Индивидуальная программа развития ребенка с зпр бланк

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр бланк thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка»

РазработанноПМПк

МБДОУ №22 «Журавушка»

Протокол №_______

«___» ___________20___г.

Согласовано:

_________________________

«___» ______________20___г.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ№22 «Журавушка»

____________ Н.П.Крупская

«___» _______________20___г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Дима К.

на 2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка:

Ф. И. О: Дима К.

Дата рождения:

Возраст: 5 лет 4 месяцев

Группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Солнышко»

Дата поступления в ДОУ:

Период сопровождения: с сентября 2017г.

Семья: полная, 2 детей

мама: Елена Сергеевна К.

папа:

Группа здоровья, перенесенные заболевания: II, тубинфицирование, кариес, ОРВИ.

По результатам ПМПК выявлены следующие особенности:

Общее недоразвитие речи (I- II)уровень с дизартрическим компонентом. Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития не соответствует возрастной норме.

Городской ПМПК рекомендовал обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.

Воспитатели: Игнатьева Л.В.

Воропаева Л.Б.

Специалисты:

Ф.И.О. Ковалевская Лариса Вячеславовна – учитель – логопед

Ф.И.О. Мацулевич Анастасия Эриковна – педагог – психолог

Краткая характеристика:

У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи (I-II) уровень с дизартрическим компонентом. Недостаточный активный и пассивный словарь. Есть нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя. Связной речь не сформирована. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Низкий уровень первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Уровень психического развития ниже возрастной нормы. Незрелость эмоционально-волевой сферы (плаксивость, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана). Не выделяет существенных признаков при обобщении предметов, затрудняется при сравнении. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Неустойчивость при выполнении физических упражнений. Не регулирует силу нажима на карандаш, пластилин, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Снижен интерес к игре. Играет в одиночестве. Не доводит начатое  дело до конца. Не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

1.Создание условий для пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности.

2.Развитие всех компонентов речевой системы.

3.Развитие и формирование познавательных процессов,

4.Развитие эмоционально-волевой сферы.

5.Развитие координации движений и мелкой моторики рук.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

Форма обучения очная, групповая, фронтальная.

– Работа в общем режиме.

– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

– развитии игровых умений и навыков;

– поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;

– присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Образовательная нагрузка в неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин. (инструктор по физ. воспитанию)

1 / 20 мин.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

2 / 40 мин.

2 / 40 мин.

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

Образовательная область “Речевое развитие”

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель – логопед)

1 / 20 мин.

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

2 / 40 мин.

Лепка

0,5 / 12,5 мин

Аппликация

0, 5 / 12,5 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог – психолог

2/20 мин.

Учитель – логопед

2/20 мин.

Воспитатель

2/ 20 мин.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре

Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

п/п

Специалист сопровождения

Основные направления

Режим и формы работы

Показатели динамики развития

Формы оценки результатов работы

Формы работы с родителями

1.

Педагог -психолог

-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.

-Развитие социально значимых умений.

-Развитие коммуникативных навыков.

– Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.

-Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.

– Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.

– Развивать мелкую моторику рук ребенка.

Индивидуальные занятия: понедельник, четверг

10.00 – 10.15ч.

Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.

Примечание:низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.

Обследование уровня психических познавательных процессов

Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

анкетирование, изготовление

памяток, рекомендаций, стендов.

    Учитель – логопед

    1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях; предложениях, скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками. 2.Лексика. Расширение, уточнение и активизация словаря по тематическому плану. Расширение предикативного словаря. Расширение словаря признаков. Изучение антонимов, синонимов. Работа по употреблению сложных предлогов. 3. Грамматический строй речи. Образование глаголов – антонимов. Образование притяжательных прилагательн. Образование единственного и множествен числа существительных в Д.и Пр.падежах. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. Составление сложноподчиненных предложений. Анализ предложений без предлогов и с простыми предлогами, составление графических схем предложений. 4. Фонематическая сторона речи. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать их, подбирать слова на заданный звук. Закрепление представлений о твердости – мягкости согласных. Выделение звука на фоне слова, выполнение звукового анализа и синтеза слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки. Ознакомление с буквами. 5. Связная речь. Составление рассказа – описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа на материале собственного опыта. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок. 6. Профилактика дисграфии и дислексии. 7. Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля. 8. Медикаментозное лечение у невролога.

    Читайте также:  Я беременна развитие ребенка фото

    Индивидуальные занятия: вторник, пятница

    11.00 – 11.20ч.

    Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки.

    Обследование уровня речевого развития

    Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

    анкетирование, изготовление

    памяток, рекомендаций, стендов.

    .

    Логопедическое сопровождение

    • Коррекционно-образовательные технологии, программы:

    – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.

    – Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    – Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.

    – Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

    – Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

    • Инновационные технологии, методы и средства:

    ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения

    Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники

    • Здоровьесберегающие технологии:

    – динамические паузы,

    – пальчиковая гимнастика,

    – упражнения для глаз,

    – дыхательная гимнастика,

    – релаксационные паузы,

    – психогимнастика,

    – музыкотерапия,

    -су-джок терапия,

    – пальцевый массаж.

    • Формы контроля и учета достижений ребенка:

    Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

    Воспитательный компонент:

    Консультации для родителей:

    Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры («Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).

    Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через

    совместные игры: «Выбери друга», «Скажи ласково», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Волшебники» и др.

    Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.

    Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

    Заключительный раздел

    Ожидаемый результат для родителей: адаптирование ребенка к социуму, развитие речи и мелкой моторики рук, формирование готовности к обучению в школе.

    Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.

    Заключение и рекомендации

    Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

    Источник

    Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87

    Утверждаю

    Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

    ________________К.Е.Некрасова

    Приказ №_______

                                                                                                                                                                                            «_____» ______________  2019 г.

    Индивидуальный образовательный маршрут

    Ф.И.О. ребенка:  __________

     Дата рождения: __________

    Основания: Заключение ЦПМПК от __________

    Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.

    Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития,  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

    Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:

    учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;

    учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;

    педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности,  коммуникативных навыков.

    Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки  с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.

    Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

    В ИОМ учитываются:

    индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности.

    Цель ИОМ:  

    Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.

    Основные задачи коррекционного обучения:

    – развитие понимания обращенной речи;  обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;

    – социализация ребенка в обществе,  развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта,  развитие волевых качеств;

    – помощь в освоении АОП.

    Срок реализации ИОМ –  1 год

    График посещения детского сада ребенком:  понедельник – пятница – 8.00 – 18.00 

    Педагог-психолог

    Направления работы

    Диагностическая работа:

    -диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);

    – повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);

    -коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.

    Коррекционно-развивающая работа:

    -проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);

    -решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.

    Консультативная работа:

    – проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

    – проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;

    – обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.

    Читайте также:  Развитие ребенка дети от 2 до 3 лет карточки

    Психопрофилактическая работа:

    – оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

    – составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;

    – изучение медицинской документации на ребенка;

    – создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;

    -подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.

    Источник

    Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с учащимся _____класса

    Краткие сведения: поступил в первый класс в 20___г., на диспансерном учете специалистов не состоит.

    Проблемы: низкий уровень сформированности познавательных процессов, произвольности деятельности и поведения; компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сфер; стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.

    Результаты обследования: см. протоколы обследования специалистов.

    Планируемые сроки реализации программы: _________г. _______г.

    с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут.

    Цель программы: оказание содействия по коррекции познавательной деятельности; формированию компетенций коммуникативной и эмоциональной сфер; развитие произвольной регуляции деятельности и поведения; по устранению нарушений письменной  и устной речи, создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям  обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения  в условиях  образовательного процесса.

    Задачи программы:

    • создание коррекционных условий с опорой на сохранные функции и личностные особенности учащегося;
    • осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;  
    • развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
    • формирование        умения         сравнивать,         анализировать,   делать несложные самостоятельные выводы;  
    • формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;  
    • развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;  
    • формирование положительной мотивации к обучению;  
    • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
    • воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.  
    • оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по  вопросам, связанным с  их развитием, обучением и воспитанием

    Представление на учащегося

    _____________________________________________

    Отделение _______________   _____ класс

    Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (проявления негативизма, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легко, адекватно реагирует на предлагаемые задания.

    Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие скоординированности целенаправленных движений.

    Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (после повтора, после разъяснения): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования  сформирован недостаточно, самостоятельно инструкцию прочесть  может.

    Обучаемость:

    – восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая помощь): нуждается в помощи направляющего и стимулирующего  характера;

    – способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на закрепление навыка.

    Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности под руководством педагога, наличие ориентировочного этапа, импульсивность/инертность действий: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать.

    Темп работы (на учебном материале): снижен в результате слабой организованности.

    Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при  интеллектуальных  нагрузках быстро истощаем.

    Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует средней  границе нормы.

    Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.

    Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости.

    Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.

    Особенности памяти: незначительное сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.

    Особенности мышления:

    • уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
    • словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.

    Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом. 

    Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.

    Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются низким уровнем сформированности познавательной деятельности и произвольной регуляции деятельности  и поведения.

    Математика:

    • сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
    • вычислительный навык: навык сформирован на уровне средней границы программных требований;
    • навык решения задач: испытывает значительные трудности при составлении программы решения;

    Русский язык:

    – навык каллиграфического письма: не сформирован (не отвечает требованиям программы), испытывает трудности при воспроизведении образа букв;

    • навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;
    • списывание текста: наличие большого количества ошибок при списывании;
    • выполнение грамматических заданий: испытывает трудности при выполнении;
    • характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.

