Индивидуальная программа развития ребенка с зпр воспитателя
Индивидуальная коррекционная программа воспитания, обучения и развития детей на I полугодие с ЗПР 5 -6 лет.
Здоровье и условия воспитания.
Ответственные: все педагоги.
- Выполнять режим дня.
- Всем взрослым соблюдать единые требования к обучению и воспитанию.
- Способствовать соблюдению социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях:
- слушать взрослых,
- выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой;
- убирать за собой игрушки и одежду и др.;
- здороваться при встречах с взрослыми и детьми, смотреть в глаза;
- во время еды – пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, пользоваться ножом, убирать за собой посуду;
- во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.);
- Закреплять у ребенка называние себя в первом лице «Я буду», «Я поел», «Я иду гулять», «Я слепил», «Почитай мне сказку», «Дай мне пить» и обращение к воспитателю на «вы»;
- В процессе выполнения режимных моментов воспитатель и специалисты выполняют пальчиковую гимнастику, речедвигательные упражнения, массаж на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком.
Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.
Ответственные: все педагоги.
- Учить действовать самостоятельно:
- одеваться и раздеваться. Учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками. Завязывать шнурки. Воспитывать самоконтроль;
- приучать аккуратно класть вещи на место (учить вешать и складывать одежду и ставить обувь в свой шкафчик, убирать игрушки);
- умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем). Чистить зубы. Пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка. Учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом. Обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;
- во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана; пользоваться салфеткой во время и после еды;
- приучать расправлять кровать: складывать покрывало пополам и класть его на стул; складывать пижаму в определенное место.
Социальное развитие:
Ответственные: все педагоги.
- закреплять представления о себе и о своей семье. Учить называть свое имя и фамилию, половую принадлежность («Я – мальчик, Я – Саша»). Называть имена своих близких, понимать родственные связи («Я маме сын, а бабушке внук);
- учить с ребенком адрес, по которому он проживает. Дать представление о городе, в котором он живет.
- учить соотносить свои вещи, игрушки, с местоимениями – (Моя куртка, мои вещи, мой карандаш);
- продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении
- формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить», «Я устал, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я не хочу суп», «Я хочу играть» и т.д.
- приучать ребенка обращать внимание на просьбы других людей;
- продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?»; «Как тебя зовут?» «Кто ты?»; «Давай играть в строитель» и т.д.
- воспитывать бережное отношение к игрушкам, вещам, продуктам питания;
- формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия с взрослыми (смотреть в глаза, обращаться к взрослым по имени и отчеству);
- формировать эмоции радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные связи;
- удерживать внимание на собеседнике, предмете, деятельности.
Физическое воспитание:
Ответственные: педагог по физической культуре, воспитатель.
- Воспитывать интерес к физкультурным занятиям.
- Формировать привычку к выполнению утренней гимнастики.
- Формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом, – руки вверх; выдох через рот – руки вниз);
- учить перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.
- продолжать учить подползать под ворота, через обруч.
- продолжать учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте
- делать приседания вместе с мячом или куклой (вначале с поддержкой взрослого); ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны;
- Продолжать развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:
- учить ловить мячи разного размера; бросать в цель; бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед;
- доставать предметы, находящиеся вверху, становясь на носочки;
- формировать пространственные отношения: «влево» – «вправо», «вперед» – «назад», «вниз» – «вверх»;
- воспитывать волевые (умение ждать, действовать по правилам) и нравственные качества личности (честность, сочувствие к товарищам).
Развитие познавательной деятельности
Ответственные: учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед и др. педагоги.
Сенсорное воспитание.
Продолжать развивать ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов, способствовать развитию психических процессов и эмоциональной сферы.
Величина:
- выделять три-четыре предмета по величине: большой, средний, маленький, самый маленький;
- учить группировать предметы по величине;
- учить различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов.
Форма:
- учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези;
- выделять различные формы среди других;
- группировать предметы по форме;
- сравнивать 2 предмета по форме.
Цвет:
- продолжать учить называть основные цвета (желтый, красный, зеленый, синий) и их оттенки.
- учить соотносить цвет с предметом;
- учить группировать предметы по одному свойству – по цвету.
Целостное восприятие:
- продолжать учить складывать разрезную картинку из трех-четырех частей;
- собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, матрешку),
- складывать картинку из разрезных кубиков (6 – 9).
Тактильно-двигательное восприятие
- продолжать формировать ориентировку на свойства и качества предметов, через тактильное восприятие (твердый – мягкий, холодный – теплый, шершавый – гладкий, мокрый – сухой);
- продолжать учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты, игрушки, посуда).
