Индивидуальная программа развития ребенка с зпр 1 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №15»
«РАССМОТРЕНО» заседание ППк Протокол № __ от «____» августа 2020 г | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ Школа №15» Приказ №___ от «____» августа 2020 г |
СОГЛАСОВАНО
Родитель/ законный представитель______________/ ________________________________
Адаптированная образовательная программа
для ребёнка, обучающегося по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
ученика 1 «Б» класса
Рекомендации ПМПК:
- образовательная программа: адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
- нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами: учитель, учитель – логопед, педагог – психолог, учитель – дефектолог.
Разработчики:
учитель начальных классов – Зиборова И.А.
педагог – психолог –
учитель – логопед –
учитель – дефектолог –
срок реализации программы 2020–2021 учебный год
г. Ачинск
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе АОП НОО для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1) МБОУ «Школа №15».
Перечень программ, на основе которых составлена АОП: адаптированные программы по математике и русскому языку с учётом авторской программы по математике (авт. М. И. Моро и др.) и авторской программы по русскому языку (авт. Канакина В.П.) и по литературному чтению (авт. Горецкий В.Г. ) в рамках проекта «Школа России» (научный руководитель Плешаков А.А.), остальные программы в рамках ФГОС НОО.
Цель реализации АОП – обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР, обеспечивающих усвоение им социального и культурного опыта.
Задачи:
- создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР;
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения АООП НОО через использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
- включение обучающегося в процессы познания и преобразование социальной среды (города).
Форма получения образования: в образовательной организации – МБОУ «Школа №15».
Рекомендуемая программа: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Степень включённости: полная.
Индивидуальные особенности ребёнка с ОВЗ:
Антон имеет особенности в физическом и психическом развитии. Обучается по АОП для обучающихся с ЗПР – с начала первого класса. При проведении стартовой диагностики по тесту «Графический диктант» показал низкий результат: неготовность следовать за указанием взрослого при выполнении тренировочного узора; проблемы в соблюдении понимаемого правила. По тесту «Образец и правило» было выявлено, что у ребёнка не сформировано умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках заданного правила. Низкий результат по данной методике служит предвестником трудностей в овладении математикой (умение решать задачи). Необходимо проследить за тем, понимает ли ребенок условия задачи, и помочь ему планировать свои действия по ее решению. По итогам стартовой диагностики выявлен низкий уровень готовности к обучению в школе.
Особенности ВПФ: низкий уровень развития: регуляторного компонента, эмоционально – волевой сферы, устойчивости внимания, оперативной слуховой памяти, логического мышления.
Специальные педагогические подходы:
- адаптированная основная общеобразовательная программа ФГОС НОО ОВЗ вариант 7.1
- организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков, с учётом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении учебного материала, дозированной помощи взрослого);
- использование специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
- учёт актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве;
Перечень УМК и программного обеспечения: УМК «Школа России» под редакцией научного руководителя А.А. Плешакова
Количество учебных часов: учебные часы совпадают с учебными часами класса.
Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ: полное включение в образовательный процесс и сопровождение специалистов в рамках рекомендаций ППК (учитель, учитель – логопед, педагог – психолог, учитель – дефектолог).
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Согласно Положения: контрольная работа, списывание, диагностика узкими специалистами.
Организация психолого–педагогической помощи:
- взаимодействие специалистов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ:
- обсуждение динамики на ППК;
- внесение корректировок (не менее одного раза в триместр);
- изменение АОП по мере необходимости (в случае отрицательной динамики/очень положительной динамики).
Содержание АОП
- Образовательный (учитель)
Обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 – 4 классы).
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
Коррекционно – развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей.
Русский язык: содержание РП — не изменена; темы уроков совпадают; для запоминания материала, заданного наизусть (правила) пролонгируются (увеличиваются) сроки, по сравнению со здоровыми сверстниками. При изучении частей речи, состава слова и предложения используются памятки и схемы.
