Индивидуальная программа развития ребенка с зпр дефектолога

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр дефектолога thumbnail

Скутарь Елена Анатольевна
Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР

Индивидуальный перспективный план коррекционной работы в старшей группе учителя-дефектолога на 1 полугодие ___ учебного года.

Ф. И. ребенка: ___

Дата составления:___

Содержание работы. (примерное)

1. Ознакомление с окружающим на основе развития речи.

Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д. Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы.

Закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях. Учить определять степень родства.

Продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых,его содержанием:воспитатель,дефектолог,повар медсестра и др.Расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.

Расширять представления о временах года, о природных явлениях. Познакомить с названиями месяцев года. Учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их, устанавливать простейшие связи между явлениями природы.Расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды.Продолжать знакомить с животным миром: дикие животные, их детеныши, домашние животные, их детеныши, зимующие и перелетные птицы, домашние птицы. Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

Обогащать и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий по лексическим темам. Упражнять в употреблении в речи существительных с обобщающим значением, учить дифференцировать обобщающие понятия. Учить подбирать антонимы к словам разных частей речи.

Развивать грамматический строй речи. Упражнять в употреблении существительных в форме единственного и множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, употреблять простые предлоги. Учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа, притяжательные прилагательные, глаголы от звукоподражаний.

Развивать связную речь. Учить составлять простое распространенное предложение. Учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете, содержании сюжетной картины по опорной схеме.

2. Развитие речевого (фонематического) восприятия.

Дать понятие звук, учить слушать,правильно артикулировать и произносить: а, о, ы, у, м, н. Познакомить с печатными буквами, учить соотносить звук и букву.Познакомить опознавательными признаками гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса. Учить определять наличие звука в слове, выделять звук из начала, конца слова и под ударением.

Познакомить с условными обозначениями гласных и согласных звуков.

Формировать навык звукового анализа и составления условно-графической схемы звукового состава прямого и обратного слога.

Формировать умение составлять предложения из 3 слов по графическим схемам предложения (без предлогов).Учить сравнивать предложения по количеству слов по готовым графическим схемам.

3. Формирование элементарных математических представлений

Упражнять в сравнении групп предметов: много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара. Учить получать равенство из неравенства и наоборот, добавлять к меньшему количеству один предмет или убирать его из большего количества. Учить сравнивать группы предметов, давая определение больше на 1, меньше на 1. Упражнять в уравнивании групп предметов,сопровождая действия словами: прибавил, убавил, стало поровну, больше, меньше. Учить составлять группы предметов по цвету, величине, форме.

Учить сравнивать предметы,используя слова: больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине; учить составлять упорядоченный ряд предметов с учетом величины.

Упражнять в различении и назывании геометрические фигур и тел: круг, треугольник, шар, конус. Упражнять в соотнесении формы предметов с геометрическими фигурами.

Количество и счет. Учить количественному счету в пределах 3 в различном направлении и пространственном расположении; называть итоговое число. Учить считать звуки на слух, предметы по осязанию, воспроизводить количество движений по заданному числу.

Учить порядковому счету в пределах 3;правильно отвечать на вопрос: который по счету?.

Формировать понятие числовой ряд, учить находить место числа в ряду. Познакомить с цифрами 1,2,3. Учить соотносить цифру, число и количество. Познакомить с составом чисел 1-3 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.

Учитьориентироваться в пространстве и на листе бумаги: спереди, сзади, перед, за, между, верх, низ, вверху, внизу, левое, правое, влево, вправо, середина, внутри, снаружи, далеко, близко, около, рядом.

4. Развитие мелкой моторики.

развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику;

-развивать зрительно-моторную координацию через выкладывание дорожек из мелких предметов, мозаики; учить штриховать, раскрашивать, рисовать вертикальные линии и линий разной конфигурации, рисовать круги и др.

-развивать пространственно-графическую ориентацию через узнавание “зашумленных” изображений, складывание разрезных картинок.

