Индивидуальная программа развития ребенка с зпр 1 класс

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр 1 класс thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №15»

«РАССМОТРЕНО»

заседание ППк

Протокол № __

 от «____» августа 2020 г

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ Школа №15»

Приказ №___

от «____» августа 2020 г

СОГЛАСОВАНО

Родитель/ законный представитель______________/ ________________________________

Адаптированная образовательная программа

для ребёнка, обучающегося по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

ученика 1 «Б» класса

                                                       Рекомендации ПМПК:

  • образовательная программа: адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
  • нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами: учитель, учитель – логопед, педагог – психолог, учитель – дефектолог.

Разработчики:

учитель начальных классов – Зиборова И.А.

педагог – психолог –

учитель – логопед –

учитель – дефектолог –

срок реализации программы 2020–2021 учебный год

                                                                    г. Ачинск

Пояснительная записка.

      Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на  основе АОП НОО для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1) МБОУ «Школа №15».

       Перечень программ, на основе которых составлена АОП: адаптированные программы по математике и русскому языку с учётом авторской программы по математике (авт. М. И. Моро и др.) и авторской программы по русскому языку (авт. Канакина В.П.) и по литературному чтению (авт. Горецкий В.Г. )  в рамках проекта «Школа России» (научный руководитель  Плешаков А.А.), остальные программы в рамках ФГОС НОО.

    Цель реализации АОП – обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР, обеспечивающих усвоение им социального и культурного опыта.

     Задачи:

  • создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР;
  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
  • достижение планируемых результатов освоения АООП НОО через использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
  • включение обучающегося в процессы познания и преобразование социальной среды (города).

Форма получения образования: в образовательной организации – МБОУ «Школа №15».

Рекомендуемая программа: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Степень включённости: полная.

Индивидуальные особенности ребёнка с ОВЗ:

      Антон имеет особенности в физическом и психическом развитии.  Обучается по АОП для обучающихся с ЗПР – с начала первого класса. При проведении стартовой диагностики по тесту «Графический диктант» показал низкий результат: неготовность следовать за указанием взрослого при выполнении тренировочного узора; проблемы в соблюдении понимаемого правила. По тесту «Образец и правило» было выявлено, что у ребёнка не сформировано умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках заданного правила. Низкий результат по данной методике служит предвестником трудностей в овладении математикой (умение решать задачи). Необходимо проследить за тем, понимает ли ребенок условия задачи, и помочь ему планировать свои действия по ее решению. По итогам стартовой диагностики выявлен низкий уровень готовности к обучению в школе.

Особенности ВПФ: низкий уровень развития: регуляторного компонента, эмоционально – волевой сферы, устойчивости внимания, оперативной слуховой памяти, логического мышления.

Специальные педагогические подходы:

  • адаптированная основная общеобразовательная программа ФГОС НОО ОВЗ вариант 7.1
  • организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков, с учётом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении учебного материала, дозированной помощи взрослого);
  • использование специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
  • учёт актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве;

Перечень УМК и программного обеспечения: УМК «Школа России» под редакцией научного руководителя А.А. Плешакова

Количество учебных часов: учебные часы совпадают с учебными часами класса.

Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ: полное включение в образовательный процесс и сопровождение специалистов в рамках рекомендаций ППК (учитель, учитель – логопед, педагог – психолог, учитель – дефектолог).  

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Согласно Положения: контрольная работа, списывание, диагностика узкими специалистами.

Организация психолого–педагогической помощи:

  • взаимодействие специалистов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ:
  • обсуждение динамики на ППК;
  • внесение корректировок (не менее одного раза в триместр);
  • изменение АОП по мере необходимости (в случае отрицательной динамики/очень положительной динамики).

Содержание АОП

  1. Образовательный (учитель)

      Обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 – 4 классы).

      Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.

      Коррекционно – развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.

Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей.

Русский язык: содержание  РП — не изменена; темы уроков совпадают; для запоминания материала, заданного наизусть (правила)  пролонгируются  (увеличиваются) сроки, по сравнению со здоровыми сверстниками. При изучении частей речи, состава слова и предложения используются памятки и схемы.

Причины трудности: слабо развит аналитико-синтетический навык. Умение анализировать, обобщать и делать вывод; низкая слухоречевая память.

2. План мероприятий.

2.1. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». 

2.2. Организация учебного взаимодействия с одноклассниками:

работа в паре с одноклассниками, успешно усваивающими данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных на ликвидацию данной трудности; во время дифференцированной работы участие в группе учащихся с аналогичной проблемой.

2.3. Комментирование хода выполнения домашнего задания  с акцентом на проговаривание алгоритма выполнения задания.

