Индивидуальная программа сопровождения ребенка с овз по физическому развитию
Марина Ляпунова
Планирование индивидуального сопровождения детей с ОВЗ по образовательной области «Физическая культура»
Методическая разработка
«Планирование индивидуального сопровождения детей с ОВЗ
по образовательной области «Физическая культура»
Содержание современного дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации.
В Конвенции о правах ребенка(1989 г., Конвенции ООН о правах инвалидов (2006г.)– закреплено право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья.
Закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ обеспечивает право каждого человека на образование, гуманистический характер образования, создание условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
В ФГОС ДО также одним из основных принципов является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Основная его задача – обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно со здоровыми детьми, так и в отдельных группах и осуществляется по адаптированной программе с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Таким образом – индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ – актуальная проблема на современном этапе.
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка всеми специалистами ДОУ, включая инструктора по физической культуре.
При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т. д.
В нашем дошкольном учреждении присутствуют дети с ОВЗ и для них составляется ИОМ. Образовательная область «Физическая культура» обязательно в него включается. Инструктором по физической культуре разработан вариант ИОМ по ОО «Физическая культура».
Индивидуальный образовательной маршрут ребенка с ОВЗ
по образовательной обрасти «Физическая культура»
Ф. и. ребенка___
Дата рождения___Группа___
Группа здоровья___Физ. группа___
Статус___Срок реализации___
Специалист: инструктор по физической культуре.
Месяц Задачи Содержание работы Результат
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
При планировании ИОМ используется примерное планирование по разным возрастам.
Перспективный план ИОМ для детей
среднего возраста по физической культуре
Сентябрь,дата Закрепить умение:
– ходьба по скамейке, «достань платочек»
– прыжок в высоту (платочек выше поднятой руки на 15 см,
– метание вдаль правой и левой руками (3,5-6,5м,
– катание обруча между предметами (между предметами 40-50 см).
– ходьба по следам, из обруча в обруч.
– бросание мяча вдаль из-за головы, от груди, из разных положений (стоя, сидя).
– подлезание под дугами (3дуги на расстоянии 1,5м друг от друга).
– ходьба с перешагиванием через кирпичики.
– прыжки в длину с места до ориентира (20 см).
– подбрасывание и ловля мяча,
– отбивание мяча о пол и ловля его двумя руками.
– ходьба по верёвке боком.
– бросание мяча из-за головы и снизу и ловля его в парах (1,5 м).
– подлезание под шнур не касаясь пола руками (высота 40 см).
Октябрь,дата Закрепить умение:
– ходьба по верёвке прямо и боком.
– прыжки через верёвку (высота 5-10 см).
– катание мяча одной, двумя руками перед собой по полу.
– подлезание под верёвку, не касаясь пола руками.
– катание мяча между двумя линиями (15-20 см,
– перебрасывание из-за головы мяча по кругу,
– бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м
– ходьба по скамейке с перешагиванием через кубики, по верёвке боком.
– прыжки через лежащую на полу скакалку боком с продвижением вперёд.
– отбивание мяча рукой о пол 3-4 раза.
– бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м
– лазание по лестнице на высоту 2 м.
Ноябрь,дата Закрепить умение:
– ходьба по скамейке, по верёвке боком, с перешагиванием через кубики.
– спрыгивание с высоты, прыжки в высоту.
– лазание по лестнице на высоту 2 м.
– катание мяча друг другу из разных положений (стоя, сидя) на расстояние 1,5 м. ;
– скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.
– перешагивание через предметы,
– ходьба по наклонной доске,
– спрыгивание с предметов.
Бросание мяча в баскетбольное кольцо от груди, из-за головы (1,5-2)м. Упражнение разведчики (ползание на животе)
Декабрь,дата Закрепить умение:
– ходьба по следам, по верёвке боком.
– прыжки в длину с места до ориентира (50 см).
– ползание по скамейке на животе.
– скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет,
– бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м
– перешагивание через кегли (между ними 70-80 см).
– прыжки через предметы (высота 5-10 см).
– бросание мяча двумя руками от груди через сетку.
– прокатывание мяча между предметами (между ними 40-50 см).
– прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать его далеко вперёд, придерживая рукой.
Январь,дата Закрепить умение:
– ходьба по ребристой доске.
– прыжки на двух ногах через предметы, со скамейки (высота 20 см.)
