Индивидуальная программа развития ребенка с зпр в начальной школе

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с учащимся _____класса

Краткие сведения: поступил в первый класс в 20___г., на диспансерном учете специалистов не состоит.

Проблемы: низкий уровень сформированности познавательных процессов, произвольности деятельности и поведения; компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сфер; стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.

Результаты обследования: см. протоколы обследования специалистов.

Планируемые сроки реализации программы: _________г. _______г.

с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут.

Цель программы: оказание содействия по коррекции познавательной деятельности; формированию компетенций коммуникативной и эмоциональной сфер; развитие произвольной регуляции деятельности и поведения; по устранению нарушений письменной  и устной речи, создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям  обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения  в условиях  образовательного процесса.

Задачи программы:

  • создание коррекционных условий с опорой на сохранные функции и личностные особенности учащегося;
  • осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;  
  • развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
  • формирование        умения         сравнивать,         анализировать,   делать несложные самостоятельные выводы;  
  • формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;  
  • развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;  
  • формирование положительной мотивации к обучению;  
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.  
  • оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по  вопросам, связанным с  их развитием, обучением и воспитанием

Представление на учащегося

_____________________________________________

Отделение _______________   _____ класс

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (проявления негативизма, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легко, адекватно реагирует на предлагаемые задания.

Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие скоординированности целенаправленных движений.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (после повтора, после разъяснения): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования  сформирован недостаточно, самостоятельно инструкцию прочесть  может.

Обучаемость:

– восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая помощь): нуждается в помощи направляющего и стимулирующего  характера;

– способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на закрепление навыка.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности под руководством педагога, наличие ориентировочного этапа, импульсивность/инертность действий: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать.

Темп работы (на учебном материале): снижен в результате слабой организованности.

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при  интеллектуальных  нагрузках быстро истощаем.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует средней  границе нормы.

Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости.

Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.

Особенности памяти: незначительное сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.

Особенности мышления:

  • уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
  • словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.

Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом. 

Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.

Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются низким уровнем сформированности познавательной деятельности и произвольной регуляции деятельности  и поведения.

Математика:

  • сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
  • вычислительный навык: навык сформирован на уровне средней границы программных требований;
  • навык решения задач: испытывает значительные трудности при составлении программы решения;

Русский язык:

– навык каллиграфического письма: не сформирован (не отвечает требованиям программы), испытывает трудности при воспроизведении образа букв;

  • навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;
  • списывание текста: наличие большого количества ошибок при списывании;
  • выполнение грамматических заданий: испытывает трудности при выполнении;
  • характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.

Чтение:

  • темп чтения:  техника  чтения не соответствует возрастному нормативу;
  • способ чтения — послоговой
  • понимание прочитанного — недостаточное
  • навыки работы с текстом — сформированы на среднем уровне
  • характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): не сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация средняя, произвольность сформирована недостаточно; учебные задачи принимает выборочно (вызывающие интерес), не проявляет поисковой и познавательной активности.

Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.

Планируемые мероприятия специалистов: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.

Направления коррекционной работы

Занятия с учителем-дефектологом: формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления; нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готвность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Занятия с педагогом-психологом: формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов

Занятия с учителем-логопедом: формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей; развитие и
совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).

1. Сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия;
  • развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
  • развитие кинестетических основ движения;
  •  развитие межполушарного взаимодействия.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; «Кулак — ладонь — ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос»,  игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

Читайте также:  Обследование ребенка с задержкой развития

2. Формирование пространственных представлений:

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения предметов; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

3. Развитие мнемических процессов:

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений,  выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).

5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание».

6. Формирование навыка письма

Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.

7. Формирование навыка чтения

Средства: дифференциация сходных по начертанию букв; чтение предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

Организация взаимодействия специалистов

сопровождения учащегося с ЗПР

Специалисты

Направления коррекционной работы с учащимся

Приемы работы

Методы

Учитель

1.  Умение действовать по плану;

2. умение оценивать правильность выполненного действия;

3.умение  вносить коррективы в результат

4. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи.

  • Повтор инструкции.
  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
  • Речевой образец или начало фразы.
  • Демонстрация действий.
  • Подбор по аналогии, по противопоставлению.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
  • Совместные или имитационные действия.

1. Совместное выполнение заданий;

2. Объяснение;

3. Показ;

4. Построение учебного высказывания

Учитель-дефектолог

1. Развитие образного мышления;

2. Развитие словесно-логического мышления.

1. Формирование умения визуализировать различные образы предметов, событий;

2. Формирование умения систематизировать слова по определенному признаку;

3. формированию обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).

1.Игры: «На что это похоже?», «Дополни до…», «Догадайся кто нарисован?» «Мысленные образы и эмоции» и др.;

 Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек;

2. Игры «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», логические задачи; задачи на сравнения; упражнение «Найди окончания», «Слова-близнецы».

Учитель-логопед

1. Развитие  слухового внимания и памяти;

2. Развитие фонематических процессов;

3. Формирование связного речевого высказывания

1. Работа с текстом;

2. Составление вопросительных предложений по образцу;

3. Обучение написанию изложений и сочинений;

4. Графические диктанты

1. Демонстрация;

2. Объяснение;

3. Самостоятельное выполнение;

4. Беседа

Педагог-психолог

1. Соблюдение правил поведения;

2. Осознанное выполнение обязанностей;

3. Развитие коммуникативных компетенций;

4. Развитие эмоционально-волевой сферы;

5. Развитие пространственно-временных представлений

1. Создание ситуации успеха;

2. Дозированная нагрузка;

3. Чередование видов деятельности;

4. Создание условий для приобретения навыков общения со сверстниками

1.Наблюдение;

2. Беседа;

3. Практическая деятельность с включением развивающих игр со сверстниками и педагогом;

4. Тестирование

Социальный педагог

Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса

Взаимодействие с субъектами образовательного процесса

1. Беседа;

2. Оказание направляющей помощи

Критерии оценки эффективности программы:

– повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

– повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

– развитие личности учащегося;

– повышение уровня произвольной регуляции эмоций.

Ожидаемые результаты:

– развитие  познавательной сферы;

– наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

– развития положительных качеств личности;

– улучшение  самоконтроля и саморегуляции;

– принятие социальной роли ученика, адаптация в  коллективе;

– наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, связного высказывания;

– формирование прочных учебных умений и навыков.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000. 4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991

2. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 2364

 3. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54 7.

4. Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. –96с. — С. 65–73

 5. Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 5. — С. 73–77.

6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.

7.Игнатьева Т.В. Русский язык. Все правила. 1-4 классы. Справочник/ Т.В. Игнатьева, Л.Е.Тарасова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 190, [2] с. Серия («Справочник»)

8.Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов // 33 В кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л.

9.Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. Методика и планирование занятий в классе выравнивания / Н.Н. Павлушкова, Р.И. Харитонова. – Издательство «ГНОМ и Д», 2006 – 152 с. 25.

10 .Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с

Источник

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат Павлово-Посадского муниципального района Московской области

“Утверждаю”

                                                                Директор МКОУ школы-интерната

 _____________Гришина  М.Б.

«__03__»_апреля_2017 г.

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы

Программу разработала:

Черепенина А. В.

учитель-дефектолог

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая  программа  коррекционно-развивающих   занятий   разработана на основе следующих документов:

– Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 21 декабря 2012 г.;

– Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г.,  

– Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (корр.) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

–  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

– СанПин ОВЗ 2.4.2.3286 – 15 от 15.07.2015;

 – Учебного  плана  МКОУ школы-интерната.

         Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий  для обучающихся с задержкой психического развития составлена для 1- 4 классов. Программа имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Задания, составляющие основу программы, имеют индивидуальный, подгрупповой и групповой характер занятий.   Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут (индивидуальная и подгрупповая форма) и 40 минут (групповая форма).

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз). Ученик должен сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.  Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Психолого-педагогическая характеристика

обучающихся с задержкой психического развития

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Цель и задачи программы

Целью рабочей программы является: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления); коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

Читайте также:  Книги о гармоничном развитии ребенка как научить ребенка читать

– формирование положительной учебной мотивации;

– снятие эмоционального напряжения;

– развитие памяти;

– развитие внимания;

– развитие восприятия;

– развитие мышления.

Программа коррекционно-развивающих занятий включает

следующие основные направления

– Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

– Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

– Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

– Формирование учебной мотивации;

– Развитие личностной сферы;

– Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

1 класс

– ориентироваться в пространстве;

– называть предметы, характеризовать их по основным свойствам  (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);

– полно отвечать на поставленные вопросы;

– составлять простые нераспространенные предложения;

2 класс

– анализировать простые закономерности;

– выделять в явлении разные особенности;

– вычленять в предмете разные качества;

– сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам

 3 класс

– строить простейшие обобщения;

– складывать узоры по образцу и памяти;

– стремиться к размышлению и поиску;

– переключаться с одного действия на другое.

4 класс 

– выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;

– сравнивать и отличать от несущественных признаков;

– строить простейшие умозаключения.

Перспективное планирование

Направление работы

Цель проводимых мероприятий

Сроки выполнения

1. Диагностика

(учебно-познавательная деятельность)

1.Определение актуального уровня развития ребенка,

2.Определение “зоны ближайшего развития”, индивидуальных путей коррекции.

3.Выявление учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

3- 20 апреля

2. Коррекционная деятельность

(проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий)

1.Коррекция нарушений психического развития.

2.Формирование  у учащихся необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Апрель – Май

3. Педагогическое просвещение

Педагоги

(индивидуальные консультации)

Родители

(индивидуальные консультации)

1.Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии.

2.Составление рекомендаций учителям по применению специальных приемов в работе с учащимися.

1.Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей с нарушениями развития.

2.Рассмотрение частных вопросов, касающихся проблем воспитания и развития ребенка.

Апрель – Май

Апрель – Май

Список учащихся, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия по результатам первичной диагностики

Класс

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

1 «А»

Кияница Алексей

2 «А»

Серегина Ольга

3 «А»

Зубарев Егор,

Сысоенко Ксения

3 «Б»

Некрасов Константин, Сидоров Алексей, Владимиров Алексей

4 «А»

Дмитриев Александр, Иванилов Егор

Календарно – тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий 1-4 классы

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Участники

Содержание коррекционно-развивающего процесса

3-6.04.17

– Наблюдение за учащимися во время уроков и внеурочное время;

– Беседа с учителями.

1-4 классы, учителя

Выбор учащихся, нуждающихся в помощи учителя – дефектолога

10-20.

04.17

– Диагностическое обследование

1-4 классы, учителя

Заполнение индивидуальных дефектологических карт;

Формирование групп (по схожему нарушению);

Разработка перспективного плана работы

1 класс

Дата

Тема занятия

Содержание коррекционно-развивающего процесса

24.04.17

«Бери осторожно»;

Числа и цифры

Развитие умения правильно называть предметы, развитие слуховой памяти;

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

25.04.17

«Пишущая машинка»;

Заглавная и строчная буква Кк,Гг

Развитие произвольного внимания, зрительных ощущений;

Анализ написания букв Г,К. Составление схемы к словам. Подбор имён.

26.04.17

«Закончи рисунок»;

Прямой и обратный счет в пределах10.

Развитие артикуляции, пространственных представлений;

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание.

2.05.17

«Запомни сочетание фигур»;

Заглавная и строчная буква Пп

Развитие фонетико-фонематического восприятия, пространственных представлений;

Анализ написания буквы п. Гласные и согласные буквы.

3.05.17

«Назови четвёртое слово»;

Сложение и вычитание в пределах 10.

Развитие умения выполнять словесные поручения, формирование элементов самоконтроля, развитие слуховых ощущений;

Состав числа, порядок числа, операции с числами.

10.05.17

«Запретное движение»;

Заглавная и строчная буква Тт,Дд

Развитие объема внимания, развитие осязательных ощущений;

Анализ написания букв Т,Д. Написание предложений. Подбор слов на букву Т.

15.05.17

«Одинаковое, разное»;

Устное сложение чисел в пределах 10.

Развитие непосредственной вербальной памяти, пространственных представлений;

Закрепление навыков выполнения устного сложения.

16.05.17

«Не путай цвета»;

Геометрические фигуры

Развитие слухового внимания, непосредственной вербальной памяти;

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

17.05.17

«Что это»;

Заглавная и строчная буква Зз

Развитие памяти на последовательность действий,    пространственных    представлений, понятийного мышления;

Анализ написания буквы З.

22.05.17

«Объедини по смыслу»;

Заглавная и строчная буква Вв и Фф

Развитие умения анализировать и сравнивать образец, произвольного внимания;

Расширение знаний, развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, развитие речи.

23-24.05.17

Повторение пройденного материала

2 класс

Дата

Тема занятия

Содержание коррекционно-развивающего процесса

24.04.17

«За одну минуту»;

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления;

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание.

25.04.17

«Письмо инопланетянина»;

Действие и его название.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа,  наглядно-образного мышления;

Правильная  постановка вопроса что делает?

27.04.17

«Объедини по смыслу»;

Прямой и обратный счет в пределах10.

Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности средних движений;

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание.

2.05.17

«Поверни квадрат»;

Предлог как отдельное слово.

Развитие   мышления, вербальной памяти;

Предлоги – в, на ,в, с, из, у.

4.05.17

«Добавь слово»;

Разложение двузначного числа на десятки и единицы.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической   памяти, тонко координированных движений;

Состав числа, порядок числа, операции с числами.

11.05.17

«Раскрась фигуру»;

Слова с непроверяемыми гласными.

Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления;

Правописание словарных слов.

15.05.17

«Флажок»;

Простая арифметическая задача.

Развитие мышления, точности произвольных движений;

Решение задач.

16.05.17

«Муха»;

Написание гласных в словах-родственниках.

Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений;

Формирование навыков звукоподражания. Умение подбирать родственные слова.

18.07.17

«Что здесь изображено»;

Решение задач в одно действие.

Развитие произвольного внимания, осязательных ощущений;

Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса.

22.05.17

«Отыщи числа»;

Геометрические фигуры.

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти. Формирование элементов самоконтроля;

Закрепление знаний о геометрических