Индивидуальная программа развития ребенка с зпр младшего школьного возраста
УТВЕРЖДАЮ
к использованию в
образовательном процессе школы
Директор ГБОУ
__________/ФИО/
«____» __________ 2016 г.
Коррекционно-развивающая
программа
для ребенка с ЗПР
ученицы 2 А класса
(индивидуальное обучение)
2016-2017учебный год
Коррекционно-развивающая программа
для _____________ года рождения
на 2016-2017 учебный год.
Диагноз: _______________________________________________________.
Цель программы: обучение, специальное педагогическое и психологическое сопровождение учащегося, с учетом его индивидуальных особенностей.
Задачи:
– отследить динамику работоспособности учащегося;
– формирование у ребенка потребности в общении;
– следить за состоянием здоровья и социальной адаптации;
– развивать внимание и память на занятиях с психологом и на уроках;
– совершенствовать моторное развитие и графический навык;
– развивать речь;
– ознакомление с окружающим миром;
– формировать математические представления.
Ожидаемый результат:
Ребенок должен быть социально-адаптированным, у него в норме должны сформироваться: внимание, математические представления, моторное развитие, речь.
Во 2 классе для индивидуальных занятий 1 час в неделю – занятия с психологом по 40 минут.
ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Направления коррекционной работы
1. Развитие памяти
Тренировка выполнения инструкций;
Что изменилось на картине, на столе и т.д.
Диктанты, включая выборочный, свободный
– игра в «живые слова»,
– веселые запоминалки,
– задания «Послушаем звуки»,
– дидактические ребусы, кроссворды, сказки,
– игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти.
2. Развитие внимания
Упражнения на объем внимания,
Упражнения на распределение внимания,
Корректурные пробы;
Упражнения на поиск отсутствующих предметов;
Таблицы Шульте;
3. Социальная адаптация
Совершенствовать навыки общения со сверстниками;
Формировать интерес к обучению.
Работа по формированию социальных норм.
4. Физическое здоровье
Зрительная и дыхательная гимнастика во время уроков
Консультация невролога
Совершенствование мелкой моторики руки;
Витаминизация по рекомендации врача;
Общеукрепляющие физические упражнения;
Контроль за осанкой во время занятий;
Беседы о правилах личной гигиены.
5. Ознакомление с окружающим миром
Уроки окружающего мира;
Формирование представлений о единстве человека и природы, об отношениях людей, об изменениях в природе;
Прививать правила поведения в обществе, на природе, на дороге, на улице.
6. Формирование математических представлений
Игры и задачи на смекалку;
Формирование вычислительных навыков;
Умение решать задачи, ориентироваться во времени;
Счет в прямом и обратном порядке;
Таблица умножения;
Научить сравнивать, развивать геометрические понятия
7. Развитие речи
Развитие устной и письменной речи,
активизация словаря;
Формирование умения составлять предложения и небольшие рассказы;
Устный пересказ прочитанного текста;
Словесные игры.
8. Развитие восприятия
Упражнения на узнавание предметов
Упражнения на поиск отсутствующих предметов
Конструирование по образцу
Рисование
Отработка отношений «часть – целое»
9. Развитие мышления
Упражнения на развитие зрительно-моторных координаций
Упражнения на развитие слухо-моторных координаций,
Задания на развитие логического мышления
“Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (это действия обобщения и значения)”
Прием “Смысловое соотнесение”
“АССОЦИАЦИИ “(связи)
“СРАВНЕНИЯ”
“ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ”
“ПРОДОЛЖИТЕ!” (Вид – вид)
“НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ” (вид-род)
“ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ”
“ПРОДОЛЖИТЕ!” (Часть – целое)
10. Снижение уровня тревожности. Работа с состоянием тревоги через победу над страхами.
«Что нового и хорошего»
«невербальное изображение эмоциональных состояний»
Рисуем влияние семейных проблем на вашу жизнь» – арт-терапия
«Ищем примирение с источником тревожности»
«Рисуем страх» – арт-терапия
«Рисуем победу над страхом» – арт-терапия
Работа над страхами с помощью метафорических карт
Тематический план занятий
– развитие зрительной памяти
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Игра «Что изменилось».
– Игра «Ищи безостоновочно».
– Корректурная проба. Проверка ошибок.
– Игра «Запомни порядок».
– Игра «Карлики-Великаны».
3. Рефлексия занятия.
2.
– развитие свойств внимания;
– развитие наблюдательности;
– развитие памяти.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Найти ошибки в алфавите.
– Игра «Запомни пары слов».
– Корректурная проба.
– Закрашивание кружков.
– Игра «Заметить все».
3. Рефлексия занятия.
3.
– развитие концентрации внимания;
– развитие мелкой моторики;
– развитие мышления;
– работа со страхами
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Игра «Какой предмет самый большой».