– отбивание мяча о пол правой и левой руками о пол (4-5 раз,
– метание в горизонтальную цель с расстояния 2-2,5 м правой и левой руками.
– ходьба на двух ногах по верёвке, приставляя пальцы одной ноги к пятке другой ноге.
– прыжки на двух ногах через обручи, со скамейки.
– катание мяча в парах из разных положений (стоя, сидя);
– перебрасывание мяча из-за головы друг другу по кругу (рас. 1,5 м).
– подлезание под верёвкой прямо и боком (высота 40-50 см).
Февраль,дата Закрепить умение:
– ходьба по скамейке, спрыгивание с неё.
– ходьба по верёвке боком.
– прыжки в длину с места до ориентира (50-60 см).
– подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.
– прыжки в высоту до предмета.
– скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.
– подлезание в обруч прямо и боком (обруч приподнят на 10 см).
– ходьба по ребристой доске,
– прыжки со скамейки.
– прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать мяч далеко вперёд.
– ходьба по наклонной доске.
– отбивание мяча о пол и ловля его,
– перебрасывание мяча через препятствия с расстояния 2 м.
Март,дата Закрепить умение:
– ходьба по скамейке боком, по верёвке прямо.
– прыжки на двух ногах из обруча в обруч.
– прокатывание мяча между предметами (рас. между ними 40-50 см).
– пролезание в обруч прямо и боком (обруч поднят на10 см).
– лазание по лестнице на высоту 1,2-1,5 м.
– перешагивание через кегли (расстояние между кеглями 70 см).
– прыжки в длину (60 см).
– отбивание мяча о пол.
– ходьба и бег по наклонной доске.
– катание мяча в парах из разных положений,
– бросание и ловля мяча снизу, из-за головы в парах.
Апрель,дата Закрепить умение:
– равновесие: ходьба по канату прямо и боком приставным шагом.
– прыжки в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).
– бросание мяча из-за головы с разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м); через сетку с расстояния 1,5 м (верхний край сетки над полом на высоте поднятой руки ребёнка).
– упражнение «Муравьи» (ползание по полу с опорой на предплечья и колени).
– ходьба по ребристой доске и по гимнастической скамейке с мешочком на голове (высота скамейки 20-25 см).
– прыжки через веревку боком, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).
– бросание мяча от груди, из-за головы в баскетбольное кольцо с расстояния 1,5-2 м (баскетбольное кольцо на высоте 1,5 м).
– пролезание прямо и боком в обруч (обруч приподнят над полом на высоту 10 см);
– лазание по гимнастической стенке.
Май,дата Закрепить умение:
– ходьба по ребристой доске; ходьба и бег по наклонной доске (высота поднятого края доски 35 см, ширина доски 15 см).
– прыжки через веревку боком с продвижением вперед.
– метание мешочков вдаль правой и левой руками от плеча в вертикальную цель с расстояния 1,5-2 м (высота мишени 1,5 м).
– упражнение «Жучок». Сидя на полу, руки в упоре сзади за спиной, ноги вместе, согнуты в коленях. Ползти, продвигаясь вперёд, сгибая и выпрямляя ноги.
– ходьба по скамейке через предметы (высота предметов 15-20 см).
– прыжки через короткую скакалку, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 – 70 см).
– подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками;
– отбивание о пол правой и левой руками и ловля после отскока;
– бросание от груди из разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м)
– бросание мяча от груди через сетку с расстояния 1,5 м
– ползание по полу с опорой на предплечья и колени.
Осуществление индивидуальной работы в рамках реализации ИОМ фиксируется в данной карте.
Карта учета индивидуальной работы с детьми
по ОО «Физическая культура»
инструктора по физкультуре___
Дата Ф. и. ребенка Содержание деятельности Отметки о результатах
В конце учебного года реализация ИОМ анализируется, после итоговой диагностики составляется справка по результатам обследования ребенка, намечаются пути его дальнейшего развития.
Источник
Цель: Развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений Создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно – двигательного аппарата). Создание на основе использования потенциальных возможностей адаптивного физического воспитания предпосылок для наиболее эффективной адаптации детей к реальным условиям жизни, их успешной интеграции (инклюзии) в окружающую среду
Ф. и. ребенка Гогошидзе Таисия
Группа здоровья_3__Физ. группа__подготовительная_
Специалист: инструктор по физической культуре.
