Индивидуальная программа развития ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
(ТМНР)
Проект выполнен
слушателем курсов
повышения квалификации
КРО-46
учителем начальных классов
ГБОУ Школы 2124
«Центр развития и коррекции»
Алпатовой В.В.
Москва – 2015
1. Психолого-педагогическая характеристика (фрагмент)
Эмиль А., 7 лет:
Наблюдаются грубые нарушения поведения и общения.
Эмоционально-волевая сфера. Контакт устанавливает, но носит нестабильный, формальный характер. Глазной контакт эпизодический. Не реагирует на эмоции других детей. Преобладающий эмоциональный фон нейтральный.
Волевая регуляция значительно снижена, привлекается к заданиям только индивидуально с педагогом. Все действия выполняются совместно с педагогом.
Речь. Не реагирует на своё имя. Понимание обращённой речи затруднено. Возможно понимание простых инструкций, если взять ребёнка за руку и сопровождать свои слова жестами. При этих условиях выполняет простые инструкции (встань, сядь) после многократного обращения педагога. Указательный жест в стадии формирования. Собственной речи нет. Есть отдельные вокализации и звукокомплексы (а, ми-ми).
2. Примерное тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 1 четверть (18 часов). Предметная область – «Язык и речевая практика».
Цели и задачи: – учить реагировать на своё имя
– развитие понимания обращённой речи
– развитие понимания смысла доступных невербальных графических знаков (фотографий, рисунков)
– формирование указательного жеста
К-во часов | Тема | Виды работ | Оборудование |
3 | Звуки окружающей действительности. | Игра «Звуки вокруг нас», соотнесение звуков с картинкой (поезд, пароход, колокольчик), задания на звукоподражание. | Аудиозаписи, игрушки, предметные картинки. |
2 | Тихие и громкие звуки. | Действия с музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Различение звуков по силе. Игра «Громко-тихо». Соотнесение звучащих инструментов с картинкой. Задания на звукоподражание. | Аудиозаписи, барабан, свисток, бубен, погремушка, картинки. |
3 | Голоса животных | Прослушивание записи голосов животных (собака, корова, свинья, волк). Просмотр музыкальной книжки со звучащими кнопками. Соотнесение голосов животных с картинками (совместно с педагогом). Задания на подражание голосам животных. | Аудиозаписи, музыкальная книжка, изображения животных. |
3 | Это я | Упражнения на рассматривание себя в зеркале, повторение своего имени, игры перед зеркалом «Кто это?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Развитие умения откликаться на своё имя. | Зеркало. |
3 | Моё лицо | Рассматривание лица в зеркале, проговаривание частей лица, массаж лица. Упражнения на подражание выражению лица учителя, игры перед зеркалом: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Запомни моё лицо»; «Повтори движения». | Зеркало. |
4 | Моя семья | Просмотр фотографий ребёнка и ближайших членов семья. Выделение самого себя на фотографиях (из 2-х фотографий). Упражнения с фотографиями, задания: «Покажи себя», «Где мама?», «Где папа?», «Кто это?». Повторение слов сопряжено с педагогом: мама, папа. | Фотографии с членами семьи. |
Примечание: на каждом уроке проводится артикуляционная гимнастика, упражнения выполняются сначала пассивно (с помощью педагога), далее самостоятельно.
Список литературы:
1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.
3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.
4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.
Источник
Специальная индивидуальная программа развития
Руслана Р
обучающегося в первом дополнительном классе
срок реализации: 1 год
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР, проживающего в условиях детского дома – интерната с учетом его особых образовательных потребностей в 1 дополнительном классе МАОУ «Демиховский лицей».
Общие сведения об учащейся:
Руслан, 7 лет, находится на полном государственном обеспечении.
Ребенок-инвалид с диагнозом тяжелая умственная отсталость, на фоне раннего органического поражения ЦНС, ретинопатия недоношенных, рубцовая фаза, 5 степень. Разрыв сетчатки. Суатрофия глазных яблок. Афакия. МАРС (ЛХЛЖ). БЭН 2 степени. Низкорослость.
Класс: 1 “д
Заключение ПМПК от 31.05.2017 г. Рекомендации: Обучение по СИПР, составленной с учетом АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Форма обучения – обучение на дому.
Общая характеристика.
Психические процессы:
Мальчик легко и с легкостью идет на контакт со взрослыми. Контакт эмоциональный, телесный, слыховой. Концентрация внимание на низком уровне. Память кратковременная. Легко отвлекается, трудно сосредотачивается. Зрительное восприятие не развито в связи с основным заболеванием, слуховое восприятие развито не достаточно.
