Индивидуальная программа речевого развития ребенка

Индивидуальная программа речевого развития ребенка thumbnail

Юлия Петрова
Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста «Развитие речи»

Актуальность программы

«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»

(Л. С. Выготский)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя – это развитие речи детей.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в РФ ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.

В конце учебного года на основе результатов диагностирования детей выяснилось, что у Ивана Ф. есть проблемы по развитию речи.

В связи с этой проблемой разработала программу индивидуальной работы с Иваном Ф. по развитию речи.

Цель

– создать условия для развития речи у ребёнка.

Задачи

– Расширение и уточнение словаря;

– совершенствования грамматического строя речи;

– привлечение внимания детей к собственной речи;

развитие речевого аппарата.

Содержание деятельности

1)Расширение и уточнение словаря:

– введение в активный словарь новых слов и понятий;

– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.

2) Развитие грамматического строя речи:

– формирование навыка согласования слов в словосочетании;

– формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

развитие умения употреблять предлоги в речи.

3) Работа над звуковой культурой речи:

развитие артикуляционного аппарата;

– знакомство со звуками русского языка.

4) Развитие связной речи:

– рассказывание о предмете;

– рассказывание о себе по вопросам педагога;

– рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.

месяц Мероприятие: форма, название Задачи мероприятия Участники

сентябрь Предварительная педагогическая диагностика Проверить уровень сформированности речи у ребёнка

Ребёнок, воспитатель

октябрь Упражнение “Домик открывается-закрывается”

Беседа по картине с животными “Кто как кричит?” Развивать артикуляционную моторику

Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки

ноябрь

Упражнение “Дождик”

Игра “Кап-кап и куп-куп” Развитие мелкой моторики

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

декабрь Упражнение “Подуем на горячую картошку”

“Как нам транспорт помогает” Развитие артикуляционной моторики

Побуждать рассказывать об изображенном на картинке

январь “Что бывает зимой?”

Игра “Что звучит в коробочке”

Развитие грамматического строя речи

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

февраль Игра “Угадай игрушку”

“Мишка спрятался в берлоге” Развитие слухового

восприятия, внимания, памяти

Развитие грамматики

март Рассказы о своей семье

Рисование горизонтальных линий “Дорожка для Вани” Побуждать правильно отвечать на вопросы

Развитие графических навыков

апрель Педагогическая диагностика ребёнка Проанализировать результаты работы

Предполагаемые результаты

– расширен словарный запас у ребёнка;

– грамматический строй речи соответствует возрастным особенностям;

– динамическое развитие речевого аппарата.

Материально-техническое обеспечение

– игрушки;

– дидактические игры;

– картины, демонстрационный и раздаточный материал;

– произведения художественной литературы;

– использование видеоматериалов (слайды, мультфильмы).

Список использованной литературы

– Диагностика речи дошкольников. В. Н. Макарова. – М., 2008.

– Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Нианова

Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1990.

– Хрестоматия для детей раннего возраста.

Источник

на ФИ ребенка, ___ лет, логопедическое заключение: ОНР III ур.

на 2015 — 2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-логопедической работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей  возрастной группы в связи с имеющимися речевыми нарушениями: ОНР III уровня.

Введение.

В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей (законных представителей).

Актуальная проблема.

Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.

 Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.

• формирование полноценной связной речи.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период

Артикуляционная гимнастика.

Автоматизация шипящих изолированно, в слогах; дифференциация шипящих: Ш – Ж- Ч; подготовительные упражнения для постановки свистящих;

2 период

Работа над четким произношением шипящих звуков; постановка свистящих; изолированная автоматизация;

3 период

Автоматизация свистящих в слогах, словах; постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 период

Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.

Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период

Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова, отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Формирование слоговой структуры слова.

3 период

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Продолжать формирование слоговой структуры слова.

Состояние мелкой моторики; ведущая рука.

Правая рука – ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды

Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Работа с графическими заданиями.

Состояние словарного запаса.

Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).

1 период

Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; «Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи.

Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период

Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов (в, на, под, за, над).

Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ.

Наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев.

 Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.

Пересказ с помощью взрослого после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период

Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

  Учитель-логопед                                                                                                                                                          Меликова М.В.

Источник

Индивидуальная программа речевого развития

Ф. И. ребенка: ____________

Сведения о ребёнке: ______________

Дата рождения: ___________________

Цели индивидуальной программы развития:

  • устранять дефектное звукопроизношение;

  • формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.

Задачи индивидуальной программы развития:

  • развитие словаря;

  • формирование и совершенствование грамматического строя речи;

  • развитие просодической стороны речи;

  • развитие мелкой моторики;

  • коррекция произносительной стороны речи;

  • развитие связной речи и речевого общения;

  • работа над слоговой структурой слова.

