Индивидуальная программа развития слепого ребенка

ксения мартынова
Программа индивидуального сопровождения ребенка инвалида по зрению

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска

«Детский сад»

Согласовано:

Председатель ПМПк

БДОУ г. Омска «Детский сад ___Согласовано:

Законный представитель ребенка

___/___/Утверждена:

Заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад

___

Программа

Индивидуального сопровождения

ребенка с ОВЗ/ инвалидностью

Срок реализации: 2017- 2018учебный год

Ответственные за реализацию программы: педагог-психолог

г. Омск

Адресат данной программы:, дата рождения -.

Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

Выписка из ИПР: Воспитание и обучение по адаптированным образовательным программам дошкольного образования для детей с нарушением зрения. В психологической помощи, оказываемой в образовательной организации не нуждается.

Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением зрения. Создание специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Занятия с учителем-логопедом, психологом.

Рекомендации по психологическому сопровождению: занятия с педагогом-психологом

Рекомендации по логопедическому сопровождению: занятия с учителем-логопедом

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, самообслуживания, частично сформированы навыки ориентировки в окружающем пространстве. В большей степени страдает сенсомоторная сфера, в меньшей – интеллектуально-речевая.Особенности психического развития: познавательная активность соответствует возрастной норме, слабость ориентировочной деятельности, мелкой моторики.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается родителями, в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.

Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение ребенка происходит в массовой группе детского сада.

Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду;

2. Преодоление негативных особенностей когнитивной, эмоционально-личностной сфер, через включение ребенка в успешную деятельность.

3. Повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности.

4. Развитие высших психических функций, формирование способов познавательной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

5. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом.

6. Развитие самостоятельности и самоорганизации.

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают еёосновное содержание:

• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление проблем в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

• консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.

• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данного ребенка, со всеми участниками образовательного процесса их родителями, педагогическими работниками.

Данная программареализуется посредством следующих методов и методик:

– Дискуссия, обсуждение, беседа;

– Наблюдение;

– Анкетирование, опрос;

– Консультирование;

– Методы групповой и индивидуальной работы;

-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

– Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с нарушением зрительного анализатора, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

– Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений; релаксационные методы;

– Использование инновационных технологий,методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии; игры с песком и водой

– Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

– Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2017 г., итоговая диагностика (май 2018г., заседания ПМПк (установочное, итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул, ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.

Кадровое обеспечение:

Таблица 1.

Нагрузка исполнителей в развитии ребенка в часах

1 Педагог-психолог

2 Учитель-логопед

3 Родители

Сопровождение семьи (ориентировочно в часах)

Режим занятий:

Психологическое сопровождение осуществляется с 18 сентября 2017г. по 15 мая 2018г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 20 минут, в первой половине дня.

Логопедическое сопровождение___

___

___

___

Критерии оценки эффективности программы:

– повышение уровня теоретической и практической подготовки ребенка в соответствии с образовательной программой;

– повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

– социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

– Развитие функций общения, контроля своего поведения;

– развитие познавательной мотивации;

– развитие познавательных процессов;

– развитие самостоятельности и самоорганизации.

Циклограмма работы специалистов

Таблица 2.

п/п Мероприятие

(форма работы) Частота в месяц Итого часов

ПП УЛ В неделю В месяц

1 Коррекционно-развивающие занятия с ребенком 20’ 20’ 8 2 8

2 Консультирование родителей (сопровождение процесса занятия) 20’ 20’ 2 1 раз в две недели 2

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Таблица № 3.

Этап Содержание Сроки

Ответствен-ные

1этап

Диагнос-тический -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально – психологической карты семьи);

Читайте также:  Основные этапы развития ребенка от 0 до 17 лет таблица

– установочное заседание ПМПк сентябрь 2017г. – октябрь 2017 г. Педагог-психолог,

учитель-логопед, воспитатель

2 этап

Реализа-ции програм-мы -реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

– коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;

ноябрь 2017г. -апрель 2018г. Педагог-психолог,

, учитель-логопед, воспитатель

3 этап

Анализа и коррек-ции -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

– мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

– итоговое заседание ПМПк май 2018 г. Педагог-психолог,

учитель-логопед, воспитатель.

Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий

Таблица 4

№/

№ Сроки Коли- чество

заня-

тий Содержание

деятельности Примеры используемых методик и упражнений

1. Сентябрь 3 Психолого-педагогическое обследование познавательного развития ребенка 4-5 лет по методике Е. А. Стребелевой «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др

2. Октябрь 3 Диагностика особенностей личностного развития Наблюдение за игровой деятельностью

4. Ноябрь 8 Развитие зрительного восприятия.

Развивать умение сличать контурные, силуэтные, реальные изображения; описывать предметы и находить их по описанию; составлять целое из частей. «Угадай животных», «Найди цветок для бабочки» «У кого большой мяч», «Найди такой же», «Сравни картинки», «Фигурные таблицы», «Составь целое» «Чья тень», «Собери картинку»и др.