5. Психические процессы, эмоционально-волевая сфера.

развивать память через игру на внимание “Что исчезло?”, разучивание стихотворений,развивать зрительное восприятие через игру, через узнавание наложенных изображений, развивать мышление через установление причинно-следственных связей, учить исключать, обобщать, воспитывать интерес к занятиям, уважение к взрослым.

Рекомендации учителя дефектолога:___

Учитель-дефектолог: ___

Источник

Дата рождения: 11.10.2005     Фактический возраст: 6 лет     Психический возраст: 4 года

Посещает группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР с 01.09.2010 г.

Программно-методическое обеспечение: «Подготовка к школе детей с ЗПР», автор С.Г. Шевченко.

Максим ласковый, доброжелательный, спокойный  ребенок. Охотно вступает в контакт с детьми и взрослыми. Занятия посещает с желанием, помощь принимает. Поведение и реакция на одобрение адекватные. Неудачу самостоятельно не оценивает. Внимание  неустойчивое. Стихи не заучивает. Преобладает зрительная память.

Запас представлений об окружающем низкий. Понимание обращенной речи недостаточное. Словарный запас ниже возрастной нормы. В активной речи – отдельные слова, формируется простая фраза. Звукопроизношение исправлено. Грубо нарушена звуконаполняемость и слоговая структура слов. Фонематическое восприятие развивается – выделяет гласные звуки из ряда других. Связная речь не развита. Формируются простые обобщающие понятия, исключение лишнего предмета пока недоступно. Называет и дифференцирует основные цвета и оттенки, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), группирует предметы по величине (большой-маленький), знает цифры 1-10, счет до 10 механический. Формируются временные и пространственные представления. Максим  складывает разрезные картинки из 3-х частей, конструирование по образцу вызывает затруднение.

Содержание    работы

Результат

I полугодие

II полугодие

ПОЗНАНИЕ

Сенсорное развитие

Различение, называние оттенков цветов спектра

Различение, называние геометрических форм

Различение, называние  величин.  Сравнение и рядообразование по величине

Ознакомление с окружающим миром

Называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, имена родителей

Узнавать и называть предметы домашнего обихода, назначение

Узнавать и называть времена года, последовательность

Узнавать и называть домашних и диких животных

Узнавать и называть птиц

Узнавать и называть транспортные средства

Формирование математических представлений

Прямой и обратный счет в пределах 10

Счет от и до заданного числа

Пересчет предметов, соотнесение цифры с количеством предметов

Соотнесение и сравнение количеств  предметов

Уравнивание количеств  предметов

Состав чисел 2,3,4,5

Порядковое перечисление дней недели

Порядковое перечисление частей суток

Конструирование

Конструирование из строительного материала, палочек, шнурков

КОММУНИКАЦИЯ

Развитие речи

Увеличение активного и пассивного словаря по лексическим темам

Развитие обобщающих значений слов

Изменение существительных по числам

Согласование прилагательных с существительными ед. числа в роде

Согласование притяжательных местоимений с существительными

Подбор действий к предметам и наоборот

Подбор признаков к предметам и наоборот

Учить конструировать простую 2-х словную фразу с опорой на наглядный материал

Учить конструировать простую многословную фразу с опорой на наглядный материал

Формирование предложно-падежной конструкций с предлогами в, на

Пересказ текста с опорой на серию картинок

Коррекция звукопроизношения (автоматизация звуков л,ль,р,рь)

Коррекция слоговой структуры слов

Грамота

Выделение звука в звуковом ряду

Выделение начальных гласных звуков в словах

Дифференциация гласных и согласных звуков

Деление слов на слоги (двусложные, трехсложные слова с открытыми слогами)

Знакомство со звуками и буквами,

Составление и чтение слогов и слов

Подготовка к письму

Обучение удержанию ручки

Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради

Написание в строчках различных элементов

КОРРЕКККЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Восприятие

Узнавание перечеркнутых изображений

Узнавание наложенных друг на друга изображений

Восприятие и моделирование пространственных отношений

Восприятие и узнавание неречевых звуков в быту и в природе

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Внимание

Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»  с применением 4 элементов на конкретном материале

Лабиринты

Прямое копирование образца при конструировании

Память

Выполнение двухступенчатой инструкции

Заучивание поговорок, стихотворений

Мышление

Складывание из осколочных частей картинок, фигур  (до 4-5 элементов)

Классификация предметов по разным параметрам

Исключение лишнего предмета

Определение последовательности событий

Отгадывание загадок, основанных на перечислении внешних признаков предмета

Обозначения:  + усвоил,    –  не усвоил,          усвоил частично.  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

      Методист КГУ«КППК

 г.Риддера» УО ВКО _________

05.01.2020г

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

дошкольника с ЗПР  реализуемая в условиях

Кабинета психолого-педагогической коррекции

Ф.И.ребёнка: ——–    Дата рождения:———-. 

Диагноз: ОНР 1 уровня. ЗПР.

Учитель-дефектолог: Гречишкина Е. А.       Дата составления программы: 05.01.2020г.

Период обучения: с 05.01.2020г. по 25.05.2020г.

Основные цели коррекции

Задачи

Достижение

Формирование целостности образа предмета

Учить находить парные картинки различных цветов

Учить собирать разрезные картинки (из 2х, 3х частей)

Развитие зрительного и тактильного восприятия

Учить складывать 5-6 составные стаканчики, пирамидки, матрешки с учетом величины

Учить конструировать по подражанию и образцу из 5-6 элементов

Учить собирать разрезные картинки (пазлы), соотносить по форме, цвету, величине.

 Учить собирать и разбирать 5-ти составную матрешку

Развитие тонкой моторики

Учить выполнять движения:

-сжимание и разжимание пальцев одной и двух рук в кулак

-вращение кистями рук

разведение пальцев в стороны

-свободное постукивание по столу пальцами рук

Учить выполнять действия с мелкими предметами

Развитие речи, воспитание общих речевых навыков

Воспитывать правильное речевое диафрагмальное дыхание. Пение гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э], их слияний, слогов с согласными звуками [м], [п], [б], [д], [т], [н], [м’], [п’], [б’], [д’], [т’], [н’], звукоподражаний.

Развивать длительный речевой выдох (2—3 сек) на материале гласных и их сочетаний. Активизация движений речевого аппарата

Развитие интонационной выразительности речи в звукоподражаниях.

Развитие импрессивной речи

Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции.

Расширять понимание речи путем накопления пассивного словаря (слова обозначающие простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов).

Учить соотносить предметы их обозначением словом.

Развивать пассивный словарь. Обучать пониманию смысла картинок, на которых люди совершают различные действия.

 Обучать выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

Развитие экспрессивной речи

 Пополнение словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), размер (большой, маленький).

Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных и односложных словах (Аня, кот)

Развитие речевого общения

Учить составлять  и говорить простое предложение.

Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

Формирование умения реагировать на эти вопросы.

Учить слушать сказку с зрительной опорой на картинку.

Развитие эл-рных математических представлений

Учить группировать предметы по основным признакам (размеру, цвету, количеству).

Выявление предметов по количеству и числу (много, мало, один).

Учить определять количество путем пересчета (1,2,3,4,5).

Учить сравнивать две группы предметов по контрастным признакам.

Работа с лексическими темами (декабрь, январь, февраль)

январь: 1-2-я недели  Одежда и обувь;

3-я -4-я неделя – Посуда. Продукты питания;

февраль: 1-я -2 недели – Домашние птицы;

3-я4-я неделя – Домашние животные.

Формирование и совершенствование лексического состава языка (март, апрель, май)

март: 1 -2-я недели – Мамин праздник;

3-4-я недели – Дикие птицы;

апрель: 1-2-я недели –Дикие животные;

 3-4-я недели – Транспорт;

май: 1-я неделя – Цветы;

2-я неделя – Насекомые; 3-я неделя – Лето.