Система индивидуальных способов пед. воздействия:

  • упражнения;

  • обучение;

  • контроль и оценка;

Методы и приёмы, используемые в работе:

  • диагностические исследования;

  • беседа;

  • дыхательная гимнастика;

  • артикуляционная гимнастика;

  • пальчиковая гимнастика

Ответственный:

  • учитель-логопед

Участники реализации программы:

  • Учитель-логопед

  • Воспитатели группы

  • Специалисты ДОУ

  • Родители ребёнка

Предполагаемый результат:

Постановка сонорных звуков «Р», «Рь»

Систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся знания.

Закреплять правильное произношение звуков в связной речи.

Направления коррекционно-развивающей работы

Направление работы

Цель. Содержание работы

Формы совместной деятельности

1этап

Подготовительный

Подготовка ребёнка к коррекционной работе:

  • вызвать интерес к логопедическим занятиям;

  • развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и в специальных упражнениях в них;

  • формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

  • в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчиковой гимнастики.

  • обратить внимание на напор воздушной струи;

  • упражнять в поднятии кончика языка вверх

  • индивидуальные занятия

  • индивидуально-подгрупповые занятия

  • тесное сотрудничество с родителями

  • консультации для родителей и воспитателей

2этап

Формирование произносительных умений и навыков

  1. Постановка звуков «Р», «Рь»

  2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах.

  3. Автоматизация звуков в словах.

  4. Автоматизация в предложениях.

  5. Дифференциация звуков.

  6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в играх)

____________

3этап

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения

Игра «Кто больше?»

Игра «Найди место звука в слове»

Игра «Где звук?»

Игра «Удочка» (Р – Л)

Игра «Хлопни в ладоши»

Игра «Красный – белый»

Игра «Логопедическая ромашка»

_____________

4этап

Систематические упражнения по развитию внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале

Игра «Логопедическое лото»

Игра «Запомни слова»

Игра «Наведи порядок»

Игра «Найди ошибку»

Игра «Как называется цветок»

Игра «Четвёртый лишний»

_____________

5этап

Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

Лексические и грамматические упражнения.

Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию по серии картин.

Развитие связной речи на примере скороговорок, чистоговорок со зрительной опорой.

Практическое применение Су-Джок терапии на индивидуальных занятиях.

Источник

ГАОУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №355 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ» МОСКОВСКОГО РАЙОНАг. КАЗАНИ.

ПРОЕКТ «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Выполнила:

Фахрутдинова Лилия Гайсовна Воспитатель 1 категории

г.КАЗАНЬ 2010 г.

В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошколыный период лложно считать особо значимой проблеллой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередьсоздаетусловия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека

Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедических групп под руководством логопеда. Воспитатель дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким, образом, создается благоприятная основа для эффективного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге способствует овладению речью.

Необходимость своевременного решения таких проблем, как компенсация речевых дефектов, социальная адаптация детей, определяется тем, что дети с речевыми проблемами должны овладеть всеми видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада , чтобы пойти в школу подготовленными к учебной деятельности.

Основные задочи воспитателя в облости развития речи состоят в следующем:

  • Расширение    и    активация    речевого    запаса    детей    на    основе
    расширения представлений об окружающем;
  • Развитие  способности   использовать  имеющиеся   навыки   связной
    речи в различных ситуациях общения;
  • Автоматизация в свободной самостоятельной речи детей навыков

правильного произношения звуков,  грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

В некоторых случаях коррекционно-речевая работа воспитателя предшествует логопедическими занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других – воспитатель сосредотачивает свои усилия на закреплении уже достигнутых детьми результатов.

В задачу воспитателя также входит повседневный контроль над речевой деятельностью детей на каждом этапе коррекционного процесса: он следит за речевой активностью, правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм и т.п.; в случае необходимости тактично исправляет речь ребенка. Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

Формирование интереса к занятиям по развитию речи имеет особое значение: оно содействует и успешному развитию ребенка в целом, и преодолению речевых недостатков, и закреплению достигнутых результатов.

Одним из важных звеньев взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя является определение логопедом и воспитателем коррекционного содержания работы. Воспитатель присутствует на фронтальных занятиях логопеда: некоторые их элементы включаются в работу, которую воспитатель проводит в вечернее время; кроме того, воспитатель помогает логопеду проводить речевые игры с детьми во время занятия, а также следит за дисциплиной.

Фронтальные занятия логопеда должны носить интегрированный характер: отрабатываемый на них звук так или иначе в течение недели включается в используемый воспитателем на занятиях материал.

