Индивидуальная программа развития ребенка со сложной структурой дефекта

Индивидуальный образовательный маршрут

в группе детей со сложной структурой дефекта

В детском саду компенсирующего вида, как правило, реализуется программа, направленная на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции и социальной адаптации, которая разрабатывается на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). Компенсирующий вид учреждения подразумевает адаптацию данной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, со сложными дефектами, ТНР или нарушениями зрения или слуха).

В структуре программы, используя нормативно-правовую базу РФ, реализуются такие нормативные документы, как ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г); Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Письмо от 20.11.2014г №851, а также, примерные образовательные программы дошкольного образования, представленные на сайте ФИРО.

Так же, каждое учреждение руководствуется собственным локальным актом ДОУ «Положением О рабочей программе педагога ГБДОУ»

Современная система дошкольного образования определяет приоритетные задачи построения адекватной системы психолого – педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным является возможность выбрать индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Группу детей «со сложными дефектами», в которой я работаю, посещают разновозрастные дети (от 3-7 лет), с разными нарушениями развития, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психофизических возможностей. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление работы является приоритетным. Все педагоги под руководством учителя-дефектолога занимаются коррекционно-развивающей работой. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: детей, дефектолога, воспитателя и родителей.

Особенностью нашего детского сада является осуществление коррекционно-образовательной работы по следующим направлениям: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, конструирование); речевое развитие; социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность); физическое развитие (развитие общей и мелкой моторики).

Поэтому индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь развития ребенка, компенсации его трудностей в обучении и адаптации в социуме, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка.

В нашем детском саду процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута начинается с заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), организованного для осуществления сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состоянии декомпенсации.

Таким образом, Индивидуальный образовательный маршрут, является проектом оказания обучающимся психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

В содержании ИОМ мы отмечаем динамику развития и эффективности рабочих программ, определяем формы организации коррекционных занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповых); определяем состав детей для подгрупповой работы, для индивидуального сопровождения; определяем необходимость индивидуальной коррекции режимных моментов, назначение сопровождающих, особенности сопровождения ребенка для обеспечения охраны его жизни и здоровья, специфику использования реабилитационного оборудования, работы с тренажером Гросса и другие аспекты.

При возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, при отсутствии динамики и/или значительном регрессе в развитии ребенка, как и при положительной динамике и преодолении отклонений в развитии – мы отмечаем прогноз освоения программы группы, направление ребенка на внутренний ПМПк для конкретизации условий получения образования;

Универсального рецепта создания ИОМ не существует, т.к каждое учреждение в его создании ориентируется на контингент детей, родителей и педагогов, способных этот маршрут составить и реализовать.

Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

ИОМ ребенка является путем создания условий, способствующих гармоничному развитию и социализации дошкольника, с учетом его актуальных возможностей и имеющихся ресурсов, для успешной реализации которого педагогам необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. Т.к. реализуя ИОМ важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Если вы — папа “особого” малыша

  • Помните: вы необходимы семье. Без вас жизнь ребенка (детей) и жены значительно осложнится, а многие виды лечения и реабилитации больного крохи могут оказаться и вовсе недоступными. Не бросайте своих близких в беде — сейчас вы нужны им как никогда!
  • Говорите с женой о своих чувствах. Не бойтесь рассказать ей о горе, страхе или чувстве вины, которые терзают вас. Станет легче, а разделенные переживания помогут вам с супругой почувствовать себя “одной командой”.
  • Принимайте участие в уходе за ребенком, в его воспитании, в решении повседневных проблем. Возможно, поначалу вы будете чувствовать себя неловким и неумелым рядом с женой — это пройдет.
  • Участвуйте в решении бытовых и организационных проблем, чтобы у супруги было время отдохнуть и восстановить силы. В конечном счете, это поможет и вам: доведенная до измождения переживаниями и трудностями женщина вряд ли сможет уделять время и внимание мужу.
  • Не забывайте о том, что вы — муж и жена, а не только родители “особого” малыша. Вы по-прежнему любящие друг друга люди — и напоминать об этом супруге придется вам, поскольку у матерей есть склонность полностью погружаться в проблемы ребенка.
  • Ищите тех, кто знает, каково вам приходится. При многих организациях, оказывающих помощь детям с особенностями развития, есть родительские клубы — туда ходят не только матери, но и отцы. Общение с другими папами “особых” малышей даст вам возможность разделить свои чувства с людьми, которые их наверняка поймут.
Читайте также:  Развитие мозга и здоровье ребенка

Источник

ГБС(К)ОУ школа (VIII вида) №46, Центр «РиМ» Калининского административного района г. Санкт-Петербурга.

