Индивидуальная программа развития ребенка в коррекционных школах

Составление индивидуальной программы развития
Аристова О. С.
зам. директора по УМР
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должна решать задачи следующего характера:
- психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;
- адаптации ребенка к новым условиям обучения;
- профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Можно выделить несколько видов индивидуальных программ развития.
-индивидуальная адаптационная программа(программа, нацеленная на адаптацию детей, поступивших в 1 класс или вновь прибывшим в ОУ детям)
-индивидуальная профилактическая программа (направлена на предупреждение различных отклонений в эмоционально-волевой сфере, нежелательного поведения)
– индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения(предполагает комплексное сопровождение ребёнка группой специалистов: воспитатели, учителя, мед. работники, логопед, психолог, социальный педагог)
-индивидуальная коррекционно-развивающая программа(реализуется учителями, воспитателями, логопедом психологом)
-индивидуальная социальная программа развития(направлена на достижение социальных и воспитательных целей, выработку адаптационных навыков у учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости)
На первый план при обучении и воспитании детей с тяжёлой умственной отсталостью выступает их социализация и адаптация. Следовательно, индивидуальная программа развития должна решать следующие задачи:
-формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия
-формирование и развитие коммуникативной функции речи
-отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости
-включение учащихся в домашний, хозяйственный труд; мотивация на помощь другому, а не только ожидание помощи себе
-эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим
-развитие умения занять себя в свободное время
-развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.
-укрепление и охрана здоровья; физическое развитие ребёнка; спортивные занятия
И хотя системе специальных коррекционных образовательных учреждений создаются классы для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости, многие дети всё же находятся на домашнем обучении.
Этапы составления индивидуальной программы развития:
1.Предварительный этап
-Изучение документации, личных дел
-Изучение социального окружения ребёнка(с кем общается дома, в школе и внешние связи)
2. Диагностический этап
-диагностические исследования(наблюдение, психологические тесты с целю выявления эмоционально-личностных особенностей ребёнка и определения зоны ближайшего развития)
3. Коррекционно-развивающий этап(улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации)
4. Заключительный этап (анализ результатов эффективности проведённой работы)
Индивидуальная программа развития включает
1. Пояснительную записку, где указываются актуальные проблемы ребёнка:, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития)
2 Содержание программы(направления и формы работы)
3. Литература
Т. о индивидуальная программа развития направлена на решение проблем конкретного ребёнка. Её цель, задачи и структура должны определяться образовательными потребностями ребёнка, его возможностями. При разработке и реализации программы развития важным условием является координированные действия специалистов
Литература:
1. Трошин О. В. Основы социальной реабилитации и профориентации :Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-384с.
2. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком.Руководство для родителей-М. :Теревинф,2004.-240с.
3. https://festival.1september.ru/articles/211161/ Могила О. И.Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате
4. Информационные материалы для обучения учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости/Е. И. Капланская (Северо-Западное окружное управление образования г. Москвы ГОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №77)
Источник
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МБОУ «Техтюрская СОШ им. И.М. Романова»
МР «Мегино – Кангаласский улус»
Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы
(психологического сопровождения )
Педагог-психолог: Холмогорова И.Л.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого психологу, социальному педагогу, учителю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Программа индивидуального сопровождения ребёнка утверждается на заседании психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения. Она состоит из карты исходных данных комплексной диагностики, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося. Составление программы индивидуального сопровождения ребенка (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет учителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, медицинским работникам эффективно реализовать программное содержание.
Цель:
- Обеспечение в образовательном учредении диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождение детей с отклонениями в развитии, создание условий для их развития
Задачи
- Всестороннее комплексное обследование детей
- Установление характера и причин выявленных отклонений
- Определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи
- Разработка комплексно-целевых программ индивидуального развития детей
- Прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив)
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе
- консультативная работа с педагогами, родителями
При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:
- изучение документов, личных дел;
- знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
- изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
- диагностические исследования;
- наблюдение за ребёнком;
- индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.
