Индивидуальная программа развития ребенка с рас

Индивидуальная программа развития ребенка с рас thumbnail

ПрограммаКраткая аннотация: В методической разработке содержится психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста с аутизмом и составленная на данного ребенка индивидуальная коррекционная программа на учебный год. К программе даются краткие пояснения.

Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок 4,5 года, РДА.

Детский сад посещает с 4 лет. Воспитывается в неполной семье. Мама с заботой и вниманием относится к ребенку. Регулярно возит на лечение.

Данных об отклонениях в физическом здоровье не имеется. Раннее развитие — по возрасту.

У ребенка отмечается значительная неравномерность в развитии, отставание в формировании основных психических функций. Нарушена произвольная концентрация внимания, его целенаправленность.

Мальчик мало заинтересован в контактах с другими людьми. Редко проявляет инициативу в общении (подходит к взрослому и использует его как инструмент, чтобы достать нужный предмет). На собственное имя ребёнок откликается редко. На поручения, команды взрослого чаще не реагирует. Очень любит различные музыкальные инструменты. Большую часть времени, находясь в группе, занят различными аутостимуляциями: бегает, «поёт» и громко кричит, хватает различные предметы и разбрасывает их, любит мерцание света и цвета перед глазами; может периодически проявлять агрессию к детям (толкает).

Не любит носить обувь. У мальчика снижена болевая чувствительность, при этом он может наносить себе травмы (до крови кусает и рассасывает верхнюю губу). Настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционально лабилен, может неожиданно, без причины начинать сильно плакать или смеяться. Зрительный контакт не устанавливает. К тактильному воздействию практически равнодушен.

Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5мин). Мышление наглядно-действенное. Способен собирать коробку форм и доску Сегена, действуя для простых форм методом зрительного соотнесения, для сложных-методом проб и ошибок. Пирамидку собирает без учета величины колец. Навыки соотнесения и различения не сформированы (инструкцию «Дай такую же» не выполняет).

Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные.

Ребенку практическине доступны простые классификации, обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Цвета соотносит с многочисленными ошибками. Хорошо развито зрительное восприятие и память.

Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.

Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита недостаточно.

Понимание речи частичное,на обиходно-бытовом, ситуативном уровне.

Экспрессивная речь представлена постоянными вокализациями, среди которых могут мелькатьзвукосочетания, похожие на обрывки слов и фраз. Однако для коммуникации он их не использует. Имеется жест прощания (пока!)-машет рукой по просьбе матери.

В целом способность к подражанию практически не развита.

Базовые учебные действия у ребенка не сформированы. Он не может достаточное для занятия время находиться за столом, концентрировать внимание на педагоге и материалах. Игровая деятельность представлена манипуляциями с предметами. В социальные игры типа пряток не играет. В предметно-практической деятельности — может «играть» на металлофоне, пианино, дудочке, любит облизывать и обнюхивать различные предметы. Может строить башню из кубиков, многократно раскладывать по порядку различные предметы и собирать их.

Математические представления не сформированы.

Ребенок самостоятельно пользуется туалетом, кушает ложкой, пьет из чашки. Однако в умывании, мытье рук, одевании-раздевании нуждается во взрослом (сам не умеет).

Мальчик нуждается в постоянном уходе и присмотре.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы с ребенком с РАС

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разбита на три периода (деление условно, т.к. невозможно предугадать реальные сроки освоения программы ребенком, она должна подстраиваться и корректироваться по результатам работы):

  1. I период сентябрь-октябрь-ноябрь
  2. IIпериод декабрь-январь-февраль
  3. III период март-апрель-май

Начальный период работы обязательно содержит педагогическое наблюдение за ребенком и опрос родителей,в том числе с целью выявления интересующих его предметов, игр, занятий, лакомств, которые будут использоваться для поощрения изначально с постепенным переходом на подкрепление через жетоны.

Занятия начинаются с установления положительного эмоционального контакта педагога с ребенком (приобретение в глазах ребенка положительной эмоциональной валентности) посредством подключения взрослого к собственным занятиям ребенка, доставляющим ему удовольствие и радость.

По мере работы с ребенком в программу вносятся необходимые коррективы. В процессе приобретения каждого нового навыка обязательным является процесс его генерализации (переноса в новые условия). Деление на различные навыки: понимание речи и говорение, выполнение инструкций, развитие речи и мышления и т.п. условное.

Читайте также:  Золотая рыбка центр развития ребенка

Задачи по развитию всех навыков на занятии решаются одновременно. Предусмотрено постепенное расширение зоны занятий (посещение музыкального и спортивного залов, сенсорной комнаты, кабинета логопеда) и направлений коррекции.

I Этап

Предпосылки учебного поведения-взгляд в глаза

-сидение за столом

-концентрация внимания на педагоге или материале

Развитие подражания-подражание движениям (с использованием физической подсказки и поощрения: хлопать в ладоши, по столу, сесть, поднять руки …)

-подражание движениям с предметами (игра на муз.игрушках)

-подражание артикуляционным движениям

(провоцирование эхо-праксии,

-мимиии,-лалии с помощью физических ритмов-различные игры типа «По кочкам…»)

Выполнение инструкций-Сделай так!(простые движения)

-Дай! (предметы)

-Покажи!(формирование указательного жеста)

Соотнесение и различение-предметов (находить одинаковые предметы; давать такой же, как в образце)
Импрессивная речь-названия предметов (тех же, что и для соотнесения. Для выполнения инструкций)

-названия действий (инструкции)

Экспрессивная речь-подражание вокализациям ребенка(перекличка)

-обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла

-вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков)

-обучение жесту «Дай»

Коррекция поведенческих проблем-выбегание из группы

-негативизм

-крик и плач

II Этап

Предпосылки учебного поведения-закрепление начальных навыков(отработка правильной позы за столом)
Развитие подражания-обучение вокальной имитации(М, А, У)

-активное подражание по инструкции «Делай так!» звукам

-подражание артикуляционным движениям

-рифмовки с движениями, хороводные игры

-подражания движениям тонкой моторики (пальчиковые игры)

Выполнение инструкций-Делай так!(2-3 движения подряд)

-Дай! (предмет, фото, картинка)

-Покажи! (указательным жестом предмет, фото, картинку, часть тела)

-Кати!(мяч, машинку)

-Лови, кидай! (мяч)

-инструкции, сопровождающие режимные моменты (одноступенчатая вербальная инструкция, состоящая из глагола)

Соотнесение и различение-предметы

-предметы и фотографии этих предметов

-предметы и картинки с изображением этих предметов

Импрессивная речь-названия предметов, различных по звучанию и назначению(чашка-мяч, кукла-мел…)

-названия действий (из инструкций и бытовые: сядь, идем, ложись,пей и т.п.)

-буквы А, У, М

-порядковый счет до 5

-понимание названий частей тела (нос-живот, глаза-ноги…)

Экспрессивная речь-звуки А, У, М (повторение и связь с буквой)

-вызывать ассоциации между звуками речи и приятными для ребенка занятиями (М-лакомство,У-мыльные пузыри,И-горка, БА-мяч)

-обучение просьбе и прощанию, согласию и не согласию жестом

Развитие мелкой и общей моторики-пальчиковые игры

-мозаика

-различные виды конструкторов (магнитный, тактильный, лего)

-нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок

-шнуровки

-игры с песком и водой

-игры с мячом

-занятия с фитболом

-музыкальная зарядка

-прохождение спортивных дорожек

-чиркание по бумаге, обводка по трафарету

-умение пользоваться ножницами

-работа с тестом, пластилином

Сличение-одинаковых букв, цифр

-разных вариантов одного предмета

(раскладывание в коробки: носки-майки, шапки-колготки…)

III Этап

Коммуникация-выражать потребности с помощью карточек PECS

-отзываться на имя, фамилию, называть себя, родных и знакомых

-здороваться, прощаться, благодарить, просить о помощи (словами)

Импрессивная речь-названия предметов(одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки)

-названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам)

-названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно)

-«чтение»(раскладывание подписей к картинкам, фотографиям)

-«чтение» визуальных расписаний

-инструкции типа «Положи на стол. Возьми из шкафа»

-понимание назначения предметов(«Что нужно, чтобы кататься?»)

Экспрессивная речь-все гласные звуки, согласные звуки раннего онтогенеза (связь с предметами)

-слоги, слова (связь слогов МА, ПА, БА с фотографиями родственников; договаривание стихов, потешек)

-ответы на вопросы: Что это? Что делает? (при ответе получает саму картинку)Что ты делаешь?

-оречевление собственных действий

-порядковый счет до 5

-заучивание коротких рифмовок

Сортировка-по цвету

-по форме

-по величине

-по категориям (одежда-продукты и т.п.)

Самостоятельная деятельность-обучение использованию визуального расписания:

  • с помощью  предметов
  • с помощью фотографий

(непосредственно на занятии и при обучении самообслуживанию: мытье рук, одевание-раздевание)

Сличение-одинаковых букв, цифр, слов

-разных вариантов одного предмета

Развитие мышления, элементарные математические представления-понятия один-много

-обозначение количества до 5

-соотнесение количества и числа

-состав числа

-складывание разрезных картинок,

-пазлы

-собирание матрешек и пирамидок

-компьютерные игры для детей младшего возраста

-настольные игры: лото, домино

-продолжение последовательности с повторяющимися элементами

-кубики  Никитина

Развитие мелкой и общей моторикиСм. II Этап

Учитель-логопед
Богданова Марина Вячеславовна

Читайте также:  Предмет и задачи психологии аномального развития ребенка

 Loading …

Источник

Разработка индивидуальной образовательной программы для ребенка с расстройством аутистического спектра.

Громовикова Ольга Викторовна.,

Тьютор ресурсного класса

МБОУ гимназия им. А. Платонова,

город Воронеж.

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута.

Сегодня детям с ОВЗ вовсе необязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день.

На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273 –ФЗ
(ред.от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.03.2016г. № 220 «О реализации регионального проекта «Особенный ребенок» на территории Воронежской области», целью которого является предоставление детям с ОВЗ и детям-инвалидам доступа к качественным образовательным услугам на всех уровнях образования через организацию совместного обучения со сверстниками, в г. Воронеж и Воронежской области были открыты ресурсные классы на базе общеобразовательных школ.

Ресурсный класс – это образовательная модель, которая позволяет ученику на основе своих потребностей и возможностей сочетать инклюзивное образование и индивидуальное обучение. Администрация школы официально зачисляет ребенка в общеобразовательный класс и обеспечивает поддержку специалистов. Цель работы ресурсного класса – создать условия для обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Педагоги постепенно включают их в образовательную деятельность школы. [2. С. 22]

При включении детей с РАС в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи:

• создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;

• помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Для решения этих задач в ресурсном классе работают такие специалисты как учитель ресурсного класса, учитель-логопед, педагог-психолог и тьютор, которые назначаются ребенку на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Учитель ресурсного класса организует обучение школьников с расстройством аутистического спектра (РАС). Участвует в составлении адаптированной образовательной программы (АОП), составляет и корректирует планы учебных занятий.

Учитель – логопед необходим, т.к. для детей с РАС характерны речевые проблемы.

Педагог-психолог диагностирует учеников и определяет, какие навыки уже сформированы у школьника, какие находятся в стадии формирования и какие отсутствуют. На основе результатов тестирования совместно с учителем ресурсного класса определяет навыки, которые являются наиболее важными для ученика в данный момент, и вносит их в коррекционные программы, а также анализирует данные наблюдений за поведением учащихся и составляет поведенческие программы.

За каждым ребенком с РАС администрация школы закрепляет тьютора.[2. С. 26]

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с РАС в ходе образовательного процесса и процесса социализации. [1. С.4]

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода. Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами – и реальными возможностями ученика. На каждом этапе обучения осуществляется учет особенностей учащихся, однако содержание образования остается неизменным. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей. Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Здесь тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП), удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности опробования, конструирования и реконструирования учебных форм, где стало бы возможно проявить образовательные цели и мотивы через их реальные действия. [2. С.7]

Читайте также:  Индивидуальная психологическая карта развития ребенка в школе

Основным в работе тьютора является помощь в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося.

