Индивидуальная программа развития ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И

МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

(ТМНР)

Проект выполнен

слушателем курсов

повышения квалификации

КРО-46

учителем начальных классов

ГБОУ Школы 2124

«Центр развития и коррекции»

Алпатовой В.В.

Москва – 2015

1.     Психолого-педагогическая характеристика (фрагмент)

Эмиль А., 7 лет:

Наблюдаются грубые нарушения поведения и общения.

Эмоционально-волевая сфера. Контакт устанавливает, но носит нестабильный, формальный характер. Глазной контакт эпизодический. Не реагирует на эмоции других детей. Преобладающий эмоциональный фон нейтральный.

Волевая регуляция значительно снижена, привлекается к заданиям только индивидуально с педагогом. Все действия выполняются совместно с педагогом.

Речь. Не реагирует на своё имя. Понимание обращённой речи затруднено. Возможно понимание простых инструкций, если взять ребёнка за руку и сопровождать свои слова жестами. При этих условиях выполняет простые инструкции (встань, сядь) после многократного обращения педагога. Указательный жест в стадии формирования. Собственной речи нет. Есть отдельные вокализации и звукокомплексы (а, ми-ми).

2.     Примерное тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 1 четверть (18 часов). Предметная область  – «Язык и речевая практика».

Цели и задачи: – учить реагировать на своё имя

        – развитие понимания обращённой речи

                             – развитие понимания смысла доступных невербальных графических знаков (фотографий, рисунков)

                            – формирование указательного жеста

К-во

часов

Тема

Виды работ

Оборудование

3

Звуки окружающей действительности.

Игра «Звуки вокруг нас», соотнесение звуков с картинкой (поезд, пароход, колокольчик),  задания на

звукоподражание.

Аудиозаписи, игрушки, предметные картинки.

2

Тихие и громкие звуки. 

 Действия с музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Различение звуков по силе. Игра «Громко-тихо». Соотнесение звучащих инструментов с картинкой. Задания на  звукоподражание.

 Аудиозаписи, барабан, свисток, бубен, погремушка,

картинки.

3

Голоса животных

Прослушивание записи голосов животных (собака, корова, свинья, волк). Просмотр музыкальной книжки со звучащими кнопками. Соотнесение голосов животных с картинками (совместно с педагогом). Задания на подражание голосам животных.

Аудиозаписи, музыкальная книжка, изображения животных.

3

Это я

Упражнения на рассматривание себя в зеркале, повторение своего имени, игры перед зеркалом «Кто это?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».  Развитие умения откликаться на своё имя.

Зеркало.

3

Моё лицо

Рассматривание лица в зеркале, проговаривание частей лица, массаж лица. Упражнения на подражание выражению лица учителя, игры перед  зеркалом: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Запомни моё лицо»; «Повтори движения».

Зеркало.

4

Моя семья

Просмотр фотографий ребёнка и ближайших членов семья. Выделение самого себя на фотографиях (из 2-х фотографий). Упражнения с фотографиями, задания: «Покажи себя», «Где мама?», «Где папа?», «Кто это?». Повторение слов сопряжено с педагогом: мама, папа.

Фотографии с членами семьи.

Примечание: на каждом уроке проводится артикуляционная гимнастика, упражнения выполняются сначала пассивно (с помощью педагога), далее самостоятельно.

Список литературы:

1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.

3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.

4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.

Источник

Специальная индивидуальная программа развития

 Руслана Р

обучающегося в первом дополнительном классе

срок реализации: 1 год

                               2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР, проживающего в условиях детского дома – интерната с учетом его особых образовательных потребностей  в 1 дополнительном классе МАОУ «Демиховский лицей».

Общие сведения об учащейся:

 Руслан, 7 лет, находится на полном государственном обеспечении.

Ребенок-инвалид с диагнозом тяжелая умственная отсталость, на фоне раннего органического поражения ЦНС, ретинопатия недоношенных, рубцовая фаза, 5 степень. Разрыв сетчатки. Суатрофия  глазных яблок. Афакия. МАРС (ЛХЛЖ). БЭН 2 степени. Низкорослость.

Класс: 1 “д

   Заключение ПМПК от 31.05.2017 г. Рекомендации: Обучение по СИПР, составленной с учетом АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Форма обучения – обучение на дому.

Общая  характеристика.

Психические процессы:

     Мальчик легко и с легкостью идет на контакт со взрослыми. Контакт эмоциональный, телесный, слыховой.  Концентрация внимание на низком уровне. Память кратковременная. Легко отвлекается, трудно сосредотачивается.  Зрительное восприятие не развито в связи с основным заболеванием, слуховое восприятие развито не достаточно.