Месяц
Дата
Содержание работы
Результат
Сентябрь
–
ходьба по скамейке, «достань платочек»
– прыжок в высоту (платочек выше поднятой руки на 15 см,
– метание вдаль правой и левой руками (3,5-6,5м,
– катание обруча между предметами (между предметами 40-50 см).
– ходьба по следам, из обруча в обруч.
– бросание мяча вдаль из-за головы, от груди, из разных положений (стоя, сидя).
– подлезание под дугами (3дуги на расстоянии 1,5м друг от друга).
– ходьба с перешагиванием через кирпичики.
– прыжки в длину с места до ориентира (20 см).
– подбрасывание и ловля мяча,
– отбивание мяча о пол и ловля его двумя руками.
– ходьба по верёвке боком.
– бросание мяча из-за головы и снизу и ловля его в парах (1,5 м).
– подлезание под шнур не касаясь пола руками (высота 40 см).
Октябрь
– ходьба по верёвке прямо и боком.
– прыжки через верёвку (высота 5-10 см).
– катание мяча одной, двумя руками перед собой по полу.
– подлезание под верёвку, не касаясь пола руками.
– катание мяча между двумя линиями (15-20 см,
– перебрасывание из-за головы мяча по кругу,
– бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м
– ходьба по скамейке с перешагиванием через кубики, по верёвке боком.
– прыжки через лежащую на полу скакалку боком с продвижением вперёд.
– отбивание мяча рукой о пол 3-4 раза.
– бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м
– лазание по лестнице на высоту 2 м.
Ноябрь
– ходьба по скамейке, по верёвке боком, с перешагиванием через кубики.
– спрыгивание с высоты, прыжки в высоту.
– лазание по лестнице на высоту 2 м.
– катание мяча друг другу из разных положений (стоя, сидя) на расстояние 1,5 м. ;
– скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.
– перешагивание через предметы,
– ходьба по наклонной доске,
– спрыгивание с предметов.
Бросание мяча в баскетбольное кольцо от груди, из-за головы (1,5-2)м. Упражнение разведчики (ползание на животе)
Декабрь
– ходьба по следам, по верёвке боком.
– прыжки в длину с места до ориентира (50 см).
– ползание по скамейке на животе.
– скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет,
– бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м
– перешагивание через кегли (между ними 70-80 см).
– прыжки через предметы (высота 5-10 см).
– бросание мяча двумя руками от груди через сетку.
– прокатывание мяча между предметами (между ними 40-50 см).
– прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать его далеко вперёд, придерживая рукой.
Январь
– ходьба по ребристой доске.
– прыжки на двух ногах через предметы, со скамейки (высота 20 см.)
– отбивание мяча о пол правой и левой руками о пол (4-5 раз,
– метание в горизонтальную цель с расстояния 2-2,5 м правой и левой руками.
– ходьба на двух ногах по верёвке, приставляя пальцы одной ноги к пятке другой ноге.
– прыжки на двух ногах через обручи, со скамейки.
– катание мяча в парах из разных положений (стоя, сидя);
– перебрасывание мяча из-за головы друг другу по кругу (рас. 1,5 м).
– подлезание под верёвкой прямо и боком (высота 40-50 см).
Февраль
– ходьба по скамейке, спрыгивание с неё.
– ходьба по верёвке боком.
– прыжки в длину с места до ориентира (50-60 см).
– подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.
– прыжки в высоту до предмета.
– скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.
– подлезание в обруч прямо и боком (обруч приподнят на 10 см).
– ходьба по ребристой доске,
– прыжки со скамейки.
– прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать мяч далеко вперёд.
– ходьба по наклонной доске.
– отбивание мяча о пол и ловля его,
– перебрасывание мяча через препятствия с расстояния 2 м.
Март
– ходьба по скамейке боком, по верёвке прямо.
– прыжки на двух ногах из обруча в обруч.
– прокатывание мяча между предметами (рас. между ними 40-50 см).
– пролезание в обруч прямо и боком (обруч поднят на10 см).
– лазание по лестнице на высоту 1,2-1,5 м.
– перешагивание через кегли (расстояние между кеглями 70 см).
– прыжки в длину (60 см).
– отбивание мяча о пол.
– ходьба и бег по наклонной доске.
– катание мяча в парах из разных положений,
– бросание и ловля мяча снизу, из-за головы в парах.
Апрель
– равновесие: ходьба по канату прямо и боком приставным шагом.
– прыжки в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).
– бросание мяча из-за головы с разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м); через сетку с расстояния 1,5 м (верхний край сетки над полом на высоте поднятой руки ребёнка).
– упражнение «Муравьи» (ползание по полу с опорой на предплечья и колени).
– ходьба по ребристой доске и по гимнастической скамейке с мешочком на голове (высота скамейки 20-25 см).
– прыжки через веревку боком, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).
– бросание мяча от груди, из-за головы в баскетбольное кольцо с расстояния 1,5-2 м (баскетбольное кольцо на высоте 1,5 м).
– пролезание прямо и боком в обруч (обруч приподнят над полом на высоту 10 см);
– лазание по гимнастической стенке.
Май
– ходьба по ребристой доске; ходьба и бег по наклонной доске (высота поднятого края доски 35 см, ширина доски 15 см).
– прыжки через веревку боком с продвижением вперед.
– метание мешочков вдаль правой и левой руками от плеча в вертикальную цель с расстояния 1,5-2 м (высота мишени 1,5 м).
– упражнение «Жучок». Сидя на полу, руки в упоре сзади за спиной, ноги вместе, согнуты в коленях. Ползти, продвигаясь вперёд, сгибая и выпрямляя ноги.
– ходьба по скамейке через предметы (высота предметов 15-20 см).
– прыжки через короткую скакалку, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 – 70 см).
– подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками;
– отбивание о пол правой и левой руками и ловля после отскока;
– бросание от груди из разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м)
– бросание мяча от груди через сетку с расстояния 1,5 м
– ползание по полу с опорой на предплечья и колени.
Индивидуально образовательный маршрут по физической культуре с ребенком 5-го года жизни имеющего нарушение опорно-двигательного аппарата Хайдаров Артем
Цель: Развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений Создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно – двигательного аппарата). Создание на основе использования потенциальных возможностей адаптивного физического воспитания предпосылок для наиболее эффективной адаптации детей к реальным условиям жизни, их успешной интеграции (инклюзии) в окружающую среду
воспитательные: воспитывать морально волевые качества. Сентябрь
Источник
Лаврикова Светлана
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ
Перспективный план реализации программы сопровождения
ребенка с ОВЗ
Цель: компенсация и коррекция недостатков в развитии, подготовка к обучению в школе.
Задачи:
— развитие познавательного интереса и познавательной активности;
— формирование социальных представлений («Я среди взрослых и сверстников», «Я среди детей»);
— развитие коммуникативного поведения;
— развитие словесной регуляции (в форме словесного отчета) поведения и деятельности;
— развитие коммуникативной функции речи (диалогической с использованием речевых и неречевых средств коммуникации, монологической — рассказ из собственного жизненного опыта, пересказ сказок, коротких рассказов);
— коррекция звукопроизношения и других речевых нарушений;
— развитие сенсорно-перцептивной способности (преимущественно в различных видах деятельности);
— формирование познавательной направленности на установление функциональных связей между объектами и явлениями («Что это?», «Что делает?», «Почему он такой?»);
— развитие способности к замещению, воображению (в игре, в рисовании, в речи);
— формирование пространственных, временных и количественных представлений;
— формирование эстетических предпочтений;
— формирование произвольных движений;
— формирование операционально-технической стороны деятельности (культурно-гигиенических, трудовых, конструктивных и графомоторных навыков, зрительно-двигательной координации, опережающих движений глаз и т. п.);
— формирование игровых навыков в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных игр и игр с правилами;
— формирование готовности к обучению в школе.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ведущий вид деятельности на занятиях: игра
Содержание работы:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
– формирование познавательных установок «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?», (акцент делается на последней из них).
– знакомство с функциональными, пространственными и качественными признаками объектов.
– обучение анализу, сравнению, классификации, выполнение элементарных обобщений.
– создание партнерских отношений в игре, (социальная сфера «ребенок среди сверстников» становится предметом особого внимания педагогов).
– развитие интереса к собственной жизни во временном аспекте (что было? что будет? каким он будет? и т. д.).
– выполнение элементарных опытов, упражнений, практически ориентировочно-исследовательских действий с предметами, наблюдений, показа натуральных предметов и их моделей, показа видеоматериалов, кинофильмов, диафильмов, фотографий, иллюстраций, картин и картинок, которые сочетаются со словесными объяснениями, рассказом педагога или беседой, чтением художественной литературы.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
– проведение специальных занятий по физическому воспитанию.
– проведение лечебной физкультуры и массажа.
– проведение коррекционной гимнастики, утренней зарядки, подвижных игр.
– организация спортивного досуга, праздников и развлечений.
– Длительность занятий и физические нагрузки строго индивидуальны и меняются в зависимости от особенностей психофизического состояния ребенка, метеоусловий, времени года и т. п.
ИГРА
Основное внимание обращается на совершенствование игровых действий ребенка с природными, строительными и бросовыми материалами.
– продолжение обучения ребенка сюжетно-ролевым играм
– уточнение и закрепление навыков сюжетно-ролевой игры
– использование сюжетно-ролевой игры в сочетании с сюжетно-дидактической.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
– совершенствование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков,
– дальнейшее развитие навыков хозяйственно-бытового труда,
– труда в природе и ручного труда,
– активное вовлечение ребенка в посильный повседневный самообслуживающий и хозяйственно- бытовой труд.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
– выполнения построек по собственному замыслу,
– совместное конструирование,
– создание графических моделей,
работа с простейшими схемами-планами,
– использование символических средств, предварительного планирования,
– усиление межпредметных связей.
– продолжение формирования у ребенка полных и устойчивых представлений об окружающей действительности, о пространственных свойствах объектов.
– совершенствование сенсорно-перцептивных способностей ребенка, его наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, функции речи, операционально-технических умений, системы «глаз — рука (руки)».
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
– формирования элементарных математических представлений
– расширение, уточнение и закрепление полученных ребенком математических представлений.
– активное использование и закрепление математических представлений на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др.
– накопление чувственного и информативного опыта.
–проведение дидактических игр и разнообразных игровых упражнений с математическим содержанием: игр с водой, песком, различными сыпучими материалами, бумагой, предметами, плоскостными и объемными моделями, многофункциональным дидактическим оборудованием.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– уделение большего внимания развитию самостоятельности ребенка в процессе деятельности, которая не только приносит ребенку удовольствие, удовлетворяет его потребности в активности, творчестве, но и приобретает социальную мотивацию (нарисовать открытку для мамы, сделать альбом для малышей и т. п.).
– создание условий для самостоятельных занятий ребенка изобразительной деятельностью в свободное время.
– поощрение даже слабых попыток ребенка к созданию изображений.
– помощь ребенку в определении содержания будущего рисунка, реализации задуманного.
– расширение тематики изобразительной деятельности ребенка и накопление им изобразительного опыта.
– способствование развитию общения между детьми, умению налаживать деловые отношения друг с другом, действовать сообща и добиваться общего результата.
– расширение и обогащение содержания детских работ.
– совершенствование умений ребенка передавать связное содержание изобразительными средствами.
– совместная деятельность педагога и ребенка, а также деятельность ребенка под руководством педагога.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
– совершенствование способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера,
– дальнейшее развитие его слухового внимания, музыкального слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового,
– развитие умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музыкально-дидактических и хороводных играх, игре на детских музыкальных инструментах).
– организация работы по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
– осваивание навыков звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, элементы ансамбля.
– развитие музыкально-ритмических движений, пантомимики, театрально-игровой деятельности.
– использование элементов музыкально-ритмических движений разными специалистами в процессе групповых и индивидуальных коррекционных занятий с детьми.
– обучение дошкольника играм с музыкальными игрушками и инструментами.
– применение музыкальных инструментов на других занятиях: во время рисования, конструирования, аппликации, игр, направленных на развитие координации движений и т. д.
Календарный план индивидуально ориентированной коррекционной работы с ребенком с ОВЗ
На основании диагностики (наблюдения) было выявлено недоразвитие словарного запаса и общей осведомленности, низкий уровень восприятия, нарушение памяти, недоразвитие пространственных отношений, недостаточный уровень логического мышления.
Занятие 1
Цель:
– содействовать развитию интеллектуальных способностей: активного словарного запаса и общей осведомленности.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Дидактическая игра «Знание названий предметов».
Перед ребенкомраскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки.
2. Словесная игра «Угадай по описанию».
Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Ребенок угадывает. Затем ребенок загадывает свой предмет
Занятие 2
Цель:
– развивать такие свойства внимания, как направленность, распределение и переключение.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Словесная игра «Угадай по описанию».
Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.
2. Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».
Ребенку раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать.
3. Игра «Делай по заданию».
Педагог называет различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т. д. Ребенок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.
Занятие 3
Цель:
– развивать основные свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость, переключение).
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Делай по заданию».
Другой список слов. Другое задание, например, когда названо животное, надо топнуть.