– Игра «Найди и продолжи закономерность».
– Корректурная проба.
– «Найди лишнюю фигуру».
– «Срисуй фигуру».
– лепим свой страх.
3. Рефлексия занятия.
4.
Работа со страхами
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– рисуем свой страх
5.
– развитие концентрации внимания;
– развитие устойчивости и произвольности внимания;
– Развитие зрительной памяти;
– развитие мелкой моторики.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Игра «Все наоборот».
– Корректурная проба.
– Задача «Нарисуй бусинки правильно».
– «Срисуй фигуру».
– «Запомни фигуры».
3. Рефлексия занятия.
6.
– развитие речи
– развитие концентрации внимания;
– развитие моторики;
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Прочитай, что зашифровано
– Игра «Что нового».
– Игра «Нарисуй правильно».
– Игра «Скажи на оборот».
– Закрашивание кружков.
– Графический диктант.
– Упражнение на распределение внимания.
3. Рефлексия занятия.
7.
– Развитие концентрации внимания;
– развитие наблюдательности;
– развитие мелкой моторики;
-работа со страхами с помощью метафорических карт.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Найди закономерность.
– Корректурная проба.
– «исключи лишнее».
3. Рефлексия занятия.
8.
– Развитие произвольного внимания.
– Развитие слуховой памяти;
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– «Запомни ритм».
– «Графический диктант».
– Игра «Повтори».
-Упражнение на распределение внимания.
– «Найди буквы алфавита».
3. Рефлексия занятия.
9.
– Развитие зрительной памяти;
– Развитие зрительного внимания;
– Развитие устойчивости внимания;
– Развитие мелкой моторики.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– «Что изменилось».
– «Нарисуй правильно».
– Закрашивание кружков.
– «Найди отличия».
– «Срисуй фигуру».
3. Рефлексия занятия.
10.
– Развитие слуховой памяти;
– Развитие концентрации внимания;
– Развитие зрительного внимания;
– Развитие мелкой моторики.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Упражнение «Все помню».
– Корректурная проба.
– Графический диктант.
– «Шифровка».
– Лабиринты.
3. Рефлексия занятия.
11.
– Развитие переключаемости внимания;
– Развитие зрительной памяти;
– Развитие зрительного внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения).
– «Трафареты».
– «Что изменилось».
– «Найди несоответствия на картинке».
– «Раскрась вторую часть картинки».
3. Рефлексия занятия.
12.
– Развитие концентрации и устойчивости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Корректурная проба.
– сравнение
– «Срисуй фигуру».
– Упражнение «Цифровая таблица».
– «Шифровка».
3. Рефлексия занятия.
13.
– Развитие устойчивости внимания;
– Развитие мышления;
– Развитие скорости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Закрашивание кружков.
– Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками).
– Игра «Птица – не птица».
– Графический диктант.
– Игра «Летела корова».
3. Рефлексия занятия.
14.
– Развитие скорости внимания;
– Развитие помехоустойчивости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Игра на внимание «Хлоп – топ».
– Корректурная проба.
– Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант).
– Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками).
– «Срисовать фигуру».
3. Заключение.
15.
– Развитие наблюдательности;
– развитие устойчивости внимания;
– развитие помехоустойчивости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Игра «Что изменилось».
– «Найди отличия».
– Графический диктант.
– Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки).
– «Найди буквы алфавита».
3. Рефлексия занятия.
16.
– Развитие помехоустойчивости внимания;
– Развитие концентрации внимания;
– Развитие слуховой памяти.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Корректурная проба.
– Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно решать примеры).
– Игра «Повтори».
– Решение арифметических задачек в уме.
3. Рефлексия занятия.
17.
– Развитие концентрации и устойчивости внимания.
– развитие мелкой моторики.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
– Корректурная проба.
– «Нанизывание бусинок».
– Игра «Пары слов»
– Игра «Дотронься до…»
– «Продолжи ряд фигур»
3. Рефлексия занятия.
18.
– Развитие концентрации внимания;
– развитие ассоциативной памяти.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть.
– Графический диктант.
– «Срисуй фигуру»
– Упражнение «Пары слов».
– Шифровка.
– «Найди лишнее»
3.Рефлексия занятия.
19.
– Развитие слуховой памяти;
– Развитие концентрации внимания;
– Развитие зрительного внимания;
– Развитие мелкой моторики.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть:
– Корректурная проба.
– Игра «Мозайка»
– Игра «Запомни фигуры»
– Лабиринты.
– «Зашифрованные цвета»
3. Рефлексия занятия.
20.
– Развитие скорости переключения внимания;
– Развитие логического мышления;
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
– Парные корректурные пробы;
– Логические задачи;
-Парные шифровки;
– Загадки;
– «Найди лишнюю фигуру»;
3. Рефлексия занятия.