Причины трудности: слабо развит аналитико-синтетический навык. Умение анализировать, обобщать и делать вывод; низкая слухоречевая память.
2. План мероприятий.
2.1. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития».
2.2. Организация учебного взаимодействия с одноклассниками:
работа в паре с одноклассниками, успешно усваивающими данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных на ликвидацию данной трудности; во время дифференцированной работы участие в группе учащихся с аналогичной проблемой.
2.3. Комментирование хода выполнения домашнего задания с акцентом на проговаривание алгоритма выполнения задания.
2.4. Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объяснение принципа помощи при выполнении домашних заданий.
2.5. Занятия со специалистами.
Литературное чтение: содержание РП — не изменена; при оценивании навыка чтения учитывается понимание прочитанного, а не скорость чтения. Причины трудности: слабо развит аналитико-синтетический навык, умение анализировать, обобщать и делать вывод; низкая слухоречевая память, низкий уровень развития эмоционально – волевой сферы и регуляторного компонента, логического мышления.
2. План мероприятий.
2.1. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития».
2.2. Комментирование хода выполнения домашнего задания с акцентом на проговаривание алгоритма выполнения задания.
2.3. Специальные упражнения на развитие слухоречевой памяти, пальчиковая гимнастика, индивидуальная поддержка и сопровождение учащегося на уроке.
2.4. Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объяснение принципа помощи при выполнении домашних заданий.
Математика: содержание РП — не изменена; темы уроков совпадают; для запоминания материала, заданного наизусть пролонгируются (увеличиваются)сроки, по сравнению со здоровыми сверстниками. При изучении способа решения задач используются памятки и схемы.
1. Общая характеристика трудностей:
Трудности при решении простых задач и их оформление; плохая ориентация в пространстве.
Причины трудности: неумение оформлять письменную работу, ориентироваться в пространстве; непонимание математических отношений и нахождение значений выражений; неумение следовать алгоритму при решении задачи, слабо развит аналитико-синтетический навык, умение анализировать, обобщать и делать вывод:низкий уровень развития логического мышления.
2. План мероприятий.
2.1. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 по шкале линейки под руководством учителя и самостоятельно.
2.2. Совместно с учителем составление и использование алгоритма решения простой текстовой задачи: чтение задачи, выделение математического отношения и представление его на модели; выбор арифметического действия, иллюстрирующего предложенное отношение.
2.3.Организация учебного взаимодействия с одноклассниками:
включение в парную работу с одноклассником, успешно усваивающим данный предметный материал, при выполнении заданий, направленных на ликвидацию данной трудности; участие в оценке результатов установления отношения другими учениками класса (в ходе парной, групповой, фронтальной работы).
2.4.Совместная с учителем работа над взаимным расположением предметов в пространстве, отработка понятий выше, ниже, левее, правее, над, под, около, между, внутри, вне с использованием наглядно-иллюстративного материала.
2.5. Коррекционно – развивающие задания в рамках урока математики на этапе устного счёта и повторения.
2.6. Выполнение дополнительных заданий из учебника, рабочей тетради на отработку действия по осознанному сложению и вычитанию чисел в пределах 20.
2.7. Комментирование хода выполнения домашнего задания по математике с акцентом на проговаривание алгоритма решения задачи.
Программа индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей.
1. Общая характеристика трудности.
Частичное (неполное) выполнение задания, неумение пользоваться правилом, алгоритмом.
Причины трудности: несформированность действий контроля и самоконтроля
2. План мероприятий.
2.1. Специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика (выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).
2.2. Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.
2.3. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное (учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.
2.4. Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.
2.5. Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку, математике.
2.6. Занятия со специалистами.
2.7. Индивидуальные консультации для родителей: режим дня, планирование выполнения домашних дел и поручений.
2.8. Посещение занятий по внеурочной деятельности «Мир деятельности», «Информатика».
1.2. Коррекционный блок.
Коррекционно – развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Рекомендации ПМПК:
нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами: учитель, учитель – логопед, педагог – психолог, учитель – дефектолог.