Слуховое восприятие:
- учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;
- различать по голосу взрослых и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;
Формирование наглядно-действенного и наглядно – образного мышления:
- учить решать простейшие проблемно-практические задачи, пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий (карандаш для рисования, ложка для супа, носовой платок для носа и др.).
- учить находить картинку с изображением предмета-орудия к изображенному сюжету: Что нужно мальчику для рисования? Что нужно девочке, чтобы покатать куклу? Что нужно девочке, чтобы покататься с горки? и т.д.
- учить находить четвертый лишний предмет и аргументировать свой ответ;
- учить располагать серию сюжетных картинок (3-4), объединенных одним сюжетом и составлять небольшой рассказ. Учить устанавливать простые причинно-следственные связи и закономерности.
Ознакомление с окружающим:
- уточнить представления о явлениях природы о временах года: осенью – меняют цвет листья и они опадают, день становится короче, а ночь длиннее, птицы улетают на юг, убирают урожай овощей и фрукт; зимой – идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках; выделять сюжетные картинки «Времена года» среди других картинок;
- продолжать формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос: «Какая сегодня погода?», отмечая их в уголке погоды;
- закрепить представления о домашних животных, познакомить с их детенышами; о домашних и зимующих птицах;
- продолжать обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять группу однородных предметов: игрушки – посуда, фрукты – овощи, ягоды – фрукты на картинках. Затем обобщать в слове: «Вот посуда», «Вот игрушки» и т.д.
- учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону – игрушки, в другую – посуду;
- знакомить с овощами, фруктами, ягодами, продуктами питания;
- учить различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты,
- знакомить с профессиями работников детского сада;
- учить называть картинки с изображением движений и действий людей: «Дядя читает книгу? Мальчик катается на лыжах? Мальчик катается на санках? Девочка танцует? и т.д.
- на прогулке продолжать развивать движения и игровые действия: лепить куличики из песка, убирать песок в песочницу и сгребать листву; строить из песка и снега узкие и широкие дороги, замки, лепить снеговика; лепить снежные куличики; обращать внимание на явления природы: солнышко светит; листья опадают, идет дождь, птицы улетают, снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует – холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев.
Формирование количественных представлений:
- продолжать учить различать количества «много» – «мало»; употреблять в речи слова «много» – «мало»;
- Совершенствовать прямой до 10 и обратный счет от 5 до 1;
- учить выделять от 1 до 10 предметов из группы по подражанию, образцу;
- соотносить количество 1-5 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?
- учить находить заданное количество однородных предметов 1- 5 в окружающей обстановке;
- закрепить умение показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т.п.);
- учить выполнять счетные операции в пределах 5;
- учить составлять равные по количеству множества предметов и понимать выражение столько…, сколько…. (Например: “Сколько елочек, столько грибочков”; Сколько вагончиков, столько матрешек; где больше, где меньше);
- учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах 5-ти;
- формировать пространственные отношения: «слева» – «справа», «впереди» – «сзади», «внизу» – «наверху», «под», «над», «между»;
- формировать умение сравнивать предметы по признакам: цвету, форме, величине (путем наложения и приложения). Группировать предметы по двум признакам;
- формировать умение сравнивать предметы по количеству, пользуясь методом приложения одного предмета к другому. Использовать слова в речи «больше», «меньше», «одинаково» и использовать знаки « >», « >», «=»;
- учить пользоваться порядковым счетом и отвечать на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?»
- формировать временные представления: времена года, части суток, дни недели. Их последовательность.
- формировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и аналогию (сделай так же).
Развитие речи:
Ответственные: учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель и др. педагоги.
Формирование звуковой культуры речи:
- Проводить активную артикуляционную гимнастику: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.; удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки и др.;
- отраженно произносить набор звуков и слогов русского языка;
- развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и т.д.
- начать работу по произношению и постановке звуков по традиционным методикам.
Развитие понимания обращенной речи:
- учить выполнять действия по словесной инструкции: «Принеси простые карандаши. Дай карандаш Вове».
- учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Принеси пластилин и разложи на столы детям).
- учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь чашку на блюдце. Положи шапку на верхнюю полку, а сапоги поставить на нижнюю полку).
Формирование фонетико-фонематического слуха:
- за педагогом звуки, слоги и простые слова;
- повторять проводить работу по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным), сопровождая игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком, мячом и т.д.).
- слушать звуки живой, неживой природы и звуков речи. Петь песенки со звукоподражанием, читать стихи, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).
- формировать четкое произношение и различение гласных звуков: а, у, о, и, ы;
- выделять первый ударный и безударный звук, выделять из потока гласных заданный звук;
- анализировать звукосочетания (АУ, УА, ИАУ, ОИА, ЫОУ);
- формировать понятия «слово», «звук», «гласный», «буква».
