Индивидуальная программа развития ребенка с зпр 5 лет

______ И.М. Карачарскова.

«2» сентябрь 2019 г.

Индивидуальная коррекционно – развивающая программа для детей 4-5 лет с задержкой психического развития.

Подготовил педагог – психолог: Лобаева Н.В.

п. Пионерский 2019 г.

Индивидуальная коррекционно – развивающая программа для детей 4-5 лет с задержкой психического развития

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного школьного обучения детей  и самореализация их во взрослой жизни.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5) характеризует возрастающая произвольность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия волевой сферы в процессах восприятия, памяти, внимания.

Цель программы: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребенка.

1.Развитие визуального, аудиального и тактильного восприятия.

3.Развитие наглядно – образного мышления.

4.Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установление равновесия.

5.Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной.

6. Развитие зрительно-пространственной ориентации.

7.Развитие мелкой моторики руки.

8.Развитие концентрации и распределения внимания.

Запланировано 55 занятия, два раза в неделю. Занятие проводятся индивидуально в кабинете педагога – психолога.

Тематический план.

Тема

Цель

Формы работы, упражнения.

Кол-во часов

Литература (№ источника, страница)

Октябрь Занятие №1

1.Развитие произвольного внимания.

2.Развитие моторики руки.

3.Развитие координации движений.

Упр. «Заплатки»

Упр. «Дорожки»

Упр. «Мишка косолапый»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 4-5 года, Ст 11-12.

Занятие №2

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие восприятия.

3.Развитие зрительной памяти.

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр. «Сравни рисунки»

Упр. «Запомни игрушки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 4-5 года, Ст12-13

Занятие №3

1.Развитие моторики руки.

2. Развитие координации движений

3.Развитие восприятия.

4.Развитие внимания.

Упр. «Кто что ест?»

Упр. «Ути-ути»

Упр. «Овощи»

Упр. «Кто летает?»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №4

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие наглядно – образного мышления.

Упр. «Подбери тень»

Упр. «Бабочки»

Упр. «Собери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №5

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2. Развитие координации движений

3Развитие внимания.

Упр. «Найди фигуру»

Упр. «Муха»

Упр. «Съедобное – несъедобное.

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №6

1.Развитие произвольного внимания.

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Да или нет».

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр. «Дорожки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №7

1.Развитие произвольного внимания.

2. Развитие координации движений

3.Развитие наглядно – образного мышления.

Упр. «Ой, лады».

Упр. «Заплатки»

Упр. «Собери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №8

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие моторики руки

3.Развитие зрительной памяти.

Упр. «Домики»

Упр. «Дорожки»

Упр. «Запомни игрушку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Ноябрь Занятие №9

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2. Развитие координации движений

3.Развитие зрительно – пространственной ориентации, обучение детей сравнивать предметы.

Упр. «Найди фигуру»

Упр. «Божья коровка»

Упр. «Зайка и ежик».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №10

1.Развитие восприятия, обучение детей соотносить геометрические фигуры.

2.Развитие моторики руки.

3.Развитие произвольного внимания.

Упр. «Соедини рисунки.

Упр. «Да или нет?»

Упр. «Дорожки».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №11

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

3. Развитие координации движений.

Упр «Найди фигурке место».

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр. «Сорока – белобока»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №12

1.Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями «Большой – маленький»

2. Развитие моторики руки.

3.Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец.

Упр. «Котята».

Упр. «Дорожки».

Упр. «Подбери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №13

1.Развитие зрительной памяти.

2.Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

3.Развитие мышления

Упр. «Запомни игрушки».

Упр. «Зайчик – птица».

Упр.  «Деревья»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №14

1.Развитие произвольного внимания.

2. Развитие моторики руки

3. Развитие координации движений.

Упр. «Заплатки»

Упр «Дорожки»

Упр «Чижик – пыжик».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст35-36

Занятие №15

1.Развитие мышления и моторики руки

2.Развитие внимания.

3.Развитие наглядно- образного мышления.

Упр. «Елочки»

Упр. «Кто летает»

Упр. «Собери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №16

1.Развитие внимания и слухового восприятия.

2.Развитие мышления.

3. Развитие координации движений.

Упр. «Кулачок»

Упр. «Кто плавает»

Упр. «Подарки».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Декабрь Занятие №17

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Варежки»

Упр. «Да или нет?»