Направление работ | Содержание | Сроки проведения |
1. Диагностика | ||
-изучение интеллектуальной сферы | Определение ведущих способностей учащихся для индивидуализации обучения, выявления одаренных детей, согласно запросу | сентябрь |
-определение уровня тревожности | Выявление степени адаптации, эмоционального состояния | сентябрь |
-изучение эмоционально-личностной сферы | Определение личностных особенностей детей, согласно запросу | в течение года |
-диагностика детско-родительских отношений | Выявление стиля взаимоотношений родителей и детей | в течение года |
-проективная диагностика «Рисунок семьи» | Выявление взаимоотношений родителей и детей, личностного статуса ребенка, особенностей развития | декабрь |
2.Коррекционная работа | ||
– уроки психологического развития | Развитие психических познавательных процессов (памяти, внимания, мыслительных операций) | сентябрь –май, еженедельно |
Изучение психологических особенностей при использование психолого- диагностических методик: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа и другие. | ||
Работа с родителями | ||
-индивидуальная консультация | Оказание психологической помощи | в течение года |
-анкетирование, согласно запросам | Анкета «Типы семейного воспитания» Анкета «Характер взаимоотношений родителей и детей» | сентябрь-ноябрь февраль-март |
-тренинг (детско-родительский) | «Мы вместе» | апрель |
Дневник динамического наблюдения обучающегося
(заполняется 1 раз в четверть)
Наблюдения | Уровень развития | |||
1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Психологическое наблюдение | ||||
1.Понятийное логическое мышление | ||||
2.Понятийное образное мышление | ||||
3.Скорость переработки информации | ||||
4.Внимательность | ||||
5.Кратковременная речевая память | ||||
6.Кратковременная зрительная память |
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:
— динамика индивидуальных достижений учащийся с ОВЗ по освоению предметных программ;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);
— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
— другие соответствующие показатели.
Источник
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
(ТМНР)
Проект выполнен
слушателем курсов
повышения квалификации
КРО-46
учителем начальных классов
ГБОУ Школы 2124
«Центр развития и коррекции»
Алпатовой В.В.
Москва – 2015
1. Психолого-педагогическая характеристика (фрагмент)
Эмиль А., 7 лет:
Наблюдаются грубые нарушения поведения и общения.
Эмоционально-волевая сфера. Контакт устанавливает, но носит нестабильный, формальный характер. Глазной контакт эпизодический. Не реагирует на эмоции других детей. Преобладающий эмоциональный фон нейтральный.
Волевая регуляция значительно снижена, привлекается к заданиям только индивидуально с педагогом. Все действия выполняются совместно с педагогом.
Речь. Не реагирует на своё имя. Понимание обращённой речи затруднено. Возможно понимание простых инструкций, если взять ребёнка за руку и сопровождать свои слова жестами. При этих условиях выполняет простые инструкции (встань, сядь) после многократного обращения педагога. Указательный жест в стадии формирования. Собственной речи нет. Есть отдельные вокализации и звукокомплексы (а, ми-ми).
2. Примерное тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 1 четверть (18 часов). Предметная область – «Язык и речевая практика».
Цели и задачи: – учить реагировать на своё имя
– развитие понимания обращённой речи
– развитие понимания смысла доступных невербальных графических знаков (фотографий, рисунков)
– формирование указательного жеста
К-во часов | Тема | Виды работ | Оборудование |
3 | Звуки окружающей действительности. | Игра «Звуки вокруг нас», соотнесение звуков с картинкой (поезд, пароход, колокольчик), задания на звукоподражание. | Аудиозаписи, игрушки, предметные картинки. |
2 | Тихие и громкие звуки. | Действия с музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Различение звуков по силе. Игра «Громко-тихо». Соотнесение звучащих инструментов с картинкой. Задания на звукоподражание. | Аудиозаписи, барабан, свисток, бубен, погремушка, картинки. |
3 | Голоса животных | Прослушивание записи голосов животных (собака, корова, свинья, волк). Просмотр музыкальной книжки со звучащими кнопками. Соотнесение голосов животных с картинками (совместно с педагогом). Задания на подражание голосам животных. | Аудиозаписи, музыкальная книжка, изображения животных. |
3 | Это я | Упражнения на рассматривание себя в зеркале, повторение своего имени, игры перед зеркалом «Кто это?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Развитие умения откликаться на своё имя. | Зеркало. |
3 | Моё лицо | Рассматривание лица в зеркале, проговаривание частей лица, массаж лица. Упражнения на подражание выражению лица учителя, игры перед зеркалом: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Запомни моё лицо»; «Повтори движения». | Зеркало. |
4 | Моя семья | Просмотр фотографий ребёнка и ближайших членов семья. Выделение самого себя на фотографиях (из 2-х фотографий). Упражнения с фотографиями, задания: «Покажи себя», «Где мама?», «Где папа?», «Кто это?». Повторение слов сопряжено с педагогом: мама, папа. | Фотографии с членами семьи. |
Примечание: на каждом уроке проводится артикуляционная гимнастика, упражнения выполняются сначала пассивно (с помощью педагога), далее самостоятельно.
Список литературы:
1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.
3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.
4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.
Источник
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате
Статистика свидетельствует: в нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Целью данной работы является оказание практической помощи работникам специальных (коррекционных) школ-интернатов в разработке и составлении индивидуальной программы развития для каждого ребенка.