2.4. Индивидуальные консультации для родителей  с объяснениями сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объяснение принципа помощи при выполнении домашних заданий.

2.5. Занятия со специалистами.

Литературное чтение: содержание  РП — не изменена; при оценивании навыка чтения  учитывается понимание прочитанного, а не скорость чтения. Причины трудности: слабо развит аналитико-синтетический навык, умение анализировать, обобщать и делать вывод; низкая слухоречевая память, низкий уровень развития эмоционально – волевой сферы и регуляторного компонента, логического мышления.

2. План мероприятий.

2.1. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». 

2.2. Комментирование хода выполнения домашнего задания  с акцентом на проговаривание алгоритма выполнения задания.

2.3. Специальные упражнения на развитие слухоречевой памяти, пальчиковая гимнастика, индивидуальная поддержка и сопровождение учащегося на уроке.

2.4. Индивидуальные консультации для родителей  с объяснениями сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объяснение принципа помощи при выполнении домашних заданий.

Математика: содержание  РП — не изменена; темы уроков совпадают; для запоминания материала, заданного наизусть пролонгируются  (увеличиваются)сроки, по сравнению со здоровыми сверстниками. При изучении способа решения задач используются памятки и схемы.

1. Общая характеристика трудностей:

Трудности при решении простых задач и их оформление; плохая ориентация в пространстве.

Причины трудности: неумение оформлять письменную работу, ориентироваться в пространстве; непонимание математических отношений и нахождение значений выражений; неумение следовать алгоритму при решении задачи, слабо развит аналитико-синтетический навык, умение анализировать, обобщать и делать вывод:низкий уровень развития логического мышления.                                      

 2. План мероприятий.

2.1. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 по шкале линейки под руководством учителя и самостоятельно.

2.2. Совместно с учителем составление и использование алгоритма решения простой текстовой  задачи: чтение задачи, выделение математического отношения и представление его на модели; выбор арифметического действия, иллюстрирующего предложенное отношение.

2.3.Организация учебного взаимодействия с одноклассниками:

включение в парную работу с одноклассником, успешно усваивающим данный предметный материал, при выполнении заданий, направленных на ликвидацию данной трудности; участие в оценке результатов установления отношения другими учениками класса (в ходе парной, групповой, фронтальной работы).

2.4.Совместная с учителем работа над взаимным расположением предметов в пространстве, отработка понятий выше, ниже, левее, правее, над, под, около, между, внутри, вне с использованием наглядно-иллюстративного материала.

2.5. Коррекционно – развивающие задания в рамках урока математики на этапе устного счёта и повторения.

2.6. Выполнение дополнительных заданий из учебника, рабочей   тетради   на отработку действия по осознанному сложению и вычитанию чисел  в пределах 20.

2.7. Комментирование хода выполнения домашнего задания по математике с акцентом на проговаривание алгоритма решения задачи.

Программа индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей.

1. Общая характеристика трудности.

Частичное (неполное) выполнение задания, неумение  пользоваться  правилом, алгоритмом.

Причины трудности: несформированность действий контроля и самоконтроля

2. План мероприятий.

2.1. Специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика (выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).

2.2. Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.

2.3. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное (учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.

2.4. Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.

2.5. Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку, математике.

2.6. Занятия со специалистами.

2.7. Индивидуальные консультации для родителей: режим дня, планирование выполнения домашних дел и поручений.

2.8. Посещение занятий по внеурочной деятельности «Мир деятельности», «Информатика».

1.2. Коррекционный блок.

Коррекционно – развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.

Рекомендации ПМПК:

нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и сопровождении специалистами: учитель, учитель – логопед, педагог – психолог, учитель – дефектолог.

Программа коррекционной работы включает в себя следующие направления:

  • диагностическая работа;
  • коррекционно – развивающая работа;
  • консультативная работа;
  • информационно – просветительская работа.

Учитель – логопед: обогащение и активизация словарного запаса; коррекция звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; развитие звукового анализа и синтеза; развитие лексико – грамматического строя и навыков связной речи.

Педагог – психолог: развитие регуляторного компонента на этапе программирования и контроля; развитие сенсорно-перцептивной деятельности; развитие мнестической деятельности; развитие вербального компонента  мыслительной деятельности.

Учитель – дефектолог: индивидуальная коррекция пробелов общего развития; расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельность.

1.3. Воспитательный блок.

По программе воспитательной работы (см.  Программу Воспитательной работы за 2019-2020 учебный год) в первом классе классный руководитель выявляет потенциальные возможности школьника и создаёт благоприятные социально – психологические условия для его развития. Воспитательный блок АОП состоит из двух направлений деятельности учителя и родителя.