Результаты коррекционной помощи       Бальная оценка                                                      

                                                                                        (0 – без изменений,

                                                                                        1 – улучшение,

                                                                                        2 – цели достигнуты не полностью,

                                                                                        3 – цели достигнуты)

Заключение дефектолога: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Утверждаю: Заведующая

КГУ«КППК г.Риддера» УО ВКО

_________ Мехова Л.С.

 Согласовано:  Методист

КГУ«КППК г.Риддера» УО ВКО

________Гречишкина Е.А.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Фамилия  и имя ребёнка: Сухраб Т….

Дата рождения: 21.07.2014 г. Возраст 4,2

Диагноз: РЭП, ОНР 1 уровня. ЗПР. Задержка формирования игровой деятельности.

Дефектолог: Гречишкина Е. А.Дата составления программы: 20.09.2018 г.

Основные цели коррекции

Задачи

Достижение

Развитие слухового восприятия

Воспитывать  слуховое внимание в играх.

Учить вслушиваться в речь педагога, при выполнении

упражнений

 Учить соотносить картинки и слова

Формирование представлений

Учить находить парные картинки основных цветов

(красный, синий, зеленый, желтый)

Учить собирать разрезные картинки (из 2х, 3х частей)

Обучать выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

Развитие зрительного и тактильного

восприятия

Учить складывать 5-6 составные стаканчики, пирамидки, матрешки с учетом величины

Учить конструировать по подражанию и образцу.

Учить собирать разрезные картинки (пазлы),

соотносить их по форме, цвету, величине.

Учить собирать и разбирать 5-ти составную матрешку.

Развитие тонкой моторики

 Учить выполнять движения:

-сжимание пальцев рук в кулак

-вращение кистями рук, разведение пальцев в стороны

-свободное постукивание по столу пальцами рук

Учить выполнять действия с мелкими предметами

Развитие речи

Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции.

Расширять понимание речи путем накопления пассивного словаря (слова обозначающие простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов).

Учить соотносить предметы их обозначением словом.

Обучать пониманию смысла картинок.

Пополнять словарь ребенка за счет прилагательных, обозначающих цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), размер (большой, маленький).

Составление и заучивание двусложных слов из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя, ляля).

Развивать ориентировку

во времени.

Совершенствовать знания о частях суток:

«утро», «день», «вечер», «ночь».

Развитие коммуникативных навыков

Учить составлять и проговаривать простые предложения: Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?

Учить говорить фразу с прямым дополнением: дай, на, возьми, положи, поставь.

Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

Формирование умение реагировать на эти вопросы.

Учить слушать сказку с зрительной опорой на картинку.

Развитие

элементарных математических представлений

Учить группировать предметы по основным признакам (размеру, цвету, количеству).

Выявление предметов по количеству и числу (много, мало, один).

Учить определять количество путемпересчета (1,2,3).

Учить ориентироваться в строении своего тела.

Формировать

представления о геометрических фигурах

Познакомить с фигурами (круг, квадрат, треугольник ),

формировать умение находить их в окружающей

обстановке.

Формировать представления о величине

   Формировать  умение сравнивать предметы по величине:

   «большой, средний, маленький».

   Формировать  умение сравнивать предметы по ширине,

обозначая ре­зультаты словами: «широкий–

узкий», одинаковые по ши­рине.

Развивать  логику

Учить составлять предметы из геометрических фигур.

Формировать умение составлять фигуры из частей

по образцу.

Учить выявлять закономерности.

Результаты коррекционной помощи       Бальная оценка                                                      

                                                                                        (0 – без изменений,

                                                                                        1 – улучшение,

                                                                                        2 – цели достигнуты не полностью,

                                                                                        3 – цели достигнуты)

Заключение дефектолога: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опубликовано 15.06.20 в 11:10

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр дефектолога

Источник