Индивидуальная программа развития речи ребенка с умственной отсталостью

УТВЕРЖДАЮ                        СОГЛАСОВАНО        

Директор ГКОУ ЦИО «Южный»        Методист ЮОУО        

_____________________________        ________Е.В. Тарасова

________________________201__         

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» __________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительная образовательная коррекционно – развивающая программа в рамках социально – педагогического сопровождения

«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО АООП ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ»        

Составитель:

Учитель-логопед

ГКОУ ЦИО «Южный»

Кабанова О.Н.        

Составлена на базе методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, составленных Е.А. Рудаковой, О.Ю. Сухаревой.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и педагогическая целесообразность

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно  затруднено, либо невозможно.

      Для данной категории обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности.

Цель обучения – развитие  коммуникативных возможностей детей с ТМНР, формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

       В первую очередь курс занятий  направлена на развитие понимания речи, а так же на  развитие подражательной деятельности через выполнение простейших манипуляций с предметами. Данный вид работы был выбран, вследствие непродуктивности стандартных способов развития речи,  в связи с первичными нарушениями. Вторым направлением работы является овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Задачи:

1. образовательные:

– формировать подражательную деятельность;

– формировать произвольные действия с различными предметами;

– обучать социальным жестам.

2. развивающие:

– развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка;

– развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие;

– развивать ручную умелость, мелкую моторику пальцев рук.

3. воспитательные:

– способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;

– формировать навыки сотрудничества.

4. здоровьесберегающие:

– соблюдать режим охраны здоровья.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

Программа составлена в соответствии с методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Таким образом, создаются условия для гармоничного восприятия ребенком информации и знаний, а также воплощение полученных навыков в жизни.  

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 

Настоящая программа рассчитана на  детей школьного возраста (7-18 лет).

Сроки реализации дополнительной образовательной программы         

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма и режим занятий         

На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные занятия с ребенком проводятся 1-2 раз в неделю. 

В результате обучения дети должны уметь:

– манипулировать с предметами, которые присутствовали в курсе занятий;

– выполнять подражательные действия за педагогом;

– реагировать на имя, выполнять жесты приветствия и прощания (по возможности).

Оценка результатов

Результаты по программе индивидуальны для каждого ребенка с ТМНР и зависят от степени дефекта. Положительным результатом можно считать значительный прогресс при развитии той или иной функции (в зависимости от плана работы и степени поражения).

Для определения результатов работы осуществляется диагностика приобретенных умений и навыков (см. приложение)

Основное оборудование:  мягкие игрушки, мячики, пластилин, наглядный материал соответствующий теме занятия, звуковой эталон, бубен, погремушки, колокольчик, куклы, звучащие игрушки, массажные мячики, устройство, проигрывающее музыку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Учебно-тематическое планирование

Планирование индивидуальных занятий  учителя-логопеда  Кабановой Оксаны Николаевны_                                    

по АООП для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

на 2017 – 2018 учебный год

Планирование составлено на основе методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, составленных Е.А. Рудаковой, О.Ю. Сухаревой.

№  

Тема и цель занятия

Дата занятия

Виды деятельности

1

Диагностическое наблюдение

Цель: Определение уровня развития ребенка

1.09-15.09

Наблюдение за детьми

Обследование речевых функций

2

Знакомство.

Цели: 1.Установление  эмоционального контакта.

2. Формировать умение следить за звучащим предметом.

3. Развивать реакцию на имя ребенка.

 4. Учить использовать  жесты «привет», «пока»

18.09-29.09

Реагирование на обращение (смотреть в сторону говорящего, прислушиваться, устанавливать зрительный контакт).  Фиксация взгляда на звучащей игрушке.

Разыгрывание ситуации приветствия, прощания «Кто к нам пришёл?». Жест «приветствие», «прощание ». (Слова «Привет!», «Пока!»).

3

«Игрушки»

Цели: 1.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы

2.Формирование целенаправленных произвольных действий с погремушкой

3.Формирования умения выполнять инструкцию «дай», «на».

9.10-20.10

Формирование различных форм общения с близкими людьми, педагогами, детьми: улыбаться, проявлять радость, визуальный контакт, протягивание рук при встрече, махать рукой при прощании.  Жест «дай», «на». (Жест и символ «зеркало». Пантомимы.).  Логоритмика  «Погремушка» (Железнова Е.).