Учитель:

  • для корректировки поведения ребёнка использует игровую и предметно – практическую деятельность;
  • для развития волевых качеств и выработки ответственности – даёт поручения по  организации физкультминуток и игр с учащимися на перемене, по дежурству в столовой;
  • для приобщения воспитанника к жизни класса и школы вовлекает ребёнка в классные и общешкольные мероприятия;
  • для коррекции речи и общего развития ребёнка рекомендует посещение занятий в   кружке для детей с ОВЗ в ЦТиР «Планета талантов» и занятия на школьных факультативах «Мир деятельности» и «Информатика».

Родитель:

  • контролирует наличие школьных принадлежностей;
  • контролирует наличие домашнего задания;
  • обеспечивает посещение занятий с узкими специалистами;
  • обеспечивает выполнение рекомендаций школьного врача и рекомендаций по здоровью ПМПК;
  • посещает родительские собрания (классные, общешкольные) и консультации специалистов;
  • контролирует посещение занятий.

Основные требования к результатам реализации АОП.

1.Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу букварного периода

(январь 2021г.):

К концу  букварного периода учащийся должен уметь:

уровень усвоения

  • различать на слух звуки речи, выделенные из слов, где написание не расходится с произношением;

самостоятельно и

с помощью учителя

  • обозначать гласные звуки буквами(кроме йотированных);

самостоятельно

  • различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции;

самостоятельно

  • различать  согласные мягкие и твёрдые звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции;

самостоятельно и

с помощью учителя

  • выделять слова из предложения;

самостоятельно

  • ориентироваться на странице учебника и тетради;

самостоятельно

Учащийся должен уметь:

Уровень усвоения

  • различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
  • различать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
  • различать предложения по цели высказывания;
  • различать предлоги и приставки (на уровне правописания)
  • разбирать по составу слова, простые по структуре;
  • различать предложения по интонации;
  • подбирать заголовок к заданному тексту, определять по заголовкам содержание текста;
  • применять правила правописания на изученные орфограммы
  • пользоваться школьным орфографическим словарем;
  • различать в учебнике текст упражнения, задание, образец, слова для справок.

самостоятельно

С помощью учителя

По памятке

с   опорой

По памятке

с опорой

С помощью учителя

Самостоятельно и

с помощью учителя

  1. Русский язык.

3.Литературное чтение.

Учащийся должен уметь(на конец года):

Уровень усвоения

  • практически делить слова на слоги;

самостоятельно

  • знать все изученные буквы;

самостоятельно

  • читать по слогам слова и небольшие предложения;

самостоятельно

  • отвечать на вопросы, о чём слушали, чем заканчивается, прослушанный текст;

с помощью учителя

  • отвечать на вопросы учителя по самостоятельно прочитанному тексту;

с помощью учителя

  • рассказывать сказку, пересказывать небольшой текст, соблюдая последовательность и логику повествования;

с помощью учителя

  • знать наизусть 3-5 стихотворений;

самостоятельно

  1. Математика.

Учащийся должен:

Уровень усвоения

Знать:

  • наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
  • название компонентов арифметических действий сложения и вычитания

Уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа до 20, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20;
  • решать текстовые арифметические задачи, содержащие отношения «больше на», «меньше на», и составные задачи с помощью сложения;
  • узнавать, на сколько единиц одно число больше или меньше другого;
  • различать простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник  и т.д.);
  • уметь работать с чертёжно-измерительными инструментами(линейка);

В конце года на память

С опорой

 с опорой

С опорой

Самостоятельно

С опорой

Самостоятельно

Самостоятельно

  1. Социальные навыки.

Учащийся должен уметь:

Уровень усвоения

  • Добираться до дому самостоятельно
  • Следить за своими вещами
  • Записывать домашнее задание
  • Обращаться к товарищам за помощью
  • Высказывать корректно замечания и предложения
  • Выслушивать мнение других

Самостоятельно

4.Личностный результат.

Сформированность мотивации к обучению и познанию:

  • умеет определять собственные затруднения;
  • умеет планировать свою деятельность;
  • умеет проверять полученный результат (при направляющей помощи взрослого) и самостоятельно по образцу.

Ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностые позиции:

  • умеет слушать;
  • участвует в социально – значимых акциях класса.

Личностные качества:

  • умеет признавать и исправлять собственные ошибки.
  • соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах;
  • знать имя, отчество учителя и воспитателя, имена одноклассников;
  • соблюдать основные формы обращения ко взрослым и одноклассникам;
  • выполнять основные правила поведения на уроках;
  • знать своё полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
  • уметь рассказывать по вопросам учителя о составе своей семьи, труде родителей, задавать такие же вопросы одноклассникам;
  • знать и соблюдать простейшие правила дорожного движения, правила здорового образа жизни и гигиены, правила пожарной безопасности;

Источник