Индивидуальная программа развития ребенка с овз 1 класс

Предлагаемая программа составлена на основе программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов.
Индивидуальная программа развития познавательных процессов предназначена для занятий с учащимся ……., который обучается по программе 1 класса «Школы России». Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ребенка. У мальчика наблюдается несформированность мотивационно-волевой сферы, внимания, памяти, позиции школьника. В апреле 2016 года рекомендовано прохождение ПМПК с целью определения дальнейшего маршрута обучения. В августе 2016 года ЦПМПК присвоила …… Алексею статус ребенок с ОВЗ (Заключение ЦПМПК прилагаются)
Программа составлена с учетом и опорой на резервные возможности ребенка: активность, интерес к игровой деятельности, эмоциональный контакт со взрослым.
Основная цель – развитие познавательной сферы учащегося.
– развитие коммуникативных навыков.
1. Диагностический (первичная диагностика). Цель данного этапа – выявить уровень познавательных процессов, коммуникативных навыков.
2. Развивающий блок. Цель – развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы.
3. Диагностический (вторичная диагностика). Блок оценки эффективности воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащейся в результате развивающих воздействий.
Основные приемы и методы работы: психологические игры и упражнения, арттерапия, сказкотерапия, беседа.
• получение информации о содержании того или иного навыка;
• применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
• перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.
Занятия проводятся два раза в неделю. Длительность каждого занятия 45 минут. Объём материала программы рассчитан на 30 занятий. Занятия проводятся в кабинете психолога.
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательной деятельности, а так же в мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сферах.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, которое проводиться в начале и в конце развивающих занятий.
№
Тема урока
Методики и задания
Кол-во часов
1
Развитие произвольного внимания.
Развитие слуховой памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Подсчитай правильно
Повтори цифры
Найди путь
1
2
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие наглядно-образного мышления.
Куда ускакал зайчик?
Полянки
1
3
Развитие зрительной памяти.
Развитие пространственных представлений.
Развитие произвольности средних движений.
Летает – не летает
Выполняй правильно
Запомни и нарисуй
1
4
Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).
Развитие вербальной памяти.
Найди фигуры
Слова, начинающиеся с одной буквы
1
5
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей).
Развитие тонко координированных движений.
Выше, слева, правее, снизу
Соседнее, через одно
Объедини слова
Сделаем бусы
Вырежи фигурки
1
6
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие произвольного внимания (устойчивость).
Развитие мышления (процессы синтеза).
Полянки
Назови по порядку
Что здесь изображено?
1
7
Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие точности произвольных движений.
Найди фигуры
Раздели на части
Кто точнее?
1
8
Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие слуховых ощущений.
Назови буквы
Какой? Какая? Какие?
Шумящие коробочки
1
9
Развитие произвольного внимания (распределение).
Развитие осязательных ощущений.
Вычеркивай буквы и слушай
Сколько знаков?
Разложи вслепую
1
10
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
Развитие зрительной памяти.
Формирование элементов самоконтроля.
Отгадай слова
Нарисуй по памяти
Запретный номер
1
11
Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого.
Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале).
Развитие двигательной сферы.
Графический диктант
Поиск общего
Попади в свой кружок
1
12
Развитие пространственного восприятия.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие гибкости мыслительной деятельности.
Найди пирамиду
Нарисуй кресло
Полянки
Заселение дома
1
13
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие непосредственной зрительной памяти.
Развитие мышления (процессы анализа).
Найди фигуры
Точно такие
Раскрашивание фигур
Заполни рисунок
1
14
Развитие пространственных представлений.
Развитие зрительной памяти.
Развитие слуховой памяти.
Шарики в трубочке
Подбери заплатку
Повтори и добавь
Найди образец
1
15
Развитие умения выделять существенные признаки.
Развитие умения соотносить с образцом.
Развитие слуховых ощущений.
Выбери главное
Найди подходящий треугольник
Шумящие коробочки
1
16
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
Развитие пространственных представлений.
Развитие воображения.
Отгадай слова
Диктант пространственных действий
Волшебный лес
1
17
Развитие осязательных ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).
Шершавые дощечки
Подбери картинку
Найди фигуры
рукопожатие
1
18
Развитие слуховых ощущений.
Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение).
Развитие наглядно-образного мышления.
Шумящие коробочки
Крестики, точки
Раздели квадрат
1
19
Развитие осязательных ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Тяжелые коробочки
Подбери картинку
Цветовая угадай-ка
1
20
Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности).
Развитие мышления (умение сравнивать).
Развитие мышления (установление закономерностей).
Делаем вместе
Найди отличающиеся
Найди девятый
1
21
Развитие опосредованной памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие слухового восприятия.
Зашифруй предложение
Ленточки
Назови и проверь постукиванием
1
22
Развитие словесной памяти и произвольного внимания.
Развитие пространственных представлений.
Что изменилось?
Что не изменилось?
Превращение фигур
1
23
Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие мышления (процессы синтеза).
Развитие двигательной сферы (макродвижения).
Дорисуй рисунок
Что здесь изображено?
Иголка и нитка
1
24
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие осязательных ощущений.
Найди футболистов в одинаковой форме
Цирк
Раздели квадрат
Шершавые дощечки
1
25
Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам).
Зашифруй предложение
Цветовая угадай-ка
зеваки
1
26
Развитие мышления (операция сравнения).
Развитие зрительной непосредственной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).
Найди одинаковые
Одинаковое, разное
Точно такие
Найди девятый
рукопожатие
1
27
Развитие мышления (обобщение наглядного материала).
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие осязательных ощущений.
Четвертый лишний
Найди фигуры
Тяжелые коробочки
1
28
Развитие внутреннего плана действия.
Развитие зрительной опосредованной памяти.
Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения).