Программа коррекционной работы включает в себя следующие направления:
- диагностическая работа;
- коррекционно – развивающая работа;
- консультативная работа;
- информационно – просветительская работа.
Учитель – логопед: обогащение и активизация словарного запаса; коррекция звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; развитие звукового анализа и синтеза; развитие лексико – грамматического строя и навыков связной речи.
Педагог – психолог: развитие регуляторного компонента на этапе программирования и контроля; развитие сенсорно-перцептивной деятельности; развитие мнестической деятельности; развитие вербального компонента мыслительной деятельности.
Учитель – дефектолог: индивидуальная коррекция пробелов общего развития; расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельность.
1.3. Воспитательный блок.
По программе воспитательной работы (см. Программу Воспитательной работы за 2019-2020 учебный год) в первом классе классный руководитель выявляет потенциальные возможности школьника и создаёт благоприятные социально – психологические условия для его развития. Воспитательный блок АОП состоит из двух направлений деятельности учителя и родителя.
Учитель:
- для корректировки поведения ребёнка использует игровую и предметно – практическую деятельность;
- для развития волевых качеств и выработки ответственности – даёт поручения по организации физкультминуток и игр с учащимися на перемене, по дежурству в столовой;
- для приобщения воспитанника к жизни класса и школы вовлекает ребёнка в классные и общешкольные мероприятия;
- для коррекции речи и общего развития ребёнка рекомендует посещение занятий в кружке для детей с ОВЗ в ЦТиР «Планета талантов» и занятия на школьных факультативах «Мир деятельности» и «Информатика».
Родитель:
- контролирует наличие школьных принадлежностей;
- контролирует наличие домашнего задания;
- обеспечивает посещение занятий с узкими специалистами;
- обеспечивает выполнение рекомендаций школьного врача и рекомендаций по здоровью ПМПК;
- посещает родительские собрания (классные, общешкольные) и консультации специалистов;
- контролирует посещение занятий.
Основные требования к результатам реализации АОП.
1.Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу букварного периода
(январь 2021г.):
К концу букварного периода учащийся должен уметь: | уровень усвоения |
| самостоятельно и с помощью учителя |
| самостоятельно |
| самостоятельно |
| самостоятельно и с помощью учителя |
| самостоятельно |
| самостоятельно |
Учащийся должен уметь: | Уровень усвоения |
| самостоятельно С помощью учителя По памятке с опорой По памятке с опорой С помощью учителя Самостоятельно и с помощью учителя |
- Русский язык.
3.Литературное чтение.
Учащийся должен уметь(на конец года): | Уровень усвоения |
| самостоятельно |
| самостоятельно |
| самостоятельно |
| с помощью учителя |
| с помощью учителя |
| с помощью учителя |
| самостоятельно |
- Математика.
Учащийся должен: | Уровень усвоения |
Знать:
Уметь:
| В конце года на память С опорой с опорой С опорой Самостоятельно С опорой Самостоятельно Самостоятельно |
- Социальные навыки.
Учащийся должен уметь: | Уровень усвоения |
| Самостоятельно |
4.Личностный результат.
Сформированность мотивации к обучению и познанию:
- умеет определять собственные затруднения;
- умеет планировать свою деятельность;
- умеет проверять полученный результат (при направляющей помощи взрослого) и самостоятельно по образцу.
Ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностые позиции:
- умеет слушать;
- участвует в социально – значимых акциях класса.
Личностные качества:
- умеет признавать и исправлять собственные ошибки.
- соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах;
- знать имя, отчество учителя и воспитателя, имена одноклассников;
- соблюдать основные формы обращения ко взрослым и одноклассникам;
- выполнять основные правила поведения на уроках;
- знать своё полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
- уметь рассказывать по вопросам учителя о составе своей семьи, труде родителей, задавать такие же вопросы одноклассникам;
- знать и соблюдать простейшие правила дорожного движения, правила здорового образа жизни и гигиены, правила пожарной безопасности;
Источник