Индивидуальная программа развития ребенка с тнр
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учащегося___ класса
______________________________________________________
Краткие сведения: поступил в первый класс в ______г., на диспансерном учете специалистов не состоит.
Проблемы: стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.
Результаты обследования: см. протоколы обследования специалистов.
Планируемые сроки реализации программы: _________г.—______г. с периодичностью занятий 2 раза в неделю по ___ минут.
Цель программы: оказание содействия по устранению нарушений письменной и устной речи, создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ТНР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
– научить начинать и заканчивать действие в нужный момент;
– способствовать формированию произвольной регуляции;
– научить планированию и контролю своих действий;
– сформировать познавательный интерес, познавательную активность;
– формирование универсальных учебных действий;
– повышение уровня познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;
– оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.
Представление на учащегося
____________________________________
Отделение ________________ ______ класс
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (проявления негативизма, наличие аффективных реакций): в контакт вступает не сразу, адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие скоординированности целенаправленных движений.
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (после повтора, после разъяснения): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования сформирован недостаточно, самостоятельно инструкцию прочесть может.
Обучаемость:
– восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая помощь): нуждается в помощи направляющего и стимулирующего характера;
– способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на закрепление навыка.
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности под руководством педагога, наличие ориентировочного этапа, импульсивность/инертность действий: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания.
Темп работы (на учебном и не учебном материале): снижен в результате слабой организованности.
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при интеллектуальных нагрузках быстро истощаем.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует средней границе нормы.
Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости.
Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.
Особенности памяти: сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.
Особенности мышления:
- уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
- словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.
Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом.
Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.
Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются особенностями развития эмоционально-волевой сферы.
Математика:
- сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
- вычислительный навык: навык сформирован на уровне программных требований;
- навык решения задач: навык при составлении программы решения сформирован;
Русский язык:
– навык каллиграфического письма: сформирован ( отвечает требованиям программы), испытывает трудности при воспроизведении образа букв;
- навык орфографического письма под диктовку: сформирован недостаточно;
- списывание текста: сформирован на среднем уровне;
- выполнение грамматических заданий: испытывает трудности при выполнении;
- характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.
Чтение:
- темп чтения: техника чтения не соответствует возрастному нормативу;
- способ чтения — послоговой
- понимание прочитанного — недостаточное
- навыки работы с текстом — сформированы на среднем уровне
- характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): учебная мотивация средняя, произвольность регуляции деятельности сформирована недостаточно; не проявляет поисковой и познавательной активности; сформированность пространственно-временных представлений не соответствует возрасту.
Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.
Планируемые мероприятия специалистов: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.
Направления коррекционной работы
1. Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
- развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие кинестетических основ движения.
Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; «Кулак — ладонь — ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).
2. Формирование пространственных представлений:
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).
3. Развитие мнемических процессов:
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.
Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).
5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирование умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).
6. Формирование навыка письма
Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.
7. Формирование навыка чтения
Средства: дифференциация сходных по начертанию букв; чтение предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).
Организация взаимодействия специалистов
сопровождения учащегося с ТНР
Специалисты | Направления коррекционной работы с учащимся | Приемы работы | Методы |
Учитель | 1. Развитие зрительно-моторной координации; 2. Развитие слухового внимания; 3. Развитие связного речевого высказывания | Слуховые и графические диктанты | 1. Совместное выполнение заданий; 2. Объяснение; 3. Показ; 4. Построение учебного высказывания |
Учитель-логопед | 1. Развитие слухового внимания и памяти; 2. Развитие фонематических процессов; 3. Формирование связного речевого высказывания | 1. Работа с текстом; 2. Составление вопросительных предложений по образцу; 3. Обучение написанию изложений и сочинений; 4. Графические диктанты | 1. Демонстрация; 2. Объяснение; 3. Самостоятельное выполнение; 4. Беседа |
Педагог-психолог | 1. Соблюдение правил поведения; 2. Осознанное выполнение обязанностей; 3. Развитие коммуникативных компетенций; 4. Развитие эмоционально-волевой сферы; 5. Развитие пространственно-временных представлений | 1. Создание ситуации успеха; 2. Дозированная нагрузка; 3. Чередование видов деятельности; 4. Создание условий для приобретения навыков общения со сверстниками | 1.Наблюдение; 2. Беседа; 3. Практическая деятельность с включением развивающих игр со сверстниками и педагогом; 4. Тестирование |
Социальный педагог | Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса | Взаимодействие с субъектами образовательного процесса | 1. Беседа; 2. Оказание направляющей помощи |
Критерии оценки эффективности программы:
– повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
– повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
– развитие личности учащегося;
– повышение уровня произвольной регуляции эмоций.
