Индивидуальная программа развития ребенка с умеренной умственной отсталостью

Виктория Старикова
Специальная индивидуальная программа развития для работы с обучающимся с умеренной интеллектуальной недостаточностью

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточностии составлена на основе: Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2). Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 273-ФЗ ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Школьного учебного плана на 2018-2019 учебный год.

Актуальность выбора данной программы.

У мальчика познавательная деятельность не формируется, тотальное недоразвитие психических функций выраженной степени. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени. Гиперметропия слабой степени. По заключению ПМПК мальчику рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, 2-й вариант (СИПР, 1 класс (2 год обучения, с сентября 2018 года.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач. Обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация.Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом. Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Структура СИПР

1. Психолого-педагогическая характеристика.

2. Индивидуальный учебный план.

3. Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО.

4. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6. Содержание образования.

6.1. Программа формирования базовых учебных действий.

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

6.3. Программа внеурочной деятельности.

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

8. Программа сотрудничества с семьей.

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

10. Приложение.

Общие сведения на ребенка:

Григорьев Иван Сергеевич 20. 10.2009 года рождения.

Проживает по адресу: г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, дом 27. «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Радуга».

Мать: Григорьева Екатерина Яковлевна 16.07.1986 года рождения.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

По заключению ПМПК Ивану рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, 2-й вариант (СИПР, 1 класс (2 год обучения, с сентября 2018. Индивидуальная программа развития (СИПР, разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацеленной на образование ребёнка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Имеется заключение врачебной комиссии об организации индивидуальной формы обучения. Иван воспитывается в Муниципальном казённом учреждении «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Радуга» Коркинского муниципального района. В настоящее время мальчик проявляет интереса к общению с педагогом, но не всегда откликается на свое имя. В контакт вступает легко, но внимания хватает на 2-3 минуты, часто это зависеть от настроения и самочувствия. Концентрация внимания не фиксированная, проявляется «скользящий» взгляд. Познавательные процессы нарушены, уровень восприятия низкий, мышления не соответствует возрастным показателям. Устная речь и речемыслительные операции нарушены, невербальные средства общения, и познавательные потребности не сформированы. Предметная деятельность на манипулятивном уровне. Сенсорные эталоны не усвоены. Яркие игрушки могут вызвать интерес ненадолго. В настоящее время задания выполняет только с помощью педагога. В возбужденном состоянии проявляется аутоагрессия (бьет себя по голове, кусает руки). Капризный, своевольный, усидчивости нет. Эмоционально не всегда стабилен. Лепка и рисование не всегда вызывают интерес. Потребность к самостоятельности не сформирована. Проявляет реакции протеста, самоконтроль не развит. Общая и мелкая моторика, навыки самообслуживания развиты недостаточно. Выраженное недоразвитие познавательных процессов, отсутствие речи, двигательные нарушения, несформированность навыков самообслуживания обуславливает выбор таких разделов из программы обучения, которые направлены на его коррекцию. В учебной деятельности мальчик нуждается в индивидуальном подходе, учебные инструкции не выполняет. Психические процессы ниже возрастной нормы. Нуждается в помощи со стороны взрослых. Таким образом, выстраивается интегрированная модель коррекционно-образовательной программы.

Индивидуальный учебный план на 2018-2019 учебный год.

Предметные области Предмет

Индивидуальные занятия

Количество часов в неделю.

В классе Самостоятельное изучение

Язык и речевая практика Речь и альтернативная

коммуникация 3 –

Математика Математическое представление 1,5 1,5

Естествознание Окружающий природный мир 0,5

0,5

Человек Окружающий социальный мир

Человек 0,5

1 0,5

1,5

Искусство

Изобразительная деятельность. 0,5 0,5

Музыка и движение 0,5

1,5

Физическая культура Адаптивная физкультура 0,5 1,5

Дни недели время предметы

Понедельник (3 часа) с 12-15 Речь и альтернативная коммуникация -1 час

Математические представления- 1 час

Окружающий социальный мир-0,5 часа

Окружающий природный мир- 0,5 часа

Вторник (2 часа)– С 11-13

Речь и альтернативная коммуникация -1 час

Музыка и движение-0,5 часа

Адаптивная физкультура- 0,5 часа

Среда (3 часа) – с 12-15 Речь и альтернативная коммуникация -1 час

Математические представления- 0,5часа

Изобразительное искусство- 0,5

Человек- 1час.

Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния мальчика. Темы уроков-занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение в темах уроков-занятий других областей. Программа рассчитана на один учебный год.

Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально –8 часов.

Продолжительность урока – занятия 30 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.

Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжёлой степенью нарушения интеллекта будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения АООП НОО является развитие жизненной компетенции ребенка с умеренной и тяжёлой степенью нарушения интеллекта.

Читайте также:  Джон медина правила развития мозга вашего ребенка скачать epub

Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специальной индивидуальной программы. В ФГОС направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ и курсов.

Жизненные компетенции.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

– Умение адекватно оценивать свои силы, понимать,что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

-Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

-Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении. Овладение навыками коммуникации

-Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Ожидаемые личностные результаты:

1. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

2. Принятие роли ученика.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3.Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:-выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

-узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4.В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

-показывать на себе части тела и лица;

-выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5.Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки:эпизодически адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:

-при общении использовать мимику и жесты;

– определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

-понимать и выполнять действия с игрушкой;

– повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

-адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

-использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

-выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения задач и анализа результатов обучения оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения, за выполнением, обучающегося специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающегося, важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом). Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной, по образцу», «выполняет действие с помощью учителя». В случае затруднений в оценке, в связи с отсутствием видимых изменений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. Условия реализации потребности в уходе и присмотре. В создании особых условий реализации потребности в уходе и присмотре, а также в организации обучения не нуждается. Учебное место мальчика включает школьный стол и стул, которые соответствуют росту ребенка. Уроки оснащены ярким предметно-дидактическим и наглядным материалом.

Требования, предъявляемые к учебным занятиям,состоят в следующем:

1)наличие положительного эмоционального контакта между ребенком и педагогом;

2)обучение, воспитание и развитие ребенка строить в совместной деятельности и общении со взрослым;

3)выбор и обучение новым навыкам происходит в ситуации, максимально приближенной к повседневной деятельности ребенка;

4)обучение ведется в рамках эмоционально-значимой деятельности;

5)уделять внимание повышению общего уровня активности ребенка;

6)алгоритм занятий устойчив по структуре;

7)содержание занятий, предлагаемые ситуации носят повторяющийся характер;

8)использование внешних опор для планирования деятельности, контроля, общения и получения обратной связи;

9)деятельность педагога осуществляется совместно с родителями ребенка.

Содержание образования СИПР

Цель – достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов.

Задачи

1. Создавать условия, способствующие развитию способностей обучающегося.

2. Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.

3. Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умереннойумственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.

2.Формирование учебного поведения:

– направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-умение выполнять инструкции педагога «возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

-использование по назначению учебных материалов;

-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

-в течение определенного периода времени,

-от начала до конца,

-с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учётом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана. Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Задачи

Личностные базовые учебные действия

1. Готовить обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми.

2. Помочь ребенку освоить позицию ученика.

3. Формировать учебное поведение (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по подражанию).

4. Формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предметные базовые учебные действия

1. Формировать умение учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности.

2. Учить обучающегося совместно с учителем дифференцировать и выбирать предметы. Содержание программы подробно раскрывается через программы учебных предметов и коррекционных курсов.

Источник

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой

на 2012-2013 учебный год

с детьми дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

Читайте также:  Консультация роль сказки в развитии ребенка

Учитель-дефектолог Исаева М.А.

Предметная область

Тема

 Планируемые результаты

Отметка о выполнении программы

 ____

полугодие

базовые понятия

универсальные учебные действия

Сенсорика. ФЭМП

Выделение предметов по цвету среди однородных (красный, желтый)

Цвет

Красный

Желтый

Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет красного (желтого) цвета («Дай красный»).

Соотнесение однородных предметов по цвету, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову

Цвет

Красный

Желтый

Соотносить предметы по цвету, объединяя их в группы заданного цвета (красного, желтого)

Выделение предметов по форме (шар, куб)

Шар

Куб

Выделять предмет заданной формы среди других предметов по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога шар (куб)

Соотнесение однородных предметов по форме, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову.

Шар

Куб

Соотносить предметы по форме, объединяя их в 2 группы

Выделение предметов по 2 контрастным величинам

Большой

Маленький

Выделять предметы заданного размера по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет большого (маленького размера)

Соотнесение однородных предметов по величине, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову

Большой

Маленький

Соотносить предметы по размеру, объединяя их в 2 группы: больших и маленьких размеров

Соотнесение 3х игрушек с 3мя плоскостными изображениями

Игрушки

картинки

Соотносить реальный предмет (игрушку) с плоскостным изображением

Повторение пройденного материала. Выделение предметов по цвету, форме и величине.

Красный, желтый

Шар

Куб

Большой

Маленький

Выделять предмет заданного цвета, формы, величины по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет красного (желтого) цвета («Дай красный»), шар (куб), предмет большого (маленького размера).

Соотнесение однородных предметов по цвету, форме и величине, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову

Цвет

Красный

Желтый

Шар, куб

Большой

Маленький

Соотносить предметы по цвету, объединяя их в группы заданного цвета (красного, желтого), форме и величине.

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий-пушистый через тактильное взаимодействие с предметами

Мяч пластмассовый

Игрушка (кошка пушистая)

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Восприятие предметов по плотности: мягкий-твердый через тактильное взаимодействие с предметами

Кубик деревянный

Мяч резиновый

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Восприятие предметов по цвету синий, зеленый

Цвет

Синий

Зеленый

Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет синего (зеленого) цвета («Дай синий»).

Форма предметов. Круг

Круг

Выделять предмет заданной формы среди других по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога круг.

Соотносить круги, объединяя их в группу

Форма предметов. Квадрат

Квадрат

Выделять предмет заданной формы среди других по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога квадрат.

Соотносить квадраты, объединяя их в группу.

Выделение предметов по количеству один-много

Один

Много

Сколько?

Выделять один или много предметов.

Понимать вопрос «Сколько?»

Показывать, называть один, много, отвечая на вопрос сколько?

Восприятие предметов по цвету красный, желтый, синий, зеленый

Цвет

Красный

Желтый

Синий

Зеленый

Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет красного (желтого, синего, зеленого) цвета («Дай красный»).

Предметно-практическая деятельность

Картинка с листиками (аппликация)

Листик

Лист бумаги

Желтый лист

Клей

Наклеить

Намазывать клеем лист

Приклеивать желтую листву на лист бумаги

Рисование осеннего ковра (листики)

Рисовать

Краска

Кисть

Красное пятно

Желтое пятно

Обмакивать кисть в краску

Примакивать к листу бумаги

Выполнять задание сопряженно

Игры с водой 2х температур (холодная, теплая), переливание

Вода

Теплая

Холодная

Льется

Сухой

Мокрый

Опускать руки в воду, удерживать их в воде.

Зачерпывать стаканчиком воду.

Переливать воду из одного стаканчика в другой.

Вытирать руки.

Действия с разборными игрушками: пирамидка

Кольцо большое;

Кольцо маленькое;

Одинаковые

Стержень

Надеть, снять

Пирамидка.

