Индивидуальная программа развития ребенка с овз в начальной

обучающихся в общеобразовательной школе в условии инклюзии.

Дубойская Н. А.,

г. Нерюнгри

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Предложенные в программе упражнения рассчитаны на пол года работы. Они не единственные, но могут быть полезны для развития познавательной сферы  детей с ОВЗ. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий.

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться,  входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным.

Ф. И. ребенка__Артем А._______ ________                    _        Период работы по ИКП 1.09.2019 – 31.12.2019

DS    РЭП                                                                                        Дата рождения ______________

Цель: повысить уровень общего развития, психических процессов, развить творческие способности, коммуникативные навыки, снизить уровень личностной и школьной тревожности.

Показатели психофизического развития

(зона актуального развития)

Рекомендации психолога, дефектолога педагогам (учителя, воспитатели) работающим над развитием психофизических функций, эмоционально-волевых нарушений (зона ближайшего развития)

Рекомендации учителю физкультуры по использованию комплекса ЛФК, тренажеров, дозированию нагрузки

Система психологических воздействий

Контакт

В контакт вступает легко. При дальнейшем общении ведет себя спокойно вежливо. Улыбка мягкая, открытая и добрая. С ребятами ведет себя адекватно.

Поддерживать при общении благоприятную, доброжелательную обстановки. Проявление внешних позитивных эмоций – улыбка, взгляд.

Использование тренажеров для общего физического развития.

Подбор комплекса упражнений на укрепление общей моторики, а также комплекс на снятие спастики мышечного тонуса.

Отрабатывать на своих уроках пространственную ориентировку (лево-право, назад-вперед), ориентировку на своем теле.

Использовать кинезиологические упражнения для развития общей и мелкой моторики, а также развития высших психических функций (автор Сиротюк)

Учитывая межпредметные связи закреплять понятия «мало-много», «близко-далеко» в двигательной активности.

Ребенку необходимо продолжать развивать коммуникативные навыки:

– игры в группах «Иноходец», «Угадай чувство», «Кто быстрее», «Кляксы», «Имитация».

Эмоционально-волевая сфера

Общий эмоциональный фон положительный. Волевые качества не сформированы.

Артем нуждается в постоянном одобрении своего хорошего поведения, его можно приводить в пример как дисциплинированного.

Волевые качества необходимо развивать, переводя волевые навыки в сознание.

«Я могу, даже если не хочу»

Ребенку надо научиться осознавать свое настроение, свои желания. Здесь помогут такие игры, как: «Нарисуй свое настроение», «Улыбка», «Твой страх», «Бездомный котенок», «Четыре стихии»,  «Молчанка», «Займи пустой стул», «Кулак-ладонь» и т.д.  Игры на привитие навыков саморегуляции поведения: «Мой образ», «Рисуем себя», «Зеркало»/

Уровень развития деятельности

Характер действий с предметами – старается использовать в соответствии с их функциональным назначением. С учебной деятельностью справляется с большим трудом.

Обучаемость

Развитие познавательных процессов на среднем уровне. Круг интересов необходимо расширять.

Использовать игры, направленные на снятие напряженности, концентрацию внимания, проявлять адекватность поощрений и стимуляции деятельности ребенка, мотивировать его при выполнении заданий на успех. Организовать в игровой деятельности жизненные ситуации, в которой происходят те или иные события и участвует в них перенимая правильный стереотип поведения (через обучение). При изучении нового необходимо поэтапно формировать новый навык с опорой на образец.

С ребенком необходимо поработать на формирование навыков, соответствующих учебной деятельности:

– ставить перед собой конкретные задачи

– находить решение этих задач

– укладываться в установленные временные рамки

– стимуляция познавательной активности

А также упражнения: «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру», «Светофор», «Лабиринт», «Играем кубиками».

Работоспособность

Периодически отвлекается, недостаточный уровень саморегуляции.

Создавать ситуацию успеха. Организовать частую смену деятельности. Использовать наглядный материал, опора на слуховой анализатор, тактильный. Направляющая помощь взрослого.

Для повышения работоспособности необходимы:

– пальчиковые упражнения-игры

– кулак-ребро-ладонь

– массаж рук

– массаж ушных раковин

– качание головой

– дыхательная гимнастика

Запас общих представлений

Широкий

Продолжать работу по обогащению словаря с опорой на жизненный опыт ребенка – экскурсии, простые опыты, занятия по развитию речи через ознакомление с окружающим миром

Беседы на общие темы:

– о человеческом организме

Читайте также:  Периоды развития ребенка и игр с ним

– об отношениях между людьми

– совместное изучение научно-популярной литературы

Зрительное восприятие

Знает и называет основные цвета, соотносит предметы по величине, различает геометрические формы, дифференцирует их между собой

Продолжать работу по изучению промежуточного цветого спектра. Продолжить изучение геометрических фигур.

