные операции:

– учить воспринимать 3 предмета, соотносить с количеством пальцев, выделять по слову заданное количество;

– учить использовать при счете приемы наложения и приложения,

– продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше;

Формирование наглядно-образного мышления

и элементов логического мышления:

  • учить классифицировать (4-й лишний, разложи картинки – какая к какой подходит и т.д);

  • игры «съедобное – несъедобное», «плывет – не плывет».

  • Игры «что сначала, что потом».

Ознакомление с окружающим.

Продолжать формировать представления об окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи, на изменения погоды и природные явления.

Развитие речи.

– повторять за взрослым слога (глухие – звонкие, твердые – мягкие.

-отхлопывать количество слогов в словах. (1- 2- сложные слова)

-прослушивать звуки живой, неживой природы, звуки животных и звуков речи (речка, ветер, корова, звонок и т.д.).

  • учить выражать свои желания фразой. «Мама, дай!» «Катя, на!», «Папа, иди», «идем спать»;

  • при произнесении фразы обращать внимание на окончания слов

  • обогащать словарный запас

  • учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. «Моя кукла», «Мой мяч»

  • учить изменять существительные по падежам.

  • Распространять словарь признаков, действий.

  • учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать сказки: «Колобок», «курочка Ряба», «Теремок» и т.д.

  • Учить задавать вопросы: Что это? Кто там? Где мама?

– Учить составлять простое предложение по картинке.

6. Продуктивные виды деятельности:

Рисование

  • Рисовать красками и кисточкой дождь, снег, листья и т.д. методом «примакивание».

  • Рисовать круглые предметы: «солнце», «Колобок» и т.п.

  • Рисовать фломастерами, карандашами,

  • Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.

Аппликация

  • создавать сюжеты: «соберем букет», «колобок», «Снеговик».

  • Учить приклеивать разные формы, чередуя их .

  • Учить резать ножницами

Лепка

  • лепить предметы круглой формы

  • прямые движения палочка, столбик

  • Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.

Конструирование

  • учить выкладывать узоры по образцу, чередуя величину, цвет, форму.

– учить строить из палочек постройки по образцу и памяти;

7. Трудовое воспитание.

– продолжать формировать навыки опрятности и гигиены убирать посуду, мыть руки и рот, чистить зубы.

– учить использовать бытовые приборы , соблюдать чистоту в комнате, поддерживать порядок.

Источник

Наталья Романова
Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития

1. Пояснительная записка

Актуальность разработки программы обучения и развития воспитанников, имеющих умственную отсталость,обусловлена следующими проблемами:

необходимость создания продуктивных условий педагогического процесса;

отсутствие утвержденной программы коррекционно-развивающего обучения детей с УО;

Системный подход в планировании развития и обучения детей, имеющих умственную отсталость, заключается в организации обучения путем создания системы взаимосвязанных понятий через игру и опирается на познавательные возможности воспитанников.

Предлагаемая программа развития и обучения детей с УО, построена на общих принципах коррекционной педагогики.

Данная программа предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми:

• Костиным Амилем

• Рыжовым Глебом.

Программа составлялась с учетом особенностей детей.

Общее речевое развитие:

Не понимают обращенной к ним речи. В экспрессивной речи произносят отдельные звуки, звукокомплексы. Пассивный словарь обиходно – бытовой.

• Малочисленная жестовая символика.

• Несформированность импрессивной стороны речи.

• Несформированность жестовой символики как основы для развития коммуникативной стороны речи.

• Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом.

• Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей.

Особенности эмоционально-волевой сферы

В контакт не вступают, не обращают внимание и не отвечают на инициативу взрослого, в ответ на попытку со стороны взрослого наладить контакт проявляют негативные эмоции (плачут, кричат) или остаются безучастными. Эмоциональный фон детей характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью.

Особенности межличностного взаимодействия со взрослым.

• Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не принимает помощь.

• Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от выполнения задания и заторможенности.

• Существенное снижение устойчивой работоспособности.

• Присутствие негативизма и отторжения помощи (отталкивает, злится, может перестать выполнять задание).

• Очень низкая мотивация общения и обучения.

Различные дефекты развития, психологические особенности, особенности межличностного взаимодействия воспитанников приводят к трудностям обучения в следствии:

• состояния здоровья;

• несформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью;

• дискоординации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Дети не показывают радость, когда приходят в детский сад, не радуются похвале (улыбке взрослого, одобрению и др., не реагируют на других детей, часто проявляют негативизм. Элементарные бытовые навыки,такие как: одевание, раздевание, прием пищи, пользование туалетом не сформированы, детям требуется большая помощь со стороны взрослого. Навыки социального поведения не сформированы.

