Индивидуальная программа развития слепого ребенка
ксения мартынова
Программа индивидуального сопровождения ребенка инвалида по зрению
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска
«Детский сад»
Согласовано:
Председатель ПМПк
БДОУ г. Омска «Детский сад ___Согласовано:
Законный представитель ребенка
___/___/Утверждена:
Заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад
___
Программа
Индивидуального сопровождения
ребенка с ОВЗ/ инвалидностью
Срок реализации: 2017- 2018учебный год
Ответственные за реализацию программы: педагог-психолог
г. Омск
Адресат данной программы:, дата рождения -.
Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.
Выписка из ИПР: Воспитание и обучение по адаптированным образовательным программам дошкольного образования для детей с нарушением зрения. В психологической помощи, оказываемой в образовательной организации не нуждается.
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением зрения. Создание специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Занятия с учителем-логопедом, психологом.
Рекомендации по психологическому сопровождению: занятия с педагогом-психологом
Рекомендации по логопедическому сопровождению: занятия с учителем-логопедом
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, самообслуживания, частично сформированы навыки ориентировки в окружающем пространстве. В большей степени страдает сенсомоторная сфера, в меньшей – интеллектуально-речевая.Особенности психического развития: познавательная активность соответствует возрастной норме, слабость ориентировочной деятельности, мелкой моторики.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается родителями, в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.
Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение ребенка происходит в массовой группе детского сада.
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду;
2. Преодоление негативных особенностей когнитивной, эмоционально-личностной сфер, через включение ребенка в успешную деятельность.
3. Повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности.
4. Развитие высших психических функций, формирование способов познавательной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
5. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом.
6. Развитие самостоятельности и самоорганизации.
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают еёосновное содержание:
• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление проблем в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
• консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данного ребенка, со всеми участниками образовательного процесса их родителями, педагогическими работниками.
Данная программареализуется посредством следующих методов и методик:
– Дискуссия, обсуждение, беседа;
– Наблюдение;
– Анкетирование, опрос;
– Консультирование;
– Методы групповой и индивидуальной работы;
-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
– Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с нарушением зрительного анализатора, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
– Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений; релаксационные методы;
– Использование инновационных технологий,методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии; игры с песком и водой
– Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
– Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2017 г., итоговая диагностика (май 2018г., заседания ПМПк (установочное, итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул, ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.
Кадровое обеспечение:
Таблица 1.
Нагрузка исполнителей в развитии ребенка в часах
1 Педагог-психолог
2 Учитель-логопед
3 Родители
Сопровождение семьи (ориентировочно в часах)
Режим занятий:
Психологическое сопровождение осуществляется с 18 сентября 2017г. по 15 мая 2018г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 20 минут, в первой половине дня.
Логопедическое сопровождение___
___
___
___
Критерии оценки эффективности программы:
– повышение уровня теоретической и практической подготовки ребенка в соответствии с образовательной программой;
– повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
– социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат:
– Развитие функций общения, контроля своего поведения;
– развитие познавательной мотивации;
– развитие познавательных процессов;
– развитие самостоятельности и самоорганизации.
Циклограмма работы специалистов
Таблица 2.
№
п/п Мероприятие
(форма работы) Частота в месяц Итого часов
ПП УЛ В неделю В месяц
1 Коррекционно-развивающие занятия с ребенком 20’ 20’ 8 2 8
2 Консультирование родителей (сопровождение процесса занятия) 20’ 20’ 2 1 раз в две недели 2
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Таблица № 3.
Этап Содержание Сроки
Ответствен-ные
1этап
Диагнос-тический -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;
-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;
-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально – психологической карты семьи);
– установочное заседание ПМПк сентябрь 2017г. – октябрь 2017 г. Педагог-психолог,
учитель-логопед, воспитатель
2 этап
Реализа-ции програм-мы -реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;
-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);
-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
– коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;
ноябрь 2017г. -апрель 2018г. Педагог-психолог,
, учитель-логопед, воспитатель
3 этап
Анализа и коррек-ции -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;
-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;
– мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).
– итоговое заседание ПМПк май 2018 г. Педагог-психолог,
учитель-логопед, воспитатель.
Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий
Таблица 4
№/
№ Сроки Коли- чество
заня-
тий Содержание
деятельности Примеры используемых методик и упражнений
1. Сентябрь 3 Психолого-педагогическое обследование познавательного развития ребенка 4-5 лет по методике Е. А. Стребелевой «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др
2. Октябрь 3 Диагностика особенностей личностного развития Наблюдение за игровой деятельностью
4. Ноябрь 8 Развитие зрительного восприятия.