Двигательная и моторная сфера:
Передвигается самостоятельно. Игрушками интересуется поверхностно. Идет развитие предметно-практической деятельности: складывает и выкладывает предметы в емкость, может покатать машинку или бросить мяч, собирает и разбирает матрешку.
Развитие речи:
Речевые навыки сформированы слабо, выражает свои желания и эмоции при помощи отдельных криков, звуков и звукокомплексов. Знает свое имя, реагирует на интонацию говорящего, но понимание речи резко ограниченно бытовой ситуацией, выполнением режимных моментов.
Эмоционально-волевая сфера:
Вступает в эмоциональный контакт только с взрослыми и старшими детьми, улыбается. Двигательно расторможен. Эмоционально лабилен. Любит находиться в центре внимания.
Социально-бытовые навыки: ест и пьёт самостоятельно, но не аккуратен. Одевается и раздевается с помощи персонала. Физиологические потребности не регулирует, в течение дня находиться в подгузниках.
В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:
– Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий.
Предметные области: Язык и речевая практика. Физическая культура. Познавательное развитие. Окружающий мир.
Коррекционные занятия: Сенсорное развитие, Предметно-практические действия, Двигательное развитие, Альтернативная коммуникация.
Внеурочная деятельность (посещение кружков): «Развивай-ка!».
Особые образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
В связи с индивидуальными возможностями и особенностями развития ребенка установить: количество учебных занятий – не более 4-х часов в неделю,
продолжительность урока – не более 20 минут,
продолжительность перемены – не менее 10 минут.
Индивидуальный учебный план.
№ | Предметная область | Учебные предметы | Количество часов в неделю |
1 | Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 1 |
2 | Математика | Познавательное развитие | 1 |
3 | Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 0,5 |
4 | Искусство | Музыка и движение | 0, 5 |
Изобразительная деятельность | 0, 5 | ||
5 | Физическая культура | Адаптивная физкультура | 0,25 |
Внеурочная деятельность | 0,25 | ||
Рекомендуемая нагрузка обучающегося | 4 |
1. Развитие речи и альтернативной коммуникации.
Проведение активной артикуляционной гимнастики: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.; удерживать язык в определенном положении: во рту — неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки и др.; по подражанию произносить набор звуков и слогов русского языка; формировать воздушную струю: дуть на легкие предметы — шарики, бабочки и т.д.
Развитие понимания обращенной речи: учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? Вот они»; учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1—2—3 действия: «Возьми машинку. Возьми машинку и дай Пете. Возьми машинку, прокати ее»; учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за («Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди зайку, он в шкафу. Принеси машинку, она под столом» и др.).
Формирование фонетико-фонематического слуха: побуждать повторять звуки, слоги и простые слова; прослушивать звуки живой, неживой природы и звуки речи; петь песенки со звукоподражанием, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).
2. Познавательное развитие.
2.1. Сенсорное развитие.
Величина: формировать умение по словесной инструкции и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой — маленький, затем средний и т.д. (при этом задается вопрос: какой предмет в руках — большой или маленький? и т.д.); различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов: подобрать крыши разного размера к домам; подобрать к этим домам елочки в соответствии с размером; спрятать яблоки в корзинки с учетом двух величин.
Форма: формировать умение выделять шарик, кубик, кирпичик, крышу (из двух) и называть их, отвечать на вопросы; учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези; выделять различные формы среди других: «собери все кирпичики для дорожки», «давай построим башни», «выбери все крыши»; доставать из мешочка по словесной инструкции предметы, различающиеся по форме (шарики, кубики, кирпичики, крыши), материалу и величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.).
Тактильно-двигательное восприятие: формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие (твердый — мягкий, холодный — теплый); доставать предметы по словесной инструкции из мешочка: «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из двух); продолжать учить выбирать игрушки по словесной инструкции (выбор из двух-трех): «достань голышку», «достань рыбку», «достань шарик» и т.д.
Слуховое восприятие: формировать умение ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? — колокольчик, барабан и др.; различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал? »; различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?» — кошка, собака, корова.
2.2. Формирование наглядно-действенного мышления:
- знакомить с проблемными ситуациями: показать, что бывают ситуации, когда предмет или игрушку нельзя достать рукой и надо искать орудия или вспомогательное средство (палочку, лопатку, сачок и т.д.);
- формировать умение решать простейшие проблемно-практические задачи методом проб – пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий: выбирать предмет-орудие (из 2-3 предметов) для достижения предмета-цели: «достань тележку» (использовать палочку с определенным концом); «достань рыбку» (использовать разные по длине удочки) и др.