Упр. «Парашютисты»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст41-41

Занятие №18

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2. Развитие координации движений

3. Развитие произвольного внимания.

Упр. «Найди фигуру»

Упр. «Два барана»

Упр. «Заплатки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №19

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие внимание.

3.Развитие мелкой моторики.

Упр. «Сложи картинку»

Упр. «Листья»

Упр. «Подбери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №20

1.Развитие зрительной памяти.

2.Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Запомни игрушку»

Упр. «Зайчик- Птица»

Упр. «Дорожки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №21

1.Развитие зрительного восприятия

2.Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.

Упр. Кто спрятался»?

Упр. «Клоун и мячи»

Упр. «Да или нет»?

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №22

1.Развитие мышления и моторики руки.

2.Развитие моторики руки.

3.развитие внимания.

Упр. «Лишняя картинка»

Упр. «Дорожки».

Упр. «Кто летает»?

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №23

1.Развитие наглядно-образного мышления.

2.Развитие зрительного восприятия.

3. Развитие координации движений

Упр. «Собери картинку»

Упр. «Яблоки»

Упр. «Ладушки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие№24

1. Развитие зрительного восприятия

2.Развитие моторики руки.

Упр. «Найди фигурке место»

Упр «Раскрась картинки»

Упр. «Дорожки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Январь Занятие №25

1.Развитие зрительной памяти.

2.Развитие мышления и моторики руки.

3. Развитие зрительного восприятия

Упр. «Найди фигуру»

Упр.»Лишняя картинка»

Упр. «Запомни игрушки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №26

1.Развитие произвольного внимания.

2.Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.

3.Развитие моторики руки

Упр. «Заплатки»

Упр. «Да или нет?»

Упр. « Дорожки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №27

1. Развитие зрительного восприятия

2. Развитие координации движений

3.Развитие произвольного внимания.

Упр. «Найди фигурке место»

Упр «Два медведя»

Упр «Варежки».

Упр «Подпрыгни на месте»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №28

1.Развитие внимания.

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Обучение детей соотносить геометрические фигуры и предметы.

Упр. «Кто летает?»

Упр. «Сложи картинку»

Упр. «Соедини рисунки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №29

1.Развитие мышления и моторики руки.

2.Развитие внимания и слухового восприятия.

3.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Упр. «Лишняя картинка».

Упр. «Пары обуви»

Упр. «Кто плавает».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №30

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.Развитие произвольного внимания.

3.Развитие моторики руки

Упр. «Выложи фигуры по образцу»

Упр. «Заплатки»

Упр. «Дорожки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст62-63

Занятие №31

1.Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями «большой- маленький»,высокий – низкий.

2. Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов

3.Развитие зрительной памяти.

Упр «сравни рисунки»

Упр «.Зайчик и птица»

Упр «Запомни  игрушки.

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Февраль Занятие№32

1.Развитие произвольного внимания.

2.Развитие наглядно – образного мышления.

3. Развитие координации движений

Упр. « Зайка и ежик».

Упр. «Заплатки».

Упр. «Собери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие№33

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.развитие зрительно- пространственной ориентации, обучение детей сравнивать предметы.

Упр. «Покажи фигуру».

Упр. «Кто где»

Упр «Конфеты»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие№34

1.Развитие зрительной памяти.

2.Развитие мышления.

3.Развитие зрительного восприятия, обучение детей соотносить форму и образец.

Упр. «Запомни игрушки»

Упр. «Лишняя картинка»

Игры. «Подбери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст69-71

Занятие№35

1.Развитие моторики руки.

2. Развитие зрительного восприятия произвольного внимания.

3. Развитие координации движений

Упр. «Солнышко»

Упр. «Зайка»

Упр. «Одинаковые фигуры»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст71-73

Занятие№36

1.Развитие мышления.

2.Развитие моторики руки

3.Развитие внимание

Упр. «Груши»

Упр. «Дорожки»

Упр. «Съедобное не съедобное»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст77-78

Занятие№37

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.Развитие моторики руки.

3.Развитие мышления.

Упр. «Сложи картинку».

Упр. «Дорожки»

Упр. «Собери картинку».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст

Занятие№38

1.Развитие зрительного восприятия, и произвольного внимания, и мелкой моторики.

2. Развитие координации движений

Упр. «Выложи кубики по образцу».

Упр. «Морковки».