Развивать умение сличать контурные, силуэтные, реальные изображения; описывать предметы и находить их по описанию; составлять целое из частей. «Угадай животных», «Найди цветок для бабочки» «У кого большой мяч», «Найди такой же», «Сравни картинки», «Фигурные таблицы», «Составь целое» «Чья тень», «Собери картинку»и др.
5. Декабрь 8 Развитие осязания и мелкой моторики «Чудесный мешочек»,
«Прищепки», «Бусы», «Шнуровки», «Крышки», игры с песком и водой, и др.
6. Январь 4 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания) «Кого не стало», «Кто лишний», «Что я назвала», «Назови одним словом», и др.
7. Февраль 8 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания)
8. Март 6 Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля. Игры с элементами психогимнастики.
9. Апрель 8 Развитие ориентировки в пространстве. Игры на ориентировку на своем теле, затем в пространстве
10. Май 4 Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др
Содержательное планирование курса логопедического сопровождение
Таблица 6
№/
Сроки Коли- чество
заня-
тий Содержание
деятельности Примеры используемых методик и упражнений
Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа с ребенком
Фамилия,имя: Литвинова Настя
месяц мероприятия дата выполнение
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Педагог-психолог___
Воспитательно-образовательная коррекционная работа с ребенком
Фамилия, имя Литвинова Настя
месяц мероприятия дата выполнение
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
Март
Апрель
Май
Воспитатель___ группы №___ ___ (___)
Воспитатель___ группы №___ ___ (___)
Источник
Индивидуальная программа для воспитанника старшей группы Алеши П. на 2014-2015 учебный год.
Линии развития. Задачи | Игры и упражнения |
Социально-личностное развитие 1.Формирование адекватного взаимодействия с педагогами и детьми. 2.Учить адекватно реагировать на присутствие сверстника и его действия. | Узнай по голосу,кто позвал Угадай товарища наощупь Играем в паре |
Познавательно-речевое развитие 1.Формирование представлений о самом себе. 2.Воспитывать уважительное отношение к сверстникам. 3.Развивать произвольное внимание и память. | Назови фамилию,имя, отчество Составь свой словесный портрет Лото Домино Найди отличия Слушай и выполняй команду Найди пару |
Физическое развитие 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2.Развивать тактильную чувствительность рук. 3.Развивать зрительно-двигательную координацию. | Чудесный мешочек Разложи отдельно все деревянные, металлические, пластмассовые предметы Дорису половину предмета Лабиринт Путаница |
Ведущая деятельность 1.Учить наблюдать за предметно-бытовыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражать его действиям. | Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Зоопарк», «Правила движения на улице» |
Продуктивная деятельность 1.Формировать интерес к рисованию, лепке, аппликации, конструированию. 2.Учить проводить прямые и замкнутые линии. 3.Учить штриховать, соединять по точкам. 4.Учить лепить по образцу. | По плану воспитателей индивидуальное сопровождение на занятиях. Работа в индивидуальной тетради «Послушный карандаш» Обводка по контуру на приборе «Светлячок» Лепка, работа с ножницами |
Коррекционные задачи | Игры и упражнения |
Зрительное восприятие Цвет 1.Учить отличать основные оттенки цветов. 2.Узнавать и называть цвет реальных предметов в окружающем мире. | Подбери по цвету и оттенкам Разложи от светлого к темному Что в рисунке неправильно (цвет) Собери цветной узор |
Форма 1.Учить различать и называть геометрические фигуры и объемные геом. тела. 2.Учить соотносить формы предметов с геометрическим эталоном. | Назови фигуру, геом. тело Какой предмет похож на круг, квадрат Найди в группе круглые предметы. овальные, треугольные и т.д. Найди предмет такой же формы |
Величина 1.Упражнять в различении величины окружающих предметов. 2.Упражнять в обозначении в речи величины предметов. 3.Упражнять в выстраивании предметного ряда в возрастающем и убывающем порядке. | Найди высокие, широкие, узкие, низкие предметы Сравни 2 дома по высоте, ширине, длине Расставь матрешек по величине |
Восприятие изображений 1.Учить видеть расположение предметов на картине; называть предмет, расположенный ближе, дальше. 2.Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности. | Что находится за вазой? Что на картинке ближе, что дальше? Раскрась собаку и кошку так, чтобы они стояли по разные стороны забора. |
Восприятие сложных форм 1.Находить по части предмета целый, составлять из частей целое. | Составь из частей целое Сложи кубики Дорисуй предмет |
Внимание, память 1.Учить находить различие и сходство в объектах, картинках. 2.Упражнять в запоминании и расположении предметов. 3.Упражнять в нахождении изменений в ряду предметов. | Чем похожи и чем отличаются предметы? Что изменилось? Четвертый лишний Продолжи ряд |
Ориентированность в окружающем 1.Упражнять в обобщении и классификации предметов. | Назови одним словом Разложи карточки по группам |
Ориентировка в пространстве 1.Упражнять в ориентировке в микроплоскости (на листе бумаги) 2.Учить ориентироваться по картинке-плану. 3.Учить моделировать пространственные отношения из строительного материала. | Нарисуй в верхнем правом углу яблоко, в нижнем левом углу огурец и т.д. Разложи квадраты слева направо, снизу вверх и т.д. Расположи предметы как на схеме Нарисуй схему по словесному описанию |
Линии развития. Задачи | Игры и упражнения |
Социально-личностное развитие | |
ГБОУ СОШ №1460 (дошкольное отделение)
Тема выступления на семинаре:
« Взаимодействие специалистов ДОУ как фактор повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения».