Ожидаемые результаты:
– развитие его познавательной сферы;
– наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;
– развития положительных качеств личности;
– улучшение самоконтроля и саморегуляции;
– принятие социальной роли ученика, адаптация в коллективе;
– наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, связного высказывания;
– формирование прочных учебных умений и навыков.
Список литературы
-
Бессонова Т. П. Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». – М., АПКиППРО РФ, 2008. - Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений. – Феникс, 2004. – 352 с.
- Елецкая О. В. , Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. – 2006.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. – М., 1991.
- Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся// Вопросы психологии. – 1990, № 6. – С.86 – 82.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Лениздат; Издательство “Союз”. 2002. – 224 с. – (Коррекционная педагогика).
- Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. – М.: Просвещение, 2005.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников
- Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников// Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С.146 – 180.
Источник
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ И НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТНР)
Логопедическая характеристика (фрагмент)
Александр С., 7лет
Общие представления об окружающем мире соответствует возрасту. Речь окружающий понимает в пределах уровня интеллекта. Объем словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации, но качественно неполноценен, неточен.
Строение артикуляционного аппарата без особенностей, отмечаются сложности переключения артикуляционных положений с одного на другое. Наблюдается саливация, усиливается при определённых условиях. Нарушение темпо-ритмической организации речи: наблюдаются запинки в начале фраз (ярко выражено при речевой нагрузки и волнении). Звукопроизношение нарушено. Речь, смазанная.
Фонематическое восприятие нарушено, звуковой анализ и синтез недостаточно сформированы. Наблюдаются затруднения в определении количества звуков, слогов в слове и их последовательности. Допускает ошибки при воспроизведении многосложных слов со стечением согласных. Синтаксические навыки в целом сформированы, при построении регулярных синтаксических конструкций соблюдается соответствие формы и содержания, в речи допускаются отдельные недочеты при построении более сложных распространенных предложений. Словообразовательная деятельность сформирована на уровне, позволяющей осуществлять коммуникацию, в речи наблюдаются незначительные трудности усвоения нерегулярных словообразовательных моделей. При пересказе и составление рассказа отмечается однообразие синтаксических конструкций, верно передает смысл происходящего, адекватно использует лексику.
Примерное тематическое планирование коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» на 1-ю четверть (24 часа).
Направления коррекционной работы:
Коррекция и развитие всех компонентов речи;
Коррекция и развитие темпо-ритмической организации речи;
Профилактика нарушений письменной речи.
Примечание: все три направления коррекционно-развивающей работы ведутся параллельно, и реализуются на индивидуальных занятиях.
На каждом уроке проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж (по мере необходимости), развитие и коррекция темпа и ритма речи.
Уточнение понятий «речь», «текст», «предложения» в устной и письменной речи;
Выделение на слух предложения из устной речи.
Определение границ предложений (большая буква, точка, запятая ! ?)
Графическое обозначение предложения и составление схемы предложений.
Сказки, рассказы
5
Предложение и слово
Уточнение понятий «слово», раздельное написание слов в предложении;
Определение количества слов в предложении, порядок слов в предложении;
Составление предложений по картинкам, по опорным словам и составление схем.
Закрепление умений работать с предложениями (разные виды работ), с текстом.
Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, предложения, рассказы.
1
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках
Формировать слуховое внимание, восприятие, память (где звучит? Что звучит? Повтори и т.д.)
Неречевые звуки (предметы, явления, подражание звукам живой природы)
1
Звуки речи. Буквы. Алфавит
Уточнение понятий о звуке речи и букве. Правило звуки и буквы.
Алфавит: Буква – это символ звука. У каждой буквы есть свое название в алфавите.
Формирование навыка соотнесения звука и буквы.
Формирование слухового внимания, памяти и восприятия на речевых звуках.
Азбука
2
Гласные и согласные звуки. Звук и буква А
Уточнение понятий «гласные» и «согласные» звуки, их признаки. Развитие фонематического восприятия. Анализ артикуляции согласных и гласных звуков.
Учить выделять гласный звук из речи.
Уточнение артикуляции звука [а]. Определения позиции звука в слове.
Соотнесения звука с буквой печатной и письменной Аа
Отбор картинок с гласным звуком [а], придумать слова со звуком [а]
Чтение и письмо слогов и слов
Фрукты и овощи. Образование качественных прилагательных (Апельсиновый, кАпустный)
2
Звук и буква О
Уточнение артикуляции звука [о]. Определения позиции звука в слове. Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов.
Соотнесения звука с буквой печатной и письменной Оо.
Отбор картинок с гласным звуком [о], придумать слова со звуком [о].
Чтение и письмо слогов и слов.
Сравнение прописных букв о – а. Упражнения на различение букв.
Части тела. Местоимения мои, моя, мой. (Мои нОги, лОкти)
1
Звук и буква У
Уточнение артикуляции звука [у]. Определения позиции звука в слове. Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов.
Соотнесения звука с буквой печатной и письменной Уу.
Отбор картинок с гласным звуком [у], придумать слова со звуком [у].
Чтение и письмо слогов и слов.
Домашние птицы. Предлог У (У Утки Утёнок)
2
Звук и буква И
Уточнение артикуляции звука [и]. Определения позиции звука в слове. Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов.
Соотнесения звука с буквой печатной и письменной Ии.
Отбор картинок с гласным звуком [и], придумать слова со звуком [и].
Правило звук [и] смягчает предыдущий согласный звук, кроме тех, которые всегда твердые.
Чтение и письмо слогов и слов.
Сравнение прописных букв и – у. Упражнения на различение букв.
Ягоды лесные и садовые. Образование качественных прилагательных (чернИчный)
2
Звук и буква Ы. Дифференциация звуков Ы- И
Уточнение артикуляции звука [ы]. Определения позиции звука в слове. Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов.
Соотнесения звука с буквой печатной и письменной ы.
Отбор картинок с гласным звуком [ы], придумать слова со звуком [ы].
Чтение и письмо слогов и слов.
Различать гласные звуки [и] – [ы], перед твердыми и мягкими согласными звуками.
Домашние животные. Образование множественного числа в Им.п.(ослЫ – оленИ)
1
Звук и буква Э
Уточнение артикуляции звука [э]. Определения позиции звука в слове. Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов.
Соотнесения звука с буквой печатной и письменной Ээ.
Отбор картинок с гласным звуком [э], придумать слова со звуком [э].
Чтение и письмо слогов и слов.
Слоговой анализ слов (Э/му, по/Эт)
2
Слогообразующая роль гласного звука
Уточнение понятия «слог», соотнесение количества гласных звуков и слогов в слове.
Выделение 1, 2-го слога в слове.
Шифрование слов схемами (дом – _О_, дома – _О А_)
Слова. Деление слов на слоги.
2
Гласные звуки. Итог
Учить определять количество и последовательность звуков в звукосочетаниях гласных, слогах, словах.
Определять место гласного звука в слове по отношению к другим звукам.
Придумать слова на заданный гласный звук, с последующей записью.
Вставить пропущенную гласную букву в слово. Чтение предложений с пропущенными гласными звуками.
Звуковой анализ и синтез слов.
Источник