Индивидуальная программа развития ребенка с зпр логопеда

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр логопеда thumbnail

Программа

индивидуального логопедического сопровождения

Нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитие речи у ребенка с билингвизмом при ЗПР

как часть адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.

Основные сведения:

Социальный статус ребенка: ребенок с ОВЗ. Воспитывается в полной семье.

Заключение ПМПК: является ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации.

Рекомендации ПМПК: Обучение по АООП для обучающихся с задержкой психического развития с разработкой индивидуального учебного плана (7.1)

Пояснительная записка

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ОВЗ. Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ОВЗ в овладении программным материалом по русскому языку. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

Цель программы:

провести коррекционное обучение с обучающимся с ОВЗ 7 класса по коррекции недостатков устной и письменной речи

Задачи коррекционного обучения:

– выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

– повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и словообразования; развития связной устной и письменной речи;

– развить логическое и образное мышление;

– развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый.

Сроки реализации программы сентябрь 2019г. по 30 мая 2020 года.

Содержание программы:

Программа рассчитана на весь курс обучения – 35 часов (1 раз в неделю).

Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для обучающегося 7 класса с ОВЗ, обучающегося по адаптированной программе

на 2019 – 2020 учебный год

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

1

2

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

1

Развитие фонематического анализа и синтеза

Гласные звуки

3

Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.

1

4

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

5

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

6

Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях.

1

7

Наречие. Конечные гласные наречий.

1

Согласные звуки

8

Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.

1

9

Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.

1

Развитие анализа структуры предложений

10

Причастие как особая форма глагола.

1

11

Причастный оборот.

1

12

Анализ предложений с причастным оборотом.

1

13

Деепричастие как особая форма глагола.

1

14

Деепричастный оборот.

1

15

Анализ предложений с деепричастным оборотом.

1

16

Наречие как часть речи.

Читайте также:  Роль семьи в воспитании и развитии личности ребенка

1

17

Анализ предложений с наречиями.

1

18

Анализ предложений с непроизносимыми предлогами ( без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).

1

19

Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над).

1

20

Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде).

1

21

Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.

1

22

Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.

1

23

Распространение предложений.

1

24

Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но).

1

25

Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение.

1

Развитие анализа структуры текста

26

Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».

1

27-28

Составление текста из деформированных предложений.

2

29

Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.

1

30

План. Пересказ текста по составленному плану.

1

31

Подробное изложение повествовательных текстов.

1

32

Подробное изложение с творческими дополнениями.

1

33

Сжатое изложение. Выборочное изложение.

1

34

Проверка результативности коррекционной работы.

1

35

Работа над ошибками.

1

Всего:

35 часов

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005..

  2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.

  3. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004.

  4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.

  5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.

Источник

Юлия Данченкова
Индивидуальный образовательный маршрут по логопедии для ребёнка с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития

Этапы работы Направления работы Кор­рекци­он­но-ре­чевые задачи Рекомендованные игры и задания

Подготовительный этап (октябрь)

Сенсорное развитие 1. Развивать органы чувств (слух, зрение,

обоняние, осязание, вкус).

2. Закрепить знание основных цветов иоттенков,форме и величине предметов,

обогатить представления о них.

1. Упражнения в узнавании, классификации,

сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.

2. Использовать те­лес­но-ори­ен­ти­рован­ные

упражнения, гла­зод­ви­гатель­ные упражнения,

релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы пси­хогим­насти­ки.

Развитие психических функций

1. развивать все виды восприятия, учить

воспринимать и учитывать при сравнении

предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.

2. Со­вер­шенс­тво­вать, характер и

содержание способов обследования

предметов, способность обобщать.

3. Развивать все виды внимания, память,

стимулировать развитие творческого

воображения, исключать стереотипность мышления.

1.Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?»,

«Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай

шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком»,

«Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу»,

«Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный

мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики

1. Развивать мелкую моторику рук и

со­вер­шенс­тво­вать графические навыки.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по

трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4. Печатание пройденных букв в тетради.

5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем

лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.

6. Использование массажных упражнений.

7. Выкладывать изображения и буквы с помощью

спичек, верёвочки, природных материалов.

8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем

лексическим темам, ки­нези­оло­гичес­кие пальчиковые

упражнения («ку­лак-реб­ро-ла­донь» и пр.) и при

знакомстве с изучаемыми буквами.

9. Лепка, аппликация, рисование.

Развитие общих речевых навыков

1. Вырабатывать чёткие,

ко­ор­ди­ниро­ван­ные движения органов

речевого аппарата.

2. Формировать правильное речевое дыхание.

3. Работать над постановкой

диафрагмального дыхания.

4. Работать над мягкой атакой голоса.