Коррекция – система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии. Под коррекцией понимается как исправление отдельных дефектов (зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях его обучения, воспитания и развития.
Говоря о взаимодействии специалистов ДОУ, мы должны рассмотреть совместную деятельность врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре.
В ДОУ для детей с нарушением зрения вся коррекционно-педагогическая работа тесно связана с лечебно-восстановительной работой.
Взаимодействие специалистов осуществляется в следующих направлениях:
1.Диагностическая работа обеспечивает
-изучение документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт);
– подготовка детей к проведению офтальмологического обследования (ознакомление с элементами таблиц для определения зрения) и формирования у них осознанного отношения к лечебному процессу;
-комплексное психолого-медико-педагогическое обследование предполагает:
1)уточнение офтальмологического диагноза (врач-офтальмолог)
2)выявление уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития осязания и мелкой моторики (учитель-дефектолог)
3)формулировка логопедического заключения (учитель-логопед)
4)выявлнение уровня общего развития и индивидуальных особенностей дошкольников (психолог, воспитатель)
5)диагностика физического развития (воспитатель по физической культуре)
Диагностическая работа включает:
-раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
-комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей;
-изучение эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей;
-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.
2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях ДОУ. От качества коррекционной работы, тесного сотрудничества специалистов зависит продуктивность лечебно-восстановительной и коррекции познавательной сферы и развития личности. Систематическая коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях: организация специальных коррекционных занятий, включение коррекционных игр и упражнений в совместную (режимные моменты) и непосредственно образовательную деятельность.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-составление индивидуальных программ развития;
-комплектование подгрупп для занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии;
-организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
-коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой сферы и коррекцию поведения.
Формами взаимодействия специалистов в ДОУ являются :
-сопровождение занятий
-совместное тематическое планирование (разработка перспективного плана коррекционно-развивающей работы, который соответствует тематическому плану воспитательно-образовательной работе)
-определение взаимосвязи «Содержание коррекционной работы» с другими компонентами основной общеобразовательной программы ДОУ
-рекомендации специалистов, позволяющие обеспечивать коррекционную направленность педагогического процесса (тетрадь взаимодействия специалистов)
-выстраивание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения через деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ и составление в случае необходимости индивидуальной коррекционной программы развития ребенка
-совместное проведение занятий, досугов
-обсуждение процесса и результатов коррекционной работы
-корректировка программ индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Организация образовательного процесса в ДОУ строится с учетом особенностей нарушения зрения детей. Врачом –офтальмологом назначаются зрительные нагрузки, которые регулируют характер используемых учебно-наглядных пособий (цвет, размер, форма) и особенность их расположения (вертикальная, горизонтальная плоскость,удаленность),время, продолжительность и количество занятий со зрительной нагрузкой в день, виды упражнений для активизации и стимуляции зрительных функций. Эти сведения учитель-дефектолог доводит до воспитателя (тетрадь взаимодействия, консультирование), дает рекомендации учителю-логопеду (размер пособий, размещение), воспитателю по физической культуре (ограничения в движениях) и музыкальному руководителю (посадка детей с учетом особенностей зрения, оклюдор)
Врач-офтальмолог назначает лечебные процедуры и совместно с медсестрой-ортоптисткой осуществляет поэтапное лечение амблиопии и косоглазия. Выделяют 3 этапа-плеоптика, ортоптика и стереоптика.
Плеоптика:
-повышение остаточного зрения
-развитие монокулярного зрения (окклюзия, лечение на аппаратах, амблиотренер,компьютерное лечение)
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) осуществляет подготовку детей к аппаратному лечению (обучение слиянию изображений, совмещению изображений). В этот период включает игры и упражнения, направленные на повышение зрения амблиопичного глаза –обводка по контуру, через кальку, мозаика, нанизывание бус, задания на выделение цвета, формы, величины предметов.