Упр. «Указочки»

Упр. «Одинаковые фигуры»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст78-79

Занятие№39

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.Развитие произвольного внимания.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Покажи фигуру».

Упр. «Заплатки».

Упр. «Дорожка»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст 80-81

Март

Занятие№40

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу

2.Развитие произвольного внимания, слухового восприятия и памяти.

Упр. «Найди фигуру»

Упр. «Подпрыгни на месте»

Упр. «Кто где?»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст82-83

Занятие№41

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие внимания, и слухового восприятия.

3. Развитие координации движений

Упр. »Путаница»

Упр. »Кто плавает»

Упр. «Все захлопали в ладоши».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст84-85

Занятие№42

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.Развитие моторики руки»

3.Развитие наглядно- образного мышления.

Упр. «Покажи фигуру»

Упр. «Яблоки»

Упр. «Собери картинку».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст86-87

Занятие№43

1.Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями  «толстый -тонкий»

2.Развитие зрительной памяти.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Сравни рисунки»

Упр. «Запомни игрушки»

Упр. «Дорожки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст87-88

Занятие№44

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие мышления.

3.Развитие наглядно- образного мышления.

Упр. «Цветы»

Упр. «Грибочки».

Упр. «Собери картинку».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст89-90

Занятие№45

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2. Развитие координации движений

3.развитие восприятия, ознакомление детей с категориями « высокий – низкий».

Упр. «Сложи картинку».

Упр. «Жук»

Упр. «Елочки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст91-92

Занятие№46

1.Развитие зрительного восприятия произвольного внимания.

2.Развивать зрительную память.

3.Развивать мышление и моторики.

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр. «Запомни игрушки»

Упр. «Лишняя картинка».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст93-94

Занятие№47

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2. Развитие моторики руки.

3. Развитие координации движений

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр. «Домики»

Упр. «Лошадки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст.  95-96

Апрель

Занятие№48

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.Развитие зрительного восприятия.

3. Развитие моторики руки

Упр. «Покажи Фигуру»

Упр. «Запомни игрушки»

Упр. «Яблоки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст98-99

Занятие№49

1.Развитие восприятия и внимания.

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Развитие произвольного внимания.

Упр. «Матрешки»

Упр. «Улитки»

Упр «Да или нет?»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст100-101

Занятие№50

1.Развитие зрительного восприятия, ознакомление детей с категориями «Длинный – короткий».

2. Развитие координации движений

3.Развитие внимание.

Упр. «Карандаши»

Упр. «Пальчик о пальчик».

Упр. «Кто летает?».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст 102-103

Занятие№51

1.Развитие мышления и моторики руки

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Обведи дорожки»

Упр. «Лишняя картинка».

Упр. «Шапочка и шарфик».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст104-105

Занятие№52

1.Развитие зрительной памяти.

2.Развитие  мышления, обучение детей классифицировать предметы.

3. Развитие координации движений

Упр. «Запомни игрушки»

Упр. «Раздели на группы»

Упр «Зайка – Птица – Лошадь»

Упр. «Собери картинку».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст105-107

Занятие№53

1.Развитие внимания и слухового восприятия.

2.Развитие мышления.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Обведи дорожку»

Упр. «Кто плавает?»

Упр. «Что лишнее».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст107-109

Занятие№54

1.Развитие логического мышления, обучение детей классифицировать предметы.

2.Развитие произвольного внимания.

3. Развитие координации движений

Пальчиковая игра «Коза рогатая».

Упр. «Игрушки»

Упр. «Да или нет»?

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст110-111

Занятие№55

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие мышления, обучение детей работе «по цепочке»

3.Развитие логического  мышления.

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр. «Родовые понятия».

Упр. «Соедини пары».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст111-113

Источник

Индивидуальная  коррекционная программа  воспитания, обучения и развития детей  на I полугодие с ЗПР 5 -6 лет.

Здоровье и условия воспитания.

Ответственные: все педагоги.