Выработка у детей умения пользоваться

громким и тихим голосом.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

Основной этап Коррекция зву­коп­ро­из­но­шения

1. Разрабатывать речевой аппарат,

подготовка его к постановке звуков.

2. Сформировать правильное

произношение и первоначальное закрепление

неправильно произносимых звуков и

отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

3. Ав­то­мати­зиро­вать звуки в слогах,

словах, предложениях, сло­восо­чета­ни­ях,

связной речи.

1. Проведение общей и специальной

артикуляционной гимнастики.

2. использовать элементы би­оэнер­гоплас­ти­ки

3. Постановка нарушенных звуков.

4. Автоматизация поставленных звуков.

Работа над слоговой

структурой слова

(индивидуально, на

материале правильно

произносимых данным

ребёнком звуков)

1. Учить говорить слова сложной

слоговой структуры сначало изолировано,

потом в сло­восо­чета­ни­ях, потом в

предложениях, соблюдая пос­ле­дова­тель­ность

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка солигорск

и количество слогов, интонационно

правильно оформляя их.

2. Выполнять слоговой анализ и синтез

слов из одного, двух, трех слогов; подбирать

слова заданным количеством слогов.

1. Плавно переключаться со слога на слог.

2. Плавно произносить стечения согласных в рамках

одного слога.

3. «Наращивать» слова.

4. Произносить слова со стечением согласных.

5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги,

называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

Развитие

фонематического

слуха и навыков

языкового анализа и

синтеза, подготовка к

1. Развивать слуховое внимание на

материале неречевых звуков (звучащие

игрушки, хлопки).

2. Развивать слуховое внимание на

материале гласных звуков.

1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и],

[ы], [э],

2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных

звуков (ау, уа и т. д.).

3. Выделение гласного в начале слова (Оля, в конце

обучению грамоте 3. Развивать слуховое внимание на

материале согласных звуков.

4. Знакомить с буквами.

5. Формировать умение осознанно читать

слоги, слова, предложения, тексты с

изученными буквами.

слова (пила, в середине односложных слов (шар, бык,

стол и т. п.).

4. Подбор слов на гласные звуки.

5. Знакомство с согласными звуками.

Со­вер­шенс­тво­вание умения выделять звук из ряда звуков,

на фоне слога, слова.

6.Знакомство с понятиями: «гласный звук» и

«согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый

согласный звук» и «мягкий согласный звук».

7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова

(начало, конец, середина).

8. Определение пос­ле­дова­тель­нос­ти звуков в слоге,

слове.

9. Определение количества звуков в слоге, слове.

10. Определение ударнозо слога, звука в слове.

11. Составление звуко-слоговой схемы слов.

12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение

прямых и обратных слогов с изученными буквами.

13. Со­вер­шенс­тво­вание умения «печатать» буквы,

слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

14. Закрепление умения выкладывать буквы из

палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из

пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами

или «зашумленные» буквы; различать правильно и

неправильно «напечатанные» буквы.

15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с

изученными буквами.

16. Закрепление знания известных детям правил

правописания.

17. Формирование умения решать кроссворды,

разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие словаря 1. Расширять, уточненять и

активизировть словарь на основе

систематизации и обобщения знаний об

окружающем в рамках изучаемых

лексических тем.

1. Пополнение активного словаря

су­щес­тви­тель­ны­ми с уменьшительными и

увеличительными суффиксами

2. Обогащение экспрессивной речи сложными

словами, неизменяемыми словами, сло­вами-ан­то­нима­ми

3. Упражнять в сло­во­об­ра­зова­нии.

и сло­вами-си­нони­мами.

3. Расширение представления о переносном

значении и активизация в речи слов с переносным

значением.

4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными

с уменьшительными суффиксами, относительными и

притяжательными при­лага­тель­ны­ми.

5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

6. Практическое овладение всеми простыми

предлогами и сложными предлогами.

7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен

числительных, местоименных форм, наречий,

причастий.

Со­вер­шенс­тво­вание

грамматического

строя речи

1. Формировать грамматические

категории имён су­щес­тви­тель­ных,

прилагательных, глаголов, местоимений,

числительных, наречий (по лексическим

темам)

2. Формировать навыки правильного

согласования имён су­щес­тви­тель­ных,

прилагательных, глаголов, местоимений,

числительных, наречий.

3. Формировать навыки грамматически

правильного составления предложений.

4. Формировать навыки анализа

предложений и составления графических схем

предложений.

1. Со­вер­шенс­тво­вание умения образовывать и

употреблять имена существительные единственного и

множественного числа в именительном падеже по всем

изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки,

гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять

имена существительные единственного и

множественного числа в косвенных падежах как в

беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с

предлогами по всем изучаемым лексическим темам

(дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по

конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам,

жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о

белках).