Артему помогут:

– арттерапия

– лепка

– склеивание из цветной бумаги разных фигур

– оригами

– упражнения «Продолжи узор», «Графический диктант», «Платочек».

Восприятие пространственных отношений:

Знает значение частей тела и лица, ориентируется в сторонах собственного тела. Целостный образ предмета не нарушен – собирает разрезные картинки из 3 частей.

Конструирование

Выполняет по представлению (домик). Затруднена дифференциация пространственных ориентаций.

Временные представления

Части суток называет, времена года, месяцы и дни недели немного путает.

Продолжать коррекционную работу в развитии восприятия пространственных отношений своего тела в зеркальном отображении. Продолжать выполнять конструирование по представлению через усложнение заданий. Дифференцировать пространственные понятия можно через уроки рисования, труда и физкультуры. Работа по развитию временных представлений должна проводиться на каждом уроке.

Для развития этих критериев можно использовать:

– пазлы

– конструктор

– собирание разрезных картинок

– упражнения «Разноцветные точки», «Копирование точек», «Составление узоров из геометрических фигур», «Лабиринты».

Количественные представления

Порядковый счет в пределах 20 и обратный. Счетные операции на сложение и вычитание выполняет, при работе с задачами иногда требуется наводящая помощь взрослого

Продолжать работу над прямым и обратным счетом, постепенно увеличивая объемы. Продолжать работу в развитии умения составлять схемы к задачам, мотивировать на конечный результат.

Игры, в которых можно усваивать колличественные понятия:

– запретный номер

– много-мало

Навыки чтения и письма

Читает бегло. Самостоятельно списывает. Письмо под диктовку выполняет, редко с ошибками.

– чтение небольших текстов с разъяснением смысла каждого слова

– продолжать развивать навык письма через списывание небольших текстов

Необходимы упражнения на развитие звуко-буквенного анализа «Хлоп-хлоп», «Играем со словом», «Придумай новое слово», «Игра в слова», «Признак», «Закончи слово», «Объясни слово», «Составь фразу», «Пропавшие слова»

Мышление

Наглядно-образное. Процессы обобщения сформированы, выполняет задания «Четвертый лишний. Не всегда умеет дифференцировать существенные и несущественные признаки. Скрытый смысл картин улавливает, последовательность событий устанавливает по картинкам не более трех, а дальше только с помощью взрослого.

Продолжать работу по установлению причинно-следственных связей через составление сюжета по серии картинок с разъяснением смысла каждой картинки, по классифицированию предметов по основным признакам. Развивать процессы обобщения через другие группы предметов. Работать с простейшими картинками-нелепицами (учить видеть неправильное)

Составление рассказов по картинкам. Беседы на разные темы с целью выработать навыки логического рассуждения. Упражнения «Бег ассоциаций», «Продолжи фразу», «Загадай предмет», «Придумай слова», «Как использовать слова», «классификация предметов», «Сравнение понятий».

Внимание

Нарушение внимания. Не устойчивое, поверхностное, быстро истощаемое внимание, требующее частое переключение с одного вида деятельности на другой

Использовать частую смену видов деятельности на уроках. Использовать физминутки, отдых от основного вида деятельности. Обязателен зрительный контакт с ним для эмоционального реагирования ребенка с обязательным настроем на хорошее внимание.

Развитие внимания через введение «корректурных проб», игры «Чего не стало», «Что лишнее», таблицы Шульте в пределах 5, 10, «Найди цветную полоску по образцу на время», «Найди слова».

Моторика кистей и пальцев рук

Ведущая рука – правая. Нарушена моторика пальцев рук, несогласованность кистей.

Продолжать занятия по развитию моторики рук через

– разучивание гимнастики для пальцев рук, пуговиц, заплетание лент.

Упражнения:

– обучение самомассажа с использованием ребристого карандаша или резиновых шаров

– шнуровка различных предметов

– штриховка и обводка по трафарету

– закрашивание предметов не выходя за линию с использованием только карандашей

– эспандер для укрепления мышц кистей рук

– застегивание и растегивание пуговиц

– нанизывание бусин

Навыки самообслуживания, санитарно-гигиенических норм

Самостоятельно одевается, раздевается, чистит зубы и умывается

Совершенствовать навыки самообслуживания через подготовку и уборку рабочего места на уроках

Развитие речи

Системное недоразвитие речи II – III уровня. Словарь ограничен, на уровне обиходно-бытовой речи. Связная речь – преобладают в речи простые двусоставные предложения. Составляет рассказ по очень простому сюжету.

