Индивидуальная программа развития ребенка с овз психолог

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Майнский детский сад № 5 «Теремок»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

РЕБЁНКА С ОВЗ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Обучающийся – мальчик Еремеев Иван, возраст- 4года.

Адаптация к группе детского сада прошла в тяжёлой степени. Ребенок расторможенный,  гиперактивный. Находится в постоянном движении, натыкаясь на предметы и сметая всё с полок.  Отказывается от приёма пищи. На занятиях с педагогами в контакт  вступает тяжело.

Устную инструкцию к заданиям не  принимает, действует по желанию, постоянно срываясь с места. При контакте с педагогом отводит взгляд и отворачивается.  В выполнении заданий не заинтересован. Манипуляции с предметами  сводятся к тому, чтобы схватить предмет  и бросить его на пол. Действия характеризуются хаотичностью с последующим отказом от выполнения задания. Отрицательно реагирует на музыку: начинает громко кричать и убегать из музыкального зала.

Состояние ручной моторики нарушено. Самостоятельно пользоваться столовыми предметами не умеет.

Пассивный словарь не соответствует возрасту. Активный словарь состоит из звуков: «г», «а», «ы».

Навыки самообслуживания не сформированы.

Сюжетно-игровая деятельность отсутствует.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ».

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Цель коррекционной работы: Создание оптимальных условий развития.

ЗАДАЧИ:

-развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

-обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

-снижение эмоционального и мышечного напряжения. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

-развитие общей и ручной моторики.

-стимуляция речевого развития ребенка.

-развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.

-развитие пространственных представлений.

-оказание психологической помощи и поддержки родителям.

Организационно-педагогические условия реализации адаптированной программы:

-форма проведения коррекционно-развивающей работы:

-индивидуальные занятия.

-форма контроля и учета достижений ребенка: промежуточная диагностика.

-коррекционно-развивающие технологии и программы:

«Учимся слушать и слышать» Борисенко М.Г., ДатешидзеТ.А., Лукина Н.А.

«Система коррекционного воздействия при моторной алалии» Т.В.Пятница, Т.В. Башинская;

«Методика формирования начального детского лексикона» О.Е.Громова

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр» Г.А.Османова

«Коррекционно-развивающая работа с умственно-отсталыми детьми в дошкольном учреждении» Стребелева, Екжанова.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Инвариативная часть

Образовательные области

Виды НОД

Объём нагрузки НОД

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Познавательное развитие

Математические представления

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Формирование целостной картины мира

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Речевое развитие

Развитие речи

15-20 мин.

Развитие речи и начал грамоты

20-25 мин.

25-30 мин.

Художественная литература

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное занятие

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Рисование

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Лепка/Аппликация/Конструирование

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Физическое развитие

Физическая культура

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Коррекционное направление

Логопедия

Психолог

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Общее время образовательной деятельности

2ч.15 мин.- 3ч.

3ч. – 3ч.45 мин.

3ч. 45 мин.- 4ч. 30 мин.

Форма организации коррекционной работы:

индивидуальные занятия с педагогом – психологом, учителем – логопедом 2- раза в неделю по 15 – 20 минут с обязательной динамической паузой 10 минут.

Расписание индивидуальных занятий

ребенка – инвалида обучающегося на дому

(длительность 1 занятия 20 мин.)

на 2018 – 2019 учебный  год

Дни недели

Время

Место проведения

Вид оказываемых услуг

Специалист

Понедельник

9.40-  10.00

Майнский д/с № 5

Изостудия.

Рисование

Воспитатель

Вторник

9.40 – 10.00

Майнский д/с № 5

Каб. логопеда

Развитие речи/Познава-тельное развитие

Учитель-логопед

10.10 – 10.30

Майнский д/с № 5

Муз. зал

Музыка.

Музыкаль-ный руководитель

Среда

9.40- 10.00

Майнский д/с № 5

Физкультур-ный  зал

Физическая культура  

Руководи-тель по физ.воспи-танию

10.10 – 10.30

Майнский д/с № 5

Изостудия

Лепка

Воспитатель

Четверг

9.40- 10.00

Майнский д/с № 5

Каб. логопеда

Коррекцион-ное занятие

Учитель-логопед

Пятница

 9.40 – 10.00

Майнский д/с № 5

Методич. кабинет

Коррекцион-но-развивающие занятия

Педагог-психолог

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).

Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.

Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.

Читайте также:  Тест на развитие самоконтроля ребенка

Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; катать игрушки в тележке; возить в машине кубики, играть с воздушными шариками; махать ленточкой; кормить куклу, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого, снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого);  учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.

Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук. Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). Учить рисовать кистью, применяя методы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, прямые и округлые линии. Учить выполнять простые аппликации (наклеивание готовых форм), выполнять работу в технике обрывной аппликации. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.

КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.

Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.

Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.

Формировать алгоритм восприятия лица и тела.

Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».

Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;

Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.

Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;     Способствовать развитию потребности в сопереживании.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел программы

№ темы

Тема

Количество занятий

1. Диагностическое обследование

4

2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Тема 1

Представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях.

2

Тема 2

Представления о ближайшем окружении, членах семьи.

2

Тема 3

Предметное окружение

4

Тема 4

Временные представления

2

Тема 5

Мир животных

2

Тема 6

Мир растений

2

Тема 7

Ориентировка в пространстве

2

3. Формирование предметно-практической деятельности

Тема 1

Формирование способности понимать просьбы, команды

4

Тема 2

Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием.

6

Тема 3

Сюжетная игра

6

4. Сенсорное развитие

Тема 1

Представления о величине, группировка предметов относительно размера.

4

Тема 2

Представления о форме.

3

Тема 3

Представления о количестве (много-мало, один-много, пусто).

3

Тема 4

Основные цвета. Соотнесение предметов по цвету.

3

Тема 5

Сравнение предметов по форме, количеству, величине, используя приемы приложения, наложения.

3

5. Коммуникация и развитие речи

Тема 1

Зрительная стимуляция

4

Тема 2

Обучение пониманию значения слов, простых инструкций

4

Тема 3

Формирование умения обращаться к взрослому.

4

Тема 4

Употребление слов/жестов.

4

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

68

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.

Ожидаемые личностные результаты:

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

2.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).

4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

– выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;

– выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

– узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

– показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;

– показывать на себе части тела и лица;

– выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

– при общении использовать мимику и жесты;

– определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

– понимать и выполнять действия с игрушкой;

– показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;

– вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет возрастная психология

– повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

– адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

– соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;

– использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

– выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения____________________________________

Дата окончания обучения ______________

Подпись родителя ____________________

Подпись специалиста__________________

Источник

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сопыревская основная школа»

Красносельского района Костромской области

Рассмотрено

на педагогическомсовете:

от «_____»____________201__г.

Утверждаю:

директор школы

_____________/Е.В. Сметанина

Приказ №____от «___»_________201___г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

с детьми с ОВЗ

(первый год психологического сопровождения)

                                                                                                                        Разработала:

                                                                                           Педагог-психолог Щепкина Е. П.

2019

Содержание программы:

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3

2. Содержание разделов программы……………………………………………………8

3.Учебно-тематический план. ……………………….…………………………………..9

4. Литература, использованная для разработки программы………………13

Пояснительная записка.

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как низким развитием когнитивной сферы, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности. У детей с ОВЗ слабо сформированы пространственные представления. Особенности внимания проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим. Недостаточно развитовоображение. Особенности мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности, недостаточность наглядно-образного мышления; Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. У детей с ОВЗ отмечаются относительно высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.

Основными целями программы являются:

формирование эффективной системы поддержки детей с ОВЗ, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.

повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала.

Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:

  • Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательно уровня.

  • Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

  • Развитие эмоционально-волевой сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.

  • Формирование положительной учебной мотивации.

  • Развитие творческих способностей детей с ОВЗ.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.

Программа опирается на следующие принципы:

  • системность;
  • комплексность;
  • деятельностный подход;
  • общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ:

– диагностика (индивидуальная и групповая);

– консультирование (индивидуальное и групповое);

-коррекционно – развивающая работа (индивидуальная и групповая);

– психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся.

Работа с родителями:

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

Читайте также:  Программа игра в музыкальном развитии ребенка

Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье.

Задачи:

  • Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования;

  • Выбор стратегии воспитания;

  • Просвещение о психолого-физиологических особенностях детей с ОВЗ;

  • Консультации по индивидуальным запросам.

Режим занятий, основные формы и методы реализации программы.

Занятия проходят 2 раза в неделю. Возможно как проведение индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых группах, сформированных по особенностям развития.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушками, работа с наглядными материалами, работа по карточкам, упражнения и др.).

Заключительная часть  – подведение итогов, обратная связь.

Продолжительность занятия 20 минут.

Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов в год –54.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • адресная помощь и сопровождение ребенка в образовательном процессе;

  • положительная динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка в образовательном процессе;

  • повышение уровня развития когнитивной сферы;
  • повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы (умение владеть своим психоэмоциональным состоянием).
  • формирование положительной мотивации к обучению.

  • формирование положительной самооценки у детей;

Описание разделов программы

Диагностика развития психических процессов.

Данный раздел включает в себя диагностику уровня развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Диагностика проводится с целью получения данных о развитии ребенка и включает в себя тестовые методики и упражнения, позволяющие получить картину актуального развития когнитивной сферы. Описание методик и план диагностики включены в рабочую программу педагога-психолога «Программа психологической диагностики уровня развития когнитивной и личностной сферы учащихся с ОВЗ». Диагностические мероприятия проводятся в начале и в конце учебного года с целью замера динамики развития ребенка в течение учебного года.

Развитие внимания.

Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания, направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости внимания.

Развитие мышления и речи.

Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у ребенка таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение классифицировать, выстраивать аналогии, развитие логики, а также на активизацию и обогащение словаря ребенка.

Развитие восприятия.

Данный раздел программы направлен на развитие процесса отражения окружающей ребенка действительности, во всех ее взаимосвязях.

Развитие памяти.

Задания и упражнения данного раздела направлены на тренировку слуховой, зрительной и логической памяти.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Реализация данного раздела программы направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка, помощь в разделении положительных и отрицательных эмоций человека, на обучение распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Содержание разделов и наименование форм работы

1.

Диагностика развития психических процессов (начало учебного года):

6

1.1

Диагностика уровня развития когнитивной сферы.

Мышление.

1

В соответствии с программой диагностики

1.2

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Память.

1

В соответствии с программой диагностики

1.3

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Внимание.

1

В соответствии с программой диагностики

1.4

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Речь. Восприятие.

1

В соответствии с программой диагностики

1.5

Диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой сферы.

1

В соответствии с программой диагностики

1.6

Диагностика развития личностной сферы.

1

В соответствии с программой диагностики

2.

Развитие внимания

10

2.1

Развитие концентрации внимания

2

Упр. «Радуга внимания»

Упр. Копировальщики»

2.2

Развитие концентрации и устойчивости внимания

1

Упр. Корректурные пробы»

2.3

Развитие умения распределять внимание

1

Упр. «Шифровщики»

2.4

Развитие внимания и мышления

1

Упр. «Кодирование слов с помощью цифр»

2.5

Развитие слухового внимания

2

Упр. «Арифметический диктант»

Упр. «Графический диктант»

2.6

Увеличение уровня распределения внимания.

3

Коллективное чтение с дополнительной сенсорной нагрузкой (постукивание).

Упр. «Счет с помехой»

Упр. «Воображаемое рисование+сенсорная поддержка»

3.

Развитие мышления

20

3.1

Развитие мышления и речи

2

Сочиняем рассказ по картинкам

Сочиняем рассказ из несвязанных между собой понятий

3.2

Развитие способности к синтезу

3

Упр. «Словообразователи»

Упражнения на поиск составных частей предметов и явлений

Упр. «Плохо или хорошо?»

3.3

Развитие логики

7

Решение ребусов

Упр. «Спичечные головоломки»

Упр. «Инструкция»

Упр. «Наведем порядок» (Поиск смысловой связи в предложенных словах)

Отгадывание загадок

Упр. «Зашифрованные слова»

Составление анаграмм

3.4

Развитие умения анализировать

4

Упражнения на определение существенных признаков явлений и предметов.

Упражнения на поиск общих признаков предметов и объединения их в группы.

Упражнения на классификацию предметов и явлений

Игра «Спорщики».

3.5

Развитие умения действовать по образцу

2

Упр. «Занимательная лесенка»

Упр. «Змейка»

3.6

Развитие умения выстраивать аналогии

1

Упражнения на визуальные и

слуховые аналогии.

3.7

Развитие ассоциативного мышления

1

Упражнения на выстраивание ассоциаций.

4

Развитие восприятия

5

Упр.«Наложенные изображения»

Упр. «Найди спрятанные изображения»

Упр. «Закончи незаконченные изображения»

Упр. «Собираем целое из частей»

Упр. «Парные изображения»

5

Развитие памяти.

10

5.1

Развитие зрительной памяти.

4

Упр. и задания на работу по образцу

Работа по карточкам

Упражнения с использованием раздаточного материала

Упр. «Фоторепортаж» (Воспроизведение на память элементов картинки)

5.2

Развитие ассоциативной и логической памяти.

3

Упражнения на группировку предметов