Индивидуальная программа развития ребенка с рас
Краткая аннотация: В методической разработке содержится психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста с аутизмом и составленная на данного ребенка индивидуальная коррекционная программа на учебный год. К программе даются краткие пояснения.
Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика ребенка
Ребенок 4,5 года, РДА.
Детский сад посещает с 4 лет. Воспитывается в неполной семье. Мама с заботой и вниманием относится к ребенку. Регулярно возит на лечение.
Данных об отклонениях в физическом здоровье не имеется. Раннее развитие — по возрасту.
У ребенка отмечается значительная неравномерность в развитии, отставание в формировании основных психических функций. Нарушена произвольная концентрация внимания, его целенаправленность.
Мальчик мало заинтересован в контактах с другими людьми. Редко проявляет инициативу в общении (подходит к взрослому и использует его как инструмент, чтобы достать нужный предмет). На собственное имя ребёнок откликается редко. На поручения, команды взрослого чаще не реагирует. Очень любит различные музыкальные инструменты. Большую часть времени, находясь в группе, занят различными аутостимуляциями: бегает, «поёт» и громко кричит, хватает различные предметы и разбрасывает их, любит мерцание света и цвета перед глазами; может периодически проявлять агрессию к детям (толкает).
Не любит носить обувь. У мальчика снижена болевая чувствительность, при этом он может наносить себе травмы (до крови кусает и рассасывает верхнюю губу). Настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционально лабилен, может неожиданно, без причины начинать сильно плакать или смеяться. Зрительный контакт не устанавливает. К тактильному воздействию практически равнодушен.
Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5мин). Мышление наглядно-действенное. Способен собирать коробку форм и доску Сегена, действуя для простых форм методом зрительного соотнесения, для сложных-методом проб и ошибок. Пирамидку собирает без учета величины колец. Навыки соотнесения и различения не сформированы (инструкцию «Дай такую же» не выполняет).
Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные.
Ребенку практическине доступны простые классификации, обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Цвета соотносит с многочисленными ошибками. Хорошо развито зрительное восприятие и память.
Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.
Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита недостаточно.
Понимание речи частичное,на обиходно-бытовом, ситуативном уровне.
Экспрессивная речь представлена постоянными вокализациями, среди которых могут мелькатьзвукосочетания, похожие на обрывки слов и фраз. Однако для коммуникации он их не использует. Имеется жест прощания (пока!)-машет рукой по просьбе матери.
В целом способность к подражанию практически не развита.
Базовые учебные действия у ребенка не сформированы. Он не может достаточное для занятия время находиться за столом, концентрировать внимание на педагоге и материалах. Игровая деятельность представлена манипуляциями с предметами. В социальные игры типа пряток не играет. В предметно-практической деятельности — может «играть» на металлофоне, пианино, дудочке, любит облизывать и обнюхивать различные предметы. Может строить башню из кубиков, многократно раскладывать по порядку различные предметы и собирать их.
Математические представления не сформированы.
Ребенок самостоятельно пользуется туалетом, кушает ложкой, пьет из чашки. Однако в умывании, мытье рук, одевании-раздевании нуждается во взрослом (сам не умеет).
Мальчик нуждается в постоянном уходе и присмотре.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы с ребенком с РАС
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разбита на три периода (деление условно, т.к. невозможно предугадать реальные сроки освоения программы ребенком, она должна подстраиваться и корректироваться по результатам работы):
- I период сентябрь-октябрь-ноябрь
- IIпериод декабрь-январь-февраль
- III период март-апрель-май
Начальный период работы обязательно содержит педагогическое наблюдение за ребенком и опрос родителей,в том числе с целью выявления интересующих его предметов, игр, занятий, лакомств, которые будут использоваться для поощрения изначально с постепенным переходом на подкрепление через жетоны.
Занятия начинаются с установления положительного эмоционального контакта педагога с ребенком (приобретение в глазах ребенка положительной эмоциональной валентности) посредством подключения взрослого к собственным занятиям ребенка, доставляющим ему удовольствие и радость.