4

«Одежда»

Цели:1. Формирование подражательных действий с куклой.

2.Обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению, развитие мелкой моторики рук.

3.Формирование  указательного жеста .

23.10-3.11

Понимание речи взрослого. Слова-названия. Воспроизведение действий с предметом. Жест «это», «дай». Пассивная пальчиковая гимнастика «Пальчик, где твой домик?» (Железнова Е.).

5

Развитие подражательно-речевой деятельности в форме любых звуков.

Цели:1. Развитие речевого слуха. Формирование вокализаций.

2.Формирование целенаправленных произвольных действий с бубном

3.Формирование жестов «да», «нет»

13.11-24.11

Имитация движений под музыку. Жест «приветствие ». Прослушивание и повторение звуков, шумов. Игра «Слушай и повторяй». Сказка «Репка». Жесты «да», «нет». Игры с бубном.

6

Коммуникативное взаимодействие по теме «Я – человек».

Цели: 1. Развитие речевого слуха. Формирование вокализаций.

2.Формирование целенаправленных произвольных действий с игрушками

3.Формирование жеста «Я».

27.11-8.12

«Чтение» изображений. Игра «Кто спрятался ?». Звукоподражание. Имитация движений. Жест «Я». Логоритмика «Похлопаем в ладоши» (Железнова Е.).

7

Части тела

Цели: 1.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы, развитие понимания схемы тела.

2.Формирование целенаправленных произвольных действий с куклой.

3.Формирования умения выполнять простые инструкции.

11.12-22.12

Реакция на давление на поверхность тела

Реакция на вибрацию исходящую от предметов

Подражательные действия с куклой (качание, поглаживание)

Выполнение подражательных действий разными частями тела под музыку. Логоритмика «Вот носик, вот ушки…» (Железнова Е.).

8

Туалетные принадлежности

Цели: 1.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

2.Формирование целенаправленных произвольных действий с куклой.

3.Формирования умения выполнять простые инструкции.

25.12-29.12

Подражательные действия с куклой (качание, поглаживание)

Выполнение подражательных действий разными частями тела под музыку. Прослушивание стихотворения «Мойдодыр». Логоритмика «У жирафа пятна-пятна» (Железнова Е.).

9

Диагностическое наблюдение

Цель: Определение уровня развития ребенка

11.01-18.01

Наблюдение за детьми

Обследование речевых функций

10

Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные».

Цели: 1. Развитие речевого слуха. Формирование вокализаций.

2.Формирование целенаправленных произвольных действий с игрушками

3.Формирование жестов «да», «нет»

19.01-25.01

Выражение (не) вербально просьбы и желания. Подбор к названному слову связанные с ним по смыслу слова, жесты, картинки. Игровое упражнение  «Кто как кричит ?». Слова-названия. Выполнение определенных  действий, просьб, поручений. Логоритмика «Вышла курочка гулять…» (Железнова Е.).

11

Коммуникативное взаимодействие по теме «Дикие животные».

Цели: 1. Закрепление простых подражательных действий.

2.Выполнение пассивно элементарных артикуляционных упражнений.

3. Закрепление и развитие вокализаций и звукоподражаний.        

26.01-2.02

Звукоподражание. Имитация движений. Прослушивание стихотворения. Жест «дай», «на». Сказка «Колобок».  Пассивная артикуляционная гимнастика.

12

«Дом»

Цели: 1. Закрепление простых подражательных действий.

2.Выполнение элементарных артикуляционных упражнений.

3. Закрепление и развитие вокализаций и звукоподражаний.

5.02-16.02

Действия с предметами (кубики).

Фиксация взгляда, слежение за звучащим объектом

Подражательные движения, жесты. Подбор к названному слову связанные с ним по смыслу слова, жесты, картинки. Выполнение простых инструкций. Сказка «Три медведя». Выполнение подражательных действий. Логоритмика «Дом» (Железнова Е.).

13

Посуда

Цели: 1. Развитие речевого слуха. Формирование вокализаций.