Совмести фигуры
Запомни фигуры
Замри!
1
29
Развитие произвольного внимания (распределение).
Развитие мышления (абстрагирование)
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Вычеркивай буквы и слушай
Посмотри вокруг
Где находится чайник?
1
30
Развитие мышления (умение сравнивать).
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие зрительного восприятия формы.
Найди отличающиеся
Найди девятый
Загадочные контуры
1
Итого
30 ч.
Источник
Цель занятий.
Ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике; – создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи занятий:
создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
пробуждение природной любознательности;
создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику
вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
План работы со слабоуспевающими детьми направлен на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
Получение знаний за курс 1-го класса
Выбор форм получения знаний.
Родителей:
В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
индивидуализация образовательного процесса;
обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
диалоговая форма обучения;
игровые формы;
памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля:
устные и письменные опросы;
самостоятельные и проверочные работы;
предметные тесты;
собеседования;
контрольные работы.
Принципы построения – приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации – создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; – выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1.Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3.Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. Указание алгоритма решения или выполнения.
5.Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
Этапы работы со слабоуспевающими детьми:
– Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
– Составление плана работы с детьми.
– Реализация плана в течение (полугодия) учебного года.
Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2018-2019 учебный год
Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки коррекции», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создавать специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам давать задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечать типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Темы для индивидуальных занятий со слабоуспевающими учащимися.
Темы работы со слабыми детьми
Наша речь.
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления
Текст, предложение, диалог
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.
Слова, слова, слова …
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.
Слово и слог.
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.
Перенос слов.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание
Ударение.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание
Ударные и безударные гласные звуки.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание
Ударные и безударные гласные звуки
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание
Звонкие и глухие согласные в конце слова
Числа от 1 до 20. Нумерация.
Шипящие согласные звуки
Числа от 1 до 20. Нумерация.
Заглавная буква в словах
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.
Списывание с печатного текста
Повторение. Проверка знаний
Запись слов, предложений под диктовку.
Повторение. Проверка знаний
Запись слов, предложений под диктовку. Списывание с печатного текста.
Индивидуальная образовательная программа
Обучение Грамоте
Имя, фамилия:
Ответственный за сопровождение по коррекционному маршруту учитель
начало обучения (сопровождения):
Содержание работы
Результат проведенной работы
Ответственный
начало года
конец года
Уметь вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
различать гласные и согласные звуки и буквы;
Правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком;
Делить слово на слоги;
Выделять в слове ударный слог;
Переносить слово по слогам;
Вычленять слова из предложений;
Четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
Правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
Писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов;
Составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме;
Употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения
Применять правило правописания слов с сочетаниями жи, ши,ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн;
Писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;
Устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему.
Критерии отслеживания динамики работы
значительное продвижение – 3 балла
среднее продвижение – 2 балла
минимальное продвижение – 1 балл
нет продвижение – 0 баллов
Индивидуальная образовательная программа
Математика
Имя, фамилия: Ответственный за сопровождение по коррекционному маршруту учитель
начало обучения (сопровождения):
Содержание работы
Результат проведенной работы
Ответственный
начало года
конец года
Называть числа от 0 до 20;
Называть и обозначать действия сложения и вычитания;
Называть результаты сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
Оценивать количество предметов числом и проверять результат подсчетом в пределах 20;
Вести счет как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
Записывать и сравнивать числа в пределах 20;
Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);
Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
Строить отрезок заданной длины.
Критерии отслеживания динамики работы
значительное продвижение – 3 балла
среднее продвижение – 2 балла
минимальное продвижение – 1 балл
нет продвижение – 0 баллов
Источник
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО ___________/ / «31» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Лицей № 7» ____________ / / «_____»____________ 2016 г. |
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий
для учащейся (Ребёнок ОВЗ тип 5.1)
Автор – составитель:
Педагог – психолог Аношкина Наталья Викторовна
2016 г.
Пояснительная записка
Планируемые результаты усвоения курса:
Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего злоровья;
- умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
- умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
Метапредметные результаты ребенка, с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы, является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных, личностных универсальных учебных действий).
Регулятивные УУД
- Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных ситуациях под руководством психолога.
- Планировать совместно с психологом свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
- Осваивать правила планирования, контроля способа решения.
- Осваивать способы итогового, пошагового контроля по результату.
- Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в заданиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы психолога.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.
6. Выделять и формулировать познавательную цель с помощью психолога.
7. Использовать знаково-символические действия.
8.Формулировать проблемы с помощью психолога.
Коммуникативные УУД
1. Отвечать на вопросы психолога, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.
3. Слушать и понимать речь других.
4.Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
5.Уметь задавать учебные вопросы.
6. Иметь первоначальные навыки работы в группе:
распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу;
осуществлять контроль;
7.Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать свою семью, и своих родственников, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика (формирование интереса (мотивации) к учению).
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Содержание курса
Количество часов в учебном году – 66 . Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.
Данная программа заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.
Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Реализация программы рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.
Все задания условно можно разбить на несколько направлений:
– задания на развитие внимания;- задания на развитие памяти;
– задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
– задания на развитие мышления;
– задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.
Основные принципы, на которых построена программа:
* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
– системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
– принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
– принцип «от простого – к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
– увеличение объёма материала от класса к классу.
* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
* Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Форма организации занятий.
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.
Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения». Продолжительность основной части – 30-35 минут.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия учителем: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Ребёнок самостоятельно ищет в своей работе ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. В конце пособия даны ответы к заданиям. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, ученик учится оценивать свою деятельность. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.
Календарно – тематическое планирование.
№ № | Тема занятий | Всего часов | Виды занятий | Дата проведения занятия (планируемая) | Дата проведения занятия (фактическая) |
Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование. | 1 | самостоятельное | |||
Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагиро |