Индивидуальная программа развития ребенка с овз логопеда

Остановимся на содержании программы, «Что включает в себя содержание индивидуальной программы?»

 Содержание программы базируется на основе взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются  направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.

Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы. 

Способы изучения результативности программы.

Ф.И. ребенка: И. Саша    Заключение ПМПК_______ОНР-III уровень., стертая форма дизартрии.

Возраст (на момент обследования): 5 лет     Дата составления ИПР_ сентябрь 2013 г.___

Дата обследования  сентябрь 2013 г     Срок реализации ИПР:   1- период обучения (сентябрь-декабрь)

Специа-листы

Выявленные нарушения

Задачи коррекционной работы

Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений

Рекомендации для родителей

Результат

С

К

Учитель-логопед

Коррекция произносительной стороны речи:

  • Затрудняется в переключении с одной артикуляционной  позы на другую.

  • Слабая подвижность губ, Лицевая мускулатура гипомимична.

  • Искажает звук «С», заменяет «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Щ» на «СЬ».

  • Звуки «Л», «Р», «РЬ» – отсутствуют.

Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.

  • Затрудняется в подборе прилагательных к существительным.

  • Затрудняется в назывании действий людей разных профессий,

  • Не образовывает правильно притяжательные прилагательные.

  • Допускает ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

  • Частые ошибки в употреблении формы Р.п мн. числа

  •  Не согласует числительные «2», «5» с существительными.

  • Употребляет односложные предложения, простые фразы.

Развитие самостоятельной связной речи.

  • Рассказ-описание составляет в вопросно-ответной форме. Самостоятельный рассказ не составляет.

  • При пересказе пропускает и искажает смысловые звенья, пересказ перечислительного характера.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза.

 Подготовка к обучению грамоте.

  • Не дифференцирует звуки по твердости и мягкости, звонкости глухости «Ш-С», «Ж-З», «С-З-Ц».

  • Не определяет количество и порядок слов в предложении;

  • Не сформированы: слоговой анализ и синтез (стол, кошка, стакан, капуста);

  • звукобуквенный анализ и синтез (ам, ма, мак).

  • Развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков.

  • Развивать мимическую мускулатуру с помощью массажа лица – повысить тонус мышц.

  • Уточнить звукопроизношение звука «С» и закрепить его в речи.

  • Вызвать шипящие звуки «Ш», «Ж», «Щ» изолированно в речи, закрепить их правильное произношение в речи.

  • Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.

  • Обогащать и активизировать представления детей о действиях людей разных профессий. Активизировать глагольный словарь.

  • Развивать умение образовывать правильную форму образования притяжательных прилагательных.

  • Развивать умение образовывать правильную форму уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

  • Развивать умение употреблять правильную падежную форму Р.п. мн. числа.

  • Развивать умение употреблять правильную  форму образования числительных с существительными.

  • Формировать умение отвечать на вопрос развернутой фразой, составлять предложение по картинке из 3-4 слов.

  • Составлять небольшой пересказ знакомой сказки, передавая содержание и смысл текста.

  • Составлять небольшой пересказ, передавая содержание и смысл текста, сохраняя логическую последовательность

  • Упражнять в дифференциации звуков (раннего онтогенеза) на слух по твердости-мягкости, звонкости-глухости в текстах, фразах, словосочетаниях, словах, слогах.

«Сказка о Весёлом Язычке», Гимнастика для язычка.

«Послушай-повтори», «Звуковая дорожка»

«Повтори звуки», «Эхо», «Найди звук», «Подарок Звуковичку», «Тим и Том»,

«Громко-тихо»

«Назови ласково»,

«Четвёртый лишний», «Магазин»,

«Чего много

в корзине?», «Что с чем рядом?»,  «Чего не хватает?», «Исправь ошибку», “Чей хвост . чья морда?”

«Один-много», «Какой лист, какая ветка?»,

«Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?»,                «Чудесный

мешочек», «Сосчитай»,

«Что приготовим?», «Кто, чем питается?», «Кто кем будет?», «Сравни животных», игра «Как улетают птицы?»

«1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки».

«Построй предложение»,

«Подбери слово», ««Добавь слог», «Слоговой поезд», «Прошагай слово», «Слово в домик»

«Построй предложение», «Подбери слово», «Цепочка слов», «Сложи букву»,

«Подружи буквы» Цепочка слов

  • Закрепление

поставленных звуков;

  • развитие внимания и памяти.

контроль произношения;

  • выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала;

  • грамматиче-ского строя речи,

связной речи;

  • выполнение домашних рекомендаций по развитию лексико-грамматического строя,

 связной речи;

  • развитие словесно-логического мышления.

  • совместные игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

Воспита-

тели

  1. Не имеет представления о  пространственных понятиях «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади», не  понимает зеркальное отображение.

2.Не знает цифры.

3.Не владеет счётом в пределах 5.

4.Не знает геометрические фигуры.

5.Не умеет сравнивать предметы, устанавливать сходство и различие.

6.Не умеет классифицировать предметы по одному признаку.

7.Небрежно закрашивает, выходит за линии. Использует 1 цвет. 

8.Не умеет вырезать из бумаги.

9.Не владеет элементарными приёмами лепки. 

10.Не умеет рисовать кистью и красками.

11.Самостоятельно одежду не складывает, не поправляет и не заправляет.

  1. Формировать пространственные понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», «впереди-сзади».

2.Формировать представления о числах от 1 до 5. 

3.Формировать навык прямого счёта в пределах 5.

4.Формировать представления о геометрических фигурах. 

5.Формировать умение сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие.

6.Формировать умение классифицировать предметы.

7.Развивать умение закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка с нарушением интеллекта

8.Формировать умение пользоваться ножницами при вырезывании простых геометрических фигур, полосок.

9.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

10.Формировать умение рисовать кистью и красками.

11.Продолжать развивать навыки самообслуживания: умение складывать одежду, следить за своим внешним видом.

«Муха», «Высоко-низко, далеко-близко», «Иди туда, куда скажу», «Зеркало».

«Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей».

«Считай дальше», «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке».

«Назови фигуру», «Какая форма».

«Сравни предметы», «На что похоже», «Чем похоже», «Чем отличается»

«Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Птицы».

«Трафареты», «Раскраски».

«Фрукты», «Овощи», «Грибы».

«Морковь», «Мишка», «Козлёнок».

«Закрась платочек», «Морские волны», «Цветок», «Ветка рябины».

«Сложи красиво кофту», «Сверни колбаской колготки», «Помоги товарищу».

Закреплять понятия «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади».

Закреплять представления о числах от 1 до 5.

Закреплять навык прямого счёта в пределах 5.

Закреплять знания о геометрических фигурах.

Закреплять умение сравнивать предметы.

Закреплять умение классифицировать предметы по одному признаку.

Закреплять умение аккуратно закрашивать, не выходя за контур, правильно пользоваться ножницами, развивать мелкую моторику рук.

Поощрять аккуратность, стремление помочь.

Закреплять умение рисовать кистью и красками.

Закреплять навыки самообслуживания.

Педагог-психолог

Неустойчивое, рассеянное, концентрация внимания недостаточная – часто отвлекается.

Недостаточный объем зрительной и слуховой памяти

Возникают трудности при выполнении мыслительных операций

Нарушения в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы (неустойчивое настроение – меняется от незначительных причин, плаксив, обидчив, часто непослушен, на замечания реагирует неадекватно, управлять поведением не умеет).

Развивать способность концентрировать произвольное внимание

Повышать объем произвольной памяти

Развивать способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы

Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.

«Найди отличия», лабиринты, зрительные диктанты, «Корректурные пробы»

«Где ошибка?»;

 «Как пройти к зайке?»;

 «Небылицы»;

 «Съедобное – несъедобное»

«Пары слов»;

«Мы ходили в зоопарк»

 «Посмотри и запомни»;

 «Послушай и запомни»

«Живое – не живое»

 «Отгадай предмет по описанию»;

 «Да, нет»;

 «Чей домик?»

 «Четвертый лишний»;

 «Что сначала, что потом?»

 «Загадки»

релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкатерапии

Закреплять навык при помощи игр: «Съедобное – несъедобное», «Найди отличия», лабиринты

Закреплять навык при помощи игр:

«Посмотри и запомни»;

 «Послушай и запомни»

Закреплять навык при помощи игр: «Да, нет»;

«Загадки»; «Отгадай предмет по описанию»

Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком

Инструктор по Физ.