Обогащать словарь прилагательными, наречиями, существительными и вводить в активную речь. Учиться распространять предложения до 3-4-5 слов через описательные рассказы, составление рассказа по сюжету. Развитие артикуляционной моторики через специальные игры, упражнения (артикуляционная гимнастика). Закреплять умение правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. Осуществлять формирование функций словоизменения и словообразования как в устной, так и в письменной речи.

– Упражнения «Подбери противоположное слово», «Сюжетные картинки», «Разучивание стихотворений», «Пересказ сказки»

Читайте также:  План развития и воспитания ребенка от 3 лет

– игры в слова

– придумывать короткие рассказы о школе, друзьях, семье, животных

1. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С.132

2. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 126

3. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. – №3. – 2010. – С.136.

4. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. – СПб, 2010. – С. 200

Источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол от 31.08.18 № 17

Утверждено

приказом директора школы

от 01.09.18 № 515

ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий для ребенка

с ограниченными возможностями здоровья

3 “Д” класс

Педагог-психолог: Волкова Любовь Владимировна

Когалым,

2018 год

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа МАОУ СОШ №7 начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

3. Программа коррекционной работы в школе: Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе А.В.Семенович.

4. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся Н.П.Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».

        Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы ребёнка, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

Цель программы: реализовать индивидуально ориентированное психологическое сопровождение в условиях образовательного процесса ребенка с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого – медико -педагогической комиссии).

Задачи программы:

  1. Побуждение познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации.
  2. Развитие внимания.
  3. Развитие пространственного, временного восприятия и ориентации в пространстве и времени.
  4. Развитие мышления: функций обобщения, анализа, синтеза, сравнения, классификации.
  5. Развитие памяти: развитие вербальной долговременной памяти, усиление роли и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным запоминанием.
  6. Развитие и коррекция мотивационной, личностной и эмоциональной сфер.
  7. Развитие произвольности, сознательной регуляции и опосредованности деятельности.

Программа рассчитана на 1 учебный год – 68 учебных часов (2 часа в неделю).

 Длительность занятий:  40 минут.

Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.

Планируемые результаты развития познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы:

  • сформированные и развитые психологические предпосылки и основы учебной деятельности (умение принимать задачу, выбирать пути и средства для ее осуществления и следовать им; навыки контроля, самоконтроля и самопроверки; развитая познавательная мотивация; активный познавательный интерес).
  • более высокий уровень развития познавательной сферы (развитые пространственные и временные представления; повышение уровня развития мышления; овладение навыками эффективного запоминания; овладение навыками сосредоточения и распределения внимания).
  • оптимальный уровень развития личностной и эмоционально-волевой сферы (усиление способности к рефлексии собственных качеств и чувствительности к психологическим особенностям окружающих людей; гармонизация самооценки; повышение способности к продуктивной регуляции негативных эмоциональных состояний на основе обучения методам работы с эмоциональными состояниями; развитие чувства уважения к окружающим; воспитание культуры выражения эмоций, в том числе, негативных).
  • овладение коммуникативными навыками (расширение репертуара видов общения; овладение навыками конструктивного общения).

  В структуре каждого занятия выделяются следующие части:

  1. Приветствие.
  2. Разминка (создание настроя на работу).
  3. Основная часть (упражнения по теме занятия).
  4. Разминка (упражнения на релаксацию).
  5. Рефлексия.

Формы и методы оценивания результатов

Результаты выполнения программы отслеживаются и оцениваются с помощью входной (I четверть) и итоговой (конец учебного года) диагностики.

Критерии оценки:

  • Диагностика внимания: таблицы Шульте, корректурные пробы, методика Горбова «Красно-черная таблица».
  • Диагностика памяти: методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)
  • Диагностика мышления: «Исключение лишнего», «Выделение существенных признаков», «Числовые ряды».
  • Диагностика личности: методика «Лесенка», «Дом-Дерево-Человек», опросник  Г. Шмишека, опросник Л.Г. Почебут.
  • Диагностика мотивации: «исследование уровня притязаний», методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберга-Андреевой, «рисунок школы».
  • Диагностика общего уровня осведомленности об окружающем мире: анкетирование.
Читайте также:  Развитие навыков ребенка после года

Календарно-тематическое планирование

Диагностический блок

1. Диагностика развития внимания.

2. Диагностика развития памяти.

3. Диагностика степени владения логическими операциями, способности выделять существенное, умения сравнивать.