    Чтение:

    • темп чтения:  техника  чтения не соответствует возрастному нормативу;
    • способ чтения — послоговой
    • понимание прочитанного — недостаточное
    • навыки работы с текстом — сформированы на среднем уровне
    • характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.

    Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): не сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация средняя, произвольность сформирована недостаточно; учебные задачи принимает выборочно (вызывающие интерес), не проявляет поисковой и познавательной активности.

    Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.

    Планируемые мероприятия специалистов: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.

    Направления коррекционной работы

    Занятия с учителем-дефектологом: формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления; нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готвность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

    Занятия с педагогом-психологом: формирование учебной мотивации,
    стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
    процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
    позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие
    способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов

    Занятия с учителем-логопедом: формирование и развитие различных видов
    устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
    основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и
    развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
    системности, формирование семантических полей; развитие и
    совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция
    недостатков письменной речи (чтения и письма).

    1. Сенсомоторное развитие:

    • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия;
    • развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
    • развитие тактильных ощущений;
    • развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
    • развитие кинестетических основ движения;
    •  развитие межполушарного взаимодействия.
    Читайте также:  Диссертация развитие ребенка в учреждениях дополнительного образования

    Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; «Кулак — ладонь — ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос»,  игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

    2. Формирование пространственных представлений:

    • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
    • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
    • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
    • развитие пространственного праксиса;
    • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

    Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения предметов; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

    3. Развитие мнемических процессов:

    • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
    • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
    • развитие тактильной и кинестетической памяти.

    Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).

    4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

    • развитие зрительно-моторной координации;
    • развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

    Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений,  выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).

    5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

    • регуляция простейших двигательных актов;
    • формирование умения ориентировки в задании;
    • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
    • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
    • формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

    Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание».

    6. Формирование навыка письма

    Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.

    7. Формирование навыка чтения

    Средства: дифференциация сходных по начертанию букв; чтение предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

    Организация взаимодействия специалистов

    сопровождения учащегося с ЗПР

    Специалисты

    Направления коррекционной работы с учащимся

    Приемы работы

    Методы

    Учитель

    1.  Умение действовать по плану;

    2. умение оценивать правильность выполненного действия;

    3.умение  вносить коррективы в результат

    4. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи.

    • Повтор инструкции.
    • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
    • Речевой образец или начало фразы.
    • Демонстрация действий.
    • Подбор по аналогии, по противопоставлению.
    • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
    • Совместные или имитационные действия.

    1. Совместное выполнение заданий;

    2. Объяснение;

    3. Показ;

    4. Построение учебного высказывания

    Учитель-дефектолог

    1. Развитие образного мышления;

    2. Развитие словесно-логического мышления.

    1. Формирование умения визуализировать различные образы предметов, событий;

    2. Формирование умения систематизировать слова по определенному признаку;

    3. формированию обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).

    1.Игры: «На что это похоже?», «Дополни до…», «Догадайся кто нарисован?» «Мысленные образы и эмоции» и др.;

     Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек;

    2. Игры «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», логические задачи; задачи на сравнения; упражнение «Найди окончания», «Слова-близнецы».

    Учитель-логопед

    1. Развитие  слухового внимания и памяти;

    2. Развитие фонематических процессов;

    3. Формирование связного речевого высказывания

    1. Работа с текстом;

    2. Составление вопросительных предложений по образцу;

    3. Обучение написанию изложений и сочинений;

    4. Графические диктанты

    1. Демонстрация;

    2. Объяснение;

    3. Самостоятельное выполнение;

    4. Беседа

    Педагог-психолог

    1. Соблюдение правил поведения;

    2. Осознанное выполнение обязанностей;

    3. Развитие коммуникативных компетенций;

    4. Развитие эмоционально-волевой сферы;

    5. Развитие пространственно-временных представлений

    1. Создание ситуации успеха;

    2. Дозированная нагрузка;

    3. Чередование видов деятельности;

    4. Создание условий для приобретения навыков общения со сверстниками

    1.Наблюдение;

    2. Беседа;

    3. Практическая деятельность с включением развивающих игр со сверстниками и педагогом;

    4. Тестирование

    Социальный педагог

    Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса

    Взаимодействие с субъектами образовательного процесса

    1. Беседа;

    2. Оказание направляющей помощи

    Критерии оценки эффективности программы:

    – повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

    – повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

    – развитие личности учащегося;

    – повышение уровня произвольной регуляции эмоций.

    Ожидаемые результаты:

    – развитие  познавательной сферы;

    – наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

    – развития положительных качеств личности;

    – улучшение  самоконтроля и саморегуляции;

    – принятие социальной роли ученика, адаптация в  коллективе;

    – наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, связного высказывания;

    – формирование прочных учебных умений и навыков.

    Список литературы

    1. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000. 4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991

    2. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

     3. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54 7.

    4. Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевч?