Индивидуальная программа развития ребенка с зпр младшего школьного возраста

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр младшего школьного возраста thumbnail

УТВЕРЖДАЮ

к использованию в

образовательном процессе школы

Директор ГБОУ

__________/ФИО/

«____» __________ 2016 г.

Коррекционно-развивающая

программа

для ребенка с ЗПР

ученицы 2 А класса

(индивидуальное обучение)

2016-2017учебный год

Коррекционно-развивающая программа

для _____________ года рождения

на 2016-2017 учебный год.

Диагноз: _______________________________________________________.

Цель программы: обучение, специальное педагогическое и психологическое сопровождение учащегося, с учетом его индивидуальных особенностей.

Задачи:

– отследить динамику работоспособности учащегося;

– формирование у ребенка потребности в общении;

– следить за состоянием здоровья и социальной адаптации;

– развивать внимание и память на занятиях с психологом и на уроках;

– совершенствовать моторное развитие и графический навык;

– развивать речь;

– ознакомление с окружающим миром;

– формировать математические представления.

Ожидаемый результат:

Ребенок должен быть социально-адаптированным, у него в норме должны сформироваться: внимание, математические представления, моторное развитие, речь.

Во 2 классе для индивидуальных занятий 1 час в неделю – занятия с психологом по 40 минут.

ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Направления коррекционной работы

1. Развитие памяти

  • Тренировка выполнения инструкций;

  • Что изменилось на картине, на столе и т.д.

  • Диктанты, включая выборочный, свободный

– игра в «живые слова»,

– веселые запоминалки,

– задания «Послушаем звуки»,

– дидактические ребусы, кроссворды, сказки,

  • – игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти.

2. Развитие внимания

  • Упражнения на объем внимания,

  • Упражнения на распределение внимания,

  • Корректурные пробы;

  • Упражнения на поиск отсутствующих предметов;

  • Таблицы Шульте;

3. Социальная адаптация

  • Совершенствовать навыки общения со сверстниками;

  • Формировать интерес к обучению.

  • Работа по формированию социальных норм.

4. Физическое здоровье

  • Зрительная и дыхательная гимнастика во время уроков

  • Консультация невролога

  • Совершенствование мелкой моторики руки;

  • Витаминизация по рекомендации врача;

  • Общеукрепляющие физические упражнения;

  • Контроль за осанкой во время занятий;

  • Беседы о правилах личной гигиены.

5. Ознакомление с окружающим миром

  • Уроки окружающего мира;

  • Формирование представлений о единстве человека и природы, об отношениях людей, об изменениях в природе;

  • Прививать правила поведения в обществе, на природе, на дороге, на улице.

6. Формирование математических представлений

  • Игры и задачи на смекалку;

  • Формирование вычислительных навыков;

  • Умение решать задачи, ориентироваться во времени;

  • Счет в прямом и обратном порядке;

  • Таблица умножения;

  • Научить сравнивать, развивать геометрические понятия

7. Развитие речи

  • Развитие устной и письменной речи,

  • активизация словаря;

  • Формирование умения составлять предложения и небольшие рассказы;

  • Устный пересказ прочитанного текста;

  • Словесные игры.

8. Развитие восприятия

  • Упражнения на узнавание предметов

  • Упражнения на поиск отсутствующих предметов

  • Конструирование по образцу

  • Рисование

  • Отработка отношений «часть – целое»

9. Развитие мышления

  • Упражнения на развитие зрительно-моторных координаций

  • Упражнения на развитие слухо-моторных координаций,

  • Задания на развитие логического мышления

  • “Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (это действия обобщения и значения)”

  • Прием “Смысловое соотнесение”

  • “АССОЦИАЦИИ “(связи)

  • “СРАВНЕНИЯ”

  • “ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ”

  • “ПРОДОЛЖИТЕ!” (Вид – вид)

  • “НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ” (вид-род)

  • “ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ”

  • “ПРОДОЛЖИТЕ!” (Часть – целое)

10. Снижение уровня тревожности. Работа с состоянием тревоги через победу над страхами.