«Обобщение опыта по составлению индивидуальных  программ для учащихся со сложной структурой дефекта».

                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                  Учитель 03 класса

                                                                                                  Платонова Т.А.

                                        Санкт-Петербург

                                                 2013  

  Работу по теме: «Разные подходы к составлению индивидуальных программ для учащихся со сложной структурой дефекта» начала в 2012-2013 учебном году с изучения отечественной и зарубежной литературы.

  Проблема сложного дефекта становится всё более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики.

  За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Не вызывает сомнений, что основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных средовых и генетических факторов. Также можно предположить, что развитие специализированной помощи, повышение квалификации специалистов, большая информированность населения в совокупности привели к тому, что диагностика стала более точной и дифференцированной. В связи с этим мы видим, что во многих случаях там, где детям ставили диагноз глубокой умственной отсталости и советовали поместить их в учреждения системы социальной защиты населения, теперь выявляют сложную структуру дефекта и предлагают таким детям медицинскую помощь вне стационара и психолого-педагогическую коррекцию. Тот факт, что в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей , страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов всё больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом

   Дети с ограниченными  возможностями здоровья могут реализовывать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно реализованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

  Ратификация Россией международных конвенций свидетельствует об изменении представлений государства и общества о правах ребёнка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата детей с ОВЗ, то есть любой ребёнок имеет право на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития.

  Дети с ОВЗ – неоднородная по своему составу группа школьников. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению

образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В группу детей с ОВЗ входят дети с разными нарушениями: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы, то есть от детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися детьми до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальных программ образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в неё категории детей. Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержание школьного образования тоже должно быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностям всех детей с ОВЗ, имеющих возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми.

Читайте также:  Игры для умственного развития ребенка 3 лет

  В составе группы школьников с ОВЗ в настоящее время заметен рост детей с тяжёлыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания, которая предусматривает значительно более низкие уровни образования.

  Сложное или множественное нарушение – это первичное нарушение двух или более систем организма у одного ребёнка с последующим комплексом вторичных расстройств. Например, умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения, слуха, речи и т.д. Термин «сложное нарушение развития» не даёт представления о картине конкретных нарушений, он лишь обозначает проблему. Для правильного построения коррекционной работы специалистам необходимо выяснить, каким образом и насколько сильно нарушена та или иная функция, по каким причинам и когда возникли эти нарушения. С психолого-педагогической точки зрения важно:

– описать сложный дефект как сочетание нескольких нарушений разных функций, неодинаково выраженных, определить степень нарушения каждой, выделить ведущий дефект, оказывающий наибольшее влияние на ребёнка;

– уточнить время возникновения нарушений – врождённые или приобретённые  в определённом возрасте (одновременно или в разное время). Это важно, поскольку степень знакомства ребёнка с предметным миром, уровень овладения словесной речью, мышлением, которые были достигнуты ребёнком к моменту заболевания, имеют большое значение для его будущего развития. В связи с этим выделяют:

– врождённый и ранний сложный дефект;

– сложное нарушение, проявившееся или приобретённое в дошкольном возрасте;

– нарушение, приобретённое в подростковом возрасте.

  При всём многообразии сложных нарушений развития необходимо отметить, что все дети, к какой бы группе они не относились, требуют своеобразных педагогических подходов, нуждаются в любви и понимания со стороны взрослых.

  По теме «Разные подходы к составлению индивидуальных программ для учащихся со сложной структурой дефекта» я начала работу в этом учебном году с изучения зарубежной и отечественной литературы. Прежде всего – это  литература, в которой  даётся определение сложной структуры дефекта, рассказывается о причинах возникновения различных нарушений, а также программы российских и американских авторов, на основе которых разрабатываются рабочие и  индивидуальные программы для наших учащихся. Данная тема очень актуальна, т.к.

 – среди воспитанников нашей школы увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии;

– отсутствие официальных утверждённых образовательных программ;

– необходимость особой организации образовательно-воспитательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям детей, имеющим сложные нарушения.

 Поэтому встала необходимость в разработке и составлении рабочих и индивидуальных программ для учащихся со сложной структурой дефекта.