Формирование активной речи:
- уточнить и расширить предметный словарь по изучаемым темам;
- учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в бытовых ситуациях («Помогите пожалуйста»).
- учить произносить элементарные фразы, обращая внимания на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Давайте играть», «Я буду рисовать», «Мы будем рисовать», «Я рисовала», «Миша рисовал»;
- обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;
- учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
- учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в различных падежах;
- вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
- формировать потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или домино?»
- учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту;
- учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- учить отвечать на простые вопросы логопеда по демонстрации предметов и картинок: что это? – это дом; что это? – это мяч и т.д.
- учить отвечать на вопросы логопеда, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из 2- 3– 4 –х слов: например, «Что делает девочка? – Девочка едет. Девочка едет на велосипеде»;
- учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Репка», К. Чуковский «Мойдодыр», «Цыпленок», С. Маршак «Усатый полосатый», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», А. Барто «Игрушки» участвовать в драматизации этих сказок.
- побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы.
Формирование игровой деятельности:
Ответственные: все педагоги.
- учить воспроизводить цепочку игровых действий (3-4 действия): строительные игры – нагружаем кубики, везем их строить дом;
- включать знакомые игровые действия в простой сюжет, постепенно усложняя его (игры: Магазин, Доктор, Повар и др.).
- учить выполнять роли в процессе простой сюжетно-ролевой игры: в повара, доктора, музыкального руководителя, няни, шофера и др.
Формирование продуктивных видов деятельности:
Ответственные: воспитатель и педагог по ручному труду.
- Сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
- Учить узнавать в изображениях (лепке, рисунке, аппликации, постройке) реальные предметы окружающей действительности.
- Учить ребенка использовать материалы и принадлежности по назначению, правильно держать карандаш, кисточку, ножницы, соблюдая технику безопасности.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
- Формировать технические навыки.
- Способствовать развитию воображения.
Лепка
- формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных приемов («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор»);
- учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин, применять стеку;
- учить лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»).
Рисование
- вызывать интерес к рисованию: взрослый на глазах у ребенка рисует и учит рисовать различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши) прямые, круговые линии, действуя рукой ребенка, давая образец на другом листе.
- учить дорисовывать картинку: ленточки к шарику, веревочку к машинке и т.д.; учить раскрашивать картинки , не выходя за край рисунка;
- учить рисовать знакомые предметы по образцу; соотносить цвета изображаемых предметов с реальными.
Конструирование и ручной труд
- Развивать согласованность действий обеих рук, формировать захват предметов (ладонный захват, ладонно-пальцевой захват, щепоть, пальцевой)
- учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции.
Аппликация:
- познакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу: учить наклеивать простые предметы по показу – «Шары на ниточках», «Рыбки в аквариуме»;
- учить Ребенка располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы – мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т.д.
Музыкальное воспитание.
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатель, дефектолог, логопед.
- Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, желание участвовать в музыкальных играх, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- Развивать слуховое внимание, чувство ритма;
- Учить различать и называть детские музыкальные инструменты, точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии или песни на шумовых инструментах;
- Учить играть на металлофоне простейшие мелодии, выполняя точный ритмический рисунок;
- Развивать пространственную ориентировку, общую и мелкую моторику;
- Узнавать и запоминать знакомые мелодии, заучивать песенки наизусть, подпевать;
- Учить начинать двигаться с началом музыки и заканчивать с окончанием музыки, ходить и бегать под музыку, выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением музыки или содержания песни.
Трудовое воспитание.
Ответственные: воспитатель и др. педагоги.
- продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, убирать за собой посуду);
- привлекать ребенка к выполнению трудовых поручений (убрать игрушки, убрать мусор, отнести предметы в кабинет);
- наблюдать за дежурством старших детей с целью формирования последовательности и цели их действий. Воспитывать чувство заботливого отношения к детям в группе и взрослым, бережное отношение к растениям.
Источник
Виктория Прокопович
Специальная индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психоречевого развития (часть 1)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с ребёнком 5лет, имеющим задержку психического развития. Составлена она на основе «Адаптированной образовательной программы для ребенка с задержкой психоречевого развития на основе программы С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР»
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами. Ведущие цели Программы — создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств. Основной задачей является максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребёнка.
ХАРАКТЕРИСТИКА
В МБДОУ девочка поступила в сентябре 2016 года. До этого она находилась на домашнем обучении, ДОУ не посещала. Девочка родилась с врожденным пороком сердца, врожденной расщелиной твердого и мягкого неба. Адаптация прошла без особенностей. Полина быстро привыкла к детскому саду. Сейчас ребёнок чувствует себя в группе комфортно, поведение адекватное, спокойно общается со сверстниками. Неагрессивная, неконфликтная, очень ласковая и отзывчивая девочка. В группе сверстники ее любят, охотно с ней играют и помогают при необходимости. Охотно идёт на контакт со взрослыми, выполняет простые поручения.