3. Со­вер­шенс­тво­вание умения образовывать и

использовать имена существительные и имена

прилагательные с уменьшительными суффиксами по

всем изучаемым лексическим темам (листочек,

картошечка, пальтишко; кругленький).

4. Формирование умения образовывать и

использовать имена существительные с

увеличительными суффиксами (медведище, головища) и

суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5. Закрепление умения согласовывать

прилагательные и числительные с су­щес­тви­тель­ны­ми в

роде, числе и падеже; подбирать однородные

определения к существительным (косой заяц, голубая

стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная,

стремительная ласточка).

6. Закрепление умения образовывать и использовать

Читайте также:  Методика развития ребенка по картинкам

возвратные глаголы, глаголы в разных временных

формах (собираться, притаиться; улетает, улетел,

улетит).

7. Согласование глаголов с су­щес­тви­тель­ны­ми

единственного и множественного числа (яблоко растёт,

яблоки растут).

8. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе, падеже.

9. Согласование существительных с

притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

10. Согласование числительных два и пять с

су­щес­тви­тель­ны­ми.

11. Со­вер­шенс­тво­вание навыков составления

простых предложений по вопросам, по демонстрации

действия, по картине; распространения простых

предложений однородными членами.

12. Со­вер­шенс­тво­вание навыков составления и

использования слож­но­сочи­нен­ных предложений и

слож­но­под­чи­нен­ных предложений с придаточными

времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда

закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому

что лепили снеговика.)

13. Закрепление навыков анализа простых

рас­простра­нен­ных предложений без предлогов и с

простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее)

и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной

речи

1. Составлять простые рас­простра­нён­ные

предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на

1. Формирование желания рассказывать о

собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не

только познавательного интереса, но и познавательного

вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных

рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с

использованием литературных

произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и

сказок (дословный и свободный пересказ).

общения.

2. Со­вер­шенс­тво­вание навыков ведения диалога,

умения задавать вопросы, отвечать на них полно и

кратко.

3. Закреплять умение составлять описательные

рассказы и за­гад­ки-опи­сания о предметах и объектах

по заданному плану и самостоятельно составленному

плану.

4. Со­вер­шенс­тво­вание навыка пересказа сказок и

небольших рассказов по заданному или коллективно

составленному плану. Обучение пересказу с

изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Со­вер­шенс­тво­вание навыка составления

рассказов по серии картин и по картине по заданному

или коллективно

составленному плану.

Источник

Краткое описание документа:

        Рабочая  программа  по  развитию  детей  с  задержкой  психического развития (сложной  структуры  дефекта)   детей  5 – 7  лет  «Индивидуальный  маршрут»   разработана  в  соответствии  с  « Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного образования». Рабочая  программа  по  развитию  детей  с  задержкой  психического развития подготовительной  группы  обеспечивает  разностороннее  развитие  детей  в  возрасте  от   5  до  7  лет  с  учетом  их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей .

      Реализуемая   программа  строится  на  принципе  индивидуально-дифференцированного  похода  и  личностно-развивающего  характера  взаимодействия   педагога  с  детьми.

       Данная  программа  разработана  в  соответствии   со  следующими   нормативными  документами:

·         Конституция  РФ,  ст. 43,72;

·         Конвенция  о  правах   ребенка ( 1989г.);

·         Закон  РФ  «  Об  образовании»;

·         Типовое положение  ДОУ;

·         СанПин 2.4.1.3049-14;

·         Устав   ГБОУ  школа  № 1191 ДО

·         ФГОС   ДО

      Речь –  это важнейшее  средство человеческого общения, познания действительности, является  необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

        Рабочая  программа  по  развитию  детей  с  задержкой  психического развития (сложной  структуры  дефекта)   детей  5 – 7  лет  «Индивидуальный  маршрут»   разработана  в  соответствии  с  « Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного образования». Рабочая  программа  по  развитию  детей  с  задержкой  психического развития подготовительной  группы  обеспечивает  разностороннее  развитие  детей  в  возрасте  от   5  до  7  лет  с  учетом  их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей .

      Реализуемая   программа  строится  на  принципе  индивидуально-дифференцированного  похода  и  личностно-развивающего  характера  взаимодействия   педагога  с  детьми.

       Данная  программа  разработана  в  соответствии   со  следующими   нормативными  документами:

·         Конституция  РФ,  ст. 43,72;

·         Конвенция  о  правах   ребенка ( 1989г.);

·         Закон  РФ  «  Об  образовании»;

·         Типовое положение  ДОУ;

·         СанПин 2.4.1.3049-14;

·         Устав   ГБОУ  школа  № 1191 ДО

·         ФГОС   ДО

      Речь –  это важнейшее  средство человеческого общения, познания действительности, является  необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Источник