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с РАС в рамках одного учреждения предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения его и его семьи в образовательную среду, определения стратегий и тактик психолого-педагогической поддержки.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) может быть внутренний(внутри одной образовательной организации) и внешний (по округу или городу), и которые реализуются одновременно или последовательно.

Внутренние индивидуальные образовательные маршруты составляются психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПк) образовательного учреждения совместно со специалистами структурных подразделений. Они отражают комплексный подход к оказанию медицинской и коррекционно-педагогической поддержки ребенка.

Внешний индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) составляется специалистами реабилитационных центров, специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), службы социального сопровождения, дополнительного образования.

Цель индивидуального образовательного маршрута ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоения общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

При этом на первый план выходит оценка уровня готовности ребенка к освоению образовательной программы (общеразвивающей или на основе адаптированной основной образовательной программы – АООП) и уровень компенсации нарушений.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

1.целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы).

2.содержательный (отбор содержания программного материала на основе совмещения или перекрещивания программ воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным развитием);

3.технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка и контингента инклюзивного класса и школы);

4.диагностический (определение системы диагностического сопровождения, систематизация и корректировка методик диагностики в соответствии с направлениями общего мониторинга, описанного в образовательной программе школы, и специального мониторинга);

5.организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей)

6.результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий, прогнозируются результаты реализации индивидуального образовательного маршрута в инклюзивом классе и уровни социально-психологической адаптированности учащихся).

В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья специалистами психолого-педагогического сопровождения и педагогами ресурсного класса разрабатывается Индивидуальная образовательная программа (ИОП).

Индивидуальная образовательная программа является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках ОУ и продуктом деятельности психолого-педагогического консилиума. Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с РАС в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Разработка документа включает в себя этапы:

  • Наблюдение.

  • Диагностика.

  • Конструирование.

  • Реализация.

  • Итоговая диагностика.

Во время наблюдения педагог-психолог и тьютор выявляют познавательные, психомоторные, личностные, коммуникативные регулятивные трудности, которые испытывает ребенок с РАС.

Этап диагностики предполагает выявление причин возникновения трудностей у учеников. Выполняется эта работа вместе с психологом, который производит ряд диагностических процедур, тьютором, также подключаются дефектолог и логопед. Определяются трудности каждого конкретного ребенка, нуждающегося в специальном маршрутном листе. Учитывается заключение сихолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которое должны предоставить родители ученика.

На этапе конструирования выявляет объем помощи, необходимой для реализации коррекционно-образовательной деятельности. Подразумевается не только специальное педагогическое участие, но также медицинское и психологическое сопровождение. Оцениваются ресурсы, которыми располагает школа: кадровое, материально-техническое, программное обеспечение. За образец рабочих программ в рамках индивидуального образовательного маршрута школьника берутся примерные программы по предметам, которые предлагаются ФГОС НОО с ОВЗ. Количество часов определяется индивидуально по потребностям школьника.

На этапе реализации педагоги ресурсного класса, а также учителя ОУ переходят к осуществлению созданной образовательной программы и обучению ребенка.

Итоговая диагностика подразумевает оценку успехов ребенка и достижение ожидаемого результата. После проведения итоговой диагностики необходимо создать отчет, в котором указывается, сохранились ли у ребенка трудности при обучении, в полной ли мере развивались коммуникативные навыки и социальная компетентность, устранена ли тревожность, насколько адекватна самооценка учащегося, а также насколько успешно скорректированы социальные и личностные проблемы.

Литература:

1.Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. – М.: ИПИО МГППУ, 2012.- 57с.;

2.Лахина Н. Ресурсный класс: как обучать школьников с расстройством аутистического спектра//Управление начальной школой.-2017 .- №4. – С.2 2-34.

Источник