Ведущая рука левая.
Крупная и мелкая моторика нарушена, грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков нет. Наблюдается моторная неловкость, недостаточность мышечной силы. Потребность в движении чаще реализуется через хаотичную двигательную активность.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Пользуется туалетом без напоминания взрослого, одевается и раздевается только с помощью взрослого.
В игровой деятельности наблюдается нечеткое и неточное выполнение игровых действий, а также бедность игровых сюжетов. Выполняет игровые действия без достаточного речевого сопровождения.
На контакт с педагогом идёт охотно. Познавательный интерес слабый, избирательный, неустойчивый. На занятиях часто отвлекается, может встать, походить. Мешает детям. Деятельность целенаправленная, но неустойчивая. Не доводит дело до конца. Общий темп деятельности медленный. Повышенная утомляемость, истощаемость. Работоспособность низкая, самоконтроль недостаточный.
Лучше усваивает материал на индивидуальных занятиях. Инструкцию педагога воспринимает не всегда и не в полном объёме. Помощь (поэтапно) принимает, оказание помощи эффективно. У девочки замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ей требуется постоянная организующая помощь педагога в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции.
Речь невнятная, не всегда понятна для окружающих, звукопроизношение нарушено. Это связано с врожденными особенностями неба. Словарный запас и связная речь ниже возрастной нормы. Чаще речь односложная. Затрудняется в построении целых предложений
Внимание неустойчивое, быстро истощается. Концентрация слабая. Зрительная память немного лучше, чем слуховая. Медленно запоминает информацию, требуется многократное повторение, прежде чем девочка воспроизведет стихотворение. Восприятие замедленное, фрагментарное. Не всегда может выделить части предмета, затрудняется подобрать часть к целому. По цвету, форме, величине различает, соотносит. Называет все основные, монохромные цвета. Знает круг, треугольник, квадрат. Пространственно-временная ориентировка развита недостаточно.
Мышление ниже возрастной нормы, слабо развиты операции анализа и синтеза. Ребенок самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета, не справляется с определением логических отношений при работе с серией картин со скрытым смыслом и незавершённым концом действия. Классифицирует и обобщает слабо, затрудняется в исключении лишнего предмета.
Представления об окружающем мире ниже среднего. Элементарные количественные представления также ниже среднего.
Любит трудовые и индивидуальные поручения, подвижные игры. Проявляет интерес к рисованию. Полина достаточно хорошо и аккуратно разукрашивает. На занятиях лепкой и аппликацией испытывает трудности в связи со слабо развитой моторикой руки.
Полина воспитывается в неполной семье. Мама уделяет достаточно внимания дочери, активно интересуется поведением девочки на занятиях и в свободной деятельности, переживает за нее. Все рекомендации специалистов выполняет. В семье благополучный микроклимат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ территориальной психолого-медико-педагогичесой комиссии:
Установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявлены трудности в обучении, обусловленные задержкой психоречевого развития.
Сопровождение образовательного процесса и коррекционной работы:
Педагог-психолог требуется
Учитель-логопед требуется
Учитель-дефектолог не требуется
Социальный педагог не требуется
Тьютор не требуется
Ассистент (помощник) не требуется
Инструктор по ЛФК не требуется
Режим – неполный день с соблюдением общих режимных правил ДУ
Дополнительные коррекционно-развивающие занятия с учетом рекомендаций ПМПК
Виды дополнительной организованной образовательной деятельности
(индивидуальная работа)
Педагог,осуществляющий деятельность Количество периодов непрерывной образовательной деятельности в неделю:
Старшая группа
1. Познавательное развитие
1.1. Ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора воспитатель – 2 зан.
1.2. Целенаправленное формирование высших психических функций – 1 зан.
2. Речевое развитие (учитель-логопед) учитель-логопед – 2 зан.
3. Социально-коммуникативное направление
(педагог-психолог) педагог-психолог – 1 зан.
Объем недельной дополнительной образовательной нагрузки – 6 час.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия воспитателя
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по ознакомлению с окружающим,расширению кругозора проводятся воспитателем 2 раза в неделю:
1) во вторник – с 10.20 до 10.40,
2) в четверг – с 10.20 до 10.40.
Продолжительность занятия варьируется от 10 до 20 мин. в зависимости от работоспособности и интереса ребенка.
Календарно-тематическое планирование работы воспитателя с ребенком с задержкой психоречевого развития по ознакомлению с окружающим миром, расширению кругозора
Основной целью этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.
Программавключает следующие основные разделы:
1. Родная природа
2. Растения
3. Животные
4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия
5. Знакомство с ближайшим окружением
6. Развитие связной речи
Источник