5. Декабрь 8 Развитие осязания и мелкой моторики «Чудесный мешочек»,

«Прищепки», «Бусы», «Шнуровки», «Крышки», игры с песком и водой, и др.

6. Январь 4 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания) «Кого не стало», «Кто лишний», «Что я назвала», «Назови одним словом», и др.

7. Февраль 8 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания)

8. Март 6 Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля. Игры с элементами психогимнастики.

9. Апрель 8 Развитие ориентировки в пространстве. Игры на ориентировку на своем теле, затем в пространстве

10. Май 4 Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др

Содержательное планирование курса логопедического сопровождение

Таблица 6

№/

Сроки Коли- чество

заня-

тий Содержание

деятельности Примеры используемых методик и упражнений

Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа с ребенком

Фамилия,имя: Литвинова Настя

месяц мероприятия дата выполнение

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Педагог-психолог___

Воспитательно-образовательная коррекционная работа с ребенком

Фамилия, имя Литвинова Настя

месяц мероприятия дата выполнение

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Март

Апрель

Май

Воспитатель___ группы №___ ___ (___)

Воспитатель___ группы №___ ___ (___)

Источник

Индивидуальная программа для воспитанника старшей группы Алеши П. на 2014-2015 учебный год.

Линии развития. Задачи                                                

Игры и упражнения

Социально-личностное развитие

1.Формирование адекватного взаимодействия с педагогами и детьми.

2.Учить адекватно реагировать на присутствие сверстника и его действия.

Узнай по голосу,кто позвал

Угадай товарища наощупь

Играем в паре

Познавательно-речевое развитие

1.Формирование представлений о самом себе.

2.Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

3.Развивать произвольное внимание и память.

Назови фамилию,имя, отчество

Составь свой словесный портрет

Лото

Домино

Найди отличия

Слушай и выполняй команду

Найди пару

Физическое развитие

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Развивать тактильную чувствительность рук.

3.Развивать зрительно-двигательную координацию.

Чудесный мешочек

Разложи отдельно все деревянные, металлические, пластмассовые предметы

Дорису половину предмета

Лабиринт

Путаница

Ведущая деятельность

1.Учить наблюдать за предметно-бытовыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражать его действиям.

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Зоопарк», «Правила движения на улице»

Продуктивная деятельность

1.Формировать интерес к рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

2.Учить проводить прямые и замкнутые линии.

3.Учить штриховать, соединять по точкам.

4.Учить лепить по образцу.

По плану воспитателей индивидуальное сопровождение на занятиях.

Работа в индивидуальной тетради «Послушный карандаш»

Обводка по контуру на приборе «Светлячок»

Лепка, работа с ножницами

Коррекционные задачи

Игры и упражнения

Зрительное восприятие

 Цвет

1.Учить отличать основные оттенки цветов.

2.Узнавать  и называть цвет реальных предметов в окружающем мире.

Подбери по цвету и оттенкам

Разложи от светлого к темному

Что в рисунке неправильно (цвет)

Собери цветной узор

Форма

1.Учить различать и называть геометрические фигуры и объемные геом. тела.

2.Учить соотносить формы предметов с геометрическим эталоном.

Назови фигуру, геом. тело

Какой предмет похож на круг, квадрат

Найди в группе круглые предметы. овальные, треугольные и т.д.

Найди предмет такой же формы

Величина

1.Упражнять в различении величины окружающих предметов.

2.Упражнять в обозначении в речи величины предметов.

3.Упражнять в выстраивании предметного ряда в возрастающем и убывающем порядке.

Найди высокие, широкие, узкие, низкие предметы

Сравни 2 дома по высоте, ширине, длине

Расставь матрешек по величине

Восприятие изображений

1.Учить видеть расположение предметов на картине; называть предмет, расположенный ближе, дальше.

2.Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.

Что находится за вазой?

 Что на картинке ближе, что дальше?

Раскрась собаку и кошку так, чтобы они стояли по разные стороны забора.

Восприятие сложных форм

1.Находить по части предмета целый, составлять из частей целое.

Составь из частей целое

Сложи кубики

Дорисуй предмет

Внимание, память

1.Учить находить различие и сходство в объектах, картинках.

2.Упражнять в запоминании и расположении предметов.

3.Упражнять в нахождении изменений в ряду предметов.

Чем похожи и чем отличаются предметы?

Что изменилось?

Четвертый лишний

Продолжи ряд

Ориентированность в окружающем

1.Упражнять в обобщении и классификации предметов.

Назови одним словом

Разложи карточки по группам

Ориентировка в пространстве

1.Упражнять в ориентировке в микроплоскости (на листе бумаги)

2.Учить ориентироваться по картинке-плану.