Собирать пирамидку с контрастными по величине кольцами

Подбирать по образцу (слову) такое же колечко

Надевать колечко на стержень

Действия с разборными игрушками: матрешка

Матрешка

Половинка

Соединить половинки

Подходит, не подходит

Открывать/закрывать, подбирать нужную по размеру часть

Открывание/ закрывание крышек

Крышка

Открыть/ закрыть

Крутить

Закрутить

открутить

Открывать банку с завинчивающимися крышками

Раскладывание больших и маленьких бусин по коробкам

Бусы

Коробки

Разложить

Большие, маленькие

Банка

Перекладывать по инструкции из коробки в банку

Работа с пластичным материалом:

Раскатывание палочек из пластилина (глины)

Пластилин

(глина)

Размять

Раскатать между ладонями

Разминать пластилин (глину).

Раскатывать прямыми движениями в ладонях палочки по подражанию

Игры с песком, крупой

Песок (крупа)

Сыпется

Насыпать

Пересыпать

Найти в песке

спрятать

Трогать руками песок, насыпать в миску песок. Пересыпать из одной миски в другую. Находить игрушку в песке. Прятать игрушку в песок

Рисование дорожки

Кисть

Краска

Дорожка

Выполнять, рисовать горизонтальную линию сопряженно или по показу

Опускание предметов в сосуды

Горлышко

Широкое узкое

Предмет большой маленький

Подходит

Не подходит

Опускать предметы разного размера в соответствующие сосуды. Соотносить размер предмета и отверстие сосуда

Комкание бумаги, салфетки. Аппликация «Снеговик» или «Снежки»

Бумага

Салфетка

Комок

шарик

Сминать бумагу (салфетку) по подражанию. Выполнять аппликацию из салфетки (Снеговик или Снежки)

Аппликация из ваты «Украсим сапожок» (валенок)

Лист бумаги

Клей

Приклеить

Вата

Намазывать клеем лист

Приклеивать вату на шаблон сопряженно или по показу.

Аппликация «Украсим шапку» (крупой, бусинками)

Шапка

Пластилин

Крупа (бусинки)

Украшать шаблон шапки горохом, гречкой и др. крупой (или бусинками) по образцу или собственному замыслу. Выбирать нужную бусинку или крупу. Вдавливать горошины (бусинки) в пластилин.

Лепка «Пуговицы для платья»

Платье

Пуговица

Круглая

Шар

Разминать

Скатывать

Сплющивать

Прижимать Прикручивать 

Соотносить платья по цветам.

Выполнять круговыми движениями ладоней шарик, сплющивать его, прикручивать (прижимать) на шаблон платья.

Рисование «Снежные комочки» (большие и маленькие)

Кисть

Краски

Круг

Большой

Маленький 

Рисовать предметы округлой формы.

Закрашивать красками не выходя за контур.

Заполнять свободное пространство листа.

Аппликация «Медведь»

Медведь

Голова

Лапы

Туловище

Уши

Намазывать клеем готовые детали.

Приклеивать детали на лист бумаги по образцу (или сопряженно)

Работа с пластичным материалом:

Раскатывание палочек из пластилина (глины), скатывание шаров, ощипывание кусочков от столбика «Снег»

Пластилин

(глина)

Размять

Раскатать, скатать, отщипнуть

Разминать пластилин (глину).

Скатывание круговыми движениями ладоней шары. Раскатывать прямыми движениями в ладонях палочки по подражанию, ощипывание кусочков пластилина от столбика.

Аппликация «Снег»

Рисование пипеткой «Кап, кап, капель…»

Весна

Капель

Кап, кап

Вода

Сосулька

Набирать

Нажимать

Набирать пипеткой подкрашенную воду.

Капать из пипетки над белым листом бумаги, под проговор «кап, кап, кап…»

Построение из строительного материала стола, стула и кровати для куколки

Кубик, кирпичик

Стол, стул

Кровать

Поставить

Наложить/ приложить

Сооружать простые предметы мебели (стол, стул, кровать, диван) по показу.