  • «Что нового и хорошего»

  • «невербальное изображение эмоциональных состояний»

  • Рисуем влияние семейных проблем на вашу жизнь» – арт-терапия

  • «Ищем примирение с источником тревожности»

  • «Рисуем страх» – арт-терапия

  • «Рисуем победу над страхом» – арт-терапия

  • Работа над страхами с помощью метафорических карт

Тематический план занятий

– развитие зрительной памяти

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Игра «Что изменилось».

– Игра «Ищи безостоновочно».

– Корректурная проба. Проверка ошибок.

– Игра «Запомни порядок».

– Игра «Карлики-Великаны».

3. Рефлексия занятия.

2.

– развитие свойств внимания;

– развитие наблюдательности;

– развитие памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Найти ошибки в алфавите.

– Игра «Запомни пары слов».

– Корректурная проба.

– Закрашивание кружков.

– Игра «Заметить все».

3. Рефлексия занятия.

3.

– развитие концентрации внимания;

– развитие мелкой моторики;

– развитие мышления;

– работа со страхами

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Игра «Какой предмет самый большой».

– Игра «Найди и продолжи закономерность».

– Корректурная проба.

– «Найди лишнюю фигуру».

– «Срисуй фигуру».

– лепим свой страх.

3. Рефлексия занятия.

4.

Работа со страхами

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– рисуем свой страх

5.

– развитие концентрации внимания;

– развитие устойчивости и произвольности внимания;

– Развитие зрительной памяти;

– развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Игра «Все наоборот».

– Корректурная проба.

– Задача «Нарисуй бусинки правильно».

– «Срисуй фигуру».

– «Запомни фигуры».

3. Рефлексия занятия.

6.

– развитие речи

– развитие концентрации внимания;

– развитие моторики;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Прочитай, что зашифровано

– Игра «Что нового».

– Игра «Нарисуй правильно».

– Игра «Скажи на оборот».

– Закрашивание кружков.

– Графический диктант.

– Упражнение на распределение внимания.

3. Рефлексия занятия.

7.

– Развитие концентрации внимания;

– развитие наблюдательности;

– развитие мелкой моторики;

-работа со страхами с помощью метафорических карт.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Найди закономерность.

– Корректурная проба.

– «исключи лишнее».

3. Рефлексия занятия.

8.

– Развитие произвольного внимания.

– Развитие слуховой памяти;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– «Запомни ритм».

– «Графический диктант».

– Игра «Повтори».

-Упражнение на распределение внимания.

– «Найди буквы алфавита».

3. Рефлексия занятия.

9.

– Развитие зрительной памяти;

– Развитие зрительного внимания;

– Развитие устойчивости внимания;

– Развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– «Что изменилось».

– «Нарисуй правильно».

– Закрашивание кружков.

– «Найди отличия».

– «Срисуй фигуру».

3. Рефлексия занятия.

10.

– Развитие слуховой памяти;

– Развитие концентрации внимания;

– Развитие зрительного внимания;

– Развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Упражнение «Все помню».

– Корректурная проба.

– Графический диктант.

– «Шифровка».

– Лабиринты.

3. Рефлексия занятия.

11.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад в нижнекамске

– Развитие переключаемости внимания;

– Развитие зрительной памяти;

– Развитие зрительного внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения).

– «Трафареты».

– «Что изменилось».

– «Найди несоответствия на картинке».

– «Раскрась вторую часть картинки».

3. Рефлексия занятия.

12.

– Развитие концентрации и устойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Корректурная проба.

– сравнение

– «Срисуй фигуру».

– Упражнение «Цифровая таблица».

– «Шифровка».

3. Рефлексия занятия.

13.

– Развитие устойчивости внимания;

– Развитие мышления;

– Развитие скорости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Закрашивание кружков.

– Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками).

– Игра «Птица – не птица».

– Графический диктант.

– Игра «Летела корова».

3. Рефлексия занятия.

14.

– Развитие скорости внимания;

– Развитие помехоустойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Игра на внимание «Хлоп – топ».