2.3Формирование количественных представлений:
Формировать умение различать состояния пустой — полный; проговаривать слова пустой — полный; учить выделять 1, 2, много предметов из группы по подражанию, образцу (например, показываем на Ване: один нос, один большой палец, один маленький мизинчик и т.д.).
Побуждать показывать один, два… и т.д.: сколько показал? Назови (покажи с помощью пальцев).
Все время должна следовать инструкция: это одна…, возьми одну…, сколько взяла…?, возьми еще одну… и т.д. На себе и на ребенке показывать одну-две части тела (две руки, два глаза и т.д.), затем учить отвечать на вопрос: сколько рук? и т.д. Далее можно перейти к предметам — обеими руками брать по палочке или колечку, вкладывать в каждую руку, соединять, подводить итог — сколько взяли? Два колечка (палочки) и т.д. Побуждать обобщать словом количество показываемых (взятых в руку) предметов — два.
Далее: соотносить количество 1, 2 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?; учить находить заданное количество однородных предметов 1, 2, много в окружающей обстановке; учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах двух. (Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить Ваню перед каждым предметом совершать только 1 хлопок.)
4. Социальное развитие.
Формирование представлений о самой себе.
Формировать эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого, . Учить указывать жестом (указательным пальцем) на части тела и лица. Побуждать совместными действиями к повторению упражнений; демонстрировать части тела на себе, а затем на ребенке; использовать зеркало — взрослый в позиции за спиной ребенка; мимикой, жестами, действиями и словом акцентировать внимание ребенка на названиях и назначении частей тела (глазки закрываются, ушки слушают, щечки надуваются, ручки хлопают и т.д.); обращать внимание на принадлежность к полу: «Саша — мальчик».
Игры и упражнения: «Кто под шляпой?», «Вот наши ручки», «Дует ветерок», «Дай ручку», «Подуй на шарик», «Ласочка-ласочка» (поглаживание ручек), «Хлоп-хлоп, ты ладошка» (ладошкой ребенка хлопать по своей ладони, и наоборот).
Формирование представлений об окружающих людях.
Формировать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; воспитывать эмоциональное отношение и способы выражения своих чувств к близким взрослым, «чувствам» игрушек — мишке холодно, жарко, горячо; кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше не хочет купаться и т.д. Побуждать здороваться при встрече, посылать «воздушный поцелуй», обнимать близких взрослых и т.д.
Игры и упражнения: «Коля и Петя катают мяч», «Давай играть в куклы». «Будем возить кубики и строить домики для зверей» и т.д.
Навыки самообслуживания.
Формировать умения действовать самостоятельно:
- умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках складывая их лодочкой), намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем); чистить зубы; пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка; учить расчесывать
самостоятельно волосы перед зеркалом; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;
- во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки; есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана; пользоваться салфеткой во время и после еды; одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви) – трусы, колготки, брюки, обувь, шапку, куртку, рейтузы; выполнять различные приемы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.;
- приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).
5. Физическое развитие.
При выполнении физических упражнений важно формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом — руки вверх; выдох через рот — руки вниз).
Развитие общих движений:
- формировать умение перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.;
- формировать умение переползать под скамьей, под воротами, через обруч;
- формировать умение прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте;
- формировать умение спрыгивать с небольшой высоты.
Развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:
• формировать умение ловить мячи разного размера и веса;
- формировать умение бросать мяч в цель (игры «Лети стрела», «Кольцеброс» и т.д.);
- формировать умение бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед, отмечая каждый раз длину броска (можно бросать мяч в обруч или другую цель).
6. Формирование предметной деятельности.
Учить целенаправленным предметно-игровым действиям и отдельным игровым действиям с учетом свойств предметов: различать и выделять предмет из множества подобных по форме, величине; подбирать к предмету пары; складывать пирамиды, матрешки, башенки (стаканчики); воспринимать предмет как целое и выделять в предмете отдельные части по подражанию и речевой инструкции педагога.
Побуждать ребенка действовать по подражанию действиям взрослого: захватывать предметы руками, прятать в коробочку, проталкивать в отверстие и т.д.; использовать пробы и примеривание (наложение), зрительное соотнесение; собирать разнообразные конструкции и разрезные картинки (из двух частей).