3.Учить моделировать пространственные отношения из строительного материала.

Нарисуй в верхнем правом углу яблоко, в нижнем левом углу огурец и т.д.

Разложи квадраты слева направо, снизу вверх и т.д.

Расположи предметы как на схеме

Нарисуй схему по словесному описанию

Читайте также:  Особенности изучение ребенка с отклонениями в развитии

Линии развития. Задачи                                                

Игры и упражнения

Социально-личностное развитие

ГБОУ СОШ №1460 (дошкольное отделение)

Тема выступления на семинаре:

« Взаимодействие специалистов ДОУ как фактор повышения эффективности  коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения».

Коррекция – система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии. Под коррекцией понимается как исправление отдельных дефектов (зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях его  обучения, воспитания и развития.

Говоря о взаимодействии специалистов ДОУ, мы должны рассмотреть совместную деятельность врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре.

В ДОУ для детей с нарушением зрения вся коррекционно-педагогическая работа тесно связана с лечебно-восстановительной работой.

Взаимодействие специалистов осуществляется в следующих направлениях:

1.Диагностическая работа обеспечивает

-изучение документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт);

– подготовка детей к проведению офтальмологического обследования (ознакомление с элементами таблиц для определения зрения) и формирования у них осознанного отношения к лечебному процессу;

-комплексное психолого-медико-педагогическое обследование предполагает:

1)уточнение офтальмологического диагноза (врач-офтальмолог)

2)выявление уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития осязания и мелкой моторики (учитель-дефектолог)

3)формулировка логопедического заключения (учитель-логопед)

4)выявлнение уровня общего развития и индивидуальных особенностей дошкольников (психолог, воспитатель)

5)диагностика физического развития (воспитатель по физической культуре)

Диагностическая работа включает:

-раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

-комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической  информации от специалистов разного профиля;

-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей;

-изучение эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей;

-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.

2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях ДОУ. От качества коррекционной работы, тесного сотрудничества специалистов зависит продуктивность лечебно-восстановительной и коррекции познавательной сферы и развития личности. Систематическая коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях: организация специальных коррекционных занятий, включение коррекционных игр и упражнений в совместную (режимные моменты) и непосредственно образовательную деятельность.

Коррекционно-развивающая работа включает:

-составление индивидуальных программ развития;

-комплектование подгрупп для занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности  и выявленных вторичных отклонений в развитии;

-организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

-коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой сферы и коррекцию  поведения.

Формами взаимодействия специалистов в ДОУ являются :

-сопровождение занятий

-совместное  тематическое планирование (разработка перспективного плана коррекционно-развивающей работы, который соответствует тематическому плану воспитательно-образовательной работе)

-определение взаимосвязи «Содержание коррекционной работы» с другими компонентами основной общеобразовательной программы ДОУ

-рекомендации специалистов, позволяющие обеспечивать коррекционную направленность педагогического процесса (тетрадь взаимодействия специалистов)

-выстраивание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения через деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ и составление  в случае необходимости индивидуальной коррекционной программы развития ребенка

-совместное проведение занятий, досугов

-обсуждение процесса и результатов коррекционной работы

-корректировка программ индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Организация  образовательного процесса в ДОУ строится с учетом особенностей нарушения зрения детей. Врачом –офтальмологом назначаются зрительные нагрузки, которые регулируют характер используемых учебно-наглядных пособий (цвет, размер, форма) и особенность их расположения (вертикальная, горизонтальная плоскость,удаленность),время, продолжительность и количество занятий со зрительной нагрузкой в день, виды упражнений для активизации и стимуляции зрительных функций. Эти сведения учитель-дефектолог доводит до воспитателя (тетрадь взаимодействия, консультирование), дает рекомендации учителю-логопеду (размер пособий, размещение), воспитателю по физической культуре (ограничения в движениях) и музыкальному руководителю (посадка детей с учетом особенностей зрения, оклюдор)

Врач-офтальмолог назначает лечебные процедуры и совместно с медсестрой-ортоптисткой осуществляет поэтапное лечение амблиопии и косоглазия. Выделяют 3 этапа-плеоптика, ортоптика и стереоптика.

Плеоптика:

-повышение остаточного зрения

-развитие монокулярного зрения (окклюзия, лечение на аппаратах, амблиотренер,компьютерное лечение)

              Учитель-дефектолог (тифлопедагог) осуществляет подготовку детей к аппаратному лечению (обучение слиянию изображений, совмещению изображений). В этот период включает игры и упражнения, направленные на повышение зрения амблиопичного глаза –обводка по контуру, через кальку, мозаика, нанизывание бус, задания на выделение цвета, формы, величины предметов.