  1. Разновидность плоскостопия (косолапие), ярко выражена сколиотическая осанка, мышечная недостаточность.

  2. Затрудняется в прыжках на месте на двух на ногах (чаще прыгает на 1ой ноге).

  3. В беге на скорость – шаг короткий, неравномерный, руки малоактивны.

  1. Укреплять свод стопы, выполняя корригирующие упражнения для стоп.

  2. Развивать мышцы спины, пресса, выполняя специальный комплекс упражнений для коррекции сколиотической осанки.

  3. Формировать умение отталкиваться двумя ногами и прыгать на месте на обеих ногах.

  4. Формировать умение бегать легко и ритмично, с хорошей координацией в движении ног и рук, энергично отталкиваясь от опоры;

Музыкальный руководитель

Не устойчиво внимание при   прослушивании музыкальных произведений, нет заинтересованности.

Развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Знакомить с разными музыкальными произведениями (марш, танец, песня).

 «Где ты, Осень?», «Французский аккордеон»,

«Зимушка-зима»,

«Песня осенних листочков»

«Сами саночки бегут», «Детский сад»,

Слушать дома спокойную классическую музыку

муз. руководитель___________/ФИО/

                                                                                                                                                                       задания с помощью.

                                                                                                                                                             задания самостоятельно, правильно

Литература.

Источник

Телефон: (499) 248-44-17                               Факс: (499) 248-46-62                           E-mail: sk30@edu.mos.ru

ОКПО  45399347,              ОГРН  1037739409960,                ИНН/КПП          7704234760/770401001

Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

I

четверть

Читайте также:  Психическое развитие ребенка с нарушениями опорно двигательного аппарата

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

9 ч

8 ч

10 ч

7 ч

34 ч

Цель коррекционных занятий начальной школы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации речевого развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

      Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Логопедическое сопровождение.

(развитие слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации)

 формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.)

Развитие звуковой стороны речи.

словосочетаниями, связью слов в предложении.

Устные опросы проводятся по итогам окончания каждой четверти с опорой на индивидуальные особенности ребенка.  Задания  выполняются самостоятельно, с частичной или  с непосредственной помощью логопеда.

     Это зависит от цели работы и объема проверяемого материала.

Время обучения

Формирование пространственно-временных представлений

Развитие неречевых процессов

Пропедевтика навыков письма

1

2-я 3-я неделя сентября

  • Обследование.
  • Уточнение представлений о схеме тела.
  • Речевые обозначения правой и левой руки.

I. Сенсорное восприятие.

  • Знание основных цветов.
  • Понятие о цвете.
  •  Развитие умения точно и правильно называть предметы.
  • Развитие слуховых ощущений.

.

1. Ориентирование на листе бумаги. Уточнение и закрепление понятий «вверх – вниз, снизу – вверх, выше – ниже».

2. Отработка понятий «слева направо», «справа налево».

3.Назовите предметы.

4.Послушай тишину.

5.Узнай по звуку.

2

4-я неделя сентября

Соотношение частей тела с правой и левой рукой.

1. Упражнения в различении близких цветов.

Развитие концентрации и устойчивости внимания.

Развитие зрительного ощущения

1. Ориентировка на листе бумаги. Отработка понятий «верхний правый угол, нижний левый угол». 2. Письмо палочек по образцу.

3

1-я неделя октября

Ориентировка в окружающем пространстве:

– определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.Усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева-справа», «между», «Сверху-снизу».

1. Закрепление умения различать близкие цвета.

1. Обводка клеточки по образцу.

2. Раскраска и штриховка клеточки.

3.Найди предмет.

4.Раскрась правильно.

4

2-я неделя октября

Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их формами изображения

умение определять местоположения объекта в строке, столбце.

Различение геометрических форм.

– Уточнение понятий о «круге, квадрате, овале, треугольнике, прямоугольнике».

1. Ориентирование по клеточкам

2. Письмо наклонных линий. 

5

3-я неделя октября

Определение объектов и предметов в пространстве. Игра «Репка»

Развитие умений выполнять словестные поручения.

Разложи фигуры:

  • согласно форме,
  • согласно форме и величине,
  • согласно форме и цвету

1. Ломаные линии в направлении письма.

2. Обводка по трафарету.

Учись слушать и выполнять.

3.Послушай звуки.

6

4-я неделя октября

Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

Определение геометрической формы в обиходных предметах.

1. Вертикальные и горизонтальные линии.

2. Составление орнаментов и рисунков в клеточках и между ними.

3.Разведчики.

4.Сенсорные дощечки

7

1-я неделя ноября

Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

Развитие пространственных представлений (направление движений).

 Развитие понятийного мышления.

Зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез.

1. Прописывание дуги.

2. Кружок в клеточке

3.Куда указывают стрелки?

4. Подбери картинку.

5. Подбери заплатку.

6. Найди образец.

8

2-я неделя ноября

Работа над пространственными предлогами.

Практическое овладение предлогами «в», «на».

  1. Развитие умения анализировать и сравнивать.
  2. Развитие произвольного внимания.

Назвать недорисованные предметы.

1. Прописывание элементов букв (крючков с закруглением сверху, снизу).

2. Зарисовка и раскраска кружочков и овальчиков.

3. Прописывание элементов буквы «А».

 4.Найди отличия.

5.Перепутанные линии.

9

3-я неделя ноября

Практическое овладение предлогами «на», «с (со)»

Развитие зрительного ощущения и образного мышления.

Развитие зрительно-двигательной координации.

Развитие зрительной памяти.

Назвать перечеркнутые изображения.

1. Обводка по трафарету. Штриховка.

2. Прописывание буквы «О».

3.Штриховка.

4.Запомни точно.

10

4-я неделя ноября

Практическое овладение предлогами «в», «из».

Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений («внутри», «вне» , «на»).

Развитие понятийного мышления

Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

1. Письмо крючков с закруглением вниз, вправо и влево.

2. Безотрывочное письмо заборчиков.

3.Нарисуй по памяти.

4.Выполни правильно.

5.Кто за кем.

11

1-я неделя декабря

Практическое овладение предлогами «по», «к».

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.

Определить, что неправильно нарисовано.

1. Письмо наклонных палочек с правого верхнего и левого верхнего угла.

2. Обводка и штриховка геометрических фигур.

3. Чей узор лучше?

4. Найди предметы одного цвета.

12

2-я неделя декабря

Практическое овладение предлогами «у», «к», «от».

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие слуховых ощущений.

Сложите целое из частей (работа с цветными изображениями).

1. Черчение и штриховка флажков.

3. Пропись букв «А, У»

4. Раскрась правильно.

5. Домик.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка в условиях гпд

6. Шумящие коробочки.

13

3-я неделя декабря

Практическое овладение предлогами «в», «за».

Развитие умения копировать образец.

Развитие зрительного восприятия.

Развитие осязания.

Сложить целое из частей (работа с контурными изображениями).

1. Письмо, группировка крючков в разных направлениях.

2. Прописывание элементов «У».

3. Срисуй фигуру точно.

4. Путаница.

5. Найди одинаковые.

6. Треугольники.

14

2-я неделя января

Практическое овладение предлогами «под», «над».

Развитие мышления. Развитие непосредственно зрительной памяти.

Сравнение двух одинаковых предметов, имеющих небольшое отличие.

1.  Рисунки в дуге – «Ежик», «Рыбка»

2. Найди одинаковые.

3. Запомни и найди.

4. Раскрась птичку.

15

3-я неделя января

Практическое овладение предлогами «над», «на».

Развитие пространственных представлений.

Сравнение различных предметов, имеющих внешнее сходство.

1. Чередование палочек и флажков в разных направлениях.

2. Слуховой диктант.

3. Пропись букв «А, О, У»

4. Сгруппируй буквы.

16

4-я неделя января

Практическое овладение предлогами «по», «под».

Найти заданную фигуру .

1. Письмо волнистой  линии, не отрывая руки в направлении письма.

17

1-я неделя февраля

Практическое овладение предлогами «под», «из-под».

Развитие зрительно-двигательных координаций Развитие мышления, пространственного воображения.

Конструирование по образцу фигур из палочек.

1. Рисунки в клеточках (яблоко, цыпленок, грибок, флажок).

2.  Пропись букв «о,у».

3. Найди отличия.

4. Дорисуй недостающие детали.

6. Перепиши без ошибок.

7. Проведи не касаясь.

18

2-я неделя февраля

Практическое овладение предлогами «из», «из-за».

Развитие гибкости мышления.

Развитие произвольного внимания (распределения).