В работе представлены некоторые подходы к разработке различных программ – психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационных, профилактических и коррекционно-развивающих.
В данной работе мы использовали опыт Разенковой Ю.А. (2003).
Индивидуальная программа развития ребенка в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должна решать задачи следующего характера:
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;
адаптации ребенка к новым условиям обучения;
профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
изучение документов, личных дел;
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
диагностические исследования.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка
Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: – изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: – улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе-интернате, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Динамика работы
1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
4. Реализация намеченной программы.
Программа индивидуального развития для воспитанника специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната утверждается на педсовете школы-интерната (возможно, на заседании школьного ПМПк). Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.
Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание. В Приложении 1 мы предлагаем один из вариантов Индивидуальной программы развития учащихся.
Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-правовое сопровождение, лечебно-оздоровительное, а также воспитательное сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения – обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.
Индивидуальная адаптационная программа
Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в интернат детям. Поэтому в течение первых полутора-двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные в первую очередь на установление эмоционального контакта со взрослым.
Индивидуальная адаптационная программа необходима детям, поступающим в первый класс. Первоклассникам трудно переносить разлуку, они могут отказываться от контактов со взрослыми и детьми.
В этом случае целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ученика к общению, установление доверительной связи между взрослым и ребенком, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.
Только тогда, когда между взрослым и ребенком установятся доверительные отношения, можно приступить к коррекционно-развивающим занятиям.
В качестве примера мы приведем выписку из истории развития Валерии Б., 1991 г. рождения.
Девочка поступила в школу-интернат из семьи 07.12.1998 г. в возрасте 7 лет с диагнозом детской поликлиники: “Перинатальная энцефалопатия гипоксического генеза, синдром нервно-рефлекторной возбудимости, синдром двигательных нарушений”.
Мать ребенка – не работает, брак не зарегистрирован.
Данные анамнеза. Ребенок от первой беременности, первых родов. Беременность протекала с явлениями токсикоза и угрозой прерывания. Роды без особенностей. Масса при рождении – 2900 г, длина – 49 см, оценка по шкале Апгар 7/8 баллов.
До поступления в школу девочка не болела. Валерия Б. не посещала ДОУ, воспитывалась матерью и бабушкой.
Данные психолого-педагогического обследования в возрасте 7 лет. Девочка очень тяжело переживает разлуку с матерью: постоянно плачет, плохо успокаивается. На уговоры не реагирует. С одноклассниками контакт затруднен. От занятий отказывается, не хочет покидать спальный корпус.
Заключение Выраженные отклонения в поведении ребенка в связи с нарушенными аффективно-личностными связями с матерью.
Индивидуальная адаптационная программа
Ф.И.О. Валерия Б. 09.04.1991 г.р.
Клинический диагноз: “Перинатальная энцефалопатия гипоксического генеза, синдром нервно-рефлекторной возбудимости, синдром двигательных нарушений”.
Психолого-педагогическое заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка в связи с нарушенными аффективно-личностными связями с матерью.
Актуальные проблемы ребенка: Девочка очень тяжело переживает разлуку с матерью: постоянно плачет, плохо успокаивается. На уговоры не реагирует. С одноклассниками контакт затруднен. От занятий отказывается, не хочет покидать спальный корпус.
Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.
Содержание программы (направления и формы работы):
Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателями;
знакомство с обстановкой класса, группы, спального корпуса;
знакомство с воспитателями, работающими в группе;
вовлечение ребенка в самую простую и доступную игру; привлечение внимания девочки к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;
установление доверительных отношений со взрослыми, в результате чего должна сформироваться заместительная привязанность;
вовлечение девочки в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития первых контактов между учениками.
Укрепление нервной системы
Наблюдение у психиатра, совместный осмотр психолога и психиатра (2 раза в год.).
Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.
Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).
Осуществление комплексного подхода в укреплении н.с. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).
Укрепление эмоционально – личностной сферы
Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).
Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год).
Овладение навыками самоконтроля.
Система групповых и индивидуальных занятий.
Развитие познавательной сферы:
Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия (когнитивные тренировки).
Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
Формирование устойчивой адекватной самооценки:
Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).
Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.
Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
Тренинг коммуникативного общения (4мес.).
Прогноз: Учитывая особенности циклоидного типа акцентуации, успешность адаптации будет зависеть от фаз. При грамотном педагогическом подходе возможно позитивное взаимодействие с Валерией Б.
Действительно, уже к концу учебного года у Валерии прекратились приступы плача, она нашла друзей, были налажены контакты с учителем и воспитателями.
Индивидуальная профилактическая программа
Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие – на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Список литературы
Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.
Тюленев П.В. Индивидуальная программа развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей и педагогов. 2005.
Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития
Источник