Ортоптика:

На этом этапе лечения офтальмолог осуществляет

Читайте также:  Особенности социальной ситуации развития новорожденного ребенка

-удаление угла косоглазия (лечение на аппаратах, хирургическое вмешательство)

-развитие плоскостного бинокулярного зрения (лечение на аппарате «Синоптофор»)

Цель заключается в восстановлении фузионной способности и развитии бинокулярного зрения. Учитель-дефектолог  учит накладывать одно изображение на другое, подбирать  цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

Стереоптика:

-расширение полей зрения (на аппаратах)

-выработка стереоскопического зрения (на аппаратах)

На этом этапе проводятся игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояние между ними («Распредели игрушки по величине», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо»).

Специальные коррекционные упражнения проводятся на занятиях у специалистов, воспитателей, а также в свободной деятельности и в проводимой воспитателями индивидуальной работе (по рекомендациям учителя-дефектолога).

 В конце года проводится диагностика всеми специалистами уровня общего   и речевого развития, зрительного восприятия (количествено-качественный анализ и оценка результативности работы). Врач-офтальмолог определяет динамику развития зрения и назначение курса дальнейшего лечения. Выпускникам даются рекомендации по рациональному размещению ребенка в классе, соблюдением режима очковой коррекции.

3.Консультативная работа  включает в себя консультирование специалистами:

-выработку совместных  рекомендаций(устранение речевых нарушений, рекомендаций по охране зрения, коррекция поведения)

-отслеживание динамики развития детей и планирование дальнейшей коррекционной работы

-консультирование специалистами педагогов по выбору  индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками

4.Работа с семьей- направлена на разъяснительную деятельность и  помощь  семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с нарушением зрения. Только совместными усилиями  можно добиться хорощих результатов в воспитании, обучении и коррекции зрительных функций. По мере необходимости (запросу) родители могут встретиться с любым специалистом и вместе с ним разрешить возникшие проблемы, получив ответы на волнующие вопросы.

Формы  работы с семьей:

-индивидуальное консультирование

-анкетирование

-информационные стенды

-печатные материалы

-родительские собрания( где родители знакомятся с особенностями психофизического развития детей, получают информацию о проводимых всеми специалистами коррекционных занятий)

-дни «открытых дверей»

-просмотр родителями открытых занятий

-обучение родителей использованию практических  способов и  приемов  воспитания и обучения детей

-рекомендации родителям коррекционных игр и упражнений для занятий дома

Итог: только благодаря совместным усилиям всех специалистов ДОУ и семьи можно добиться положительных результатов в коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работе, после которой ребенок сможет максимально адаптироваться в окружающем мире в своей дальнейшей жизни.

Используемая литература.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / Под редакцией Л.И. Плаксиной. М., 2003.
  2. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. М., 1978.
  3. Дружинина Л.А.  Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006.
  4. Екжанова Е.А., Е.А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., Просвещение, 2005.
  5. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеоптоортоптическому  лечению. М., 2009.
  6. Незнамова Н.Г. Я и мое зрение.
  7. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М., 1998.
  8. Рудакова Л.В. Развитие зрительного восприятия и ознакомление с окружающим миром.

                                                                  Подготовила: учитель-дефектолог

                                                                  Мунасипова Алсу Раисовна

Февраль

 Тема «Мебель» (1-2 неделя)

-Учить выделять в ближайшем окружении предметы мебели: стул, стол, кровать, диван, шкаф.

-Формировать представления о назначении мебели.

-Приучать раскладывать книги, игрушки, посуду, одежду в соответствующие предметы мебели (книжная полка и т.д.)

-Развивать умение устанавливать различия мебели по величине, структуре материала (большой-маленький, твердый- маленький).

-Учить детей находить в групповой комнате свое место за столом, свою кровать в спальне, свой шкаф. Дать представление о назначении кукольной мебели в игровом уголке.

Тема СБО «Посуда» (3-4 неделя)

-Учить детей узнавать, называть, выделять среди множества объектов окружающего мира предметы посуды. Формировать обобщающее понятие «посуда».

-Развивать умение подбирать предметную картинку к натуральному предмету посуды.

-Формировать умение практическим способом находить большие и маленькие предметы среди посуды, подбирать пару по величине, цвету.

-Подключать мануальные действия к описательной речи ребенка.

-Учить выполнять элементарные действия с посудой.

Развитие зрительного восприятия

-Учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур соответствующими фигурами по размеру, цвету.

-Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький, группировать  предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).

-Обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус.

-Активизировать и стимулировать зрительные функции (движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации).

Развитие ориентировки в пространстве

-Учить определять с помощью зрения и осязания и показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги (по инструкциям педагога).

-Побуждать использовать пространственные обозначения в речи.

-Учить брать предметы правой (левой) рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посередине.

Развитие осязания и мелкой моторики.

-Учить сортировать мелкие предметы по форме, величине и материалу.

-Учить узнавать и называть наощупь плоскостные и объемные геометрические формы.

Источник