Индивидуальная программа развития ребенка с тнр

Индивидуальная программа развития ребенка с тнр thumbnail

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учащегося___ класса

______________________________________________________

Краткие сведения: поступил в первый класс в ______г., на диспансерном учете специалистов не состоит.

Проблемы: стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.

Результаты обследования: см. протоколы обследования специалистов.

Планируемые сроки реализации программы: _________г.—______г. с периодичностью занятий 2 раза в неделю по ___ минут.

Цель программы: оказание содействия по устранению нарушений письменной  и устной речи, создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям  обучающихся с ТНР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения  в условиях  образовательного процесса.

Задачи программы:

 –   научить начинать и заканчивать действие в нужный момент;

 –   способствовать формированию произвольной регуляции;

 –   научить планированию и контролю своих действий;

 –   сформировать познавательный интерес, познавательную активность;

 –   формирование универсальных учебных действий;

 –   повышение уровня познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;

 – оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по  вопросам, связанным с  их развитием, обучением и воспитанием.

Представление на учащегося

____________________________________

Отделение ________________   ______ класс

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (проявления негативизма, наличие аффективных реакций): в контакт вступает не сразу, адекватно реагирует на предлагаемые задания.

Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие скоординированности целенаправленных движений.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (после повтора, после разъяснения): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования  сформирован недостаточно, самостоятельно инструкцию прочесть  может.

Обучаемость:

– восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая помощь): нуждается в помощи направляющего и стимулирующего  характера;

– способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на закрепление навыка.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности под руководством педагога, наличие ориентировочного этапа, импульсивность/инертность действий: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания.

Темп работы (на учебном и не учебном материале): снижен в результате слабой организованности.

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при  интеллектуальных  нагрузках быстро истощаем.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует средней  границе нормы.

Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости.

Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.

Особенности памяти: сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.

Особенности мышления:

  • уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
  • словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.

Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом. 

Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.

Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются особенностями развития эмоционально-волевой сферы.

Математика:

  • сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
  • вычислительный навык: навык сформирован на уровне  программных требований;
  • навык решения задач: навык при составлении программы решения сформирован;

Русский язык:

– навык каллиграфического письма:  сформирован ( отвечает требованиям программы), испытывает трудности при воспроизведении образа букв;

  • навык орфографического письма под диктовку:  сформирован недостаточно;
  • списывание текста: сформирован на среднем уровне;
  • выполнение грамматических заданий: испытывает трудности при выполнении;
  • характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.

Чтение:

  • темп чтения:  техника  чтения не соответствует возрастному нормативу;
  • способ чтения — послоговой
  • понимание прочитанного — недостаточное
  • навыки работы с текстом — сформированы на среднем уровне
  • характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): учебная мотивация средняя, произвольность регуляции деятельности сформирована недостаточно; не проявляет поисковой и познавательной активности; сформированность пространственно-временных представлений не соответствует возрасту.

Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.

Планируемые мероприятия специалистов: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.

Направления коррекционной работы

1. Сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
  • развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие кинестетических основ движения.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; «Кулак — ладонь — ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос»,  игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

2. Формирование пространственных представлений:

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

3. Развитие мнемических процессов:

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).

5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).

6. Формирование навыка письма

Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.

7. Формирование навыка чтения

Средства: дифференциация сходных по начертанию букв; чтение предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

Организация взаимодействия специалистов

сопровождения учащегося с ТНР

Специалисты

Направления коррекционной работы с учащимся

Приемы работы

Методы

Учитель

1. Развитие зрительно-моторной координации;

2. Развитие слухового внимания;

3. Развитие связного речевого высказывания

Слуховые и графические диктанты

1. Совместное выполнение заданий;

2. Объяснение;

3. Показ;

4. Построение учебного высказывания

Учитель-логопед

1. Развитие  слухового внимания и памяти;

2. Развитие фонематических процессов;

3. Формирование связного речевого высказывания

1. Работа с текстом;

2. Составление вопросительных предложений по образцу;

3. Обучение написанию изложений и сочинений;

4. Графические диктанты

1. Демонстрация;

2. Объяснение;

3. Самостоятельное выполнение;

4. Беседа

Педагог-психолог

1. Соблюдение правил поведения;