– Корректурная проба.

– Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант).

– Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками).

– «Срисовать фигуру».

3. Заключение.

15.

– Развитие наблюдательности;

– развитие устойчивости внимания;

– развитие помехоустойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Игра «Что изменилось».

– «Найди отличия».

– Графический диктант.

– Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки).

– «Найди буквы алфавита».

3. Рефлексия занятия.

16.

– Развитие помехоустойчивости внимания;

– Развитие концентрации внимания;

– Развитие слуховой памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Корректурная проба.

– Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно решать примеры).

– Игра «Повтори».

– Решение арифметических задачек в уме.

3. Рефлексия занятия.

17.

– Развитие концентрации и устойчивости внимания.

– развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

– Корректурная проба.

– «Нанизывание бусинок».

– Игра «Пары слов»

– Игра «Дотронься до…»

– «Продолжи ряд фигур»

3. Рефлексия занятия.

18.

– Развитие концентрации внимания;

– развитие ассоциативной памяти.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть.

– Графический диктант.

– «Срисуй фигуру»

– Упражнение «Пары слов».

– Шифровка.

– «Найди лишнее»

3.Рефлексия занятия.

19.

– Развитие слуховой памяти;

– Развитие концентрации внимания;

– Развитие зрительного внимания;

– Развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

– Корректурная проба.

– Игра «Мозайка»

– Игра «Запомни фигуры»

– Лабиринты.

– «Зашифрованные цвета»

3. Рефлексия занятия.

20.

– Развитие скорости переключения внимания;

– Развитие логического мышления;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Парные корректурные пробы;

– Логические задачи;

-Парные шифровки;

– Загадки;

– «Найди лишнюю фигуру»;

3. Рефлексия занятия.

21.

– Развитие наблюдательности;

– развитие устойчивости внимания;

– развитие помехоустойчивости внимания.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Упражнение «Хлопни в ладоши»;

– Игра «Что изменилось»;

– Параллельные корректурные пробы;

– «Срисовка»;

– Графический диктант.

3. Рефлексия занятия.

22.

– развитие устойчивости и концентрации внимания;

– развитие памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

– Продолжи ряд фигур;

– Игра «Хлопни в ладоши»;

– «Расшифруй поговорку»;

– Закрашивание кружков;

– «Прослушай рассказ и ответь на вопросы»

23.

– Развитие концентрации внимания;

– Развитие мышления.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

– «Составь рассказ из предложений»;

– «Определи чувства человека на картинке»;

– Графический диктант;

– «Найди лишнее слово»;

– «Назови общим словом».

3.Рефлексия занятия.

24.

– Развитие скорости переключения внимания;

– Развитие концентрации внимания;

– развитие устойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

– Упражнение «Докрась вторую половину»;

– Упражнение «Числовой квадрат»;

– Упражнение «Арифметические задачи в уме»;

– Корректурная проба;

– Загадки;

3. Рефлексия занятия.

25.

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие концентрации внимания;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

– Упражнение «Перепиши без ошибок»;

– Мозайка;

– «Срисуй правильно»;

– Упражнение «Бусинки»;

3.Рефлексия занятия.

26.

– развитие концентрации и устойчивости внимания;

– развитие мелкой моторики;

– развитие наблюдательности.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

– Игра «Что нового».

– Игра «Нарисуй правильно».

– Игра «Скажи на оборот».

– Закрашивание кружков.

– Графический диктант.

– Упражнение на распределение внимания.

3. Рефлексия занятия.

27.

– Развитие мышления;

-развитие наблюдательности;

– развитие концентрации и устойчивости внимания.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Корректурная проба.

– Упражнение «Тренируем пальчики».

– Упражнение «Лабиринты».

– Упражнение «Метод словесных ассоциаций»

– Упражнение «Дорисуй вторую половину»

– Упражнение «Зашифрованный рисунок»

– Упражнение «Составь рассказ»

– Упражнение «Рассказ по цифрам»

– Упражнение «Угадай-ка»

3. Рефлексия занятия.