21.
– Развитие наблюдательности;
– развитие устойчивости внимания;
– развитие помехоустойчивости внимания.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
– Упражнение «Хлопни в ладоши»;
– Игра «Что изменилось»;
– Параллельные корректурные пробы;
– «Срисовка»;
– Графический диктант.
3. Рефлексия занятия.
22.
– развитие устойчивости и концентрации внимания;
– развитие памяти.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть:
– Продолжи ряд фигур;
– Игра «Хлопни в ладоши»;
– «Расшифруй поговорку»;
– Закрашивание кружков;
– «Прослушай рассказ и ответь на вопросы»
23.
– Развитие концентрации внимания;
– Развитие мышления.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть:
– «Составь рассказ из предложений»;
– «Определи чувства человека на картинке»;
– Графический диктант;
– «Найди лишнее слово»;
– «Назови общим словом».
3.Рефлексия занятия.
24.
– Развитие скорости переключения внимания;
– Развитие концентрации внимания;
– развитие устойчивости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть:
– Упражнение «Докрась вторую половину»;
– Упражнение «Числовой квадрат»;
– Упражнение «Арифметические задачи в уме»;
– Корректурная проба;
– Загадки;
3. Рефлексия занятия.
25.
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие концентрации внимания;
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть:
– Упражнение «Перепиши без ошибок»;
– Мозайка;
– «Срисуй правильно»;
– Упражнение «Бусинки»;
3.Рефлексия занятия.
26.
– развитие концентрации и устойчивости внимания;
– развитие мелкой моторики;
– развитие наблюдательности.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть:
– Игра «Что нового».
– Игра «Нарисуй правильно».
– Игра «Скажи на оборот».
– Закрашивание кружков.
– Графический диктант.
– Упражнение на распределение внимания.
3. Рефлексия занятия.
27.
– Развитие мышления;
-развитие наблюдательности;
– развитие концентрации и устойчивости внимания.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
– Корректурная проба.
– Упражнение «Тренируем пальчики».
– Упражнение «Лабиринты».
– Упражнение «Метод словесных ассоциаций»
– Упражнение «Дорисуй вторую половину»
– Упражнение «Зашифрованный рисунок»
– Упражнение «Составь рассказ»
– Упражнение «Рассказ по цифрам»
– Упражнение «Угадай-ка»
3. Рефлексия занятия.
28.
– Развитие концентрации и устойчивости внимания;
– Развитие мелкой моторики;
– Развитие воображения.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
– Игра «Шнуровка»;
– Упражнение «Дорисуй вторую половину»;
– Упражнение «Срисуй правильно»;
– Упражнение «Расшифруй поговорку»;
– Игра «Трафареты»;
3. Рефлексия занятия.
29.
– Развитие концентрации внимания;
– Развитие воображения;
– Развитие мелкой моторики.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
– Игра «Умный коврик»;
– Упражение «Срисовка»;
– Игра «Мозайка»;
– Тест Торренса.
3. Рефлексия занятия.
30.
– развитие концентрации внимания;
– развитие мыслительной операции «сравнение»
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
– Шифровка;
– Графический диктант;
– Упражнение «Что лишнее»;
– Упражнение «Скажи наоборот»;
– Загадки;
3. Рефлексия занятия.
31.
– развитие мыслительной операции «классификация»
– развитие мелкой моторики.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
– Графический диктант.
– Упражнение «Найди общее».
– Упражнение «Дай определение»
– Упражнение «Найди лишнее»
– Упражнение «Раскрась по образцу»
3. Рефлексия занятия.
32.
– развитие мелкой моторики;
– развитие воображения.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
– «Свободный рисунок».
– «Составь рассказ по картинке».
– «Придумай название».
– Аппликации.
3. Рефлексия занятия.
С программой ознакомлены:
Классный руководитель _______________________
Родители___________________________________
Источник
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с учащимся _____класса
Краткие сведения: поступил в первый класс в 20___г., на диспансерном учете специалистов не состоит.
Проблемы: низкий уровень сформированности познавательных процессов, произвольности деятельности и поведения; компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сфер; стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.
Результаты обследования: см. протоколы обследования специалистов.
Планируемые сроки реализации программы: _________г. _______г.
с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут.
Цель программы: оказание содействия по коррекции познавательной деятельности; формированию компетенций коммуникативной и эмоциональной сфер; развитие произвольной регуляции деятельности и поведения; по устранению нарушений письменной и устной речи, создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
- создание коррекционных условий с опорой на сохранные функции и личностные особенности учащегося;
- осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
- развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
- формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием
Представление на учащегося
_____________________________________________
Отделение _______________ _____ класс
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (проявления негативизма, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легко, адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие скоординированности целенаправленных движений.