2. Осознанное выполнение обязанностей;

3. Развитие коммуникативных компетенций;

4. Развитие эмоционально-волевой сферы;

5. Развитие пространственно-временных представлений

1. Создание ситуации успеха;

2. Дозированная нагрузка;

3. Чередование видов деятельности;

4. Создание условий для приобретения навыков общения со сверстниками

1.Наблюдение;

2. Беседа;

3. Практическая деятельность с включением развивающих игр со сверстниками и педагогом;

4. Тестирование

Социальный педагог

Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса

Взаимодействие с субъектами образовательного процесса

1. Беседа;

2. Оказание направляющей помощи

Критерии оценки эффективности программы:

– повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

– повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

– развитие личности учащегося;

– повышение уровня произвольной регуляции эмоций.

Ожидаемые результаты:

– развитие его познавательной сферы;

– наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

– развития положительных качеств личности;

– улучшение  самоконтроля и саморегуляции;

– принятие социальной роли ученика, адаптация в  коллективе;

– наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, связного высказывания;

– формирование прочных учебных умений и навыков.

Список литературы


  1. Бессонова Т. П. Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». – М., АПКиППРО РФ, 2008.
  2. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений. – Феникс, 2004. – 352 с.
  3. Елецкая О. В. , Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. – 2006.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
  5. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. – М., 1991.
  6. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся// Вопросы психологии. – 1990, № 6. – С.86 – 82.
  7.   Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Лениздат; Издательство “Союз”. 2002. – 224 с. – (Коррекционная педагогика).
  8.  Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  9.  Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
  10.  Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
  11.  Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.
  12.  Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  13.  Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. – М.: Просвещение, 2005.
  14.  Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников
  15.   Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников// Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С.146 – 180.

Источник

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ И НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТНР)

  1. Логопедическая характеристика (фрагмент)

Александр С., 7лет

Общие представления об окружающем мире соответствует возрасту. Речь окружающий понимает в пределах уровня интеллекта. Объем словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации, но качественно неполноценен, неточен.

Строение артикуляционного аппарата без особенностей, отмечаются сложности переключения артикуляционных положений с одного на другое. Наблюдается саливация, усиливается при определённых условиях. Нарушение темпо-ритмической организации речи: наблюдаются запинки в начале фраз (ярко выражено при речевой нагрузки и волнении). Звукопроизношение нарушено. Речь, смазанная.

Фонематическое восприятие нарушено, звуковой анализ и синтез недостаточно сформированы. Наблюдаются затруднения в определении количества звуков, слогов в слове и их последовательности. Допускает ошибки при воспроизведении многосложных слов со стечением согласных. Синтаксические навыки в целом сформированы, при построении регулярных синтаксических конструкций соблюдается соответствие формы и содержания, в речи допускаются отдельные недочеты при построении более сложных распространенных предложений. Словообразовательная деятельность сформирована на уровне, позволяющей осуществлять коммуникацию, в речи наблюдаются незначительные трудности усвоения нерегулярных словообразовательных моделей. При пересказе и составление рассказа отмечается однообразие синтаксических конструкций, верно передает смысл происходящего, адекватно использует лексику.

  1. Примерное тематическое планирование коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» на 1-ю четверть (24 часа).

Направления коррекционной работы:

  • Коррекция и развитие всех компонентов речи;

  • Коррекция и развитие темпо-ритмической организации речи;

  • Профилактика нарушений письменной речи.

Примечание: все три направления коррекционно-развивающей работы ведутся параллельно, и реализуются на индивидуальных занятиях.

На каждом уроке проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж (по мере необходимости), развитие и коррекция темпа и ритма речи.

Уточнение понятий «речь», «текст», «предложения» в устной и письменной речи;

Выделение на слух предложения из устной речи.

Определение границ предложений (большая буква, точка, запятая ! ?)

Графическое обозначение предложения и составление схемы предложений.

Сказки, рассказы

5

Предложение и слово

  • Уточнение понятий «слово», раздельное написание слов в предложении;

  • Определение количества слов в предложении, порядок слов в предложении;

  • Составление предложений по картинкам, по опорным словам и составление схем.

  • Закрепление умений работать с предложениями (разные виды работ), с текстом.

Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, предложения, рассказы.

1

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

  • Формировать слуховое внимание, восприятие, память (где звучит? Что звучит? Повтори и т.д.)

Неречевые звуки (предметы, явления, подражание звукам живой природы)

1

Звуки речи. Буквы. Алфавит

  • Уточнение понятий о звуке речи и букве. Правило звуки и буквы.

  • Алфавит: Буква – это символ звука. У каждой буквы есть свое название в алфавите.

  • Формирование навыка соотнесения звука и буквы.

  • Формирование слухового внимания, памяти и восприятия на речевых звуках.

Азбука

2

Гласные и согласные звуки. Звук и буква А

  • Уточнение понятий «гласные» и «согласные» звуки, их признаки. Развитие фонематического восприятия. Анализ артикуляции согласных и гласных звуков.

  • Учить выделять гласный звук из речи.

  • Уточнение артикуляции звука [а]. Определения позиции звука в слове.

  • Соотнесения звука с буквой печатной и письменной Аа

  • Отбор картинок с гласным звуком [а], придумать слова со звуком [а]

  • Чтение и письмо слогов и слов

Фрукты и овощи. Образование качественных прилагательных (Апельсиновый, кАпустный)

2

Звук и буква О

  • Уточнение артикуляции звука [о]. Определения позиции звука в слове. Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов.

  • Соотнесения звука с буквой печатной и письменной Оо.

  • Отбор картинок с гласным звуком [о], придумать слова со звуком [о].

  • Чтение и письмо слогов и слов.

  • Сравнение прописных букв о – а. Упражнения на различение букв.

Части тела. Местоимения мои, моя, мой. (Мои нОги, лОкти)

1

Звук и буква У

  • Уточнение артикуляции звука [у]. Определения позиции звука в слове. Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов.

  • Соотнесения звука с буквой печатной и письменной Уу.

  • Отбор картинок с гласным звуком [у], придумать слова со звуком [у].

  • Чтение и письмо слогов и слов.

Домашние птицы. Предлог У (У Утки Утёнок)

2

Звук и буква И

  • Уточнение артикуляции звука [и]. Определения позиции звука в слове. Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов.

  • Соотнесения звука с буквой печатной и письменной Ии.

  • Отбор картинок с гласным звуком [и], придумать слова со звуком [и].

  • Правило звук [и] смягчает предыдущий согласный звук, кроме тех, которые всегда твердые.

  • Чтение и письмо слогов и слов.

  • Сравнение прописных букв и – у. Упражнения на различение букв.

Ягоды лесные и садовые. Образование качественных прилагательных (чернИчный)

2

Звук и буква Ы. Дифференциация звуков Ы- И

  • Уточнение артикуляции звука [ы]. Определения позиции звука в слове. Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов.

  • Соотнесения звука с буквой печатной и письменной ы.

  • Отбор картинок с гласным звуком [ы], придумать слова со звуком [ы].

  • Чтение и письмо слогов и слов.

  • Различать гласные звуки [и] – [ы], перед твердыми и мягкими согласными звуками.

Домашние животные. Образование множественного числа в Им.п.(ослЫ – оленИ)

1

Звук и буква Э

  • Уточнение артикуляции звука [э]. Определения позиции звука в слове. Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов.

  • Соотнесения звука с буквой печатной и письменной Ээ.

  • Отбор картинок с гласным звуком [э], придумать слова со звуком [э].

  • Чтение и письмо слогов и слов.

Слоговой анализ слов (Э/му, по/Эт)

2

Слогообразующая роль гласного звука

  • Уточнение понятия «слог», соотнесение количества гласных звуков и слогов в слове.

  • Выделение 1, 2-го слога в слове.

  • Шифрование слов схемами (дом – _О_, дома – _О А_)

Слова. Деление слов на слоги.

2

Гласные звуки. Итог

  • Учить определять количество и последовательность звуков в звукосочетаниях гласных, слогах, словах.

  • Определять место гласного звука в слове по отношению к другим звукам.

  • Придумать слова на заданный гласный звук, с последующей записью.

  • Вставить пропущенную гласную букву в слово. Чтение предложений с пропущенными гласными звуками.

Звуковой анализ и синтез слов.

Источник