  • Выполнять режим дня.
  • Всем взрослым соблюдать единые требования к обучению и воспитанию.
  • Способствовать соблюдению социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях:
  • слушать взрослых,
  • выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой;
  • убирать за собой игрушки и одежду и др.;
  •  здороваться при встречах с  взрослыми и детьми, смотреть в глаза;
  • во время еды – пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, пользоваться ножом, убирать за собой посуду;
  • во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.);
  •  Закреплять у ребенка называние себя в первом лице «Я буду», «Я поел», «Я иду гулять», «Я слепил», «Почитай мне сказку», «Дай мне пить» и обращение к воспитателю на «вы»;
  •  В процессе выполнения режимных моментов воспитатель и специалисты выполняют  пальчиковую гимнастику, речедвигательные  упражнения,  массаж  на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Ответственные: все педагоги. 

  • Учить  действовать самостоятельно:
  • одеваться и раздеваться. Учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды,  пользоваться молнией и «липучками», кнопками. Завязывать шнурки. Воспитывать самоконтроль;
  • приучать аккуратно класть вещи на место (учить вешать и складывать  одежду и ставить обувь в свой шкафчик, убирать игрушки);
  • умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем). Чистить зубы. Пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка. Учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом. Обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;
  • во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана;  пользоваться салфеткой во время и после еды;
  • приучать расправлять кровать: складывать покрывало пополам и класть его на стул; складывать пижаму в определенное место.

Социальное развитие:

Ответственные: все педагоги.

  • закреплять представления о себе и о своей семье.  Учить называть свое имя и фамилию, половую принадлежность («Я – мальчик, Я – Саша»). Называть имена своих близких, понимать родственные связи («Я маме сын, а бабушке внук);
  • учить с ребенком адрес, по которому он проживает. Дать представление о городе, в котором он живет.
  • учить соотносить свои вещи, игрушки, с местоимениями – (Моя куртка, мои вещи, мой карандаш);
  • продолжать совершенствовать представления  о своих частях тела и лица, их назначении
  • формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить»,  «Я устал, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я  не хочу суп», «Я хочу играть» и т.д.
  • приучать ребенка  обращать внимание на просьбы других людей;
  • продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?»; «Как тебя зовут?» «Кто ты?»; «Давай играть в строитель» и т.д.
  • воспитывать бережное  отношение к  игрушкам, вещам, продуктам питания;
  • формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия с взрослыми  (смотреть в глаза, обращаться к взрослым  по имени и отчеству);
  • формировать эмоции радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные связи;
  • удерживать внимание на собеседнике, предмете, деятельности.

                         Физическое воспитание:

Ответственные: педагог по физической культуре, воспитатель.

  • Воспитывать интерес к физкультурным занятиям.
  • Формировать привычку к выполнению утренней гимнастики.
  • Формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом, – руки вверх; выдох через рот – руки вниз);
  • учить перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.  
  • продолжать учить подползать под ворота, через обруч.
  • продолжать учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте
  • делать приседания вместе с мячом или куклой (вначале с поддержкой взрослого); ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны;
  • Продолжать развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:
  • учить ловить мячи разного размера; бросать в цель; бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед;
  • доставать предметы, находящиеся вверху, становясь на носочки;
  • формировать пространственные отношения: «влево» – «вправо», «вперед» – «назад», «вниз» – «вверх»;
  • воспитывать волевые (умение ждать, действовать по правилам) и нравственные качества личности (честность, сочувствие к товарищам).

Развитие познавательной деятельности

Ответственные:  учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед и др. педагоги.

       Сенсорное воспитание.

Продолжать развивать ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов, способствовать развитию психических процессов и эмоциональной сферы.

Величина: 

  • выделять три-четыре предмета по величине: большой, средний, маленький, самый маленький;
  • учить группировать предметы по величине;
  • учить различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов.

Форма:

  • учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези;
  • выделять различные формы среди других;
  • группировать предметы по форме;
  • сравнивать 2 предмета по форме.

Цвет: 

  • продолжать учить называть основные цвета (желтый, красный,  зеленый, синий) и их оттенки.
  • учить соотносить цвет с предметом;
  • учить группировать предметы по одному свойству –  по цвету.

Целостное восприятие:

  • продолжать учить складывать разрезную картинку из трех-четырех частей;
  • собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, матрешку),
  • складывать картинку из разрезных кубиков (6 – 9).

       Тактильно-двигательное восприятие

  • продолжать формировать ориентировку на свойства и качества предметов, через тактильное восприятие (твердый – мягкий, холодный – теплый, шершавый – гладкий, мокрый – сухой);
  • продолжать учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты, игрушки, посуда).   