Формирование умения сравнивать

Конструирование из палочек фигур по образцу.

1. Письмо дугообразной линии в направлении письма.

2. Зрительный диктант. Продолжи ряд геометрических фигур.

3. Прописывание элементов букв «С, Х».

4. Найди спрятанные слова.

5. Сравни слова.

6. Учимся сравнивать

19

3-я неделя февраля

Закрепление всех отработанных предлогов.

Развитие памяти на последовательность действий.

Расположение предметов на листе бумаги.

Конструирование из палочек фигур по памяти.

1. Волнистые и дугообразные линии: дорисуй чешуйки рыбки.

2. Письмо крючков с закруглением сверху.

3.  Где спрятались игрушки?

4.  Все по порядку.

5. Где что лежит.

20

4-я неделя февраля

Развитие и уточнение временных представлений.

1. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок.

Развитие мышления.

Развитие наблюдательности.

Развитие слухо-моторных координаций.

1. Письмо горизонтальных крючков.

2. Рисунок по клеточкам: яблоко, слива, зонтик.

21

1-я неделя марта

Наблюдение последовательности явлений и реальных действий.

Развитие умения сравнивать.

Развитие мышления.

Развитие зрительно-двигательных координаций.

Развитие слухо-моторных координаций.

1. Зарисовка заборчика (башня – крыша) – безотрывное письмо.

2. Письмо крючков разной высоты.

3 Найди одинаковые.

22

2-я неделя марта

Уточнение представлений о частях суток и название каждой из них.

Развитие умения сравнивать.

Развитие зрительного восприятия.

Воспроизведение ритмического рисунка хлопками, отстукиванием на барабане.

1. Письмо овалов.

2. Правописание проходящих букв»

3. Исключение лишнего.

23

3-я неделя марта

Уточнение знаний о последовательности частей суток.

Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления.

Сопровождение детских стихов и песенок хлопками в ладоши.

1. Письмо косых линий разной высоты.

2. Слуховой диктант.

4. На что это похоже?

24

4-я неделя марта

Уточнение представлений о днях недели. Учить связывать названия дней в неделе с порядковым номером. Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

Развитие пространственных представлений, наглядно-образного мышления.

Простучать за логопедам карандашом ритмический рисунок.

1. Чередование наклонных линий и крючков в различных направлениях.

2. Прописывание элементов пройденных букв.

25

1-я неделя апреля

Закрепление представлений о неделе и названиях дней недели.

Соотнесение с определенными днями недели тех или иных занятий, событий жизни детей.

Формирование пространственных представлений, развитие логики, психомоторики.

Учить чувствовать ритм, рифму.

Игра «Подбери слово, чтобы вышло складно».

1. Зрительный диктант.

2. Письмо пройденных букв.

3.  Обобщающие понятия.

26

2-я неделя апреля

Уточнение представлений о последовательности времен года.

Развития наглядно-образного мышления, внимания (устойчивость), процесс синтеза.

Развитие зрительной памяти.

Развитие мышления. Игры-упражнения.

1. Обводка предметов и штриховка косой, горизонтально, вертикально.

2. Продай знак.

3. Назови по порядку.

4. Что здесь изображено.

27

3-я неделя апреля

Месяцы. Соотнесение месяцев с определенным временем года.

Развитие мышления (установление закономерностей), процесса анализа, психомоторики.

Игра «Чего не стало»

1. Письмо косых и прямых крючков с закруглениями вверху и внизу.

2. Письмо букв «М, Ш»

3. Найди фигуру.

4.  Раздели на части.

5. Собери картинку

28

4-я неделя апреля

Уточнение представлений о членах семьи. Понятия «старше», «младше»

Развитие зрительного восприятия, мышления слухового ощущения.

Игра «Что добавилось?»

1. Чередование овалов и палочек.

2. Найди буквы.

29

1-я неделя мая

Составление рассказа о семье, объясняя, кто кому кем приходится.

Разложить предметы в первоначальной последовательности.

1. Чередование кругов и овалов.

2. Письмо пройденных букв.

30

2-я неделя мая

Дидактические игры на закрепление пространственно-временных представлений.

Развитие пространственных представлений, наглядно-образного мышления.Сутки. Части суток (утро, день,вечер, ночь).

Дидактические задания.

1. Обобщающие занятия.

Источник