28.

– Развитие концентрации и устойчивости внимания;

– Развитие мелкой моторики;

– Развитие воображения.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Игра «Шнуровка»;

– Упражнение «Дорисуй вторую половину»;

– Упражнение «Срисуй правильно»;

– Упражнение «Расшифруй поговорку»;

– Игра «Трафареты»;

3. Рефлексия занятия.

29.

– Развитие концентрации внимания;

– Развитие воображения;

– Развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Игра «Умный коврик»;

– Упражение «Срисовка»;

– Игра «Мозайка»;

– Тест Торренса.

3. Рефлексия занятия.

30.

– развитие концентрации внимания;

– развитие мыслительной операции «сравнение»

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

Читайте также:  Сюжетные картинки для развития речи у ребенка 3 года

2. Основная часть:

– Шифровка;

– Графический диктант;

– Упражнение «Что лишнее»;

– Упражнение «Скажи наоборот»;

– Загадки;

3. Рефлексия занятия.

31.

– развитие мыслительной операции «классификация»

– развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– Графический диктант.

– Упражнение «Найди общее».

– Упражнение «Дай определение»

– Упражнение «Найди лишнее»

– Упражнение «Раскрась по образцу»

3. Рефлексия занятия.

32.

– развитие мелкой моторики;

– развитие воображения.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

– «Свободный рисунок».

– «Составь рассказ по картинке».

– «Придумай название».

– Аппликации.

3. Рефлексия занятия.

С программой ознакомлены:

Классный руководитель _______________________

Родители___________________________________

Источник

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с учащимся _____класса

Краткие сведения: поступил в первый класс в 20___г., на диспансерном учете специалистов не состоит.

Проблемы: низкий уровень сформированности познавательных процессов, произвольности деятельности и поведения; компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сфер; стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.

Результаты обследования: см. протоколы обследования специалистов.

Планируемые сроки реализации программы: _________г. _______г.

с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут.

Цель программы: оказание содействия по коррекции познавательной деятельности; формированию компетенций коммуникативной и эмоциональной сфер; развитие произвольной регуляции деятельности и поведения; по устранению нарушений письменной  и устной речи, создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям  обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения  в условиях  образовательного процесса.

Задачи программы:

  • создание коррекционных условий с опорой на сохранные функции и личностные особенности учащегося;
  • осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;  
  • развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
  • формирование        умения         сравнивать,         анализировать,   делать несложные самостоятельные выводы;  
  • формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;  
  • развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;  
  • формирование положительной мотивации к обучению;  
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.  
  • оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по  вопросам, связанным с  их развитием, обучением и воспитанием

Представление на учащегося

_____________________________________________

Отделение _______________   _____ класс

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (проявления негативизма, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легко, адекватно реагирует на предлагаемые задания.

Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие скоординированности целенаправленных движений.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (после повтора, после разъяснения): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования  сформирован недостаточно, самостоятельно инструкцию прочесть  может.

Обучаемость:

– восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая помощь): нуждается в помощи направляющего и стимулирующего  характера;

– способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на закрепление навыка.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности под руководством педагога, наличие ориентировочного этапа, импульсивность/инертность действий: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать.

Темп работы (на учебном материале): снижен в результате слабой организованности.

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при  интеллектуальных  нагрузках быстро истощаем.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует средней  границе нормы.

Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости.

Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.

Особенности памяти: незначительное сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.

Особенности мышления:

  • уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
  • словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.

Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом. 

Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.

Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются низким уровнем сформированности познавательной деятельности и произвольной регуляции деятельности  и поведения.

Математика:

  • сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
  • вычислительный навык: навык сформирован на уровне средней границы программных требований;
  • навык решения задач: испытывает значительные трудности при составлении программы решения;

Русский язык:

– навык каллиграфического письма: не сформирован (не отвечает требованиям программы), испытывает трудности при воспроизведении образа букв;

  • навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;
  • списывание текста: наличие большого количества ошибок при списывании;
  • выполнение грамматических заданий: испытывает трудности при выполнении;
  • характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.