2.Формирование целенаправленных произвольных действий с предметами

3.Формирование жестов «дай», «на»

26.02-16.03

Имитация движений. Жест «дай», «на». Понимание речи взрослого. Слова-названия. Выполнение определенных  действий, просьб, поручений. Прослушивание «Федорино горе». Логоритмика «Чашка» (Железнова Е.).

14

Коммуникативное взаимодействие по теме «Продукты питания».

Цели: 1. Закрепление простых подражательных действий.

2.Выполнение элементарных артикуляционных упражнений.

3. Закрепление и развитие вокализаций и звукоподражаний.

19.03-30.03

Звукоподражание. Имитация движений. Прослушивание стихотворения. Жест «да», «нет». Артикуляционная гимнастика. Слова-названия. Выполнение определенных  действий, просьб, поручений. Логоритмика «Капустка» (Железнова Е.).

15

Коммуникативное взаимодействие по теме «Птицы».

Цели:1. Закрепление простых подражательных действий.

2.Выполнение элементарных артикуляционных упражнений.

3. Закрепление и развитие вокализаций и звукоподражаний.

2.04-13.04

Звукоподражание. Имитация движений. Прослушивание стихотворения. Жест «да», «нет». Сказка «Курочка Ряба». Артикуляционная гимнастика. Логоритмика «Вышла курочка гулять».

16

Растения

Цели: 1. Развитие речевого слуха. Формирование вокализаций.

2.Формирование целенаправленных произвольных действий с предметами.

3.Формирование жестов «да», «нет»

16.04-27.04

Имитация движений. Жест «да», «нет». Понимание речи взрослого. Слова-названия. Выполнение определенных  действий, просьб, поручений. Чтение стихотворения «Колокольчики мои…» А.К. Толстой.  Логоритмика  «Левая и правая» (Железнова Е.).

17

Создание практической игровой ситуации взаимодействия

Цели: 1. Перенос полученных навыков в игровую ситуацию.

2.Закрепление жестов и звукоподражаний (вокализаций).

3.Формирования умения выполнять простые инструкции.

30.04-11.05

Выражение (не) вербально просьбы и желания, сообщение о своем состоянии («дай», «где болит»). Подбор к названному слову связанные с ним по смыслу слова, жесты, картинки. Выполнение простых инструкций. Чтение стихотворений А. Барто «Мишка», «Мячик», «Слон». Выполнение подражательных действий.

18

Повторение пройденных тем.

Цель: 1. Перенос полученных навыков в игровую ситуацию.

2.Закрепление жестов и звукоподражаний (вокализаций).

3.Формирования умения выполнять простые инструкции.

14.05-31.05

Действия с предметами (погремушка, бубен, кукла)

Фиксация взгляда, слежение за двигающимся звучащим объектом, слежение за источником звука.

Социальные жесты («привет», «пока», «я», «да», «нет», «дай», «на» и др.)

Вокализации и звукоподражания.

Выполнение простых инструкций.

Выполнение подражательных действий.

19

Диагностическое наблюдение

Цель:  Оценка знаний ребенка по пройденным темам.

18.05-31.05

Наблюдение за детьми

Обследование речевых функций

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей
  2. Краузе Е.Н. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста
  3. Рудаковой Е.А., Сухаревой О.Ю.. Методические рекомендации к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
  4. Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком»

Источник

Дефекты звукопроизношения: [Р]-0;  [Л]- двугубный,  [С] = [З], [Ж] = [З].

Слуховая дифференциация фонетически близких звуков нарушена. Наблюдаются затруднения при дифференциации звонких и глухих звуков, свистящих и шипящих, допускает ошибки при дифференциации аффрикат. Слоговая структура слов нарушена. Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных.

Словарный запас крайне  беден, характеризуется неточностью значений многих слов. Страдает понимание и употребление,  как существительных, так и глаголов. Уровень обобщений снижен,  прилагательные в самостоятельной речи не использует.

В устной речи присутствуют грубые аграмматизмы. Допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций.  Словоизменение производит с ошибками, вследствие чего нарушается синтаксическая связь  слов в предложениях. У ребёнка наблюдается неумение пользоваться словообразованием Значение простых и сложных предлогов не понимает, применяет их  неверно или вообще не использует в речи.