           Слуховое восприятие:

  • учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;
  • различать по голосу взрослых и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;

 Формирование наглядно-действенного и наглядно – образного мышления:

  • учить решать простейшие проблемно-практические задачи, пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий  (карандаш для рисования, ложка для супа, носовой платок для носа и др.).
  • учить находить картинку с изображением предмета-орудия к изображенному сюжету: Что нужно мальчику для рисования? Что нужно девочке, чтобы покатать куклу?  Что нужно девочке, чтобы покататься с горки? и т.д.
  • учить находить четвертый лишний предмет и аргументировать свой ответ;
  • учить располагать серию сюжетных картинок (3-4), объединенных одним сюжетом и составлять небольшой рассказ. Учить устанавливать простые причинно-следственные связи и закономерности.

           Ознакомление с окружающим:

  • уточнить представления о явлениях природы о временах года: осенью – меняют цвет листья и они опадают, день становится короче, а ночь длиннее, птицы улетают на юг, убирают урожай овощей и фрукт; зимой – идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках;  выделять сюжетные  картинки «Времена года» среди других картинок;
  • продолжать формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос: «Какая сегодня погода?», отмечая их в уголке погоды;
  • закрепить представления  о домашних животных, познакомить с их детенышами; о домашних и зимующих птицах;
  • продолжать обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять группу однородных предметов: игрушки – посуда, фрукты – овощи, ягоды – фрукты на картинках. Затем обобщать в слове: «Вот посуда», «Вот игрушки» и т.д.
  • учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону – игрушки, в другую – посуду;
  • знакомить  с овощами, фруктами, ягодами, продуктами питания;
  • учить различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты,
  • знакомить с профессиями работников детского сада;
  • учить называть картинки с изображением движений и действий людей: «Дядя читает книгу? Мальчик катается на лыжах?  Мальчик катается на санках?  Девочка танцует?  и т.д.
  • на прогулке продолжать развивать движения и игровые действия: лепить куличики из песка, убирать песок в песочницу и сгребать листву; строить из песка и снега узкие и широкие дороги, замки, лепить снеговика; лепить снежные  куличики; обращать внимание на явления природы: солнышко светит;  листья опадают, идет дождь, птицы улетают, снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует – холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев.

         Формирование количественных представлений:

  • продолжать учить  различать количества  «много» – «мало»; употреблять в речи слова «много» – «мало»;
  • Совершенствовать  прямой до 10 и обратный счет от 5 до 1;
  • учить выделять от 1 до 10 предметов из группы по подражанию, образцу;
  • соотносить количество 1-5  с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?
  • учить находить заданное количество однородных предметов 1- 5 в окружающей обстановке;
  • закрепить умение показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т.п.);
  • учить выполнять счетные операции в пределах 5;
  • учить составлять равные по количеству множества предметов и понимать выражение столько…, сколько…. (Например: “Сколько елочек, столько грибочков”; Сколько вагончиков, столько матрешек; где больше, где меньше);
  • учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах 5-ти;
  • формировать пространственные отношения: «слева» – «справа», «впереди» – «сзади», «внизу» – «наверху», «под», «над», «между»;
  • формировать умение сравнивать предметы по признакам: цвету, форме, величине (путем наложения и приложения). Группировать предметы по двум признакам;
  • формировать умение сравнивать предметы по количеству, пользуясь методом приложения одного предмета к другому. Использовать слова в речи «больше», «меньше», «одинаково» и использовать знаки « >», « >», «=»;
  • учить пользоваться порядковым счетом и отвечать на вопросы: «Который  по счету?», «На каком месте?»
  • формировать временные представления: времена года, части суток, дни недели.  Их последовательность.
  • формировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и аналогию (сделай так же).

Развитие речи:

Ответственные: учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель и др. педагоги.

             Формирование звуковой культуры речи:

  • Проводить активную артикуляционную гимнастику: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.; удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой  и против часовой стрелки и др.;
  • отраженно произносить набор звуков  и слогов русского языка;
  • развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и т.д.
  • начать работу по произношению и постановке звуков по традиционным методикам.

            Развитие понимания обращенной речи:

  • учить выполнять действия по словесной инструкции: «Принеси простые карандаши.  Дай карандаш Вове».
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Принеси пластилин и разложи на столы детям).
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пр