Чтение:

  • темп чтения:  техника  чтения не соответствует возрастному нормативу;
  • способ чтения — послоговой
  • понимание прочитанного — недостаточное
  • навыки работы с текстом — сформированы на среднем уровне
  • характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): не сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация средняя, произвольность сформирована недостаточно; учебные задачи принимает выборочно (вызывающие интерес), не проявляет поисковой и познавательной активности.

Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.

Планируемые мероприятия специалистов: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.

Направления коррекционной работы

Занятия с учителем-дефектологом: формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления; нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готвность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Занятия с педагогом-психологом: формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов

Занятия с учителем-логопедом: формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей; развитие и
совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).

Читайте также:  Если ребенок левша программа развития дошкольника

1. Сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия;
  • развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
  • развитие кинестетических основ движения;
  •  развитие межполушарного взаимодействия.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; «Кулак — ладонь — ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос»,  игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

2. Формирование пространственных представлений:

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения предметов; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

3. Развитие мнемических процессов:

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений,  выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).

5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание».

6. Формирование навыка письма

Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.

7. Формирование навыка чтения

Средства: дифференциация сходных по начертанию букв; чтение предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

Организация взаимодействия специалистов

сопровождения учащегося с ЗПР

Специалисты

Направления коррекционной работы с учащимся

Приемы работы

Методы

Учитель

1.  Умение действовать по плану;

2. умение оценивать правильность выполненного действия;

3.умение  вносить коррективы в результат

4. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи.

  • Повтор инструкции.
  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
  • Речевой образец или начало фразы.
  • Демонстрация действий.
  • Подбор по аналогии, по противопоставлению.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
  • Совместные или имитационные действия.

1. Совместное выполнение заданий;

2. Объяснение;

3. Показ;

4. Построение учебного высказывания

Учитель-дефектолог

1. Развитие образного мышления;

2. Развитие словесно-логического мышления.

1. Формирование умения визуализировать различные образы предметов, событий;

2. Формирование умения систематизировать слова по определенному признаку;

3. формированию обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).

1.Игры: «На что это похоже?», «Дополни до…», «Догадайся кто нарисован?» «Мысленные образы и эмоции» и др.;

 Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек;

2. Игры «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», логические задачи; задачи на сравнения; упражнение «Найди окончания», «Слова-близнецы».

Учитель-логопед

1. Развитие  слухового внимания и памяти;

2. Развитие фонематических процессов;

3. Формирование связного речевого высказывания

1. Работа с текстом;

2. Составление вопросительных предложений по образцу;

3. Обучение написанию изложений и сочинений;

4. Графические диктанты

1. Демонстрация;

2. Объяснение;

3. Самостоятельное выполнение;

4. Беседа

Педагог-психолог

1. Соблюдение правил поведения;

2. Осознанное выполнение обязанностей;

3. Развитие коммуникативных компетенций;

4. Развитие эмоционально-волевой сферы;

5. Развитие пространственно-временных представлений

1. Создание ситуации успеха;

2. Дозированная нагрузка;

3. Чередование видов деятельности;

4. Создание условий для приобретения навыков общения со сверстниками

1.Наблюдение;

2. Беседа;

3. Практическая деятельность с включением развивающих игр со сверстниками и педагогом;

4. Тестирование

Социальный педагог

Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса

Взаимодействие с субъектами образовательного процесса

1. Беседа;

2. Оказание направляющей помощи

Критерии оценки эффективности программы:

– повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

– повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

– развитие личности учащегося;

– повышение уровня произвольной регуляции эмоций.

Ожидаемые результаты:

– развитие  познавательной сферы;

– наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

– развития положительных качеств личности;

– улучшение  самоконтроля и саморегуляции;

– принятие социальной роли ученика, адаптация в  коллективе;

– наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, связного высказывания;

– формирование прочных учебных умений и навыков.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000. 4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991

2. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

 3. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. —