Отмечается выраженное недоразвитие связной речи. Составить связный рассказ по серии сюжетных  картин не может. В речи пользуется преимущественно усечённой фразой с пропуском одного или двух членов предложения, часто это просто набор слов по теме высказывания.

План индивидуальной логопедической работы с обучающимся  3 класса с системным недоразвитием речи средней степени при умственной отсталости С-вым  Данилой

№ п/п

Темы и содержание коррекционной работы

Развитие неречевых процессов

Коррекция звукопроизношения

  • Уточнение и развитие пространственно-временных представлений
  • Понимание значения пространственных предлогов
  • Развитие внимания
  • Усиление концентрации слухового внимания
  • Развитие линейной памяти
  • Развитие  слуховой памяти
  • Развитие  зрительной памяти
  • Развитие мыслительных процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов
  • Развитие словесно -логического мышления
  • Формирование приёмов самоконтроля

    Развитие слухового внимания, фонематического восприятия

      Развитие артикуляционной моторики. Отработка комплексов артикуляционных упражнений для работы над свистящими, шипящими звуками, сонорами.

        Развитие ручной моторики

          Развитие речевого дыхания, голоса

            Автоматизация звука [С] в слогах, словах разной слоговой структуры, словосочетаниях, предложениях, скороговорках, стихах, текстах

              Автоматизация звука [З] в слогах, словах разной слоговой структуры, словосочетаниях, предложениях, скороговорках, стихах

                Автоматизация звука [Л] в обратных слогах, в словах с этими слогами, предложениях

                  Автоматизация звука [Л]  в прямых слогах, словах разной слоговой структуры, словосочетаниях, предложениях, скороговорках

                    Автоматизация звука [Л]  в слогах со стечением согласных, словах разной слоговой структуры, словосочетаниях, предложениях

                      Автоматизация звука [Л] в слогах, словах разной слоговой структуры, словосочетаниях, предложениях, скороговорках, стихах, текстах.

                        Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложения

                          Автоматизация звука [Р] в слогах со стечением согласных, словах разной слоговой структуры, предложениях

                            Автоматизация звука [Р] в  словах разной слоговой структуры, словосочетаниях, предложениях, скороговорках, стихах, текстах

                              Постановка и автоматизация звука [Р’] изолированно, в слогах, словах

                                Автоматизация звука [Р’] в слогах, словах разной слоговой структуры, предложениях

                                  Автоматизация звука [Р’] в словах, словосочетаниях, предложениях, скороговорках, стихах, текстах

                                    Дифференциация звуков [С]-[З]в слогах, словах, предложениях, скороговорках, стихах, текстах

                                      Дифференциация звуков [З]-[Ж]в слогах, словах, предложениях, скороговорках, стихах, текстах

                                      Формирование слоговой структуры слова

                                        Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

                                          Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

                                            Работа над двухсложными словами без стечения согласных

                                              Работа над трёхсложными словами без стечения согласных

                                              Совершенствование лексико-грамматического строя речи

                                                Знакомство с многозначными глаголами

                                                  Употребление глаголов во множественном числе

                                                    Употребление существительных в В. п. (с окончаниями  – у, – а)

                                                      Употребление существительных в Д. п.

                                                        Употребление существительных в Т. п.

                                                          Употребление существительных в Р. п.

                                                            Употребление существительных в П. п. с предлогом  НА

                                                              Употребление притяжательных местоимений  мой, моя

                                                                Притяжательное местоимение  мои.

                                                                Местоимения мой, мои

                                                                  Притяжательное местоимение  моё

                                                                    Согласование местоимений  мой, моя, моё, мои с существительными

                                                                      Различение глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени

                                                                        Согласование глаголов прошедшего времени в мужском и женском роде и числе

                                                                          Употребление предлога  ПОД

                                                                            Употребление предлогов НА и  ПОД

                                                                              Различение и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида

                                                                                Употребление предлога  В

                                                                                  Употребление предлогов В и НА  в предложениях

                                                                                    Употребление предлога  ИЗ

                                                                                      Употребление существительных множественного числа (с окончаниями  – а, – я)

                                                                                        Употребление предлогов С, СО

                                                                                          Употребление предлогов К, ПО

                                                                                            Оценка результативности работы. Выступления со стихами  на общешкольных праздниках.

                                                                                            Источник