Двигательная и моторная сфера:

Передвигается самостоятельно. Игрушками интересуется поверхностно. Идет развитие предметно-практической деятельности: складывает и выкладывает предметы в емкость,  может покатать машинку или бросить мяч, собирает и разбирает матрешку.

Развитие речи:

Речевые навыки сформированы слабо, выражает свои желания и эмоции при помощи отдельных криков, звуков и звукокомплексов. Знает свое имя, реагирует на интонацию говорящего, но понимание речи резко ограниченно бытовой ситуацией, выполнением режимных моментов.

Эмоционально-волевая сфера:

Вступает в эмоциональный контакт только с взрослыми и старшими детьми, улыбается. Двигательно расторможен. Эмоционально лабилен. Любит находиться в центре внимания.

Социально-бытовые навыки: ест и пьёт самостоятельно, но не аккуратен. Одевается и раздевается с помощи персонала. Физиологические потребности не регулирует, в течение дня находиться в подгузниках.

В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:

        – Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий.

Предметные области: Язык и речевая практика. Физическая культура. Познавательное развитие.  Окружающий  мир.

Коррекционные занятия: Сенсорное развитие, Предметно-практические действия, Двигательное развитие, Альтернативная коммуникация.

    Внеурочная деятельность (посещение кружков): «Развивай-ка!».

      Особые образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

В связи с индивидуальными возможностями и особенностями развития ребенка установить: количество учебных занятий – не более 4-х часов в неделю,

                                      продолжительность урока –  не более 20 минут,

                                   продолжительность перемены – не менее 10 минут.

                         Индивидуальный учебный план.

     №

Предметная область

Учебные предметы

Количество       часов в неделю

      1

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

1

       2

Математика

Познавательное развитие

1

 3

Обществознание и естествознание

Окружающий  мир

0,5

      4

Искусство

Музыка и движение

  0, 5

Изобразительная деятельность

        0, 5

       5

Физическая культура

Адаптивная физкультура

0,25

Внеурочная деятельность

0,25

Рекомендуемая нагрузка обучающегося

4

1.        Развитие речи и альтернативной коммуникации.

Проведение активной артикуляционной гимнастики: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.; удерживать язык в определенном положении: во рту — неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки и др.; по подражанию произносить набор звуков и слогов русского языка; формировать воздушную струю: дуть на легкие предметы — шарики, бабочки и т.д.

Развитие понимания обращенной речи: учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? Вот они»; учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1—2—3 действия: «Возьми машинку. Возьми машинку и дай Пете. Возьми машинку, прокати ее»; учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за («Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди зайку, он в шкафу. Принеси машинку, она под столом» и др.).

Формирование фонетико-фонематического слуха: побуждать повторять звуки, слоги и простые слова; прослушивать звуки живой, неживой природы и звуки речи; петь песенки со звукоподражанием, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).

2.        Познавательное развитие.

2.1. Сенсорное развитие.

Величина: формировать умение по словесной инструкции и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой — маленький, затем средний и т.д. (при этом задается вопрос: какой предмет в руках — большой или маленький? и т.д.); различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов: подобрать крыши разного размера к домам; подобрать к этим домам елочки в соответствии с размером; спрятать яблоки в корзинки с учетом двух величин.

Форма: формировать умение выделять шарик, кубик, кирпичик, крышу (из двух) и называть их, отвечать на вопросы; учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези; выделять различные формы среди других: «собери все кирпичики для дорожки», «давай построим башни», «выбери все крыши»; доставать из мешочка по словесной инструкции предметы, различающиеся по форме (шарики, кубики, кирпичики, крыши), материалу и величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.).

Тактильно-двигательное восприятие: формировать ориентировку на  свойства и качества предметов через тактильное восприятие (твердый — мягкий, холодный — теплый); доставать предметы по словесной инструкции из мешочка: «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из двух); продолжать учить выбирать игрушки по словесной инструкции (выбор из двух-трех): «достань голышку», «достань рыбку», «достань шарик» и т.д.

Слуховое восприятие: формировать умение ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? — колокольчик, барабан и др.; различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал? »; различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?» — кошка, собака, корова.

2.2.        Формирование наглядно-действенного мышления:

  • знакомить с проблемными ситуациями: показать, что бывают ситуации, когда предмет или игрушку нельзя достать рукой и надо искать орудия или вспомогательное средство (палочку, лопатку, сачок и т.д.);
  • формировать умение решать простейшие проблемно-практические задачи методом проб – пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий: выбирать предмет-орудие (из 2-3 предметов) для достижения предмета-цели: «достань тележку» (использовать палочку с определенным концом); «достань рыбку» (использовать разные по длине удочки) и др.