Игры и упражнения: «Доска Сегена», предметно-сюжетные вкладыши; «Почтовый ящик»; матрешки, пирамиды, стаканчики, элементы конструктора и др., машинки, мячи (состоящие из двух половинок); паровоз и вагончики; составные картинки (2 части) др.; игры «Найди мишку», «Что в коробке?», «Повтори действие», «Покорми зайчика» и т.д. Развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку, «играть» на пианино, «звонить» по телефону; выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ», зайка «прыг-скок», паровозик «ту-ту», ляля «ам-ам»; причешем волосы, постучим молоточком и т.д.
Учить воспроизводить цепочку игровых действий: кормление, укладывание куклы спать, катание куклы на машине и т.д.
В ходе занятий необходимо все упражнения выполнять сначала совместно с ребенком в позиции за спиной, рядом или напротив, а затем предоставлять возможность действовать по подражанию и самостоятельно.
7. Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.
Главное в занятиях — формировать интерес к продуктивным видам деятельности.
Формировать умение узнавать в изображениях (рисунке, лепке, аппликации) реальные предметы окружающей действительности.
Рисование. Вызывать интерес к рисованию: взрослый изображает снежинки, капли дождя; шарик с веревочкой; елочку с игрушками; дорожку для зайчика и т.д.
Ребенку предлагается дорисовывать отдельные предметы — веревочку к шарику, палочку к лопатке, дорожку для колобка, иголки к елке, ветки к дереву и т.д.; красками примакивать кисточкой недостающие детали (глазки, носик, ротик у кукол).
Формировать умение рисовать прямые, круговые линии: клубок, «снег идет», «на елочке иголки», дорожки; далее — рисовать знакомые предметы в определенной ситуации: «колобок катится по дорожке», «дождь идет» и т.д.; формировать умение рисовать знакомые предметы по образцу.
Лепка: формировать способы обследования предметов перед лепкой; выполнять лепные поделки с использованием различных приемов (огурец, апельсин, банан, помидор); учить делить пласти-лин на 2 части; раскатывать прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин; учить лепить предметы по подражанию (баранки, колобок) — сначала раскатывается тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты-шарики, баранки), а затем лепятся простые предметы круглой формы (колобок, шарик, яблоко, пирог).
Аппликация: знакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу; учить наклеивать простые предметы по показу— «шары на ниточках», «рыбки в аквариуме»; учить располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы: мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т.д.
Конструирование: формировать умение строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции, выполнять конструкции из двух разных элементов; далее вводится произвольный элемент (конус, флажок и др.), затем выполняются постройки из двух-трех поделок (сюжетная постройка), например, дачные домики, мебель в квартире, дорожка и мостик через реку и др., далее — «лесенки», стол и кроватка для матрешек, клетки для большого и маленького зверей, гаражи для большой, средней и маленькой машин, высокий и низкий домики для матрешек, дорожки между домами и т.д.; обыгрывать выполняемые постройки.
8. Уход, присмотр и сопровождение.
Уход необходим обучающимся с умственной отсталостью, с ТМНР, возможности которых к самообслуживанию отсутствуют или значительно ограничены. Уход осуществляется в процессе гигиенических процедур. Во время ухода ребенок должен чувствовать уважительное, доброжелательное отношение взрослого, которое будет способствовать появлению у него доверия и желания взаимодействовать с взрослым. Для таких детей запланирована индивидуальная работа по развитию сенсорных восприятий, так как остальные направления образовательной деятельности (по предметам) в – силу их психофизических возможностей – недоступно. Занятия по развитию сенсорного восприятия проводятся в течение всего учебного года (работа запланирована по направлениям: зрительное восприятие, слуховое восприятие, кинестетическое восприятие, восприятие запаха, восприятие вкуса (см. планирование по внеклассной работе)).
В процессе выполнения режимных моментов взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка 2-3 раза в день по 3-5минут.
Необходимо регулярно выполнять массаж. Массаж проводится на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:
– поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке
– сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно,
– спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от его середины до основания пальцев с переходом на движение по внутреннему стороне большого пальца – 2- 4 раза по каждой ладони («рисуем», мотаем клубочек)
– точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем)
– отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу,
– ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» – 5-6 раз.
Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
- индивидуализация обучения
- игровые технологии
- создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
- «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.
Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие
Привлекаются специалисты: учитель-дефектолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, педагог-психолог, воспитатели врачи, медицинские сестры, медицинская сестра по массажу и Л.Ф.К.
Составитель: учитель – дефектолог: Шипова О.Л.
Источник