По мере работы с ребенком в программу вносятся необходимые коррективы. В процессе приобретения каждого нового навыка обязательным является процесс его генерализации (переноса в новые условия). Деление на различные навыки: понимание речи и говорение, выполнение инструкций, развитие речи и мышления и т.п. условное.
Задачи по развитию всех навыков на занятии решаются одновременно. Предусмотрено постепенное расширение зоны занятий (посещение музыкального и спортивного залов, сенсорной комнаты, кабинета логопеда) и направлений коррекции.
I Этап
Предпосылки учебного поведения | -взгляд в глаза -сидение за столом -концентрация внимания на педагоге или материале |
Развитие подражания | -подражание движениям (с использованием физической подсказки и поощрения: хлопать в ладоши, по столу, сесть, поднять руки …) -подражание движениям с предметами (игра на муз.игрушках) -подражание артикуляционным движениям (провоцирование эхо-праксии, -мимиии,-лалии с помощью физических ритмов-различные игры типа «По кочкам…») |
Выполнение инструкций | -Сделай так!(простые движения) -Дай! (предметы) -Покажи!(формирование указательного жеста) |
Соотнесение и различение | -предметов (находить одинаковые предметы; давать такой же, как в образце) |
Импрессивная речь | -названия предметов (тех же, что и для соотнесения. Для выполнения инструкций) -названия действий (инструкции) |
Экспрессивная речь | -подражание вокализациям ребенка(перекличка) -обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла -вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков) -обучение жесту «Дай» |
Коррекция поведенческих проблем | -выбегание из группы -негативизм -крик и плач |
II Этап
Предпосылки учебного поведения | -закрепление начальных навыков(отработка правильной позы за столом) |
Развитие подражания | -обучение вокальной имитации(М, А, У) -активное подражание по инструкции «Делай так!» звукам -подражание артикуляционным движениям -рифмовки с движениями, хороводные игры -подражания движениям тонкой моторики (пальчиковые игры) |
Выполнение инструкций | -Делай так!(2-3 движения подряд) -Дай! (предмет, фото, картинка) -Покажи! (указательным жестом предмет, фото, картинку, часть тела) -Кати!(мяч, машинку) -Лови, кидай! (мяч) -инструкции, сопровождающие режимные моменты (одноступенчатая вербальная инструкция, состоящая из глагола) |
Соотнесение и различение | -предметы -предметы и фотографии этих предметов -предметы и картинки с изображением этих предметов |
Импрессивная речь | -названия предметов, различных по звучанию и назначению(чашка-мяч, кукла-мел…) -названия действий (из инструкций и бытовые: сядь, идем, ложись,пей и т.п.) -буквы А, У, М -порядковый счет до 5 -понимание названий частей тела (нос-живот, глаза-ноги…) |
Экспрессивная речь | -звуки А, У, М (повторение и связь с буквой) -вызывать ассоциации между звуками речи и приятными для ребенка занятиями (М-лакомство,У-мыльные пузыри,И-горка, БА-мяч) -обучение просьбе и прощанию, согласию и не согласию жестом |
Развитие мелкой и общей моторики | -пальчиковые игры -мозаика -различные виды конструкторов (магнитный, тактильный, лего) -нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок -шнуровки -игры с песком и водой -игры с мячом -занятия с фитболом -музыкальная зарядка -прохождение спортивных дорожек -чиркание по бумаге, обводка по трафарету -умение пользоваться ножницами -работа с тестом, пластилином |
Сличение | -одинаковых букв, цифр -разных вариантов одного предмета (раскладывание в коробки: носки-майки, шапки-колготки…) |
III Этап
Коммуникация | -выражать потребности с помощью карточек PECS -отзываться на имя, фамилию, называть себя, родных и знакомых -здороваться, прощаться, благодарить, просить о помощи (словами) |
Импрессивная речь | -названия предметов(одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки) -названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам) -названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно) -«чтение»(раскладывание подписей к картинкам, фотографиям) -«чтение» визуальных расписаний -инструкции типа «Положи на стол. Возьми из шкафа» -понимание назначения предметов(«Что нужно, чтобы кататься?») |
Экспрессивная речь | -все гласные звуки, согласные звуки раннего онтогенеза (связь с предметами) -слоги, слова (связь слогов МА, ПА, БА с фотографиями родственников; договаривание стихов, потешек) -ответы на вопросы: Что это? Что делает? (при ответе получает саму картинку)Что ты делаешь? -оречевление собственных действий -порядковый счет до 5 -заучивание коротких рифмовок |