2.3Формирование количественных представлений:

 Формировать умение различать состояния пустой — полный; проговаривать слова пустой — полный; учить выделять 1, 2, много предметов из группы по подражанию, образцу (например, показываем на Ване: один нос, один большой палец, один маленький мизинчик и т.д.).

Побуждать показывать один, два… и т.д.: сколько показал? Назови (покажи с помощью пальцев).

Все время должна следовать инструкция: это одна…, возьми одну…, сколько взяла…?, возьми еще одну… и т.д. На себе и на ребенке показывать одну-две части тела (две руки, два глаза и т.д.), затем учить отвечать на вопрос: сколько  рук? и т.д. Далее можно перейти к предметам — обеими руками брать по палочке или колечку, вкладывать в каждую руку, соединять, подводить итог — сколько взяли? Два колечка (палочки) и т.д. Побуждать обобщать словом количество показываемых (взятых в руку) предметов — два.

Далее: соотносить количество 1, 2 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?; учить находить заданное количество однородных предметов 1, 2, много в окружающей обстановке; учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах двух. (Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить Ваню перед каждым предметом совершать только 1 хлопок.)

4. Социальное развитие.

Формирование представлений о самой себе.

Формировать эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого, . Учить указывать жестом (указательным пальцем) на части тела и лица. Побуждать совместными действиями к повторению упражнений; демонстрировать части тела на себе, а затем на ребенке; использовать зеркало — взрослый в позиции за спиной ребенка; мимикой, жестами, действиями и словом акцентировать внимание ребенка на названиях и назначении частей тела (глазки закрываются, ушки слушают, щечки надуваются, ручки хлопают и т.д.); обращать внимание на принадлежность к полу: «Саша — мальчик».

Игры и упражнения: «Кто под шляпой?», «Вот наши ручки», «Дует ветерок», «Дай ручку», «Подуй на шарик», «Ласочка-ласочка» (поглаживание ручек), «Хлоп-хлоп, ты ладошка» (ладошкой ребенка хлопать по своей ладони, и наоборот).

Формирование представлений об окружающих людях.

Формировать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; воспитывать эмоциональное отношение и способы выражения своих чувств к близким взрослым, «чувствам» игрушек — мишке холодно, жарко, горячо; кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше не хочет купаться и т.д. Побуждать здороваться при встрече, посылать «воздушный поцелуй», обнимать близких взрослых и т.д.

Игры и упражнения: «Коля и Петя катают мяч», «Давай играть в куклы». «Будем возить кубики и строить домики для зверей» и т.д.

Навыки самообслуживания.

Формировать умения действовать самостоятельно:

  • умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках складывая их лодочкой), намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем); чистить зубы; пользоваться  туалетной бумагой, сливать воду из бачка; учить расчесывать
    самостоятельно волосы перед зеркалом; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;
  • во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки; есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана; пользоваться салфеткой во время и после еды; одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви) – трусы, колготки, брюки, обувь, шапку, куртку, рейтузы; выполнять различные приемы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.;
  • приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).

5.        Физическое развитие.

При выполнении физических упражнений важно формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом — руки вверх; выдох через рот — руки вниз).

Развитие общих движений:

  • формировать умение перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.;
  • формировать умение переползать под скамьей, под воротами, через обруч;
  • формировать умение прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте;
  • формировать умение спрыгивать с небольшой высоты.

Развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:

•        формировать умение ловить мячи разного размера и веса;

  • формировать умение бросать мяч в цель (игры «Лети стрела», «Кольцеброс» и т.д.);
  • формировать умение бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед, отмечая каждый раз длину броска (можно бросать мяч в обруч или другую цель).

6. Формирование предметной деятельности.

Учить целенаправленным предметно-игровым действиям и отдельным игровым действиям с учетом свойств предметов: различать и выделять предмет из множества подобных по форме, величине; подбирать к предмету пары; складывать пирамиды, матрешки, башенки (стаканчики); воспринимать предмет как целое и выделять в предмете отдельные части по подражанию и речевой инструкции педагога.

Побуждать ребенка действовать по подражанию действиям взрослого: захватывать предметы руками, прятать в коробочку, проталкивать в отверстие и т.д.; использовать пробы и примеривание (наложение), зрительное соотнесение; собирать разнообразные конструкции и разрезные картинки (из двух частей).