На основании выше изложенного создана индивидуальная программа обучения.

Программа разработана на основе:

1)Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой,

2)«Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Москва «Просвещение» 2003

3)Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет, автор Н. В. Нищева.

Цель программы – создание условий для формирования способности ребёнка к обучению, овладения им различными бытовыми и социальными навыками через возможность включения его в какую-либо деятельность.

Задачи программы:

развитие сенсорно – перцептивных процессов и двигательных функций;

развитие коммуникативных умений;

развитие графических действий;

• активизация познавательной деятельности и речи.

Форма проводимой работы

Данная программа предполагает проведение занятий в индивидуальном режиме.

Длительность программы

Общая нагрузка составляет ююююююю часов в неделю (ююююю часа в год).

Способы взаимодействия

Данная программа предполагает тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

2. Содержание программы

Содержание программы обусловлено целями и задачами коррекционно-развивающего обучения, состоянием психофизических характеристик воспитанников, «зоной актуального развития», а также резервом организма, его сохранных функций.

Темы занятий подобраны таким образом, чтобы охватывались все направления индивидуального развития воспитанников и носят комплексный воздействующий характер. Основными условиями и факторами обучения являются собственная деятельность обучающегося и сотрудничество с взрослым. Обучение имеет практическую направленность, предполагающую доступную деятельность (предметная, игровая и т. д., с помощью которой осуществляется познание окружающего мира, с одной стороны, и обеспечивается использование и закрепление умений, навыков, с другой, формируется социальный опыт ребенка.

Особенность организации коррекционного процесса предполагает включение на каждом занятии коррекционных упражнений на развитие мелкой, общей моторики, массаж пальцев рук с речевым комментарием или мимическим движением, обязательными физическими паузами, зрительной и дыхательной гимнастиками. Форма обучения предполагает отработку и закрепление приобретенных навыков и умений.

Занятия с учетом многократного повторения того или иного материала, постепенного включения в контекст уже освоенных умений. По мере обучения содержание материала может быть увеличено или уменьшено в зависимости от психофизического состояния воспитанников. В этом случае программа подвергается корректировке.

Содержание программы обучения и воспитаниявключает следующие образовательные области:

1. Физическое развитие

2. Социально-коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Речевое развитие

5. Художественно-эстетическое развитие

2.1. Режим подготовительной группе компенсирующей направленности

Прием и осмотр, игры 7.30-8.20

Утренняя гимнастика 8.20-8.30

Подготовка к завтраку, дежурство 8.30-8.35

Завтрак 8.35-8.55

Самостоятельная деятельность, игры 8.55-9.00

Занятия 9.00-11.00

Второй завтрак 10.10

Самостоятельная деятельность, игры до 11.00

Подготовка к прогулке 11.00-11.15

Прогулка 11.15-12.30

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.30-12.45

Обед 12.45-13.10

Подготовка ко сну 13.10-13.15

Дневной сон 13.15-15.15

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры. Игры, Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, развлечения 15.15-15.40

Подготовка к полднику 15.40-15.45

Полдник 15.45-16.00

Занятия, совместная деятельность, игры, самостоятельная деятельность, развлечения 16.00-16.45

Подготовка к прогулке 16.45-17.00

Прогулка 17.00-18.00

Уход детей домой до 18.00

Продолжительность одного занятия 30 минут.

Условия реализации программы

Для эффективного проведения данной программы необходимо:

Набор игрушек

Канцелярские товары: цветные карандаши,краски: акварель, гуашь, кисти, бумага, пластилин, клей.

Наглядно-демонстрационный материал, аудиозаписи, мультимедийные презентации.

Структура занятия (тьютор дублирует занятия воспитателя)

Вводная часть (создание мотивации).

Основная часть.

Заключительная часть.

Итог всего занятия.

1 часть:

Условия воспитания:

1. Здоровье – поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня. В процессе выполнения режимных моментов осуществлять принцип единства предъявляемых к ребёнку требований.Требовать от него социально-принятых норм поведения: слушать взрослого, смотреть в глаза при разговоре и т. п.

Требовать от детей аккуратного выполнения действий,связанных с самообслуживанием: мытьё рук перед едой, пользование салфеткой после еды и т. п.

2.часть:

Задачи, игры и приемы работы по основным линиям развития ребенка

1. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Учить действовать самостоятельно в быту:

•в спальне (приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место);

•в ванной (умываться; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой);

•во время еды.

•одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви); продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

•приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик);

•продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды).

2. Социальное развитие.