Ортоптика:
На этом этапе лечения офтальмолог осуществляет
-удаление угла косоглазия (лечение на аппаратах, хирургическое вмешательство)
-развитие плоскостного бинокулярного зрения (лечение на аппарате «Синоптофор»)
Цель заключается в восстановлении фузионной способности и развитии бинокулярного зрения. Учитель-дефектолог учит накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.
Стереоптика:
-расширение полей зрения (на аппаратах)
-выработка стереоскопического зрения (на аппаратах)
На этом этапе проводятся игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояние между ними («Распредели игрушки по величине», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо»).
Специальные коррекционные упражнения проводятся на занятиях у специалистов, воспитателей, а также в свободной деятельности и в проводимой воспитателями индивидуальной работе (по рекомендациям учителя-дефектолога).
В конце года проводится диагностика всеми специалистами уровня общего и речевого развития, зрительного восприятия (количествено-качественный анализ и оценка результативности работы). Врач-офтальмолог определяет динамику развития зрения и назначение курса дальнейшего лечения. Выпускникам даются рекомендации по рациональному размещению ребенка в классе, соблюдением режима очковой коррекции.
3.Консультативная работа включает в себя консультирование специалистами:
-выработку совместных рекомендаций(устранение речевых нарушений, рекомендаций по охране зрения, коррекция поведения)
-отслеживание динамики развития детей и планирование дальнейшей коррекционной работы
-консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками
4.Работа с семьей- направлена на разъяснительную деятельность и помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с нарушением зрения. Только совместными усилиями можно добиться хорощих результатов в воспитании, обучении и коррекции зрительных функций. По мере необходимости (запросу) родители могут встретиться с любым специалистом и вместе с ним разрешить возникшие проблемы, получив ответы на волнующие вопросы.
Формы работы с семьей:
-индивидуальное консультирование
-анкетирование
-информационные стенды
-печатные материалы
-родительские собрания( где родители знакомятся с особенностями психофизического развития детей, получают информацию о проводимых всеми специалистами коррекционных занятий)
-дни «открытых дверей»
-просмотр родителями открытых занятий
-обучение родителей использованию практических способов и приемов воспитания и обучения детей
-рекомендации родителям коррекционных игр и упражнений для занятий дома
Итог: только благодаря совместным усилиям всех специалистов ДОУ и семьи можно добиться положительных результатов в коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работе, после которой ребенок сможет максимально адаптироваться в окружающем мире в своей дальнейшей жизни.
Используемая литература.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / Под редакцией Л.И. Плаксиной. М., 2003.
- Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. М., 1978.
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006.
- Екжанова Е.А., Е.А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., Просвещение, 2005.
- Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеоптоортоптическому лечению. М., 2009.
- Незнамова Н.Г. Я и мое зрение.
- Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М., 1998.
- Рудакова Л.В. Развитие зрительного восприятия и ознакомление с окружающим миром.
Подготовила: учитель-дефектолог
Мунасипова Алсу Раисовна
Февраль
Тема «Мебель» (1-2 неделя)
-Учить выделять в ближайшем окружении предметы мебели: стул, стол, кровать, диван, шкаф.
-Формировать представления о назначении мебели.
-Приучать раскладывать книги, игрушки, посуду, одежду в соответствующие предметы мебели (книжная полка и т.д.)
-Развивать умение устанавливать различия мебели по величине, структуре материала (большой-маленький, твердый- маленький).
-Учить детей находить в групповой комнате свое место за столом, свою кровать в спальне, свой шкаф. Дать представление о назначении кукольной мебели в игровом уголке.
Тема СБО «Посуда» (3-4 неделя)
-Учить детей узнавать, называть, выделять среди множества объектов окружающего мира предметы посуды. Формировать обобщающее понятие «посуда».
-Развивать умение подбирать предметную картинку к натуральному предмету посуды.
-Формировать умение практическим способом находить большие и маленькие предметы среди посуды, подбирать пару по величине, цвету.
-Подключать мануальные действия к описательной речи ребенка.
-Учить выполнять элементарные действия с посудой.
Развитие зрительного восприятия
-Учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур соответствующими фигурами по размеру, цвету.
-Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький, группировать предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).
-Обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус.
-Активизировать и стимулировать зрительные функции (движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации).
Развитие ориентировки в пространстве
-Учить определять с помощью зрения и осязания и показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги (по инструкциям педагога).
-Побуждать использовать пространственные обозначения в речи.
-Учить брать предметы правой (левой) рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посередине.
Развитие осязания и мелкой моторики.
-Учить сортировать мелкие предметы по форме, величине и материалу.
-Учить узнавать и называть наощупь плоскостные и объемные геометрические формы.
Источник