Обыгрывать постройки вместе с педагогом.

Рисование вертикальных линий (травка) пальцем или кистью

Кисть

Краска

Палочка

Рисовать короткие штрихи и линии, правильно держа кисть в руке.

Часть-целое (д/игра «Где чья мама»)

Домашние животные и их детеныши

Соединить

Часть

Целое

Находить нужную картинку по инструкции «Дай такую же» («Найди собаку»)

Собирать картинку из 2х частей по показу или словесной инструкции.

Находить к животному его детеныша.

Аппликация «Дерево» или рисование

Дерево

Ствол

Листья

Зеленые

Клей

Намазать

Приклеить

Отрывать маленькие кусочки бумаги от целого листа.

Намазывать клеем шаблон дерева (крону).

Приклеивать детали на лист бумаги по образцу (или сопряженно)

«Цветочная поляна» рисование цветных пятен (губкой)

Поляна, цветы

Много

Губка. краска

Набирать

Примакивать

Прижимать

Обмакивать губку в краску.

Прижимать (примакивать) губку на фон, оставляя цветные пятна (цветы)

Рисование дорожки, волнистых линий

Кисть

Краска

Дорожка

Выполнять, рисовать горизонтальную и волнистую линию сопряженно или по показу

Аппликация «Утенок»

Утенок

Туловище

Голова, клюв

Лапки, хвост

Клей, кисть

Бумага

Намазать

Приклеить

Намазывать клеем готовые детали.

Приклеивать детали на лист бумаги по образцу (или сопряженно)

Читайте также:  Проект по развитию речи ребенок и театр

Ознакомление с окружающим

Осень в гости к нам пришла

Осень

Листья

Желтый лист

Красный лист

Лист падает

Лист летит

Сюжетные и предметные картинки (дерево желтое, листочек, дети гуляют)

Подбирать листочки заданного цвета. Понимать и выполнять инструкцию «Листья упали, собери в корзинку». Выполнять по показу (слову) подуй (лист летит). Показывать нужную картинку по теме осень.

Растения и насекомые

Веточка рябины, Ягодки,

Муха

Листья,

Ветка

Бусы

красные

Показывать части ветки.

Выбирать рябину из 2х картинок (покажи где)

Делать бусы из ягод рябины сопряженно

Овощи

Помидор,

Огурец большой, маленький

морковь

Показывать названный овощ   по инструкции «дай такой же», «дай огурец (помидор)».

Соотносить овощи или муляжи с изображением.

Выделять предметы большого и маленького размера

Фрукты

Яблоко

Груша

банан

Показывать названный фрукт  

по инструкции «дай такой же», «дай яблоко (грушу)».

Соотносить фрукты или муляжи с изображением.

Выделять предметы большого и маленького размера

Птицы

Птица

Сидит

Летает

Кушает

Поет

Прыгает

Сосредотачивать внимание на птице в клетке.

Наблюдать за действиями по комментарию взрослого: птица сидит, прыгает, летает, кушает, поет

Домашние животные

Кошка.

Собака.

Сидит, стоит, лежит, бежит, кушает

Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка.

Выделять действие животного (кушает и др.)

Одежда

Теплая куртка

Сапожки

Мягкая

Теплая

Толстая

Предметы одежды натуральные и в картинках

Понимать инструкцию расстегни/застегни.

Выполнять сопряженно застегивание/расстегивание куртки, завязывание шапки.

Выбирать картинки с предметами нужными для прогулки осенью (сапоги, куртка, шапка, брюки, зонтик)

Выполнять действия для знакомства со свойствами и качествами (гладит, одевает)

Осень: ненастье

Тучи, дождь, солнце, ветер, листья, лужи, зонт

Выполнять действие спрятать зайку под зонтом. Понимать инструкцию спрячь зайку от дождя

Отстукивать ритм дождя на барабане или пальчиком на столе

Части тела

Руки

Ноги

Голова

Глаза

Уши

Рот, нос

Показывать части тела сопряженно (по подражанию) на себе, кукле, на картинках

Посуда

Тарелка

Ложка

Чашка

Покорми, напои

Показывать названный предмет

Выполнять действия с посудой и куклой (Дай тарелочку кукле, положи ложку и т.д.)