Для исправления речевых недостатков не менее значимы занятия
воспитателя в вечернее время по заданию логопеда. Впервые два месяца
коррекционно-учебного        процесса        воспитатель        организует

преимущественно подгрупповые фронтальные занятия с детьми: в это время еще нет “материала” для работы по коррекции звука произношения (звуки еще не поставлены логопедом). Преимущественное внимание уделяется работе по развитию моторики артикуляционного аппарата, развитию моторики рук, а также накоплению лексических средств языка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью моего проекта является: помощь логопеду в работе по устранению речевой патологии, всестороннего воспитания и подготовка ребенка к школе.

Основные задачи воспитателя в области развития речи, на данном этапе, состоят в следующем:

  • Развитие и понимание восприятия речи
  • развитие общей и мелкой моторики
  • подготовка к работе над звукопроизношением
  • обогащение словаря.

Для составления проекта индивидуальной программы речевого развития речи я взяла ребенка из своей групп: Зиганшина Руслана Альбертовича 23.08.2005 года рождения.

При первичном обследовании выявились следующие проблемы:
понимание речи – предикативный уровень; связная речь – простая фраза;
грамматический строй        грубые аграматизмы, согласовывает

существительные + числительные; восприятие звука – грубо нарушена; словарный запас – ограничен бытовой тематикой, слоговая структура нарушена, простейшие обобщения- с помощью; состояние интеллекта в норме (из заключения и рекомендации ПМПК) Протокол №3 от 17.02.2010 ОНРЗУРОВНЯ.

У   детей   с   ОНР   всегда   отмечаются:   нарушения   звукопроизношения, недоразвитие    фонематического    слуха,    выраженное        отставание    в

формировании споварного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечислимых нарушении служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

На основании выше перечисленного Зиганшин Руслан принят в логопедическую группу, где и будет проходить необходимая коррекция речевого развития ребенка.

При составлении индивидуальной программы учитываются данные педагогического обследования.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА НАЧАЛО ГОДА

(выполняются в вечернее время и в течение дня индивидуальне и подгруппой)

1.  Артикуляционная гимнастика

•        рекомендации    родителям    при    выполнении    артикуляционной
гимнастики

•        выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом
Мимические упражнения

Дыхательная гимнастика

  • сдувать ватку с кончика языка
  • играть в игру “ватный футбол”
  • дуть в колпачок, чтобы он запел
    Самомассаж

2.Развитие обшей и мелкой моторики

  • выполнение      общеразвивающих      упражнений      на      занятиях
    физической культуре (по плану преподавателя)
  • пальчиковые игры (на занятиях и в свободное время)

з.Развитие чувства ритма

•        учимся отхлопывать простые ритмы
4.Развитие фонематического слуха

•        учить слышать не речевые звуки: игры “что звучит” со звучащилли
игрушками, звучащими предметами, музыкальные инструменты(3-
5 предмета)

  • учить слышать гласные в начале слова (а,у,о)
    з.Обогащение пассивного и активного словаря
    Лексические темы:
  • Овощи и фрукты
  • Деревья
  • Осень
    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Таким образом, выполняя работу по составленному плану, ребенок
должен научиться: выполнять артикуляционную гимнастику, слышать и
различать не речевые звуки, обогатится словарь, научится отхлопывать
простой ритм. Расширится и активизируется словарь, разовьется связная
речь, сформируются        навыки сотрудничества, взаимопонимания,

ответственность, самостоятельность.

ЛИТЕРАТУРА:

1.        Коноваленко В.В.,  КоноваленкоС.В.     Индивидуально — подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения.-ГНОМиД2001.

  1. Филечева Т.Б., ЧиркинаГ.В., ТумаковаТ.В. – Коррекция нарушения речи.-
    М^Просвещение^ООЗ.
  2. ЖуроваН.С, МастюковаЕ.М., ФиличеваТ.Б. – Логопедия. Е.:АРДЛТД 1998.

4.        РузинаМ.С,       АфонькинС.Ю.       Страна       пальчиковых      игр.
СПб.,КристаллД997.

  1. ПоваляеваМ.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д.,2001.
  2. ПоваляеваМ.А. Сказки о веселом язычке.Дидактический материал по
    логопедии.-Ростов н/Д.,2002.

7.        Коноваленко    В.В.,Коноваленко    С.В.    Индивидуально-подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения.-М.Д999

8.        Коноваленко     В.В.      Коррекционная     работа        воспитателя     в
подготовительной логопедической группе.- М.Д998.

9.        АлтуховаН.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.,1999.

10.        БуденнаяТ.В. Логопедическая гимнастика.- СПб.,2001.

  1. Варенцова  Н.С.,Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у
    дошкольников.- М.,1997.
  2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском
    садудля детей с нарушением речи.-М.Д992.
  3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб.Д996.

14.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М.Д983.

15.Кузнецова  Я.В.   Рабочая  тетрадь логопеда  и  воспитателя.Ростов  н/Д 2005.

Источник