   Мы уже работаем по программам, которые были составлены после обследования детей, адаптированы к их индивидуальным возможностям. Так были созданы и каждый год корректируются рабочие программы по предметам. Составляются они на основе рекомендуемых к использованию: Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (авторы Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.П.Зарин), Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (авторы Л.Б.Баряева, Н.Н.Яковлева). Цель рабочих программ  состоит в максимальном включении в образовательный процесс учащихся, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по рабочим программам должна стать социально-бытовая адаптация учащихся, максимально возможная их самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

   Содержание программного материала в рабочих программах (как и в других) предполагает реализацию следующих принципов:

– принцип линейности и концентричности, то есть ознакомление с определённой областью действительности от этапа к этапу усложняется: тема остаётся, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами;

Читайте также:  Как распознать ребенка отстающего в развитии

– принцип повторности в обучении позволяет формировать у учащихся максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально-бытового плана;

– принцип комплексного подхода: совместная разработка коррекционного маршрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность коррекционных мероприятий по устранению выявленных отклонений в развитии ребёнка;

– принцип деятельного подхода предусматривает формирование психических функций в процессе деятельности детей: учебной, игровой, трудовой;

– индивидуального подхода.

 Каждая рабочая программа содержит следующие разделы:

 – титульный лист по форме;

–  пояснительную записку;

– коррекционно-развивающие задачи по уровням развития;

– примерное содержание программы с учётом индивидуальных возможностей детей;

– примерное тематическое планирование с рекомендуемым количеством часов;

– литературу;

– календарно-тематическое планирование по разделам.

  При составлении программы необходимо учитывать планируемые результаты освоения образовательной программы:

– личностные;

– метапредметные;

– предметные (прописывается результат освоения по предмету по трём уровням).

 К сожалению не все учащиеся со сложной структурой дефекта могут освоить рабочие программы даже по первому уровню. Есть дети, которые с трудом сидят за партой, не могут сосредоточить взгляд, не понимают элементарных инструкций, не различают предметы, картинки. Для таких учащихся мы разрабатываем и составляем индивидуальные программы на основе американской программы ABA. Для составления программы требуется определить начальные навыки ребёнка и те цели, которые необходимо достичь с помощью программы обучения. Выбор целей

основывается не только на оценке тех навыков, которые данному ребёнку необходимо приобрести, но и в соотношении с уровнем развития, который ребёнок должен достичь, а также с возможностями и потребностями окружающей среды, в первую очередь – родителей.

  Программа ABA постоянно видоизменяется в соответствии с продвижениями ребёнка. Для того, чтобы ребёнок продвигался постоянно и последовательно, следует постоянно отслеживать прогресс и корректировать программу. Не всегда программа корректируется целиком, но в ней постоянно добавляются или видоизменяются цели обучения. Для достижения наибольшей эффективности необходимо корректировать программу каждые две недели, если заметен прогресс в обучении. Хорошо было бы, если бы такую программу выполняли родители ребёнка, которые помогли бы ему в закреплении  навыков, освоенных в школе.

  Введение обучающей программы ABA требует определённой подготовки, т.к. необходимо большое количество материалов, используемых в обучении (наборы карточек, картинок, фотографий, желательно заламинированных, развивающие игры, таймеры и т.п.).

  На начальном этапе идёт знакомство с ребёнком, областями его интересов, выбор мотивационных факторов, анализ начальных навыков. На промежуточных этапах обучения ребёнок должен приобрести необходимые навыки:

– Общения – ребёнок должен научиться выражать свои желания доступным для него и окружающих способом: с помощью слов, жестов, карточек. Главное, чтобы ребёнок мог высказать просьбу не только получить что-то, но и уметь отказаться от того, чего он не хочет приемлемым способом

– Самостоятельности – ребёнок должен самостоятельно научиться выполнять самые простые повседневные действия: пить из чашки, мыть руки, ходить в туалет и т.п.

– Понимания речи – ребёнок должен научиться понимать и выполнять простые инструкции, использовать навыки в повседневной жизни.

– Социальные навыки – ребёнок должен научиться спокойно вести себя в обществе, не убегать, сидеть определённое время, не забирать предметы, еду, ему не принадлежащие.

– Игровые навыки  – ребёнок должен научиться самостоятельно заниматься каким-либо видом игр, уметь и позволять другим детям или взрослым играть вместе с ним.

  Важно помнить, что методы обучения вышеперечисленным навыкам, а также их уровень выбираются в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

  Программа ABA может включать в себя:

– работу над несколькими навыками одновременно на протяжении всего периода обучении;

– сосредоточение на обучении одного вида навыков определённый период и по прошествии времени – поменять направление;

– обучение всего одному-двум навыкам.

 Несмотря на то, что кратковременной целью обучения является развитие различных навыков, основной целью обучения является развитие навыков обучения ребёнка, улучшение его уровня жизни. Поэтому на продвинутых этапах обучение происходит в натуральной среде ребёнка и основной целью является обобщение обученных навыков и интеграция в нормативной среде.

   В этом учебном году мы достигли определённых успехов в работе с детьми по рабочим и индивидуальным программам. Некоторые дети усвоили или частично усвоили навыки по составленным программам, поэтому в следующем учебном году хотим продолжить эту работу и сделать практическую часть.

Источник