Сортировка | -по цвету -по форме -по величине -по категориям (одежда-продукты и т.п.) |
Самостоятельная деятельность | -обучение использованию визуального расписания:
(непосредственно на занятии и при обучении самообслуживанию: мытье рук, одевание-раздевание) |
Сличение | -одинаковых букв, цифр, слов -разных вариантов одного предмета |
Развитие мышления, элементарные математические представления | -понятия один-много -обозначение количества до 5 -соотнесение количества и числа -состав числа -складывание разрезных картинок, -пазлы -собирание матрешек и пирамидок -компьютерные игры для детей младшего возраста -настольные игры: лото, домино -продолжение последовательности с повторяющимися элементами -кубики Никитина |
Развитие мелкой и общей моторики | См. II Этап |
Учитель-логопед
Богданова Марина Вячеславовна
Loading …
Источник
Разработка индивидуальной образовательной программы для ребенка с расстройством аутистического спектра.
Громовикова Ольга Викторовна.,
Тьютор ресурсного класса
МБОУ гимназия им. А. Платонова,
город Воронеж.
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута.
Сегодня детям с ОВЗ вовсе необязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день.
На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273 –ФЗ
(ред.от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.03.2016г. № 220 «О реализации регионального проекта «Особенный ребенок» на территории Воронежской области», целью которого является предоставление детям с ОВЗ и детям-инвалидам доступа к качественным образовательным услугам на всех уровнях образования через организацию совместного обучения со сверстниками, в г. Воронеж и Воронежской области были открыты ресурсные классы на базе общеобразовательных школ.
Ресурсный класс – это образовательная модель, которая позволяет ученику на основе своих потребностей и возможностей сочетать инклюзивное образование и индивидуальное обучение. Администрация школы официально зачисляет ребенка в общеобразовательный класс и обеспечивает поддержку специалистов. Цель работы ресурсного класса – создать условия для обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Педагоги постепенно включают их в образовательную деятельность школы. [2. С. 22]
При включении детей с РАС в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи:
• создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;
• помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
Для решения этих задач в ресурсном классе работают такие специалисты как учитель ресурсного класса, учитель-логопед, педагог-психолог и тьютор, которые назначаются ребенку на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Учитель ресурсного класса организует обучение школьников с расстройством аутистического спектра (РАС). Участвует в составлении адаптированной образовательной программы (АОП), составляет и корректирует планы учебных занятий.
Учитель – логопед необходим, т.к. для детей с РАС характерны речевые проблемы.
Педагог-психолог диагностирует учеников и определяет, какие навыки уже сформированы у школьника, какие находятся в стадии формирования и какие отсутствуют. На основе результатов тестирования совместно с учителем ресурсного класса определяет навыки, которые являются наиболее важными для ученика в данный момент, и вносит их в коррекционные программы, а также анализирует данные наблюдений за поведением учащихся и составляет поведенческие программы.
За каждым ребенком с РАС администрация школы закрепляет тьютора.[2. С. 26]
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с РАС в ходе образовательного процесса и процесса социализации. [1. С.4]
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода. Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами – и реальными возможностями ученика. На каждом этапе обучения осуществляется учет особенностей учащихся, однако содержание образования остается неизменным. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей. Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Здесь тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП), удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности опробования, конструирования и реконструирования учебных форм, где стало бы возможно проявить образовательные цели и мотивы через их реальные действия. [2. С.7]
Основным в работе тьютора является помощь в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося.
Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с РАС в рамках одного учреждения предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения его и его семьи в образовательную среду, определения стратегий и тактик психолого-педагогической поддержки.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) может быть внутренний(внутри одной образовательной организации) и внешний (по округу или городу), и которые реализуются одновременно или последовательно.
Внутренние индивидуальные образовательные маршруты составляются психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПк) образовательного учреждения совместно со специалистами структурных подразделений. Они отражают комплексный подход к оказанию медицинской и коррекционно-педагогической поддержки ребенка.
Внешний индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) составляется специалистами реабилитационных центров, специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), службы социального сопровождения, дополнительного образования.
Цель индивидуального образовательного маршрута ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоения общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
При этом на первый план выходит оценка уровня готовности ребенка к освоению образовательной программы (общеразвивающей или на основе адаптированной основной образовательной программы – АООП) и уровень компенсации нарушений.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
1.целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы).
2.содержательный (отбор содержания программного материала на основе совмещения или перекрещивания программ воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным развитием);
3.технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка и контингента инклюзивного класса и школы);
4.диагностический (определение системы диагностического сопровождения, систематизация и корректировка методик диагностики в соответствии с направлениями общего мониторинга, описанного в образовательной программе школы, и специального мониторинга);
5.организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей)
6.результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий, прогнозируются результаты реализации индивидуального образовательного маршрута в инклюзивом классе и уровни социально-психологической адаптированности учащихся).
В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья специалистами психолого-педагогического сопровождения и педагогами ресурсного класса разрабатывается Индивидуальная образовательная программа (ИОП).
Индивидуальная образовательная программа является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках ОУ и продуктом деятельности психолого-педагогического консилиума. Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с РАС в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Разработка документа включает в себя этапы:
Наблюдение.
Диагностика.
Конструирование.
Реализация.
Итоговая диагностика.
Во время наблюдения педагог-психолог и тьютор выявляют познавательные, психомоторные, личностные, коммуникативные регулятивные трудности, которые испытывает ребенок с РАС.
Этап диагностики предполагает выявление причин возникновения трудностей у учеников. Выполняется эта работа вместе с психологом, который производит ряд диагностических процедур, тьютором, также подключаются дефектолог и логопед. Определяются трудности каждого конкретного ребенка, нуждающегося в специальном маршрутном листе. Учитывается заключение сихолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которое должны предоставить родители ученика.
На этапе конструирования выявляет объем помощи, необходимой для реализации коррекционно-образовательной деятельности. Подразумевается не только специальное педагогическое участие, но также медицинское и психологическое сопровождение. Оцениваются ресурсы, которыми располагает школа: кадровое, материально-техническое, программное обеспечение. За образец рабочих программ в рамках индивидуального образовательного маршрута школьника берутся примерные программы по предметам, которые предлагаются ФГОС НОО с ОВЗ. Количество часов определяется индивидуально по потребностям школьника.
На этапе реализации педагоги ресурсного класса, а также учителя ОУ переходят к осуществлению созданной образовательной программы и обучению ребенка.
Итоговая диагностика подразумевает оценку успехов ребенка и достижение ожидаемого результата. После проведения итоговой диагностики необходимо создать отчет, в котором указывается, сохранились ли у ребенка трудности при обучении, в полной ли мере развивались коммуникативные навыки и социальная компетентность, устранена ли тревожность, насколько адекватна самооценка учащегося, а также насколько успешно скорректированы социальные и личностные проблемы.
Литература:
1.Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. – М.: ИПИО МГППУ, 2012.- 57с.;
2.Лахина Н. Ресурсный класс: как обучать школьников с расстройством аутистического спектра//Управление начальной школой.-2017 .- №4. – С.2 2-34.
Источник