2. Дидактическая игра «Найди отличия».
Даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними.
3. Настольная игра «Лабиринты».
Дается карточка с изображением лабиринта. Необходимо выполнить задание.
Занятие 4.
Цель:
– развивать распределение внимания, его объем, переключение.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Настольная игра «Лабиринты».
2. Игра «Делай по заданию».
Усложнение: объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть).
3. Дидактическая игра «Что изменилось?».
Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет.Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?».Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?».
4. Дидактическая игра «Что не дорисовано?».
Ребенку даются картинки и достаточное время (1-2 минуты) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь.
Занятие 5.
Цель:
– развивать зрительное и слуховое восприятие.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Дидактическая игра «Разложи по порядку».
Раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.
2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».
В тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.
3. Слушаем музыку.
Ребенок прослушивает запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывает о своих впечатлениях. Можно зарисовать.
Занятие 6.
Цель:
– развивать основные виды восприятия.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Приметы времен года.
Дошкольник рассказывает о приметах всех времен года. Зарисовывает в тетрадях приметы осени (ранней и поздней) – включена музыка.
2. Дидактическая игра «Зашиваем ковер».
У ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре.
Занятие 7.
Цель:
– развивать двигательную, зрительную, словесно-логическую память.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Упражнение «Воспроизведи по памяти».
Последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки ребенок зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.
2. Игра «Кто больше запомнит».
Педагог и ребенок садятся напротив друг друга. Первый называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Первый участник игры повторяет уже два предыдущих слова и добавляет свое и т. д. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов.
3. Игра «Двигательная память».
Взрослый в течение 15 секунд должен показывать танцевальные движения. Затем ребенок повторяет их как можно точнее.
Занятие 8.
Цель:
– развивать зрительную, долговременную и словесно-логическую память.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Словесная игра «Цвета».
Ведущий предлагает назвать пять предметов одного цвета. Если ребенок за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры.
2. Игра «Рисуем по памяти узоры».
На листе бумаги нарисован узор. Ребенок две минуты смотрит на этот узор. После этого рисунок убирается, и дошкольник воспроизводит его по памяти в тетрадях.
3. Игра-соревнование «Слова».
Надо вспомнить как можно больше слов,относящихся к заданной теме: школа, математика, музыка, книга, искусство, зима, лето и т. д. На каждую тему дается 5-10 минут. На одном занятии дается 2-3 темы.
Занятие 9.
Цель:
– развивать основные виды памяти.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Воспроизведение рассказа.
Ребенку читается короткий текст. Затем он пересказывает текст.
2. Игра-соревнование «Чей предмет?».
Игра заключается в том, что на глазах у ребенка педагог кладет на стол по одному предмету. Ребенок смотрит и старается запомнить, в какой последовательности были положены предметы. Оцениваются ответы дошкольника. В роли водящего должен выступить и сам ребенок.
Занятие 10.
Цель:
– развивать восприятие пространственных соотношений.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Большой – маленький».
Ребенок рассматривает различные предметы, плоские фигуры, изображения на картинках и определяет, какие из них большие, какие маленькие.
То же – высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий.
2. Игра «Сравни предмет».
Ребенку дается карточка с заданием,направленным на развитие понятий: больше, меньше, короче, длиннее, шире, уже, выше, ниже. Можно менять карточки и задания к ним.
3. Подвижная игра «Стань по заданию».
Дошкольник выполняет команды ведущего: встать слева от стола, стула и т. д., сзади, спереди и т. п. Педагог и ребенок все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.
Занятие 11.
Цель:
– развивать восприятие пространственных отношений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Большой – маленький».
Другие варианты.
2. Дидактическая игра «Составь картинку».
Ребенку дается цветная предметная картинка, разрезанная на 4-6 частей. Он должен узнать изображение и составить целую картинку.
Усложнение – использовать картинки с изображением 2-3 предметов, сюжетные картинки, пазлы.
3. Подвижная игра «Стань по заданию».
4. Дидактическая игра-рисование «Разноцветный коврик».
У ребенка белый альбомный лист бумаги и набор цветных карандашей, где обязательно есть красный, синий, зеленый и желтый.
Педагог диктует задание: «Нарисуй в центре листа большой желтый круг и закрась его. В правом верхнем углу – красный квадрат. В левом нижнем углу – желтый квадрат. По левой стороне – длинный синий прямоугольник. В правом нижнем углу – боль?