Игры и упражнения: «Доска Сегена», предметно-сюжетные вкладыши; «Почтовый ящик»; матрешки, пирамиды, стаканчики, элементы конструктора и др., машинки, мячи (состоящие из двух половинок); паровоз и вагончики; составные картинки (2 части) др.; игры «Найди мишку», «Что в коробке?», «Повтори действие», «Покорми зайчика» и т.д. Развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку, «играть» на пианино, «звонить» по телефону; выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ», зайка «прыг-скок», паровозик «ту-ту», ляля «ам-ам»; причешем волосы, постучим молоточком и т.д.

Учить воспроизводить цепочку игровых действий: кормление, укладывание куклы спать, катание куклы на машине и т.д.

В ходе занятий необходимо все упражнения выполнять сначала совместно с ребенком в позиции за спиной, рядом или напротив, а затем предоставлять возможность действовать по подражанию и самостоятельно.

7. Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.

Главное в занятиях — формировать интерес к продуктивным видам деятельности.

Формировать умение узнавать в изображениях (рисунке, лепке, аппликации) реальные предметы окружающей действительности.

Рисование. Вызывать интерес к рисованию: взрослый изображает снежинки, капли дождя; шарик с веревочкой; елочку с игрушками; дорожку для зайчика и т.д.

Ребенку предлагается дорисовывать отдельные предметы — веревочку к шарику, палочку к лопатке, дорожку для колобка, иголки к елке, ветки к дереву и т.д.; красками примакивать кисточкой недостающие детали (глазки, носик, ротик у кукол).

Формировать умение  рисовать прямые, круговые линии: клубок, «снег идет», «на елочке иголки», дорожки; далее — рисовать знакомые предметы в определенной ситуации: «колобок катится по дорожке», «дождь идет» и т.д.; формировать умение рисовать знакомые предметы по образцу.

Лепка: формировать способы обследования предметов перед лепкой; выполнять лепные поделки с использованием различных приемов (огурец, апельсин, банан, помидор); учить делить пласти-лин на 2 части; раскатывать прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин; учить лепить предметы по подражанию (баранки, колобок) — сначала раскатывается тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты-шарики, баранки), а затем лепятся простые предметы круглой формы (колобок, шарик, яблоко, пирог).

Аппликация: знакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу; учить наклеивать простые предметы по показу— «шары на ниточках», «рыбки в аквариуме»; учить располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы: мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т.д.

Конструирование: формировать умение строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции, выполнять конструкции из двух разных элементов; далее вводится произвольный элемент (конус, флажок и др.), затем выполняются постройки из двух-трех поделок (сюжетная постройка), например, дачные домики, мебель в квартире, дорожка и мостик через реку и др., далее — «лесенки», стол и кроватка для матрешек, клетки для большого и маленького зверей, гаражи для большой, средней и маленькой машин, высокий и низкий домики для матрешек, дорожки между домами и т.д.; обыгрывать выполняемые постройки.

8.  Уход, присмотр и сопровождение.

 Уход необходим обучающимся с умственной отсталостью, с ТМНР, возможности которых к самообслуживанию отсутствуют или значительно ограничены. Уход осуществляется в процессе гигиенических процедур. Во время ухода ребенок должен чувствовать уважительное, доброжелательное отношение взрослого, которое будет способствовать появлению у него доверия и желания взаимодействовать с взрослым. Для таких детей запланирована индивидуальная работа по развитию сенсорных восприятий, так как остальные направления образовательной деятельности (по предметам) в – силу их психофизических возможностей – недоступно. Занятия по развитию сенсорного восприятия проводятся в течение всего учебного года (работа запланирована по направлениям: зрительное восприятие, слуховое восприятие, кинестетическое восприятие, восприятие запаха, восприятие вкуса (см. планирование по внеклассной работе)).

          В процессе выполнения режимных моментов взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка 2-3 раза в день по 3-5минут.

      Необходимо регулярно выполнять массаж. Массаж проводится  на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:

– поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке

– сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно,

– спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от его середины до основания пальцев с переходом на движение по внутреннему стороне большого пальца – 2- 4 раза по каждой ладони («рисуем», мотаем клубочек)

– точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем)

– отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу,

– ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» – 5-6 раз.

Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

  • индивидуализация обучения
  • игровые технологии
  • создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
  • «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.

Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие

    Привлекаются специалисты: учитель-дефектолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, педагог-психолог, воспитатели   врачи, медицинские сестры, медицинская сестра по массажу и Л.Ф.К.

Составитель: учитель – дефектолог:                             Шипова О.Л.

Источник