Понимать значение слов и фраз, выполнять действие по сюжету «Покорми куклу» (от сопряженного до самостоятельного выполнения)

Игрушки

Кукла

Машина

Мяч

Пирамидка

Удерживать внимание на игрушках. Выполнять заданные действия: дай такую же, покачай куклу, покатай машинку, толкни мяч. Звукоподражать: качаем куклу – ааа, машина – би-би.

Новый год

Елка

Праздник

Шары (огоньки)

Рассматривать елку, наряжать ее шариками

Обувь

Предметные картинки

Показывать на картинках обувь.

Формировать обобщающее слово обувь. Соотносить одинаковые предметы, реальный предмет с изображением.

Находить по инструкции нужный предмет. Выделять лишний из предложенных 2-3 картинок.

Работать с разными видами застежек (липучки, молнии, шнурки)

Головные уборы

Предметные картинки

Показывать на картинках головные уборы. Формировать обобщающее головные уборы. Соотносить одинаковые предметы, реальный предмет с изображением. Находить по инструкции нужный предмет. Выделять лишний из предложенных 2-3 картинок.

В гостях у зимушки-зимы

Зима

Признаки зимы

Снег, белый, пушистый

Снежинки

Большие, маленькие

Холодно

Ветер

Сюжетные и предметные картинки.

Подбирать снежинки одного размера (большие в одну корзинку, маленькие в другую).

Понимать и выполнять инструкцию «Собери снежинки».

Показывать нужную картинку по теме зима.

Дикие животные зимой

Медведь

Лиса

Заяц

Сюжетные и предметные картинки

Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка.

Выделять действие животного (кушает и др.). находить и соотносить животное одного вида.

Собирать картинку из 2х частей.

Зимние забавы

Зима

Холодно

Снежинки

Снег

Снежный ком

Сюжетные и предметные картинки

Подбирать снежинки одного размера (большие в одну корзинку, маленькие в другую).

Понимать и выполнять инструкцию «Собери снежинки».

Делать по показу (сопряженно) снежные комки из ваты (или пластилина)

Показывать нужную картинку по теме зима.

У весны зеленые косички…

Снег тает, ветер, капель, лужи.

Сюжетные и предметные картинки

Выполнять действие спрятать зайку под зонтом. Понимать инструкцию спрячь зайку от дождя.

Отстукивать ритм дождя на барабане или пальчиком на столе.

Наблюдать за тем как начинает таять снег, сосулька.

Показывать нужную картинку по теме весна.

Мебель

Стол

Стул

Кровать

Шкаф

Показывать на картинках и в кабинете предметы мебели. Соотносить одинаковые предметы, реальный предмет с изображением.

Выделять лишний предмет из 2-3 предметов

У весны зеленые косички…

Весна

Признаки весны

Солнце, ветер

Сюжетные и предметные картинки.

Выполнять по показу (слову) подуй (ветер дует, лист летит).

Показывать нужную картинку по теме весна.

Дикие животные весной

Медведь

Лиса

Заяц

Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка.

Выделять действие животного (кушает и др.). находить и соотносить животное одного вида.

Домашние животные

Кошка.

Собака.

Сидит, стоит, лежит, бежит, кушает

Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка.

Выделять действие животного (кушает и др.)

Собирать картинку из 2х частей.

Первоцветы

Предметные картинки

Находить и показывать одинаковые цветы, соотносить их.

Собирать картинку из 2х частей

Деревья

Береза

Ель

Сирень

Яблоня

Предметные картинки

Показывать части дере?