Коррекционно-развивающий блок

Развитие мышления

4. Учимся сравнивать и обобщать.

5.Учимся классифицировать.

6. Учимся искать закономерности.

7. Учимся рассуждать и делать выводы.

8.Учимся анализировать и рассуждать.

9. Развитие наглядно – образного мышления

10. Развитие вербального мышления

11. Развитие логического мышления

12.Учимся решать нестандартные задачи

13. Учимся сопоставлять.

14.Учимся устанавливать причинно-следственные связи.

15.Учимся анализировать: выделяем существенные и несущественные признаки

16. Я умею логически мыслить (рефлексия, итоговая диагностика мышления)

Развитие памяти

17. Развитие зрительной памяти

18. Развитие слуховой памяти

19. Развитие логической памяти

20. Приемы опосредованного запоминания

21. Изучаем мнемотехники

22. Я умею запоминать (рефлексия, итоговая диагностика памяти)

Развитие внимания

23. Развитие произвольного внимания

24. Учимся распределению внимания

25. Учимся переключению внимания

26. Какой я внимательный (рефлексия, итоговая диагностика)

Развитие эмоционально – личностной сферы

27. Я такой разный (вводный просветительско-диагностический урок)

28. Воспитываем уверенность в себе

29. В мире ощущений

30. Такие разные чувства

31. Мир моих эмоций

32.Что такое самооценка?

33. Методы саморегуляции

34. Как понять себя и другого?

35. Мой мир (рефлексия, итоговая диагностика эмоционально-личностной сферы)

Развитие произвольности, сознательной регуляции и опосредованности деятельности

36. Моя школа (вводный просветительско-диагностический урок)

37.Что помогает мне в учебе?

38.Оценка и отметка: что важнее?

39.Учимся работать по образцу

40.Учимся ставить цели и достигать их

41.Учимся планировать свою деятельность

42.Какой я ученик? (рефлексия, итоговая диагностика)

Расширение кругозора

43.Мир вокруг: какой он? (вводный просветительско-диагностический урок)

44.Что? Где? Когда? (конкретная тематика определяется по результатам диагностики)

45. Зачем и почему? (конкретная тематика определяется по результатам диагностики)

46.Что такое? Кто такой? (конкретная тематика определяется по результатам диагностики)

47.Что я знаю о мире вокруг (рефлексия, итоговая диагностика)

Развитие восприятия

48. Развитие зрительного восприятия

49. Развитие слухового восприятия

50. Развитие кинестетического восприятия

51. Учимся определять пространственные отношения

52. Учимся определять временные отношения

53. Я умею правильно воспринимать мир (рефлексия, итоговая диагностика)

Развитие коммуникативной сферы

54.Что такое общение? Как я умею общаться? (вводный просветительско-диагностический урок)

55.Учимся слушать и слышать

56. Общение без слов (что такое невербальная коммуникация)

57. Учимся рассуждать и высказывать свое мнение

58. Эффективные приемы общения

59. Отработка полученных навыков общения

60. Я умею общаться (рефлексия, итоговая диагностика коммуникативных навыков)

Раскрытие творческого потенциала

61. В мире творчества. Насколько я креативен? (вводный просветительско-диагностический урок)

62.«Своими руками» (лепка, конструирование)

63.«Я художник» (апробируем разные техники рисования)

64.«В гостях у сказки» (пробуем сочинять сказки)

65. Моя вообразилия

66. Я творческая личность (рефлексия, итоговая диагностика творческого потенциала)

67. Дом из песка.

68. До встречи, сказка!

Список литературы

  1. Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития [Текст]: Монография / О. К. Агавелян. — Челябинск, 2003. – 154 с.
  2. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст]: учебно – методическое пособие / Д.И. Бойков. – СПб.: КАРО, 2005. – 228с.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2009. – 221с.
  4. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции: учебно-методическое пособие / А. Г. Грецов; под общ. ред. Евсеева С. П. – СПб: СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44 с.
  5. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие / А.А. Леонтьев. – М.: «Смысл», 2008. – 365 с.
  6. Психологические тесты [Текст] / Под. ред. А.А. Карелиной: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.2. – 248 с.
  7. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы) [Текст] / Н.В. Самоукина. – М.: 2002.
  8. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция [Текст]: учеб. – метод. пособие / А.Г. Самохвалова. – СПб.: Речь, 2011. – 432с.
  9. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении [Текст]: практическое пособие. – 2-е изд. / Н.П. Слободяник. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256с.
  10. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. [Текст] / Л.М. Фридман.– М.: Педагогика, 2008– 95 с.
  11. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). – М.: «Ось-89», 2014.

Источник