Учить взаимодействовать с новым взрослым и сверстниками в новых условиях.

Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые)способы общения: показывать приветствие (прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то».

Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции («Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь?» и т. д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и “Вы”, по имени.Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я ….».

Закрепить представление о том, что они мальчики.Учить обозначать себя словом: «Я». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях.

Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я -сынок»).Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?”, Почему?” и т. п.

(Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, во время которой он играет, пишет, читает, рисует и фото членов его семьи).

Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять,называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т. д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т. д.).

Учить адекватно,использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т. д.

Формирование основных способов усвоения общественного опыта:

продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали, по речевой инструкции.

3. Физическое развитие и физическое воспитание

развитие общих движений:

• учить делать вдох через нос, а выдох – через рот;

развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения);

• -совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.);

• учить ходить “гусиным шагом” (приподнимая высоко колени);

• учить перешагивать (перепрыгивать) через один, два предмета (кирпичики из конструктора, веревку, обруч и т. п.);

• учить ходить на пятках, мысочках, а также наружной стороне стопы;

• учить ударять по мячу ногой из положения, стоя, попадая в “ворота”;

• учить подниматься и спускаться с лестницы, попеременно поднимая ноги;

• чередовать ходьбу на пятках и носках (до 3-х кругов на каждый вид ходьбы);

• учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение;

• учить бросать мячи в цель двумя руками;

• учить ловить мячи разного размера;

• учить прыгать на двух ногах; прыгать на одной ноге, передвигаясь вперед.

4. Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание:

Учить детей, выделять предмет из общего фона. Учить различать объемные формы (куб, шар). Учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы. Знакомить детей со словами шар, кубик. Учить детей, проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки. Учить складывать из 2-3 частей разрезную картинку. Учить детей, воспринимать (сличать)цвет: красный, желтый, зеленый, синий.

Пространство и время.

• формировать представления о временах года, частях суток.

развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.

Ознакомление ребенка с окружающим миром проводить по следующим разделам:

• формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т. д. ; по цвету; величине).

• учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т. д.)

• учить целостно, воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);

• учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал, учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т. д.);

•учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);

Формирование активной речи:

•делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);

•расширение понимания речи (Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина – «би-би»). Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мячит корова?» и т. д. стимулировать формирование первых форм слов. Выражать свои потребности словами «дай пить», «бай-бай» и др. Формировать двусловные предложения).

Развитие мелкой моторики рук:

• пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т. д. ;

работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т. д.);

• учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево;

•формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;

•рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые.

5.Продуктивные виды деятельности:

Рисование – рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель», «Дождик» (новогодний, «Снежинки».

Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т. п.

Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти).

Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.

Рисовать по подражанию.

Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки.

Лепка

• лепить предметы круглой формы разной величины,

развивать кругообразные движения руки («Снеговик», «Снежный ком»,

• прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»).

• учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.

Аппликация – создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки», «Снеговик», «Снежинки».

• учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.).

•продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки».

Конструирование

• учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины);

• учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти;

воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.

воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.

• учить готовить и убирать рабочее место.

10. Трудовое воспитание.

• продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, убирать за собой посуду, мыть ее и т. д.);

•учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т. д.).

Основные средства и способы организации коррекционно-развивающей работы:

1. Артикуляционная гимнастика

(с элементами дыхательной): выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной гимнастикой 3-5 раз в день.

3. Мимическая гимнастика выполняется 3-5 раз в день

4.Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы: выполняется ежедневно после сна.

5. Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится по тетради логопеда и дефектолога. Содержание данных занятий определено программой коррекционно-развивающей работы:

проговаривание слогов,

упражнения на развитие внимания, памяти, мышления;

самомассаж рук;

упражнения на развитие моторики

3 часть: работа с родителями.

осуществлять постоянное взаимодействие с родителями: консультирование, беседы, контроль за выполнением заданий специалистов;

осуществление принципа единства требований и подходов в процессе воспитания и образования ребёнка;

контроль за проведением медико-профилактических мероприятий (посещение ПНД).

4. Технологический аспект.

Посещение подготовительной группы компенсирующей направленности пять раз в неделю.

Индивидуально-коррекционные занятия – 3 раза в неделю по 25 минут.

Занятия с учителем-логопедом в подгруппе детей и индивидуально – 3 раза в неделю.

Занятия по развитию игровой деятельности, рисованию, лепке, физическому воспитанию – в подгрупповой форме с воспитателем.

Литература

1. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». Москва «Просвещение» 2003

2. Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – М., 2012.

3. «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. /СПб., 2014.

Источник