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (после повтора, после разъяснения): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования сформирован недостаточно, самостоятельно инструкцию прочесть может.
Обучаемость:
– восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая помощь): нуждается в помощи направляющего и стимулирующего характера;
– способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на закрепление навыка.
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности под руководством педагога, наличие ориентировочного этапа, импульсивность/инертность действий: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать.
Темп работы (на учебном материале): снижен в результате слабой организованности.
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при интеллектуальных нагрузках быстро истощаем.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует средней границе нормы.
Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости.
Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.
Особенности памяти: незначительное сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.
Особенности мышления:
- уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
- словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.
Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом.
Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.
Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются низким уровнем сформированности познавательной деятельности и произвольной регуляции деятельности и поведения.
Математика:
- сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
- вычислительный навык: навык сформирован на уровне средней границы программных требований;
- навык решения задач: испытывает значительные трудности при составлении программы решения;
Русский язык:
– навык каллиграфического письма: не сформирован (не отвечает требованиям программы), испытывает трудности при воспроизведении образа букв;
- навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;
- списывание текста: наличие большого количества ошибок при списывании;
- выполнение грамматических заданий: испытывает трудности при выполнении;
- характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.
Чтение:
- темп чтения: техника чтения не соответствует возрастному нормативу;
- способ чтения — послоговой
- понимание прочитанного — недостаточное
- навыки работы с текстом — сформированы на среднем уровне
- характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): не сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация средняя, произвольность сформирована недостаточно; учебные задачи принимает выборочно (вызывающие интерес), не проявляет поисковой и познавательной активности.
Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.
Планируемые мероприятия специалистов: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.
Направления коррекционной работы
Занятия с учителем-дефектологом: формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления; нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готвность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Занятия с педагогом-психологом: формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
Занятия с учителем-логопедом: формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей; развитие и
совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).
1. Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия;
- развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия.
Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; «Кулак — ладонь — ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).
2. Формирование пространственных представлений:
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения предметов; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).
3. Развитие мнемических процессов:
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.
Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений, выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).
5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирование умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание».
6. Формирование навыка письма
Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.
7. Формирование навыка чтения
Средства: дифференциация сходных по начертанию букв; чтение предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).
Организация взаимодействия специалистов
сопровождения учащегося с ЗПР
Специалисты | Направления коррекционной работы с учащимся | Приемы работы | Методы |
Учитель | 1. Умение действовать по плану; 2. умение оценивать правильность выполненного действия; 3.умение вносить коррективы в результат 4. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи. |
| 1. Совместное выполнение заданий; 2. Объяснение; 3. Показ; 4. Построение учебного высказывания |
Учитель-дефектолог | 1. Развитие образного мышления; 2. Развитие словесно-логического мышления. | 1. Формирование умения визуализировать различные образы предметов, событий; 2. Формирование умения систематизировать слова по определенному признаку; 3. формированию обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). | 1.Игры: «На что это похоже?», «Дополни до…», «Догадайся кто нарисован?» «Мысленные образы и эмоции» и др.; Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек; 2. Игры «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», логические задачи; задачи на сравнения; упражнение «Найди окончания», «Слова-близнецы». |
Учитель-логопед | 1. Развитие слухового внимания и памяти; 2. Развитие фонематических процессов; 3. Формирование связного речевого высказывания | 1. Работа с текстом; 2. Составление вопросительных предложений по образцу; 3. Обучение написанию изложений и сочинений; 4. Графические диктанты | 1. Демонстрация; 2. Объяснение; 3. Самостоятельное выполнение; 4. Беседа |
Педагог-психолог | 1. Соблюдение правил поведения; 2. Осознанное выполнение обязанностей; 3. Развитие коммуникативных компетенций; 4. Развитие эмоционально-волевой сферы; 5. Развитие пространственно-временных представлений | 1. Создание ситуации успеха; 2. Дозированная нагрузка; 3. Чередование видов деятельности; 4. Создание условий для приобретения навыков общения со сверстниками | 1.Наблюдение; 2. Беседа; 3. Практическая деятельность с включением развивающих игр со сверстниками и педагогом; 4. Тестирование |
Социальный педагог | Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса | Взаимодействие с субъектами образовательного процесса | 1. Беседа; 2. Оказание направляющей помощи |
Критерии оценки эффективности программы:
– повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
– повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
– развитие личности учащегося;
– повышение уровня произвольной регуляции эмоций.
Ожидаемые результаты:
– развитие познавательной сферы;
– наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;
– развития положительных качеств личности;
– улучшение самоконтроля и саморегуляции;
– принятие социальной роли ученика, адаптация в коллективе;
– наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, связного высказывания;
– формирование прочных учебных умений и навыков.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000. 4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991
2. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
3. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. —